Семейная Средиземноморская Лихорадка

25.09.2025
3 просмотра

Введение

Семейная средиземноморская лихорадка (ССЛ) — это распространенное генетическое, наследственное, аутоинфламаторное заболевание, которое в основном поражает людей из Восточного Средиземноморья, таких как турки, евреи, арабы и армяне[1]. Оно встречается примерно у 1 из каждых 500 до 1,000 человек в этих областях[2]. Но ССЛ больше не ограничивается этими границами, оно распространяется на другие части мира, такие как Европа, Северная Америка и Япония. Это происходит потому, что многие люди из районов, подверженных ССЛ, переехали в эти новые места за последние 20 лет[3]. Это повторяющиеся эпизоды лихорадки, воспаление в нескольких тканях тела и сильная острая фаза реакции.

[4]

Механизм повреждения / Патологический процесс

Ген MEFV как набор инструкций находится на 16-й хромосоме, эти инструкции наиболее важны в некоторых типах белых кровяных клеток, таких как гранулоциты и моноциты, которые помогают справляться с воспалением. Ген MEFV создает белок под названием пирин, который находится в различных типах иммунных клеток, таких как нейтрофилы, эозинофилы, моноциты и дендритные клетки, и важен для иммунной системы. Этот белок играет важную роль в воспалении. Он может влиять на то, как клетки умирают, активировать определенные белки и выделять вещества, которые вызывают воспаление.

При семейной средиземноморской лихорадке (ССЛ) была найдена мутация в гене MEFV на 16-й хромосоме. Когда из-за изменений в этом гене возникают проблемы с пирином, это может привести к воспалению в теле. Обычно пирин работает с другим белком под названием ASC, и вместе они создают нечто, называемое воспалительным комплексом (инфламмасома). Этот комплекс запускает процесс, ведущий к выделению некоторых белков, таких как IL-1beta и IL-18. Эти белки вызывают большее воспаление в организме, и иммунная система переходит на повышенную активность. Иногда этот воспалительный процесс может также привести к типу клеточной смерти, называемой пироптозом, когда клетки набухают и разрываются. Это делает воспаление еще хуже. Это похоже на цепную реакцию, когда иммунная система организма все больше и больше активизируется[5]. Было высказано предположение, что могут быть другие генетические или экологические причины, которые также могут вызвать ССЛ, и не у всех пациентов с ССЛ, вызванным мутацией гена MEFV[6].

Кишечные бактерии у пациентов с ССЛ подвержены влиянию не только генетики, но и продолжающегося воспаления, связанного с заболеванием, что может потенциально повлиять на развитие амилоидоза. Исследователи наблюдали, что пациенты с ССЛ, инфицированные Helicobacter pylori в желудке, переживали более тяжелые и частые приступы ССЛ, но когда инфекция была успешно вылечена, это приводило к снижению частоты приступов и воспалений. Кроме того, другое исследование показало, что пациенты с ССЛ и избыточным ростом бактерий в тонком кишечнике, известным как избыточный бактериальный рост тонкой кишки (ИБРТК), страдали от более тяжелых симптомов ССЛ. Удивительно, что лечение ИБРТК антибиотиками не только улучшило эффективность колхицина, но и устранило необходимость в более дорогих лекарствах[7].

Клиническая картина

ССЛ характеризуется кратковременными 1-3-дневными приступами лихорадки, часто сопровождаемыми воспалением тканей тела, такими как оболочки органов или суставов, а иногда кожными высыпаниями. Обычно это начинается в раннем возрасте, и большинство случаев проявляется до 20 лет. Эти эпизоды лихорадки могут происходить в нерегулярные интервалы, от дней до лет, и специфические симптомы могут изменяться между эпизодами. Люди с ССЛ обычно не испытывают симптомов между этими эпизодами. Они могут испытывать:

  • Внезапные, короткие и нерегулярные эпизоды лихорадки и боли, которые разрешаются спонтанно в течение 24-72 ч.
  • Боли в животе
  • Артрит.
  • Симптомы воспаления серозных оболочек, которые иногда требуют госпитализации или ненужного хирургического вмешательства[8].

Осложнения ССЛ

  • Анкилозирующий спондилит
  • Амилоидоз
  • Поражение тазобедренного сустава, которое может потребовать замены тазобедренного сустава
  • Синдром Бехчета
  • Пурпурная болезнь Шенлейна-Геноха (воспаление мелких кровеносных сосудов в коже, кишечнике и почках).
  • Ранний атеросклероз.

Диагностические процедуры

Диагностика ССЛ может быть сложной, так как она имеет общие симптомы с другими заболеваниями, и понимание генетических тестов может быть сложным, так как многие из 340 различных вариаций гена MEFV не имеют явной связи с тем, как они влияют на человека с MEFV. Была разработана функциональная проба, позволяющая отличать пациентов с ССЛ от других, используя соотношения секреции IL-1β и IL-18 для надежных результатов. IL-1β особенно эффективен в тестах на цельной крови, улучшая диагностику ССЛ и связанных с ним состояний[9].

Диагноз ССЛ зависит от клинических критериев и других исследований. Одним из этих критериев являются клинические критерии Тел-Хашомера, согласно которым пациент с 2 основными клиническими симптомами или двумя незначительными симптомами может быть диагностирован с ССЛ, согласно новой упрощенной версии от Ливне следующим образом[10].

  • Типичные атаки должны соответствовать этим критериям: они происходят неоднократно (по крайней мере три раза), сопровождаются лихорадкой (ректальная температура 38°C или выше) и не длятся долго (от 12 часов до 3 дней).
  • Неполные атаки, которые должны происходить неоднократно, характеризуются отклонениями от типичных атак в одном или двух аспектах:
  1. Температура тела остается ниже 38°C.
  2. Атака длится короче или дольше обычной, но укладывается в диапазон не менее шести часов и не более семи дней.
  3. В этих эпизодах отсутствуют признаки перитонита (воспаление брюшной полости).
  4. Атаки ограничены определенной областью в животе.
  5. Артрит поражает суставы, кроме тазобедренного, коленного или голеностопного.
Основные критерииНезначительные критерии
Типичные атакиНеполные атаки, затрагивающие одно или оба из следующих мест
1- Генерализованный перитонит1- Грудная клетка
2- Односторонний плеврит или перикардит2- Сустав
3- Моноартрит (тазобедренный, коленный, голеностопный сустав)3- Боль в ногах при физической нагрузке
4- Лихорадка в одиночку4- благоприятный ответ на колхицин
5- Неполная атака живота

Управление / Интервенции

Медицинское управление

Нет однозначного лечения для этого заболевания, так как диагноз ФСФ может быть сложным, потому что оно похоже на другие болезни. Поэтому лечение сосредоточено на управлении внезапными эпизодами и предотвращении их повторения.

  • Колхицин является золотым стандартом лечения, может уменьшить тяжесть и продолжительность симптомов, предотвратить внезапные приступы и проблемы, такие как амилоидоз.
  • Метилпреднизолон может быть использован в острой фазе.
  • Другие методы лечения включают альфа интерферон, антагонисты цитокина IL-1, блокаторы IL1 альфа, IL-1 бета, анти-TNF и дапсон[11][6].

Питание

Связь между диетой и ФСФ привлекает все больше внимания в исследованиях, так как то, что мы едим, может повлиять на работу нашей иммунной системы. Существуют исследования на тему, может ли специальная диета, богатая противовоспалительными продуктами, помочь контролировать приступы ФСФ. Важно отметить, что нужно больше исследований, чтобы понять, как диета влияет на симптомы ФСФ, некоторые исследования предполагают, что соленая пища может вызывать воспаление, в то время как древние зерна могут уменьшать его из-за более низкого уровня АТИ и FODMAP по сравнению с современными зернами[12].

Первое исследование, изучающее влияние диеты на приступы ФСФ, обнаружило, что низкожировая диета с только 20 граммами жира, кажется, сокращает число приступов и обострений. Однако это преимущество не было последовательно замечено в последующих исследованиях[13]. Исследование предполагает, что пациенты с ФСФ, которые предпочитают блюда с меньшим содержанием соли и жира, могут иметь лучшее отклике на лечение колхицином. Это сниженное потребление соли и жира может помочь уменьшить воспаление и сделать заболевание менее тяжелым[14]. В одном из исследований анти-воспалительная диета и добавки (витамин D, куркумин, льняное семя) улучшили симптомы ФСФ, когнитивные тесты и снизили С-реактивный белок у пациентов на терапии колхицином. Другое исследование показало, что потребление пшеницы усугубляет ФСФ, увеличивая воспалительные показатели. Это может быть связано с компонентом пшеницы, называемым АТИ, активирующим иммунные реакции в кишечнике[12].

Вмешательства физической терапии

При ФСФ мышечно-скелетные поражения встречаются у 70%-75% пациентов, обычно проявляясь в виде острых эпизодов артрита, в основном поражающих крупные суставы нижних конечностей. Однако эти эпизоды обычно разрешаются в течение 1-3 дней, но в менее чем 10% случаев они могут продолжаться до месяца или дольше, что может привести к повреждению суставов, особенно бедер и коленей. Это также может повлиять на сердечно-сосудистую недостаточность, часто заставляя пациентов отдыхать из-за боли и функциональных ограничений.

Вмешательства физической терапии могут включать комбинацию[15]:

  • Обучение пациента, чтобы узнать, как управлять своим состоянием, изучить стратегии экономии энергии, гигиену сна, облегчение боли, методы релаксации и упражнения для улучшения функциональных способностей и психологического благополучия, а также как использовать вспомогательные устройства в АДЛ, если состояние пациента этого требует.
  • Электротерапия:
    • Транскутанная электрическая стимуляция нервов (TENS): эффективна для облегчения острой и хронической боли, с сообщениями о пользе для различных состояний, включая хронический артрит, и была эффективна для уменьшения боли в суставах у пациентов с РА.
    • Низкоинтенсивная лазерная терапия (LLLT)
    • Интерференционная терапия
    • Терапевтический ультразвук (US)
  • Гидротерапия сочетает в себе плавучесть и тепло, чтобы помочь с упражнениями и мобильностью, особенно для тех, у кого серьезные проблемы с крупными суставами. Она предлагает физические преимущества, аналогичные упражнениям на суше, и может иметь дополнительные психологические преимущества. В дополнение существует бальнеотерапия, которая включает использование минеральных термальных вод для ванн, включая солевые, серные и радон-карбоновые диоксидные ванны. Ее цель состоит в том, чтобы уменьшить боль, улучшить подвижность суставов и способствовать общему благополучию.
  • Упражнения полезны для улучшения мобильности, улучшения кардиопульмонарной функции и уменьшения осложнений. Умеренные доказательства подтверждают терапевтические упражнения в улучшении физической функции, активности болезни и расширении грудной клетки. Более низкие уровни доказательств предполагают, что упражнения могут облегчить боль, уменьшить жесткость, улучшить подвижность позвоночника и повысить кардиореспираторную функцию. Групповая терапия, как правило, дает лучшие результаты, чем домашние программы упражнений. Аэробные упражнения программы улучшают фитнес, связанный со здоровьем, улучшая психологическое благополучие, уменьшая боль и усталость, и повышая функциональную способность, все это без ухудшения активности болезни или ускорения повреждения суставов[16][17].

Дифференциальная диагностика

  • Болезнь Крона
  • Системная красная волчанка
  • Саркоидоз
  • Болезнь Бехчета
  • Ревматоидный артрит

[18]

Ссылки

  1. Alghamdi M. Семейная средиземноморская лихорадка, обзор литературы. Клиническая ревматология. Август 2017;36(8):1707-13.
  2. Ben‐Chetrit E, Touitou I. Семейная средиземноморская лихорадка в мире. Забота о артрите & Исследования. 2009 Октябрь 15;61(10):1447-53.
  3. Onen F, Sumer H, Turkay S, Akyurek O, Tunca M, Ozdogan H. Увеличенная частота семейной средиземноморской лихорадки в Центральной Анатолии, Турция. Клиническая и экспериментальная ревматология. 1 июля 2004;22(4).
  4. Medical Centric. Семейная средиземноморская лихорадка: причины, симптомы, лечение и многое другое. Доступно из: http://www.youtube.com/watch?v=G7yiB4oEYqs[последний доступ 22/9/2023]
  5. Mansueto P, Seidita A, Chiavetta M, Genovese D, Giuliano A, Priano W, Carroccio A, Casuccio A, Amodio E. Семейная средиземноморская лихорадка и диета: Наративный обзор научной литературы. Питательные вещества. 5 августа 2022;14(15):3216.
  6. 6.0 6.1 Özen S, Batu ED, Demir S. Семейная средиземноморская лихорадка: последние достижения в патогенезе и новые рекомендации по управлению. Фронтиры в иммунологии. 23 марта 2017;8:253.
  7. Verrecchia E, Sicignano LL, La Regina M, Nucera G, Patisso I, Cerrito L, Montalto M, Gasbarrini A, Manna R. Маленький кишечный бактериальный переизбыток влияет на ответ на колхицин при семейной средиземноморской лихорадке. Посредники воспаления. 12 декабря 2017;2017.
  8. Demir A, Akyüz F, Göktürk S, Evirgen S, Akyüz U, Örmeci A, Soyer Ö, Karaca C, Demir K, Gundogdu G, Güllüoğlu M. Повреждение слизистой тонкой кишки при семейной средиземноморской лихорадке: результаты скрининга с использованием капсульной эндоскопии. Скандинавский журнал гастроэнтерологии. 1 декабря 2014;49(12):1414-8.
  9. Van Gorp H, Huang L, Saavedra P, Vuylsteke M, Asaoka T, Prencipe G, Insalaco A, Ogunjimi B, Jeyaratnam J, Cataldo I, Jacques P. Кровяной тест для диагностики и функционального разделения семейной средиземноморской лихорадки. Анналы ревматических болезней. 1 июля 2020;79(7):960-8.
  10. Livneh A, Langevitz P, Zemer D, Zaks N, Kees S, Lidar T, Migdal A, Padeh S, Pras M. Критерии для диагностики семейной средиземноморской лихорадки. Артрит & Ревматизм. Октябрь 1997;40(10):1879-85.
  11. Bashardoust B. Семейная средиземноморская лихорадка; диагностика, лечение и осложнения. Журнал нефрофармакологии. 2015;4(1):5
  12. 12.0 12.1 Mansueto P, Seidita A, Chiavetta M, Genovese D, Giuliano A, Priano W, Carroccio A, Casuccio A, Amodio E. Семейная средиземноморская лихорадка и диета: Наративный обзор научной литературы. Питательные вещества. 5 августа 2022;14(15):3216.
  13. MELLINKOFF SM, SCHWABE AD, LAWRENCE JS. Диетическое лечение семейной средиземноморской лихорадки. Архивы внутренней медицины. 1 июля 1961;108(1):80-5.
  14. Ekinci RM, Balcı S, Bisgin A, Cetin F, Tumgor G. Вклад диетического предпочтения в течение заболевания у детей с семейной средиземноморской лихорадкой: перекрестное исследование. Ревматология/Ревматология. 30 апреля 2020;58(2):81-6.
  15. Gurcay E, Akinci A. Аутоинфламматорные заболевания и физиотерапия. Средиземноморский журнал ревматологии. 2017;28(4):183-91.
  16. O’Dwyer T, O’Shea F, Wilson F. Терапия упражнениями для спондилоартрита: систематический обзор. Международная ревматология. Июль 2014;34:887-902.
  17. Geneen LJ, Moore RA, Clarke C, Martin D, Colvin LA, Smith BH. Физическая активность и упражнения при хронической боли у взрослых: обзор обзоров Cochrane. База данных систематических обзоров Cochrane. 2017(4).
  18. ClevelandClinicCME. Аутоинфламматорные синдромы: не каждый, кто лихорадит, инфицирован. Доступно из: http://www.youtube.com/watch?v=X3bibRaHXGw [последний доступ 22/9/2023]