Шкала моторного развития младенцев Альберты (AIMS)

24.11.2024
36 просмотров

Цель

Alberta Infant Motor Scale (AIMS) является стандартизированным инструментом наблюдательной оценки, используемым для оценки созревания крупных моторных навыков у младенцев от срока (40 недель гестации) до 18 месяцев. AIMS был разработан в качестве справочника для развития младенцев на основе возрастных норм 2200 младенцев из Альберты, Канада.[1][2]

Он может быть использован в качестве инструмента для выявления и отслеживания задержек в раннем развитии.[3] [4] Он сравнивает уровень моторного развития ребенка с ожидаемыми нормами для их возраста в четырех категориях: лежа на животе, лежа на спине, сидя и стоя.

Целевая популяция

Рисунок 1. Младенец, ползающий[5]

AIMS может использоваться для всех младенцев в возрасте до 18 месяцев для выявления задержек или изменений в развитии моторных навыков. Он может быть использован для младенцев, которые:[2][3]

  • демонстрируют типичное развитие без медицинских проблем
  • не имеют особенностей в анамнезе, но подозреваются задержки в моторном развитии
  • находятся в группе повышенного риска задержки развития из-за генетических, пренатальных, перинатальных, неонатальных, постнатальных или экологических осложнений
  • имеют установленный диагноз, влияющий на развитие моторных навыков (например, синдром Дауна, бронхолегочная дисплазия)


AIMS НЕ следует использовать для младенцев, которые используют измененные двигательные паттерны для компенсации функциональных ограничений (например, паралич, спина бифида, гипотония, мышечная спастичность), так как уникальные улучшения их моторного развития могут не отражаться в AIMS.[2]

Описание инструмента

Рисунок 2. Младенец лежит на животе [6]

AIMS — это инструмент наблюдательной оценки на 58 пунктов. Эти пункты разделены на четыре суб-шкалы, основанные на положениях[1]:

  1. Лежа на животе (21 пункт)
  2. Лежа на спине (9 пунктов)
  3. Сидя (12 пунктов)
  4. Стоя (16 пунктов)

Необходимое оборудование

  • Руководство AIMS
  • Лист оценки и график AIMS
  • Стол для обследования или другая возвышенная поверхность 
  • Твердый мат или ковролин для ребенка
  • Низкая скамейка или стул для некоторых элементов шкалы
  • Игрушки, подходящие для младенцев младше 18 месяцев[2]

Настройка

AIMS может проводиться дома или в клинике. Оценка младенцев может выполняться на столе для обследования или возвышенной поверхности. Для детей постарше оценка должна проводиться на твердом мате или ковровом покрытии на полу.[2]

Метод использования

Важно, чтобы оценщик освоил правила проведения и оценки AIMS до начала тестирования. Оценка занимает максимум 20-30 минут. Оценщик наблюдает за моторными паттернами младенца и сравнивает их со шкалой оценки.[1][2]

Оценивание

Рисунок 3. График центильных рангов Alberta Infant Motor Scale (AIMS).[4]

Предпочтительно, чтобы оценка завершалась после проведения тестирования.

Лист оценки состоит из фотографии и краткого описания оцениваемого движения.[2] Движения начинаются с самых простых проявлений лежа на животе, лежа на спине, сидя и стоя и постепенно переходят к более сложным движениям.[1]

Во время тестирования оценщик наблюдает за движениями ребенка и оценивает каждую компоненту движения как «наблюдаемое» или «не наблюдаемое». Нет возможности оценить пациента за 'развивающиеся' двигательные паттерны. Пациент не должен получать баллы за пункты, которые сообщают родители / опекуны.

Самые простые и самые сложные движения, наблюдаемые в данном положении (лежа на животе, лежа на спине, сидя, стоя), создают 'моторное окно' для пациента в этом положении. Все движения в пределах моторного окна для каждой позиции должны быть зафиксированы как "наблюдаемое" (O) или "не наблюдаемое" (NO).[2]

Оценщик начисляет пациенту один балл за каждое движение, которое «наблюдалось» в каждом моторном окне. Совокупный балл всех четырех позиций дает 'общий балл'. Общий балл записывается в соответствие с корректированным гестационным возрастом пациента на графике нормативных данных для моторной функции младенца. График на Рисунке 3 содержит процентильные (5th, 10th, 25th, 50th, 75th, 90th) нормы моторной функции младенцев. Оценщик определяет, на каком процентиле моторного развития находится пациент для их возраста на основе графических нормативных значений и фиксирует это в листе оценки.[1][2]

Доказательства

Стандартизация

Данные, использованные для разработки AIMS, были основаны на оценках 2202 младенцев в возрасте до 18 месяцев, проживавших в Альберте, Канада, с 1990 по 1992 годы.[1] Нормативные значения из этой группы были выражены как среднее значение, стандартное отклонение и процентильный ранг для общего балла для каждого месяца возраста и временные нормы для достижения каждого элемента.[7] Эти справочные цифры и нормы с процентильными рангами доступны в Руководстве AIMS.[7]

Надежность интерпретации и повторного тестирования оригинальной шкалы составила 0.99.[7] Конкурентная валидность оригинальной шкалы была оценена по сравнению с Шкалами развития младенцев и детей раннего возраста Бэйли (BSID) и Моторными шкалами развития Пибоди (PDSM). Конкурентная валидность с BSID составила 0.98, а с PDSM — 0.97.[7]

Переоценка шкалы была проведена в 2014 году.[7] Развивающиеся нормы были изучены у 650 младенцев из Альберты в течение двух лет.[8] Даррах и др.[8] сообщили о коэффициенте корреляции 0.99 между оригинальной и переоцененной группой и заключили, что валидность первоначального исследования не изменилась.[8]

Нормативное развитие младенцев в других странах было оценено с использованием AIMS. Результаты этих исследований сформировали специфические для населения нормативные значения для нескольких из этих стран, таких как Нидерланды,[9] Бразилия,[10][11] Сербия,[12] Корея,[13] Греция,[14] Польша,[15] Испания,[16] Таиланд,[17] и Тайвань.[18]

Ресурсы

Ссылки

  1. 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 Piper MC, Pinnell LE, Darrah J, Maguire T, Byrne PJ. Создание и валидация шкалы моторных навыков младенцев Альберты (AIMS). Can J Public Health. 1992; 83: 46-50.
  2. 2.0 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 Piper MC, Darrah J, редакторы. Оценка моторики развивающегося младенца. 2-е издание. Сент-Луис, Миссури: Elsevier, Inc., 2022.
  3. 3.0 3.1 Darrah J, Piper M, Watt MJ. Оценка грубых моторных навыков у младенцев с риском: предсказательная валидность шкалы моторных навыков младенцев Альберты. Developmental medicine & child neurology. 1998 Июль;40(7):485-91.
  4. 4.0 4.1 Albuquerque PL, Lemos A, Guerra MQ, Eickmann SH. Точность шкалы моторных навыков младенцев Альберты (AIMS) для выявления задержки развития грубых моторных навыков у недоношенных младенцев: систематический обзор. Developmental neurorehabilitation. 2015 Янв 2;18(1):15-21.
  5. Flickr. Thomas Life Crawling. Доступно на: https://www.flickr.com/photos/thomaslife/2839828469 (дата обращения 20 июля 2022 г.).
  6. Flickr. Thomas Life Cutie Pie. Доступно на: https://www.flickr.com/photos/thomaslife/2635755242/(дата обращения 20 июля 2022 г.)
  7. 7.0 7.1 7.2 7.3 7.4 Eliks M, Gajewska E. Шкала моторных навыков младенцев Альберты: инструмент для оценки моторных аспектов нейроразвития в младенчестве и раннем детстве. Frontiers in Neurology. 2022;13.
  8. 8.0 8.1 8.2 Darrah J, Bartlett D, Maguire TO, Avison WR, Lacaze‐Masmonteil T. Изменились ли грубые моторные способности младенцев за 20 лет? Переоценка нормативных значений шкалы моторных навыков младенцев Альберты. Developmental Medicine & Child Neurology. 2014 Сент;56(9):877-81.
  9. van Iersel PA, la Bastide-van Gemert S, Wu YC, Hadders-Algra M. Шкала моторных навыков младенцев Альберты: межкультурный анализ развития грубых моторных навыков у младенцев из Нидерландов и Канады и введение нидерландских норм. Early Human Development. 2020 Дек 1;151:105239.
  10. Gontijo AP, de Melo Mambrini JV, Mancini MC. Страновая валидность шкалы моторных навыков младенцев Альберты с использованием выборки из Бразилии. Brazilian Journal of Physical Therapy. 2021 Июл 1;25(4):444-9.
  11. Valentini NC, Saccani R. Бразильская валидация шкалы моторных навыков младенцев Альберты. Physical therapy. 2012 Мар 1;92(3):440-7.
  12. Lackovic M, Nikolic D, Filimonovic D, Petronic I, Mihajlovic S, Golubovic Z, Pavicevic P, Cirovic D. Надежность, согласованность и временная стабильность шкалы моторных навыков младенцев Альберты у сербских младенцев. Children. 2020 Мар 2;7(3):16.
  13. Ko J, Lim HK. Исследование надежности элементов шкалы моторных навыков младенцев Альберты (AIMS) с использованием анализа каппы. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022 Фев 4;19(3):1767.
  14. Syrengelas D, Kalampoki V, Kleisiouni P, Manta V, Mellos S, Pons R, Chrousos GP, Siahanidou T. Шкала моторных навыков младенцев Альберты (AIMS) у греческих недоношенных младенцев: сравнение с доношенными младенцами той же национальности и влияние факторов заболеваемости, связанных с преждевременными родами. Physical therapy. 2016 Июл 1;96(7):1102-8.
  15. Eliks M, Sowińska A, Gajewska E. Польская версия шкалы моторных навыков младенцев Альберты: культурная адаптация и валидация. Frontiers in Neurology.:1504.
  16. Morales-Monforte E, Bagur-Calafat C, Suc-Lerin N, Fornaguera-Martí M, Cazorla-Sánchez E, Girabent-Farrés M. Испанская версия шкалы моторных навыков младенцев Альберты: анализ валидности и надежности. Developmental Neurorehabilitation. 2017 Фев 17;20(2):76-82.
  17. Aimsamrarn P, Janyachareon T, Rattanathanthong K, Emasithi A, Siritaratiwat W. Культурный перевод и адаптация тайской версии шкалы моторных навыков младенцев Альберты. Early Human Development. 2019 Мар 1;130:65-70.
  18. Jeng SF, Yau KI, Chen LC, Hsiao SF. Шкала моторных навыков младенцев Альберты: надежность и валидность при использовании для недоношенных младенцев в Тайване. Physical therapy. 2000 Фев 1;80(2):168-78.
  19. Warren McAdams, PT, DPT. Шкала моторных навыков младенцев Альберты (AIMS). Доступно на: https://youtu.be/5QTnUqdZSbA[последний доступ 22/07/22]

```

Вопросы и комментарии