Содержимое
Введение
Значительное развитие наблюдается между стадиями ребенка в возрасте 1-2 месяцев. По мере того как младенцы остаются бодрствующими более длительное время и становятся более внимательными, их поведение становится менее спонтанным и более целенаправленным, позволяя им взаимодействовать в их физической и социальной среде.[1]
Обобщенные движения тела
В течение первых двух месяцев жизни обобщенные движения тела характеризуются как извивающиеся (сильные и напряженные), охватывающие все тело.[1] [2] Скорость и амплитуда движений варьируются от низкой до умеренной степени и являются разнообразными и сложными. [3] Примерно в два месяца движения переходят от извивающихся к мелькающим. Эти сложные и разнообразные движения характеризуются переменной ускоренностью, небольшой амплитудой и умеренной скоростью.[1] [2][3] Наличие и характер мелькающих движений являются хорошими индикаторами целостности нервной системы младенца.[1]
Напротив, к аномальным находкам во время этой фазы относятся:
- Отсутствие разнообразия движений
- Движения, когда конечности и туловище двигаются жестко как одно целое [2]
Hadders (2017)[2] предоставляет хорошее изображение нормальных движений младенца по сравнению с аномальными движениями на этой стадии. Чтобы увидеть эти изображения, перейдите по ссылке https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/dmcn.13540
Самовосприятие
Самовосприятие представляет собой способность ощущать свое собственное тело с помощью проприоцепции (движение головы и конечностей в пространстве) или гаптики (прикосновение к поверхности). Новорожденные демонстрируют раннее чувство своего тела и личного пространства, что позволяет им ориентироваться в своей социальной и физической среде. В течение первых двух месяцев зрение новорожденного остается слабым, ограничивая их понимание мира за пределами личного пространства. Двигательные и сенсорные переживания таким образом в основном сосредоточены вокруг их тела. Исследовательские и повторяющиеся движения и позы обеспечивают самопознание о своем теле.[4]
Время на животике
В 1992 году Американская академия педиатрии рекомендовала класть младенцев на спину для сна из-за высокой частоты синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Это значительно снизило случаи СВДС на 40%, однако у младенцев наблюдалась замедленная достижимость моторных навыков. Чтобы предотвратить задержку в развитии двигательных навыков, родителям рекомендуется обеспечивать 30 минут времени на животике ежедневно для физической активности. Время на животике – это время игры в положении на животе на полу под наблюдением взрослого. К сожалению, рекомендации по времени на животике соблюдаются только 30% родителей, несмотря на положительное влияние на развитие крупных моторных навыков.[5] Исследования показывают значительные различия между младенцами, которые проводят время на животике и нет, в достижении следующих крупных моторных навыков:[5]:

- Перекатывание
- Ползание на животе
- Ползание на четвереньках
- Сидение с поддержкой
- Сидение без поддержки
- Подтягивание в стоящее положение
Эти достижения в крупномоторном развитии детей, проводящих время на животике, продолжаются до 3 лет.[5]
Поза
Дети в возрасте 1-2 месяцев начинают получать больше контроля над положением туловища при сидении с поддержкой в области бедер.[1] При поддержке бедер они могут поддерживать полупрямое положение туловища.[1] Направленно-специфичные мускульные синергии контролируют позу, адаптируясь к различным ситуациям. Когда младенец наклоняется вперед, активируются мышцы спины для поддержания равновесия. Когда младенец выполняет задачи, направленные на достижение цели, такие как достижение, тело колеблется для сохранения стабильности.[6]
Достижение и хватание
Младенцы в этой стадии пытаются дотянуться до объектов, используя большие расстояния движения рукой. Их руки подходят близко к объекту, но обычно не касаются его. Локти и пальцы находятся в положении разгиба при этих движениях. К концу этого периода младенец получает больше контроля над движением, так как может лучше стабилизировать свою голову и туловище при движении верхними конечностями. Этот новый постуральный контроль позволяет их руке дотронуться до игрушки, что позволяет исследовать объект.[1]
Первоначально, когда младенцы дотягиваются до объектов, они используют закрытую кисть. Примерно в 4 месяца младенцы переходят к открытой кисти в ожидании контакта с объектом. Исследования показывают, что на достижение объекта влияет его расположение и возраст младенца. Провайн и Верстенман (1979)[7] продемонстрировали проценты успешности достижения объекта в зависимости от возраста в следующих сценариях:
- Одностороннее достижение - 100% в 9 недель
- Достижение на средней линии - 93% в 17 недель
- Контралатеральное достижение; 100% в 18-20 недель
По мере взросления младенца в течение первого года жизни их способность достигать объектов в внешнем пространстве становится быстрее и эффективнее. Достижение предшествует хватанию, демонстрируя проксимодистальную последовательность в развитии.[7]
Социальное взаимодействие
Младенцы в возрасте от 1 до 2 месяцев демонстрируют социальное и коммуникативное поведение следующими способами:
- Социально
- Улыбка
- Зрительный контакт
- Поворот головы в сторону голоса/звуков
- Интерес к лицам
- Узнавание лиц
- Коммуникация
- Плач с различными нуждами
- Производство ряда предречевых звуков[1]
Младенцы, участвующие в социальном взаимодействии, воспроизводят предречевые звуки, такие как лепет, гуление, ворчание и звукоподобные гласным звуки. Затем мамы, папы и опекуны общаются с младенцами, используя более высокий тон и более медленные речи, называемые "языком младенцев" или матерством. Исследования показывают, что младенцы предпочитают эту детскую речь, замечая, что они более отзывчивы, дольше смотрят на говорящего и чаще его запоминают. Материнский язык может способствовать поддержанию позитивного взрослого-младенческого взаимодействия путем увеличения отзывчивости младенца к говорящему.[8]
Ресурсы
- Интервенция, ориентированная на семью и ранняя диагностика
- Лучшие практики в обучении навыкам развития в ранней интервенции
- Перцептивно-моторное поведение новорожденных
Ссылки
- ↑ 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 Versfeld, P. Обучение навыкам развития для 1-2 месячных детей. Plus. 2022.
- ↑ 2.0 2.1 2.2 2.3 Hadders‐Algra M. Нейронный субстрат и клиническое значение общих движений: обновление. Детская медицина и неврология. 2018 янв;60(1):39-46.
- ↑ 3.0 3.1 Doroniewicz I, Ledwoń DJ, Affanasowicz A, Kieszczyńska K, Latos D, Matyja M, Mitas AW, Myśliwiec A. Обнаружение извивающихся движений у новорожденных на второй и третий день жизни с использованием машинного обучения на основе поз. Сенсоры. 2020 янв;20(21):5986.
- ↑ DiMercurio A, Connell JP, Clark M, Corbetta D. Натуралистическое наблюдение за спонтанными прикосновениями к телу и окружающей среде в первые 2 месяца жизни. Frontiers in psychology. 2018 дек 18;9:2613.
- ↑ 5.0 5.1 5.2 Hewitt L, Kerr E, Stanley RM, Okely AD. Время на животе и результаты здоровья младенцев: систематический обзор. Педиатрия. 2020 июнь 1;145(6).
- ↑ Boxum AG, La Bastide‐Van Gemert S, Dijkstra LJ, Furda A, Reinders‐Messelink HA, Hadders‐Algra M. Постуральный контроль во время хватания при сидении и общее моторное поведение при обучении ходьбе. Детская медицина и неврология. 2019 май;61(5):555-62.
- ↑ 7.0 7.1 Chinn LK, Noonan CF, Hoffmann M, Lockman JJ. Развитие стратегий достяжения младенцами тактильных целей на лице. Frontiers in psychology. 2019 янв 21;10:9.
- ↑ Saint-Georges C, Chetouani M, Cassel R, Apicella F, Mahdhaoui A, Muratori F, Laznik MC, Cohen D. Мамина речь во взаимодействии: на перекрестке эмоций и когниций? (систематический обзор). PloS one. 2013 окт 18;8(10):e78103.