Шкалы развития младенцев и детей младшего возраста Бейли

09.03.2025
149 просмотров

Введение

Шкалы развития младенцев и детей младшего возраста Байли (BSID) предназначены для оценки и/или мониторинга очень маленьких детей, находящихся в зоне риска задержек или нарушений развития.[1][2] Они предоставляют информацию об уровне текущего развития ребенка и могут предложить осторожный прогноз относительно ожидаемого развития. BSID выделяются как наиболее часто используемый инструмент для оценки развития в первые два года жизни ребенка.[3][4] Текущая версия BSID — третье издание.[5] Она доказала свою надежность в диагностике для выявления детей с ранними задержками развития.[6][7][8]

Цель

Основное назначение BSID заключается в оценке различных областей развития ребенка для получения представления о его сильных сторонах и потенциальных проблемах.

Основные цели использования BSID включают:[1][9]

  • Раннее выявление: Обнаружение задержек развития в раннем возрасте, что позволяет вовремя вмешаться и предоставить поддержку.
  • Мониторинг прогресса: Оценка прогресса развития со временем, особенно для детей, находящихся в зоне риска задержек или нарушений развития.
  • Исследования: Предоставление исследователям и клиницистам стандартизированной меры для изучения развития младенцев и детей младшего возраста в различных популяциях.
  • Планирование вмешательств: Поддержка в разработке целевых планов вмешательств для детей с выявленными проблемами развития.
  • Оценка результатов: Оценка эффективности вмешательств или лечения путем сравнения до и после результатов развития.

Целевая группа

Дети в возрасте от 16 дней до 42 месяцев и 15 дней.[1]

Клинические показания для применения включают:[5]

  • Предродовые осложнения и врожденные нарушения: такие как нарушения формирования и аномалии мозга.
  • Неонатальные осложнения: такие как преждевременные роды и неонатальная энцефалопатия.
  • Нейроразвивающие расстройства: такие как нарушения развития и детский церебральный паралич.

Целевая группа специалистов: Физические терапевты, Эрготерапевты, Педиатры, Исследователи-психологи, Логопеды, Неонатологи, специалисты раннего детского возраста.[1][9].

Метод использования

Тест BSID оценивает следующие области:[10][11]

  • Когнитивные способности
  • Язык (восприятие и выразительные языковые способности)
  • Моторные навыки (Тонкая и грубая моторика)
  • Социоэмоциональное поведение
  • Адаптивное поведение

Время проведения

Время на проведение всего теста[5][9]:

  • Дети 0-6 месяцев: 30 минут
  • Дети 6-12 месяцев: 50 минут
  • Дети 13 месяцев и старше: 90 минут

Время на проведение только моторных навыков[5]:

  • Дети 0-6 месяцев: 10 минут
  • Дети 6-12 месяцев: 20 минут
  • Дети 13 месяцев и старше: 30 минут

Процедура проведения

BSID представляет собой список наблюдений, который должен быть выполнен в определенном порядке. Кроме того, проведение BSID требует подготовки.[1][9]

Процесс проведения

  1. Подготовка: перед началом проведения BSID терапевту следует ознакомиться с компонентами теста и обеспечить подходящую тестовую среду. Это включает в себя минимизацию отвлекающих факторов и создание комфортной обстановки для обеспечения вовлеченности ребенка.[1]
  2. Введение в задания: Начните оценку, представляя задания в дружелюбной для ребенка форме, создавая положительную и кооперативную атмосферу.
  3. Последовательное выполнение заданий: BSID структурирован так, чтобы задания выполнялись в определенном порядке для поддержания последовательности и надежности. Следуйте последовательности заданий, начиная с уровня, соответствующего возрасту.[12]
  4. Наблюдение и оценка: В процессе выполнения заданий важна тщательная наблюдательность. Записывайте реакции, поведение ребенка и любые встречающиеся трудности.
  5. Сотрудничество с опекунами: Включайте сотрудничество с опекунами на протяжении всего процесса оценки. Они могут помочь ребенку сотрудничать. Важно инструктировать опекуна быть поддерживающим, но не мешать выполнению заданий[1].
  6. Документация и отчетность: Точная документация, оценка и любые примечательные поведения имеют важное значение. Терапевту следует использовать стандартизированные формы и процедуры для обеспечения последовательности.

Следующее видео является примером проведения BSID:

[13]

Оценивание

Оценки получаются путем преобразования сырых баллов, полученных по выполненным заданиям, в шкальные баллы и составные оценки. Эти оценки используются для оценки результатов ребенка в сравнении с нормами, установленными на основе типично развивающихся детей того же возраста. BSID предоставляет четыре варианта нормативных оценок:[12]:

  • Шкальные баллы подтестов (диапазон 1-19)
  • Индексные оценки (диапазон: 40-160)
  • Перцентильные оценки (диапазон: 0-100)
  • Оценки роста (диапазон: 200-800)

Составная оценка Bayley-III определяется посредством сравнения результатов ребенка с нормативной возрастной выборкой, определенной оценкой. Составные оценки рассчитываются для когнитивной, языковой и моторной шкал и интерпретируются следующим образом[14]:

  • Средний балл 100 (SD=15) на 50-м процентиле указывает на средне-среднее функционирование.
  • Оценки ниже 85 (1 SD ниже среднего), на 16-м процентиле, указывают на легкое нарушение, связанное с риском задержки развития. Рекомендуется мониторинг, а также советы родителям по методам улучшения развития или направление к терапевту в зависимости от уровня нарушения.
  • Оценки ниже 70 (2 SD ниже среднего), на втором процентиле, указывают на умеренное или тяжелое нарушение.

В общем, оценки, попадающие в нижний 10-й процентиль, указывают на задержку развития. Детям с такими оценками необходима дополнительная оценка от медицинского специалиста.[14]

Доказательства

Психометрические свойства Bayley-III таковы:[9][12][15]

  • Тест-ретест[16]:
    • 2-4 месяца (n=50): FM r=0.67: коэффициент корреляции (r) для тонких моторных навыков (FM) между первым и вторым периодами тестирования составляет 0.67. Это указывает на степень, в которой тонкие моторные навыки детей остаются стабильными у детей в возрасте 2-4 месяцев. GM r=0.77: коэффициент корреляции (r) для крупных моторных навыков (GM) между первым и вторым периодами тестирования составляет 0.77. Это указывает на степень, в которой крупные моторные навыки детей остаются стабильными у детей в возрасте 2-4 месяцев.
    • 9-13 месяцев (n=50): FM r=0.86: коэффициент корреляции (r) для тонких моторных навыков (FM) между первым и вторым периодами тестирования составляет 0.86. Это указывает на высокий уровень стабильности тонких моторных навыков у детей в возрасте 9-13 месяцев между двумя точками измерения. GM r=0.86: коэффициент корреляции (r) для крупных моторных навыков (GM) между первым и вторым периодами тестирования составляет 0.86. Это также свидетельствует о стабильности крупных моторных навыков у детей в возрасте 9-13 месяцев.
    • В обеих возрастных группах высокие коэффициенты корреляции указывают на значительный уровень согласованности между баллами первого и второго теста, что свидетельствует о надежности Bayley-III для измерения тонких и крупных моторных навыков в этих возрастных группах.
  • Внутренняя согласованность:
    • Нормальная популяция 1-12 месяцев (n=1700): FM r=0.77-0.89: коэффициенты корреляции для тонких моторных навыков (FM) варьируются от 0.77 до 0.89. Это показывает, насколько согласованы оценки по различным элементам на тонкие моторные навыки в течение одного и того же периода тестирования для нормальной популяции детей 1-12 месяцев. GM r=0.86-0.94: коэффициенты корреляции для крупных моторных навыков (GM) варьируются от 0.86 до 0.94. Это показывает, насколько согласованы оценки по различным элементам на крупные моторные навыки в течение одного и того же периода тестирования для нормальной популяции детей 1-12 месяцев.
    • Атипичная популяция 1-12 месяцев (n=688): FM r=0.90-0.92: коэффициенты корреляции для тонких моторных навыков (FM) варьируются от 0.90 до 0.92. Это показывает, насколько согласованы оценки по различным элементам на тонкие моторные навыки в течение одного и того же периода тестирования для атипичной популяции детей 1-12 месяцев. GM r=0.93-0.96: коэффициенты корреляции для крупных моторных навыков (GM) варьируются от 0.93 до 0.96. Это показывает, насколько согласованы оценки по различным элементам на крупные моторные навыки в течение одного и того же периода тестирования для атипичной популяции детей 1-12 месяцев.
    • В целом высокие коэффициенты корреляции как в нормальной, так и в атипичной популяциях указывают на сильную согласованность в подшкалах тонких и крупных моторных навыков Bayley-III. Это показывает, что элементы в каждой подшкале надежно сопряжены, демонстрируя согласованность и стабильность измерений со временем.
  • Надежность: Удовлетворительная[17]
  • Погрешность измерения: Хорошая[17]
  • Содержательная достоверность: Отличная[17][18]
  • Структурная валидность: Хорошая[17]
  • Критериальная валидность: Хорошая[17][19]
  • Минимальное обнаруживаемое изменение: SEM подшкала крупных моторных навыков 0.85-1.08 моторного компонента =3.00-474 (24-42 месяцев)[9]

Критика BISID-III

Критика Bayley-III часто связана с продолжительностью, необходимой для проведения теста. Иногда для семей это отнимает слишком много времени.

Bayley-III также считается несколько обширным инструментом оценки, поскольку он оценивает каждую область развития на глобальном уровне. Следовательно, он может упускать конкретные способности и тонкие дефициты в рамках конкретных шкал.

Было замечено, что Bayley-III склонен искусственно повышать оценки у детей с нормальным развитием, одновременно занижая задержку развития. По сравнению с более ранним Bayley-II, дети, как правило, получают заметно более высокие оценки по Bayley-III. Это завышение баллов частично объясняется несоответствиями в нормативной выборке и ошибками при администрировании инструмента[20].

Сильные стороны BSID-III

Показано, что Bayley-III является валидным и надежным в разных культурах после надлежащего перевода с учетом культурных, исторических и социальных особенностей: Вьетнам[21], Суринам[22], Египет[23] и Россия[24].

Шкалы Bayley широко применяются в различных странах, включая Нидерланды[11], Иран[25], Австралию[26] и различные азиатские страны[8].

Ссылки

  1. 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 Del Rosario C, Slevin M, Molloy EJ, Quigley J, Nixon E. Как использовать шкалы развития младенцев и детей дошкольного возраста Бэйли. Archives of Disease in Childhood - Education & Practice. 2020; 319063
  2. Yue A, Jiang Q, Wang B, Abbey C, Medina A, Shi Y, et al. Конкурентная валидность опросника возрастов и этапов и шкал развития младенцев Бэйли III в Китае. PLoS One. 2019:14
  3. Anderson PJ, de Luca CR, Hutchinson E, Roberts G, Doyle LW. Недооценка задержки развития по новой шкале Бэйли-III. Arch Pediatr adole. 2010;164:352–6.
  4. Mansson J, Stjernqvist K, Serenius F, Adén U, Källen K. Согласованность измерений Бэйли-III и WISC-IV у детей с типичным развитием. J Psychoeduc. 2018;309.
  5. 5.0 5.1 5.2 5.3 Bayley N. Шкалы развития младенцев и детей дошкольного возраста Бэйли: руководство по администрированию. Сан-Антонио: Harcourt Assessment; 2006.
  6. Harris SR, Megens AM, Backman CL, Hayes VE. Стабильность шкал Бэйли II для оценки развития младенцев в выборке детей с низким и высоким риском. Developmental Medicine & Child Neurology. 2005; 47(12):820-3
  7. Wu YT, Tsou KI, Hsu CH, Fang LJ, Yao G, Jeng SF. Краткий отчет: психическое и моторное развитие тайваньских младенцев - 6-24 месяца. Журнал детской психологии. 2008;33(1):102-8
  8. 8.0 8.1 Godamunne P, Liyanage C, Wimaladharmasooriya N, Pathmeswaran A, Wickremasinghe AR, Patterson C, и др. Сравнение производительности детей из Шри-Ланки и США по когнитивным и моторным шкалам Bayley для младенцев. BCM notes research. 2014; 7(1):1-5
  9. 9.0 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 Griffiths A, Toovey R, Morgan PE, Spittle AJ. Психометрические свойства инструментов оценки крупных моторных навыков для детей: систематический обзор. BJM Open. 2018;8(10)
  10. Soleimani F, Azari N, Vameghi R, Barekati SH, Lomejad H, Kraskian A. Стандартизация шкал развития младенцев и детей младшего возраста Bayley для персидских детей. Архивы реабилитации. 2022; 23(1):8-31
  11. 11.0 11.1 Steenis LJ, Verhoeven M, Hessen DJ, Van Baar AL. Производительность датских детей на Bayley III: сравнительное исследование норм США и Нидерландов. PloS one. 2015;10(8)
  12. 12.0 12.1 12.2Spittle AJ, Doyle LW, Boyd RN. Систематический обзор клинометрических свойств нейромоторных оценок для недоношенных детей в течение первого года жизни. Dev Med Child Neurol. 2008:50(4):254-66
  13. Доктор Хизер Джонсон. Часть 1 Экран Bayley для младенцев и малышей III. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=_njdDWG8AuY
  14. 14.0 14.1 Джонсон С., Мур Т., Марлоу Н. Использование Bayley-III для оценки нейроразвития: какой порог следует использовать? Pediatr Res. 2014:75:670-4
  15. Морган К., Хонан И., Олсоп А., Новак И., Бадави Н. Психометрические характеристики оценок когнитивных способностей у младенцев с церебральным параличом или моторными нарушениями: систематический обзор. J Pediatr Psychol. 2019;44(2):238-252
  16. Бэйли Н. Шкалы Бэйли для развития младенцев и малышей. 3-е издание. Сан-Антонио. Harcourt Assessment, 2005.
  17. 17.0 17.1 17.2 17.3 17.4 Бэйли Н. Шкалы Бэйли для развития младенцев и малышей: техническое руководство. The PsychCorp, 2006.
  18. Виссер Л., Рюйтер СА, Ван дер Мейлен БФ и др. Низкоязыковая оценка с использованием Bayley-III. Res Dev Disabil. 2015;36C:230-43
  19. Спиттл ЭЙ, Спенсер-Смит ММ, Илес АЛ и др. Предсказывает ли моторная шкала Bayley-III в 2 года моторный результат в 4 года у детей, рожденных значительно недоношенными? Dev Med Child Neurol. 2012;55:448-52
  20. Андерсон ПД, Де Лука СР, Хатчинсон Е и др. Недооценка развития по новой шкале Bayley-III. Arch Pediatr Adolesc Med. 2010; 164:352-6
  21. Сан Л, Сабанатан С, Тхань ПН, Ким А, Доа ТТМ, Твейтс КЛ и др. Bayley III у вьетнамских детей: уроки для кросс-культурных сравнений. Wellcome Open Res. 2019:4:98
  22. Маклестер-Дэвис LWY, Шанкар А, Катариа ЛА, Идальго АГ, ван Ер ЭД, Коенджбихари АП и др. Валидность, надежность и транснациональные адаптации шкал Бэйли развивающегося младенца и малыша (BSID-III-NL) для детей в Суринаме. Early Hum. Dev. 2021;160:105416
  23. Салах Эл-Дин ЭМ, Монир ЗМ, Шехата МА, Абулнага МВ, Абушади ММ, Юсеф ММ и др. Сравнение выполнения нормальных детей из среднего социального класса Египта с эталонными нормами шкал Бэйли (Bayley III): пилотное исследование. PloS One. 2021;16
  24. Павлова П, Максимов Д, Чегодайев Д, Киселев С. Психометрическое исследование русскоязычной версии Шкал Бэйли развития младенцев и малышей - третье издание: оценка надежности и валидности. Frontiers in Psychology. 2022; 13.
  25. Азари Н, Сулеймани Ф, Вамеги Р, Саджеди Ф, Шашхахани С, Карими Х и др. Психометрическое исследование шкал Бэйли развития младенцев и малышей на языке фарси. Иранский журнал детской неврологии. 2017;11(1):50
  26. Мсалл МЕ. Измерение результатов после экстремальной недоношенности с помощью шкал развития младенцев и малышей Bayley-III: остерегающее повествование из Австралии. Архивы педиатрии и подростковой медицины. 2010;164(4):391-3