Расстройство координации развития (DCD)

27.07.2025
4 просмотра

Диагноз

Расстройство координации развития (DCD) — это нервно-мышечное расстройство, которым страдают примерно 5-6% детей школьного возраста.[1] Чтобы поставить точный диагноз DCD, у ребенка должны быть трудности с моторной координацией, которые существенно мешают выполнению повседневных дел или академическим достижениям.[1]

Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам, 5-е издание (DSM-5),[2] диагностические критерии DCD включают:

  1. "Овладение и выполнение скоординированных моторных навыков значительно ниже ожидаемого уровня для хронологического возраста и возможностей изучения и использования навыков индивидуума. Трудности проявляются как неуклюжесть (например, роняние или удар по предметам), а также медлительность и неточность выполнения моторных навыков (например, ловля предмета, использование ножниц или столовых приборов, письмо, езда на велосипеде, участие в спорте).
  2. Дефицит моторных навыков в Критерии A существенно и постоянно мешает выполнению повседневных дел, подходящих для хронологического возраста (например, самообслуживание и самоподдержка), и влияет на продуктивность в академической/школьной деятельности, профессиональной ориентации и профессиональной деятельности, досуге и игре.
  3. Начало симптомов происходит на раннем этапе развития.
  4. Дефициты моторных навыков не объясняются лучше умственной отсталостью (нарушением интеллектуального развития) или нарушением зрения и не связаны с неврологическим состоянием, влияющим на движение (например, церебральный паралич, мышечная дистрофия, дегенеративные расстройства)"[2]

Представление DCD, как правило, имеет гетерогенный характер и часто сочетается с другими состояниями, такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), специфическое нарушение речи (SLI) и нарушения обучения (LDs).[3] Диагностика DCD врачом требует интервью и клинической оценки, с учетом семейного анамнеза и истории рождения, а также вопросов, связанных с достижением ребенком этапов развития. Физиотерапевты могут играть важную роль в диагностике DCD; как эксперты в области движения, они используют соответствующие инструменты для развития, чтобы выявить дефициты моторных навыков в координации, и могут направить к врачу для всесторонней оценки.

Механизм травмы / Патологический процесс

Имеется ограниченное количество данных, связанных с этиологией DCD. Предполагается, что дети, рожденные преждевременно или с очень низким весом при рождении, имеют более высокий риск моторных нарушений, включая DCD. У детей с DCD были обнаружены меньшие объемы нейроанатомических структур, таких как мозжечок и базальные ганглии, что свидетельствует о возможности задержки развития этих областей в мозге.[4] Кроме того, исследования магнитно-резонансной томографии (МРТ) связали теменную долю и части лобной доли с этиологическими факторами, способствующими диагностике DCD.[5]

Клиническая картина

DCD может иметь гетерогенное или изменчивое представление, и часто трудно отличить первичные и вторичные нарушения, связанные с этим состоянием. Дети с DCD могут демонстрировать задержки в достижении крупной и мелкой моторики, такие как сидение, ползание, ходьба, преодоление лестниц, письмо и самодвижение (использование пуговиц и молний), однако многие из них достигают ожидаемых этапов развития вовремя.[2] Клиническое представление DCD широка и включает все 4 критерия, перечисленные в DSM-5.[2] Дети с DCD могут быть описаны как нескоординированные, неуклюжие или неуклюжие, демонстрируя плохой контроль над осанкой; они обычно двигаются медленнее, с задержками реакций и прилагая больше усилий для выполнения повседневных, академических и моторных задач.[6] В общем, им сложно адаптировать движения и приспосабливаться к требованиям окружающей среды, и часто они проявляют дефициты в исполнительной функции, включая моторное планирование и моторное воображение.[6] Соответственно, изучение новых моторных навыков может быть сложным для детей с DCD, и они, как правило, остаются на начальных стадиях изучения новых задач, с трудностями в переносе и обобщении навыков на новую ситуацию.[7] В результате этих трудностей дети с DCD, как правило, менее физически активны и могут испытывать избыточный набор веса из-за снижения участия в движении и упражнениях.[8] По мере приближения к подростковому и взрослому возрастам, дети с DCD часто испытывают снижение самооценки и исследования показали повышенный риск плохих результатов в психическом здоровье, включая депрессию и тревожность у лиц с диагнозом DCD.[9]

Диагностические процедуры

Хотя критерии DSM-5 описывают 4 обязательные характеристики для точной диагностики, полный медицинский анамнез, интервью, соответствующие опросники, клиническое обследование и моторные тесты являются важными шагами в идентификации ребенка с DCD, и рекомендуется не предоставлять этот диагноз до достижения 6 лет.[6] В большинстве стран врач должен диагностировать DCD, однако родители, образовательные специалисты и физиотерапевты часто первыми замечают атипичное моторное поведение и дефицитные навыки дома или в школьной обстановке, где это становится более очевидным.[10][6]

Дифференциальная диагностика является важным компонентом медицинской оценки, так как необходимо исключить неврологические расстройства, связанные с неуклюжестью и отсутствием координации движений, включая атаксию Фридрейха, церебральный паралич, миопатии и травматическую черепно-мозговую травму.[6]

В дополнение к интервью с ребенком и опекуном, DCDQ (анкета по расстройству координации развития) продемонстрировала действительные и надежные психометрические свойства, помогающие в идентификации детей с DCD и доступна бесплатно на www.dcdq.ca. [11][12] После использования этого инструмента, на основе возраста ребенка и общего числа баллов, физиотерапевт может определить, может ли ребенок иметь DCD или, вероятно, не подвержен заболеванию.[13] Чтобы оценить критерии DCD у ребенка с предполагаемым диагнозом, физиотерапевты используют клиническое наблюдение, а также подходящие меры результатов для идентификации и оценки моторных навыков, такие как Оценочная батарея движений для детей, 2-е издание (MABC-2), которая считается золотым стандартом для детей в возрасте от 3 до 16 лет с подозреваемым диагнозом DCD.[6][14]

Меры результатов

MABC-2 — это оценка для детей в возрасте от 3 до 16 лет, которая измеряет выполнение в категориях Манипулятивная ловкость, Равновесие и Цель и ловля (навыки владения мячом).[15] Дети, набравшие результат ниже 5-го процентиля (красная зона) или 16-го процентиля (оранжевая зона) на MABC-2, считаются имеющими моторные трудности, которые могут быть приняты в учет для точной диагностики DCD.[6] Рекомендуется использовать по крайней мере одну стандартизированную оценку моторного развития при оценке ребенка на DCD;[6] дополнительные варианты оценки моторной координации включают Тест моторной ловкости Бруйкинса-Озерестского, 2-е издание (BOT-2)[16] для детей в возрасте от 4 до 21 года и TGMD-2 [Тест на грубую моторную разработку (вторая версия)] для детей в возрасте от 3 до 10 лет.[17]

Управление / Интервенции

Согласно Клиническому руководству по практике (CPG), опубликованному Американской ассоциацией физиотерапии (APTA),[18] рекомендуется, чтобы физиотерапевты включали вмешательства, связанные с нарушениями функций и структур организма, а также лечение, ориентированное на задачи. К вмешательствам, ориентированным на задачи, могут относиться тренировка моторных навыков (MST), тренировка нейромоторных задач (NTT), когнитивная ориентация на ежедневное выполнение задач (CO-OP) и моторная воображение (MI).[18]

Примеры вмешательств, направленных на функции и структуры тела, включают тренировки на стабильность ядра, кардиореспираторные тренировки и программу функциональной тренировки мощности движения (FMPT).[18] Эти перечисленные вмешательства базируются на доказательствах и могут использоваться в комбинации или по отдельности, а выбор лечения основан на результатах оценки ребенка и целях ребенка и его семьи. CanChild, некоммерческий исследовательский институт, ориентированный на детей с инвалидностью и их семьи, проводил и публиковал ряд исследований, связанных с DCD. Как лидеры и ученые, участвующие в оценке и вмешательстве для детей с DCD, они рекомендуют применять стратегию M.A.T.C.H[19] во время вмешательства для детей школьного возраста с DCD. Это включает в себя модификацию сложной задачи, изменение ожиданий, обучение стратегиям, изменение среды и оказание помощи ребенку, благодаря пониманию и поддержке.[19] Эта концепция может быть применена в образовательной среде для содействия академическому успеху, а также в процессе терапевтического вмешательства для практики и улучшения координации и согласованности как мелких, так и крупных моторных навыков.

Ресурсы

Клиническое руководство по практике Академии педиатрической физической терапии APTA для расстройства координации развития (2020 г.)

Сайт опросника по расстройству координации развития

Ссылки

  1. 1.0 1.1 Zwicker JG, Missiuna C, Harris SR, Boyd LA. Нарушение координации развития: обзор и обновление. European Journal of Paediatric Neurology. 2012 Nov 1;16(6):573-81.
  2. 2.0 2.1 2.2 2.3 Edition F. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. Am Psychiatric Assoc. 2013;21:591-643.
  3. Palisano RJ, Orlin M, Schreiber J. "Физическая терапия для детей" под редакцией Кэмпбелла. Elsevier Health Sciences; 2016 Dec 20.
  4. Dewey D, Thompson DK, Kelly CE, Spittle AJ, Cheong JL, Doyle LW, Anderson PJ. У очень недоношенных детей, находящихся в зоне риска нарушения координации развития, наблюдаются изменения в моторных зонах головного мозга. Acta Paediatrica. 2019 Sep;108(9):1649-60.
  5. Biotteau M, Chaix Y, Blais M, Tallet J, Péran P, Albaret JM. Нейронная подпись нарушения координации развития: критический обзор исследований с использованием МРТ. Frontiers in Neurology. 2016 Dec 16;7:227.
  6. 6.0 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 Caçola P, Lage G. Нарушение координации развития (НКР): Обзор состояния и доказательная база исследований. Motriz: Revista de Educação Física. 2019 Apr 25;25.
  7. Smits-Engelsman B, Bonney E, Ferguson G. Обучение моторным навыкам у детей с нарушением координации развития и без него. Human Movement Science. 2020 Dec 1;74:102687.
  8. Joshi D, Missiuna C, Hanna S, Hay J, Faught BE, Cairney J. Взаимосвязь между ИМТ, окружностью талии, физической активностью и вероятным нарушением координации развития с течением времени. Human Movement Science. 2015 Apr 1;40:237-47.
  9. Harrowell I, Hollén L, Lingam R, Emond A. Ментальные последствия нарушения координации развития в позднем подростковом возрасте. Developmental Medicine & Child Neurology. 2017 Sep;59(9):973-9.
  10. Biotteau M, Danna J, Baudou É, Puyjarinet F, Velay JL, Albaret JM, Chaix Y. Нарушение координации развития и дисграфия: признаки и симптомы, диагностика и реабилитация. Neuropsychiatric Disease and Treatment. 2019;15:1873.
  11. Wilson BN, Crawford SG, Green D, Roberts G, Aylott A, Kaplan BJ. Психометрические характеристики пересмотренного вопросника по нарушению координации развития. Physical & Occupational Therapy in Pediatrics. 2009 Jan 1;29(2):182-202.
  12. Wilson BN, Kaplan BJ, Crawford SG, Roberts G. Вопросник по нарушению координации развития 2007 года (DCDQ'07). Административное руководство для DCDQ107 с психометрическими характеристиками. 2007 Oct:267-72.
  13. Harris SR, Mickelson EC, Zwicker JG. Диагностика и лечение нарушения координации развития. Cmaj. 2015 Jun 16;187(9):659-65.
  14. Henderson SE, Sugden DA, Barnett AL, editors. Оценка движения у детей - второе издание [MABC-2], 2-е изд. Лондон, The Psychological Corporation, 2007.
  15. Henderson SE, Sugden DA, Barnett AL, editors. Оценка движения у детей - второе издание [MABC-2], 2-е изд. Лондон, The Psychological Corporation, 2007.
  16. Bruininks R, Bruininks B, editors. Тест моторной производительности Бруйнинкса-Осаретского - второе издание: Руководство. Circle Pines, AGS Publishing, 2005.
  17. Ulrich, D. Тест на грубую моторную координацию, Руководство экзаменатора; Pro-ED. Inc.: Остин, Техас, США, 2000.
  18. 18.0 18.1 18.2 Dannemiller L, Mueller M, Leitner A, Iverson E, Kaplan SL. Физическая терапия для детей с нарушением координации развития: Клинико-практическое руководство от академии детской физической терапии Американской ассоциации физической терапии, основанное на доказательной базе. Pediatric Physical Therapy. 2020 Oct 1;32(4):278-313.
  19. 19.0 19.1 Missiuna C, Rivard L, Pollock N. Они умны, но не могут писать: Нарушение координации развития у школьников. Teaching Exceptional Children Plus. 2004 Sep;1(1):n1.

Вопросы и комментарии