Сформулируйте вопрос, на который можно ответить.

14.10.2025
6 просмотров

Связанные страницы

  1. Практика, основанная на доказательствах (EBP)
  2. Шаг 1: Сформулировать вопрос, на который можно ответить
  3. Шаг 2: Найти лучшие доступные доказательства
  4. Шаг 3: Оценить доказательства
  5. Шаг 4: Применить доказательства
  6. Шаг 5: Оценить результат

Описание

Каждый раз, когда мы видим пациента, нам нужна новая информация о каком-либо элементе диагноза, прогноза или лечения. Поскольку наше время на поиск этой информации часто ограничено, мы должны быть очень эффективными в нашем поиске. Для достижения этой эффективности мы должны стать искусными в формулировании клинических вопросов[1].

Первым шагом в практике, основанной на доказательствах, является формулировка конкретного вопроса. Вопрос, который у вас есть относительно вашей практики, должен быть сформулирован так, чтобы можно было найти на него научный ответ. Постановка конкретных вопросов, касающихся проблемы пациента, обеспечивает фокусировку мышления и помогает в формулировке стратегий поиска и в процессе критической оценки доказательств.[2]

Типы вопросов

Фоновые вопросы

Фоновые вопросы задают общие сведения о расстройстве и содержат два необходимых компонента[3]:

  • Корень вопроса (кто, что, где, как, почему)
  • Расстройство или аспект расстройства

Учебники отвечают на фоновые вопросы. Не все темы освещены, их легко использовать, они относительно недорогие и могут основываться на мнении, а не на доказательствах, написаны экспертами в их областях.

Передний план вопроса

Вопросы переднего плана описательные и требуют конкретных знаний о лечении пациентов с расстройством. Эти типы вопросов имеют ряд необходимых компонентов (анализ PICO)[4]:

  1. P - Пациент/проблема
  2. I – Интервенция
  3. C - Сравнение или контроль
  4. O - Исход

Вопросы PICO[2]

Прежде чем начать поиск доказательств, связанных с нашими клиническими вопросами, нам нужно потратить некоторое время на их уточнение. Структурирование и уточнение вопроса делает его поиск проще. Один из способов сделать это — разделить проблему на 4 части:

  1. Pациент или проблема
  2. Iнтервенция (причина, диагностический тест, лечение и т. д.)
  3. Cравнительная интервенция
  4. Oсход
Пациент или проблемаИнтервенцияСравнительная интервенцияИсход

Описание пациента или целевого расстройства интереса

Может включать:

  • Воздействие
  • Диагностический тест
  • Прогностический фактор
  • Терапия
  • Восприятие пациента и т. д.

Актуально чаще всего при рассмотрении терапевтических вопросов

Клинический исход, представляющий интерес для вас и вашего пациента

Пациент или Проблема:

Этот элемент включает в себя идентификацию тех характеристик пациента или проблемы, которые с наибольшей вероятностью повлияют на результаты интервенции. Если вы укажете пациента или проблему слишком подробно, вы, вероятно, не получите ответа, так как доказательства обычно не могут предоставить очень конкретные ответы. Поэтому необходимо найти компромисс между достаточной детализацией для получения актуального ответа и чрезмерной детализацией, чтобы вовсе не получить ответ.

Интервенция :

Это включает интервенцию, которая нас интересует, и то, с чем мы хотим сравнить ее эффект.

  • Тип лечения (лекарство, процедура, терапия)
  • Уровень интервенции (доза, частота)
  • Стадия интервенции (предупреждение, ранняя, продвинутая)
  • Обеспечение (кто проводит интервенцию? где?)

Сравнительная интервенция:

Этот элемент актуален при рассмотрении большинства вопросов о Терапии. Он сравнивает эффект интервенции с отсутствием интервенции или с другой альтернативной интервенцией. Возможно, сравнения не будет.

Исход:

Клинический исход или эффекты, которые вас интересуют, например: улучшение симптомов, снижение боли, повышение качества жизни, эффективность по затратам и выгоды для поставщика услуг.

Существуют два дополнительных элемента, завершающих хорошо согласованное клиническое вопрос. Они помогают в фокусировке вопроса и определении наиболее подходящего типа клинических доказательств[5]:

  1. Тип вопроса : это вопрос о --
    • Вред или воздействие : 
    • Диагностика : Как выбрать и интерпретировать диагностические тесты
    • Терапия : Как выбрать лечение, чтобыпредложить пациентам, которые приносят больше пользы, чем вреда, и стоят усилий и затрат на их использование
    • Прогноз : Как оценить вероятное клиническое течение пациента с течением времени и предугадать вероятные осложнения заболевания
    • Этиология : Как определить причины заболевания, включая генетику
  2. Тип исследования : какой тип исследования даст лучший ответ --
    • Рандомизированные контролируемые клинические исследования
    • Метта-анализ
    • Когортные исследования
    • Серии случаев
    • Контроль случаев
    • Поперечные сечения

Пример

Вам представлен следующий сценарий:

47-летний пациент обратился с односторонней болью в пояснице после поднятия тяжёлых коробок на работе. При обследовании вы обнаруживаете, что у него наблюдается скованность и боль при всех движениях и при односторонней пальпации сустава L2-L3. Вы полагаете, что специфические односторонние мобилизации помогут устранить симптомы в суставе за несколько сеансов, но недавно прочитали в литературе, что терапия упражнениями может быть более эффективной с точки зрения затрат.

Подумайте о вопросах, которые могут возникнуть из этого сценария:

  1. Могут ли мобилизации сустава уменьшить боль и скованность в поясничном отделе позвоночника.
  2. Является ли терапия упражнениями самостоятельно столь же эффективной.
Пациент или проблемаИнтервенцияСравнительная интервенцияИсход

Односторонняя боль в пояснице

Односторонние мобилизации

Терапия упражнениями

Сниженная боль и скованность при движении

Теперь мы можем использовать это для формулировки нашего клинического вопроса:

У 47-летнего мужчины с односторонней болью в пояснице, является ли терапия упражнениями самостоятельно более эффективной, чем мобилизации суставов, в снижении боли и восстановлении диапазона движений?

Ресурсы

Посмотрите страницу Исследовательский вопрос PICOT для другого объяснения использования формулы PICOT с дополнительными советами.

Источники

  1. Формулирование и формулировка вопроса. Центр доказательной медицины KT Clearinghouse, Торонто. Доступно по адресу http://ktclearinghouse.ca/cebm/practise/formulate по состоянию на 24 марта 2015 года
  2. 2.0 2.1 Херберт, Ямтведт, Хаген, Мид. Практическая доказательная физиотерапия, Эльзевир, 2011.
  3. Мортон и Мортон. Вопросы фона. В доказательной практике в медсестринстве. Доступно по адресу http://www.ebnp.co.uk/Background%20Questions.htm по состоянию на 21 марта 2015 года
  4. Сакетт ДЛ, Страус СЛ, Ричардсон ВС, Розенберг В и Хейнс РБ (2000) Доказательная медицина. Как практиковать и преподавать доказательную медицину. Эдинбург: Черчилль Ливингстон.
  5. Университет Миннесоты, Хорошо сформулированный клинический вопрос. Доступно по адресу https://hsl.lib.umn.edu/sites/default/files/Well-Built%20Clinical%20Question%202010.pdf по состоянию на 21 марта 2015 года