Синдром Жировой Подушки

26.09.2025
1 просмотр

Введение

Острое или хроническое воспаление инфрапателлярной жировой подушки (IFP) является распространенной причиной передней боли в колене; также называется болезнью Хоффа, синдромом жировой подушки или хоффитом. Синдром жировой подушки впервые был описан Альбертом Хоффом в 1904 году [1].

Анатомия/Бионемеханика

IFP располагается в переднем отделе колена в виде массы жировой ткани, которая лежит внутрикапсулярно, но экстра синовиально (внесуставно)[1]. IFP распределяет давление по пателлофеморальному суставу, способствует гибкой деформации в коленном суставе и поддерживает стабильность надколенника.[2]. В дополнение, IFP может играть роль в качестве механорецептора/проприорецептора из-за относительно высокой плотности нервов в ней. [3][4]

Границы:

  • Верхняя граница — нижний полюс надколенника и крыловидные складки[1].
  • Нижняя граница — передняя часть большеберцовой кости, межменисковая связка, рога менисков и инфрапателлярная сумка[5]
  • Передняя граница — сухожилие надколенника[5], связка надколенника и суставная капсула[1]
  • Задняя граница — мыщелки бедра, межмыщелковая выемка[5] и синовиальная оболочка[1].

Прикрепления:

  • Межмыщелковая выемка через связку слизистой оболочки,
  • Передние рога менисков
  • Проксимальный конец сухожилия надколенника
  • Нижний полюс надколенника[5]

Иннервируется главным образом задним большеберцовым нервом,[6] IFP может быть источником как локализованной, так и сильной боли в колене болью. Это может быть связано с наличием окончаний типа VIa [7], которые могут активироваться через механическую деформацию или химические медиаторы боли. Нервные волокна вещества P также присутствуют у лиц с передней болью в колене, особенно когда воспалена инфрапателлярная жировая подушка [8]. Некоторые авторы считают жировую подушку ключевой структурой в тендинопатии надколенника[9] и остеоартрозе[10].

IFP — динамическая структура. Она изменяет положение, давление и объем по мере движения колена в полной амплитуде[11]. При сгибании колена колено движется в сгибание, суперолатеральная часть жировой подушки расслабляется, свободно расширяется и смещается назад. При разгибании IFP располагается между латеральной поверхностью надколенника и сухожилием четырехглавой мышцы. Следовательно, наибольшее количество симптомов связано с разгибанием. Однако они также могут проявляться и при сгибании, когда боль возникает из-за защемленной IFP между сухожилием надколенника и передней частью бедра [5].

IFP способствует скольжению между мыщелками бедра и суставной капсулой. Механика колена может изменяться, если в жировой подушке появляются спайки, изменяющие положение надколенника и сухожилия надколенника. В результате, эффективность разгибательного механизма снижена, уменьшая действенный момент рычага, что требует большего усилия от четырехглавой мышцы для создания той же силы разгибания колена. Укороченная длина сухожилия надколенника влияет на подвижность надколенника и создает сопротивление по отношению к латеральному перемещению в полном разгибании [11].

Исследование показало уменьшенную координацию между медиальной и латеральной широкой мышцей в передней боли колена[12]. Другое сообщило о значительном более позднем активации и уменьшенной амплитуде сокращения четырехглавой мышцы во время подъема по лестнице после инъекции болезненной гипертонической соли в жировую подушку [13]. Подавленная жировая подушка привела к увеличению нагрузки на пателлофеморальный сустав и сниженной активации четырехглавой мышцы[5]. Однако точная связь жировой подушки и биомеханики колена требует дальнейшего изучения.

Метаболическое влияние инфрапателлярной жировой подушки

Ранние исследования сообщали, что жировая подушка является смазывающей структурой, способствующей потоку синовиальной жидкости внутри сустава [5]. Впоследствии стало известно, что IFP выполняет более сложные функции благодаря своей сложной нейроваскулярности.

IFP рассматривается как производитель многих веществ, посредничающих воспаление, связанных с остеоартрозом.[14] В качестве жировой ткани, IFP преимущественно выделяет жирные кислоты, которые хорошо известны своими провоспалительными эффектами[15]. Жировая ткань также хранит иммунные клетки, являющиеся другим потенциальным источником веществ медиаторов воспаления[15]. Вдобавок, исследование показало, что IFP активно выделяет IL-6 и его растворимый рецептор sIL-6R, на относительно более высоких уровнях по сравнению с другими жировыми тканями[16].

IFP была найдена как выделяющая мезенхимальные стволовые клетки с усиленной хондрогенной активностью, но это открытие требует дальнейшего исследования [15].

Регуляция высвобождения гликозаминогликанов[17], источник клеток-регенераторов[11], выделение провоспалительных цитокинов, связанных с повышенным ИМТ[18] и выделение коллагена[19] также сообщаются как функции IFP.

Дуран и др. [20] изучили объем IFP и обнаружили его уменьшение при наличии дефекта хряща надколенника.

Патофизиология/Клиническая картина

Мало что известно о развитии синдрома жировой подушки. Анатомическое расположение IFP подвергает её механической нагрузке, особенно при разгибании[1]. Чрезмерное использование или повторные микротравмы, вызванные спортом или падениями, приводят к гипертрофии. Если жировая подушка не восстанавливается, она может хронически воспаляться, что при неправильном лечении может привести к фиброзу и оссификации[1].

Преимущественно наблюдается у молодых женщин, прыжковые виды спорта и связочная слабость также считаются факторами риска заболевания Хоффа[1].

Диагностика/Физическое обследование

Воспалённая жировая подушка часто увеличена, имеет твёрдую консистенцию и легко пальпируется. Тест Хоффа может быть выполнен. Чтобы избежать провокации боли в прилегающих структурах и получения ложных результатов, Krumar et al. [21] предложили модификацию теста Хоффа. Это включает пассивное форсированное гиперразгибание колена путем поднятия пятки и удерживания переднего давления на большеберцовую кость. Эта позиция вызывает боль исключительно в жировой подушке, если она воспалена[5].

[22]

Скольжение надколенника во всех четырех направлениях (медиально, латерально, вверх и вниз) важно для выявления адгезий или ограничения движения при движении колена, особенно при гиперразгибании. Боль при гиперразгибании является сильным признаком наличия воспалённой IFP [11].

Обследование также должно быть направлено на исключение любых других излучающих патологий, особенно от позвоночника и бедра.

Дифференцировка

Синдром жировой подушки может быть первичным заболеванием или вторичным вследствие других патологий, таких как повреждения мениска или разрыв связок. Преобладание не широко исследовано, однако в двух исследованиях изолированная жировая подушка встречалась в 1% [23] случаев передней боли в колене и 6,8%[21] в виде вторичного расстройства. Синовит и отёк жировой подушки регистрировались после разрыва передней крестообразной связки (ПКС)[24].

Подробная история и результаты функциональной оценки важны для различения синдрома жировой подушки от других состояний, таких как: латерально-феморальный трение надколенника, защемление инфрапателлярной складки и артрофиброз или "синдром циклопа". Обратитесь к обсуждению в этой статье, чтобы узнать о характеристиках каждого состояния.

Симптомы синдрома жировой подушки включают переднюю боль в колене,[25] часто ретропателлярную и инфрапателлярную. Может присутствовать крепитус надколенно-бедренной кости, с нагрузкой на колено, такой как на лестницах[5], приседания, прыжки и бег[11]. Выпот и уменьшение диапазона движений часто наблюдаются при воспалённой IFP.

Боль и/или дискомфорт от длительных прогулок, плоской обуви и длительного стояния в основном связаны с синдромом жировой подушки. Боль, исходящая от ходьбы вверх или вниз по склону, является характерной чертой PFPS.

[26]

Визуализация

МРТ является наилучшей техникой визуализации для диагностики воспаления IFP[1]. Отек верхней/задней жировой подушки, воспалённая инфрапателлярная бурса легко выявляются с помощью магнитного резонанса. Однако рекомендуется направить пациента на МРТ только для исключения других патологий, особенно при наличии травматической анамнеза [5].

Динамическая сонографическая оценка выявила сверхлатеральное защемление жировой подушки, связанное с напряжённой подвздошно-большеберцовой полосой[5].

Управление

Консервативное лечение, которое, как сообщается, облегчает симптомы, включает тейпирование, физиотерапию, нестероидные противовоспалительные препараты, инъекции местных анестетиков и/или кортикостероидов. Если эти вмешательства неэффективны, следующим шагом может стать операция.[27]

Диагностические и терапевтические инъекции местных анестетиков и стероидов в жировую подушку приводят к немедленному облегчению боли и восстановлению движения[5].

Артроскопическая резекция в двух исследованиях привела к улучшениям как по Система оценки Цинциннати и критерии Лишхольма для оценки колена[23][21].

Среднее улучшение на 4.83 по VAS было отмечено после ультразвуковой направляемой алкогольной абляции по House и Connell[28]

Обратитесь к отчетам о случаях в этой статье, чтобы узнать о различных подходах к лечению.

Управление острым синдромом жировой подушки

  • Обычно это происходит в результате падений, прямой травмы колена или после операций на колене, возникающих после артроскопического оборудования.
  • Массаж льдом очень полезен для облегчения острых симптомов[1]. За ним может следовать тейпирование, чтобы уменьшить давление на жировую подушку.
  • Следует избегать обуви на плоской подошве, чтобы минимизировать нагрузку на жировую подушку.
  • Советуйте пациенту избегать провокационных действий до тех пор, пока острые симптомы не уйдут.

Управление хроническим синдромом жировой подушки

  • Как правило, травма в анамнезе отсутствует
  • Биомеханические аномалии, такие как чрезмерная гиперэкстензия, должны быть устранены для снижения нагрузки на жировую подушку
  • Для исправления гиперэкстензии рекомендуется относительно повышенная обувь
  • В этом состоянии важны осознание движения и обучение
  • Выполняйте упражнения на выпрямление ног.
  • Растяжка квадрицепса и передней части бедра улучшает симптомы сжатия жировой подушки[34].
  • Высокий ИМТ и ожирение значительно влияют на артроз коленного сустава и синдром жировой подушки. 18-месячное РКИ изучало эффект программы снижения веса (упражнения и/или диета) на жировую подушку. Исследование сообщило о значительном снижении объема жировой подушки в результате потери веса и изменения процента жира в организме, в основном за счет сочетания упражнений и диеты[35].

[36]

Ссылки

  1. 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 Larbi A, Cyteval C, Hamoui M, Dallaudiere B, Zarqane H, Viala P. и др. Болезнь Хоффа: отчет о 5 случаях. Диагностическая и интервенционная визуализация. 2014;95(11):1079-84.
  2. Kitagawa T, Ozaki N, Aoki Y. Эффект физиотерапии на гибкость инфрапателлярной жировой подушки: одностороннее рандомизированное контролируемое испытание. PloS one. 2022 Mar 17;17(3):e0265333.
  3. Leese J, Davies DC. Исследование анатомии инфрапателлярной жировой подушки и её возможной вовлеченности в передний болевой синдром: исследование на трупах. Journal of Anatomy. 2020 Jul;237(1):20-8.
  4. Edama M, Otsuki T, Yokota H, Hirabayashi R, Sekine C, Maruyama S, Kageyama I. Морфологические характеристики инфрапателлярной жировой подушки. Scientific Reports. 2022 May 27;12(1):1-9.
  5. 5.00 5.01 5.02 5.03 5.04 5.05 5.06 5.07 5.08 5.09 5.10 5.11
  6. Mace J, Bhatti W, Anand S. Синдром инфрапателлярной жировой подушки: обзор анатомии, функции, лечения и динамики. Acta Orthopaedica Belgica. 2016;82(1):94-101.
  7. Macchi V, Stocco E, Stecco C, Belluzzi E, Favero M, Porzionato A и др. Инфрапателлярная жировая подушка и синовиальная оболочка: анатомо-функциональная единица. J Anat. 2018;233(2):146-54.
  8. Bohnsack M, Wilharm A, Hurschler C, Rühmann O, Stukenborg-Colsman C, Wirth CJ. Биомеханические и кинематические влияния полной резекции инфрапателлярной жировой подушки на колено. The American journal of sports medicine. 2004;32(8):1873-80.
  9. Bohnsack M, Meier F, Walter GF, Hurschler C, Schmolke S, Wirth CJ. и др. Распределение нервов вещества-P внутри инфрапателлярной жировой подушки и прилегающей синовиальной ткани: нейрогистологический подход к синдрому боли в передней части колена. Archives of orthopaedic and trauma surgery. 2005;125(9):592-7.
  10. Culvenor AG, Cook JL, Warden SJ, Crossley KM. Размер инфрапателлярной жировой подушки, но не выравнивание надколенной кости, связан с тендинопатией надколенной кости. Scandinavian journal of medicine & science in sports. 2011;21(6):e405-11.
  11. Clockaerts S, Bastiaansen-Jenniskens YM, Runhaar J, Van Osch GJ, Van Offel JF, Verhaar JA и др. Инфрапателлярную жировую подушку следует рассматривать как активную ткань сустава при остеоартрите: нарративный обзор. Osteoarthritis and Cartilage. 2010;18(7):876-82.
  12. 11.0 11.1 11.2 11.3 11.4 Hannon J, Bardenett S, Singleton S, Garrison JC. Оценка, лечение и реабилитационные аспекты инфрапателлярной жировой подушки. Sports health. 2016;8(2):167-71.
  13. Mellor R, Hodges PW. Синхронизация моторных единиц снижена при боли в передней части колена. The Journal of pain. 2005;6(8):550-8.
  14. Hodges PW, Mellor R, Crossley K, Bennell K. Боль, вызванная инъекцией гипертонического раствора в инфрапателлярную жировую подушку и влияние на координацию мышц квадрицепса. Arthritis Care & Research. 2009;61(1):70-7.
  15. Jiang LF, Fang JH, Wu LD. Роль инфрапателлярной жировой подушки в патологическом процессе остеоартрита коленного сустава: будущие применения в лечении. World Journal of Clinical Cases. 2019 Aug 8;7(16):2134.
  16. 15.0 15.1 15.2 Ioan-Facsinay A, Kloppenburg M. Новый игрок в остеоартрите коленного сустава: инфрапателлярная жировая подушка. Arthritis research & therapy. 2013;15(6):225.
  17. Distel E, Cadoudal T, Durant S, Poignard A, Chevalier X, Benelli C. Инфрапателлярная жировая подушка при остеоартрите коленного сустава: важный источник интерлейкина-6 и его растворимого рецептора. Arthritis & Rheumatism: Official Journal of the American College of Rheumatology. 2009;60(11):3374-7.
  18. Caspar-Bauguil S, Cousin B, Galinier A, Segafredo C, Nibbelink M, Andre M et al. Жировые ткани как древний иммунный орган: локальные изменения при ожирении. FEBS letters. 2005;579(17):3487-92.
  19. Dragoo JL, Samimi B, Zhu M, Hame SL, Thomas BJ, Lieberman JR, et al. Ткани инжинированного хряща и кости с использованием стволовых клеток из инфрапателлярных жировых подушек человека. The Journal of bone and joint surgery. British volume. 2003;85(5):740-7.
  20. Kim CS, Lee SC, Kim YM, Kim BS, Choi HS, Kawada T. et al. Накопление висцерального жира, вызванное диетой с высоким содержанием жиров, вызывает атрофию мезентериальных лимфатических узлов у тучных мышей. Obesity. 2008;16(6):1261-9.
  21. Duran S, Akşahin E, Kocadal O, Aktekin CN, Hapa O, Genctürk ZB. Влияние индекса массы тела, объема инфрапателлярной жировой подушки и возраста на дефект хряща надколенника. Orthopaedic journal of sports medicine. 2014;2(11_suppl3):2325967114S00159.
  22. 21.0 21.1 21.2 Kumar D, Alvand A, Beacon JP. Ущемление инфрапателлярной жировой подушки (болезнь Хоффы): результаты артроскопической резекции с высоким порталом. Arthroscopy: The Journal of Arthroscopic & Related Surgery. 2007;23(11):1180-6.
  23. Ленни Макрина. Оценка жировой подушки. Доступно по адресу: https:https://www.youtube.com/watch?v=https://youtu.be/kbu9nybRV0M
  24. 23.0 23.1 Ogilvie-Harris DJ, Giddens J. Болезнь Хоффа: артроскопическая резекция инфрапателлярной жировой подушки. Arthroscopy: The Journal of Arthroscopic & Related Surgery. 1994 ;10(2):184-7.
  25. Witoński D, Wągrowska-Danielewicz M. Распределение нервных волокон субстанции S в коленном суставе у пациентов с синдромом боли передней части коленного сустава. Предварительный отчет. Knee Surgery, Sports Traumatology, Arthroscopy. 1999;7(3):177-83.
  26. Genin J, Faour M, Ramkumar PN, Yakubek G, Khlopas A, Chughtai M et al. Ущемление инфрапателлярной жировой подушки: систематический обзор. J Knee Surg. 2017;30(7):639-46.
  27. Claire Patella. Инфографика: различия между болью в жировой подушке и PFJ. Доступно по адресу: https://youtu.be/eiwKkb1SulU
  28. Kim YM, Joo YB. Артроскопическое лечение ущемления инфрапателлярной жировой подушки между надколенником и бедренной бороздой: сравнение клинических результатов частичной и субтотальной резекции. Knee surgery & related research. 2019 Mar;31(1):54.
  29. House CV, Connell DA. Терапевтическое абляция инфрапателлярной жировой подушки под ультразвуковым контролем: пилотное исследование. Clinical radiology. 2007;62(12):1198-201.
  30. Как делать массаж льдом при тендоните колена - my Physio SA Adelaide Physiotherapist. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=6CRarRzStrU
  31. Claire Patella. Инструкции по обертыванию льдом - жировая подушка. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=aE6-EGAFkfI
  32. Union Physical Therapy. Обматывание жировой подушки по методу МакКоннела. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=Xy7CibqEUtQ
  33. McConnell Physiotherapy Group. ОБМОТКА КОЛЕНА ПО МЕТОДУ МАККОННЕЛА (ОФИЦИАЛЬНО). Доступно по адресу: https://youtu.be/WbHXYnwUwws
  34. Motion Guidance. Мобилизация инфрапателлярной жировой подушки. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=KR_peakgyi4
  35. Dragoo JL, Johnson C, McConnell J. Оценка и лечение заболеваний инфрапателлярной жировой подушки. Sports medicine. 2012;42(1):51-67.
  36. Murillo AL, Eckstein F, Wirth W, Beavers D, Loeser RF, Nicklas BJ. et al. Влияние диеты и/или физической нагрузки на морфологию инфрапателлярной жировой подушки: вторичный анализ из исследования интенсивной диеты и упражнений для лечения артрита (IDEA). Cells Tissues Organs. 2017;203(4):258-66.
  37. Боль в колене из-за инфрапателлярной жировой подушки (Синдром Хоффы) Клиническое лечение - Dr Mandell. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=xPouEzBmVJk