Травмы стопы и голеностопного сустава у танцоров

17.07.2025
8 просмотров

Введение

Примерно 85% танцоров испытывают те или иные формы травм опорно-двигательного аппарата в течение своей карьеры, и около 50% из них приходятся на травмы голеностопа или стопы.[1] Более того, травмы, возникающие выше по цепи, оказывают влияние на голеностоп и стопу. Стопа играет важную роль для танцора; она служит основной поддержкой, рычагом для движения и важным амортизатором. Кроме того, большая часть художественной выразительности танцора исходит именно от стопы.[1]

Частота травм у танцоров колеблется от 40% до 84%. Большинство травм обусловлены низкой кардиоваскулярной подготовкой, гипермобильностью суставов, отклонениями в позе и изменениями в центре равновесия тела.[2]

«[Д]ля каждых 1000 часов тренировок частота диагностированных травм составляла от 0,62 до 5,6 травм на танцора. Принимая во внимание, что технические требования к профессиональным танцорам еще выше, считается, что это число значительно возрастает в профессиональной среде.»[2]

Острые и травмы из-за перегрузок

  • Острые[1]
    • Часто связаны с плохой техникой и неправильным выполнением прыжков и приземлений
    • Танцор обычно сообщает о конкретном инциденте
    • Многие другие факторы, такие как усталость, утомляемость или потеря равновесия
  • Травмы из-за перегрузок[1]
    • Чрезмерное использование
    • Повторяющаяся микротравма

Факторы риска

Следующие факторы риска способствуют травмам у танцоров:[1]

  • Предыдущие травмы
  • Плохая реабилитация
  • Анатомическая осанка
  • Плохая тренировка, приводящая к слабой мышечной силе[3]
  • Плохой контроль поясничного отдела[4]
  • Технические ошибки[3]
  • Скорость исполнения[3]
  • Хореограф
  • Стиль танца
  • Подходящая обувь и стиль
  • Тип пола[2][5]

Дополнительные факторы, влияющие на травмы, могут включать:[1]

  • Переход от частичной занятости к профессиональной карьере[6]
  • Стопа может влиять на колено, бедро, основные мышцы и позвоночник
  • Недостаточный выворот
  • Биомеханические требования пуантов и полупуантов - т.е. полная подошвенная флексия с 90 градусами разгибания в плюснефаланговых суставах[4]
  • Тело танцора и его управление
  • Психология и ожидания танцоров
  • Уменьшение силы икроножной мышцы и задней большеберцовой мышцы[7]
  • Уменьшение активного диапазона движения подошвенной флексии[7]

Слабость мышц часто приводит к:[1]

  • Откатыванию в и из голеностопа (усиленная инверсия/эверсия голеностопа)
  • Сниженной стабильности на пуантах
  • Снижению диапазона движения подошвенной флексии

Передние травмы голеностопа

  • Передние костные шпоры
    • Часто встречаются у зрелых или вышедших на пенсию танцоров
  • Синдром медиального стрессового перелома[8]
  • Стрессовый перелом большеберцовой кости
  • Травма переднего связочного аппарата
  • Патология сухожилия длинного разгибателя большого пальца стопы
    • Это часто встречается у танцоров, которые проводят много часов, пытаясь улучшить свою работу на пуантах, и может привести к длительной нестабильности
  • Синовит передней капсулы
  • Переднее ущемление

Синдром переднего ущемления

Синдром переднего ущемления является основным передним повреждением голеностопа у танцоров:[1]

  • Обостряется от повторяющегося сильного тыльного сгибания
  • Симптомы, как правило, имеют прогрессирующий характер
  • Лечение:[1]
    • Обучение танцора правильным растяжкам, сосредоточение на укреплении внутренних и внешних мышц
    • Устранение биомеханических дефектов и поиск компенсаторных изменений или слабостей выше по цепи
    • Мобилизация по концепции Маллигана, пассивное вспомогательное движение, выполнение наклонных движений (пример ниже)
    • Часто реагирует на консервативное лечение
    • Операция эффективна, если состояние достаточно прогрессировало[9]
  • Специфические особенности балета:[1]
    • Танцевальные движения, способствующие синдрому переднего ущемления: плие, форсирование выворотности и откатов голеностопа
    • Компенсация: танцор раньше поднимает пятку в плие
Качание голеностопа на стуле - Установите одну ногу на стул, покачивайтесь вперед от нейтрального положения в тыльное сгибание

Задние травмы лодыжки

  • Синдром заднего ущемления лодыжки
  • Тендинопатия ахиллова сухожилия[10]
    • Распространенность этой травмы у танцоров обусловлена движениями, такими как: реле, прыжки, повороты и работа на пуантах
    • Может быть вызвана неправильным завязыванием лент через ахиллово сухожилие или из-за танцев на жестких полах
    • Смена хореографов часто является способствующим фактором, особенно если новый хореограф способствует интенсивной рутине прыжков или поддерживает более быстрые изменения направления[1]

Синдром заднего ущемления лодыжки

  • Часто называется "пяточка танцора", может быть костной или мягкотканной
  • Ухудшается при принудительной подошвенной флексии и часто совпадает с тендинопатией длинного сгибателя большого пальца стопы тендинопатия
  • Симптомы включают:
    • Боль и чувствительность в заднелатеральной области лодыжки
    • Боль при:
      • Активной подошвенной флексии
      • Аксиальной нагрузке
      • Тыльном сгибании большого пальца стопы
  • Лечение
    • Обучение
    • Поздняя стадия дегенерации может быть устранена оперативным путем[9][11]
  • Специфические аспекты балета:
    • Проверка биомеханики: плие, большое плие, реле
    • Растяжка: подколенные сухожилия, аддукторы, передняя большеберцовая мышца, икроножная и камбаловидная мышцы
    • Укрепление: ягодичные мышцы, подколенные сухожилия, аддукторы, абдукторы
    • Специфическая реабилитация: Ползание для подвижности (пример ниже), изометрическое поднятие пятки на одной ноге, эксцентрическое опускание пятки на одной ноге
Ползание для подвижности

Боковые травмы лодыжки

  • Боковые растяжения связок лодыжки[12]
  • Подвывих кубовидной кости
    • Ротационная нагрузка на кость после других проблем
  • Синдром пазухи предплюсны
  • Перегрузка малоберцового сухожилия и напряжение ретинакулума[1]

Боковое растяжение связок лодыжки

  • Усугубляется слабостью трехглавой мышцы голени (икроножной и камбаловидной) и задней большеберцовой мышцы
  • Симптомы включают: боль, отек и нестабильность
  • Лечение:[1]
    • Лед, бандаж, методы электро-терапии, укрепление мышц
  • Специфические аспекты балета:[1]
    • Танцор регулярно полагается на обратную связь и стабильность от боковой связки[12]
    • Проверка биомеханики: первая позиция пилé, реле, пассе, выравнивание на полупальцах или пуантах[10]
    • Растяжка: подколенные сухожилия, квадрицепсы, аддукторы, подвздошно-поясничная мышца, икроножная и камбаловидная мышцы
    • Укрепление: ягодичные мышцы, разгибатели и выпрямители стопы
    • Специфическая реабилитация: интенсивное укрепление и проприоцепция, боковая планка с ракушкой с использованием силовой резинки, баланс на одной ноге с касанием вперед, вокруг назад (пример ниже, сопротивляемая подошвенная флексия с вывертом)
Баланс на одной ноге с касанием вперед вокруг назад

Травмы пальцев стопы

  • Hallux valgus (вальгусная деформация первого пальца)[13]
  • Hallux rigidus (ригидус первого пальца)[13]
  • Косточки[13]
    • Укрепление внутренних мышц стопы
    • Коррекция положения и использование разделителей пальцев, если необходимо
  • Сесамоидит[13]
  • Метатарзалгия[13]
  • Перелом 5-й плюсневой кости / Перелом танцовщика / Перелом Лисфранка
  • Молоточковидный палец
  • Волдыри
  • Вросшие ногти на ногах

Hallux Rigidus

  • Связан с длинным сгибателем большого пальца стопы,[14][15] который является основным динамическим стабилизатором медиальной лодыжки в позициях на полупальцах и пальцах[1]
  • Может усугубляться, когда второй палец длиннее первого,[14] или чрезмерной компенсацией сгибания межфалангового сустава, также называемой "загибанием под"
  • Симптомы включают: жесткость и болезненность сустава[16]
  • Лечение:
    • На поздних стадиях лечение хирургическое с удалением тканей[17]
  • Специфические соображения для балета:[1]
    • Проверка биомеханики: первая позиция и пассе
    • Растяжка: подвздошно-поясничные, четырехглавые, аддукторы, икроножные мышцы
    • Укрепление: ягодичные мышцы, бицепсы бедра, приводящие, отводящие
    • Специфическая реабилитация: покачивание пальца/лодыжки с разделителем пальцев, сгибание и разгибание большого пальца, изометрическое отведение пальца с теребандом, сгибание с теребандом, отведение пальца, разделение пальцев

Сесамоидит

Сесамоидные кости встроены в короткий сгибатель большого пальца стопы (FHB) и сочленяются с подошвенной поверхностью головки первой плюсневой кости. Они помогают стабилизировать первый плюснефаланговый сустав и увеличивают силу сухожилия FHB.[1]

  • В танцах они усугубляются:[1]
    • Ошибками в технике, такими как заваливание внутрь, пронация и принуждение к развороту
    • Падение арок стопы, что увеличивает давление на сесамоидные кости
    • Отталкиванием и приземлением при прыжках, особенно без плье
    • Перекатыванием в полувпервые/полупальцы (что напряженнее, чем на пальцах)
    • Хождением с вывороченной походкой
  • Симптомы включают: боль под головкой первой плюсневой кости на подошвенной части передней части стопы, болезненность должна смещаться дистально с тыльным сгибанием большого пальца[1]
  • Лечение:[1]
    • Информирование танцора об использовании обуви с жесткой подошвой вне класса, обеспечивающей надежную поддержку
    • Рекомендация использования прокладок для разгрузки области
    • Всегда оценивать и корректировать выравнивание
    • К сожалению, это состояние требует нескольких месяцев для разрешения
  • Специфические соображения для балета:[1]
    • Растяжка: бицепсы бедра, ягодичные мышцы, приводящие и разогрев икроножных мышц
    • Укрепление: ягодичные мышцы, бицепсы бедра, приводящие, подвздошно-поясничные мышцы, внутренние мышцы стопы
    • Специфическая реабилитация: кольцевые движения с теребандом, сжатие мяча из пенопласта с опусканием ног (пример ниже), сгибание бедра лежа на животе
Сжатие пенопластового мяча с опусканием ног

Перелом 5-й плюсневой кости

  • Часто называется переломом танцора
  • Усиливается при травмах скручивания
  • Необходимо различать перелом танцора и перелом Джонса, который происходит дальше к основанию 5-й плюсневой кости (т.е. в области проксимального метадиафизарного соединения[18]) и вызывается повторяющимся стрессом[1]
    • Обратите внимание, что перелом Джонса требует операции
  • Лечение перелома танцора консервативное / безоперационное
  • Специфические соображения для балета:[1]
    • Растяжка: бицепсы бедра, ягодичные мышцы, приводящие и разогрев икроножных мышц
    • Укрепление: ягодичные мышцы, бицепсы бедра, приводящие, подвздошно-поясничные мышцы
    • Специфическая реабилитация: боковая планка с приведением бедра, кольцевые движения с пенопластом, удары ногами в положение на четвереньках, непрерывное вращение суставов в положении на четвереньках (пример ниже)
Непрерывное вращение суставов в положении на четвереньках

Плантарный фасциит

  • Плантарный фасциит часто связан с повторяющимися прыжками, поэтому он имеет высокую распространенность среди танцоров[10]
  • Симптомы включают:[1]
    • Боль в пятке при первых шагах утром
    • Боль в пятке после длительного периода без нагрузки
    • Чувствительность в передней части медиальной части пятки
    • Ограниченная дорсифлексия и напряженный ахиллово сухожилие
    • Может присутствовать хромота или предпочтение ходьбы на носках
    • Боль обычно усиливается при ходьбе босиком по твёрдым поверхностям и при подъеме по лестнице
  • Лечение:[1]
    • Консервативные меры являются первым выбором
    • Физиотерапия
    • Отдых от вызывающей боли активности
    • Лёд после активности
    • Глубокий массаж трением арки и места прикрепления
    • Ортопедические вставки или введение в ортопедию и ночные шины
    • Экстракорпоральная ударно-волновая терапия[19], ботулинический токсин А, аутологичная плазма, богатая тромбоцитами, декстрозная пролотерапия или инъекции стероидов
    • Продвинутые и инвазивные методы должны сочетаться с консервативной терапией
    • Хирургия должна быть последним вариантом, если этот процесс стал хроническим и другие менее инвазивные терапии не помогли
  • Обучение танцора правильной растяжке и реабилитации: плантарной фасции; ахиллового сухожилия; икроножной мышцы и камбаловидной мышцы
  • Специфические соображения для балета:[1]
    • Проверка биомеханики: плие, девелопе и походка
    • Растяжка: подвздошно-поясничной, квадрицепсов, аддукторов, мышц икры
    • Укрепление: ягодичных мышц, абдукторов, глубоких ротаторов
    • Специфическая реабилитация: мостики с прямыми ногами на стуле, подъемы на носки на лестнице, компенсация движения лодыжкой / пальцами, наложение ленты

Для более подробных вариантов физиотерапевтического лечения, пожалуйста, посетите страницу Плантарный фасциит.

Уход за стопами и лодыжками

  • Постановка на пуанты всегда должна продвигаться медленно и только после оценки состояния танцора
  • Всегда должен контролироваться выравнивание стоп
  • Балансированные упражнения, упражнения для внутренних мышц стоп и растяжка и укрепление икроножных мышц должны быть включены в программу тренировок
  • Танцоров следует поощрять ходить с нормальным углом ходьбы, что позволяет разгрузить вращатели бедра (т.е. не ходить в позиции разворота)[1]
Sure, here is the translated text in Russian with the original HTML format retained:

Ссылки

  1. 1.00 1.01 1.02 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07 1.08 1.09 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 1.16 1.17 1.18 1.19 1.20 1.21 1.22 1.23 1.24 1.25 1.26 Green-Smerdon M. Травмы голеностопного сустава и стопы у танцоров. Plus, 2022.
  2. 2.0 2.1 2.2 Cardoso AA, Reis NM, Marinho AP, Vieira MD, Boing L, Guimarães AC. Травмы у профессиональных танцоров: систематический обзор. Revista Brasileira de Medicina do Esporte. 2017 Ноя;23:504-9.
  3. 3.0 3.1 3.2 Skwiot M, Śliwiński Z, Żurawski A, Śliwiński G. Эффективность физиотерапевтических вмешательств при травмах у балетных танцоров: систематический обзор. PLoS one. 2021 Июн 24;16(6):e0253437.
  4. 4.0 4.1Please let me know if you need further assistance! Biernacki JL, Stracciolini A, Fraser J, Micheli LJ, Sugimoto D. Факторы риска травм нижних конечностей у балерин: систематический обзор. Clinical journal of sport medicine. 2021 Mar 1;31(2):e64-79.
  5. Campbell RS, Lehr ME, Livingston A, McCurdy M, Ware JK. Внутренние изменимые факторы риска у балерин: применение принципов доказательной медицины для повышения клинического применения. Physical Therapy in Sport. 2019 Jul 1;38:106-14.
  6. Fuller M, Moyle GM, Hunt AP, Minett GM. Травмы в балете и современном танце при переходе к полному обучению или профессиональному уровню: систематический обзор. Journal of Dance Medicine & Science. 2019 Sep 1;23(3):112-25.
  7. 7.0 7.1 En Pointe: Что балерины должны знать о профилактике травм
  8. Rietveld AB. Медицина исполнительских искусств с акцентом на Relevé у танцоров. Leiden University; 2017 Nov 28.
  9. 9.0 9.1 Khurana A, Singh I, Singh MS. Недооценены ли передний и задний синдромы защемления голеностопного сустава? Обзор. Journal of Arthroscopic Surgery and Sports Medicine. 2021 Jan 10;2(1):58-65.
  10. 10.0 10.1 10.2 Batenhorst EZ. Взгляд танцора: анализ и профилактика распространенных травм в танцах. 2020
  11. Grigoryev K. Сравнение открытых и эндоскопических хирургических процедур как метод лечения синдрома защемления заднего голеностопа у балерин: мета-анализ (Докторская диссертация, California State University, Fresno).
  12. 12.0 12.1 Bodini BD, Lucenteforte G, Serafin P, Barone L, Vitale JA, Serafin A, Sansone V, Negrini F. Оказывают ли хронические эффекты растяжения связок II степени на функциональные способности балерин выполнять баланс на одной ноге? Наблюдательное кросс-секционное исследование. Applied Sciences. 2020 Jan;10(1):155.
  13. 13.0 13.1 13.2 13.3 13.4 Mira NO, Marulanda AF, Peña AC, Torres DC, Orrego JC. Исследование балерин в позиции cou-de-pied derrière с переходом на piqué arabesque. Journal of Dance Medicine & Science. 2019 Dec 15;23(4):150-8.
  14. 14.0 14.1 Ogilvie-Harris DJ, Carr MM, Fleming PJ. Стопа у балерин: важность длины второго пальца ноги. Foot & ankle international. 1995 Mar;16(3):144-7.
  15. Wentzell M. Консервативное лечение хронического рецидивирующего стенозирующего теносиновита длинного сгибателя большого пальца стопы у пред-профессиональной балерины: клинический случай. The Journal of the Canadian Chiropractic Association. 2018 Aug;62(2):111.
  16. Anderson MR, Ho BS, Baumhauer JF. Обзор текущих концепций: hallux rigidus. Foot & Ankle Orthopaedics. 2018 Jun 7;3(2):2473011418764461.
  17. Carpenter B, Gentile M, Hagenbucher JR. Функциональный hallux rigidus у спортсменов высокого уровня: артроскопическая коррекция за счет удаления длинного сгибателя большого пальца стопы. Journal of the International Foot & Ankle Foundation. 2022;1(1).
  18. Datir A, Bell D. Перелом Джонса. Справочная статья, Radiopaedia.org [цитируется 18 мая 2022]. Доступно из: https://radiopaedia.org/articles/jones-fracture-1
  19. Rhim HC, Kwon J, Park J, Borg-Stein J, Tenforde AS. Систематический обзор систематических обзоров по эпидемиологии, оценке и лечению плантарного фасциита. Life. 2021 Dec;11(12):1287.

Вопросы и комментарии