Развитие ребёнка с церебральным параличом

27.07.2025
5 просмотров

Введение

Знание типичного развития необходимо для сравнения нетипичного развития детей с церебральным параличом на всех этапах их развития, но особенно в ранние этапы, когда нарушения часто не столь очевидны. См. Развитие ребенка для получения дополнительной информации.

В зависимости от типа церебрального паралича и неврологических нарушений, мы будем наблюдать различные паттерны, включая позы и движения, и различные нарушения.

 [1]
 [2]
 [3]

Симптомы и функции каждого человека с церебральным параличом различаются. Церебральный паралич не прогрессирует и не ухудшается со временем, но точные симптомы и функции могут изменяться на протяжении жизни человека. С рождения до 5 лет ребенок должен достигнуть определенных двигательных целей или этапов развития — таких как переворачивание, сидение, стояние и ходьба, которые часто задерживаются или отсутствуют у детей с церебральным параличом.

Давайте рассмотрим развитие, связанное с каждым типом церебрального паралича. Различные системы организма могут влиять на этапы развития детей с церебральным параличом. [4] [5]

Мышечно-скелетная система

Деформации или нарушения костных структур являются вторичными из-за:

  • Воздействия силы тяжести на тело с плохим выравниванием и аномальными движениями
  • Аномальных сокращений мышц во время роста
  • Недостатка разнообразия движений и стратегий, например, позы с опорой на вес [4] [5]

Невромышечная система

В отношении спастичности и мышечных волокон, литературные данные подтверждают, что, хотя спастичность является многофакторной и возникает из нейронов, также происходят значительные структурные изменения в мышце. Понимание специфических изменений, происходящих в мышце и внеклеточном матриксе, может способствовать разработке новых консервативных или хирургических методов лечения этой проблемы. [4] [5]

Сенсорная и перцептивная система

У многих детей с церебральным параличом зрение нарушено в отношении постурального контроля и движения, проприоцепции, тактильных и вестибулярных функций, что создает патологические паттерны и стратегии для движения и ориентации тела в пространстве. [4] [5]

Дыхательная система

У многих детей с церебральным параличом возникают трудности с поддержанием дыхания, одновременно поддерживая позу и движение. Младенцы в основном дышат диафрагмой, которая находится высоко в грудной клетке; при каждом вдохе она сокращается, сдвигаясь вниз на брюшные органы. У младенца мышцы живота еще не работают, чтобы противостоять этой силе диафрагмы, и живот расширяется. Это называется брюшное дыхание. Также грудная клетка поднята, а ребра расположены горизонтально, делая грудную клетку довольно жесткой структурой. Поэтому грудная клетка остается поднятой, а позвоночник согнут у многих детей с церебральным параличом. Им сложно расширить грудную клетку для обмена воздуха и трудно выдыхать воздух, чтобы контролировать речь. Мышцы живота не используются для поддержания стабильности нижней части туловища у детей с церебральным параличом. [4] [5]

Связанные состояния

Другие нарушения, которые могут развиться у детей с церебральным параличом, включают проблемы с кожей и пищеварением, мотивацию, питание и рост, дефицит внимания, трудности в обучении. Вы можете прочитать больше об этих состояниях на странице Physiopedia Связанные состояния церебрального паралич.

Квадриплегия

Наблюдение верхних конечностейНаблюдение нижних конечностей

Нейромышечная система:

Ребенок пытается поднять голову, тем самым вызывая чрезмерное разгибание средней части грудного отдела с плохой синергией между экстензорами и вращающими манжетами плеч (Надостная, Подостная, Малая круглая, Подлопаточная мышцы: SITS), грудной, ромбовидной и передней зубчатой мышцами. Это создает специфическую мышечно-скелетную особенность.

Со временем и по мере усилий ребенка поднять голову, грудная и широчайшая мышцы сокращаются, приводя плечо в большее разгибание и внутреннюю ротацию.

В результате бицепс брахиалис не может выполнить эксцентрическое сокращение, так как локоть не может создать опорную базу в epitroclea против силы тяжести и выровнять с плечом, что приводит к сгибанию локтя.

Пронация предплечья и сгибатели кисти не полностью удлинены.

Нейромышечная система:

Разгибатели поясницы и прямая мышца живота легко рекрутируются, поскольку они расположены поверхностно. Фактически, эти две мышцы вместе с грудной мышцей являются основными для смещения центра масс вперед и поддержания сидячей позы.

Невозможно вращать или разделять верхние и нижние конечности из-за трудностей в рекрутировании многофидусной мышцы и внешних и внутренних косых мышц живота.

Сильное сокращение сгибателей бедра, внутренних ротаторов, аддукторов тянет бедро в положение вывиха или деформации тазобедренного сустава.

Напряжение подколенных сухожилий тянет таз в задний наклон.

Антагонисты; мышцы внешней ротации (Большая ягодичная мышца, Средняя ягодичная мышца и ротаторы) не могут ко-контрироваться и действовать синергично из-за потери выравнивания таза и бедер. Таким образом, мышцы не находятся в правильном анатомическом положении для корректного сокращения. Тем не менее, сгибатели, подколенные сухожилия и аддукторы имеют более длинные рычаги, что позволяет им сокращаться больше, чем их антагонистам.

Мышечно-скелетная особенность:

Ребенок будет принимать патологические модели в попытке увидеть или играть:

Голова поддерживается с асимметричным гиперразгибанием, шейный отдел позвоночника не удлинен, не способен двигаться в 3 плоскостях (фронтальной, сагиттальной, поперечной), что часто приводит к напряженности в экстензорах и потере диапазона движений в верхнем шейном отделе в сгибании.

Отсутствие подтягивания подбородка

Минимальное удлинение от верха до середины грудного отдела

Плечи в разгибании и внутренней/медиальной ротации

Грудная клетка приподнята вместе с лопаткой, приподнята и в отведении

Вынужденное разгибание грудного отдела без удлинения шейных и грудных позвонков в 3 плоскостях

Предплечье остается в пронации

Запястье в сгибании и локтевом отведении

Сгибание пальцев и приведение большого пальца

Примечание: Этот паттерн соответствует ребенку с нормальным развитием 1 месяца, но развивающиеся нормально дети меняют эту позу, контролируя голову в 3 плоскостях: разгибание, сгибание, боковое сгибание и ротация, одновременно отталкиваясь от поверхности против силы тяжести.

Мышечно-скелетная особенность:

Ребенок с квадриплегией способен разгибать поясничный отдел больше, чем грудной и шейный отделы

Тазобедренные суставы в сгибании, большой вертел в передней торсии и поясничный лордоз.

Ноги во внутренней ротации и стопы в пронации, задние части в эверсии, подошвенное сгибание и передние части в приведении.

Ходьба - узор в виде ножниц


Сенсорная и перцептивная система:

Отсутствие бинокулярного зрения. Глаза не зависят от движения головы (как у нормального ребенка в возрасте 3 месяцев), что усложняет восприятие окружающей среды.

Челюсть остается открытой (разгибание) и язык втянут, координация между ними сильно нарушена. Из-за этого плохого выравнивания оральных структур возникнут сложности с кормлением и произнесением звуков.

Дети с квадриплегией испытывают крайние трудности с использованием верхних конечностей, такими как протягивание руки, хватание и отпускание.

Прогноз:

Необходимо различать между;

Антигравитационная квадриплегия

Сидячее положение: Недостижимо

Стоящий прямо: Недостижимо

Ползание: Недостижимо

Манипуляция: Неэффективная

Питание: С помощью ложки и мелко нарезанной пищи.

Познание: Интеллектуальное нарушение

Требуется инвалидное кресло

Вертикальный ствол против силы тяжести

Сидячее положение: На крестце со стволом в кифозе и полусгибанием коленей

Стоящий прямо: Возможно с устройствами для верхних конечностей

Ползание: Возможно патологическое ползание или передвижение

Манипуляция: Возможна с трудностями

Питание: Эффективно

Познание: Обычно сохранено

Диплегия

Ребенок с диплегией будет иметь контроль над головой, шеей, языком и глазами. У некоторых больше затруднений в верхних конечностях, чем у других. Те, у кого более серьезное вовлечение конечностей, могут развиваться аналогично квадриплегическому вертикальному стволу антирегритационных форм, с аналогичными общими характеристиками. [4] [5] [10]

Опорно-двигательная система:

Дети с диплегией имеют хороший контроль головы.

В положении на животе плечи слегка приподняты и находятся во внутренней ротации.

Шейный и верхнегрудной отдел позвоночника вытянут, а нижний грудной отдел позвоночника находится в положении вытяжения (не вытянут), из-за трудности подвести плечи к сгибанию с нейтральной ротацией и поднять вверх с разгибанием локтя и активной поддержкой живота, в результате чего нижний грудной отдел позвоночника не активно вытягивается.

Нижняя грудная вытяжка необходима для достижения вертикального сидения и расположения для эффективного использования веса и свободы верхних и нижних конечностей. Для детей с диплегией такое пассивное сидение затруднено, поэтому они часто сидят в положении W, потому что это позволяет им использовать сгибание бедер, приведение и внутреннюю ротацию, сгибание груди и поясницы и гиперэкстензию шеи. Позиция W-sitting обеспечивает им большую базу поддержки, чем долгое сидение, поэтому им нравится это, потому что они могут манипулировать.

Суставные соединения в грудном отделе позвоночника могут вращаться (в поперечной плоскости), но суставные соединения в поясничном отделе зафиксированы в сагиттальной плоскости, позволяя только движения сгибания/разгибания, поэтому у них отсутствует диссоциация таза (замороженный таз).

Бедра подтянуты к сгибанию, приведению и внутренней ротации, из-за этого дети с диплегией ползают с паталогическим рисунком.

Дети с диплегией могут ходить на более или менее функциональном уровне.

Нервно-мышечная система:

При диплегических формах функциональная хирургия обычно проводится после приобретения вертикального положения и ходьбы.

Наиболее распространенные скелетные проблемы - это внутренняя ротация бедра, внешнеторсионная ротация голени и разрушение блока таранной лопатки с вальгусной приведенной стопой.


Сенсорная и перцептивная система: 

С визуальной точки зрения паралич взгляда встречается довольно часто у детей с диплегией, особенно при сходящемся косоглазии. Это усугубляет патологический двигательный паттерн, особенно во время передвижения (ножничный паттерн) и манипуляции (координация глаз-рука-рот).

Прогноз:

Начало подтягивания в стоя в возрасте около 2 лет, самостоятельная ходьба около 3-5 лет, но они не способны справляться с лестницами до 5 лет. Однако из-за вторичных деформаций они испытывают раннее утомление и недостаток мотивации. Более серьезные случаи отказываются от ходьбы в начале подросткового возраста.

Самостоятельное одевание нижних конечностей затруднено.

Достигают достаточно удовлетворительной компетентности в манипуляции, особенно в положении сидя, кроме тех случаев, когда присутствуют также дискнетические элементы.

Спастическая гемиплегия

Основной характеристикой является снижение двигательного репертуара пораженной стороны, особенно в верхней конечности. Гемиплегики часто имеют сопутствующие движения, которые выражают связь и влияние между сохраненной стороной. [4] [5] [10]

Опорно-двигательная система:

Ребенок с гемиплегией показывает легкие асимметрии в положении на спине во 2 триместре, гемиплегическая рука остается в позиции поднятия плеча и вытяжения.

Дети с гемиплегией сидят на непораженной стороне, так что они остаются в сокращенной позиции на паретической стороне туловища и избегают несения веса на гемиплегической стороне.

Многие дети используют это положение для перемещения по полу, полностью избегая позиции на четырех.

Все четыре положения требуют более симметричного туловища и несения веса на конечностях, что трудно для детей с гемиплегией. Поэтому большинство из них не ползают, они передвигаются, используя боковую сидячую позу.

Когда они растут, сторона туловища на стороне гемиплегии сокращается, как и шейный отдел позвоночника на ранних стадиях.

Верхняя конечность остается в положении проэкции, локоть в сгибании, а рука закрыта, возможно, с приведенным большим пальцем. Это создает большие трудности для интеграции руки в повседневные активности.

Ребенок с гемиплегией контролирует нижние конечности по-разному;

Однако существуют позы, которые остаются в 3 различных схемах ходьбы. Одна из них - это тазовая асимметрия в 3 плоскостях. В фронтальной плоскости таз приподнят (краниальное наклонение), в поперечной плоскости гемипелвис на стороне гемиплегии повернут назад, в сагиттальной плоскости бедро находится в сгибании. Нога остается во внутренней ротации, колено в сгибании, а стопа приподнята.

Различия проявляются в том, как ребенок контролирует бедро и ногу из положения таза:

Функциональная разница в длине ног, показывающая, что сторона с гемиплегией короче, потому что гемипелвис приподнят. На самом деле это может быть истинное различие в размерах костей из-за роста. Это происходит у детей с жесткими бедрами, коленными суставами и внутренней ротацией.

Сокращенная нога имеет тенденцию к внутренней ротации, плантарному сгибанию и инверсии с сильным вовлечением задней большеберцовой мышцы. Гемиплегическая стопа супинирует при опоре на вес.

Другой тип - это гемиплегик с меньшим сгибанием бедра и меньшей внутренней ротацией, но гиперэкстензией колена при нагрузке и плантарном сгибании, хотя первый контакт в фазе стойки происходит с пальцами, а не с пяткой.

Бедро во внешней или внутренней ротации, колено подвижное с фазами сгибания и разгибания, и легкое плантарное сгибание с пронацией стопы. Дети с нервно-мышечной жесткостью.

Нервно-мышечная система:

Сокращения мышц и изменения раннего или позднего роста костей встречаются более или менее часто в зависимости от степени тяжести.

Сенсорная и перцептивная система:

Тактильные, температурные, болевые, проприоцептивные… ощущения чаще встречаются у взрослых, а у детей с гемиплегией не так часто. Хотя нарушения стереогнозии достаточно часты.

Двигательные нарушения, перцептивные изменения, нейрофизиологические аспекты, эпилепсия - все это факторы, которые непосредственно влияют на способность ребенка к обучению.

Ссылки 

  1. Эмма Джайлс. Khan Academy - Типы церебрального паралича, часть 1: Спастический. Доступно по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=cR_pX8RE95E [последний доступ 13/08/16]
  2. Эмма Джайлс. Khan Academy - Типы церебрального паралича, часть 2: Дискинетический и атактический. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=3s-n4eFypPc [последний доступ 13/08/16]
  3. Эмма Джайлс. Khan Academy - Введение в нейроразвитие. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=4qbb4f1I67k [последний доступ 13/08/16]
  4. 4.0 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 Стамер М.Х. Постура и движение ребенка с церебральным параличом. 2015.
  5. 5.0 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 Шепард Р.Б. Церебральный паралич в младенчестве. Elsevier Health Sciences; 2013 Сентябрь 20.
  6. Pathways - Типичное и атипичное развитие 2-месячного ребенка. Доступно по ссылке: https://youtu.be/4qfVgYse0cs?list=PLyPj1_Wge_0QO1YMVAfLmeLcXYmOvcNwV [последний доступ 13/08/16]
  7. Pathways - Типичное и атипичное развитие 4-месячного ребенка. Доступно по ссылке: https://youtu.be/4qfVgYse0cs?list=PLyPj1_Wge_0QO1YMVAfLmeLcXYmOvcNwV [последний доступ 13/08/16]
  8. Pathways - Типичное и атипичное развитие 6-месячного ребенка. Доступно по ссылке: https://youtu.be/sUO6baJ0FcA?list=PLyPj1_Wge_0QO1YMVAfLmeLcXYmOvcNwV[последний доступ 13/08/16]
  9. Ивонн Фриззель; Институт Абер Каре - Показ движения Типы церебрального паралича. Доступно по ссылке: https://youtu.be/eoKuveK9_So [последний доступ 13/08/16]
  10. 10.0 10.1 Феррари А, Чиони Г. Спастические формы церебрального паралича. Springer; 2010.

Вопросы и комментарии