Развитие ребёнка

14.05.2025
44 просмотра

Введение

По мере роста ребенка, он учится и приобретает более утонченные основные и мелкие моторные навыки, а также развивает социальные и эмоциональные навыки. По мере того, как ребенок взрослеет, примитивные рефлексы, изначально развитые для помощи в выживании, интегрируются в более утонченные движения. Дети, как правило, приобретают эти навыки в определенном порядке и в рамках определенных возрастных диапазонов. Эта модель приобретения навыков, часто называемая "Типичное развитие", используется для мониторинга прогресса развития ребенка. В некоторых случаях позднее приобретение этих 'этапов' может указывать на задержку в развитии. Однако следует помнить, что временные рамки, в пределах которых приобретение этих навыков все еще считается 'типичным', являются широкими [1], и некоторые дети могут вовсе пропустить какой-либо этап. (например, ползание)[2]

Средний возраст, в котором приобретаются основные моторные, мелкие моторные и социальные навыки, описан ниже.

Принципы типичного развития

  • Краниальный к Каудальному
  • Проксимальный к Дистальному
  • Флексия к Экстензии
  • Асимметрия - Симметрия - Асимметрия
  • Грубый к Точному; От простого к сложному
  • Глобальные шаблоны в 3-х плоскостях (Фронтальная, Сагиттальная, Трансверсальная) [3]

0 - 2 месяца

Вы можете скачать Список контрольных точек развития Центров по контролю и профилактике заболеваний на 2 месяца здесь.

Период асимметрии и флексии.

Физиологическая флексия.

Массивные движения.

Небольшие целенаправленные движения головы в положении лежа на животе и на спине.  

В положении лежа на спине — крупные движения верхними конечностями. 

В положении лежа на животе действия ограничиваются подниманием и поворотом головы для дыхания. 

Небольшое увеличение контроля над разгибателями головы / шеи.  

Ребенок более бдителен, начинает реагировать на окружающую среду.  

Примитивный рефлекс Моро активен. 

АТНР присутствует. 

Жест - Коммуникация: Улыбка (6-12 недель) [3] [2]

[4]

Контрольные точки развития в 2 месяца:

Делает более плавные движения руками и ногами.

СУПИНАЦИЯПРОНАЦИЯ

Функциональное достижение: 

Небольшие движения в ротации головы + боковая флексия туловища при попытках движения головы, жесты, взгляд на мать.

Положение:

Положение головы:

  • Гиперэкстензия и ротация. (Асимметрия)

Положение туловища:

  • Очень активное в фронтальной плоскости.

Верхние конечности:

  • Остаются в абдукции и внешней ротации. (Подвержены гравитации)
  • Кисти в ульнарной девиации, хотя в 2 месяца. Большой палец больше не включен в руку.

Тазовый пояс:

  • Таз в антефлексии.

Нижние конечности:

  • Остаются более асимметричными и вытянутыми, лежащими в плоскости, не очень активными.

Функциональное достижение:

Поднимает голову менее чем на 45°, отталкивается кулаками, пытаясь поднять голову против гравитации и сопротивления позвоночника и таза, остающихся в флексии.

Опора:

На щеке, руках, предплечьях и верхней части груди.

Положение:

Положение головы:

  • Ребенок использует разгибание верхней части туловища из асимметричного положения, чтобы поднять голову, использует взгляд вверх (экстензию глаз), чтобы помочь позвоночнику. Глаза играют значительную роль в поддержании осанки.

Верхние конечности:

  • Плечи в протракции, руки близко к телу, локти позади плеч и в флексии.

Положение туловища:

  • Поясничная флексия и асимметрия в фронтальной плоскости. (вогнутая или выпуклая)

Тазовый пояс:

  • Таз в антефлексии.

Нижние конечности:

  • Тазобедренные суставы во флексии, абдукции и внешней ротации. [2]

3 месяца

Начало симметрии. (Контроль над двусторонними мышцами шеи)

Начало ориентации к срединной линии головы.

Тонстрикторный хватательный рефлекс исчезает, поэтому может играть руками; начинается координация рук и глаз, рук и рта.

Увеличение разгибания.

Снижение или исчезновение TACR и MORO.

Увеличение зрительного контроля независимо от головы, также может выполнять зрительное слежение за объектом на 180 градусов ротации головы.

СУПИНАЦИЯПРОНАЦИЯ

Функциональное или антигравитационное достижение:

Смотрит и выполняет зрительное слежение.

Контроль головы и удержание в средней линии.

Координация рук с ртом, рук с руками и ног с ногами, эти части находятся выше плоскости поддержки.

Незрелые удары ногами.

Положение:

Положение головы:

  • Подбородок втянут, избирательное движение ротации, нет отклонений в туловище или плечах. Шейные позвонки удлиняются и рассоединены.

Верхние конечности:

  • Скапулы в ADD, плечи в 120 флексии, локти в 90º, руки открыты (не в ульнарной девиации).

Положение туловища:

  • Симметричное

Тазовый пояс:

  • Умеренно ретрофлексирован

Нижние конечности:

  • Флексия бедер, коленей и лодыжек до 90º с внешней ротацией и абдукцией
  • Стопы в средней линии
  • Хорошая синергия между вентральными и дорсальными мышцами

Антигравитационное движение:

Отталкивается от поверхности, чтобы поднять голову как минимум на 45°.

Грудь приподнята.

Опора:

Симметрично распределена на предплечьях (эпитроклеа и руках) и животе.

Положение:

Положение головы:

  • До 90º

Верхние конечности:

  • Плечи в абдукции, локти на уровне плеч, поддержка предплечья на незрелой вытянутой руке. К концу 3 месяцев локти на 90º флексии и перед плечами.

Положение туловища:

  • Начало приобретения диапазона поясничной разгибания из-за активности и выравнивания верхней конечности.

Тазовый пояс:

  • Начало разгибания таза

Нижние конечности:

  • Бедра в абдукции и внешней ротации, колени в полуфлексии.

4 месяца

Вы можете скачать Список контрольных точек развития Центров по контролю и профилактике заболеваний на 4 месяца здесь.

Развитие сагиттальной плоскости.

Сильная симметрия, увеличенная флексия и экстензия;

Начало реакции Ландау на разгибание.

Сильная синергия между флексорными и экстензорными мышцами шеи, подбородок в более выраженной ретракции. Начало хватательной функции, может удерживать объект, но случайно теряет его. 

Боковое раскачивание.

Может снять одеяло с лица обеими руками

 [5]

Приносит руки ко рту

СУПИНАЦИЯ ПРОНАЦИЯ

Антигравитационные движения:

  • Может трогать гениталии и играть с одеждой, нижние конечности во флексии.
  • Может перейти в боковое положение. (боковое раскачивание)

Опора:

  • Опора на предплечья, руки и живот.

Антигравитационные движения:

  • Свободная манипуляция обеими руками.
  • Начало бокового переноса веса с одной руки на другую .

5 Месяцев

Хороший боковой перенос веса, симметрия способствует координации между обеими сторонами.

Увеличенная реакция Ландау.

Поза пловца.

Важные манипулятивные стратегии в положении на спине.
НА СПИНЕНА ЖИВОТЕ

Антигравитационное Движение:

Касается колен руками, выбирая делать это обеими руками одновременно или независимо друг от друга.

Хватается и манипулирует в средней линии, разглядывая игрушку. Захватывает всё ещё с ульнарной стороны кисти, с ладонным сгибанием и супинацией, чтобы исследовать игрушку ртом.

Антигравитационное Движение:

Подтянутый подбородок и поднятая грудь. Сгибание и разгибание коленей, может играть с ножками вместе, боковой сдвиг веса для обхвата противоположной рукой. Ребёнок также может отталкиваться назад в этой позе.

Опора:

Опора на руки, нижний живот и бёдра. Треугольная опора между затылком, локтем и бедром, и лицом к колену. Использует эту базу поддержки, чтобы освободить руку от лица и обхватить игрушку с большей стабильностью. 

6 Месяцев

Вы можете скачать Контрольный лист Мелких Этапов Развития 6 месяцев Центров по контролю и профилактике заболеваний здесь.

 [6]

Переворачивается в обоих направлениях

С живота на спину, со спины на живот

 [7]

Когда стоит, поддерживает вес на ногах и может прыгать

 [8]

Качается взад-вперёд, иногда ползёт назад перед тем, как двинуться вперёд

НА СПИНЕНА ЖИВОТЕПОВОРОТЫ

Антигравитационное Движение:

Координация глаз-ноги-руки, перевороты с положения на спине в положение на живот. Движение начинается с плеча, таза или головы.

Поза во время переворотов:
Позиция головы:

  • Латеральное выпрямление головы, когда ребёнок тянется в сторону.

Верхние конечности:

  • Рука поддержки на 90° FLEX, легкое EXT ROT, локоть согнут и в пронаторной позе, ладонь открыта. Покачивание плеча руки в ABD, локоть в полу-сгибании и пронаторной позе, ладонь открыта. Скапулы диссоциированы: одна выполняет функции опоры и другая обеспечивает основные движения для захвата игрушки.

Позиция туловища:

  • Удлинённая на стороне опоры.

Тазовый пояс:

  • Диссоциация полутазов начинается, когда ребёнок тянется в бок.
  • Трансверсальный план.

Нижние конечности:

  • Переворачивание начинается с тройного сгибания и заканчивается выпрямлением ног.

Опора при перевороте:

  • Плечо, локоть, полутаз стороны, которая переворачивается.

Антигравитационное Движение:

Поза пловца. Активный перенос веса на одну сторону и захват другой рукой.

Опора:

На одно предплечье или открытые руки, и дистальное бедро.

Поза:

Позиция головы:

  • Подтянутый подбородок и поднятая грудь.

Верхние конечности: 

  • Руки выпрямлены, плечи собраны, ладони открыты.

Тазовый пояс:

  • Вытянутость

Нижние конечности:

  • Приближение к нейтральной позиции.

Опора:

На туловище, руки и ладони.

Поза:

Позиция головы:

  • Голова на 90° ноги разведены и повёрнуты наружу.

Антигравитационные Повороты:

  • Движения в руках и ногах, боковое сгибание туловища. Ребёнок использует обе руки и ноги для поворотов.

7 Месяцев

Опора на руки и колени (четыре ножки)

Ползание командо

Боковое сидение

Может передавать объект от одной руки в другую

Может держать один объект в каждой руке

Реагирует на имя

Начинает есть некоторую твердую пищу

НА СПИНЕНА ЖИВОТЕ

Антигравитационные Движения:

  • Кладёт ногу в рот руками 
  • Контакт Глаз - Рука - Ноги - Рот
  • Радикальный Захватом Пальца

Антигравитационные Движения:

  • Начинает вставать на четвереньки
  • Начинает ползать вперёд
  • Играет в позе боковой поддержки

8 Месяцев

  • На 8-м месяце, все структуры, кости и мышцы, подготовлены для сидения ребенка.
  • Незрелое ползание
  • Постуральная реакция Ландау завершена
  • Тревога перед незнакомыми
  • Следит глазами за падающим объектом
  • Обнаруживает спрятанную игрушку
  • Играет в Ку-Ку
НА ЖИВОТЕ

Антигравитационные Движения:

  • Начало незрелого ползания
  • Из боковой поддержки самостоятельно переходит в сидячее положение
  • Может держать 3 игрушки одновременно

9 Месяцев

Вы можете скачать Контрольный лист Мелких Этапов Развития 9 месяцев Центров по контролю и профилактике заболеваний здесь.

Тянется за руки, может стоять, начиная с позы на коленях. Останется стоять только несколько секунд. 

Зрелое Ползание. 

Словосочетания "Папа", "Тата"

Машет рукой "пока-пока"

 [9]

Может сам перейти в сидячее положение.

 [10]

Ползёт.

10 - 12 Месяцев

Вы можете скачать Чек-лист достижений в 12 месяцев от Центров по контролю и профилактике заболеваний здесь.

[11]

Делает поддерживаемую ходьбу боком/боком рукой по столу. Стоит самостоятельно.

 [12]

Может сделать несколько шагов без поддержки.

12 - 18 Месяцев

Вы можете скачать Чек-лист достижений в 18 месяцев от Центров по контролю и профилактике заболеваний здесь.

Ходит самостоятельно.

Положение на корточках.
Передвигается из стоячего положения в положение на корточках и обратно в стоячее положение без поддержки.
Может построить башню из двух кубиков, положить горошину в пластиковую бутылку и есть ложкой.
Первые слова (Мама, Папа, Дада…)
Помогает в одевании.

 [13]

Ходит один.

 [14]

Может подниматься по ступенькам и бегать.

 [15]

Тянет игрушки во время ходьбы.

 [16]

Может помочь снять с себя одежду.

18 - 24 Месяцев

Вы можете скачать Чек-лист достижений в 24 месяца от Центров по контролю и профилактике заболеваний здесь.

Бегает, ходит на носочках и пятках.

Прыгает на одном месте.

Ходит вверх и вниз по лестнице с перилами.

Башня из 6 кубиков, перелистывает страницы книги.

Контролирует мочевой пузырь.

 [17]

Начинает бегать.

 [18]

Рисует или копирует прямые линии и круги.

3 Года

Вы можете скачать Чек-лист достижений в 3 года от Центров по контролю и профилактике заболеваний здесь.

Катание на трехколесном велосипеде.

Стояние на одной ноге.

Использует ножницы.

Использует ложку и вилку.

 [19]

Бегает легко.

 [20]

Меняется очередностью в играх.

5 Лет

Вы можете скачать Чек-лист достижений в 5 лет от Центров по контролю и профилактике заболеваний здесь.

Ходьба по узкой линии.

 [21]

Стоит на одной ноге 10 секунд или дольше.

 [22]

Прыгает; может уметь скакать.

Грубая моторика

Деятельность

Возраст
Поднимает голову на 45°2/12
Опирается на предплечья в положении на животе3/12
Переворачивается5/12
Положение на животе на вытянутых руках6/12
Реакции равновесия6/12
Отсутствие задержки головы5/12
Сидит без поддержки6-8/12
Тянется, чтобы встать8-9/12
Передвигается боком, держась за опору8-9/12
Ползает повзаимно9/12
Стоит самостоятельно11/12
Ходит самостоятельно12/12
Бегает18-24/12
Ходит вверх и вниз по лестнице с перила2 года
Ездит на трехколесном велосипеде3 года
Ходит по узкой линии5 лет

[23][24]

Тонкая моторика

Деятельность

Возраст
Следит глазами за объектами1-2/12
Хватает предметы4/12
Перекладывает из руки в руку5/12
Кормит пальцами6/12
Кладет предметы в контейнер12/12
Строит башню из 2 кубиков14/12
Помогает одеваться15/12
Строит башню из 6-7 кубиков2 года
Умело использует вилку и ложку2.5 года
Держит карандаш взрослым захватом4 года
Раскрашивает внутри линий5 лет

[23][24]

Социальные навыки

Деятельность/ВзаимодействиеВозраст
Улыбается при стимуляции1/12
Голосит себе6/12
Играет в прятки8/12
Боязнь незнакомцев8/12
Пьет из чашки12/12
Использует ложку13/12
2-6 слов15/12
Полностью кормит себя2 года
Контроль мочевого и кишечного пузырей2 года
Имеет 50+ слов, понимает 1000+2 года
Раздевается2.5 года
Грамматически правильная речь4 года
Беглая речь5 лет

[24]

Возрастные периоды приобретения навыков

Хотя моторные вехи, безусловно, являются полезным способом отслеживания развития ребенка, необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален и будет достигать различных вех с разной скоростью. Существует широкий интервал для достижения этих вех, в течение которого их достижение все еще считается соответствующим нормальному развитию. Исследование, опубликованное Всемирной организацией здравоохранения в 2006 году, демонстрирует именно это. В этом исследовании были зафиксированы различия в достижениях вех у 816 детей, и генераторы интервалов, в течение которых достижения этих вех считаются нормальным развитием, излагаются в таблице ниже. Также следует отметить, что в результате этого исследования было обнаружено, что 4.3% участников никогда не демонстрировали ползание на четвереньках. [1]

Периоды достижения вех в месяцах [25]

Примитивные рефлексы

Примитивные рефлексы — это двигательные реакции, которые могут быть непроизвольно вызваны у новорожденного. Они существуют для увеличения шансов на выживание. Эти рефлексы должны быть интегрированы, когда двигательное развитие ребенка созревает. Сохранение этих рефлексов после обычных сроков их интеграции может свидетельствовать об ишемическом повреждении мозга. Ниже обсуждаются несколько примитивных рефлексов, даты их появления и интеграции.

Рефлекс поиска

Рефлекс поиска можно вызвать, легко поглаживаящека ребенка. Рефлекс считается сохраненным, если ребенок пытается привести объект ко рту.[26] Это показано в видео ниже.

Возраст интеграции: 3-4 месяца

[27]

Ладонный хватательный рефлекс

Этот рефлекс можно вызвать, стимулируя ладонную поверхность руки ребенка. Рефлекс сохранен, если ребенок рефлекторно хватает объект, стимулирующий ладонь[26]. Как этот рефлекс, так и подошвенный хватательный рефлекс показаны в следующем видеоклипе.

Возраст интеграции: 4 месяца [28]

Подошвенный хватательный рефлекс

Этот рефлекс вызывается стимуляцией подошвенной части стопы ребенка, непосредственно под пальцами. Рефлекс считается сохраненным, если это вызывает сгибание пальцев.

Возраст интеграции: 9 месяцев [28]

[29]

Рефлекс Моро:

Рефлекс Моро обычно вызывается быстрым разгибанием шеи ребенка. Однако он может возникать и в ответ на громкие звуки. Рефлекс считается сохраненным, если ребенок симметрично и одновременно отводит и разгибает верхние конечности и разгибает туловище. Затем верхние конечности немедленно приводятся[26]. Этот рефлекс демонстрируется в клипе ниже.

Возраст интеграции: 3 - 6 месяцев [28]

[30]

Асимметричный тонический шейный рефлекс (ATNR)

Этот рефлекс вызывается поворотом головы ребенка в одну сторону. Нормальная реакция наблюдается, если у ребенка увеличивается экстензорный тонус на стороне, в которую направлена голова, и увеличивается флексорный тонус на противоположной стороне.[26] Это демонстрируется в клипе ниже.

Возраст интеграции: 6 месяцев[28] 

[31]

Ресурсы

Список литературы

  1. 1.0 1.1 Группа многоцентрового исследования стандартов роста ВОЗ. «Исследование двигательного развития ВОЗ: Окна достижения шести крупных моторных этапов». Acta Paediatrica. 2006: Suppl 450; 86-95.
  2. 2.0 2.1 2.2 Пайпер М.С. Оценка моторного развития младенца. Компания У.Б. Саундерс; 1994.
  3. 3.0 3.1 Штамер М.Х. Поза и движение ребенка с церебральным параличом. 2015.
  4. Бойстаун Госпиталь Ваш ребенок в 2 месяца - Boys Town Pediatrics Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=DyfAsyPzcqQ (последний доступ 5.11.2019)
  5. О Детях - Веха развития в 4 месяца - Тянет руки ко рту. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=QmbVMBzmOxw[последний доступ 16/11/22]
  6. О Детях - Веха развития в 6 месяцев: Переворачивается в обоих направлениях. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=JCaRhaVa9ag [последний доступ 24/11/22]
  7. О Детях - Веха развития в 6 месяцев: Стоя, поддерживает вес на ногах и может подпрыгивать. https://www.youtube.com/watch?v=mJ5iQvo21gg [последний доступ 24/11/22]
  8. Все о детях - Этапы развития в 6 месяцев: Качается вперед и назад. https://www.youtube.com/watch?v=21R8sfKcBB4 [последний доступ 24/11/22]
  9. Все о детях - Этапы развития в 9 месяцев - Может занять положение сидя. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=2ziOzwPxB04 [последний доступ 24/11/22]
  10. Все о детях - Этапы развития в 9 месяцев - Ползает. https://www.youtube.com/watch?v=WnpDAS1baZM [последний доступ 24/11/22]
  11. Система здравоохранения Multicare: Развитие ребенка в 12 месяцев. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=kX6u5TtCdvE (последний доступ 5.11.2019)
  12. Все о детях - Этапы развития в 1 год - Может сделать несколько шагов без опоры. https://www.youtube.com/watch?v=uF868EjMOkg [последний доступ 24/11/22]
  13. Все о детях - Этапы развития в 18 месяцев - Ходит самостоятельно. https://www.youtube.com/watch?v=svEsKRr0fXI [последний доступ 24/11/22]
  14. Все о детях - Этапы развития в 18 месяцев - Может подняться по ступенькам. https://www.youtube.com/watch?v=QwQlEY3JMws [последний доступ 24/11/22]
  15. Все о детях - 18 месяцев - Тянет игрушки за собой, когда идет https://www.youtube.com/watch?v=omlXVQawO88 [последний доступ 24/11/22]
  16. Все о детях - 18 месяцев - Может помочь раздеться. https://www.youtube.com/watch?v=8kpwwsg-dmI [последний доступ 24/11/22]
  17. Все о детях - 24 месяца - Начинает бегать. https://youtu.be/UYJs3xeeGyw [последний доступ 24/11/22]
  18. Все о детях - 24 месяца - Рисует или копирует прямые линии и круги. https://youtu.be/awgzy2_0p1E [последний доступ 24/11/22]
  19. Все о детях - 3 года - Бегает легко. https://youtu.be/L-HqbAbuu5I [последний доступ 24/11/22]
  20. Все о детях - 3 года - Играть по очереди в играх. https://youtu.be/spnLFau1FKw [последний доступ 24/11/22]
  21. Все о детях - 5 лет - Стоять на одной ноге 10 секунд или дольше. https://youtu.be/8UefHBk6yq4 [последний доступ 24/11/22]
  22. Все о детях - 5 лет - Прыгать; Может уметь скакать. https://youtu.be/bdt0Nk_Ur4U [последний доступ 24/11/22]
  23. 23.0 23.1 Блай Л. Приобретение моторных навыков в первый год жизни: Иллюстрированное руководство по нормальному развитию. издание 1. Великобритания: Книги Elsevier Science & Technology, 1998.
  24. 24.0 24.1 24.2 Шеридан М. Д. Шарма А. и Кокерилл Х. От рождения до пяти лет. издание 3. Лондон: Routledge, 2008.
  25. Международная группа по исследованию стандартов роста ВОЗ. «Исследование моторного развития ВОЗ: Окна достижений для шести первых моторных навыков». Acta Paediatrica. 2006: Дополнение 450; 86-95.
  26. 26.0 26.1 26.2 26.3 Цители Б.Дж., МакИнтайр С.С. и Ноуолк А. Дж. 2012. Атлас детской физической диагностики Цители и Дейвиса. издание 6. Филадельфия: Elsevier
  27. sapnachakraborty Рефлекс поиска достуен: https://www.youtube.com/watch?v=xneStHZ0Kho (последний доступ 5.11.2019)
  28. 28.0 28.1 28.2 28.3 Вотрубек В. 2009. Педиатрический уход на дому для медицинских сестер: Семейно-ориентированный подход. издание 3. Садбери: Jones and Bartlett Publishers Inc.
  29. onlinemedicalvideo. Физический осмотр - Нормальный новорожденный: Примитивные рефлексы - хватательный рефлекс. Доступно из: http://www.youtube.com/watch?v=BF1j1PXRq-I [последний доступ: 17/06/13]
  30. qumar81 Рефлекс Моро доступен: https://www.youtube.com/watch?v=PTz-iVI2mf4 (последний доступ 5.11.2019)
  31. betapics ATN рефлекс доступен: https://www.youtube.com/watch?v=dPyBzlD-854 (последний доступ 5.11.2019)

Вопросы и комментарии