Вехи развития при синдроме Дауна и физическая активность

11.08.2025
9 просмотров

Этапы развития у детей с синдромом Дауна

С момента рождения ребенок растет и учится в своем собственном темпе. Однако ожидается, что некоторые навыки будут освоены к определенному возрасту. Это называется этапами развития. Этапы могут быть физическими достижениями, связанными с языком или социальными успехами.[1]

Способность двигаться жизненно важна для человеческой жизни и развития. Все дети начинают развивать широкий спектр двигательных навыков, начиная с рождения. Эти двигательные навыки разнообразны и часто разделяются на подкатегории, приведенные ниже:

Люди с синдромом Дауна (СД) в целом достигают тех же базовых двигательных навыков, необходимых для повседневной жизни и личной независимости, однако это может происходить в более позднем возрасте и с меньшей утонченностью по сравнению с теми, у кого нет СД.[2] Некоторые корректированные этапы для СД приведены ниже:

Хотя с этими этапами в общем согласны, исследования, направленные на изучение этапов развития, как правило, охватывают небольшое количество людей. Это делает информацию менее представительской для всей популяции СД. Исследователи часто сравнивают людей с СД с их сверстниками без СД того же возраста, что является неверным сравнением, и более корректно было бы сравнивать детей с СД с лицами без СД того же умственного возраста. Несмотря на эти ограничения, перечисленные выше этапы широко используются и считаются точными.[4]

Баланс и синдром Дауна

Обычно дети с СД поздно достигают общих этапов, таких как самостоятельное сидение, стояние и ходьба. Одним из факторов, способствующих задержке этих конкретных этапов, является плохой баланс. Проблемы с балансом часто продолжаются в подростковые годы и иногда во взрослую жизнь.[5] Нарушение баланса может также повлиять на развитие других моторных навыков и когнитивное развитие. Умение поддерживать баланс позволяет исследовать мир, взаимодействовать с обществом и обеспечивает общую свободу.[6]

Понимание основных факторов, способствующих плохому балансу, может помочь терапевтам разрабатывать индивидуальные вмешательства и стратегии для улучшения качества жизни людей с СД. Некоторые причины трудностей с балансом:

  • Лигаментная слабость: Это приводит к эластичным/расслабленным суставам и широкому диапазону движений, что может вызывать нестабильность и плохой контроль.
  • Низкий мышечный тонус: характеризуется «вялым» внешним видом конечностей, с малой активностью мышц в покое, что влияет на статический баланс. Это может улучшиться со временем, но существенно влияет на баланс в ранние годы.
  • Медленные реакции/скорость движения: Когда человек с медленными реакциями/скоростью движения чувствует себя неустойчиво, ему потребуется больше времени, чтобы среагировать на это чувство, а когда оно осознается, корректирующее движение также будет задержано.
  • Различия в размере мозга: У людей с СД, как правило, меньший мозжечок, что является частью мозга, способствующей контролю баланса. Малый размер влияет на его функцию, ограничивая рефлексы баланса и вызывая затуманенное зрение при выполнении задач на высокой скорости. Другие части мозга также меньше, что создает проблемы с добровольческими действиями, техникой ходьбы и координацией.
  • Плохой контроль осанки: Обычно у людей с СД осанка наклонена - сутулая, с округлой шеей. Это мешает голове и телу находиться над тазом. Осанка влияет на неточные сообщения, отправляемые в мозг через сенсорную систему тела. Это делает людей с СД менее способными адаптироваться или делать предвосхищающие коррекции к изменяющимся условиям.[6][7][8]

При желании узнайте больше о этапах развития при синдроме Дауна и физической активности на этой странице.

Сила и синдром Дауна

Еще одним фактором, способствующим задержке этапов, и распространенной проблемой для людей с СД является уменьшенная сила.

В детстве дети с СД не испытывают того же уровня роста мышц или увеличения силы, как их сверстники без СД.[9] Это частично связано с уменьшением физической активности людей с СД, но также обусловлено неизвестными генетическими причинами, которые продолжают изучаться. Независимо от причины, люди с СД стабильно отстают в категориях силы по сравнению со своими сверстниками без СД; у людей с СД обычно на 40-50% меньше силы.[10]

Уменьшенная сила может значительно повлиять на жизнь людей с СД. Не только она может повлиять на повседневные действия, такие как подъем по лестнице, выход из сидячего положения и т.д., но она также может привести к:

  • повышенному износу и повреждению суставов
  • большему риску падений
  • повышенной усталости
  • замедленному достижению этапов развития
  • повышенному риску остеопороза[11]

Она также может способствовать снижению баланса из-за слабости стабилизирующих мышц.[11]

Сниженные Уровни Физической Активности

Исследования уровней физической активности у людей с синдромом Дауна противоречивы. Однако большинство исследований показывают, что люди с СД ведут очень малоподвижный образ жизни и не достигают рекомендованных уровней физической активности.[12][13] Ежедневно рекомендуемые уровни физической активности для детей составляют не менее 60 минут активности средней и высокой интенсивности, а для взрослых - не менее 150 минут аэробной активности средней интенсивности в неделю, включая минимум две силовые тренировки в неделю.[14][15] Хотя у людей с СД может быть снижена способность к физическим упражнениям по сравнению с их сверстниками без СД, рекомендации ясно утверждают, что дети с СД должны по-прежнему соблюдать рекомендованные нормы или выполнять столько физической активности, сколько они могут.[16]

Более того, по мере старения у людей с СД их уровень физической активности становится еще ниже по сравнению со сверстниками без СД.[12][17][18] Эта тенденция показывает, что сниженные уровни активности являются постоянной проблемой для детей с СД, которую необходимо решать.

Препятствия для Физической Активности

Большинству людей с СД приходится преодолевать социальные и экологические барьеры для доступа к физической активности. Люди с СД сталкиваются со многими препятствиями, основными из которых являются отсутствие денег, транспорт, доступ к программам и поддержка со стороны семьи и воспитателей. Часто считается, что люди с СД слишком хрупки, чтобы участвовать в физических упражнениях.[19]

Слабая сила и баланс ограничивают как кардиотренировки, так и силовые упражнения. Однако это необходимо решать, поскольку сейчас многие люди с СД считаются страдающими ожирением. По сравнению с общей популяцией, у людей с синдромом Дауна существенно выше уровень ожирения.[20] Ожирение часто наблюдается в раннем детстве и остается стабильным от детства до взрослого возраста, с небольшими увеличениями после полового созревания.[21] Ожирение сейчас признано серьезным риском для здоровья людей с синдромом Дауна.[22]

Причины ожирения в популяции с синдромом Дауна можно разделить на физиологические и поведенческие. Физиологические причины могут включать такие состояния, как гипотиреоз, сниженная скорость обмена веществ, повышенные уровни лептина (гормона, который помогает регулировать голод), невысокий рост и низкие уровни нежировой массы тела.[23] Поведенческие тенденции, такие как негативное мышление и невнимательные действия, могут стать препятствиями, мешающими важным диетическим и жизненным изменениям.[23]

Физическая неактивность также увеличивает вероятность развития других проблем со здоровьем, таких как диабет, повышенное кровяное давление, дислипидемия, ранние признаки сердечно-сосудистых заболеваний, нарушения опорно-двигательного аппарата, затруднения дыхания с ухудшением апноэ сна и психологические эффекты, включая снижение качества жизни [14][23].

Аэробная пригодность как у молодежи, так и у взрослых с синдромом Дауна ниже, чем у их сверстников без СД [24][25]. Исследования показывают, что у подростков и молодых взрослых с СД аналогичные уровни аэробной пригодности, как у пожилых людей без СД (60 лет и старше) с сердечными заболеваниями [25]. У них также снижены аэробные способности, уменьшена мышечная сила и плотность костной ткани на 26% по сравнению с их сверстниками без СД [26].

Преимущества Физической Активности

В общем, сильные доказательства указывают на то, что регулярная физическая активность может привести к многочисленным преимуществам для здоровья. Участие в физической активности положительно влияет на здоровье человека. Преимущества включают улучшенные профили сердечно-сосудистого, метаболического, опорно-двигательного и психосоциального здоровья у людей как с СД, так и без него [27].

Тот факт, что многие дети с СД достигают этапов развития позже, чем их сверстники, может способствовать более низким уровням физической активности в младенчестве.[28] Независимая ходьба у детей с синдромом Дауна начинается примерно на 1 год позже по сравнению с детьми с типичным развитием [29]. Более раннее начало ходьбы наблюдалось у младенцев с синдромом Дауна, которые выполняли большее количество интенсивной активности в возрасте 1 года [30]. Изменения уровней физической активности у младенцев с синдромом Дауна было предложено стимулировать моторное развитие, подтверждая важность раннего вмешательства физиотерапии [28].

Некоторые преимущества для здоровья от повышенной физической активности у лиц с СД включают:

  • Уменьшение процента жировой массы
  • Уменьшение массы тела
  • Улучшение сердечно-сосудистой пригодности
  • Улучшение мышечной силы
  • Уменьшение депрессии
  • Снижение риска остеопороза[31][32][33][34]

В дополнение к перечисленным выше преимуществам для здоровья, физическая активность важна для людей с СД, поскольку она:

  • Способствует развитию физических и социальных навыков.
  • Устанавливает регулярную привычку к физической активности, приводя к лучшим привычкам в будущем.
  • Увеличивает удовлетворенность жизнью.
  • Предотвращает вторичные состояния, связанные с СД, включая диабет, остеопороз и деменцию [35].

Из приведенных данных ясно, что физическая активность является неотъемлемой частью здоровья, физической формы и благополучия человека с синдромом Дауна [16].

Ресурсы

  • Синдром Дауна (Трисомия 21)

Литература

  1. Sacks B, Buckley S. Что мы знаем о двигательных способностях детей с синдромом Дауна. Down Syndrome News and Updates 2003;2:131-141. https://library.down-syndrome.org/en-gb/news-update/02/4/movement-abilities-down-syndrome/ (дата обращения 18 марта 2018).
  2. Kim H, Kim S, Kim J, Jeon H, Jung D. Профили моторного и когнитивного развития у детей с синдромом Дауна. Annals of Rehabilitation Medicine 2017;41:97-103. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5344833/ (дата обращения 21 марта 2018).
  3. Национальное общество синдрома Дауна. Этапы развития при синдроме Дауна. 2009. [Картина]. https://www.ndss.org/resources/early-intervention/ (дата обращения 12 марта 2018).
  4. Frank K, Esbensen A. Этапы развития мелкой моторики и самообслуживания у людей с синдромом Дауна: ретроспективный обзор. Journal of Theoretical Social Psychology. 2015;89:719-729. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/jir.12176 (дата обращения 20 марта 2018).
  5. Georgescu M, Cernea M, Balan V. Контроль осанки у субъектов с синдромом Дауна. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/ICPESK%202015%2035_333.pdf (дата обращения 17 марта 2018).
  6. 6.0 6.1Malak R, Kostiukow A, Wasielewska A, Mojs E, Samborski W. Задержки в моторном развитии у детей с синдромом Дауна. Medical Science Monitor 2015;21:1904-1910. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4500597/ (доступ 18 марта 2018).
  7. Costa A. Оценка оптокинетического нистагма у лиц с синдромом Дауна. Experimental Brain Research 2011;8:110-121. https://www.sciencedaily.com/releases/2011/08/110824142850.htm (доступ 17 марта 2018).
  8. Saied B, Hassan D, Reza B. Постуральная устойчивость у детей с синдромом Дауна. Medicina Sportiva 2014;1:2299-2304. https://search.proquest.com/docview/1510494760/fulltextPDF/6606B032D8C04A9EPQ/1?accountid=12269 (доступ 19 марта 2018).
  9. Cowley P, Ploutz-Snyder L, Baynard T, Heffernan K, Jae S, Hsu S. Физическая подготовка предсказывает функциональные задачи у людей с синдромом Дауна. Med Sci Sports Exercise 2010;42:388-393.
  10. Mercer V, Stemmons V, Cynthia L. Сила мышц абдукторов бедра и разгибателей колена у детей с синдромом Дауна и без него. Phys Ther 2001;1318-26.
  11. 11.0 11.1 Merrick J, Ezra E, Josef B, Endel D, Steinberg D, Wientroub S. Проблемы опорно-двигательного аппарата при синдроме Дауна. Israeli J Pediatr Orthop 2000;9:185-192.
  12. 12.0 12.1 Esposito PE, MacDonald M, Hornyak JE, Ulrich DA. Образцы физической активности молодежи с синдромом Дауна. Интеллектуальные и развивающие нарушения 2012 Apr;50(2):109-19.
  13. 14.0 14.1 Phillips AC, Holland AJ. Оценка объективно измеряемого уровня физической активности у лиц с интеллектуальными нарушениями с синдромом Дауна и без него. PLoS One 2011 Dec 21;6(12):e28618.
  14. 14.0 14.1 WHO | Физическая активность для взрослых [Интернет]. Who.int. 2011 [цитировано 9 апреля 2018]. Доступно по ссылке: http://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_adults/en/
  15. WHO | Физическая активность для молодежи [Интернет]. Who.int. 2011 [цитировано 9 апреля 2018]. Доступно по ссылке: http://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_young_people/en/
  16. 16.0 16.1 Shields N, Blee F. Физическая активность для детей с синдромом Дауна. 2012.
  17. Shields N, Dodd KJ, Abblitt C. Совершают ли дети с синдромом Дауна достаточную физическую активность для поддержания хорошего здоровья? Пилотное исследование. Adapted Physical Activity Quarterly. 2009 Oct;26(4):307-20.
  18. Buckley S. Увеличение возможностей для физической активности. Down Syndrome Research and Practice 2007;12:18-19.
  19. Barr M, Shields N. Определение барьеров и факторов, способствующих участию в физической активности для детей с синдромом Дауна. Journal of Intellectual Disability Research. 2011 Nov 1;55(11):1020-33.
  20. Rimmer JH, Yamaki K, Davis BM, Wang E, Vogel LC. Рецензируемая статья: Распространенность ожирения и избыточного веса среди подростков с инвалидностью. Preventing chronic disease. 2011 Mar;8(2).
  21. Basil JS, Santoro SL, Martin LJ, Healy KW, Chini BA, Saal HM. Ретроспективное исследование ожирения у детей с синдромом Дауна. The Journal of Pediatrics. 2016 Jun 1;173:143-8.
  22. Bull MJ. Медицинское наблюдение за детьми с синдромом Дауна. 2011.
  23. 23.0 23.1 23.2 Artioli T. Понимание ожирения у детей с синдромом Дауна. Journal of Obesity and Metabolism. 2017 1: 101.
  24. Mendonca GV, Pereira FD, Fernhall BO. Снижение способности к физической нагрузке у лиц с синдромом Дауна: причина, следствие и управление. Therapeutics and clinical risk management. 2010;6:601.
  25. 25.0 25.1 Baynard T, Pitetti KH, Guerra M, Unnithan VB, Fernhall B. Изменения аэробной способности с возрастом у лиц с умственной отсталостью: обзор за 20 лет. Medicine and Science in Sports and Exercise. 2008 Nov;40(11):1984-9.
  26. Angelopoulou N, Matziari C, Tsimaras A, Sakadamis V, Mandroukas K. Плотность костной ткани nd мышечная сила у молодых мужчин с умственной отсталостью. Calcified Tissue International 2000;66:176-180.
  27. Rowland T. Физическая активность, фитнес и дети. Физическая активность и здоровье. 2007:259-70.
  28. 28.0 28.1 Pitetti H, Baynard T, Agiovlasitis S. Дети и подростки с синдромом Дауна, физическая подготовка и физическая активность. Journal of Sport and Health Science 2013;2:47-57.
  29. Ulrich BD, Ulrich DA. Спонтанные движения ног у младенцев с синдромом Дауна и детей без инвалидности. Child Development. 1995 Dec 1;66(6):1844-55.
  30. Lloyd M, Burghardt A, Ulrich DA, Angulo-Barroso R. Физическая активность и начало хождения у младенцев с синдромом Дауна. Adapted Physical Activity Quarterly. 2010 Jan;27(1):1-6.
  31. Ulrich DA, Burghardt AR, Lloyd M, Tiernan C, Hornyak JE. Преимущества физической активности обучения катанию на двухколесном велосипеде для детей с синдромом Дауна: рандомизированное испытание. Физическая терапия. 2011 Oct 1;91(10):1463-77.
  32. Rimmer JH, Heller T, Wang E, Valerio I. Улучшения физической подготовки у взрослых с синдромом Дауна. American Journal on Mental Retardation. 2004 Mar;109(2):165-74.
  33. Seron BB, Modesto EL, Stanganelli LC, Carvalho EM, Greguol M. Влияние аэробных и силовых тренировок на кардиореспираторную подготовку молодежи с синдромом Дауна. Revista Brasileira de Cineantropometria & Desempenho Humano. 2017 Aug;19(4):385-94.
  34. Heller T, Hsieh K, Rimmer JH. Аттитюдные и психосоциальные результаты программы фитнеса и образования в области здоровья для взрослых с синдромом Дауна. American Journal on Mental Retardation. 2004 Mar;109(2):175-85.
  35. Shields N. Быть активным: что это значит для детей с синдромом Дауна?. 2016.

Вопросы и комментарии