Диагноз
Расстройство координации развития (DCD) — это нервно-мышечное расстройство, которым страдают примерно 5-6% детей школьного возраста.[1] Чтобы поставить точный диагноз DCD, у ребенка должны быть трудности с моторной координацией, которые существенно мешают выполнению повседневных дел или академическим достижениям.[1]
Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам, 5-е издание (DSM-5),[2] диагностические критерии DCD включают:
- "Овладение и выполнение скоординированных моторных навыков значительно ниже ожидаемого уровня для хронологического возраста и возможностей изучения и использования навыков индивидуума. Трудности проявляются как неуклюжесть (например, роняние или удар по предметам), а также медлительность и неточность выполнения моторных навыков (например, ловля предмета, использование ножниц или столовых приборов, письмо, езда на велосипеде, участие в спорте).
- Дефицит моторных навыков в Критерии A существенно и постоянно мешает выполнению повседневных дел, подходящих для хронологического возраста (например, самообслуживание и самоподдержка), и влияет на продуктивность в академической/школьной деятельности, профессиональной ориентации и профессиональной деятельности, досуге и игре.
- Начало симптомов происходит на раннем этапе развития.
- Дефициты моторных навыков не объясняются лучше умственной отсталостью (нарушением интеллектуального развития) или нарушением зрения и не связаны с неврологическим состоянием, влияющим на движение (например, церебральный паралич, мышечная дистрофия, дегенеративные расстройства)"[2]
Представление DCD, как правило, имеет гетерогенный характер и часто сочетается с другими состояниями, такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), специфическое нарушение речи (SLI) и нарушения обучения (LDs).[3] Диагностика DCD врачом требует интервью и клинической оценки, с учетом семейного анамнеза и истории рождения, а также вопросов, связанных с достижением ребенком этапов развития. Физиотерапевты могут играть важную роль в диагностике DCD; как эксперты в области движения, они используют соответствующие инструменты для развития, чтобы выявить дефициты моторных навыков в координации, и могут направить к врачу для всесторонней оценки.
Механизм травмы / Патологический процесс

Имеется ограниченное количество данных, связанных с этиологией DCD. Предполагается, что дети, рожденные преждевременно или с очень низким весом при рождении, имеют более высокий риск моторных нарушений, включая DCD. У детей с DCD были обнаружены меньшие объемы нейроанатомических структур, таких как мозжечок и базальные ганглии, что свидетельствует о возможности задержки развития этих областей в мозге.[4] Кроме того, исследования магнитно-резонансной томографии (МРТ) связали теменную долю и части лобной доли с этиологическими факторами, способствующими диагностике DCD.[5]
Клиническая картина
DCD может иметь гетерогенное или изменчивое представление, и часто трудно отличить первичные и вторичные нарушения, связанные с этим состоянием. Дети с DCD могут демонстрировать задержки в достижении крупной и мелкой моторики, такие как сидение, ползание, ходьба, преодоление лестниц, письмо и самодвижение (использование пуговиц и молний), однако многие из них достигают ожидаемых этапов развития вовремя.[2] Клиническое представление DCD широка и включает все 4 критерия, перечисленные в DSM-5.[2] Дети с DCD могут быть описаны как нескоординированные, неуклюжие или неуклюжие, демонстрируя плохой контроль над осанкой; они обычно двигаются медленнее, с задержками реакций и прилагая больше усилий для выполнения повседневных, академических и моторных задач.[6] В общем, им сложно адаптировать движения и приспосабливаться к требованиям окружающей среды, и часто они проявляют дефициты в исполнительной функции, включая моторное планирование и моторное воображение.[6] Соответственно, изучение новых моторных навыков может быть сложным для детей с DCD, и они, как правило, остаются на начальных стадиях изучения новых задач, с трудностями в переносе и обобщении навыков на новую ситуацию.[7] В результате этих трудностей дети с DCD, как правило, менее физически активны и могут испытывать избыточный набор веса из-за снижения участия в движении и упражнениях.[8] По мере приближения к подростковому и взрослому возрастам, дети с DCD часто испытывают снижение самооценки и исследования показали повышенный риск плохих результатов в психическом здоровье, включая депрессию и тревожность у лиц с диагнозом DCD.[9]
Диагностические процедуры
Хотя критерии DSM-5 описывают 4 обязательные характеристики для точной диагностики, полный медицинский анамнез, интервью, соответствующие опросники, клиническое обследование и моторные тесты являются важными шагами в идентификации ребенка с DCD, и рекомендуется не предоставлять этот диагноз до достижения 6 лет.[6] В большинстве стран врач должен диагностировать DCD, однако родители, образовательные специалисты и физиотерапевты часто первыми замечают атипичное моторное поведение и дефицитные навыки дома или в школьной обстановке, где это становится более очевидным.[10][6]
Дифференциальная диагностика является важным компонентом медицинской оценки, так как необходимо исключить неврологические расстройства, связанные с неуклюжестью и отсутствием координации движений, включая атаксию Фридрейха, церебральный паралич, миопатии и травматическую черепно-мозговую травму.[6]
В дополнение к интервью с ребенком и опекуном, DCDQ (анкета по расстройству координации развития) продемонстрировала действительные и надежные психометрические свойства, помогающие в идентификации детей с DCD и доступна бесплатно на www.dcdq.ca. [11][12] После использования этого инструмента, на основе возраста ребенка и общего числа баллов, физиотерапевт может определить, может ли ребенок иметь DCD или, вероятно, не подвержен заболеванию.[13] Чтобы оценить критерии DCD у ребенка с предполагаемым диагнозом, физиотерапевты используют клиническое наблюдение, а также подходящие меры результатов для идентификации и оценки моторных навыков, такие как Оценочная батарея движений для детей, 2-е издание (MABC-2), которая считается золотым стандартом для детей в возрасте от 3 до 16 лет с подозреваемым диагнозом DCD.[6][14]
Меры результатов
MABC-2 — это оценка для детей в возрасте от 3 до 16 лет, которая измеряет выполнение в категориях Манипулятивная ловкость, Равновесие и Цель и ловля (навыки владения мячом).[15] Дети, набравшие результат ниже 5-го процентиля (красная зона) или 16-го процентиля (оранжевая зона) на MABC-2, считаются имеющими моторные трудности, которые могут быть приняты в учет для точной диагностики DCD.[6] Рекомендуется использовать по крайней мере одну стандартизированную оценку моторного развития при оценке ребенка на DCD;[6] дополнительные варианты оценки моторной координации включают Тест моторной ловкости Бруйкинса-Озерестского, 2-е издание (BOT-2)[16] для детей в возрасте от 4 до 21 года и TGMD-2 [Тест на грубую моторную разработку (вторая версия)] для детей в возрасте от 3 до 10 лет.[17]
Управление / Интервенции
Согласно Клиническому руководству по практике (CPG), опубликованному Американской ассоциацией физиотерапии (APTA),[18] рекомендуется, чтобы физиотерапевты включали вмешательства, связанные с нарушениями функций и структур организма, а также лечение, ориентированное на задачи. К вмешательствам, ориентированным на задачи, могут относиться тренировка моторных навыков (MST), тренировка нейромоторных задач (NTT), когнитивная ориентация на ежедневное выполнение задач (CO-OP) и моторная воображение (MI).[18]
Примеры вмешательств, направленных на функции и структуры тела, включают тренировки на стабильность ядра, кардиореспираторные тренировки и программу функциональной тренировки мощности движения (FMPT).[18] Эти перечисленные вмешательства базируются на доказательствах и могут использоваться в комбинации или по отдельности, а выбор лечения основан на результатах оценки ребенка и целях ребенка и его семьи. CanChild, некоммерческий исследовательский институт, ориентированный на детей с инвалидностью и их семьи, проводил и публиковал ряд исследований, связанных с DCD. Как лидеры и ученые, участвующие в оценке и вмешательстве для детей с DCD, они рекомендуют применять стратегию M.A.T.C.H[19] во время вмешательства для детей школьного возраста с DCD. Это включает в себя модификацию сложной задачи, изменение ожиданий, обучение стратегиям, изменение среды и оказание помощи ребенку, благодаря пониманию и поддержке.[19] Эта концепция может быть применена в образовательной среде для содействия академическому успеху, а также в процессе терапевтического вмешательства для практики и улучшения координации и согласованности как мелких, так и крупных моторных навыков.
Ресурсы
Сайт опросника по расстройству координации развития
Ссылки
- ↑ 1.0 1.1 Zwicker JG, Missiuna C, Harris SR, Boyd LA. Нарушение координации развития: обзор и обновление. European Journal of Paediatric Neurology. 2012 Nov 1;16(6):573-81.
- ↑ 2.0 2.1 2.2 2.3 Edition F. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. Am Psychiatric Assoc. 2013;21:591-643.
- ↑ Palisano RJ, Orlin M, Schreiber J. "Физическая терапия для детей" под редакцией Кэмпбелла. Elsevier Health Sciences; 2016 Dec 20.
- ↑ Dewey D, Thompson DK, Kelly CE, Spittle AJ, Cheong JL, Doyle LW, Anderson PJ. У очень недоношенных детей, находящихся в зоне риска нарушения координации развития, наблюдаются изменения в моторных зонах головного мозга. Acta Paediatrica. 2019 Sep;108(9):1649-60.
- ↑ Biotteau M, Chaix Y, Blais M, Tallet J, Péran P, Albaret JM. Нейронная подпись нарушения координации развития: критический обзор исследований с использованием МРТ. Frontiers in Neurology. 2016 Dec 16;7:227.
- ↑ 6.0 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 Caçola P, Lage G. Нарушение координации развития (НКР): Обзор состояния и доказательная база исследований. Motriz: Revista de Educação Física. 2019 Apr 25;25.
- ↑ Smits-Engelsman B, Bonney E, Ferguson G. Обучение моторным навыкам у детей с нарушением координации развития и без него. Human Movement Science. 2020 Dec 1;74:102687.
- ↑ Joshi D, Missiuna C, Hanna S, Hay J, Faught BE, Cairney J. Взаимосвязь между ИМТ, окружностью талии, физической активностью и вероятным нарушением координации развития с течением времени. Human Movement Science. 2015 Apr 1;40:237-47.
- ↑ Harrowell I, Hollén L, Lingam R, Emond A. Ментальные последствия нарушения координации развития в позднем подростковом возрасте. Developmental Medicine & Child Neurology. 2017 Sep;59(9):973-9.
- ↑ Biotteau M, Danna J, Baudou É, Puyjarinet F, Velay JL, Albaret JM, Chaix Y. Нарушение координации развития и дисграфия: признаки и симптомы, диагностика и реабилитация. Neuropsychiatric Disease and Treatment. 2019;15:1873.
- ↑ Wilson BN, Crawford SG, Green D, Roberts G, Aylott A, Kaplan BJ. Психометрические характеристики пересмотренного вопросника по нарушению координации развития. Physical & Occupational Therapy in Pediatrics. 2009 Jan 1;29(2):182-202.
- ↑ Wilson BN, Kaplan BJ, Crawford SG, Roberts G. Вопросник по нарушению координации развития 2007 года (DCDQ'07). Административное руководство для DCDQ107 с психометрическими характеристиками. 2007 Oct:267-72.
- ↑ Harris SR, Mickelson EC, Zwicker JG. Диагностика и лечение нарушения координации развития. Cmaj. 2015 Jun 16;187(9):659-65.
- ↑ Henderson SE, Sugden DA, Barnett AL, editors. Оценка движения у детей - второе издание [MABC-2], 2-е изд. Лондон, The Psychological Corporation, 2007.
- ↑ Henderson SE, Sugden DA, Barnett AL, editors. Оценка движения у детей - второе издание [MABC-2], 2-е изд. Лондон, The Psychological Corporation, 2007.
- ↑ Bruininks R, Bruininks B, editors. Тест моторной производительности Бруйнинкса-Осаретского - второе издание: Руководство. Circle Pines, AGS Publishing, 2005.
- ↑ Ulrich, D. Тест на грубую моторную координацию, Руководство экзаменатора; Pro-ED. Inc.: Остин, Техас, США, 2000.
- ↑ 18.0 18.1 18.2 Dannemiller L, Mueller M, Leitner A, Iverson E, Kaplan SL. Физическая терапия для детей с нарушением координации развития: Клинико-практическое руководство от академии детской физической терапии Американской ассоциации физической терапии, основанное на доказательной базе. Pediatric Physical Therapy. 2020 Oct 1;32(4):278-313.
- ↑ 19.0 19.1 Missiuna C, Rivard L, Pollock N. Они умны, но не могут писать: Нарушение координации развития у школьников. Teaching Exceptional Children Plus. 2004 Sep;1(1):n1.