Введение
Повседневная активность (ADLs) может быть классифицирована на личную и инструментальную активность. Личная повседневная активность включает навыки, необходимые для управления физическими потребностями, такими как уход за собой и личная гигиена, одевание, испражнение и контроль за функциями организма, перемещение и передвижение, и питание.[1] Инструментальная активность повседневной жизни (IADLs) включает более сложные задачи, связанные с возможностью жить самостоятельно в сообществе, такие как домашние задачи, отдых, воспитание детей, покупки и управление финансами и лекарствами.[2]
Понимание способности пациентов с травмой спинного мозга выполнять повседневные дела важно при планировании их реабилитации и управлении их долгосрочным уходом. Функциональные нарушения значительно различаются среди людей с травмой спинного мозга, и они могут по-разному влиять на качество жизни.[2] Некоторые исследования предполагают, что травма спинного мозга является причиной значительного ухудшения качества жизни и функциональных ограничений. Другие факторы, влияющие на качество жизни, включают интенсивность боли, уровень травмы и образовательный статус.[2][3]
Эта статья содержит дополнительные заметки для курса Плюс Венди Олофсе о Повседневной Активности, Самообслуживании и Модификациях Домашних Условий для Людей с Травмой Спинного Мозга.
Повседневная деятельность (ADL)
Уровень травмы и выбранные ADL
Прием пищи и питье
C1-4:
- Полная помощь в приеме пищи
- Самостоятельный прием жидкости с помощью ассистивной технологии
- Пример: Система питья без рук
C5:
- Настройка ассистивной технологии для приема пищи
- Пример: Унверсальная манжета (U-cuff) и шина для разгибания запястья
- Самостоятельный прием жидкости с помощью ассистивной технологии
- Примеры: Добавление крючков к бутылкам или чашкам, добавление соломинки, если бутылка или чашка не могут быть подняты достаточно высоко
C6 и C7:
- Самостоятельный прием пищи с помощью ассистивной технологии:
- Примеры: захват тенодезиса, использование U-cuff, можно также использовать столовые приборы с кольцами и, возможно, заплести столовые приборы между пальцами
- Самостоятельный прием жидкости:
- Примеры: захват тенодезиса или использование крючков. Необходимо избегать ожогов при удержании горячих напитков
C8-T1:
- Самостоятельный прием пищи и питья
- Может управляться со стандартными столовыми приборами или может понадобиться утолщенные ручки
Уход за собой
C1-4:
- Полная помощь в уходе за собой
C5:
- Умеренная помощь при некоторых задачах ухода с использованием универсальной манжеты и шины для разгибания запястья из-за отсутствия активного разгибания запястья
C6-7:
- Свобода во многих задачах ухода с использованием U-cuff или переплетения инструментов между пальцами
- Использование захвата тенодезиса для удержания мелких предметов при наличии разгибания запястья; редко используется для удержания более тяжелых предметов, так как это будет слишком слабым
C8-T1:
- Свобода во всех задачах - может потребоваться утолщенные ручки для некоторых задач
Одевание
C1-4:
- Помощь во всех аспектах одевания, но они могут самостоятельно направлять своего помощника в выборе одежды, которую они хотели бы надеть
C5:
- Может вставлять руки в рукава, но в целом нуждается в помощи во всех других аспектах одевания
C6:
- Может стать самостоятельным во всех аспектах одевания, но требует обширной практики и модификаций одежды
C7-C8:
- Самостоятельно с практикой
Принятие душа
C1-4:
- Помощь во всех аспектах купания - может самостоятельно направлять процесс купания
C5:
- Может мыть части своего тела с использованием вспомогательных технологий и держать адаптированный ручной душ для полоскания тела, но в целом нуждается в помощи во всех других аспектах купания
C6:
- Может стать самостоятельным во всех аспектах купания благодаря обширной практике, с использованием подходящих вспомогательных технологий и окружающей среды, способствующей независимости
C7-C8:
- Самостоятельно с практикой
Использование туалета
C1-C6/C7:
- Обычно используется надлобковый катетер, но некоторые мужчины с травмой на уровне C6/7 могут научиться самостоятельно катетеризоваться
Ниже T1:
- Обычно периодическая самокатетеризация
- Обратите внимание, что для того, чтобы женщины могли самостоятельно катетеризоваться, им также необходимо хорошее равновесие, а также другие факторы, такие как спастичность и форма тела, могут также влиять на их способность быть независимыми в самокатетеризации
- Навыки, которые необходимо практиковать для успешности при периодической самокатетеризации, включают:
- Одевание в инвалидной коляске
- Мытье рук/практика хорошей гигиены рук
Управление мочевым пузырем:
Необходимо решить следующие проблемы:
- Задержка мочи - не может контролировать мышцу сфинктера мочевого пузыря, поэтому не может выделять мочу по команде - происходит протекание
- Не может почувствовать, когда хочется мочиться/когда пузырь полон
Решение: Регулярно опорожнять мочевой пузырь с использованием подходящего и безопасного метода.
Управление кишечником:
Эта статья представляет собой руководство по управлению нейрогенной дисфункцией кишечника при травме спинного мозга.[4]
Посмотрите это видео, чтобы узнать о адаптивных инструментах, которые помогут пациентам со слабостью рук успешно управлять программой кишечника.
Уход за давлением
Техники изменения положения: следует выполнять каждые 15-30 минут, и следует использовать подходящую технику.
Наклон вперед обычно используется для ухода за давлением, и это то положение, которое мы рекомендуем.
Боковой наклон может быть трудным, и подлокотник может ограничивать движение, поэтому он обычно используется людьми с низкой параплегией.
Техника выпадения не рекомендуется, так как она может повлиять на плечи человека и не всегда достаточна для облегчения давления.
C1-C5:
- Требуется помощь для облегчения давления с использованием техники наклона вперед
- Могут самостоятельно облегчать давление, наклоняя свою электрическую инвалидную коляску, но инвалидная коляска должна быть способна наклоняться как минимум на 50 градусов
- Учитывайте диапазон наклона при заказе электрической инвалидной коляски для пациента с высокой тетраплегией
- Помощник может также вручную наклонять инвалидную коляску назад для облегчения давления
Изменение положения в кровати также важно, даже когда используются воздушные матрасы. Лица с травмой спинного мозга должны менять положение каждые два часа.
Примеры поверхностей для распределения давления включают:
- матрас
- подушка инвалидной коляски
- мягкая поверхность для туалета
Коммуникация
C1-4:
- Используют сохраненные функции головы, шеи, рта и голоса и ассистивные технологии:
- Примеры включают ротовой или головной палец, громкоговоритель, наушники, сенсорный экран, систему крепления на инвалидной коляске и больничной койке
- Могут подписывать документы, держа ручку во рту, переворачивать страницы, если документ или книга помещены на подходящую подставку для чтения, и использовать ротовой палец
C5-7:
- Используют функциональные навыки с помощью ассистивных технологий:
- Примеры включают использование U-cuff и шины для письма (для человека с травмой спинного мозга C6/7), громкоговоритель, большие кнопки на телефоне, сенсорный экран, наушники, поводок (чтобы предотвратить падение телефона); стилус или шина для пальцев, чтобы использовать с сенсорным экраном, крючок на телефоне, чтобы помочь поднять его к уху (не так часто используется сейчас, так как технологии значительно улучшились)
C8:
- В целом может обойтись без вспомогательных средств, может потребоваться устройство для письма с утолщенной ручкой
- Может использовать компьютер; адаптации для компьютера не требуются, но могут рассмотреть альтернативы мыши и клавиатуры
- Может использовать шины для набора текста, ротовые или головные пальцы
- Может рассмотреть программное обеспечение для голосового диктования
Инструментальные виды повседневной деятельности
Домашние задачи
C6:
- Может самостоятельно выполнять легкие работы по дому[6]
C7:
- Способен выполнять домашние обязанности с меньшим количеством адаптивных приспособлений для самостоятельной жизни[6]
Рассмотрите возможность обучения людей с повреждением спинного мозга следующим адаптациям для помощи в выполнении домашних заданий:[1]
- При использовании тряпки/швабры/щетки с ограниченной функцией рук используйте одну с крючком на рукоятке. Вы можете зацепить свой большой палец через крючок для улучшения захвата
- Используйте ладонь для нажатия на распылитель, если функция рук ограничена
- Используйте чистящую губку и палку для мытья ванны
- Храните чистящие средства вместе в корзине, которую можно положить на колени
Родительство
Для выполнения родительских обязанностей, человеку с повреждением спинного мозга могут быть полезны следующие рекомендации.
Перевозка и переноска ребенка
- Подумайте о балансе, осанке, изменениях давления на подушке инвалидного кресла, безопасности и перемещениях. При использовании переносок следите за усилением болей в плечах и спине
- Когда используете переноски, рюкзаки и поясные ремни, убедитесь, что можете их открыть и закрыть
- Рассмотрите альтернативные методы переноса
- При перемещении ребенка убедитесь, что вы как можно ближе к поверхности, чтобы повысить устойчивость и безопасность и уменьшить риск травмы
- Положите подушку себе на колени для переноса ребенка
- При опускании ребенка на землю используйте локти на коленях. Когда вы кладете вес на локти и колени, это создает рычаг и более устойчивую опору
- Используйте ремень с липучкой на сиденье инвалидного кресла, чтобы закрепить ребенка при перевозке
Автокресла: используйте легкие поворотные автокресла и инструмент для быстрого снятия пряжки
Коляски: Рассмотрите легкие адаптивные коляски, совместимые с инвалидными креслами
Кормление
Кормление из бутылочки
- Адаптивные держатели для бутылочек
- Подушки для кормления из бутылочки/грудного вскармливания
- Подогреватели для бутылочек
- Соображения по поводу срыгивания
- Закрепите держатель бутылочки на инвалидной коляске
Позиции для грудного вскармливания
- Полулежа, лежа на боку, сидя
- Использование позиционных подушек
Кормление твердой пищей
- Соображения по поводу детского стульчика
- Высота, портативность, ремни/способы закрепления, доступность для посадки ребенка в стульчик
- Закрепите сиденье для кормления на барном стуле
Соображения по поводу срыгивания
- Существует три способа помочь малышу срыгнуть
- Традиционное срыгивание через плечо
- Ребенок сидит на коленях у опекуна и наклоняется на его руку
- Положите ребенка на живот на коленях и похлопайте его по спине
- В зависимости от способностей родителя/опекуна, терапевт может поработать с опекуном/родителем, чтобы определить, какая позиция лучше подходит
- Эти позиции показаны на видео ниже
Смена подгузников
- Рассмотрите поверхность для смены и сменный коврик
- Можно использовать стол для смены подгузников
Одевание
- Установите петли на молнии, используйте липучки или магнитные застежки
- Мягкое место на коленях может помочь в задачах, которые можно выполнить из инвалидного кресла, таких как одевание
Купание
- Рассмотрите возможность использования кухонной раковины (если это безопасно)
Сон
- Прикроватные люльки и совместные спальные устройства устраняют необходимость переноса из кровати для кормления/успокоения ребенка
- Рассмотрите кроватку, которая открывается в сторону
- Регулируемая/низкая детская кроватка
Игра
- Кровать может быть уровневой игровой зоной
- Игрушки с петлями, ручками или крючками
Безопасность
- Обеспечьте физические границы
- Детские ворота должны быть достаточно широкими для прохождения инвалидного кресла и не должны иметь порога
- Рассмотрите магнитные замки для шкафов, если функция рук ограничена
Ресурсы
- SCI Parenting- Повреждение спинного мозга и родительство
- Стратегии ухода за детьми для SCI – подробно
Ссылки
- ↑ 1.0 1.1 Oelofse W. ADL, Уход за собой и домашние модификации для людей с повреждением спинного мозга. Plus Course 2023
- ↑ 2.0 2.1 2.2 Tien NLB, Thanh VV, Hanh KTH, Anh PG, Huyen LTM, Tu NT, Mai DTN, Toi PL. Качество жизни и виды повседневной деятельности у пациентов с полным повреждением шейного отдела спинного мозга и хирургическим лечением в Вьетнаме. Int J Environ Res Public Health. 2021 Sep 15;18(18):9703.
- ↑ Bhattarai M, Smedema SM, Hoyt WT, Bishop M. Роль внимательности в качестве жизни людей с повреждением спинного мозга: кросс-секционное исследование. Health Qual Life Outcomes 2022; 20 (148).
- ↑ Kurze I, Geng V, Böthig R. Руководство по управлению нейрогенной дисфункцией кишечника при повреждении/заболевании спинного мозга. Spinal Cord 2022; 60: 435–443.
- ↑ Craig Hospital. Средства управления кишечником для людей с травмами спинного мозга. Доступен по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=4BkdGF0DB8M [последний доступ 18/11/2023]
- ↑ 6.0 6.1 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ СПИННОГО МОЗГА. Доступно по адресу https://www.sci-info-pages.com/spinal-cord-injury-functional-goals/ [последний доступ 18.11.2023].
- ↑ Eugene Pediatric Associates. Как помочь ребенку срыгнуть. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=uuAXZjUgnog [последний доступ 6/12/2023]
```