Упражнения Куэваса Медека (CME)

11.07.2025
5 просмотров

Описание

Упражнения Куэваса Медека (CME) — это психомоторный терапевтический подход, разработанный физиотерапевтом Рамоном Куэвасом, который используется в детской физиотерапии с 1972 года и оказывает все большее влияние на специалистов и их пациентов. [1][2]

MEDEK — это акроним от испанской фразы, переводимой на английский как "Динамический метод кинестетической стимуляции". [3]

Показания

Этот подход направлен на улучшение задержки моторного развития, вызванной нарушением центральной нервной системы у детей в возрасте от трех месяцев и старше. [1][4]

Особенности

  • Основной особенностью подхода является приведение ребенка в позицию противодействия силе тяжести, провоцируя постуральный контроль, который обычно не будет генерироваться самостоятельно из-за повреждения центральной нервной системы. [2][5]
    • Примером упражнения для объяснения этой особенности было бы удерживание ребенка терапевтом в воздухе в вертикальном положении за лодыжки; ребенок будет бороться с гравитацией, чтобы избежать падения, проявлять реакции равновесия и учиться вертикальному контролю головы и тела. [5][6]

[7]

  • Основной механизм действия заключается в создании новых нейронных сетей в поврежденной центральной нервной системе с использованием научных параметров, связанных с нейропластичностью (таких как повторение, прогрессия, значимые упражнения и обогащенная среда). [8][5]
  • Этот подход применяет принцип прогрессивного удержания в дистальной части, при котором позиции рук изменяются от проксимальных к дистальным. Это связано с биомеханическим фактом, что чем дальше точка поддержки терапевта, тем сильнее постуральный ответ. [4][9]
  • Так как он включает противодействующую гравитации позу, диапазон движений, опорная нагрузка и факторы растяжки, интегрированные в функциональные упражнения, он может обеспечивать улучшение ловкости, гибкости, равновесия и координации. [4]
  • Специальное оборудование этого подхода включает в себя стол для лечения, который используется с упражнений контроля головы до тех пор, пока ребенок не сможет поддерживать ассистированное стоячее положение, и набор коробок для стимуляции реакций стоящего равновесия. [4]
  • Он отличается от классических подходов в следующих аспектах:
    • Внешние поддержки, такие как шины или ходунки, не используются. Вместо этого мозг ребенка вынуждён создавать адекватный ответ. [3]
    • Не имеет значения, мотивирован, кооперативен или сосредоточен пациент. Кроме того, эмоциональное состояние не препятствует продолжению терапии. [5][3]
    • Он не колеблется, чтобы поставить ребенка с гипертонусом или тяжелой спастичностью в нижних конечностях в стоячее положение. Напротив, он заставляет ребенка занять ортостатическую позицию для развития вертикального контроля тела. [3][5]
    • Состояние ребенка не является решающим в терапии, в то время как учитывается интерпретация родителей о моторном развитии ребенка. [3]
    • Растяжка является динамичной, а не статической. Эти динамичные растяжки, встроенные в функциональные упражнения, намного эффективнее, чем статические растяжки в подходе Бобата. [3]
    • Определенные группы мышц не работают отдельно, а за счет выполнения постуральных и функциональных задач. [5]
    • Это практика, ориентированная на терапевта, а не на задачи. [6]

Видеоролики ниже демонстрируют примеры использования упражнений CME:

Клинические доказательства

Существует немного опубликованных научных статей [2][5][8] [12][13] и истории пациентов о влиянии CME.

Литература

  1. 1.0 1.1 Упражнения Куэваса Медека. Куэвас Медек. [Интернет]. c2023. Доступно на: https://cuevasmedek.com/
  2. 2.0 2.1 2.2 Рамирес де Оливейра Г, Фабрис Видал М. Развитие ребенка с аномалиями мозолистого тела и врожденным пороком сердца после упражнений Куэваса Медека: отчет о случае. Клинические кейс-отчеты. 2021 Август;9(8):e04637.
  3. 3.0 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 Вандерминден Дж.А. Социальное конструирование инвалидности и современный целитель. Университет Нью-Хэмпшира; 2009.
  4. 4.0 4.1 4.2 4.3 Упражнения Куэваса Медека. Что такое упражнения Куэваса Медека?. [Интернет]. c2023. Доступно на: https://cuevasmedek.com/what-is-cuevas-medek-exercises/
  5. 5.0 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 Митрои С. Стимуляция тройного тона разгибания и ортостатического равновесия у ребенка с церебральным параличом с помощью упражнений, специфичных для метода Медека. Журнал физического воспитания, спорта и кинезиологии. 2016 Январь;1(43):48-51.
  6. 6.0 6.1 Новак И, Морган С. Сопровождение высокого риска: раннее вмешательство и реабилитация. Справочник по клинической неврологии. 2019 Январь 1;162:483-510.
  7. марселадевиво. Ramon Cuevas CME Medek 6-14-09 Аэростоянка и равновесие. Доступно на: https://www.youtube.com/watch?v=z_AdHhklcVA
  8. 8.0 8.1 де Оливейра ГР, Фабрис Видал М. Нормальное развитие двигательных навыков при врожденной гидроцефалии после упражнений Куэваса Медека как раннего вмешательства: отчет о случае. Клинические кейс-отчеты. 2020 Июль;8(7):1226-9.
  9. Куэвас Р. Упражнения Куэваса Медек. Чили: Международный центр упражнений Куэвас Медек. 2012.
  10. Центр терапии Wings. 𝘾𝙪𝙚𝙫𝙖𝙨 𝙈𝙚𝙙𝙚𝙠 𝙀𝙭𝙚𝙧𝙘𝙞𝙨𝙚𝙨® (𝘾𝙈𝙀): 𝘽𝙚𝙨𝙩 𝙏𝙝𝙚𝙧𝙖𝙥𝙮 𝙛𝙤𝙧 𝘽𝙖𝙗𝙞𝙚𝙨 𝙖𝙣𝙙 𝙔𝙤𝙪𝙣𝙜 𝘾𝙝𝙞𝙡𝙙𝙧𝙚𝙣. Доступно на: https://www.youtube.com/shorts/TZdnCIkoZaQ
  11. марселадевиво. Ramon Cuevas CME Medek 6-16-09 Сидение параллельно на тонкой доске с перекрещенными ногами. Доступно на: https://www.youtube.com/watch?v=eN2eMyODYsE
  12. Сильва БС, де Жезус Алвес АЛ, де Лима Корради МА. Применимость метода Куэвас Медек при церебральном параличе: отчет о случае. Brazilian Journal of Health Review. 2021 Март 26;4(2):6580-7.
  13. Феррейра АД, Герзсон ЛР, де Алмейда КС. Влияние терапии Куэвас Медек на дисплазию развития тазобедренных суставов у пациента с церебральным параличом: исследование случая. Физиотерапия Бразилия. 2021;22(6):895-903.

Вопросы и комментарии