Введение в дополнительную и альтернативную коммуникацию

07.12.2024
20 просмотров
```html

Введение

Навыки общения являются важной частью развития ребенка. Они играют ключевую роль в способности детей участвовать в социальных занятиях, таких как игры с друзьями или общение со сверстниками. Речь, язык и коммуникация имеют разные определения. Нам необходимо понять различия между этими терминами, чтобы лучше поддержать людей с трудностями в этих областях. Например, дети и взрослые с инвалидностью могут испытывать трудности с разборчивостью речи, или их языковые и прагматические способности могут быть нарушены. Это может повлиять на то, как они выражают свои потребности и желания, строят отношения и изучают язык.[1] Эта статья дает обзор коммуникации, речи и языка, а также роли логопеда в реализации вспомогательных и альтернативных коммуникационных интервенций.

Три аспекта коммуникации

Речь

"Речь — это физический акт говорения, заключающийся в выдаче звуков, которые могут услышать другие."[2] -- Сопио Надирадзе

Речевое расстройство — это задержка или трудности в том, как человек производит звуки, слова, фразы или предложения. Виды речевых расстройств включают:

  • Артикуляция
  • Голос
  • Поток (беглость)

Оценка речи

Логопед (пато-логопед) завершает оценку речевого расстройства с участием междисциплинарной команды, которая может включать родителей, опекунов, учителей, психологов и врачей. Эта оценка проводится после исключения проблем со слухом.

Оценка должна включать следующие аспекты:

  • проверка на ошибки и неправильности речи
  • анатомия и функция орального механизма
  • история развития и здоровья
  • когнитивная функция

Терапевтические интервенции для речи

Терапевтические интервенции включают:

  • обучение, как произносить сложные звуки[2]
  • практика звукоизвлечения в разных контекстах, таких как слоги, слова, фразы, предложения и чтение[2]
  • решение групп звуков с похожими ошибками[2]
  • обучение тому, когда и где использовать конкретные звуки после объяснения значимых различий между ними[2]

Это видео демонстрирует, как обучать звуку Л:

[3]

Язык

"Язык описывает, как мы используем символы для общения в соответствии с общими языковыми правилами."[2] -- Сопио Надирадзе

"Языковое расстройство" — это общий термин для обозначения тяжелых и стойких трудностей в устной, письменной или другой символической форме языков, таких как жестовый язык, вспомогательные и альтернативные формы коммуникации:[4]

  • оно влияет на форму языка, содержание языка и функцию языка, или любую их комбинацию[5]
  • языковые расстройства включают:
    • детское устное языковое расстройство: у ребенка проблемы с изучением новых слов, составлением предложений, следованием инструкциям, пониманием вопросов и самовыражением
    • трудности в обучении: связанные с проблемами, связанными с чтением, написанием и правописанием
    • селективный мутизм: трудности с говорением или общением в определенные моменты или в определенных местах

Оценка языка

Языковая оценка может включать:

  • исследование способности индивида использовать и воспринимать язык на соответствующем возрасту уровне[2]
  • оценка словарного запаса, грамматики, синтаксиса, навыков рассказывания историй и письма ребенка[2]
  • измерение звукоизвлечения, речевой моторики и тонкой/координации крупных моторик[6]

Рекомендуются также проверка слуха и поведенческие оценки.

Коммуникация

"Коммуникация — это более сложный процесс, описывающий, как мы влияем на идеи, действия или установки других."[2] -- Сопио Надирадзе

Коммуникация включает вербальные и невербальные движения, действия и поведение, и она является основой для того, как мы взаимодействуем с другими людьми. Четыре аспекта должны быть присутствовать, чтобы поведение считалось коммуникацией:[2]

  • отправитель
  • приемник
  • сообщение
  • средства коммуникации

Пример: Проблемы с коммуникацией при Церебральном параличе

Таблица 1 определяет различные проблемы, с которыми могут столкнуться дети с церебральным параличом, используя разные средства коммуникации.[7]

Таблица 1. Методы коммуникации и проблемы, с которыми может столкнуться ребенок с церебральным параличом
Метод коммуникацииПроблемы
Говорение
  • Координация мышц рта и языка
  • Проблемы с приемниками (не слушают)
СлушаниеКонцентрация
ПисьмоТонкая моторика
Указание
  • Тонкая моторика
  • Координация рук и глаз
Жесты / жестовый язык
  • Тонкая моторика
  • Планирование моторики
Язык тела / мимикаКонтроль мышц тела / лица
```

Системы коммуникации

«Стороны принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы лица с инвалидностью могли осуществлять право на свободу выражения мнений, в том числе свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими и через все формы коммуникации по своему выбору». -- Статья 21, Конвенция о правах инвалидов[8]

  • Системы коммуникации = вспомогательные технологии
  • Системы коммуникации включают альтернативные и дополнительные системы коммуникации (AAC):
    • дополнительные = дополняющие или улучшающие существующую речь
    • альтернативные = альтернативные формы коммуникации, отличные от устной речи
  • AAC может быть с помощью или без помощи:
    • Без помощи-AAC не требует физической помощи или инструментов для облегчения коммуникации
    • С помощью-AAC использует инструменты или материалы для облегчения коммуникации
  • AAC может быть на основе текста или символов:
    • Текстовый AAC может управляться через клавиатуру; напечатанные слова преобразуются в звук
    • Символьный AAC использует символы или картинки для коммуникации; визуальный символ может представлять слово или фразу

Кто может использовать AAC?

  • Человек с нарушением, влияющим на артикуляцию речевых звуков, плавность и/или голос[9]
  • Человек с нарушением речи и языка, и нарушенным восприятием или использованием устных, письменных или других символов
  • Лицо, имеющее в уме полные, грамматически правильные, богатые словарным запасом сообщения, но не может выразить эти мысли через речь

Цели и ожидаемые результаты

Цели:[2]

  1. Освоить новые методы самовыражения
  2. Позволить лицам с нарушениями коммуникации общаться компетентно и развивать дружбу[10]
  3. Позволить этим лицам больше участвовать в академической и неакадемической деятельности
  4. Позволить этим лицам реализовать свой потенциал (в академических и неакадемических сферах)

Ожидаемые результаты:[2]

  1. Лица с нарушениями коммуникации смогут достичь измеримых успехов в академических, коммуникативных, социальных и функциональных навыках
  2. Лица с нарушениями коммуникации смогут «сказать то, что они хотят сказать, когда они хотят сказать это, как можно быстрее, и кому они хотят это сказать»[2]

Факторы, влияющие на оценку и лечение

Следующие факторы необходимо учитывать при оценке лиц с нарушениями коммуникации и разработке плана вмешательства, включающего AAC.

  • Хронологический возраст и стадия развития
    • выберите инструменты оценки и цели вмешательства, соответствующие возрасту
    • выберите подходящие возрасту словарный запас и инструкции
  • Функциональность
    • учитывайте функциональность отображения выборов и предпочтений
    • используйте повседневные рутины, чтобы подчеркнуть моменты, когда можно делать выборы
  • Взаимодействие
    • предоставьте возможности как для отправки, так и для получения сообщений
    • предоставьте возможности для взаимодействия с разными сверстниками, не только с учебным персоналом
  • Когнитивное развитие
    • улучшайте языковые и коммуникативные навыки, независимо от когнитивного развития
    • человек улучшает свои языковые и коммуникативные навыки через каждое взаимодействие
  • Уровень независимости
    • AAC можно использовать как для независимой, так и для партнерско-интерпретируемой коммуникации
  • Сенсорный профиль
    • любой, кто не может надежно указать свою намеренность действий или чья форма ответа варьируется от человека к человеку, имеет высокий шанс получить пользу от AAC
  • Социальная значимость
    • выбранные инструменты и стратегии должны улучшать социальную идентичность и взаимодействие пользователя
    • это не должно усугублять / должно предотвращать стигматизацию или дискриминацию в сообществе
  • Предварительные навыки
    • нет специфических предварительных коммуникативных навыков, которые нужно обучать перед улучшением или увеличением возможностей для взаимодействия и коммуникации
  • Плюрализм
    • разрабатывайте и выбирайте несколько стратегий, инструментов или методик коммуникации
  • Естественная среда
    • индивидуальную практику всегда следует дополнять возможностями для коммуникации в естественной среде
  • Предпочтения
    • пользователь определяет план и методику коммуникационного вмешательства
  • Коммуникационные партнеры
    • многопрофильная команда оценивает способности всех коммуникационных партнеров

Компоненты оценки

Следующие компоненты должны входить в процесс оценки коммуникативной функции для человека с тяжелыми нарушениями:

  • когниция
  • двигательная функция
  • сенсорные способности
  • речь и язык
  • текущие и будущие потребности в коммуникации
  • способности к визуальному отслеживанию и сканированию
  • предпочтение рук, позиционирование, достижение и захват
  • основные рецептивные языковые навыки
  • роли родителей или опекунов

Оценка результатов

Пожалуйста, посмотрите это видео, если хотите увидеть пример использования AAC для улучшения коммуникации у лиц с инвалидностью:

[11]

ICF-CY и коммуникативная компетентность пользователей AAC

Коммуникативная компетентность «способствует удовлетворению фундаментальных потребностей, прав и властвования над коммуникацией индивидуала».[10] Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья для детей и молодежи (ICF-CY) может быть полезна для пользователей и поставщиков AAC по ряду причин:[12]

  • он отражает многомерный характер коммуникации и взаимодействия между пользователем AAC и его окружением
  • он предлагает общий межпрофессиональный язык и улучшает коммуникацию среди профессионалов и между профессионалами и родителями
  • он может применяться при оценке, постановке целей и оценке результатов интервенций AAC

В ICF-CY перечислены 112 кодов для профилирования коммуникативной компетентности. Они классифицированы в четыре следующие домены:[10]

  • Функции тела: 47 кодов
  • Структуры тела: 6 кодов
  • Деятельность и участие: 50 кодов
  • Факторы окружающей среды: 9 кодов

Примеры функций тела:

  • b270 Сенсорные функции, связанные с температурой и другими стимулами
  • b310 Функция голоса
  • b320 Функции артикуляции
  • b330 Плавность и ритм речевых функций

Примеры структур тела:

  • s320 Структура рта
  • s330 Структура глотки
  • s340 Структура гортани

Примеры деятельности и участия:

  • d160 Концентрация внимания
  • d163 Думание
  • d166 Чтение
  • d170 Письмо
  • d175 Решение проблем

Примеры факторов окружающей среды:

  • e125 Продукты и технологии для коммуникации
  • e130 Продукты и технологии для образования
  • e310 Ближайшая семья
  • e315 Расширенная семья

Ресурсы

```html

Ссылки

  1. Vaillant E, Oostrom KJ, Beckerman H, Vermeulen JR, Buizer AI, Geytenbeek JJ. Сопоставимая валидность функциональных инструментов коммуникации и оценки понимания устной речи у детей с церебральным параличом. Международный журнал языковых и коммуникационных расстройств. 2022 Сен;57(5):963-76.
  2. 2.00 2.01 2.02 2.03 2.04 2.05 2.06 2.07 2.08 2.09 2.10 2.11 2.12 Nadiradze S. Введение в курс вспомогательной технологии в коммуникации. Плюс, 2024.
  3. Grow & Tell Speech and OT. Как я учу звуку L в логопедии. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=-pI-zqim40s[последний доступ 6/2/2024]
  4. Donolato E, Cardillo R, Mammarella IC, Melby-Lervåg M. Обзор исследований: Язык и специфические нарушения обучения у детей и их сосуществование с внутренними и внешними проблемами: систематический обзор и мета-анализ. Журнал детской психологии и психиатрии. 2022 Май;63(5):507-518.
  5. Jaiswal MA, Kapur A, Goyal A, Bhalla K, Nagarajan S, Babaria B.Дети с анкилоглоссией и особые потребности в здравоохранении: диагностика, управление и последствия. Журнал последипломного образования и исследований в медицине 2022;56(1):57-60.
  6. Sack L, Dollaghan C, Goffman L. Вклад ранних моторных дефицитов в прогнозирование языковых результатов у дошкольников с нарушением развития языка. Международный журнал патологии речи и языка. 2022 Июль 4;24(4):362-74.
  7. Коммуникация и дети с церебральным параличом. Доступно по адресу Коммуникация и дети с церебральным параличом [последний доступ 5.2.2024]
  8. Конвенция о правах инвалидов. Доступно по адресу https://www.ohchr.org/en/instruments-mechanisms/instruments/convention-rights-persons-disabilities [последний доступ 5.2.2024]
  9. Американская ассоциация речевого и слухового языка (ASHA). Определения нарушений и вариаций коммуникации. Доступно по адресу: https://www.asha.org/policy/rp1993-00208/ (последний доступ 12 февраля 2024).
  10. 10.0 10.1 10.2 Tsai MJ. Использование рамок ICF для оценки коммуникативной компетентности в диадической коммуникации среди детей и подростков, использующих вспомогательные и альтернативные средства коммуникации в Тайване. Науки о поведении (Базель). 2022 Нояб 21;12(11):467.
  11. Детский госпиталь Цинциннати. Что такое AAC? Вспомогательная и альтернативная коммуникация. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=r3m8_YmTDDM[последний доступ 6/2/2024]
  12. Zerbeto AB, Soto G, Chun RYS, Zanolli ML, Rezende ACFA, Clarke M. Использование и внедрение Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья у детей и подростков в контексте вспомогательной и альтернативной коммуникации: интегративный обзор литературы. Рев. CEFAC. 2020;22(6):e8020.
```

Вопросы и комментарии