Раннее Развитие Ходьбы Малыша и Других Локомоторных Задач

17.08.2025
6 просмотров

Введение в походку малыша

Младенчество - это удивительное время быстрого развития навыков, и самостоятельное передвижение[1] является одним из самых важных и захватывающих этапов для детей и их воспитателей. 

Детей обычно считают младенцами, если их возраст менее или равен 12 месяцам, и малышами, если их возраст от 13 до 36 месяцев.[2] Умелое клиническое обследование и знание локомоторных этапов - это наиболее распространенные методы выявления потенциальных моторных нарушений у малышей. Начало самостоятельной походки, как правило, считается началом примерно в возрасте 12 месяцев. Однако, как отмечают Лю и др.[1], около 10% нормально развивающихся малышей могут не достигнуть самостоятельной ходьбы до 14,4 месяцев или позже. Кроме того, исследование, проведенное Всемирной организацией здравоохранения в 2006 году, показало, что самостоятельное передвижение (без поддержки) может происходить в возрасте от 8 до 18 месяцев.[3]

Пожалуйста, прочитайте эту статью, если вы хотите узнать больше о развитие походки у детей.

Понимание развития походки малышей

Лю и др. определяют походку как «паттерн движения конечностей, особенно нижних конечностей на субстрате, который может удовлетворять основную потребность в передвижении и обеспечивать тягу и поддержку для тела».[1]

Развитие походки у малышей происходит во время быстрого развития навыков, когда ребенок проходит через множество динамических и продолжающихся физических и умственных изменений. Они могут включать: (1) быстрое развитие нервной и сенсорной систем, (2) оссификацию костей и (3) появление структуры арки стопы. Кроме того, на походку малыша также могут влиять возраст, размеры тела (включая соотношение мышечной и жировой массы), созревание центральной нервной системы и постуральная стабильность головы и туловища.[1]

Развитие навыков ходьбы

Малыши должны сначала научиться стоять самостоятельно, прежде чем делать свои первые шаги, часто начиная с стояния с поддержкой рук и постепенно переходя к стоянию без посторонней помощи.

Первоначальные шаги характеризуются (1) широкой базой поддержки, (2) короткой длиной шага, (3) высокой походкой, и (4) ударом по стопе с плоской стопой или перед стопой, а руки удерживаются в высокой защищенной позиции (плечи в отведении, а локти согнуты)

С практикой и воздействием, паттерн походки малыша начинает напоминать более зрелый паттерн, наблюдаемый у маленьких детей. Эти изменения включают:

  • уменьшение базы поддержки
  • уменьшение времени, проведенного в двойной поддержке ногами во время цикла шагания
  • увеличение длины шага и каденции
  • удар пяткой начинает появляться около возраста двух лет
  • появляется маховое движение рук

Толкающие силы в походке малыша

  • Исследование Бриля и др.[4] исследовало антеропостериальные силы, создаваемые во время ходьбы малышей, подчеркивая необходимость контролировать толкающие силы, регулируя расстояние между центром массы (CoM) и центром давления (CoP).
  • Характеристики ходьбы малышей и силы толчка были измерены, показав быстрое увеличение расстояния CoM-CoP с увеличением скорости на начальных этапах ходьбы.[4]

Обучение навигации по различным местностям

Малыши наблюдают и адаптируются к нахождению ступеней и различным местностям. Это требует опыта и иногда падений, поскольку они учатся преодолевать ступени и другие препятствия различной высоты.

  • Адольф и др. отмечают естественный режим практики малышей, который включает в себя переменную и распределенную по времени практику.[5]
    • Это исследование показывает, что малыши участвуют в переменной практике, совершая короткие серии шагов с последующими периодами отдыха, исследуя различные движения, поверхности и направления во время передвижения.
    • Эта изменчивость в практике помогает малышам развить перцептивно-моторную систему, способную к изменениям, позволяя им адаптироваться и учиться ходить в постоянно меняющихся условиях.
    • Практика распределенная по времени более эффективна, чем единичная практика, так как интервальные периоды отдыха позволяют консолидировать обучение, снять усталость и модернизировать мотивацию.
    • Переменная практика приводит к более высокой гибкости и более широкому переносу, чем блокированная практика, так как выполнение различных движений в различных контекстах помогает учащимся идентифицировать релевантные аспекты окружающей среды, требующие внимания.

Развитие фундаментальных локомоторных навыков

Вдобавок к обучению перемещаться по различным местностям, малыши осваивают ряд фундаментальных локомоторных навыков, позволяющих им преодолевать различные препятствия, с которыми они сталкиваются. Эти навыки могут включать: (1) на преодоление различных текстур поверхностей (например, скользких или неровных), (2) восхождение на наклоны и ступени, (3) подъем предметов и прохождение над препятствиями, (4) бег,[6] (5) быстрое торможение и изменение направления, (6) прыжки и (7) перенос и маневрирование большими или тяжелыми предметами.[7][8]

Реабилитационные соображения для неходячих детей

Использование устройств для поддержания стояния и ходунков является полезным для неходячих детей с церебральным параличом, предоставляя возможности для стояния и способствуя подвижности.[9]

  • Интервенции поддержания стояния рекомендуются, начиная с возраста 9-12 месяцев для детей с более высокими уровнями Классификация крупной моторной функции (GMFCS), чтобы улучшить функции и снизить сидячее поведение.
  • Устройства для пешкольной руки на земле помогают в активном движении, эмоциональном развитии и общении. Однако адекватная поддержка и меры безопасности необходимы, противопоказаниями являются боль и изгибание во время опоры на вес.[10]

Влияние мышечной гипотонии и гипермобильности суставов

Мышечная гипотония и гипермобильность суставов, которые распространены при нарушениях развития моторики, могут влиять на стабильность лодыжки и стояние. Оценка на торсию голени важна для понимания вопросов выравнивания нижних конечностей.[11]

  • Использование ортопедических средств, таких как супрамалеолярные протезы (SMOS), рекомендуется для стабилизации положения стопы, но баланс между использованием ортопедических средств и хождением босиком для сенсорных ощущений является жизненно важным. Доказательства подтверждают эффективность ортопедических средств в улучшении функции, стабильности и независимости у детей с гипотонией и гипермобильностью суставов.[12][13]

Заключение

Развитие походки у малышей включает в себя переход от самостоятельного стояния к шагам, адаптацию к различным местностям и постоянное обучение и корректировку локомоторных навыков через переменную практику и исследования. Исследования подчеркивают важность естественных, переменных режимов практики, позволяющих малышам выработать адаптивные локомоторные поведение и развить сенсомоторную систему, способную реагировать на изменения окружающей обстановки.

Интервенции, такие как устройства для поддержания стояния, ходунки и ортопедические средства, играют важную роль в улучшении подвижности, стабильности и общего качества жизни детей с нарушениями развития моторики. Оценка и индивидуальные планы лечения имеют решающее значение для удовлетворения специфических потребностей ребенка.

Дополнительные ресурсы

Литература

  1. 1.0 1.1 1.2 1.3 Liu W, Mei Q, Yu P, Gao Z, Hu Q, Fekete G, et al. Биомеханические характеристики походки типично развивающегося малыша: обзор. Дети (Базель, Швейцария). 2022;9(3):406.
  2. Ислам, G.M.R. Связь между социально-экономическим статусом и анемией у детей младшего и дошкольного возраста в Бангладеше. Value Health Reg. Issues 2020;21:141-8.
  3. Martorell R. de Onis M. Martines J. Black M. Onyango A. Dewey K. Исследование ВОЗ по двигательному развитию: окна достижений для шести грубых моторных навыков. WHO MULTICENTRE GROWTH REFERENCE STUDY GROUP1,2 1. Acta Pediatrica. 2006. Suppl 450:86-95.
  4. 4.0 4.1 Bril B, Dupuy L, Dietrich G, Corbetta D. Научение регулированию передне-задней тяги во время ходьбы: необходимый навык для освоения прямостоящей локомоции у малышей. Экспериментальные исследования мозга. 2015 Oct;233:2903-12.
  5. Adolph KE, Cole WG, Komati M, Garciaguirre JS, Badaly D, Lingeman JM, Chan GL, Sotsky RB. Как вы учитесь ходить? Тысячи шагов и десятки падений в день. Психологическая наука. 2012 Nov;23(11):1387-94.
  6. Bach MM, Zandvoort CS, Cappellini G, Ivanenko Y, Lacquaniti F, Daffertshofer A, Dominici N. Развитие бега не связано с временем, прошедшим с начала самостоятельной ходьбы, лонгитюдное исследование. Frontiers in Human Neuroscience. 2023 Feb 16;17:1101432.
  7. Cole WG, Adolph KE. Научение движению в изменяющемся теле в изменяющемся мире. Интегративная и сравнительная биология. 2023 Sep;63(3):653-63.
  8. Элоди H, Barbu-Roth M, Ман-Куонг D, Бастьен B, Каролин T. Генерация вариативности из моторных примитивов в процессе развития локомоции у младенцев. eLife. 2023;12.
  9. McLean LJ, Paleg GS, Livingstone RW. Интервенции для поддержки стоячего положения для детей и молодых людей с неходячим церебральным параличом: обзор. Developmental Medicine & Child Neurology. 2023 Jun;65(6):754-72.
  10. Livingstone RW, Paleg GS. Использование наземных поддерживающих устройств для неходячих детей, подростков и взрослых с церебральным параличом: обзор. Disabilities. 2023 Mar 28;3(2):165-95.
  11. Van Aswegen M, Czyż SH, Moss SJ. Профиль и развитие нижней конечности у детей, говорящих на сетсване, в возрасте от 2 до 9 лет. Международный журнал экологических исследований и общественного здоровья. 2020 May;17(9):3245.
  12. Weber A, Martin K. Эффективность ортезов для детей с гипотонией: систематический обзор. Педиатрическая физическая терапия. 2014 Apr 1;26(1):38-47.
  13. Пэйлег G, Ромнесс M, Ливингстон R. Интервенции для улучшения сенсорных и двигательных результатов у маленьких детей с центральной гипотонией: систематический обзор. Журнал педиатрической реабилитационной медицины. 2018 Jan 1;11(1):57-70.

Вопросы и комментарии