Введение
Детский церебральный паралич — это наиболее распространённое физическое нарушение у детей, возникающее в результате повреждения развивающегося мозга плода или младенца[1]. Его проявления различаются у разных людей и могут включать проблемы с опорно-двигательной системой, когнитивные, коммуникативные и/или поведенческие проблемы[2]. С учетом увеличения числа выживаемости детей с ДЦП, увеличивается и число взрослых с этим заболеванием. Однако уровень заболеваемости и смертности среди взрослых из-за сердечно-сосудистых, цереброваскулярных заболеваний и рака выше среди населения с ДЦП по сравнению со здоровыми людьми. Хотя причина этого остается неясной, существует возможность, что снижение уровня физической активности в популяции с ДЦП частично является причиной более высокого уровня смертности и заболеваемости[3]. Данные об эффективности регулярной физической активности (ФА) в предотвращении вышеупомянутых заболеваний, а также в улучшении физического и психического здоровья широко известны[4].
Проведено много исследований, изучающих барьеры и факторы, способствующие участию в физической активности как в общей популяции, так и среди людей с ограниченными возможностями.
На этой странице обобщаются несколько исследований, в которых изучались барьеры и факторы, способствующие участию в физической активности у лиц с детским церебральным параличом в разных возрастных группах. В двух исследованиях участвовали дети и подростки с ДЦП[5][6]; в двух других — дети и подростки с ДЦП и их родители[7][8]; в одном исследовании участвовали взрослые с ДЦП[9]; в одном исследовании принимали участие взрослые с ДЦП и их опекуны[10]. У лиц с ДЦП, участвовавших в этих исследованиях, были разные степени тяжести заболевания; от I до V уровня по Шкале классификации функций крупной моторики (GMFCS), от отсутствия до глубокой интеллектуальной недостаточности, с или без затруднения в общении, и с разными уровнями подвижности.
Из всех выявленных факторов, влияющих на участие в ФА, барьеры и вспомогательные факторы ФА можно разделить на физиологические, психологические и экологические. Ниже представлены факторы, влияющие на участие в ФА детей, подростков и взрослых с ДЦП.
Физиологические факторы
Препятствие: Боль как результат физической активности или другого лечения (например, вспомогательные устройства или хирургические процедуры)[5][6][8][9]. Время восстановления после операции также может вызывать потерю силы и навыков, что затрудняет возобновление физической активности.
Фасилитатор: Положительные физические эффекты упражнений/физической активности, такие как улучшение силы, ловкости, выносливости, формы тела и массы тела, могут способствовать устойчивому участию в физической активности[6][9].
Психологические факторы
Препятствия:
1. Плохое понимание преимуществ и важности физической активности. Некоторые люди сообщили, что они ассоциируют физическую активность с болью, дискомфортом и монотонностью[5][9]. Другие люди сообщили, что они сомневаются в важности физической активности и не уверены в ее эффектах[9].
2. Негативные самосознательные мысли. Люди могут чувствовать смущение, демонстрируя физическую неспособность перед другими людьми[5][6] и испытывать дискомфорт, если физическая активность подчеркивает их тело как дисфункциональное[9]. Индивиды также сообщили, что испытывают чувство вины перед своими опекунами, когда им нужно просить о помощи во время физической активности[7].
Фасилитаторы:
1. Хорошее понимание преимуществ и важности физической активности. Многие исследования подчеркнули, что осознание и вера в важность и преимущества физической активности могут перевесить боль от физической активности и других процедур, тем самым позволяя участвовать в физической активности[5][6][7][9].
2. Получение удовольствия от физической активности и положительные эмоции как результат упражнений. И дети, и взрослые сообщили, что удовольствие позволяет и поддерживает их участие в физической активности. Дети, скорее всего, будут участвовать в досуговой физической активности. В то время как взрослые сообщили, что интеграция физической активности с досуговыми мероприятиями позволяет им участвовать.
3. Физическая активность, улучшающая самоэффективность. Самоэффективность, проявляемая в физической активности, становится мотивацией для индивида продолжать участие. Некоторые люди предпочитают программы физической активности, которые сосредоточены на самой активности, а не на улучшении телесных недостатков[9]. Некоторые люди предпочитают программы физической активности, которые соответствуют их интересам и в которых они хороши[5][8][9]. И дети, и взрослые сообщают, что физическая активность также может быть возможностью испытать свои тела как способные и компетентные.
Факторы окружающей среды
Барьеры:
1. Отсутствие осознания важности физической активности у опекуна. Если опекун считает физическую активность неважной и не влияющей на состояние человека с ДЦП, то у человека будет меньше шансов участвовать в физической активности[7][10].
2. Чрезмерная защита со стороны опекуна. Когда опекуны считают, что человек уязвим и физическая активность ухудшит его состояние, это снижает вероятность участия человека в физической активности[5][7][8].
3. Общая неосведомленность о специфических потребностях населения с ДЦП. Недостаток информации о возможностях физической активности в сообществе и подходящей физической активности для людей с ДЦП рассматривались как барьеры для участия. Более того, отсутствие компетентных тренеров/профессионалов с достаточными знаниями о ДЦП, хорошими навыками общения и позитивным отношением также сообщается как преграды для участия в физической активности[5][6][7][8][9][10].
4. Недостаток адаптивных ресурсов. Сообщается о недоступности, ограниченном времени, плохом качестве оборудования и удаленности имеющихся ресурсов как о барьерах для участия в физической активности[5][6][7][8][9][10]
Стимулы:
1. Осведомленность опекунов о важности физической активности. Осознание и вера родителей в важность физической активности[7]; поддержка родителей, учителей и терапевтов[5]; и стиль жизни, а также настойчивость родителей в отношении физической активности[7] сообщаются как факторы, способствующие участию людей в физической активности.
2. Поддержка и участие опекунов в физической активности способствует участию человека[5][6].
3. Социальное принятие и включение населения с ДЦП. Физическая активность рассматривалась как возможность почувствовать принадлежность к группе[6]. Следовательно, информация о возможностях адаптивной физической активности в школах и сообществах сообщалась как фактор, способствующий участию в физической активности[5][7][9][10].
4. Доступность адаптивных ресурсов и компетентных профессионалов с достаточными знаниями о ДЦП и инвалидности[5][6][7][8][9][10]
Дети в исследовании сообщили, что для них было трудно не отставать физически от своих сверстников по мере взросления[8]. В то же время взрослые сообщили, что они испытывали разрыв в участии в физической активности в подростковом возрасте[9]. Это показывает, что переходный период между детством и взрослой жизнью представляет собой большую проблему для людей с ДЦП в отношении поддержания их участия в физической активности. Это может быть связано с отсутствием возможностей для физической активности за пределами школьной среды, отсутствием последующего наблюдения после ухода из детского ухода и личными факторами, такими как изменение приоритетов, влияние сверстников и повышенная забота о социальном принятии[11].
Ресурсы
Физическая подготовка и упражнения для взрослых с церебральным параличом: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Рекомендации по упражнениям и физической активности для людей с церебральным параличом
Ссылки
- ↑ Кригер К. Детский церебральный паралич: Обзор. Am Fam Physician 2006;73(1):91-100.
- ↑ Мартин Бакс, Мюррей Гольдштейн, Питер Розенбаум, Алан Левитон, Найджел Панет, Бернард Дан, Бо Якобссон, Дайан Дамиано, Исполнительный комитет по определению детского церебрального паралича. Предложенное определение и классификация детского церебрального паралича, апрель 2005. Developmental Medicine & Child Neurology 2005;47(8):571-.
- ↑ Страусс Д, Кейбл В, Шавелл Р. Причины избыточной смертности при детском церебральном параличе. Developmental Medicine & Child Neurology 1999;41(9):580-5.
- ↑ Уорбертон Д, Никол CW, Бредин С. Польза для здоровья от физической активности: Доказательства. Cmaj 2006;174(14):801-809.
- ↑ 5.00 5.01 5.02 5.03 5.04 5.05 5.06 5.07 5.08 5.09 5.10 5.11 5.12 Лаурушкус К, Нордмарк Е, Халльстрём И. "Это весело, но ..." дети с детским церебральным параличом и их опыт участия в физических активностях. Disabil Rehabil 2015 02/15;37(4):283-9.
- ↑ 6.06.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 Conchar L, Bantjes J, Swartz L, Derman W. Барьеры и факторы, способствующие участию в физической активности: опыт группы южноафриканских подростков с церебральным параличом. J Health Psychol 2016 02;21(2):152-63.
- ↑ 7.00 7.01 7.02 7.03 7.04 7.05 7.06 7.07 7.08 7.09 7.10 Verschuren O, Wiart L, Hermans D, Ketelaar M. Идентификация факторов, способствующих и препятствующих физической активности у детей и подростков с церебральным параличом. J Pediatr 2012 09;161(3):488-94.
- ↑ 8.0 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 Shimmell LJ, Gorter JW, Jackson D, Wright M, Galuppi B. 'Участие мотивирует его': Опыт физической активности молодежи с церебральным параличом и их родителей. Phys Occup Ther Pediatr 2013 11;33(4):405-20.
- ↑ 9.00 9.01 9.02 9.03 9.04 9.05 9.06 9.07 9.08 9.09 9.10 9.11 9.12 9.13 Sandström K, Samuelsson K, Öberg B. Предпосылки для проведения физиотерапии и физической активности - опыт взрослых с церебральным параличом. Disabil Rehabil 2009 02;31(3):161-9.
- ↑ 10.0 10.1 10.2 10.3 10.4 10.5 Heller T, Ying G, Rimmer J, Marks BA. Определение факторов, влияющих на занятия спортом у взрослых с церебральным параличом. Public Health Nursing 2002;19(3):223-31.
- ↑ Martins J, Marques A, Sarmento H, da Costa FC. Взгляды подростков на барьеры и факторы, способствующие физической активности: систематический обзор качественных исследований. Health Education Research 2015;30(5):742–755.