Введение
По мере роста ребенка, он учится и приобретает более утонченные основные и мелкие моторные навыки, а также развивает социальные и эмоциональные навыки. По мере того, как ребенок взрослеет, примитивные рефлексы, изначально развитые для помощи в выживании, интегрируются в более утонченные движения. Дети, как правило, приобретают эти навыки в определенном порядке и в рамках определенных возрастных диапазонов. Эта модель приобретения навыков, часто называемая "Типичное развитие", используется для мониторинга прогресса развития ребенка. В некоторых случаях позднее приобретение этих 'этапов' может указывать на задержку в развитии. Однако следует помнить, что временные рамки, в пределах которых приобретение этих навыков все еще считается 'типичным', являются широкими [1], и некоторые дети могут вовсе пропустить какой-либо этап. (например, ползание)[2]
Средний возраст, в котором приобретаются основные моторные, мелкие моторные и социальные навыки, описан ниже.
Принципы типичного развития
- Краниальный к Каудальному
- Проксимальный к Дистальному
- Флексия к Экстензии
- Асимметрия - Симметрия - Асимметрия
- Грубый к Точному; От простого к сложному
- Глобальные шаблоны в 3-х плоскостях (Фронтальная, Сагиттальная, Трансверсальная) [3]
0 - 2 месяца
Вы можете скачать Список контрольных точек развития Центров по контролю и профилактике заболеваний на 2 месяца здесь.
Период асимметрии и флексии. Физиологическая флексия. Массивные движения. Небольшие целенаправленные движения головы в положении лежа на животе и на спине. В положении лежа на спине — крупные движения верхними конечностями. В положении лежа на животе действия ограничиваются подниманием и поворотом головы для дыхания. Небольшое увеличение контроля над разгибателями головы / шеи. Ребенок более бдителен, начинает реагировать на окружающую среду. Примитивный рефлекс Моро активен. АТНР присутствует. | [4] Контрольные точки развития в 2 месяца: Делает более плавные движения руками и ногами. |
СУПИНАЦИЯ | ПРОНАЦИЯ |
Функциональное достижение: Небольшие движения в ротации головы + боковая флексия туловища при попытках движения головы, жесты, взгляд на мать. Положение: Положение головы:
Положение туловища:
Верхние конечности:
Тазовый пояс:
Нижние конечности:
| Функциональное достижение: Поднимает голову менее чем на 45°, отталкивается кулаками, пытаясь поднять голову против гравитации и сопротивления позвоночника и таза, остающихся в флексии. Опора: На щеке, руках, предплечьях и верхней части груди. Положение: Положение головы:
Верхние конечности:
Положение туловища:
Тазовый пояс:
Нижние конечности:
|
3 месяца
Начало симметрии. (Контроль над двусторонними мышцами шеи) Начало ориентации к срединной линии головы. Тонстрикторный хватательный рефлекс исчезает, поэтому может играть руками; начинается координация рук и глаз, рук и рта. Увеличение разгибания. Снижение или исчезновение TACR и MORO. Увеличение зрительного контроля независимо от головы, также может выполнять зрительное слежение за объектом на 180 градусов ротации головы. | |
СУПИНАЦИЯ | ПРОНАЦИЯ |
Функциональное или антигравитационное достижение: Смотрит и выполняет зрительное слежение. Контроль головы и удержание в средней линии. Координация рук с ртом, рук с руками и ног с ногами, эти части находятся выше плоскости поддержки. Незрелые удары ногами. Положение: Положение головы:
Верхние конечности:
Положение туловища:
Тазовый пояс:
Нижние конечности:
| Антигравитационное движение: Отталкивается от поверхности, чтобы поднять голову как минимум на 45°. Грудь приподнята. Опора: Симметрично распределена на предплечьях (эпитроклеа и руках) и животе. Положение: Положение головы:
Верхние конечности:
Положение туловища:
Тазовый пояс:
Нижние конечности:
|
4 месяца
Вы можете скачать Список контрольных точек развития Центров по контролю и профилактике заболеваний на 4 месяца здесь.
Развитие сагиттальной плоскости. Сильная симметрия, увеличенная флексия и экстензия; Начало реакции Ландау на разгибание. Сильная синергия между флексорными и экстензорными мышцами шеи, подбородок в более выраженной ретракции. Начало хватательной функции, может удерживать объект, но случайно теряет его. Боковое раскачивание. Может снять одеяло с лица обеими руками | [5] Приносит руки ко рту |
СУПИНАЦИЯ | ПРОНАЦИЯ |
Антигравитационные движения:
| Опора:
Антигравитационные движения:
|
5 Месяцев
Хороший боковой перенос веса, симметрия способствует координации между обеими сторонами. Увеличенная реакция Ландау. Поза пловца. Важные манипулятивные стратегии в положении на спине. | |
НА СПИНЕ | НА ЖИВОТЕ |
Антигравитационное Движение: Касается колен руками, выбирая делать это обеими руками одновременно или независимо друг от друга. Хватается и манипулирует в средней линии, разглядывая игрушку. Захватывает всё ещё с ульнарной стороны кисти, с ладонным сгибанием и супинацией, чтобы исследовать игрушку ртом. | Антигравитационное Движение: Подтянутый подбородок и поднятая грудь. Сгибание и разгибание коленей, может играть с ножками вместе, боковой сдвиг веса для обхвата противоположной рукой. Ребёнок также может отталкиваться назад в этой позе. Опора: Опора на руки, нижний живот и бёдра. Треугольная опора между затылком, локтем и бедром, и лицом к колену. Использует эту базу поддержки, чтобы освободить руку от лица и обхватить игрушку с большей стабильностью. |
6 Месяцев
Вы можете скачать Контрольный лист Мелких Этапов Развития 6 месяцев Центров по контролю и профилактике заболеваний здесь.
[6] Переворачивается в обоих направлениях С живота на спину, со спины на живот | [7] Когда стоит, поддерживает вес на ногах и может прыгать | [8] Качается взад-вперёд, иногда ползёт назад перед тем, как двинуться вперёд |
НА СПИНЕ | НА ЖИВОТЕ | ПОВОРОТЫ |
Антигравитационное Движение: Координация глаз-ноги-руки, перевороты с положения на спине в положение на живот. Движение начинается с плеча, таза или головы. Поза во время переворотов:
Верхние конечности:
Позиция туловища:
Тазовый пояс:
Нижние конечности:
Опора при перевороте:
| Антигравитационное Движение: Поза пловца. Активный перенос веса на одну сторону и захват другой рукой. Опора: На одно предплечье или открытые руки, и дистальное бедро. Поза: Позиция головы:
Верхние конечности:
Тазовый пояс:
Нижние конечности:
| Опора: На туловище, руки и ладони. Поза: Позиция головы:
Антигравитационные Повороты:
|
7 Месяцев
Опора на руки и колени (четыре ножки) Ползание командо Боковое сидение Может передавать объект от одной руки в другую Может держать один объект в каждой руке Реагирует на имя Начинает есть некоторую твердую пищу | |
НА СПИНЕ | НА ЖИВОТЕ |
Антигравитационные Движения:
| Антигравитационные Движения:
|
8 Месяцев
|
НА ЖИВОТЕ |
Антигравитационные Движения:
|
9 Месяцев
Вы можете скачать Контрольный лист Мелких Этапов Развития 9 месяцев Центров по контролю и профилактике заболеваний здесь.
Тянется за руки, может стоять, начиная с позы на коленях. Останется стоять только несколько секунд. Зрелое Ползание. Словосочетания "Папа", "Тата" Машет рукой "пока-пока" | |
[9] Может сам перейти в сидячее положение. | [10] Ползёт. |
10 - 12 Месяцев
Вы можете скачать Чек-лист достижений в 12 месяцев от Центров по контролю и профилактике заболеваний здесь.
[11] Делает поддерживаемую ходьбу боком/боком рукой по столу. Стоит самостоятельно. | [12] Может сделать несколько шагов без поддержки. |
12 - 18 Месяцев
Вы можете скачать Чек-лист достижений в 18 месяцев от Центров по контролю и профилактике заболеваний здесь.
Ходит самостоятельно. Положение на корточках. | |
[13] Ходит один. | [14] Может подниматься по ступенькам и бегать. |
[15] Тянет игрушки во время ходьбы. | [16] Может помочь снять с себя одежду. |
18 - 24 Месяцев
Вы можете скачать Чек-лист достижений в 24 месяца от Центров по контролю и профилактике заболеваний здесь.
Бегает, ходит на носочках и пятках. Прыгает на одном месте. Ходит вверх и вниз по лестнице с перилами. Башня из 6 кубиков, перелистывает страницы книги. Контролирует мочевой пузырь. | |
[17] Начинает бегать. | [18] Рисует или копирует прямые линии и круги. |
3 Года
Вы можете скачать Чек-лист достижений в 3 года от Центров по контролю и профилактике заболеваний здесь.
Катание на трехколесном велосипеде. Стояние на одной ноге. Использует ножницы. Использует ложку и вилку. | |
[19] Бегает легко. | [20] Меняется очередностью в играх. |
5 Лет
Вы можете скачать Чек-лист достижений в 5 лет от Центров по контролю и профилактике заболеваний здесь.
Ходьба по узкой линии.
[21] Стоит на одной ноге 10 секунд или дольше. | [22] Прыгает; может уметь скакать. |
Грубая моторика
Деятельность | Возраст |
Поднимает голову на 45° | 2/12 |
Опирается на предплечья в положении на животе | 3/12 |
Переворачивается | 5/12 |
Положение на животе на вытянутых руках | 6/12 |
Реакции равновесия | 6/12 |
Отсутствие задержки головы | 5/12 |
Сидит без поддержки | 6-8/12 |
Тянется, чтобы встать | 8-9/12 |
Передвигается боком, держась за опору | 8-9/12 |
Ползает повзаимно | 9/12 |
Стоит самостоятельно | 11/12 |
Ходит самостоятельно | 12/12 |
Бегает | 18-24/12 |
Ходит вверх и вниз по лестнице с перила | 2 года |
Ездит на трехколесном велосипеде | 3 года |
Ходит по узкой линии | 5 лет |
Тонкая моторика
Деятельность | Возраст |
Следит глазами за объектами | 1-2/12 |
Хватает предметы | 4/12 |
Перекладывает из руки в руку | 5/12 |
Кормит пальцами | 6/12 |
Кладет предметы в контейнер | 12/12 |
Строит башню из 2 кубиков | 14/12 |
Помогает одеваться | 15/12 |
Строит башню из 6-7 кубиков | 2 года |
Умело использует вилку и ложку | 2.5 года |
Держит карандаш взрослым захватом | 4 года |
Раскрашивает внутри линий | 5 лет |
Социальные навыки
Деятельность/Взаимодействие | Возраст |
Улыбается при стимуляции | 1/12 |
Голосит себе | 6/12 |
Играет в прятки | 8/12 |
Боязнь незнакомцев | 8/12 |
Пьет из чашки | 12/12 |
Использует ложку | 13/12 |
2-6 слов | 15/12 |
Полностью кормит себя | 2 года |
Контроль мочевого и кишечного пузырей | 2 года |
Имеет 50+ слов, понимает 1000+ | 2 года |
Раздевается | 2.5 года |
Грамматически правильная речь | 4 года |
Беглая речь | 5 лет |
Возрастные периоды приобретения навыков
Хотя моторные вехи, безусловно, являются полезным способом отслеживания развития ребенка, необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален и будет достигать различных вех с разной скоростью. Существует широкий интервал для достижения этих вех, в течение которого их достижение все еще считается соответствующим нормальному развитию. Исследование, опубликованное Всемирной организацией здравоохранения в 2006 году, демонстрирует именно это. В этом исследовании были зафиксированы различия в достижениях вех у 816 детей, и генераторы интервалов, в течение которых достижения этих вех считаются нормальным развитием, излагаются в таблице ниже. Также следует отметить, что в результате этого исследования было обнаружено, что 4.3% участников никогда не демонстрировали ползание на четвереньках. [1]

Примитивные рефлексы
Примитивные рефлексы — это двигательные реакции, которые могут быть непроизвольно вызваны у новорожденного. Они существуют для увеличения шансов на выживание. Эти рефлексы должны быть интегрированы, когда двигательное развитие ребенка созревает. Сохранение этих рефлексов после обычных сроков их интеграции может свидетельствовать об ишемическом повреждении мозга. Ниже обсуждаются несколько примитивных рефлексов, даты их появления и интеграции.
Рефлекс поиска
Рефлекс поиска можно вызвать, легко поглаживаящека ребенка. Рефлекс считается сохраненным, если ребенок пытается привести объект ко рту.[26] Это показано в видео ниже.
Возраст интеграции: 3-4 месяца
Ладонный хватательный рефлекс
Этот рефлекс можно вызвать, стимулируя ладонную поверхность руки ребенка. Рефлекс сохранен, если ребенок рефлекторно хватает объект, стимулирующий ладонь[26]. Как этот рефлекс, так и подошвенный хватательный рефлекс показаны в следующем видеоклипе.
Возраст интеграции: 4 месяца [28]
Подошвенный хватательный рефлекс
Этот рефлекс вызывается стимуляцией подошвенной части стопы ребенка, непосредственно под пальцами. Рефлекс считается сохраненным, если это вызывает сгибание пальцев.
Возраст интеграции: 9 месяцев [28]
Рефлекс Моро:
Рефлекс Моро обычно вызывается быстрым разгибанием шеи ребенка. Однако он может возникать и в ответ на громкие звуки. Рефлекс считается сохраненным, если ребенок симметрично и одновременно отводит и разгибает верхние конечности и разгибает туловище. Затем верхние конечности немедленно приводятся[26]. Этот рефлекс демонстрируется в клипе ниже.
Возраст интеграции: 3 - 6 месяцев [28]
Асимметричный тонический шейный рефлекс (ATNR)
Этот рефлекс вызывается поворотом головы ребенка в одну сторону. Нормальная реакция наблюдается, если у ребенка увеличивается экстензорный тонус на стороне, в которую направлена голова, и увеличивается флексорный тонус на противоположной стороне.[26] Это демонстрируется в клипе ниже.
Возраст интеграции: 6 месяцев[28]
Ресурсы
Список литературы
- ↑ 1.0 1.1 Группа многоцентрового исследования стандартов роста ВОЗ. «Исследование двигательного развития ВОЗ: Окна достижения шести крупных моторных этапов». Acta Paediatrica. 2006: Suppl 450; 86-95.
- ↑ 2.0 2.1 2.2 Пайпер М.С. Оценка моторного развития младенца. Компания У.Б. Саундерс; 1994.
- ↑ 3.0 3.1 Штамер М.Х. Поза и движение ребенка с церебральным параличом. 2015.
- ↑ Бойстаун Госпиталь Ваш ребенок в 2 месяца - Boys Town Pediatrics Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=DyfAsyPzcqQ (последний доступ 5.11.2019)
- ↑ О Детях - Веха развития в 4 месяца - Тянет руки ко рту. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=QmbVMBzmOxw[последний доступ 16/11/22]
- ↑ О Детях - Веха развития в 6 месяцев: Переворачивается в обоих направлениях. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=JCaRhaVa9ag [последний доступ 24/11/22]
- ↑ О Детях - Веха развития в 6 месяцев: Стоя, поддерживает вес на ногах и может подпрыгивать. https://www.youtube.com/watch?v=mJ5iQvo21gg [последний доступ 24/11/22]
- ↑
- ↑ Все о детях - Этапы развития в 6 месяцев: Качается вперед и назад. https://www.youtube.com/watch?v=21R8sfKcBB4 [последний доступ 24/11/22]
- ↑ Все о детях - Этапы развития в 9 месяцев - Может занять положение сидя. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=2ziOzwPxB04 [последний доступ 24/11/22]
- ↑ Все о детях - Этапы развития в 9 месяцев - Ползает. https://www.youtube.com/watch?v=WnpDAS1baZM [последний доступ 24/11/22]
- ↑ Система здравоохранения Multicare: Развитие ребенка в 12 месяцев. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=kX6u5TtCdvE (последний доступ 5.11.2019)
- ↑ Все о детях - Этапы развития в 1 год - Может сделать несколько шагов без опоры. https://www.youtube.com/watch?v=uF868EjMOkg [последний доступ 24/11/22]
- ↑ Все о детях - Этапы развития в 18 месяцев - Ходит самостоятельно. https://www.youtube.com/watch?v=svEsKRr0fXI [последний доступ 24/11/22]
- ↑ Все о детях - Этапы развития в 18 месяцев - Может подняться по ступенькам. https://www.youtube.com/watch?v=QwQlEY3JMws [последний доступ 24/11/22]
- ↑Все о детях - 18 месяцев - Тянет игрушки за собой, когда идет https://www.youtube.com/watch?v=omlXVQawO88 [последний доступ 24/11/22]
- ↑ Все о детях - 18 месяцев - Может помочь раздеться. https://www.youtube.com/watch?v=8kpwwsg-dmI [последний доступ 24/11/22]
- ↑ Все о детях - 24 месяца - Начинает бегать. https://youtu.be/UYJs3xeeGyw [последний доступ 24/11/22]
- ↑ Все о детях - 24 месяца - Рисует или копирует прямые линии и круги. https://youtu.be/awgzy2_0p1E [последний доступ 24/11/22]
- ↑ Все о детях - 3 года - Бегает легко. https://youtu.be/L-HqbAbuu5I [последний доступ 24/11/22]
- ↑ Все о детях - 3 года - Играть по очереди в играх. https://youtu.be/spnLFau1FKw [последний доступ 24/11/22]
- ↑ Все о детях - 5 лет - Стоять на одной ноге 10 секунд или дольше. https://youtu.be/8UefHBk6yq4 [последний доступ 24/11/22]
- ↑ Все о детях - 5 лет - Прыгать; Может уметь скакать. https://youtu.be/bdt0Nk_Ur4U [последний доступ 24/11/22]
- ↑ 23.0 23.1 Блай Л. Приобретение моторных навыков в первый год жизни: Иллюстрированное руководство по нормальному развитию. издание 1. Великобритания: Книги Elsevier Science & Technology, 1998.
- ↑ 24.0 24.1 24.2 Шеридан М. Д. Шарма А. и Кокерилл Х. От рождения до пяти лет. издание 3. Лондон: Routledge, 2008.
- ↑ Международная группа по исследованию стандартов роста ВОЗ. «Исследование моторного развития ВОЗ: Окна достижений для шести первых моторных навыков». Acta Paediatrica. 2006: Дополнение 450; 86-95.
- ↑ 26.0 26.1 26.2 26.3 Цители Б.Дж., МакИнтайр С.С. и Ноуолк А. Дж. 2012. Атлас детской физической диагностики Цители и Дейвиса. издание 6. Филадельфия: Elsevier
- ↑ sapnachakraborty Рефлекс поиска достуен: https://www.youtube.com/watch?v=xneStHZ0Kho (последний доступ 5.11.2019)
- ↑ 28.0 28.1 28.2 28.3 Вотрубек В. 2009. Педиатрический уход на дому для медицинских сестер: Семейно-ориентированный подход. издание 3. Садбери: Jones and Bartlett Publishers Inc.
- ↑ onlinemedicalvideo. Физический осмотр - Нормальный новорожденный: Примитивные рефлексы - хватательный рефлекс. Доступно из: http://www.youtube.com/watch?v=BF1j1PXRq-I [последний доступ: 17/06/13]
- ↑ qumar81 Рефлекс Моро доступен: https://www.youtube.com/watch?v=PTz-iVI2mf4 (последний доступ 5.11.2019)
- ↑ betapics ATN рефлекс доступен: https://www.youtube.com/watch?v=dPyBzlD-854 (последний доступ 5.11.2019)