Расстройство Аутического Спектра и Развитие Моторики

18.02.2025
31 просмотр

Что такое расстройство аутистического спектра?

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это сложное неврологическое заболевание, проявляющееся в раннем детстве. Аутизм влияет на нормальное функционирование мозга и характеризуется симптомами, которые могут проявляться в разной степени, влияя на общение, социальные взаимодействия и модели поведения.[1] Аутизм считается пожизненным состоянием, и его нельзя вылечить. Однако степень тяжести может уменьшаться с помощью специального образования и лечения. Мужчины имеют более высокую распространенность, чем женщины.[1]  

Исследования показали, что РАС иногда может быть выявлено в возрасте 18 месяцев или младше. В возрасте 2 лет диагноз опытного специалиста может считаться очень надежным. Но стабильность диагноза в возрасте 9 лет была очень высокой для аутизма, в возрасте 2 лет и менее сильной для первазивного расстройства развития, не определенного иначе.[2]

На сегодняшний день причина РАС остается неизвестной. Некоторые утверждают, что это результат аномалий в скорости раннего развития мозга.[3] Хаппе и Рональд (2008) объяснили наиболее распространенные генетические, когнитивные и нейроразвитийные факторы, которые способствуют характерному триаду симптомов РАС. (Например, задержка речи, социальная недостаточность и повторяющееся поведение).[4]

Кинни и др. (2010) исследовали девять экологических факторов, воздействие которых до зачатия, по-видимому, связано с повышенным риском аутизма.[5] Крайне важно выявлять эти факторы, которые могут включать изменение окружающей среды и медицинские и физиотерапевтические вмешательства,  которые могут ограничивать уязвимость и, следовательно, снижать распространенность уязвимостей и их связь с РАС.[6]  

Нет сомнений в том, что распространенность РАС среди детей по всему миру растет. Пхетрасуван, Майлз и Месибой (2009) указали, что в США до 1985 года было 0,4 или 0,5 ребенка с РАС на 1 000 детей, а недавно это число увеличилось до 1 из 150 детей. По данным 2010 года Центров по контролю и профилактике заболеваний, 1 из 100 детей в США диагностирован с какой-либо формой аутизма.[7] 

Дети с диагнозом РАС имеют некоторые основные дефициты, симптомы могут быть разнообразными, начиная от сильно затронутых многочисленными чертами до меньшего количества характеристик.[7] Однако Исаксен, Дисет, Схёльберг и Сьёльдаль (2013) утверждали, что рост распространенности аутизма может быть связан как с методическими проблемами, расширением диагностических критериев, так и с повышенной осведомленностью обществом и профессионалами, а также с лучшей доступностью услуг.[8]

Характеристики детей с РАС с двигательными трудностями

Дети с РАС могут казаться неуклюжими в своих моторных навыках и движениях. Многие из этих проблем с координацией в сочетании с проблемами в общении, социальных навыков и поведения могут привести к более сложным трудностям в обучении на позднем этапе развития, таким как навыки на детской площадке и в спорте.[9] 

Диагностика включает физические и моторные навыки, соответствующие возрасту, такие как прыжки, хлопанье в ладоши, прыжки на одной ноге и бросание, пинание или ловля мяча. 

Трудности управления моторикой у детей с РАС

Существуют некоторые дети без четкого неврологического расстройства, проявляют слабые моторные способности до 7 лет. Некоторые из этих детей могли бы быть рассмотрены в качестве имеющих 'Расстройство координации развития (DCD) по критериям ДСМ. Однако, оказалось, что большинство детей с DCD выявлены после начала школы. В некоторых случаях плохая моторная производительность в дошкольном возрасте считается одним из первых ясных признаков другой коморбидности для нарушений развития, таких как РАС или СДВГ. Несмотря на то, что моторные расстройства могут возникать сами по себе, было предложено, что они часто сосуществуют с СДВГ и РАС [10] Трудности управления моторикой очень распространены у детей с РАС. DCD попадает где-то в половине всех лиц с РАС и СДВГ. Недавно исследования сосредоточились на поиске связей между DCD и РАС.[10][11][12] 

Исследование Копп показало, что школьницы с РАС и/или СДВГ, с средним или близким к среднему уровнем интеллекта, имели больше проблем с координацией моторики, чем девочки из сообщества. Четверо из пяти дошкольниц с РАС сталкивались с трудностями в координации моторики. Некоторые различия в моторной и сенсорной производительности были найдены в основных диагностических группах, с большими проблемами крупной моторики и ощущений в группе с РАС, чем в группе с СДВГ.[13] Проблемы с координацией моторики также  ассоциировались с уменьшением способности выполнять повседневные задачи. Эти результаты подтвердили, что низкий уровень адаптивных ежедневных навыков связан не только с социальными, коммуникативными и внимательными нарушениями, но и с моторными трудностями.    

Моторные тренировки с детьми с РАС

Физиотерапия для детей с расстройством аутистического спектра

Одной из менее обсуждаемых областей развития, на которые оказывают влияние дети с РАС, является управление моторикой. Задержки в развитии могут влиять на крупные и мелкие моторные навыки детей, такие как ходьба и прыжки, до более тонких моторных задач, таких как письмо или застегивание рубашки. Цель физиотерапии — собрать информацию от родителей, клинических врачей и других членов мультидисциплинарной команды. Роль физиотерапевта заключается в уходе за детьми-аутистами с двигательными нарушениями в организме (например; проблемы с контролем дыхания и уровнем координации, улучшение осанки и решение проблем с выравниванием в опорно-двигательной системе, включая деформации грудной клетки, а также проблемы с выравниванием стоп и лодыжек.[9]  

Обычно, оценки и лечения могут проводиться в различных условиях (например: дома, детские сады, общественные центры, клиники, больницы, реабилитационные центры и фитнес-центры.) Физиотерапевты также участвуют в реабилитации после травм, когда ребенок может травмироваться из-за перелома ноги и нуждается в реабилитационных процедурах. Однако физиотерапевты должны учитывать диагноз аутизма при разработке лечебных сеансов. Это связано с тем, что многие сеансы физиотерапии очень структурированы по своей природе. Обучение их комфортности и уверенности в своих телах является важной частью лечения.[9]

Сеанс физиотерапии для детей с РАС

Гидротерапия для детей с РАС

В отношении развития моторных навыков физиотерапевты утверждают, что методы обучения плаванию для детей с РАС могут привести к более быстрому усвоению этих навыков. Некоторые исследования утверждают, что гидротерапия может быть полезной формой упражнений для детей с аутизмом. Кроме того, физиотерапия, основанная на упражнениях, может быть весьма полезной для детей с аутизмом.[14]   

Акватерапия обычно используется для лечения пациентов с аутизмом. Обычно это происходит в бассейне. Давление и температура воды, оказываемые на тело, могут успокаивать ребенка с аутизмом. Вода как свойство может обеспечивать успокаивающий сенсорный ввод, в то время как ребенок выполняет упражнения, направленные на улучшение диапазона движений и общей подвижности. Теплая вода может снизить вес тела на 90%, уменьшить силу воздействия на тело, расслабить мышцы и уменьшить спастичность, делая воду идеальной средой для реабилитации тела.[14] 

 

Продвижение физического воспитания и физической подготовки для детей с РАС

Одной из причин низкого уровня участия в физическом воспитании (PE) для детей с РАС (53%) и СДВГ (38%) может быть связана с проблемами в основном диагнозе и связанными с этим моторными нарушениями.[13] В исследовании Кейрни и др. (2005) было обнаружено, что дети с DCD менее склонны быть физически активными.[15]

Утверждается, что существует необходимость в более адаптированном физическом воспитании (PE) для детей с нейропсихиатрическими расстройствами, продвигая развитие моторных навыков, уверенность в себе и физическую подготовку.[16] 

Цели устойчивого развития ООН отмечают важность развития детей в раннем возрасте, чтобы они могли полностью раскрыть свой потенциал, при этом основной упор делается на физическое развитие как критическую составляющую роста.[17] [18] Широко признано, что детям необходимо выполнять основные моторные навыки, такие как локомоторные (бег и прыжки), баланс (стояние на одной ноге), контроль объектов (ловля, бросание и пинание) и задачи мелкой моторики (использование карандаша и ножниц)[19][20] 

Например, считается, что моторные навыки формируют основу для специализированных спортивных навыков, которые являются предиктором участия в физической активности и связаны с когнитивными результатами.[20] Плохие моторные навыки также проявляются в детском ожирении, которое ассоциируется с краткосрочными и долгосрочными неблагоприятными последствиями для здоровья.[21] Более того, дефицит моторных навыков может указывать на наличие развивающего или медицинского состояния, требующего специализированного вмешательства.[22] 

Дети с РАС имеют плохую моторную производительность, поэтому рекомендуется, чтобы программы раннего вмешательства сосредоточены на моторном развитии. Физиотерапевты могут стимулировать изучение функциональных моторных навыков, чтобы помочь ребенку компенсировать нарушения моторных навыков.[23]

Значимость физического воспитания и активности для детей с РАС

[24]

Заключение

Физиотерапевтические процедуры и образование для детей с РАС важны из-за связанных с моторикой трудностей, с которыми они сталкиваются в период развития. Лечение было успешным в улучшении и снижении уровня тяжести слабого контроля мышц, что приводит к многим другим последствиям по мере их роста, если оно остается необработанным.

Физиотерапевты должны заниматься игровой терапией/вмешательствами, основанными на упражнениях, где они могут научить детей быть уверенными и комфортно чувствовать себя в своем теле.

Также необходимо учитывать, что управление детьми с РАС является многопрофильным, и физиотерапевты должны работать в тесном сотрудничестве с другими дисциплинами (врачами, эрготерапевтами, логопедами, медицинскими сестрами, педагогами и др.). Это приведет к более благоприятным результатам в будущем для многих детей с РАС.

Ссылки

  1. 1.0 1.1 Durand VM, Barlow DH. Основы аномальной психологии. Cengage Learning; 2015.
  2. 19.Lord C, Risi S, DiLavore PS, Shulman C, Thurm A, Pickles A. Аутизм в возрасте от 2 до 9 лет. Архивы общей психиатрии [Интернет]. 2006;63(6):694–701.
  3. Caronna EB, Milunsky JM, Tager-Flusberg H. Расстройства аутистического спектра: клинические и исследовательские рубежи. Архивы болезней у детей. 2008 Июня 1;93(6):518-23.
  4. Happé F, Ronald A. «Фракционированная триада аутизма»: обзор доказательств из поведенческих, генетических, когнитивных и нейронных исследований. Обзор нейропсихологии. 2008 Дек;18(4):287-304.
  5. Kinney DK, Barch DH, Chayka B, Napoleon S, Munir KM. Факторы риска окружающей среды для аутизма: способствуют ли они мутациям de novo, вносящим вклад в расстройство?. Медицинские гипотезы. 2010 Янв 1;74(1):102-6.
  6. Herbert MR. Вклад окружающей среды и физиологии, уязвимой для окружающей среды, в расстройства аутистического спектра. Текущее мнение в неврологии. 2010 Апр 1;23(2):103-10.
  7. 7.0 7.1Phetrasuwan S, Miles MS, Mesibov GB. Определение расстройств аутистического спектра. Journal for Specialists in Pediatric Nursing. 2009 Jul 1;14(3):206.
  8. Isaksen J, Diseth TH, Schjølberg S, Skjeldal OH. Расстройства аутистического спектра — действительно ли они эпидемические?. European Journal of Paediatric Neurology. 2013 Jul 1;17(4):327-33.
  9. 9.0 9.1 9.2 Jebakumar AZ. ФИЗИОТЕРАПИЯ ЛЕЧИТ АУТИЗМ: ОБЗОР.
  10. 10.0 10.1 Dewey D, Cantell M, Crawford SG. Моторные и жестовые навыки у детей с расстройствами аутистического спектра, нарушением координации развития и/или синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Journal of the International Neuropsychological Society. 2007 Mar;13(2):246-56.
  11. Green D, Charman T, Pickles A, Chandler S, Loucas TO, Simonoff E, Baird G. Нарушение двигательных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Developmental Medicine & Child Neurology. 2009 Apr;51(4):311-6.
  12. Pan CY, Tsai CL, Chu CH. Фундаментальные двигательные навыки у детей с диагнозом расстройства аутистического спектра и синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Journal of autism and developmental disorders. 2009 Dec;39(12):1694-705.
  13. 13.0 13.1 Kopp S, Beckung E, Gillberg C. Нарушение двигательной координации и другие проблемы управления моторикой у девочек с расстройствами аутистического спектра и/или синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Research in developmental disabilities. 2010 Mar 1;31(2):350-61.
  14. 14.0 14.1 Lang R, Koegel LK, Ashbaugh K, Regester A, Ence W, Smith W. Физические упражнения и лица с расстройствами аутистического спектра: систематический обзор. Research in autism spectrum disorders. 2010 Oct 1;4(4):565-76.
  15. Cairney J, Hay JA, Faught BE, Wade TJ, Corna L, Flouris A. Нарушение двигательной координации, общая самоэффективность в отношении физической активности и участие в организованных и свободных играх. The Journal of Pediatrics. 2005 Oct 1;147(4):515-20.
  16. Chan JM, Lang R, Rispoli M, O’Reilly M, Sigafoos J, Cole H. Использование вмешательств с участием сверстников в лечении расстройств аутистического спектра: систематический обзор. Research in autism spectrum disorders. 2009 Oct 1;3(4):876-89.
  17. Black MM, Walker SP, Fernald LC, Andersen CT, DiGirolamo AM, Lu C, McCoy DC, Fink G, Shawar YR, Shiffman J, Devercelli AE. Раннее детское развитие: наука на протяжении всей жизни. The Lancet. 2017 Jan 7;389(10064):77-90.
  18. Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: версия для детей и подростков: ICF-CY. Всемирная организация здравоохранения; 2007.
  19. Robinson LE, Stodden DF, Barnett LM, Lopes VP, Logan SW, Rodrigues LP, D’Hondt E. Моторная компетентность и её влияние на положительные траектории развития здоровья. Sports medicine. 2015 Sep;45(9):1273-84.
  20. 20.0 20.1 Barnett LM, Van Beurden E, Morgan PJ, Brooks LO, Beard JR. Мастерство в двигательных навыках в детстве как предсказатель физической активности в подростковом возрасте. Journal of adolescent health. 2009 Mar 1;44(3):252-9.
  21. Rivilis I, Hay J, Cairney J, Klentrou P, Liu J, Faught BE. Физическая активность и фитнес у детей с нарушением двигательной координации: систематический обзор. Research in developmental disabilities. 2011 May 1;32(3):894-910.
  22. Poon JK, Larosa AC, Shashidhar Pai G. Задержка развития: своевременное выявление и оценка. Indian pediatrics. 2010 May;47(5):415-22.
  23. Национальный институт детского здоровья и развития им. Юнис Кеннеди Шрайвер. Национальный институт здоровья США. Физическая терапия при аутизме. Министерство здравоохранения и социальных служб США; 2017.
  24. Значение моторной функции и физической активности при расстройствах аутистического спектра Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=nJIVChOpVhk [последнее посещение 10/09/2020]

Вопросы и комментарии