Введение
Family of Participation-related Construct (fPRC) — это концепция, предложенная исследователями как альтернатива Международной классификации функционирования (ICF), разработанной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), чтобы помочь понять здоровье с учетом контекстуальных факторов индивидуума[1]. В рамках ICF 'участие' относится к вовлечению в общество[2]. Однако исследователи выяснили, что определение домена участия в структуре ICF не является стабильным в исследованиях[3] и нечетко различает 'деятельность' и 'участие' в классификации[3]. Понимание участия необходимо для исследований и практики, поскольку участие способствует благополучию и развитию, особенно у детей[4]. Более того, фактическое участие часто не соответствует рекомендованному уровню физической активности, особенно у людей с хроническими заболеваниями[4]. fPRC признает, что участие не основывается исключительно на способностях или навыках индивида, но зависит как от внутренних, так и внешних факторов[3]. fPRC полезен для помощи клиницистам в выявлении барьеров и средств содействия участию[5].
Компоненты fPRC
Взаимодействие между внутренними и внешними факторами формирует динамическую рамку для понимания участия[3]. Внутренние факторы включают компетенцию в деятельности, ощущение себя и индивидуальные предпочтения[6], что формирует выборы и поведение индивидуума. Внешние факторы включают в себя факторы окружающей и контекстуальной среды[6], которые предоставляют возможности или барьеры для участия. fPRC подчеркивает сложность участия, предоставляя ценные инсайты, чтобы помочь клиницистам эффективно продвигать участие.
Внешние факторы
Окружающая среда / контекст
- физический, социальный, экономический, культурный и институциональный контекст участия
- важность понимания следующих аспектов: предпочтения, ощущение себя и компетенция в деятельности в семейном контексте
Внутренние факторы
Предпочтения
- что такое предпочтения и как они влияют на участие
- индивидуальные факторы
- интересы, ценности?
- что важно для семьи
- факторы окружающей среды
- культурное влияние
- доступность/ возможности
- значение: выявление предпочтений, их учет
Ощущение себя
- что такое ощущение себя и как оно влияет на участие
- восприятие себя: идентичность, роли, ценности, убеждения
- самооценка/ уверенность в себе
- значение: поощрение, подтверждение,
Компетенция в деятельности
- что такое компетенция в деятельности и как она влияет на участие
- так же, как в ICF-CY[6]
- возможности и способности[6](физические и когнитивные)
- воспринимаемая способность участвовать/ выполнять
- навыки, знания, уверенность
- значение: самодостаточность, развитие навыков (физических и когнитивных), признание сильных и слабых сторон,
Участие
- что такое участие? различение посещаемости, вовлеченности и взаимодействия
- Каково значение в семейной динамике?
Посещаемость
- определение
- характеристики, пример: физическое присутствие, ограниченное взаимодействие/ вклад
- факторы, влияющие: внешние факторы, предпочтение и мотивация
Вовлеченность
- определение
- характеристики, пример: активное участие, вклад в завершение или прогресс деятельности
- факторы, влияющие: интерес, важность деятельности
Вовлечение
- определение
- характеристики и пример: уровень активного участия и взаимодействия, эмоциональная вовлеченность, приверженность
- факторы, влияющие: связь, принадлежность, соответствие индивидуальным убеждениям
Ресурсы
- Международная классификация функционирования (ICF)
- Международная классификация функционирования - дети и молодежь (ICF-CY)
- Family of Participation-related Construct (fPRC)
Ссылки
- ↑ Farzad M, Layeghi F, Hosseini SA, Hamidreza K, Asgari A. Являются ли области, рассматриваемые МКФ, достаточно всеобъемлющими для концептуализации участия у пациентов с травмами рук? Journal of Hand and Microsurgery [Интернет]. 2017 Nov 29;09(03):139–53. Доступно по ссылке: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29302138/
- ↑ Farzad M, Layeghi F, Hosseini SA, Hamidreza K, Asgari A. Являются ли области, рассматриваемые МКФ, достаточно всеобъемлющими для концептуализации участия у пациентов с травмами рук? Journal of Hand and Microsurgery [Интернет]. 2017 Nov 29;09(03):139–53. Доступно по ссылке: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29302138/
- ↑ 3.0 3.1 3.2 3.3 Imms C, Adair B, Keen D, Ullenhag A, Rosenbaum P, Granlund M. «Участие»: систематический обзор языка, определений и конструкций, используемых в исследовательских интервенциях с детьми с ограниченными возможностями. Developmental Medicine & Child Neurology [Интернет]. 2015 Sep 28;58(1):29–38. Доступно по ссылке: https://doi.org/10.1111/dmcn.12932
- ↑ 4.0 4.1 Wright A, Roberts R, Bowman G, Crettenden A. Барьеры и возможности для физической активности у детей с физическими ограничениями: сравнение и противопоставление мнений детей, молодых людей и их клиницистов. Disability and Rehabilitation [Интернет]. 2018 Jan 30;41(13):1499–507. Доступно по ссылке: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29382235/
- ↑ Kaelin V, Bosak DL, Villegas VC, Imms C, Khetani M. Использование стратегии участия среди опекунов детей, получающих раннее вмешательство. American Journal of Occupational Therapy [Интернет]. 2020 Dec 16;75(1):7501205090p1–11. Доступно по ссылке: https://doi.org/10.5014/ajot.2021.041962
- ↑ 6.0 6.1 6.2 6.3 Imms C, Granlund M, Wilson PH, Steenbergen B, Rosenbaum P, Gordon AM. Участие как средство и как цель: концептуальный анализ процессов и результатов в детской инвалидности. Developmental Medicine & Child Neurology [Интернет]. 2016 Sep 19;59(1):16–25. Доступно по ссылке: https://doi.org/10.1111/dmcn.13237