Семейство конструкций, связанных с участием

25.09.2025
1 просмотр

Введение

Family of Participation-related Construct (fPRC) — это концепция, предложенная исследователями как альтернатива Международной классификации функционирования (ICF), разработанной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), чтобы помочь понять здоровье с учетом контекстуальных факторов индивидуума[1]. В рамках ICF 'участие' относится к вовлечению в общество[2]. Однако исследователи выяснили, что определение домена участия в структуре ICF не является стабильным в исследованиях[3] и нечетко различает 'деятельность' и 'участие' в классификации[3]. Понимание участия необходимо для исследований и практики, поскольку участие способствует благополучию и развитию, особенно у детей[4]. Более того, фактическое участие часто не соответствует рекомендованному уровню физической активности, особенно у людей с хроническими заболеваниями[4]. fPRC признает, что участие не основывается исключительно на способностях или навыках индивида, но зависит как от внутренних, так и внешних факторов[3]. fPRC полезен для помощи клиницистам в выявлении барьеров и средств содействия участию[5].

Компоненты fPRC

Взаимодействие между внутренними и внешними факторами формирует динамическую рамку для понимания участия[3]. Внутренние факторы включают компетенцию в деятельности, ощущение себя и индивидуальные предпочтения[6], что формирует выборы и поведение индивидуума. Внешние факторы включают в себя факторы окружающей и контекстуальной среды[6], которые предоставляют возможности или барьеры для участия. fPRC подчеркивает сложность участия, предоставляя ценные инсайты, чтобы помочь клиницистам эффективно продвигать участие.

Внешние факторы

Окружающая среда / контекст

  • физический, социальный, экономический, культурный и институциональный контекст участия
  • важность понимания следующих аспектов: предпочтения, ощущение себя и компетенция в деятельности в семейном контексте

Внутренние факторы

Предпочтения

  • что такое предпочтения и как они влияют на участие
  • индивидуальные факторы
    • интересы, ценности?
    • что важно для семьи
  • факторы окружающей среды
    • культурное влияние
    • доступность/ возможности
  • значение: выявление предпочтений, их учет

Ощущение себя

  • что такое ощущение себя и как оно влияет на участие
  • восприятие себя: идентичность, роли, ценности, убеждения
  • самооценка/ уверенность в себе
  • значение: поощрение, подтверждение,

Компетенция в деятельности

  • что такое компетенция в деятельности и как она влияет на участие
  • так же, как в ICF-CY[6]
  • возможности и способности[6](физические и когнитивные)
  • воспринимаемая способность участвовать/ выполнять
  • навыки, знания, уверенность
  • значение: самодостаточность, развитие навыков (физических и когнитивных), признание сильных и слабых сторон,

Участие

  • что такое участие? различение посещаемости, вовлеченности и взаимодействия
  • Каково значение в семейной динамике?

Посещаемость

  • определение
  • характеристики, пример: физическое присутствие, ограниченное взаимодействие/ вклад
  • факторы, влияющие: внешние факторы, предпочтение и мотивация

Вовлеченность

  • определение
  • характеристики, пример: активное участие, вклад в завершение или прогресс деятельности
  • факторы, влияющие: интерес, важность деятельности

Вовлечение

  • определение
  • характеристики и пример: уровень активного участия и взаимодействия, эмоциональная вовлеченность, приверженность
  • факторы, влияющие: связь, принадлежность, соответствие индивидуальным убеждениям

Ресурсы

  • Международная классификация функционирования (ICF)
  • Международная классификация функционирования - дети и молодежь (ICF-CY)
  • Family of Participation-related Construct (fPRC)

Ссылки

  1. Farzad M, Layeghi F, Hosseini SA, Hamidreza K, Asgari A. Являются ли области, рассматриваемые МКФ, достаточно всеобъемлющими для концептуализации участия у пациентов с травмами рук? Journal of Hand and Microsurgery [Интернет]. 2017 Nov 29;09(03):139–53. Доступно по ссылке: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29302138/
  2. Farzad M, Layeghi F, Hosseini SA, Hamidreza K, Asgari A. Являются ли области, рассматриваемые МКФ, достаточно всеобъемлющими для концептуализации участия у пациентов с травмами рук? Journal of Hand and Microsurgery [Интернет]. 2017 Nov 29;09(03):139–53. Доступно по ссылке: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29302138/
  3. 3.0 3.1 3.2 3.3 Imms C, Adair B, Keen D, Ullenhag A, Rosenbaum P, Granlund M. «Участие»: систематический обзор языка, определений и конструкций, используемых в исследовательских интервенциях с детьми с ограниченными возможностями. Developmental Medicine & Child Neurology [Интернет]. 2015 Sep 28;58(1):29–38. Доступно по ссылке: https://doi.org/10.1111/dmcn.12932
  4. 4.0 4.1 Wright A, Roberts R, Bowman G, Crettenden A. Барьеры и возможности для физической активности у детей с физическими ограничениями: сравнение и противопоставление мнений детей, молодых людей и их клиницистов. Disability and Rehabilitation [Интернет]. 2018 Jan 30;41(13):1499–507. Доступно по ссылке: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29382235/
  5. Kaelin V, Bosak DL, Villegas VC, Imms C, Khetani M. Использование стратегии участия среди опекунов детей, получающих раннее вмешательство. American Journal of Occupational Therapy [Интернет]. 2020 Dec 16;75(1):7501205090p1–11. Доступно по ссылке: https://doi.org/10.5014/ajot.2021.041962
  6. 6.0 6.1 6.2 6.3 Imms C, Granlund M, Wilson PH, Steenbergen B, Rosenbaum P, Gordon AM. Участие как средство и как цель: концептуальный анализ процессов и результатов в детской инвалидности. Developmental Medicine & Child Neurology [Интернет]. 2016 Sep 19;59(1):16–25. Доступно по ссылке: https://doi.org/10.1111/dmcn.13237