Развитие физически активных и спортивных детей - травмы от перенапряжения и выгорание.

26.07.2025
9 просмотров

Введение

Несмотря на то, что физическая активность среди молодежи в целом снижается,[1] большое количество детей участвуют в организованных видах спорта каждый год. Только в США более 46,5 миллионов детей занимаются спортом.[2] Хотя преимущества физической активности очевидны,[3] участие в формальном спорте может также привести к перенапряжению, травмам от чрезмерного использования и выгоранию. Каждый год более 10 процентов американских детей в возрасте до 14 лет лечатся от спортивных травм. В период с 2015 по 2016 год в США было зарегистрировано 1,2 миллиона травм у старшеклассников.[4] Более того, половина всех спортивных травм у детей старше 10 лет - это травмы от чрезмерного использования.[5][6] Перенапряжение, связанное с такими травмами, может также привести к выгоранию у молодых спортсменов, что может повлиять на их долгосрочное участие в спорте.[7]

[8]

Определение травм от чрезмерного использования и выгорания

Чрезмерное использование

"Травмы от чрезмерного использования возникают из-за повторяющейся нагрузкой ниже максимальной на опорно-двигательный аппарат, когда отдых не является достаточным для адаптации структуры организма. Травма может затрагивать мышечно-сухожильный элемент, кости, бурсы, нервно-сосудистые структуры и эпифизарные пластинки. Уникальные для молодых спортсменов травмы от чрезмерного использования включают апофизарные травмы и стрессы эпифизарных пластинок."[9]

ДиФиори и коллеги[9] отмечают, что существуют специфические травмы от чрезмерного использования с высоким риском, которые могут привести к длительным периодам отсутствия занятий спортом у детей. Эти травмы могут также повлиять на будущую спортивную деятельность ребёнка. Общие травмы у детей обсуждаются здесь, но примеры травм с высоким риском чрезмерного использования включают:

  • Специфические стресс-переломы
  • Стрессы эпифизарных пластинок
  • Остеохондриты отделяющиеся
  • Определенные апофизарные травмы

Выгорание

Выгорание рассматривается как часть спектра состояний, включая перенапряжение и чрезмерные тренировки.[9] ДиФиори и коллеги утверждают, что оно возникает:

"в результате хронического стресса, который заставляет молодого спортсмена прекратить участие в ранее доставлявшей удовольствие активности."[9]

Растущая необходимость в вмешательстве

Существует ряд факторов, которые увеличивают риск получения травмы у детей. Особые анатомические особенности обсуждаются более подробно здесь, но следует учитывать следующие факторы:[6]

  • Незрелые кости[10][11]
  • Недостаточный отдых после травмы
  • Плохая тренировка или кондиционирование / сила мышц[11]
  • Специализация только в одном виде спорта
    • Юные спортсмены специализируются в спортах (и позициях) в более раннем возрасте, что, как известно, увеличивает риск получения травмы [9][10][12]
    • Специализация также может ассоциироваться с выгоранием, но, как отмечают ДиФиори и коллеги[9], не все дети, прекращающие занятия спортом, переживают выгорание
    • Обнаружено, что разнообразная спортивная тренировка в период раннего и среднего подросткового возраста может помочь спортсменам развить навыки высокого уровня,[9] поэтому специализацию можно откладывать до позднего подросткового возраста[6] (видео ниже обсуждает раннюю и отложенную специализацию во многих областях, включая спорт)
  • Круглогодичное участие[13]
    • Расписания тренировок часто регламентированы и повторяются, что увеличило количество травм от чрезмерного использования у детей[13]
  • Изменения в обществе[6]
    • Сокращенные задние дворы
    • Восприятие опасности
    • Технологии
    • Меньше времени на игры, больше времени на отработку навыков

[14]

Профилактика травм от перенапряжения и эмоционального выгорания

История травм у ребенка:[6]

  • Фактор риска будущих травм (как в подростковом, так и в зрелом возрасте)
  • Способствует развитию длительных дегенеративных заболеваний, таких как остеоартрит


Как показано в Таблице 1, основанной на работе ДиФиори и коллег,[9] факторы риска можно разделить на внутренние и внешние факторы риска.

Таблица 1. Внутренние и внешние факторы риска.[9]Ключ: +++ = сильный прогнозист будущих травм / выгорания; ++ = умеренный прогнозист; + = слабый прогнозист; 0 = слабые доказательства, не рассматривается как прогнозист травм
Внутренние факторы рискаВнешние факторы риска
Предыдущие травмы +++Повышенные объемы тренировок ++
Скачок роста +++Перегруженность+ (время восстановления ++)
История аменореи +++Плохо подходящее оборудование +
Гипермобильность суставов + (особенно в подростковом возрасте)Специализация на одном виде спорта +
Готовность + (физическая и психологическая, не возраст)
Анатомическое несоответствие, гибкость, функциональный контроль движения 0
Достаточная сила, чтобы выдерживать нагрузки и амплитуду движений +

Джаянти и коллеги[15] обнаружили, что следующие факторы увеличивают вероятность серьезных травм от перенапряжения:

  • Юные спортсмены занимаются больше часов спорта в неделю, чем их возраст в годах (например, > 9 часов для 9 лет)
  • Юные спортсмены, у которых соотношение организованных занятий спортом к свободной игре >2:1 часов в неделю

[16]

Рекомендации по вмешательствам

Травмы от перенапряжения

Программа вмешательства для травм от перенапряжения должна:[6][9]

  • Сначала сосредоточиться на предотвратимых факторах риска (образование и коммуникация)
  • Стремиться к правильной технике / базовым навыкам
  • Тренировка силы и способностей должна быть частью рутины ребенка
  • Правило 10 процентов:
    • Дети не должны увеличивать объем своих тренировок более чем на 10 процентов в неделю[5]
  • Тренировочные нагрузки и темпы роста во время скачков роста должны контролироваться, особенно в начале подросткового возраста

Острые травмы

Для острых травм программы вмешательства должны включать:[6]

  • Одну или две силовые тренировки в неделю, возможно, в конце тренировочных сессий
    • Дети должны тренировать все тело, включая работу с кором и специфические мышцы[6][17]
  • Упражнения на ловкость и проприоцепцию дважды в неделю
  • Адекватную разминку:
    • Подготовить нервно-мышечную систему[18] к соревнованию
  • Специфическое укрепление суставов и мышц (особенно при гипермобильности / низком тонусе соединительной ткани)


Остальная часть страницы посвящена конкретным компонентам программ разминки, кондиционирования и укрепления.

Разминка

Сессии разминки должны включать:[6]

  • Бег в полноги или три четверти скорости и бег назад
  • Легкий пробег с высокими коленями, скипинг, удары по ягодицам и растяжка до пальцев ног
  • Растяжка голеней на четвереньках
  • Выпады с поворотом и растяжка квадрицепсов в движении
  • Разминка с активными, динамическими упражнениями на подвижность[19]
    • Движение в диапазоне движений, необходимом для конкретного вида спорта
    • Если вида спорта требует диапазона, которого они еще не достигли, важно растягиваться в течение остывания или дома
  • Трехчетвертная спортивная специфическая координационная тренировка
    • Это включает любую активность, которая бросает вызов балансу, стабильности и ловкости, такую как:
      • Прыжки на одной ноге
      • Прыжки
      • Диагональные сокращения
  • Включите несколько укрепляющих упражнений для мышц, которые имеют тенденцию к растяжениям в данном виде спорта (часто это мышцы задней поверхности бедра и паховые мышцы)


Примечание: Остаточное снижение активности должно включать статическую растяжку, и должно быть выделено время для приема жидкости.[6]

Существует множество идей для разминки, доступных на Small Blacks и FIFA. См. видео ниже для нескольких идей упражнений и игр, которые можно использовать во время разминки.

Кондиционирование

Физическое кондиционирование обычно имеет несколько компонентов, включая:[24]

  • Сила
  • Мощность
  • Скорость
  • Баланс
  • Ловкость
  • Координация
  • Выносливость


Для улучшения физической формы и спортивных результатов физическое кондиционирование часто включается в спортивные и тренировочные программы. Программы кондиционирования могут также включать кросс-тренинг - т.е. использование различных видов спорта / упражнений для улучшения производительности. Кросс-тренинг вводит различные физические нагрузки, вместо тех, которые уже применяются в спортивных / повседневных занятиях. Это разнообразие помогает в целом улучшить результаты ребенка, но также снижает риск возникновения травм от перегрузки.[24]

Однако, острые и перегрузочные травмы могут быть связаны с программами кондиционирования.[25] Острые мышечно-скелетные травмы (такие как растяжения мышц, переломы и вывихи) обычно происходят в результате травматических событий. Перегрузочные травмы (например, стресс-переломы / шинные сплинты) возникают, когда спортсмен слишком быстро увеличивает частоту, продолжительность, интенсивность и сопротивление, что оказывает чрезмерное давление на организм.[25]

Программы тренировок должны, следовательно, быть разработаны с определенной конечной целью.[26] Попытка достичь цели слишком быстро может увеличить риск возникновения перегрузочной травмы.[6]

Следующие факторы должны быть учтены родителями и тренерами перед тем, как ребенок начнет программу кондиционирования:[25]

  • Тренеры должны сначала проконсультироваться с врачом ребенка, врачом спортивной медицины или физиотерапевтом
    • Некоторые команды могут проводить физические осмотры / скрининг до участия, чтобы выявить любые проблемы
    • Если ребенок получил травму или перенес операцию, необходимо проконсультироваться с их врачом / физиотерапевтом, чтобы убедиться, что он способен безопасно вернуться к занятиям спортом
    • Детей следует поощрять обращаться к медицинским специалистам, если у них появляются боли - не леченные травмы могут усугубиться или привести к дальнейшим осложнениям
  • Тренерам может быть полезно включать разнообразные упражнения, отличные от обычной тренировки команды

Силовая тренировка у детей

Силовые и скоростные тренировки должны поощряться в школьном спорте.[6] Силовая тренировка - это специальный подход к кондиционированию. Она включает в себя ряд мероприятий / упражнений, которые часто используют специальные виды оборудования, включая:[6][17][27]

  • Гантели
  • Эластичные ленты
  • Груз для крепления на тело
  • Тренажеры
  • Мячи медицинболы


Она также включает в себя упражнения с весом собственного тела, которые специально предназначены для улучшения или поддержания мышечной формы и основных упражнений.[27] Любые упражнения на ловкость и проприоцепцию, включенные в программу укрепления, должны быть специфическими для вида спорта.

Нет минимального возраста для начала программы укрепления,[27] но важно помнить, что дети и подростки - это не мини-взрослые.[6] Следующие моменты следует учитывать перед началом любой программы:[27]

  • Ребенок должен обладать эмоциональной зрелостью, чтобы следовать инструкциям
    • Как общее правило, дети, готовые участвовать в спортивной активности (обычно в возрасте около 7 или 8 лет), могут быть готовы начать силовую тренировку
  • Дети должны быть достаточно в форме, чтобы успешно участвовать в программе, и не должны иметь никаких предсуществующих состояний, которые могли бы увеличить риск травмы
  • Дети / подростки не должны пытаться самостоятельно заниматься программой силовой тренировки
    • Квалифицированные специалисты должны предоставить руководство для создания программы, подходящей для ребенка - т.е. такой, которая учитывает потребности, интересы и способности ребенка
    • Близкое наблюдение, инструкции, подходящие для данного возраста, соответствующее оборудование и безопасная среда имеют важное значение
  • Дети должны первоначально пробовать упражнение без нагрузки - по мере повышения их навыков нагрузка может постепенно увеличиваться

[28]

Компоненты программы укрепления

Ключевые компоненты программы укрепления:[6][17][27]

  • Адекватная разминка (5-10 минут)
  • Цель - 60% от 1 ПМ (повторный максимум) для среднего ребенка в среднем спорте
  • Первоначально без нагрузки
  • Цель достигнуть 3 подходов по +/- 15 повторений (без обмана)
  • Тренировать силу 2-3 раза в неделю на непоследовательные дни
  • При прогрессе помните правило 10 процентов
  • Ребенок должен стремиться к трем подходам с усталостью 7/10
    • Укрепление до усталости, отдых и повтор
  • Использование разнообразных техник укрепления
  • Близкое наблюдение, индивидуальные усилия и уровни


Для достижения чистой силы работать на уровне 75-90% 1 ПМ для 5-10 повторений (стремиться к 10). Для достижения мышечной выносливости работать на уровне <60% 1ПМ 15-20 повторений.[6]

Программа укрепления должна быть общей - т.е. целью является "всесторонняя емкость". При необходимости могут быть добавлены спортивные навыки. Баланс, координация и плиометрические упражнения также должны быть включены.[6] Важно, чтобы программа была сложной и не становилась скучной для ребенка. Это можно достичь путем систематической ревизии / разнообразия программы тренировки.[6]

Дети и подростки не должны участвовать в пауэрлифтинге, бодибилдинге или максимальных подъемах (из-за физической и скелетной незрелости), т.е. они должны избегать взрывных, быстрых поднятий веса.[17]

Еще одним важным аспектом является структура класса укрепления. Дети должны иметь доступ к жидкостям и правильному питанию. Более того, болезнь или травма должны учитываться:[6]

  • Разминка длительностью 10-15 минут (см. выше)
  • Сосредоточение на правильной технике упражнений и изучении основных принципов тренировки
  • Окончание тренировки должно включать менее интенсивные мероприятия и растяжение, подвижность или йогу


NB: Американская академия педиатрии[17] рекомендует, чтобы инструкторы или учителя были сертифицированы для предоставления специфической педиатрической силовой тренировки. Также важно получить медицинское и родительское согласие перед началом любой программы.

Тренировка корпуса у детей

Насколько важна тренировка корпуса для детей? Мышцы корпуса являются предвосхищающими, что означает, что они активируются перед активностью.[6] Таким образом, дети автоматически будут задействовать корпус, когда играют (например, игра в догонялки, лазание по дереву и т.д.):[6]

  • Следовательно, большее внимание следует уделять общей силовой тренировке, а не только укреплению корпуса
  • Многие базовые упражнения на силу также будут тренировать корпус
  • Базовые спортивные / физические упражнения обеспечивают стимул для адаптаций выносливости в корпусе, так же как и в других системах
  • Чтобы тренироваться на истинную всестороннюю емкость и быть разносторонним, тренировка корпуса должна также включать укрепление силы и мощности, а не только выносливость и скорость-выносливость

Преимущества силовой тренировки у детей

Возможные преимущества педиатрической силовой тренировки включают:[29]

  • Большая сила мышц, мощность и выносливость
  • Улучшение выполнения моторных навыков
  • Увеличенная минеральная плотность костей
  • Улучшенный состав тела
  • Улучшенная чувствительность к инсулину и профиль липидов в крови
  • Снижение риска спортивных травм
  • Улучшенная спортивная производительность

Это также помогает создать более позитивное отношение к физической активности на протяжении всей жизни.[29]

[30]

Мониторинг эффективности

Полезно учитывать цели ребенка при мониторинге эффективности вмешательства.[6]

  • Для оценки увеличения физической активности, физической грамотности и физической подготовки рассмотрите возможность использования:
  • Навыки координации движений (например, для расстройства координации развития) могут быть измерены с использованием mABC[33] и BOT2[34]
  • Профилактика травм может быть оценена путем мониторинга количества травм


Существуют также несколько быстрых специальных тестов, которые можно использовать для измерения баланса, силы и активности.

  • Стояние на одной ноге (в секундах)
  • Хождение пятка к носку по линии (максимум 6 шагов)
  • Оценка планки для силы корпуса (для детей от 8 до 12 лет)
  • Упражнение на пресс в позиции стоя на коленях (BOT2 для детей от 4 до 7 лет)
  • Ежедневный подсчет шагов с использованием шагомера

Нормальные диапазоны для этих тестов предоставлены здесь.

Мотивация детей

Ребенку нужна уверенность в своих силах, чтобы заниматься сложными задачами.[6] Внутренняя мотивация является важным компонентом силовой тренировки. Ее можно усилить с помощью:[6]

  • Постановки SMART-цели для ребенка
  • Тщательного выбора похвалы, поощрения усилий и конкретных комплиментов
  • Попытки найти других "похожих" детей, которые могут стать примером
  • Признания и объяснения дискомфорта

Ссылки

  1. Frömel K, Groffik D, Mitáš J, Madarasová Gecková A, Csányi T. Рекомендации по физической активности для сегментов школьных дней у подростков: поддержка здорового поведения в средних школах. Front Public Health. 2020;8:527442.
  2. Safe Kids Worldwide. Профилактика травм, связанных со спортом. Доступно по адресу: https://www.safekids.org/preventing-sports-related-injuries (дата обращения: 7 ноября 2021).
  3. Janssen I, LeBlanc AG. Систематический обзор пользы для здоровья от физической активности и физической подготовки у детей и молодежи школьного возраста. Int J Behav Nutr Phys Act. 2010;7(40).
  4. Welton KL, Kraeutler MJ, Pierpoint LA, Bartley JH, McCarty EC, Comstock RD. Повторные травмы среди школьных атлетов в Соединенных Штатах: десятилетние шаблоны и тенденции, 2005-2006 по 2015-2016. Orthop J Sports Med. 2018;6(1):2325967117745788.
  5. 5.0 5.1 Американская Академия Педиатрии. Профилактика чрезмерных травм у молодых атлетов. Доступно по адресу: https://www.healthychildren.org/English/health-issues/injuries-emergencies/sports-injuries/Pages/Preventing-Overuse-Injuries.aspx (дата обращения: 7 ноября 2021).
  6. 6.00 6.01 6.026.03 6.04 6.05 6.06 6.07 6.08 6.09 6.10 6.11 6.12 6.13 6.14 6.15 6.16 6.17 6.18 6.19 6.20 6.21 6.22 6.23 Prowse T. Развитие физически активных и спортивных детей - Перегрузочные травмы и курс выгорания. Plus, 2021.
  7. Brenner JS; Американская академия педиатрии, Совет по спортивной медицине и фитнесу. Перегрузочные травмы, перетренированность и выгорание у детей и подростков-спортсменов. Педиатрия. 2007;119(6):1242-5.
  8. Wall Street Journal. Как дети и подростки могут избежать спортивных травм. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=Igl_StgXx9g [последний доступ 8 ноября 2021]
  9. 9.0 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 9.6 9.7 9.8 9.9DiFiori JP, Benjamin HJ, Brenner J, Gregory A, Jayanthi N, Landry GL, Luke A. Травмы от перенапряжения и выгорание в юношеском спорте: заявление позиции Американского медицинского общества спортивной медицины. Clin J Sport Med. 2014;24(1):3-20.
  10. 10.0 10.1 Bergeron MF, Mountjoy M, Armstrong N, Chia M, Côté J, Emery CA et al. Консенсус Международного олимпийского комитета по развитию молодёжного спорта. Br J Sports Med. 2015;49(13):843-51.
  11. 11.0 11.1 Patel DR, Yamasaki A, Brown K. Эпидемиология спортивных травматологических повреждений у молодых спортсменов в США. Transl Pediatr. 2017;6(3):160-166.
  12. Ahlquist S, Cash BM, Hame SL. Связи ранней специализации в спорте и большого объема тренировок с частотой травм у спортсменов Первого дивизиона Национальной коллегиальной атлетической ассоциации. Orthop J Sports Med. 2020;8(3):2325967120906825.
  13. 13.0 13.1 Hawkins D, Metheny J. Травмы от перенапряжения в юношеском спорте: биомеханические соображения. Med Sci Sports Exerc. 2001;33(10):1701-7.
  14. TED. Почему ранняя специализация не всегда означает успех в карьере | Дэвид Эпштейн. Доступно на: https://www.youtube.com/watch?v=B6lBtiQZSho [последний доступ 7/11/2021]
  15. Джайанти НА, ЛаБелла СР, Фишер Д, Пазулка Дж, Дугас ЛР. Интенсивные тренировки, специализирующиеся на спорте, и риск травм у молодых спортсменов: клиническое исследование случай-контроль. Am J Sports Med. 2015;43(4):794-801.
  16. Медицина Мичигана. Травмы из-за спортивных тренировок у детей растут. Доступно на: https://www.youtube.com/watch?v=1P78cK2qBRg [последний доступ 7/11/2021]
  17. 17.0 17.1 17.2 17.3 17.4 Американская Академия Педиатрии, Совет по спортивной медицине и фитнесу, МакКембридж ТМ, Стрикер ПР. Силовые тренировки детей и подростков. Педиатрия. 2008;121(4):835-40.
  18. Херман К, Бартон С, Маллиарас П, Моррисси Д. Эффективность стратегий нейромышечной разминки, не требующих дополнительного оборудования, для предотвращения травм нижних конечностей при занятиях спортом: систематический обзор. BMC Med. 2012;10:75.
  19. Файгенбаум А, МакФарланд Джуниор Е. Руководство по проведению динамической разминки для уроков физического воспитания. Журнал физического воспитания, досуга и танцев. 2007;78(3):25-8.
  20. RugbySmart. Веселье и игры: A - регби-теннис. Доступно на: https://www.youtube.com/watch?v=PIZRKbkO9iU[last accessed 19/11/2021]
  21. RugbySmart. Запустите свои двигатели: A - Прыжки на месте (высокий мяч). Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=iDAi2lgGngo [последний доступ 19/11/2021]
  22. Ontario Soccer. FIFA 11+ с Ontario Soccer: 1 Бег - Прямо вперед. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=_jKFgzb8SS0 [последний доступ 19/11/2021]
  23. Ontario Soccer. FIFA 11+ с Ontario Soccer: 9 - Подколенные сухожилия. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=-rb-vEwoqfg [последний доступ 19/11/2021]
  24. 24.0 24.1 Geier CD. Советы по кондиционированию [Интернет]. Американское общество спортивной медицины [цитируется 7 ноября 2021]. Доступно по ссылке: https://www.sportsmed.org/aossmimis/STOP/Prevent_Injuries/Revised/Injury/Conditioning%20Tips.pdf
  25. 25.0 25.1 25.2 STOP Sports Injuries. Советы по кондиционированию. Доступно по ссылке: https://www.stopsportsinjuries.org/STOP/STOP/Prevent_Injuries/Conditioning_Tips.aspx (дата доступа 7 ноября 2021).
  26. SpogoNews. Разработка программы кондиционирования для достижения пиковых спортивных результатов (Часть 2). Доступно по ссылке: https://spogonews.com/article/developing-a-conditioning-program-for-peak-athletic-performance-part-2 (дата доступа 7 ноября 2021).
  27. 27.0 27.1 27.2 27.3 27.4 STOP Sports Injuries. Тренировка силы у молодежи [Интернет]. Американское общество спортивной медицины. 2012 [цитируется 7 ноября 2021]. Доступно по ссылке: https://www.sportsmed.org/aossmimis/stop/downloads/StrengthTraining.pdf
  28. NationwideChildrens. Что такое силовая тренировка и безопасна ли она для детей?. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=EU-tfqb3Z08 [последний доступ 7/11/2021]
  29. 29.0 29.1 Faigenbaum AD, Myer GD. Детская силовая тренировка: преимущества, опасения и соображения по проектированию программы. Curr Sports Med Rep. 2010;9(3):161-8.
  30. The University of Vermont Medical Center. Силовая тренировка: Первое с детьми - Vermont Children's Hospital, Fletcher Allen. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=nPHfz1JmkGM [последний доступ 7/11/2021]
  31. Väistö J, Eloranta AM, Viitasalo A, Tompuri T, Lintu N, Karjalainen P et al. Физическая активность и сидячий образ жизни в отношении кардиометаболического риска у детей: перекрестные данные исследования PANIC. Int J Behav Nutr Phys Act. 2014;11:55.
  32. Longmuir PE, Boyer C, Lloyd M, Yang Y, Boiarskaia E, Zhu W et al. Канадская оценка физической грамотности: методы для детей из 4-6 классов (8-12 лет). BMC Public Health. 2015;15:767.
  33. Schulz J, Henderson SE, Sugden DA, Barnett AL. Структурная валидность теста Movement ABC-2: сравнение структур факторного анализа в трех возрастных группах. Res Dev Disabil. 2011;32(4):1361-9.
  34. Jírovec J, Musálek M, Mess F. Тест на ловкость (BOT-2): совместимость полных и сокращенных форм и его польза для детей среднего школьного возраста. Front Pediatr. 2019;7:153.

Вопросы и комментарии