Введение
Сила синаптических соединений в мозге зависит от частоты их использования. Нейронные синаптические передачи, которые часто используются, становятся быстрее и эффективнее, в то время как неиспользуемые синаптические соединения будут вовлекаться в обрезку. Таким образом, воздействие различных переживаний и движений будет влиять на состав и силу нейронных сигналов в центральной нервной системе. Это называется опытом-зависимой нейронной пластичностью.[1]
Детский церебральный паралич включает непрогрессирующее повреждение центральной нервной системы плода или младенца, которое влияет на движение и положение, вызывая ограничение активности [2]. Однако вторичные изменения, связанные с неправильным и неиспользованием мышц, прогрессируют.
Ранние вмешательства физиотерапии имеют потенциал помочь ребенку выполнять движения и укреплять синаптические соединения, которые иначе были бы невозможны из-за мышечной слабости и плохого моторного контроля. Кроме того, ранние методы физиотерапии могут помочь уменьшить вторичные изменения мягких тканей, такие как мышечная жесткость и контрактуры суставов. Без таких вмешательств ребенок с церебральным параличом может не получить возможности практиковать эффективные и результативные движения, чтобы укрепить нейронные соединения, управляющие этими движениями. В результате, ребенок, вероятно, будет практиковать ограниченные, неэффективные, энергозатратные движения, которые могут помешать его/её способности двигаться и функционировать по мере роста и увеличения. Таким образом, раннее физиотерапевтическое вмешательство может помочь предотвратить укрепление неэффективных паттернов движения у ребенка с церебральным параличом за счет повторения.
Цели раннего физиотерапевтического вмешательства
- Улучшить сердечно-сосудистую форму
- Улучшить активацию мышц и силу
- Улучшить моторный контроль
- Улучшить эффективность и вариативность движений
- Сохранить длину мышц и гибкость суставов
Ранние физиотерапевтические вмешательства
Вмешательства должны состоять из повторяющихся движений, имеющих значительное использование верхних и нижних конечностей. Хотя движения должны повторяться для укрепления нейронных связей, они должны выполняться в разнообразных условиях и контекстах. Переменная практика повторяющихся движений может быть достигнута за счет выполнения действий в различных условиях (например, сидя на мягкой или твердой поверхности) и позах/позициях (например, выполнение задач с верхними конечностями стоя, сидя или на коленях). Этот вид тренировки, ориентированной на задачи, может привести к пластическим изменениям мозга ребенка, зависящим от опыта, позволяя ему укрепить и усилить соответствующие нейронные связи, которые помогут ему выполнять значимые действия в повседневной жизни. Упражнения должны включать активное усиление разгибателей и внешних ротаторов бедра, а также разгибательных мышц колена и лодыжки и удлинение сгибателей бедра и лодыжки. Пассивные методы лечения, такие как поддерживаемая растяжка, не должны становиться основным направлением лечения [3].
Примеры методов лечения в раннем младенчестве включают:
- Опору на ноги, такую как поддерживаемая стойка, переходит из сидячего в стоячее положение, приседания, подъемы
- Опору на руки равномерно, например, положить руки на пол, стену или зеркало; отжимания
- Достижение, тягу, толкание, захват, поднятие и манипулирование объектами различного размера и текстуры руками
- Действия, удлиняющие мышцы, склонные к контрактуре: переход из сидячего в стоячее положение или из приседа в стоячее для сгибателей бедра, подъем и опускание пятки для сгибателей стопы
- Упражнения на равновесие, такие как равновесие в сидячем положении с согнутыми бедрами и равновесие тела на ногах в стоячем положении
- Кардиотренировки с использованием беговой дорожки, велосипеда или воды
- Соответствующее использование терапии с индуцированным ограничением движений для стимулирования использования паретической стороны
Роль терапевта
Чтобы максимизировать обучение, движения, выполняемые ребенком, должны быть самоуправляемыми и позволять решать проблемы для достижения цели. Таким образом, крайне важно, чтобы терапевты избегали чрезмерного физического контакта, чрезмерно держа или поддерживая ребенка во время выполнения задач. Вместо этого терапевт должен использовать управление кончиками пальцев или использовать оборудование, такое как ремень, уздечка, колесный аппарат или держатели для обуви. Кроме того, терапевт должен дать возможность ребенку практиковать желаемое движение/навык таким образом, чтобы это было вызовом, но выполнимым с учетом его/её текущего физического и когнитивного уровня и способностей. Ребенок должен иметь возможность испытывать ошибки и успехи и быть мотивированным продолжать стараться овладеть желаемым навыком. Терапевт также должен позволять ребенку выполнять задачу в разнообразных условиях, чтобы навык мог быть передан в различные контексты [3].
Заключение
Детский церебральный паралич связан с повреждением мозга плода или младенца, что приводит к нарушенному и ограниченному движению и положению. Хотя повреждение мозга не прогрессирует, вторичные изменения, происходящие в костно-мышечной и нервной системах младенца, прогрессируют и могут быть подвержены влиянию раннего опыта. Ранние физиотерапевтические вмешательства могут предоставить младенцу возможность практиковать функциональные движения, которые в противном случае были бы невозможны из-за мышечной слабости и плохого моторного контроля. Практикуя значимые и эффективные навыки в различных средах, ребенок получит возможность приобрести навыки, которые позволят ему быть более независимыми в повседневной жизни и повысить его уровень участия в обществе.
Ссылки
- ↑ Nelson CA. Handbook of early childhood intervention. 2nd ed. Shonkoff JP, Meisels SJ, editors. Cambridge: Cambridge University Press.; 2000. The neurobiological bases of early intervention; p. 204–27
- ↑ Rosenbaum P, Paneth N, Leviton A, et al. A report: The definition and classification of cerebral palsy april 2006. Developmental Medicine; Child Neurology. 2007;49:8–14. Available from: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1469-8749.2007.tb12610.x/epdf
- ↑ 3.0 3.1 Shepherd RD. Cerebral Palsy in Infancy. 1st ed. Churchill Livingstone.; 2013. pp4-18, 29-45, 71-79