Технологии помощи: Средства для мобильности

08.02.2025
74 просмотра

Введение

Мобильность может быть описана как "способность человека перемещаться в определенной среде или между различными средами и способность манипулировать объектами"[1]. Способность человека выполнять любые задачи, связанные с передвижением, может быть нарушена из-за нарушений функций или структур тела. Мобильность может быть ограничена постепенно, как это происходит при рассеянном склерозе, или мгновенно, как в случае травматических повреждений спинного мозга, инсультов и ампутаций конечностей. Она также может быть нарушена менее очевидными факторами. Например, связанная с этим боль может значительно изменить способность к ходьбе[1].Вспомогательные устройства и технологии создаются с основной целью поддержания или улучшения оптимального уровня функционирования и независимости человека для содействия его участию в общественной жизни и улучшения общего благополучия[2].

Что такое продукты для мобильности?

Фреймворк ICF подчеркивает, что 'инвалидность' является результатом динамического взаимодействия пользователя, технологий и окружающей среды. Может возникнуть ограничение участия индивидуума из-за несоответствия между требованиями окружающей среды и ресурсами мобильности индивидуума, и технологии могут помочь как косвенно (терапия), так и прямо (физическая помощь) в увеличении участия индивидуума в обществе[1].

Продукты для мобильности созданы для того, чтобы облегчить или улучшить личную мобильность пользователя – т.е. способность изменять и поддерживать положение тела, ходить и перемещаться с одного места на другое. Устройство для мобильности, которым пользуется человек, зависит от его потребности, способности использовать устройство и от его психического и психологического состояния.

Эти устройства используются людьми, у которых есть трудности с передвижением, как это часто бывает при артрите, РС, болезни Паркинсона, боли в спине, детском церебральном параличе и многих других физических ограничениях.

Оценка

Необходима комплексная оценка, чтобы гарантировать, что устройства для мобильности отвечают потребностям индивидуума в его доме, школе, на работе и в общественной среде. Комплексная оценка должна включать в себя историю болезни, обзор текущих функций, персональные цели, оценку существующих вспомогательных устройств и физикальное обследование[3].

Типы продуктов для мобильности

  • Средства для ходьбы
    • Трости, Костыли
    • Палки для ходьбы
    • Ходунки
  • Инвалидные коляски:
    • Управляемые вручную пользователем
    • Толкаемые другим человеком, или
    • Электрические.
    • Подбор, дизайн и аксессуары индивидуально подбираются после тщательной оценки.
  • Скутеры,
  • Протезы
  • Ортопедические устройства [4]
  • Робототехника:
    • Перспективная область, стремящаяся значительно улучшить мобильность индивидуума.
    • Экзоскелеты:
    • Гибридные вспомогательные конечности (HAL): это экзоскелет с приводом, который может помочь в выполнении повседневных задач в реабилитационном формате или усилить силу пользователя в 10 раз[5].

Преимущества

Преимущества использования этих продуктов для мобильности:

  1. Большая независимость,
  2. Снижение боли,
  3. Увеличение уверенности и самооценки
  4. Снижение риска падения
  5. Снижение усилий и физической нагрузки для помощников
  6. Улучшение здоровья и качества жизни

Препятствия на пути использования продуктов вспомогательных технологий

  1. Это считается низким приоритетом для правительств и часто не отражается в национальном законодательстве, политике или стратегиях.[6]
  2. Финансы и доступность[7]
  3. Услуги, связанные с предоставлением устройств для мобильности, в дефиците[8].
  4. Отсутствие должным образом обученного персонала для обеспечения соответствующих услуг по предоставлению устройств для мобильности[8].
  5. Физическая среда может сильно ограничивать использование этих устройств. Например, человек не сможет использовать качественную инвалидную коляску в недоступном доме, школе или рабочем месте.
  6. Осведомленность, социальные и культурные факторы[9].
  7. Косметичность.

Предоставление продуктов для мобильности

Эти устройства предоставляются широким кругом заинтересованных сторон, таких как правительства, международные агентства, неправительственные организации (включая благотворительные и религиозные организации), а также частный сектор. В некоторых странах они являются неотъемлемой частью здравоохранения и предоставляются через Министерство здравоохранения, тогда как в других странах ответственность за это несет Министерство социального обеспечения[6].

Индивиды могут получать доступ к этим продуктам в больницах, реабилитационных центрах, мобильных/выездных учреждениях и программах, основанных на местных сообществах, а также у частных ритейлеров и специальных образовательных агентств[6].

Медицинский персонал, участвующий в предоставлении устройств для мобильности, включает терапевтов (например, трудотерапевтов и физиотерапевтов), медицинский персонал, ортопедов и протезистов, а также работников реабилитации, основанной на месте жительства.

Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (КПИ) подчеркивает ответственность государств за принятие эффективных мер для обеспечения личной мобильности с наибольшей возможной степенью независимости для лиц с инвалидностью, а также соответствующую ответственность за продвижение и обеспечение доступности и наличия средств для мобильности, устройств и технологий помощи (ООН, 2006)[6].

Дополнительная информация

Постоянно проводится улучшение данных продуктов в плане их эффективности и технологий. В статье, опубликованной в 2012 году, наблюдается бесшовная интеграция возможностей пользователя и ассистивных технологий. В статье заявлено, что подходы к улучшению интеграции могут быть в целом отнесены к трем направлениям:

  1. улучшения в механике ассистивных технологий (аппаратные и программные интерфейсы;
  2. улучшения в физическом интерфейсе пользователь-технология; и
  3. улучшенное совместное управление между пользователем и технологией[1].


Обзор, проведенный в 1996 году[10], поддерживает соответствие между человеком и технологией с учетом условий использования устройства, характеристик предпочтений и ожиданий пользователя, а также функций и особенностей устройства. Они заключили, что для того чтобы ассистивные технологии улучшили качество жизни пользователей, акцент должен делаться на участие потребителей в выборе и оценке соответствующих ассистивных технологий, а также на способах сделать технологии более доступными и доступными по цене.

Исследования показали взаимосвязь между вспомогательными устройствами и окружением для достижения мобильности в рамках сообщества, подчеркивая необходимость создания доступных сообществ через системную адвокацию для улучшения личной мобильности и участия в обществе[11].

Заключение

Существует неудовлетворенная потребность в данных и предоставлении продуктов для мобильности в мире, которую необходимо исследовать. В то же время важно решать барьеры, возникающие при их использовании.

Это быстро меняющаяся область, которая имеет потенциал к революции в процессе реабилитации; однако эти продукты нуждаются в детальном изучении.[12]

Ссылки

  1. 1.0 1.1 1.2 1.3 Cowan, R.E., Fregly, B.J., Boninger, M.L. и другие. Последние тенденции в ассистивных технологиях для мобильности. J NeuroEngineering Rehabil 2012; 9 (20). https://doi.org/10.1186/1743-0003-9-20
  2. ВОЗ. Инвалидность: Вспомогательные устройства и технологии. https://www.who.int/disabilities/technology/en/
  3. Khasnabis C, Heinicke Motsch K, Achu K и другие, редакторы. Реабилитация на уровне сообщества: Рекомендации. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2010. Вспомогательные устройства. Доступно по адресу: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK310951/
  4. Международное общество протезирования и ортопедии. Услуги протезирования и ортопедии. https://www.ispoint.org/page/POservices
  5. Судзуки, К, Мито, Г, Кавамото, Х, Хасэгава, Ю, Санкай, Ю. Поддержка ходьбы на основе намерений для пациентов с параплегией с помощью робота HAL. Adv Robot. 2007;21:1441–1469.
  6. 6.0 6.1 6.2 6.3 ВОЗ - Совместная позиция по предоставлению устройств мобильности в условиях с ограниченными ресурсами (2011). http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/44780/9789241502887_eng.pdf;jsessionid=F3B1F1E49BD2A00D1F5C60D8DED6D0BE?sequence=1
  7. Dejong G и другие. Организация и финансирование медицинских услуг для лиц с инвалидностью. The Milbank Quarterly, 2002, 80:261–301.
  8. 8.0 8.1 Пирлман Дж и другие. Протезы нижних конечностей и инвалидные коляски в странах с низким уровнем дохода: Обзор. IEEE Engineering in Medicine and Biology Magazine, 2008. 27:12–22.
  9. Камалери Ю, Эйде АХ, редакторы. (2011). Условия жизни среди людей с ограниченными возможностями деятельности в Лесото: национальное репрезентативное исследование. 2011. Осло, SINTEF
  10. Шерер М. Результаты использования вспомогательных технологий на качество жизни, инвалидность и реабилитация, 1996;18:9, 439-448, DOI: 10.3109/09638289609165907
  11. Лэйтон Н. Барьеры и возможности для мобильности в сообществе для пользователей вспомогательных технологий. Rehabil Res Pract. 2012;2012:454195. doi: 10.1155/2012/454195. Epub 2012 Sep 13. PMID: 23029617; PMCID: PMC3458275.
  12. Горджи АС. Роботизированные экзоскелеты: текущие плюсы и минусы. World J Orthop. 2018 Sep 18;9(9):112-119. doi: 10.5312/wjo.v9.i9.112. PMID: 30254967; PMCID: PMC6153133.