Ранняя интервенция
Службы ранней интервенции представляют собой набор мероприятий, которые поддерживают и предоставляют ресурсы для семей младенцев и малышей с особыми потребностями в возрасте от 0 до 3 лет.[1]
Определение семейно-ориентированной службы от Can Child[2]: "Семейно-ориентированная служба состоит из набора ценностей, установок и подходов к услугам для детей с особыми потребностями и их семей. Семейно-ориентированная служба признает, что каждая семья уникальна; что семья является постоянной в жизни ребенка; и что они являются экспертами в способностях и потребностях ребенка. Семья работает с поставщиками услуг, чтобы принимать осознанные решения о службах и поддержке, которые получают ребенок и семья. В семейно-ориентированной службе учитываются сильные стороны и потребности всех членов семьи."[2]
Дети с нарушениями развития имеют право на различные услуги. Междисциплинарная команда ранней интервенции может включать следующие дисциплины в зависимости от потребностей семьи и ребенка и доступности услуг:[2]
- физиотерапия / физиотерапия
- эрготерапия
- логопедия
- терапия зрения
- медсестринское дело
- вспомогательные технологии
- специальное образование
Оценка и последующий уход предоставляются в наименее ограничительной или естественной среде для ребенка, как правило, на их дому или в детском саду.[3] Традиционно ранняя интервенция работала по экспертной модели, где терапевт создавал цели и предоставлял последующий уход на основе нарушений. Любые интервенции, предоставляемые семьей, были дополнением к тем, что предоставлял врач. Общий уход и принятие решений за ребенка были в руках терапевта. Эта модель называется моделью реабилитации.[4]
Семейно-ориентированная помощь
За последнее десятилетие произошел переход от модели, основанной на терапевте, к модели обучения/уполномочивания семьи. Модель семейно-ориентированной помощи (FCC)[5] обеспечивает сотрудничество между терапевтом и семьей, где цели и устремления семьи являются центральными в интервенции.[1] Терапевт работает как "тренер", помогая семьям выявлять потребности, цели и решения. FCC таким образом передает принятие решений от одного терапевта к семье, которые в силах создавать цели и планировать стратегии интервенции.[1] Когда семьи вовлечены в заботу и принятие решений о своем ребенке, семья и ребенок получают лучшие результаты.[4] Кроме того, исследования показали, что модель FCC приводит к большему удовлетворению родителей, снижению затрат на здравоохранение, предоставлению поведенческой/эмоциональной поддержки ребенку и более быстрому восстановлению.[6]
Коучинг, ориентированный на решение
Традиционно ранняя интервенция была ориентирована на проблему, с акцентом на выявлении нарушений в организме. Интервенции были нацелены на устранение дисфункции, и решения о заботе принимались исключительно терапевтом. Однако с моделью коучинга, ориентированной на решение (SFC), терапевт и семья работают вместе, чтобы визуализировать возможности и искать решения потребностей семьи и целевых целей.[7] [1] Уполномочивание семьи является приоритетом в FSC. Кроме того, модель коучинга, ориентированная на решение, обращает внимание на сильные стороны и способности ребенка, а не на их проблемы, чтобы инициировать постановку целей и планирование интервенций.[1]
Ранняя диагностика и направление
Детский церебральный паралич
Самым распространенным физическим недостатком в детстве является детский церебральный паралич (ДЦП), встречающийся в 1 из 500 рождений. ДЦП вызывается повреждением мозга на ранних этапах развития и проявляется нарушениями осанки и движения, что приводит к ограничению активности.[8] Традиционно диагноз ставится в возрасте от 12 до 24 месяцев, когда симптомы становятся очевидными. Однако новые исследования показывают, что признаки и симптомы ДЦП появляются и развиваются до 2-летнего возраста. Используя комбинацию медицинского анамнеза, нейровизуализации и стандартизированных моторных и неврологических оценок для младенцев до 2 лет, теперь можно предсказать риск возникновения детского церебрального паралича.[9] Использование ранних оценок, специфичных для диагностики, может привести к направлению на услуги, которые укрепят благополучие ухаживающих, предотвратят вторичные осложнения и оптимизируют когнитивную и моторную пластичность младенцев.[10] Представленные ниже инструменты часто используются для младенцев младше 2 лет для оценки риска постановки диагноза детского церебрального паралича.
Хаммерсмитское неврологическое обследование младенцев

Хаммерсмитское неврологическое обследование младенцев (HINE) — это бесплатный инструмент с хорошей межнаблюдательной надежностью, который обычно используется для младенцев в возрасте от 3 до 24 месяцев. Этот метод показал высокую чувствительность при выявлении ДЦП у младенцев (98% у младенцев до 5 месяцев, 90% у младенцев старше 5 месяцев).[9] Неврологическая функция тестируется по 26 различным критериям, основанным на движениях, поведении, функции черепно-мозговых нервов, защитных реакциях, рефлексах и общей и тонкой моторике. Также оценивается симметрия между левой и правой сторонами.[1] Результаты тестов не только выявляют детей, находящихся в зоне риска, но и показывают степень тяжести и тип двигательного нарушения. Наличие этой конкретной информации позволяет направить раннее вмешательство на специфические неврологические последствия.[8]
Оценки варьируются от 0 до 73. Ромео и др.[8] обнаружили, что младенцы, тестируемые в возрасте от 3 до 6 месяцев, показывали следующую картину:
Оценки ниже 40: квадриплегия (IV и V уровни GMFCS), тяжелая диплегия (III уровень)
Оценки 40-60: легкая или умеренная диплегия (I-II уровень); гемиплегия (I-II уровень)[8]
Система классификации грубой моторики
Система классификации грубой моторики (GMFCS) инструмент классифицирует детей младше 2 лет на пять различных уровней в зависимости от их собственно инициированных движений. Он специально фокусируется на подвижности, переносах и сидении. Эти критерии связаны с функциональными ограничениями для ребенка по сравнению с качеством движения.[12] GMFC — это способ классификации степени тяжести функций, а не диагностический инструмент.
Система классификации грубой моторики – расширенная и пересмотренная (GMFCS – E & R) для детей в возрасте 2 лет и младше следующая:[12]
- "УРОВЕНЬ I: младенцы перемещаются и садятся на пол, используя обе руки для манипуляции с предметами. Младенцы ползают на руках и коленях, встают на ноги и делают шаги, держась за мебель. Младенцы ходят между 18 месяцами и 2 годами без необходимости в каких-либо вспомогательных устройствах для передвижения."
- УРОВЕНЬ II: младенцы держат позицию сидя на полу, но могут нуждаться в использовании рук для поддержания равновесия. Младенцы ползают на животе или ползают на руках и коленях. Младенцы могут встать и сделать шаги, поддерживаясь мебелью.
- УРОВЕНЬ III: младенцы держат позицию сидя на полу, когда поддержка оказывается на нижнюю часть спины. Младенцы переворачиваются и ползают вперед на животе.
- УРОВЕНЬ IV: младенцы имеют контроль головы, но для позы сидя требуется поддержка туловища. Младенцы могут перевернуться на спину и, возможно, перевернуться на живот.
- УРОВЕНЬ V: физические нарушения ограничивают произвольный контроль за движениями. Младенцы не могут сохранить позы головы и туловища против силы гравитации в положении лежа на животе и сидя. Младенцы требуют помощи взрослого для переворачивания."
*** Менее благоприятные результаты отмечаются в странах с низким и средним уровнем дохода, где более 73% детей классифицированы как уровень GMFCS III-IV.[13]
Оценка общих движений по Прехтлю
Оценка общих движений по Прехтлю — это инструмент оценивания общих движений, в котором клиницисты наблюдают короткое видео с младенцем, лежащим на спине. Качество и тип движений оцениваются как “нормальные” или “аномальные” по 26 пунктам. Аномальные движения дальше классифицируются на одну из трех категорий ниже:
- Скудный репертуар (последовательность движений монотонна; движения разных частей тела не сложные)
- Судорожные-синхронные (отсутствие плавных и текучих движений; жесткие; мышцы туловища и конечностей расслабляются и сокращаются одновременно[14]
- Хаотичные (отсутствие плавности, хаотичные и резкие движения большой амплитуды)[15] [14][1]
На основе результатов этого теста можно предсказать наличие, тип и степень тяжести ДЦП. Этот инструмент надежен и быстр, но требует обучения.[1]

Ресурсы
- Семейно-ориентированный сервис CanChild
- Система классификации грубой моторики - расширенная и пересмотренная (GMFCS-ER)
- Раннее вмешательство и важность раннего выявления церебрального паралича
- Раннее вмешательство при церебральном параличе
- Введение в церебральный паралич
Литература
- ↑ 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 Versfeld, P. Семейно-ориентированное вмешательство и курс ранней диагностики. Плюс, 2021.
- ↑ 2.0 2.1 2.2 CanChild из Университета Макмастера. Доступно на www.canchild.org
- ↑ Tomasello NM, Manning AR, Dulmus CN. Семейно-центрированное раннее вмешательство для младенцев и детей с ограниченными возможностями. Журнал семейной социальной работы. 2010 24 марта;13(2):163-72.
- ↑ 4.0 4.1 Dalmau M, Balcells-Balcells A, Giné C, Cañadas M, Casas O, Salat Y, Farré V, Calaf N. Как внедрить семейно-ориентированную модель в раннее вмешательство. Anales de psicología. 2017;33(3):641-51.
- ↑ McCarthy E, Guerin S. Семейно-центрированная забота в раннем вмешательстве: систематический обзор процессов и результатов семейно-центрированной заботы и влияющих факторов. Ребёнок: уход, здоровье и развитие. 2022 янв.;48(1):1-32.
- ↑ Raghupathy MK, Rao BK, Nayak SR, Spittle AJ, Parsekar SS. Эффект семейно-центрированных вмешательств на моторное и нейроповеденческое развитие очень недоношенных младенцев: протокол систематического обзора. Систематические обзоры. 2021 декабрь;10(1):1-8.
- ↑ Baldwin P, King G, Evans J, McDougall S, Tucker MA, Servais M. Коучинг, ориентированный на решение задач в педиатрической реабилитации: интегрированная модель для практики. Физическая и профессиональная терапия в педиатрии. 2013 1 ноября;33(4):467-83
- ↑ 8.0 8.1 8.2 8.3 Romeo DM, Ricci D, Brogna C, Mercuri E. Использование Неврологического обследования младенцев Хаммерсмите у детей с церебральным параличом: критический обзор литературы. Развитие медицины и детская неврология. 2016 мар.;58(3):240-5.
- ↑ 9.0 9.1 Novak I, Morgan C, Adde L, Blackman J, Boyd RN, Brunstrom-Hernandez J, Cioni G, Damiano D, Darrah J, Eliasson AC, De Vries LS. Ранняя, точная диагностика и раннее вмешательство при церебральном параличе: достижении в диагностике и лечении. JAMA педиатрия. 2017 1 сентября;171(9):897-907.
- ↑ Ранняя, точная диагностика и раннее вмешательство при церебральном параличе: достижения в диагностике и лечении. J Novak и др. (2017). АМА педиатрия, 2017 171(9), 897–907.
- ↑ De Sanctis R, Coratti G, Pasternak A, Montes J, Pane M, Mazzone ES, Young SD, Salazar R, Quigley J, Pera MC, Antonaci L. Этапы развития при спинальной мышечной атрофии типа I. Невромускульные расстройства. 2016 1 ноября;26(11):754-9.
- ↑ 12.0 12.1 Palisano R, Rosenbaum P, Bartlett D, Livingston M. GMFCS – E & R Расширенная и пересмотренная система классификации крупной моторной функции. Хамильтон, ON: CanChild Центр исследований по детской инвалидности, Университет Макмастера, 2007.
- ↑ Jahan I, Muhit M, Hardianto D, Laryea F, Chhetri AB, Smithers‐Sheedy H, McIntyre S, Badawi N, Khandaker G. Эпидемиология церебрального паралича в странах с низким и средним уровнем дохода: предварительные результаты международного многопрофильного регистра церебрального паралича. Развитие медицины и детская неврология. 2021 24 мая.
- ↑ 14.0 14.1 Einspieler C, Prechtl HF, Ferrari F, Cioni G, Bos AF. Качественная оценка общих движений у недоношенных, доношенных и молодых младенцев — обзор методологии. Раннее развитие человека. 1997 24 ноября;50(1):47-60.
- ↑ 15.0 15.1 Aizawa CY, Einspieler C, Genovesi FF, Ibidi SM, Hasue RH. Общий список движений: руководство по оценке общих движений в возрасте недоношенности и доношенности. Журнал педиатрии. 2021 18 августа;97:445-52.