Введение
Навыки общения являются важной частью развития ребенка. Они играют ключевую роль в способности детей участвовать в социальных занятиях, таких как игры с друзьями или общение со сверстниками. Речь, язык и коммуникация имеют разные определения. Нам необходимо понять различия между этими терминами, чтобы лучше поддержать людей с трудностями в этих областях. Например, дети и взрослые с инвалидностью могут испытывать трудности с разборчивостью речи, или их языковые и прагматические способности могут быть нарушены. Это может повлиять на то, как они выражают свои потребности и желания, строят отношения и изучают язык.[1] Эта статья дает обзор коммуникации, речи и языка, а также роли логопеда в реализации вспомогательных и альтернативных коммуникационных интервенций.
Три аспекта коммуникации
Речь
"Речь — это физический акт говорения, заключающийся в выдаче звуков, которые могут услышать другие."[2] -- Сопио Надирадзе
Речевое расстройство — это задержка или трудности в том, как человек производит звуки, слова, фразы или предложения. Виды речевых расстройств включают:
- Артикуляция
- Голос
- Поток (беглость)
Оценка речи
Логопед (пато-логопед) завершает оценку речевого расстройства с участием междисциплинарной команды, которая может включать родителей, опекунов, учителей, психологов и врачей. Эта оценка проводится после исключения проблем со слухом.
Оценка должна включать следующие аспекты:
- проверка на ошибки и неправильности речи
- анатомия и функция орального механизма
- история развития и здоровья
- когнитивная функция
Терапевтические интервенции для речи
Терапевтические интервенции включают:
- обучение, как произносить сложные звуки[2]
- практика звукоизвлечения в разных контекстах, таких как слоги, слова, фразы, предложения и чтение[2]
- решение групп звуков с похожими ошибками[2]
- обучение тому, когда и где использовать конкретные звуки после объяснения значимых различий между ними[2]
Это видео демонстрирует, как обучать звуку Л:
Язык
"Язык описывает, как мы используем символы для общения в соответствии с общими языковыми правилами."[2] -- Сопио Надирадзе
"Языковое расстройство" — это общий термин для обозначения тяжелых и стойких трудностей в устной, письменной или другой символической форме языков, таких как жестовый язык, вспомогательные и альтернативные формы коммуникации:[4]
- оно влияет на форму языка, содержание языка и функцию языка, или любую их комбинацию[5]
- языковые расстройства включают:
- детское устное языковое расстройство: у ребенка проблемы с изучением новых слов, составлением предложений, следованием инструкциям, пониманием вопросов и самовыражением
- трудности в обучении: связанные с проблемами, связанными с чтением, написанием и правописанием
- селективный мутизм: трудности с говорением или общением в определенные моменты или в определенных местах
Оценка языка
Языковая оценка может включать:
- исследование способности индивида использовать и воспринимать язык на соответствующем возрасту уровне[2]
- оценка словарного запаса, грамматики, синтаксиса, навыков рассказывания историй и письма ребенка[2]
- измерение звукоизвлечения, речевой моторики и тонкой/координации крупных моторик[6]
Рекомендуются также проверка слуха и поведенческие оценки.
Коммуникация
"Коммуникация — это более сложный процесс, описывающий, как мы влияем на идеи, действия или установки других."[2] -- Сопио Надирадзе
Коммуникация включает вербальные и невербальные движения, действия и поведение, и она является основой для того, как мы взаимодействуем с другими людьми. Четыре аспекта должны быть присутствовать, чтобы поведение считалось коммуникацией:[2]
- отправитель
- приемник
- сообщение
- средства коммуникации
Пример: Проблемы с коммуникацией при Церебральном параличе
Таблица 1 определяет различные проблемы, с которыми могут столкнуться дети с церебральным параличом, используя разные средства коммуникации.[7]
Метод коммуникации | Проблемы |
---|---|
Говорение |
|
Слушание | Концентрация |
Письмо | Тонкая моторика |
Указание |
|
Жесты / жестовый язык |
|
Язык тела / мимика | Контроль мышц тела / лица |
Системы коммуникации
«Стороны принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы лица с инвалидностью могли осуществлять право на свободу выражения мнений, в том числе свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими и через все формы коммуникации по своему выбору». -- Статья 21, Конвенция о правах инвалидов[8]
- Системы коммуникации = вспомогательные технологии
- Системы коммуникации включают альтернативные и дополнительные системы коммуникации (AAC):
- дополнительные = дополняющие или улучшающие существующую речь
- альтернативные = альтернативные формы коммуникации, отличные от устной речи
- AAC может быть с помощью или без помощи:
- Без помощи-AAC не требует физической помощи или инструментов для облегчения коммуникации
- С помощью-AAC использует инструменты или материалы для облегчения коммуникации
- AAC может быть на основе текста или символов:
- Текстовый AAC может управляться через клавиатуру; напечатанные слова преобразуются в звук
- Символьный AAC использует символы или картинки для коммуникации; визуальный символ может представлять слово или фразу
Кто может использовать AAC?
- Человек с нарушением, влияющим на артикуляцию речевых звуков, плавность и/или голос[9]
- Человек с нарушением речи и языка, и нарушенным восприятием или использованием устных, письменных или других символов
- Лицо, имеющее в уме полные, грамматически правильные, богатые словарным запасом сообщения, но не может выразить эти мысли через речь
Цели и ожидаемые результаты
Цели:[2]
- Освоить новые методы самовыражения
- Позволить лицам с нарушениями коммуникации общаться компетентно и развивать дружбу[10]
- Позволить этим лицам больше участвовать в академической и неакадемической деятельности
- Позволить этим лицам реализовать свой потенциал (в академических и неакадемических сферах)
Ожидаемые результаты:[2]
- Лица с нарушениями коммуникации смогут достичь измеримых успехов в академических, коммуникативных, социальных и функциональных навыках
- Лица с нарушениями коммуникации смогут «сказать то, что они хотят сказать, когда они хотят сказать это, как можно быстрее, и кому они хотят это сказать»[2]
Факторы, влияющие на оценку и лечение
Следующие факторы необходимо учитывать при оценке лиц с нарушениями коммуникации и разработке плана вмешательства, включающего AAC.
- Хронологический возраст и стадия развития
- выберите инструменты оценки и цели вмешательства, соответствующие возрасту
- выберите подходящие возрасту словарный запас и инструкции
- Функциональность
- учитывайте функциональность отображения выборов и предпочтений
- используйте повседневные рутины, чтобы подчеркнуть моменты, когда можно делать выборы
- Взаимодействие
- предоставьте возможности как для отправки, так и для получения сообщений
- предоставьте возможности для взаимодействия с разными сверстниками, не только с учебным персоналом
- Когнитивное развитие
- улучшайте языковые и коммуникативные навыки, независимо от когнитивного развития
- человек улучшает свои языковые и коммуникативные навыки через каждое взаимодействие
- Уровень независимости
- AAC можно использовать как для независимой, так и для партнерско-интерпретируемой коммуникации
- Сенсорный профиль
- любой, кто не может надежно указать свою намеренность действий или чья форма ответа варьируется от человека к человеку, имеет высокий шанс получить пользу от AAC
- Социальная значимость
- выбранные инструменты и стратегии должны улучшать социальную идентичность и взаимодействие пользователя
- это не должно усугублять / должно предотвращать стигматизацию или дискриминацию в сообществе
- Предварительные навыки
- нет специфических предварительных коммуникативных навыков, которые нужно обучать перед улучшением или увеличением возможностей для взаимодействия и коммуникации
- Плюрализм
- разрабатывайте и выбирайте несколько стратегий, инструментов или методик коммуникации
- Естественная среда
- индивидуальную практику всегда следует дополнять возможностями для коммуникации в естественной среде
- Предпочтения
- пользователь определяет план и методику коммуникационного вмешательства
- Коммуникационные партнеры
- многопрофильная команда оценивает способности всех коммуникационных партнеров
Компоненты оценки
Следующие компоненты должны входить в процесс оценки коммуникативной функции для человека с тяжелыми нарушениями:
- когниция
- двигательная функция
- сенсорные способности
- речь и язык
- текущие и будущие потребности в коммуникации
- способности к визуальному отслеживанию и сканированию
- предпочтение рук, позиционирование, достижение и захват
- основные рецептивные языковые навыки
- роли родителей или опекунов
Оценка результатов
- Прагматический профиль
- Определение потенциальных коммуникативных действий у лиц с физическими и умственными нарушениями (IPCA)
- Социальная сеть
- Компьютеризированный инструмент для тестирования языка при низкой двигательной активности (C-BiLLT)
Пожалуйста, посмотрите это видео, если хотите увидеть пример использования AAC для улучшения коммуникации у лиц с инвалидностью:
ICF-CY и коммуникативная компетентность пользователей AAC
Коммуникативная компетентность «способствует удовлетворению фундаментальных потребностей, прав и властвования над коммуникацией индивидуала».[10] Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья для детей и молодежи (ICF-CY) может быть полезна для пользователей и поставщиков AAC по ряду причин:[12]
- он отражает многомерный характер коммуникации и взаимодействия между пользователем AAC и его окружением
- он предлагает общий межпрофессиональный язык и улучшает коммуникацию среди профессионалов и между профессионалами и родителями
- он может применяться при оценке, постановке целей и оценке результатов интервенций AAC
В ICF-CY перечислены 112 кодов для профилирования коммуникативной компетентности. Они классифицированы в четыре следующие домены:[10]
- Функции тела: 47 кодов
- Структуры тела: 6 кодов
- Деятельность и участие: 50 кодов
- Факторы окружающей среды: 9 кодов
Примеры функций тела:
- b270 Сенсорные функции, связанные с температурой и другими стимулами
- b310 Функция голоса
- b320 Функции артикуляции
- b330 Плавность и ритм речевых функций
Примеры структур тела:
- s320 Структура рта
- s330 Структура глотки
- s340 Структура гортани
Примеры деятельности и участия:
- d160 Концентрация внимания
- d163 Думание
- d166 Чтение
- d170 Письмо
- d175 Решение проблем
Примеры факторов окружающей среды:
- e125 Продукты и технологии для коммуникации
- e130 Продукты и технологии для образования
- e310 Ближайшая семья
- e315 Расширенная семья
Ресурсы
- ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ повседневных коммуникативных навыков у детей
- Раннее вмешательство
- Речь и язык ребенка
Ссылки
- ↑ Vaillant E, Oostrom KJ, Beckerman H, Vermeulen JR, Buizer AI, Geytenbeek JJ. Сопоставимая валидность функциональных инструментов коммуникации и оценки понимания устной речи у детей с церебральным параличом. Международный журнал языковых и коммуникационных расстройств. 2022 Сен;57(5):963-76.
- ↑ 2.00 2.01 2.02 2.03 2.04 2.05 2.06 2.07 2.08 2.09 2.10 2.11 2.12 Nadiradze S. Введение в курс вспомогательной технологии в коммуникации. Плюс, 2024.
- ↑ Grow & Tell Speech and OT. Как я учу звуку L в логопедии. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=-pI-zqim40s[последний доступ 6/2/2024]
- ↑ Donolato E, Cardillo R, Mammarella IC, Melby-Lervåg M. Обзор исследований: Язык и специфические нарушения обучения у детей и их сосуществование с внутренними и внешними проблемами: систематический обзор и мета-анализ. Журнал детской психологии и психиатрии. 2022 Май;63(5):507-518.
- ↑ Jaiswal MA, Kapur A, Goyal A, Bhalla K, Nagarajan S, Babaria B.Дети с анкилоглоссией и особые потребности в здравоохранении: диагностика, управление и последствия. Журнал последипломного образования и исследований в медицине 2022;56(1):57-60.
- ↑ Sack L, Dollaghan C, Goffman L. Вклад ранних моторных дефицитов в прогнозирование языковых результатов у дошкольников с нарушением развития языка. Международный журнал патологии речи и языка. 2022 Июль 4;24(4):362-74.
- ↑ Коммуникация и дети с церебральным параличом. Доступно по адресу Коммуникация и дети с церебральным параличом [последний доступ 5.2.2024]
- ↑ Конвенция о правах инвалидов. Доступно по адресу https://www.ohchr.org/en/instruments-mechanisms/instruments/convention-rights-persons-disabilities [последний доступ 5.2.2024]
- ↑ Американская ассоциация речевого и слухового языка (ASHA). Определения нарушений и вариаций коммуникации. Доступно по адресу: https://www.asha.org/policy/rp1993-00208/ (последний доступ 12 февраля 2024).
- ↑ 10.0 10.1 10.2 Tsai MJ. Использование рамок ICF для оценки коммуникативной компетентности в диадической коммуникации среди детей и подростков, использующих вспомогательные и альтернативные средства коммуникации в Тайване. Науки о поведении (Базель). 2022 Нояб 21;12(11):467.
- ↑ Детский госпиталь Цинциннати. Что такое AAC? Вспомогательная и альтернативная коммуникация. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=r3m8_YmTDDM[последний доступ 6/2/2024]
- ↑ Zerbeto AB, Soto G, Chun RYS, Zanolli ML, Rezende ACFA, Clarke M. Использование и внедрение Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья у детей и подростков в контексте вспомогательной и альтернативной коммуникации: интегративный обзор литературы. Рев. CEFAC. 2020;22(6):e8020.