Развитие навыков сидения

27.07.2025
40 просмотров

Обзор биомеханики сидения младенцев

Поддержание вертикальной позиции сидя требует способности выравнивать части тела так, чтобы вертикальная проекция центра массы (ЦМ), известная как линия силы тяжести (ЛСТ) проходила в пределах базы поддержки.

У младенцев ЦМ при сидении находится в грудной клетке.

  • Когда младенцы сидят прямо на ровной поверхности, их туловище слегка наклонено вперед так, что ЛСТ проходит немного спереди оси сгибания/разгибания бедер.
  • Это создает момент сгибания вокруг бедер, который компенсируется мышцами-разгибателями бедер. Поскольку база поддержки (БП) расширяется вперед через нижние конечности, туловище может быть наклонено далеко вперед без потери равновесия младенцем.

При вертикальном сидении младенца:

  • ЛСТ проходит близко к задней границе БП.
  • это отклоняет туловище назад, смещает ЦТ за задний край БП, что затрудняет поддержание баланса.
  • младенцы со временем учатся сгибать шею и туловище, чтобы ЛСТ не выходила за заднюю границу БП.

При сидении база поддержки в направлении из стороны в сторону относительно узкая.

  • Любое действие, смещающее вес на одну ягодицу, перемещает ЛСТ к краю БП - это нестабильное положение
  • Стабильность может быть восстановлена
    • перенастройкой положения плечевого пояса относительно таза; или
    • разработкой стратегии изменения поддержки для увеличения БП в боковом направлении.[1]

Обучение сидению имеет две составляющие:

  1. Приобретение силы и контроля, необходимых для выпрямления позвоночника и удержания головы и туловища в вертикальном и устойчивом положении.[2]
  2. Поддержание баланса путем адаптации выравнивания головы и туловища относительно БП и эффективного реагирования на силы, нарушающие положение головы и туловища.[1]

Сидеть требует опыта

В первые месяцы жизни младенца, заботящиеся о нем, предоставляют максимальную поддержку для удержания туловища в вертикальном и стабильном положении при переноске и также при удержании их сидящими на коленях.[3] Постуральные механизмы, позволяющие младенцу стабилизировать свою голову в пространстве и удерживать туловище выпрямленным и устойчивым, первоначально изучаются из этого повторяющегося опыта переноса в вертикальном положении и сидения с поддержкой.

Сидение лицом вперед на коленях заботящегося о младенце оказывает влияние на постуральный набор, который находится под воздействием возбуждения, мотивации и любопытства.[4]. Это позволяет младенцу:

  • визуально исследовать окружающую среду
  • обращать внимание на интересные вещи и события.

Со временем младенец взрослеет, заботящиеся о нем уменьшают количество предоставляемой поддержки и ожидают, что младенец будет прилагать больше усилий, чтобы оставаться выпрямленным,[3] и использовать свои верхние конечности для дополнительной поддержки, удерживаясь на доступных поверхностях.

Обучение выпрямлению шеи и позвоночника

  • 0-6 месяцев - поднятие, переноска и поддержка в положении сидя обеспечивают повторяющийся опыт, необходимый для укрепления позвоночных мышц и обучения удержанию головы в вертикальном положении и выпрямлению позвоночника против силы тяжести.
  • Младенцы сначала учатся удерживать голову в вертикальном положении и устойчивости, когда поддержка оказывается на уровне подмышек. Со временем они постепенно получают контроль сначала над грудным, а затем над поясничным выпрямлением позвоночника.[5][6][2]
  • Этот постепенный процесс развития выпрямления позвоночника можно наблюдать, когда младенцев поддерживают в положении сидя на разных уровнях: подмышками, на уровне грудного и тазового отдела.
  • При нормальном развитии младенцев ухаживающие за ними адаптируют поддержку при поднятии и переноске ребёнка, а также когда младенец сидит на коленях у ухаживающего.
  • Как видно на этих изображениях, небольшая разница в уровне поддержки может существенно повлиять на способность младенца удерживать выпрямление головы и туловища.[5]

Постуральная ориентация и баланс

“Постуральный контроль теперь рассматривается не просто как суммация статических рефлексов, а как сложный навык, основанный на взаимодействии динамических сенсомоторных процессов [...] Сенсорная информация из соматосенсорных, вестибулярных и зрительных систем интегрируется, и относительный вес каждого из этих входов зависит от целей движения и контекста окружающей среды."[7]

Баланс, также известный как постуральное равновесие, включает координацию стратегий движения для стабилизации центра массы тела как при инициированных самостоятельно, так и при внешних нарушениях стабильности.

Выбор конкретной стратегии реакции зависит не только от характеристик внешнего постурального смещения, но и от ожиданий, целей и предыдущего опыта индивида.[7]

Адаптивные постуральные корректировки

Адаптивные постуральные корректировки (АПК) происходят до произвольного движения конечностей и служат для поддержания постуральной стабильности, инициируя сокращение мышц для компенсации дестабилизирующих сил, связанных с движением конечности.

  • Поднимание, движение и энергичное тряска и постукивание погремушками предоставляют младенцам повторяющиеся возможности вызвать АПК, которые стабилизируют шею и туловище.
  • По мере приобретения опыта сидения, у младенцев появляется важная постуральная стратегия
    • переход от стратегии снизу вверх к стратегии сверху вниз
    • младенец учится стабилизировать голову в пространстве и корректировать выравнивание сегментов туловища, чтобы оставаться в вертикальном положении.
    • для этого выравниваются сегменты верхнего и нижнего грудного отдела и таза, чтобы удерживать голову в вертикальном и стабильном положении.
    • младенцы все еще могут падать в сторону, когда их центр массы смещается слишком далеко или слишком быстро.
  • С опытом самостоятельного сидения младенцы обучаются использованию стратегий изменения поддержки, включающих хватательные или шаговые движения конечностями для увеличения базы поддержки.[8]
  • Когда младенцы учатся балансировать в положении сидя, наиболее распространенной стратегией изменения поддержки является вытягивание руки в сторону и опора на нее при потере равновесия в ту сторону. Это действие увеличивает базу поддержки в боковом направлении, останавливает падение центра массы и предотвращает падение на сторону.[9][8]

Важность визуального любопытства и желания дотянуться до игрушки

  • У младенцев в раннем возрасте:
    • поднятие головы и ее удержание требует значительных усилий, особенно у младенца с слабостью разгибателей шеи и туловища.
    • они обычно готовы приложить усилия для удержания головы вертикально, если есть что-то действительно интересное для рассмотрения, например, яркий объект или оживлённое лицо, приглашающее к социальному взаимодействию.
  • Примерно с четырех месяцев:
    • младенцы с нормальным развитием проявляют большой интерес к достижению, удержанию и манипуляции игрушками. Эти действия требуют антиципаторной и реактивной мышечной активности для стабилизации головы и туловища и важны для обеспечения младенцам опыта, необходимого для обучения самостоятельному сидению с хорошим балансом.[10]

Естественная прогрессия развития сидения

Развитие сидения связано с укреплением контроля над сегментами шеи и туловища, которые участвуют в поддержании вертикального положения и сохранении равновесия головы, верхней части туловища, нижней части туловища и таза. Это начинается, когда младенец учится держать голову вертикально и устойчиво, когда его поддерживают за верхнюю часть груди в вертикальном положении.[6][2][11][12]

Со временем и с практикой младенцы учатся стабилизировать голову и туловище, когда их поддерживают за талию, а позже — за таз. На этом этапе обычно развивающиеся младенцы часто больше интересуются захватом и игранием с интересной игрушкой, чем сохранением равновесия.[13]

Этот растущий уровень контроля туловища над тазом поощряется частыми возможностями сидеть с поддержкой во время повседневных рутин и манипуляций.

Как только младенец может стабилизировать туловище на тазу и сидеть кратковременно без поддержки рук или внешней поддержки, обычно развивающиеся младенцы начинают обращать внимание на поддержание своего равновесия, вытягиваясь, чтобы установить связь с людьми и объектами в их окружении.[14]

С опытом младенцы учатся тянуться во всех направлениях, поднимать и перемещать предметы, переходить в полукниги и обратно.

Роль постурального колебания

  • Люди и другие виды не способны сидеть или стоять совершенно неподвижно; их тела постоянно колеблются.
  • Постуральное колебание (или изменчивость) неизбежно возникает из управления системой с множеством степеней свободы.[15]
  • Традиционный взгляд - нефункциональный побочный продукт шумной моторной системы, что приводит к концепции, что минимальное колебание является показателем здоровой и стабильной постуральной системы.
  • Противоположный взгляд - постуральное колебание может использоваться ЦНС в качестве исследовательского механизма, чтобы обеспечить постоянный динамический ввод от множества сенсорных систем.[15]
  • Постуральное колебание обеспечивает постоянный поток сенсорной информации из различных источников (осязание, проприорецепция, вестибулярная система и зрение), необходимой для оценки положения тела в целом в постоянном режиме.
  • Помимо обеспечения сенсорной обратной связи, эти постоянные движения туловища в латеральном и передне-заднем направлениях позволяют младенцу исследовать границы базы опоры (BOS) и то, насколько далеко можно переместить центр масс (COM) без потери равновесия.
  • Степень постурального колебания как в передне-заднем, так и в боковом направлениях уменьшается с опытом сидения. Возрастание сложности движений центра давления (COP).
  • Шаблоны постурального колебания адаптируются при выполнении одновременной целенаправленной задачи. Младенцы демонстрировали меньше постурального колебания, держа игрушку. Это сокращение колебания позволяло младенцам смотреть на игрушку и стабилизировать ее в руке.[16] [17]

Развитие сидения зависит от практики воспитания детей

Исследование показало, что развитие навыка сидения у 5-месячных младенцев значительно варьируется как внутри культурных групп, так и между ними:[18]

  • 64% из выборки сидели только с поддержкой матери или мебели
  • 36% сидели самостоятельно.
  • Некоторые младенцы сидели без поддержки в течение более 20 минут, в некоторых случаях настолько уверенно, что матери уходили на расстояние вне досягаемости рук их младенцев, даже когда те сидели на возвышенных поверхностях.

Эти наблюдения за сидячим положением младенцев в разных культурах показывают, как разные возможности для практики и ожидания родителей влияют на развитие навыка сидения у младенцев.[18]

Рачвани и коллеги[19] описывают опыт младенцев до освоения навыка сидения следующим образом:

  • “Другими словами, когда младенцы, не умеющие ещё сидеть, практикуют сидение снова и снова на полу, на диване, на коленях у родителей и так далее, одновременно занимаясь различными задачами, такими как исследование и взаимодействие с объектами и людьми, эти опыты на различных поверхностях и задачах обеспечивают приобретение поведенческой гибкости.”[19]
  • Опыт с разнообразными отношениями между телом и окружающей средой может научить младенцев находить подходящие решения для текущей ситуации, одновременно развивая элементы, общие для всех поз сидения.
  • Пример - сидение на полу и на диване требует различного уровня контроля баланса. Тряска погремушки и поворот для наблюдения за событием предъявляют различные ограничения на баланс. Все эти ситуации укрепляют туловище младенца и увеличивают координацию для противодействия дестабилизирующим силам, что позволяет младенцу адаптировать позу для новой ситуации, например, сидения на наклонной поверхности.[19]

Ресурсы

  • Обучение развитию навыков для детей в возрасте 1-2 месяцев
  • Семейно-ориентированное вмешательство и ранняя диагностика
  • Перцептивно-моторное поведение новорожденных

Ссылки

  1. 1.0 1.1 Kyvelidou A, Stuberg WA, Harbourne RT, Deffeyes JE, Blanke D, Stergiou N. Развитие координации верхней части тела во время сидения у младенцев с нормальным развитием. Pediatric research. 2009 Май;65(5):553-8.
  2. 2.0 2.1 2.2 Pin TW, Butler PB, Cheung HM, Shum SL. Взаимосвязь между сегментарным контролем туловища и развитием крупной моторики у младенцев с нормальным развитием в возрасте от 4 до 12 месяцев: пилотное исследование. BMC pediatrics. 2019 Дек;19(1):1-9.
  3. 3.0 3.1 Duncan K, Goodworth A, Da Costa CS, Wininger M, Saavedra S. Как различается манипуляция родителями типичными младенцами по мере развития контроля осанки. Experimental brain research. 2018 Мар;236(3):645-54.
  4. Franchak JM. Изменение возможностей для обучения в повседневной жизни: положение тела младенца в течение первого года. Infancy. 2019 Мар;24(2):187-209.
  5. 5.0 5.1 Saavedra SL, van Donkelaar P, Woollacott MH. Изучение влияния гравитации: сегментарная оценка вертикального контроля по мере развития у младенцев возможности сидеть самостоятельно. Journal of Neurophysiology. 2012 Окт 15;108(8):2215-29.
  6. 6.0 6.1 Sangkarit N, Siritaratiwat W, Bennett S, Tapanya W. Факторы, связанные с сегментарным постуральным контролем во время сидения у новорожденных с средней и поздней недоношенностью: лонгитюдное исследование. Children. 2021 Sep 26;8(10):851.
  7. 7.0 7.1 Horak FB. Постуральная ориентация и равновесие: что нам нужно знать о нейронном контроле баланса, чтобы предотвратить падения?. Age and ageing. 2006 Sep 1;35(suppl_2):ii7-11.
  8. 8.0 8.1 Maki BE, McIlroy WE. Роль движений конечностей в поддержании вертикальной стойки: стратегия "изменения поддержки". Physical therapy. 1997 May 1;77(5):488-507.
  9. Kyvelidou A, Stuberg WA, Harbourne RT, Deffeyes JE, Blanke D, Stergiou N. Развитие координации верхней части туловища во время сидения у нормально развивающихся младенцев. Pediatric research. 2009 May;65(5):553-8.
  10. Bertenthal B, Von Hofsten C. Контроль за глазами, головой и туловищем: Основа для мануального развития. Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 1998 Mar 4;22(4):515-20.
  11. van Iersel PA, la Bastide-van Gemert S, Wu YC, Hadders-Algra M. Шкала моторики младенцев Альберты: Кросс-культурный анализ развития крупной моторики у голландских и канадских младенцев и введение голландских норм. Early Human Development. 2020 Dec 1;151:105239.
  12. Gontijo AP, de Melo Mambrini JV, Mancini MC. Кросс-страновая валидность шкалы моторики младенцев Альберты на бразильской выборке. Brazilian Journal of Physical Therapy. 2021 Jul 1;25(4):444-9.
  13. Mlincek MM, Roemer EJ, Kraemer C, Iverson JM. Постуральные вопросы: Манипуляция объектами во время перехода на сидение без удерживания рук у младенцев с повышенной и типичной вероятностью развития расстройства аутистического спектра. Physical & Occupational Therapy In Pediatrics. 2022 Jan 9:1-5.
  14. Harbourne RT, Lobo MA, Karst GM, Galloway JC. Процесс сидения: Нарушает ли развитие сидения развитие двигательных навыков или наоборот? Infant Behavior and Development. 2013 Jun 1;36(3):438-50.
  15. 15.0 15.1 Carpenter MG, Murnaghan CD, Inglis JT. Выравнивание баланса: доказательства исследовательской роли постуральных колебаний. Neuroscience. 2010 Nov 24;171(1):196-204.
  16. Claxton LJ, Strasser JM, Leung EJ, Ryu JH, O'Brien KM. Сидящие младенцы изменяют величину и структуру постуральных колебаний при выполнении мануальной задачи с целеустремленным направлением. Developmental psychobiology. 2014 Sep;56(6):1416-22.
  17. Arnold AJ, Liddy JJ, Harris RC, Claxton LJ. Tадаптации постуральных колебаний у сидящих младенцев, специфичные для задачи. Developmental Psychobiology. 2020 Jan;62(1):99-106.
  18. 18.0 18.1 Karasik LB, Tamis-LeMonda CS, Adolph KE, Bornstein MH. Места и позы: кросс-культурное сравнение сидения у 5-месячных младенцев. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2015 Sep;46(8):1023-38.
  19. 19.0 19.1 19.2 Rachwani J, Soska KC, Adolph KE. Поведенческая гибкость в обучении сидению. Developmental psychobiology. 2017 Dec;59(8):937-48.

Вопросы и комментарии