Развитие экспертных навыков в практике реабилитационной профессиональной деятельности

25.07.2025
8 просмотров

Введение

Экспертиза определяется как способность выполнять определенную задачу или работать на выдающемся уровне в определенной области. Люди, достигшие этого статуса, называются экспертами, то есть это люди, чьи достижения считаются лучшими в их области[1][2].

Компоненты Экспертизы

Тема экспертизы весьма сложная и была изучена исследователями в различных областях. Существует пять обобщений или компонентов, которые можно выделить касательно её природы[3][4][5]:

  1. Компетентность: навыки и компетенции развиваются непрерывно с опытом в определенной области. Важно помнить, что люди становятся более знающими по мере приобретения опыта в определенной области.
  2. Контекстно-специфично: Важно понимать, что экспертиза в любой данной области специфична для конкретной страны и культуры.
  3. Идентификация разрыва и восприятие проблемы: Эксперты способны идентифицировать ключевые паттерны на более обширной шкале, у них есть навык распознавания значимых паттернов в крупном масштабе.
  4. Процесс приобретения и развития знаний: Также необходимо понимать, что эксперты обладают обширными знаниями в определенной области, которые были проверены и подтверждены на протяжении их профессиональной практики.
  5. Решение проблем: Эксперты развивают острые навыки распознавания и представления, чтобы быть более эффективным решателем проблем в определенной области.

Разница между профессиональным развитием, карьерным ориентированием и экспертизой

Было бы полезно иметь более четкое понимание различий между профессиональным развитием, карьерным ориентированием и экспертизой.

Профессиональное развитие связано с улучшением ваших навыков и приобретением нового опыта для повышения вашей эффективности в вашей текущей должности и в вашей организации. Это может включать в себя создание связей, обучение на рабочем месте и приобретение технических знаний. В противоположность этому, карьерное ориентирование помогает вам определить предпочтительные карьерные пути, спланировать, как их достигать, и понять, что необходимо для успеха. Экспертиза, однако, относится к пониманию и навыкам, приобретенным через обучение, тренинг и практический опыт[6].

Как развить экспертизу в профессиональной практике реабилитации?

Чтобы быть профессионалом в области реабилитации, необходимы квалификации и знания, которые обычно получаются через дипломы или сертификаты в области реабилитации. Однако, чтобы стать экспертом, требуется более глубокое погружение в конкретную область для лучшего обслуживания населения. Это требует сочетания личной мотивации, личного таланта, культурных и экологических элементов. Литература показывает, что развитие экспертизы в определенной области практики включает в себя различные стратегии, которые личные, но также контекстуальные, и этот процесс представляет собой продолжающийся, контекстуализированный и индивидуализированный опыт[7][8][9].

Чтобы развить профессиональную экспертизу в реабилитации, важно признать, что это:

  • Путь обучения, отражающийся на собственной практике: В здравоохранении рефлексивная практика включает размышления о своей практике, вовлекаясь в непрерывное обучение [10][11].
  • Критический анализ и осмысление собственной практики, которое включает в себя оспаривание, анализ, интерпретацию, оценку и осуждение ваших профессиональных действий[12].
  • Наличие любознательности к обучению,
  • Важно понимать свою мотивацию к стремлению к экспертизе в специфической медицинской области до начала этого пути.
  • и учитывать социо-культурные конструкты: Культура формирует убеждения и поведение, направляя людей в сторону того, что правильно или неправильно. Медицинские работники должны понимать культурные особенности пациентов, чтобы предоставлять качественное обслуживание. Социальная поддержка, оптимизм и чувство контроля жизненно важны для поддержания хорошего здоровья [13][14].

Глобальная перспектива профессиональной экспертизы в реабилитации

Согласно ВОЗ, в мире увеличивается спрос на профессионалов в секторе реабилитации[15]. По мере этого роста появляется необходимость увеличить количество специалистов по реабилитации, чтобы удовлетворить потребности населения. Однако также важно учитывать необходимость в экспертных специалистах по реабилитации, которые понимают специфические потребности своего контекста и могут эффективно их решать[15].

Профессия реабилитолога включает в себя разнообразных медицинских специалистов, а именно физиотерапевтов (ПТ), эрготерапевтов (ОТ), логопедов и специалистов по языку, аудиологов, протезистов и ортопедов (П&О), медсестер по реабилитации, клинических психологов, врачи физической медицины и реабилитации — как явно указано различными авторами[15][16].

В глобальном масштабе экспертиза в области реабилитации требует тщательного понимания культурных аспектов, таких как ценности, убеждения, нормы и практики[17]. Разные страны могут иметь различные определения эксперта по реабилитации, но определенные факторы остаются неизменными, включая компетентность, профессиональное развитие, опыт и практику[18].

Ссылки

  1. Эраут, M. Эксперт и экспертность: значения и перспективы. Обучение в здравоохранении и социальном обеспечении, 2005; 4: 173-179.
  2. Кляйн, E, Виртуальный наставник, Этический журнал Американской медицинской ассоциации, февраль 2006; 8(2):69-70.
  3. Чи, M.T.H., Глазер, Р. и Фарр, M.J. (ред.). Природа экспертности (1-е изд.). Psychology Press. 1988.
  4. Фокс, С. и Лик, Д. Б. Интроспективное рассуждение для уточнения индексов в методе рассуждения по случаям. Журнал экспериментального и теоретического искусственного интеллекта, 2001; 13(1): 63–88.
  5. Лейтон, Дж. П. и Стернберг, Р. Дж. Рассуждение и решение проблем. В: А. Ф. Хили и Р. В. Проктор (ред.), Справочник по психологии: Экспериментальная психология, John Wiley & Sons, Inc. 2003; 4, 623–648.
  6. Корнфорд, И. и Афанасу, Дж. "Развитие экспертности через обучение", Промышленное и коммерческое обучение, 1995;27(2),10-18.
  7. Борн Л. E. мл., Коле Дж. А., Хили А.Ф. Экспертность: определение, описание, объяснение. Front Psychol. Март 2014; 5:186.
  8. Валлин, А., Нокелайнен, П. & Микконен, С. Как опытные профессионалы развивают свою экспертность в высшем образовании на рабочем месте: обзор литературы. Высшее образование. 2019; 77:359–378.
  9. Эрикссон, К. (ред.). Развитие профессиональной экспертности: к измерению экспертной производительности и проектированию оптимальных учебных сред. Издательство Кембриджского университета, 2009.
  10. Фрагкос К. Практика рефлексии в медицинском образовании: обзор. Образовательные науки. 2016, 11 авг.;6(3):27.
  11. Тейлор Б. Практика рефлексии для медицинских работников: практическое руководство. McGraw-Hill Education (Великобритания); 2010, 1 мая.
  12. Папатанасиу И.В., Клейсиарис К.Ф., Фраделос Е.C., Каку К., Куркута Л. Критическое мышление: развитие важного навыка для студентов-медиков. Acta Inform Med. 2014, авг.;22(4):283-6.
  13. Фурбер А., Дункан С., Смит С.Д., Краппер М. Влияние социально-культурного контекста на проекты общественного строительства в развивающихся странах на здоровье и безопасность. Управление и экономика строительства. 2012, 1 окт.;30(10):857-67.
  14. Абу-Бакар А., Ван Баар А., Фишер Р., Бому Г., Гона Дж.К., Ньютон К.Р. Социально-культурные детерминанты поведения при обращении за медицинской помощью на побережье Кении: качественное исследование. PloS one. 2013, 18 нояб.;8(11):e71998.
  15. 15.0 15.1 15.2 Рамочная структура компетенций в реабилитации, Всемирная организация здравоохранения; 2020.
  16. Мак, Ш., Хант, М., Борраф, Дж., Закканини, М., и Томас, А. Исследование профессиональной идентичности в профессиях реабилитации: обзор картирования. Прогресс в образовательных теориях и практике здравоохранения, 2022;27(3):793–815.
  17. Мартин, С., и Вагенфелд, А. Глобальные перспективы практики и образования в трудотерапии. Открытый журнал по трудотерапии, 2019; 7(3): 1-4. Доступно по:
  18. Гейл М. Дж. и др. Экспертная практика в физиотерапии, Физическая терапия, 2000; 80(1):28–43.

Вопросы и комментарии