Введение
Младенческие вехи — это специфические поведения, которые отражают этапы роста и развития. Вехи крупной моторики связаны с крупными мышцами и обычно происходят в определенные временные рамки. Но, несмотря на существование общих временных рамок для развития моторики, важно отметить, что приобретение навыков может варьироваться, и каждый ребёнок развивается в своём собственном темпе. Кроме того, различия в воспитании детей могут вызывать вариации в развитии моторных навыков - ожидания, культурные убеждения и практики влияют на воспитание детей и предоставляют детям различные опыты и возможности для практики навыков.[1]
Прогрессия вех крупной моторики происходит в предсказуемом порядке. Дети развиваются сверху вниз, улучшая контроль верхней части тела перед контролем нижней части. Каждый новый навык строится на предыдущем навыке - например, стояние предшествует ходьбе.[2] Развитые крупные моторные навыки в вертикальном положении могут проявляться только после того, как ребёнок научится самостоятельно сидеть и сможет переходить в и из сидячего положения.
Зависимое стояние
Примерно в 4-5 месяцев дети могут начать стоять с передней или верхней поддержкой (то есть зависимое стояние).[3] Они ещё не могут самостоятельно передвигаться в вертикальном положении, но могут начать исследовать этот шаблон в своих движениях.[3] Внешняя поддержка необходима из-за недостаточно развитых реакций равновесия и неправильного передне-заднего выравнивания при опоре.[4][5]
Во время ходьбы с поддержкой за руки примерно в 7 месяцев младенцы имеют широкую базу поддержания, умеренное разведение ног, внешнюю ротацию бедер и пронированные стопы. Количество пронации коррелирует с уровнем абдукции и внешней ротации бедер. На этом этапе бедра и колени ребёнка будут согнуты при практике ходьбы с поддержкой за руки.[4]
Высокое колено
В возрасте около 7-9 месяцев младенцы начинают становиться на колени с передней поддержкой. Они могут продвигаться из позиции на четвереньках в положение высокого колена, используя опорную поверхность.[3]
Подтягивание в стоячее положение
С 8 до 10 месяцев младенцы начинают подтягиваться в стоячее положение с поддержкой руками.[6] Движение инициируется верхними конечностями. В вертикальном положении ребёнок будет держаться за опору (например, за ограждения кроватки) и прыгать, взаимодействуя с окружающей средой. Во время этих ранних экспериментов по подтягиванию в стоячее положение младенцу трудно снова сесть - он ещё не развил эксцентричный контроль бедер и колен, необходимый для опускания на землю. Когда устанет, он просто отпустит и сядет.[4]
К 10 месяцам младенцы главным образом используют нижние конечности для выполнения движения подтягивания в стоячее положение с минимальным усилием рук. Верхние конечности используются преимущественно для баланса. Они встают, перемещаясь из положения высокого колена (т.е. положение на коленях) в положение полуклонирования (т.е. стоя на одном колене). Эта же постуральная последовательность используется для того, чтобы вернуться обратно на пол.
Чтобы перейти из положения высокого колена в полуклонирование и затем в стоячее положение, ребёнок выполняет следующие шаги:
- широкая база поддержания
- смещение веса на одну сторону
- удлинение туловища на стороне, на которую перемещается вес
- освобождённая нога перемещается вперед и стопа помещается на пол в положении полуклонирования
- используются экстензоры бедра и колена для преодоления гравитации и перехода в стоячее положение[4]
С практикой эти движения становятся быстрыми и очень контролируемыми. Когда ребёнок способен подтягиваться в стоячее положение, он будет часто приседать и играть, передвигаясь между мебелью и полом. Когда ребёнок перемещается из приседа в стояние и обратно, происходит коконтракция мускулатуры голеностопа, что увеличивает стабильность.[4]
Круизинг
Около 10 месяцев младенцы начинают совершать шаги в сторону, держась за мебель в качестве поддержки. Это поддерживающее боковое движение называется круизингом. Младенцы могут перемещаться вдоль мебели, такой как диваны или столы, и в итоге начинают переходить между предметами мебели, таким образом исследуя пространство в комнате. Во время круизинга сгибание бедер и колен меньше, а передне-заднее выравнивание улучшается. Баланс улучшается, когда ребёнок начинает поднимать руку и поворачивать тело. Он может даже сделать 1-2 шага без поддержки верхними конечностями. В конечном итоге ребёнок будет стоять самостоятельно, отпуская опору.[4]
Круизинг способствует укреплению нижних конечностей ребёнка, в частности, абдукторов/аддукторов бедра и эверторов/инверторов голеностопа. В этот период плантарный рефлекс захвата может всё ещё присутствовать, хотя и значительно ослаблен. Полное исчезновение рефлекса необходимо для развития самостоятельной, не подкрепляемой ходьбы.[4]
Независимое Передвижение
Дети начинают ходить самостоятельно в возрасте от 10 до 15 месяцев.[4] Их походка прогрессирует со временем по мере накопления опыта. Особенности, которые вы можете наблюдать по мере развития ходьбы, перечислены ниже.
Начальная Походка
- Согнутые бедра и колени
- Отведение и наружная ротация бедер
- Широкая база поддержки
- Пронированные стопы
- Нет удара пяткой
- Верхние конечности часто в положении высокой охраны[4][7]
- Отведенные плечи от тела (на высоте головы)
- Согнутые локти
- Руки высоко подняты
- Циркумдукция ноги
- Может наблюдаться походка с высокими подъемами и плоское стопо-хождение[3]
Прогресс Походки 1
- Верхние конечности в положении средней охраны
- Плечи отведены в стороны (близко к высоте плеча)[3]
- Согнутые локти
- Руки чуть выше талии и стабилизированы против тела
- Пальцы направлены вверх[4]
Прогресс Походки 2
- Верхние конечности могут расслабляться в положении разгибания плеч и висеть сбоку ребенка
- Развивается взаимное размахивание руками при ходьбе
- Увеличение разгибания бедра и колена
- Уменьшение отведения бедра
- Уменьшение наружной ротации бедра
- Сужение базы поддержки
- Нейтральная пронация/супинация стоп
- Удар пяткой, толчок (около 2 лет)[4][3]
**Походка ребенка продолжает развиваться до возраста 7-9 лет. На этом этапе их походка напоминает походку взрослого.[3]
**Дети активируют больше моторных единиц, чем взрослые, что свидетельствует о меньшем контроле и более слабых мышцах.[8]
Параметры Походки
Параметры походки, такие как длина шага и шага, скорость и ритм, будут меняться по мере роста и развития ребенка.[4]
- Длина шага: Измеряется от удара пяткой на одной ноге до удара пяткой на противоположной ноге.
- Длина шага: Измеряется от удара пяткой на одной нижней конечности до удара пяткой на той же конечности. Длина шага примерно вдвое больше длины шага.
- Скорость:Расстояние, покрываемое за определенное время. Скорость коррелирует с длиной шага или шага. В возрасте от 1 до 3 лет скорость ребенка увеличивается по мере увеличения длины шага и шага.[4]
- Каденс: Количество шагов в минуту. Во время начальной самостоятельной ходьбы ребенок проводит очень мало времени на одной ноге из-за недостатка силы и устойчивости в бедрах. Это уменьшение времени стойки приводит к высокому ритму. По мере увеличения их силы и баланса со временем увеличивается время стойки на одной ноге, что приводит к снижению ритма.[4]
Лестницы
Многие факторы играют роль в способности ребенка преодолевать лестницы. Одним из ключевых факторов является возможность. У некоторых детей нет лестниц в доме, и поэтому они могут не иметь шанса практиковать этот этап.[4] Те, у кого есть лестницы, скорее всего, поднимаются по лестнице в более молодом возрасте.[9]
Сначала, при подъеме по лестнице ребенок будет ставить обе ноги на каждую ступеньку. Чередование ног при подъеме по лестнице обычно не происходит до возраста 3 лет.[4] Поддержка верхних конечностей меняется по мере прогресса подъема по лестнице. Сначала ребенок будет зависеть от поддержки верхних конечностей с помощью поручня или взрослого. По мере их прогресса поддержка верхних конечностей больше не требуется.[4]
Этапы развития у детей 3-6 лет
- Прыжки
- как только они могут одновременно оторваться от пола обеими ногами
- происходит около 3 лет
- Езда на трехколесном велосипеде
- нужно координировать движения обеими ногами
- нужно поддерживать стабильность и контроль туловища
- происходит около 3 лет
- Прыгание на одной ноге
- происходит около 4 лет
- Галопирование
- происходит около 4 лет
- Скакалка
- происходит около 5-6 лет[3]
Ресурсы
- Учимся Стоять
- Грубые Моторные Этапы у Младенцев 0-14 Месяцев
- Развитие Навыков Сидения
Ссылки
- ↑ Karasik LB, Robinson SR. Вехи или камни: как стандартные оценки скрывают культурные вариации и вводят в заблуждение политику, направленную на развитие детей младшего возраста. Политические инсайты из поведенческих и нейронаук. 2022 Мар;9(1):57-64.
- ↑ Newell KM. Что такое фундаментальные моторные навыки и что в них фундаментального? Журнал обучения и развития моторики. 2020 Июл 25;8(2):280-314.
- ↑ 3.0 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 Eskay K. Курс продвинутых грубых моторных навыков. Plus, 2023.
- ↑ 4.00 4.01 4.02 4.03 4.04 4.05 4.06 4.07 4.08 4.09 4.10 4.11 4.12 4.13 4.14 4.15 4.16 4.17 Tecklin JS, редактор. Педиатрическая физическая терапия. Lippincott Williams & Wilkins; 2008.
- ↑ Thurman SL, Corbetta D. Изменение осанки и интерактивного поведения по мере перехода от сидения к ходьбе у младенцев: длительное исследование. Фронтиры в психологии. 2019 Апр 12;10:822.
- ↑ Versfeld P. Обучение стоять - курс по развитию и тренировке. Plus, 2023.
- ↑ Price C, Morrison S. Что происходит с ногами малышей, когда они учатся ходить? Фронтируем для юных умов. 2023 Янв 6.
- ↑ Dewolf AH, Sylos Labini F, Ivanenko Y, Lacquaniti F. Развитие движений, связанных с локомоцией, в раннем младенчестве. Фронтиры клеточной нейронауки. 2021 Янв 21;14:623759.
- ↑ Berger SE, Theuring C, Adolph KE. Как и когда младенцы учатся подниматься по лестнице. Поведение и развитие младенцев. 2007 Фев 1;30(1):36-49
```