Происхождение Осознанности
Осознанность возникла из древней восточной и буддийской философии и берёт своё начало примерно 2500 лет назад. [2][3][4] Концепция осознанности вдохновила многих, и Джон Кабат-Зинн и его коллеги из Университета Массачусетса сыграли значимую роль в её утверждении на Западе. [5] Кабат-Зинн впервые познакомился с осознанностью, занимаясь с медитационными учителями дзэн-буддизма Филиппом Каплоо и корейским дзэн-мастером Сын Саном Хэнгвоном. Он получил дальнейшее обширное обучение у учителей из различных буддийских традиций, а также из традиций дзэн Soto и Rinzai, "Медитация в действии" Чёгьямa Трунгпы, "Чудо осознанности" Тхить Нят Хана и традиций йоги.[5][6] Кабат-Зинн секуляризировал исторические буддийские принципы осознанности, отвязав их от культурных, религиозных и идеологических факторов, связанных с буддизмом, и ориентировав их на "западный ум" и культуру, что привело к разработке первой формализованной интервенции на основе осознанности (MBI), называемой Снижением стресса на основе осознанности (MBSR).[2][4][5][7]
Определение Осознанности
Осознанность может быть определена как:
- “Осознание, которое возникает при сосредоточенном внимании на настоящем моменте, без осуждения, и понимании разворачивающегося опыта момент за моментом.” [2]
- “Целенаправленное направление внимания на опыт текущего момента с любопытством и принятием.” [7]
- “Осознанное восприятие — это прежде всего способ бытия — способ нахождения в наших телах, наших умах, нашем опыте момент за моментом... это способ отношения ко всем переживаниям - положительным, отрицательным и нейтральным - в открытый, восприимчивый способ... это просто знание и принятие того, что есть здесь и сейчас.” [8]
Бишоп и др.[9] предложили, что осознанность состоит из двух компонентов, первый из которых — это саморегуляция внимания, чтобы удерживать его на текущем опыте, позволяя распознавать умственные события в настоящем моменте; второй — это принятие ориентации на любопытство, открытость и принятие своего опыта в настоящем моменте.
Проще говоря, осознанность — это способность знать, что происходит в вашей голове в любой момент времени, не будучи увлечённым этим.[10]
Практика Осознанности
Осознание можно развивать как через “формальные”, так и через “неформальные” практики осознанности.[12][13]
Формальная Практика Осознанности
Включает в себя более формально структурированную, традиционную практику осознанности - когда практикующий целенаправленно выделяет время для выполнения практик осознанности, таких как сидячая медитация, дыхание, сканирование тела, внимательное движение и визуализация.[12][13] Это часто предполагает принятие определенного положения тела в течение определенного времени для целенаправленной практики моментального неосуждающего восприятия и понимания своего разума.[13][14]
Неформальная Практика Осознанности
Заключается в интеграции осознанности в повседневную жизнь и повседневные рутины, создавая моменты осознанности и привнося осознанное восприятие в повседневные действия, такие как ходьба, мытье посуды, уборка, еда и общение с другими.[12][15] Это по сути “выключение автопилота жизни” и обучение своему вниманию возвращаться в настоящий момент с любой активностью, которой вы заняты, чтобы выполнить её более сосредоточенно и внимательно.[10][16] Неформальная практика осознанности позволяет каждому аспекту вашего дня становиться частью вашей медитационной практики, чтобы становиться более открытыми и присутствующими в моменте, будучи менее реактивными и осуждающими в текущих повседневных делах. [13][14]
Ключевые Элементы Практики Осознанности
Осознанность предлагается как многомерная концепция, и различные исследователи описали множество аспектов, связанных с понятием осознанности.[17][18] Некоторые из элементов, предложенных для ассоциирования с осознанностью, описаны в Таблице 1.
Автор(ы) | Предложенные элементы осознанности |
Джон Кабат-Зинн[19] |
|
Бишоп и др. [9] |
|
Гермер и др. [16] |
|
Шапиро и Карлсон [8] |
|
Баэр и др. [17] |
|
Таблица 1. Элементы Осознанности. Адаптация из Wolkin. [18]
После изучения аспектов осознанности Баэр и др.,[17] можно выделить три ключевых элемента осознанности:[10]
- Наблюдение - просто замечание, наблюдение, открытое мониторирование (ум начинающего)[8] - позволение всему прийти к вам и просто замечание, например, наблюдение за дыханием.[10] Наблюдение включает замечание или внимание к нашим внутренним и внешним переживаниям”.[20] Наблюдение с отношением "ума начинающего" позволяет нам видеть всё как в первый раз, без наших собственных мыслей и убеждений о том, что мы “знаем”, препятствующих видеть вещи такими, какие они есть на самом деле.[19]
- Маркирование - просто мысленно отмечать, называть и описывать то, что вы испытываете, не формулируя это в позитивном или негативном ключе - например, ощущения дыхания, звуки вокруг вас, мысли или то, что вы только что сделали или должны сделать, эмоции, боль.[10][20]
- Отсутствие суждений - нереактивность и абсолютное принятие. “Принятие неоценочного отношения к мыслям и чувствам (отсутствие суждений), позволение им приходить и уходить, не увлекаясь ими и не уносясь за их пределами (нереактивность).”.[20] Отсутствие суждений включает осознанность постоянного осуждения и реакций на наш внутренний и внешний опыт, основанных на том, каково его значение для нас - плохой, хороший или нейтральный. Осознанность включает отступление, когда мы замечаем эти суждения в своих умах, и намеренное приостановление суждений, принятие беспристрастного отношения и решение не реагировать.[19]
Осознанное повторение этих трех шагов приводит к преимуществам осознанности - спокойствию, неподвижности, устойчивости. Каждый раз, когда ваш разум отвлекается на мысль или эмоцию во время медитации, мягко возвращайте свое внимание к этим трем шагам - просто к дыханию, замечая свое дыхание, маркируя и принимая его без суждений.[10]
Дополнительные Ресурсы
Ссылки
- ↑ Шрей Вазир, Введение в осознанность в управлении стрессом и болевым курсом, 2021, Плюс
- ↑ 2.0 2.1 2.2 Кабат-Зинн Дж. Основанные на осознанности вмешательства в контексте: прошлое, настоящее и будущее. Клиническая психология: наука и практика. 2003 июн.;10(2):144-56. DOI:10.1093/clipsy/bpg016
- ↑ Ценнер С, Хернлебен-Курц С, Валах Х. Интервенции на основе осознанности в школах — систематический обзор и мета-анализ. Психология фронтиерс. 2014 июн. 30;5:603. DOI:10.3389/fpsyg.2014.00603
- ↑ 4.0 4.1 Аналайо Б. Добавление исторической глубины к определениям осознанности. Текущие мнения в психологии. 2019 авг. 1;28:11-4. DOI:10.1016/j.copsyc.2018.09.013
- ↑ 5.0 5.1 5.2 Бернстайн А, Ваго Д, Барнхофер Т. Понимание осознанности, момент за моментом: введение в специальный выпуск. Текущие мнения в психологии. 2019 авг. 1;28:vi-x. DOI:10.1016/j.copsyc.2019.08.001
- ↑Sun J. Осознанность в контексте: Исторический дискурс-анализ. Современный буддизм. 2014 Июл 3;15(2):394-415.DOI:10.1080/14639947.2014.978088
- ↑ 7.0 7.1 Dunning, D.L., Griffiths, K., Kuyken, W., Crane, C., Foulkes, L., Parker, J. и Dalgleish, T., 2019. Обзор исследования: Влияние интервенций на основе осознанности на когнитивные и психические процессы у детей и подростков – мета-анализ рандомизированных контролируемых испытаний. Журнал детской психологии и психиатрии, 60(3), стр. 244-258. DOI:10.1111/jcpp.12980
- ↑ 8.0 8.1 8.2 Shapiro SL, Carlson LE. Искусство и наука осознанности: Интеграция осознанности в психологию и помогающие профессии. 2-е изд. Вашингтон, ОК: Американская психологическая ассоциация; 2017.
- ↑ 9.0 9.1 Bishop SR, Lau M, Shapiro S, Carlson L, Anderson ND, Carmody J, Segal ZV, Abbey S, Speca M, Velting D, Devins G. Осознанность: Предложенное операционное определение. Клиническая психология: Наука и практика. 2004 Сен;11(3):230-41.
- ↑ 10.0 10.1 10.2 10.3 10.4 10.5 Shrey Vazir. Введение в осознанность. Плюс курс. 2021
- ↑ Smiling Mind. Что такое осознанность? Опубликовано 7 Ноя 2018. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=OaRDbLWeSXE[last accessed 24 Mar 2021]
- ↑ 12.0 12.1 12.2 Бертвелл К, Уильямс К, ван Марвейк Х, Армитаж CJ, Шеффилд Д. Исследование формальной и неформальной практики внимательности и их связи с благополучием. Mindfulness. 2019 Jan 1;10(1):89-99. DOI: 0.1007/s12671-018-0951-y
- ↑ 13.0 13.1 13.2 13.3 Алидина С. Внимательность для чайников. 3-е изд. Нью-Джерси: John Wiley & Sons; 2020 Feb 5.
- ↑ 14.0 14.1 Гарднер-Никс J, Костин-Холл L. Решение внимательности для борьбы с болью: Пошаговые техники управления хронической болью. New Harbinger Publications; 2009.
- ↑ Хэнли AW, Уорнер AR, Дехили VM, Канто AI, Гарланд EL. Мытье посуды, чтобы мыть посуду: краткая инструкция по неформальной практике внимательности. Mindfulness. 2015 Oct;6(5):1095-103. DOI: 10.1007/s12671-014-0360-9
- ↑ 16.0 16.1 Гермер CK, Сигел RD, Фултон RR. Внимательность и психотерапия. Нью-Йорк: The Guilford Press; 2005.
- ↑ 17.0 17.1 17.2 Баер RA, Смит GT, Хопкинс J, Крейтемейер J, Тони L. Использование методов самооценки для изучения аспектов внимательности. Assessment. 2006 Mar;13(1):27-45. DOI: 10.1177/1073191105283504
- ↑ 18.0 18.1 Волкин JR. Выращивание множества аспектов внимания через медитацию внимательности объясняет психологическое благополучие через снижение руминативных размышлений. Psychology research and behavior management. 2015;8:171. DOI:10.2147/PRBM.S31458
- ↑ 19.0 19.1 19.2 Кабат-Зинн J. Полная катастрофическая жизнь, пересмотренное издание: как справляться со стрессом, болью и болезнями с помощью медитации внимательности. Нью-Йорк: Bantam Books; 2013.
- ↑ 20.0 20.1 20.2 Иани L, Лауриола M, Чьеза A, Кафаро V. Ассоциации между внимательностью и регуляцией эмоций: ключевая роль описания и нечувствительности. Mindfulness. 2019 Feb;10(2):366-75. DOI:10.1007/s12671-018-0981-5
- ↑ Minds Unlimited. Джон Кабат-Зинн Внимательность 9 отношений – неосуждение. Опубликовано 26 июня 2013. Доступно из: https://www.youtube.com/watch?v=yNICQ-x_Gek [последний доступ 22 марта 2021]
- ↑ Minds Unlimited. Джон Кабат-Зинн Внимательность 9 отношений – принятие. Опубликовано 12 сентября 2013. Доступно из: https://www.youtube.com/watch?v=aOGsj0Aklx8 [последний доступ 22 марта 2021]