Тест развития визуально-моторной интеграции Бери-Бюктеника

11.03.2025
92 просмотра

Цель

Тест Beery-Buktenica на развитие визуально-моторной интеграции (Beery VMI) является эталонной мерой, предназначенной для выявления проблем, связанных с координацией визуальных и моторных навыков как у детей, так и у взрослых[1][2]. Трудности в этой области могут повлиять на способность детей к обучению[3][4][5], но также могут быть ранним признаком деменции[6]. Это наиболее часто используемый стандартизированный тест для проверки визуально-моторной интеграции[7][8] [9], который в основном используется в образовательных, медицинских и исследовательских контекстах[10]. Beery VMI — это тест с нормированным оцениванием, который был стандартизирован через пять крупных исследований, проведенных в США[11].

Основные цели использования Beery VMI включают:

  • Раннее выявление: Обнаружение проблем визуально-моторной интеграции в раннем возрасте, что позволяет своевременно вмешаться и поддержать[12].
  • Планирование вмешательства: Содействие разработке целевых планов вмешательства для детей с проблемами визуально-моторной интеграции.

Beery VMI состоит из одной центральной задачи: Визуально-моторная интеграция (VMI), и двух дополнительных задач: Визуальное восприятие (VP) и Моторная координация (MC)[13][14]. Задачи Визуальное восприятие и Моторная координация обе собирают больше информации о способностях индивидуума в случае плохого выполнения VMI.

Beery VMI является полезным инструментом для скрининга, связанного с письмом[15]. Академические навыки, необходимые для визуальной моторной интеграции:

  • Грубая моторика
  • Тонкая моторика
  • Визуальное восприятие
  • Развитие визуомоторики

Целевая группа

  • Целевая группа: Индивиды в возрасте от 2 до 100 лет[1][10]
  • Дети, родившиеся недоношенными[16][17][18][19]
  • Дети с расстройством аутистического спектра (ASD)[7][20][21][22][23][24][25][26]
  • Дети с травматическим повреждением мозга[27]
  • Дети с повреждением плечевого сплетения[26]
  • Дети с церебральным параличом[26]
  • Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (ADHD)[27]
  • Дети с расстройством координации развития (DCD)[28]
  • Дети с особыми потребностями[29]
  • Дети с легкой умственной отсталостью[30]
  • Дети с фетальным алкогольным синдромом (FADS)[31]
  • Дети с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)[32]
  • Дети с болезнью серповидных клеток[33]
  • Дети с педиатрическим острым нейропсихиатрическим синдромом (PANS)[34]
  • Дети с врожденным пороком сердца[35]
  • Дети с диабетом типа 1[36]
  • Дети с церебральным нарушением зрения (CVI)[37]
  • Дети с косоглазием с амблиопией и без[38]
  • Дети с идиопатическим детским нистагмом[39]
  • Дети с тяжелым специальным нарушением речи[40]
  • Дети с проблемами со звуками речи[41]
  • Дети и взрослые с синдромом Вильямса[42]
  • Дети с синдромом Прадера-Вилли[43]
  • Дети с синдромом удаления 22q11[44][45][46]
  • Дети с синдромом удаления 3q29[47]
  • Дети с синдромом обструктивного апноэ сна[48]
  • Взрослые с обсессивно-компульсивным расстройством[49]
  • Пожилые люди с болезнью Альцгеймера[6]
  • Пожилые люди с легким когнитивным нарушением[6]

Целевая аудитория оценщиков

Beery VMI может быть использован[9][50][51][52][53]:

  • (Детские) Эрготерапевты
  • (Детские) Физиотерапевты
  • Образовательные психологи
  • Нейропсихологи
  • Педагоги

Техника

  • Время проведения: выполнение задания на зрительно-моторную интеграцию занимает примерно 10-15 минут. Дополнительные задания на зрительное восприятие (ЗВ) и моторную координацию (МК) занимают примерно по 5 минут[10].
  • Крайне важно придерживаться правильной последовательности тестирования: начать с теста Beery VMI, затем выполнить задание на Зрительное Восприятие и завершить Моторной Координацией. Эта последовательность важна, так как выполнение одного теста может повлиять на результаты другого и привести к значительным изменениям норм[54].
  • Зрительно-моторная интеграция: индивидуум рисует серию геометрических фигур в заданной последовательности, используя ручку и бумагу. Дети младше 5 лет начинают с того, что пытаются повторить рисунки, выполненные экзаменатором. Фигуры начинаются с простых линий и постепенно переходят к более сложным фигурам[55].
  • Зрительное восприятие: это задание оценивает зрительные способности индивидуума без включения координации мелкой моторики. Для детей младше 5 лет начальные шаги включают указание на различные предметы, такие как части тела и картинки из руководства. Это делается для оценки их способности различать большие различия и объекты. Старшие дети и взрослые начинают с представления набора визуально похожих фигур, одна из которых определяется как цель. Они должны указать объект в массиве, совпадающий с целевой фигурой. Экзаменатор записывает ответы, уменьшая необходимость в мелкой моторике. Время выполнения отсчитывается с 7-го предмета, и задание заканчивается через 3 минуты.
  • Моторная координация: это задание оценивает навыки мелкой моторики независимо от способностей зрительного восприятия. Первые три элемента могут быть оценены с учётом предыдущих наблюдений экзаменатора, учитывая, захватил ли человек карандаш большим пальцем и по крайней мере одним пальцем. Если участники успешно выполняют эти начальные задания, им предлагается три практических задания, чтобы научиться соединять точки и рисовать в указанных границах. Затем они должны выполнить последующие задания в течение 5-минутного ограничения времени. Начальные и конечные точки предоставляются, обозначая, где начинать и завершать обводку каждого отрезка, образующего каждую геометрическую фигуру. Это делается для снижения перцептивных требований задания.

Оценка

Руководство предлагает рекомендации и примеры оценки для всех трёх заданий.

  • В случае заданий на VMI экзаменатор может применять различные измерения и углы, чтобы определить оценку. Однако общее руководство для всех заданий таково: «если есть сомнения, оценивать задание как пройденное». Экзаменатор оценивает вручную от нуля (нет сходства с формой) до единицы (есть сходство с формой)[55].
  • Для Зрительного Восприятия один балл даётся за каждый правильный элемент на основе начального ответа индивидуума.
  • В случае Моторной Координации один балл присуждается за каждый элемент, где карандашные линии находятся между всеми точками и в указанных границах. Для элементов 27 и 30 есть дополнительные правила.
  • Сырой балл по Beery VMI может варьироваться от 1 до 27, где более высокий балл отражает лучшее исполнение[1]. Сырой балл может быть преобразован в нормированный балл, скорректированный по возрасту.
  • Плохие результаты на Beery VMI ассоциируются с трудностями в пространственной организации письменного текста и математики[3]. Пороговый процентиль для Beery VMI, используемый в исследованиях, касающихся Расстройства Развития Координации (DCD), варьируется в зависимости от конкретного исследования и изучаемой популяции. Некоторые исследования предлагают порог ниже 25-го процентиля[1][56][57] для выявления ниже среднего уровня моторного исполнения. Этот порог выше, чем пороговые значения в 15-16 процентиль, используемые в исследованиях для указания значительных трудностей с моторной координацией, влияющих на повседневную жизнь[58][59].
  • Используя стандартные баллы отдельных подтестов, индивидуума можно классифицировать по пяти категориям: значительно выше среднего (баллы от 130 до 145), выше среднего (баллы от 115 до 130), средний (баллы от 85 до 115), ниже среднего (баллы от 70 до 85) и значительно ниже среднего (баллы ниже 70).

Нормативные значения

Культурные особенности, образовательные практики и факторы окружающей среды могут влиять на то, как дети выполняют зрительные и моторные задачи. Поэтому наличие нормативных значений, специфичных для конкретной страны, обеспечивает более точную и релевантную оценку навыков зрительно-моторной интеграции в данной популяции. Различий в результатах VMI между мальчиками и девочками нет[60]. Специалисты должны быть осторожны при применении оценки в сообществах и культурных условиях, отличных от тех, на которых она была изначально использована[11].

Нормативные значения имеются для следующих стран:

Доказательства

Психометрические свойства теста Beery VMI следующие:

  • Отличная надежность при повторном тестировании (0.84-0.88)[1][13][65]
  • Межэкспертная надежность (0.90-0.98)[1][13][65]. Межэкспертная надежность может значительно зависеть от уровня подготовки и опыта, которые имеют эксперты[10][66][67][68][69].
  • Внутренняя согласованность (0.81-0.82)[1][13]
  • Beery VMI выделяется по психометрическим параметрам среди других инструментов, оценивающих готовность к письму[70].
  • Beery VMI обладает сильной конструктивной валидностью благодаря построению тестовых заданий и высокой прогностической валидностью в отношении учебных результатов[71].
  • Beery VMI демонстрирует умеренную конструктную валидность при сравнении с подтестом "Копирование" теста визуального восприятия - 2-е издание[72] и широким спектром оценки визуально-моторных способностей[73], с коэффициентами корреляции 0.75 и 0.52 соответственно[1].
  • Некоторые исследователи считают, что Beery VMI является инструментом оценки, свободным от культурных факторов[74][75][76][77], однако существуют также доказательства того, что этот инструмент не свободен от культурных и этнических факторов[11].
  • Beery VMI не является чувствительным к изменениям интеграции визуально-моторных навыков[52][78], поэтому его не следует использовать в качестве итоговой меры для оценки изменений после интервенций по улучшению письма[14][21][79][80][81][82][83].
  • Beery VMI может служить ценным инструментом для оценки изменений со временем в клинических исследованиях зрения у детей. Его применение охватывает широкий возрастной диапазон, с нормами, предоставленными для возрастов от 2 лет до взрослого возраста. Это позволяет проводить последовательные лонгитюдинальные оценки с использованием одного и того же инструмента с возраста малыша до взрослого возраста[65].

Оценка может занять много времени, и результаты могут быть подвержены субъективности и предвзятости эксперта. Это может потенциально повлиять на чувствительность Beery VMI[13].

Ссылки

  1. 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 Beery KE, Beery NA. The Beery-Buktenica developmental test of visual-motor integration: Administration, scoring, and teaching manual (6th ed.). 2010; Миннеаполис, Миннесота: NSC Pearson
  2. Crotty K, Baron IS. Beery developmental test of visual-motor integration (VMI). In: Kreutzer JS, DeLuca J, Caplan B Эциклопедия клинической нейропсихологии. Springer, Берлин. 2011; 364-365
  3. 3.0 3.1 Barnhardt C, Borsting E, Deland P, Pham N, Vu T. Взаимосвязь между визуально-моторной интеграцией и пространственной организацией письменного языка и математики. Optometry and Vision Science. 2005; 82: 138-143
  4. Abou-El-Saad T. Afsah O, Baz H, Shaaban W. Взаимосвязь между визуально-моторной интеграцией и навыками письма у арабоязычных египетских детей в возрасте 4-6 лет. Egyptian Journal of Otolaryngology. 2017; 33(4): 663-669
  5. Khatib L, Li Y, Geary DC, Popov V. Мета-анализ о взаимосвязи между визуально-моторной интеграцией и академической успеваемостью. Роль образовательной стадии и инвалидности Educational Research Review. 2021; 35(2): 100412
  6. 6.0 6.1 6.2Malloy P, Belanger HG, Hall S, Aloia M, Salloway S. Оценка визуоконструктивной производительности при болезни Альцгеймера, MCI и у нормальных пожилых людей с использованием теста интеграции визуально-моторных навыков Beery. Клинический нейропсихолог. 2003; 17(4): 544-50
  7. 7.0 7.1 Green RR, Bigler ED, Froehlich A, Prigge MBD, Travers BG, Cariello AN, Lainhart JE. Производительность по Beery VMI при расстройстве аутистического спектра. Детская нейропсихология. 2015;22(7),795-817
  8. Brown GT, Rodger S, Brown A, Roever C. Профиль канадской педиатрической эрготерапевтической практики. Эрготерапия в здравоохранении. 2007; 21(4), 39-69
  9. 9.0 9.1 Bagatell N, Hartmann K, Meriano C. Процесс оценки и выбор оценочных методов педиатрическими практиками на северо-востоке Соединенных Штатов. Журнал эрготерапии, школ и раннего вмешательства. 2013; 6(2): 143-157
  10. 10.0 10.1 10.2 10.3 McCrimmon AW, Altomare AA, Matchullis RL, Jitlina K. Обзор теста: Развивающий тест визуально-моторной интеграции Beery. Журнал психо-образовательной оценки. 2012; 30(6): 588-592
  11. 11.0 11.1 11.2 Lim C, Tan P, Koh C, Koh E, Guo H, Yusoff N, See C, Tan T. Развивающий тест визуально-моторной интеграции Beery-Buktenica (Beery-VMI): Уроки из изучения культурных различий в производительности визуально-моторной интеграции дошкольников. Ребёнок: уход, здоровье и развитие. 2015; 41(2): 213-221
  12. Oberer N, Gashaj V, Roebers CM. Исполнительные функции, зрительно-моторная интеграция, физическая подготовка и академическая успеваемость: долгосрочные отношения у детей с типичным развитием. Human Movement Science. 2018; 58: 69-79
  13. 13.0 13.1 13.2 13.3 13.4 Axford C, Joosten A, Harris C. Приложения для iPad, требующие широкого диапазона моторных навыков, способствуют моторной координации у детей, начинающих начальную школу. Australian Occupational Therapy Journal. 2018; 65(1): 146-155
  14. 14.0 14.1 Hunter E, Potvin M. Эффективность учебной программы по письму в классах детского сада. Journal of Occupational Therapy, Schools, & Early Intervention. 2020; 13(1): 55-68
  15. Daly CJ, Kelley GT, Krauss A. Связь между зрительно-моторной интеграцией и навыками письма у детей в детском саду: модифицированное репликационное исследование. American Journal of Occupational Therapy. 2003; 57(4): 459-462
  16. Ibrahimi D, Mendiola Santibanez JD, Rodriguez-Reséndiz J. Зрительная производительность и перцептивно-моторные навыки у детей, родившихся поздно преждевременно, и у здоровых контрольных групп, используя издания TVPS-3rd и VMI-6th. Technologies. 2023; 11(2): 53
  17. Zimmerman DL, Schned H, Unterasinger L, Kirchner L, Fuiko R, Olischar M, Klebermass-Schrehof K, Berger A, Weninger M, Giordano V. Влияние ретинопатии недоношенных на зрительно-моторную интеграцию. Neonatology. 2023; 120: 317-324
  18. Pétursdóttir D, Holmström G, Larsson E, Böhm B. Визуально-моторные функции нарушены у молодых взрослых, родившихся преждевременно и прошедших обследование на ретинопатию недоношенных. Acta Paediatrica. 2020; 110(1): 127-133
  19. Geldof CJA, van Wassenaer AG, de Kieviet JF, Kok JH, Oosterlaan J. Восприятие и визуально-моторная интеграция у детей с очень малым сроком гестации и/или очень низкой массой тела при рождении: мета-анализ. Research in Developmental Disabilities. 2012; 33(2): 726-736
  20. Carsone B, Green K, Torrence W, Henry B. Beery Оценки визуально-моторной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра: проводы эрготерапии. International Journal of Special Education. 2023; 38(1): 43-46
  21. 21.0 21.1 Ohl AM, Schelly D. Нет доказательств минимально клинически значимых различий в результатах развития теста Beery-Buktenica визуально-моторной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра. British Journal of Occupational Therapy. 2021; 85(2)
  22. Faber L, van den Bos N, Houwen S, Schoemaker MM, Rosenblum S. Двигательные навыки, зрительное восприятие и визуально-моторная интеграция у детей и молодежи с расстройствами аутистического спектра. Research in Autism Spectrum Disorders. 2022; 96
  23. Green RR, Bigler ED, Froehlich A. Beery VMI и отношения объема мозга при расстройствах аутистического спектра. Journal of Pediatric Neuropsychology. 2019; 5(3): 77-84
  24. Rosenblum S, Ben-Simhon HA, Meyer S. Предикторы производительности письма у детей с расстройствами аутистического спектра. Research in Autism Spectrum Disorders. 2019; 60: 16-24
  25. Zhang M, Jiao J, Hu X, Yang P, Huang Y, Situ M, Guo K, Cai J, Huang Y. Исследование пространственной рабочей памяти и визуального восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра и у общей популяции с высокими чертами, похожими на аутизм. Plos One. 2020; 15(7): e023552
  26. 26.0 26.1 26.2 Carsone B, Green K, Torrence W. Оккупационная терапия и оценки Beery VMI у детей с расстройствами аутистического спектра, повреждением плечевого нервного сплетения и церебральным параличом. F1000 Research. 2021; 10: 515
  27. 27.0 27.1 Sutton GP, Barchard KA, Bello DT, Thaler NS, Ringdahl E, Mayfield J, Allen DN. Тест развития визуально-моторной интеграции Beery-Buktenica у детей с травматическими повреждениями мозга и синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Psychological Assessment. 2011; 23(2): 805-809
  28. Valverde A, Araújo RS, Magalhaes L, Cardoso A. Взаимосвязь между визуально-моторной интеграцией и ловкостью рук у детей с нарушением координации развития. Cadernos Brasileiros De Terapia Ocupacional. 2020; 28(3)
  29. Papadopoulos A, Vasileiad I. Выявление трудностей и программа вмешательства для улучшения визуально-моторной интеграции у дошкольников с особыми образовательными потребностями. Research Square. 2024
  30. Memisevic H, Djordjevic M. Визуально-моторная интеграция у детей с легкой умственной отсталостью: мета-анализ. Perceptual and Motor Skills. 2018; 125(4): 696-717
  31. Doney R, Lucas BR. Watkins RE, Tsang TW, Sauer K, Howat P, Latimer J, Fitzpatrick JP, Oscar J, Carter M, Elliott EJ. Визуально-моторная интеграция, визуальное восприятие и координация тонкой моторики у детей с высоким уровнем фетального алкогольного спектра нарушения. Research in Developmental Disabilities. 2016; 55: 346-357
  32. Odejayi R, Franzsen D, De Witt P. Задержка визуально-моторной интеграции у дошкольников, инфицированных ВИЧ. South African Journal of Occupational Therapy. 2019; 49(3)
  33. Newby RF, Epping A, Geiger JA, Miller MS, Scott JP. Визуально-моторная интеграция у детей с серповидно-клеточной анемией. Journal of Pediatric Hematology/Oncology. 2018; 40(7): 495-498
  34. Thorsson M, Galazka MA, Hajjari P. Fernell E, Delafield-Butt J, Gillberg C, Johnson M, Asberg Johnels J, Hadjikhani N. Новое тестирование координации движений на планшете показывает результаты на уровне с субтестом Beery VMI и предлагает превосходные временные метрики: результаты у детей с острым педиатрическим нейропсихиатрическим синдромом. Experimental Brain Research. 2023; 241: 1421-1436
  35. Teixeria J, Caflisch J, Chaouch A, Beck I, Feldmann M, Polentarutti S, Balmer C, Latal B. Моторная и визуомоторная функция у 10-летних детей с врожденным пороком сердца: Связь с поведением. Cardiology in the Young. 2021; 32(8): 1-6
  36. Kılıçöz M, Kutlutürk Yikilmaz S, Yüksel A, Kaya Kara Ö. Сравнение детей с диабетом 1 типа и без него по навыкам ручной и зрительно-моторной интеграции и участию в повседневной деятельности. Perceptual and Motor Skills. 2022; 129(4): 1226-1244
  37. Vancleef K, Janssens E, Petré Y, Wagemans J, Ortibus E. Инструмент оценки нарушений визуального восприятия при церебральных зрительных нарушениях: надежность и валидность. Developmental Medicine & Child Neurology. 2019; 62(1): 118-124
  38. Ibrahimi D, Mendiola-Santibanez JD, Gkaros AP. Анализ потенциального воздействия косоглазия с амблиопией и без неё на визуально-перцепционные и визуально-моторные навыки, оцененные с помощью тестов TVPS-3 и VMI-6. Journal of Optometry. 2021; 14(2): 166-175
  39. Morelli F, Catalano G, Scognamillo I, Balzarotti N, Luparia A, Olivier L, Bertone C, Gori M, Signorini S. Функция зрения и нейропсихологический профиль при идиопатическом инфантильном нистагме. Brain Sciences. 2023; 13(9): 1348
  40. Nicola K, Watter P. Визуально-моторная интеграция у детей с тяжелыми специфическими нарушениями речи. Child: Care, Health and Development. 2016; 42(5): 742-749
  41. Ercan AG, Yilmaz S, Tas M, Aral N. Исследование навыков визуально-моторной интеграции у детей с проблемами звуков речи. Perceptual and Motor Skills. 2016; 123(3): 624-636
  42. Barisnikov K. Визуально-моторная интеграция, визуальное восприятие и координация движений у детей с синдромом Вильямса и типично развивающихся детей. Journal of Intellectual Disability Research. 2016; 60(10): 945-955
  43. Lo ST, Collin PJL, Hokken-Koelega ACS. Визуально-моторная интеграция у детей с синдромом Прадера-Вилли. Journal of Intellectual Disability Research. 2015; 59(9): 827-834
  44. Duijff S, Klaassen P, Beemer F, Swanenburg de Veye H, Vorstman J, Sinnema G. Интеллект и визуально-моторная интеграция у 5-летних детей с синдромом делеции 22q11. Research in Developmental Disabilities. 2012; 33: 334-340
  45. Niklasson L, Gillberg C. Нейропсихология синдрома делеции 22q11. Нейропсихиатрическое исследование 100 индивидов. Research in Developmental Disabilities. 2009; 31: 185-194
  46. Roizen NJ, Higgins AM, Antshel KM, Fremont W, Shprintzen R, Kates WR. Синдром делеции 22q11.2: Являются ли дефициты моторики более ожидаемыми для уровня IQ? Journal of Pediatrics. 2010; 157: 658-661
  47. Pollak RM, Burrel TL, Cubbels JF, Klaiman C, Murphy MM, Saulnier CA, Walker EF, White SP, Mulle JG. Дефициты визуально-моторной интеграции при синдроме делеции 3q29. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2023
  48. Ruberto M, Precenzano F, Parisi L, Salerno M, Maltese A, Messina G, Roccella M. Навыки зрительно-моторной интеграции у детей, страдающих синдромом обструктивного апноэ во сне: исследование по методу случай-контроль. Acta Medica Mediterranea. 2016; 32: 1659
  49. Block MH, Sukhodolsky DG, Dombrowski PA, Panza KE, Craiglow BG, Landeros-Weisenberger A, Schultz RT. Плохие мелкая моторика и зрительно-пространственные навыки предсказывают сохранение обсессивно-компульсивного расстройства, начавшегося в детстве, во взрослую жизнь. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2011; 52(9): 974-983
  50. Rabin LA, Barr WB, Burton LA. Практики оценки клинических нейропсихологов в США и Канаде: опрос членов INS, NAN и APA Division 40. Archives of Clinical Neuropsychology. 2005; 20: 33-65
  51. Rodger S, Brown GT, Brown A. Профиль практики детской эрготерапии в Австралии. Australian Occupational Therapy Journal. 2005; 52(4): 311-25
  52. 52.0 52.1 Bazyk S, Michaud P, Goodman G, Papp P, Hawkins E, Welch MA. Интеграция услуг эрготерапии в учебный план детского сада: взгляд на результаты. American Journal of Occupational Therapy. 2009; 63: 160-171
  53. Ohl AM, Graze H, Weber K. Эффективность 10-недельной программы реакции на вмешательство уровня 1 в улучшении мелкой моторики и зрительно-моторных навыков у детей детсада в общеобразовательной системе. American Journal of Occupational Therapy. 2013; 67(5): 507-514
  54. Hofmeyr de Villiers N. Эффекты вмешательства на крупные моторные навыки на визуально-моторную интеграцию у нейротипичных детей в возрасте от 5 до 6 лет. Факультет образования Университета Стелленбош. 2019
  55. 55.0 55.1 Duiser I, van der Kamp J, Ledebt A, Savelsbergh G. Связь между качеством почерка детей и развитием по тесту визуально-моторной интеграции Бери-Букеника после одного года обучения письму. Australian Occupational Therapy Journal. 2014; 61(1): 76-82
  56. Lahav O, Apter A, Ratzon NZ. Психологическая адаптация и уровни самооценки у детей с трудностями визуально-моторной интеграции влияют на результаты рандомизированного вмешательства. Research in Developmental Disabilities. 2013; 34(1): 56-64
  57. Valverde A, Araújo RS, Magalhaes L, Cardoso A. Связь между визуально-моторной интеграцией и мануальной ловкостью у детей с расстройством координации развития. Cadernos Brasileiros De Terapia Ocupacional. 2020; 28(3)
  58. Ghayour NM, Saghaei B, Shariat A, Ingle L, Babazadeh-Zavieh SS, Shojaei M, Daneshfar A. Валидность и надежность теста второй редакции батареи оценки движения у детей с двигательными нарушениями и без них: проспективное когортное исследование. Annals of Medicine & Surgery. 2022; 77: 103672
  59. Smits-Engelsman B, Schoemaker M, Delabastita T, Hoskens J, Geuze R. Диагностические критерии для DCD: прошлое и будущее. Human Movement Science. 2015; 42: 293-306
  60. 60.0 60.1Ng M, Chui M, Lin L, Fong A, Chan D. Результаты визуально-моторной интеграции у детей дошкольного возраста в Гонконге. Журнал трудотерапии Гонконга. 2015; 25: 7-14
  61. Coallier M, Rouleou N. Результаты визуально-моторных навыков по тесту Биери-ВМИ: исследование детей детского сада в Канаде. Журнал открытой трудотерапии. 2014; 2(2): 1-10
  62. Tse LF, Siu AM, Li-Tsang CW. Результаты по тесту развития визуально-моторной интеграции и его дополнительным тестам: Сравнение китайских и американских детей детского сада. Журнал трудотерапии, школ и раннего вмешательства. 2017; 10(4): 408-19
  63. Hairol MI, Nordin N, P'ng J, Sharanjeet-Klaur S, Narayanasamy S, Mohd-Ali M. Связь между сниженной результативностью визуально-моторной интеграции и социально-экономическими факторами у дошкольников в Малайзии: поперечное исследование. PLOS ONE. 2021; 16(3): e0246846
  64. Harris M, Franzsen D, De Witt PA. Актуальность норм и психометрических свойств трех стандартизированных тестов на визуальное восприятие для детей, посещающих обычные школы в Гаутенге. Южноафриканский журнал трудотерапии. 2021; 51(3): 4-13
  65. 65.0 65.1 65.2
  66. Harvey EM, Leonard-Green TK, Mohan KM, Kulp MT, Davis AL, Miller JM, Twelker JD, Campus I, Leslie K. Межэкспертная и тест-ретестовая надежность Визуально-моторной интеграции Бери у школьников. Оптометрия и визуальные науки. 2017; 94(5): 598-605
  67. Sortor JM, Kulp MT. Связаны ли результаты Развивающего теста визуально-моторной интеграции Бери-Буктоника и его подтестов с результатами тестов успеваемости? Оптометрия и визуальные науки. 2003; 80(11): 758-763
  68. White E, Armstrong BK, Saracci R. Принципы измерения воздействия в эпидемиологии: сбор, оценка и улучшение измерений факторов риска заболеваний, 2-е изд. Оксфорд: Oxford University Press. 2008
  69. Chinner A, Brown T, Stagnitti K. Надежность двух тестов визуально-моторной интеграции при использовании со здоровыми взрослыми. Трудотерапия и охрана здоровья. 2011; 24(4): 308-319
  70. Volker MA, Lopata C, Vujnovic RK, Smerbeck A, Toomey J, Rodgers JD, Schiavo A, Thomeer ML. Сравнение Bender Gestalt-II и VMI-V в выборках обычных детей и детей с высокофункционирующими расстройствами аутистического спектра. Журнал психообразовательной оценки. 2010; 28(3): 187-200
  71. van Hartingsveldt MJ, de Groot IJM, Aarts PBM, Nijhuis-van der Sanden MWG. Стандартизированные тесты готовности к письму: систематический обзор литературы. Развивающая медицина и детская неврология. 2011; 53(6): 506-515
  72. Pavlos K, McKenzie M, Knightbridge E, Bourke-Taylor H. Начальная психометрическая оценка теста Hartley knows writing shapes version 2 с типично развивающимися детьми в возрасте от 4 до 8 лет. Журнал трудотерапии Австралии. 2020; 68(1): 32-42
  73. Hammil DD, Pearson NA, Voress JK, Frostig M. Развивающий тест визуального восприятия: DTVP-2. Остин, Техас: Pro-Ed. 1993
  74. Adams W, Sheslow D, Wide Range I. WRAVMA: Оценка широкого диапазона визуально-моторных способностей. Wide Range, Inc. Уилмингтон, Дел. 1995
  75. Goyen TA, Duff S. Дискриминантная валидность развивающего теста визуально-моторной интеграции в отношении детей с дисфункцией письма. Журнал трудотерапии Австралии. 2005; 52(2): 109-115
  76. Overvelde A, Hulstijn W. Развитие навыков письма у детей 2 и 3 классов начальной школы с нормальными, подверженными риску или дисграфическими характеристиками. Исследования в области развивающих нарушений. 2011; 32(2): 540-548
  77. Parush S, Lifshitz N, Yochman A, Weintraub N. Взаимосвязь между компонентами письма и основными перцептивно-моторными функциями среди студентов при копировании и диктовке. OTJR: Занятость, участие и здоровье. 2010; 30(1): 39-48
  78. van Hoorn JF, Maathuis CGB, Peters LHJ, Hadders-Algra M. Письмо, визуомоторная интеграция и неврологическое состояние в школьном возрасте. Развивающая медицина и детская неврология. 2010; 52(10): 941-947
  79. McGarrigle J, Nelson A. Оценка программы школьных навыков для детей коренных народов Австралии: пилотное исследование. Международный журнал трудотерапии. 2006; 13: 1-20
  80. Howe TH, Roston KL, Sheu CF, Hinojosa J. Оценка эффективности вмешательства в навыки письма у учащихся начальной школы: двухгрупповое контролируемое исследование. Американский журнал трудотерапии. 2013; 67: 19-26
  81. Poon KW, Li-Tsang CWP, Weiss TPL, Rosenblum S. Влияние компьютеризированной программы обучения визуальному восприятию и визуально-моторной интеграции на улучшение китайской письменности у детей с трудностями в письме. Исследования в области развивающих нарушений. 2010; 31: 1552-1560
  82. Pfeiffer B, Moskowits B, Paoletti A, Brusilovskiy E, Zylstra S, Murray T. Развивающий тест визуально-моторной интеграции (VMI): Эффективная мера для оценки вмешательств в навыки письма у детей в возрасте 3-5 лет? Американский журнал трудотерапии. 2015; 69(4): 1-7
  83. Prunty M, Barnett AL, Wilmut K, Plumb M. Визуальное восприятие и навыки письма у детей с нарушением координации развития. Наука о движении человека. 2016; 49: 54-65
  84. Coutinho F, Bosisio ME, Brown E. Эффективность приложений для iPad на визуально-моторные навыки среди детей с особыми потребностями в возрасте от 4 лет 0 месяцев до 7 лет 11 месяцев. Инвалидность и реабилитация: вспомогательные технологии. 2017; 12(4): 402-410

Вопросы и комментарии