Повседневная активность, выполняемая людьми с травмой спинного мозга

25.10.2024
27 просмотров

Введение

Повседневная активность (ADLs) может быть классифицирована на личную и инструментальную активность. Личная повседневная активность включает навыки, необходимые для управления физическими потребностями, такими как уход за собой и личная гигиена, одевание, испражнение и контроль за функциями организма, перемещение и передвижение, и питание.[1] Инструментальная активность повседневной жизни (IADLs) включает более сложные задачи, связанные с возможностью жить самостоятельно в сообществе, такие как домашние задачи, отдых, воспитание детей, покупки и управление финансами и лекарствами.[2]

Понимание способности пациентов с травмой спинного мозга выполнять повседневные дела важно при планировании их реабилитации и управлении их долгосрочным уходом. Функциональные нарушения значительно различаются среди людей с травмой спинного мозга, и они могут по-разному влиять на качество жизни.[2] Некоторые исследования предполагают, что травма спинного мозга является причиной значительного ухудшения качества жизни и функциональных ограничений. Другие факторы, влияющие на качество жизни, включают интенсивность боли, уровень травмы и образовательный статус.[2][3]

Эта статья содержит дополнительные заметки для курса Плюс Венди Олофсе о Повседневной Активности, Самообслуживании и Модификациях Домашних Условий для Людей с Травмой Спинного Мозга.

Повседневная деятельность (ADL)

Уровень травмы и выбранные ADL

Система гидратации без помощи рук

Прием пищи и питье

C1-4:

  • Полная помощь в приеме пищи
  • Самостоятельный прием жидкости с помощью ассистивной технологии
    • Пример: Система питья без рук

C5:

  • Настройка ассистивной технологии для приема пищи
    • Пример: Унверсальная манжета (U-cuff) и шина для разгибания запястья
  • Самостоятельный прием жидкости с помощью ассистивной технологии
    • Примеры: Добавление крючков к бутылкам или чашкам, добавление соломинки, если бутылка или чашка не могут быть подняты достаточно высоко

C6 и C7:

  • Самостоятельный прием пищи с помощью ассистивной технологии:
    • Примеры: захват тенодезиса, использование U-cuff, можно также использовать столовые приборы с кольцами и, возможно, заплести столовые приборы между пальцами
  • Самостоятельный прием жидкости:
    • Примеры: захват тенодезиса или использование крючков. Необходимо избегать ожогов при удержании горячих напитков

C8-T1:

  • Самостоятельный прием пищи и питья
  • Может управляться со стандартными столовыми приборами или может понадобиться утолщенные ручки

Уход за собой

C1-4:

  • Полная помощь в уходе за собой

C5:

  • Умеренная помощь при некоторых задачах ухода с использованием универсальной манжеты и шины для разгибания запястья из-за отсутствия активного разгибания запястья

C6-7:

  • Свобода во многих задачах ухода с использованием U-cuff или переплетения инструментов между пальцами
  • Использование захвата тенодезиса для удержания мелких предметов при наличии разгибания запястья; редко используется для удержания более тяжелых предметов, так как это будет слишком слабым

C8-T1:

  • Свобода во всех задачах - может потребоваться утолщенные ручки для некоторых задач

Одевание

C1-4:

  • Помощь во всех аспектах одевания, но они могут самостоятельно направлять своего помощника в выборе одежды, которую они хотели бы надеть

C5:

  • Может вставлять руки в рукава, но в целом нуждается в помощи во всех других аспектах одевания

C6:

  • Может стать самостоятельным во всех аспектах одевания, но требует обширной практики и модификаций одежды

C7-C8:

  • Самостоятельно с практикой

Принятие душа

C1-4:

  • Помощь во всех аспектах купания - может самостоятельно направлять процесс купания

C5:

  • Может мыть части своего тела с использованием вспомогательных технологий и держать адаптированный ручной душ для полоскания тела, но в целом нуждается в помощи во всех других аспектах купания

C6:

  • Может стать самостоятельным во всех аспектах купания благодаря обширной практике, с использованием подходящих вспомогательных технологий и окружающей среды, способствующей независимости

C7-C8:

  • Самостоятельно с практикой

Использование туалета

C1-C6/C7:

  • Обычно используется надлобковый катетер, но некоторые мужчины с травмой на уровне C6/7 могут научиться самостоятельно катетеризоваться

Ниже T1:

  • Обычно периодическая самокатетеризация
    • Обратите внимание, что для того, чтобы женщины могли самостоятельно катетеризоваться, им также необходимо хорошее равновесие, а также другие факторы, такие как спастичность и форма тела, могут также влиять на их способность быть независимыми в самокатетеризации
  • Навыки, которые необходимо практиковать для успешности при периодической самокатетеризации, включают:
    • Одевание в инвалидной коляске
    • Мытье рук/практика хорошей гигиены рук

Управление мочевым пузырем:

Необходимо решить следующие проблемы:

  1. Задержка мочи - не может контролировать мышцу сфинктера мочевого пузыря, поэтому не может выделять мочу по команде - происходит протекание
  2. Не может почувствовать, когда хочется мочиться/когда пузырь полон

Решение: Регулярно опорожнять мочевой пузырь с использованием подходящего и безопасного метода.

Управление кишечником:

Эта статья представляет собой руководство по управлению нейрогенной дисфункцией кишечника при травме спинного мозга.[4]

Посмотрите это видео, чтобы узнать о адаптивных инструментах, которые помогут пациентам со слабостью рук успешно управлять программой кишечника.

[5]

Уход за давлением

Техники изменения положения: следует выполнять каждые 15-30 минут, и следует использовать подходящую технику.

Наклон вперед обычно используется для ухода за давлением, и это то положение, которое мы рекомендуем.

Боковой наклон может быть трудным, и подлокотник может ограничивать движение, поэтому он обычно используется людьми с низкой параплегией.

Техника выпадения не рекомендуется, так как она может повлиять на плечи человека и не всегда достаточна для облегчения давления.

C1-C5:

  • Требуется помощь для облегчения давления с использованием техники наклона вперед
  • Могут самостоятельно облегчать давление, наклоняя свою электрическую инвалидную коляску, но инвалидная коляска должна быть способна наклоняться как минимум на 50 градусов
  • Учитывайте диапазон наклона при заказе электрической инвалидной коляски для пациента с высокой тетраплегией
  • Помощник может также вручную наклонять инвалидную коляску назад для облегчения давления

Изменение положения в кровати также важно, даже когда используются воздушные матрасы. Лица с травмой спинного мозга должны менять положение каждые два часа.

Примеры поверхностей для распределения давления включают:

  • матрас
  • подушка инвалидной коляски
  • мягкая поверхность для туалета

Коммуникация

C1-4:

  • Используют сохраненные функции головы, шеи, рта и голоса и ассистивные технологии:
    • Примеры включают ротовой или головной палец, громкоговоритель, наушники, сенсорный экран, систему крепления на инвалидной коляске и больничной койке
  • Могут подписывать документы, держа ручку во рту, переворачивать страницы, если документ или книга помещены на подходящую подставку для чтения, и использовать ротовой палец

C5-7:

  • Используют функциональные навыки с помощью ассистивных технологий:
    • Примеры включают использование U-cuff и шины для письма (для человека с травмой спинного мозга C6/7), громкоговоритель, большие кнопки на телефоне, сенсорный экран, наушники, поводок (чтобы предотвратить падение телефона); стилус или шина для пальцев, чтобы использовать с сенсорным экраном, крючок на телефоне, чтобы помочь поднять его к уху (не так часто используется сейчас, так как технологии значительно улучшились)

C8:

  • В целом может обойтись без вспомогательных средств, может потребоваться устройство для письма с утолщенной ручкой
  • Может использовать компьютер; адаптации для компьютера не требуются, но могут рассмотреть альтернативы мыши и клавиатуры
  • Может использовать шины для набора текста, ротовые или головные пальцы
  • Может рассмотреть программное обеспечение для голосового диктования

Инструментальные виды повседневной деятельности

Домашние задачи

C6:

  • Может самостоятельно выполнять легкие работы по дому[6]

C7:

  • Способен выполнять домашние обязанности с меньшим количеством адаптивных приспособлений для самостоятельной жизни[6]


Рассмотрите возможность обучения людей с повреждением спинного мозга следующим адаптациям для помощи в выполнении домашних заданий:[1]

  • При использовании тряпки/швабры/щетки с ограниченной функцией рук используйте одну с крючком на рукоятке. Вы можете зацепить свой большой палец через крючок для улучшения захвата
  • Используйте ладонь для нажатия на распылитель, если функция рук ограничена
  • Используйте чистящую губку и палку для мытья ванны
  • Храните чистящие средства вместе в корзине, которую можно положить на колени

Родительство

Для выполнения родительских обязанностей, человеку с повреждением спинного мозга могут быть полезны следующие рекомендации.

Перевозка и переноска ребенка

  • Подумайте о балансе, осанке, изменениях давления на подушке инвалидного кресла, безопасности и перемещениях. При использовании переносок следите за усилением болей в плечах и спине
  • Когда используете переноски, рюкзаки и поясные ремни, убедитесь, что можете их открыть и закрыть
  • Рассмотрите альтернативные методы переноса
  • При перемещении ребенка убедитесь, что вы как можно ближе к поверхности, чтобы повысить устойчивость и безопасность и уменьшить риск травмы
  • Положите подушку себе на колени для переноса ребенка
  • При опускании ребенка на землю используйте локти на коленях. Когда вы кладете вес на локти и колени, это создает рычаг и более устойчивую опору
  • Используйте ремень с липучкой на сиденье инвалидного кресла, чтобы закрепить ребенка при перевозке

Автокресла: используйте легкие поворотные автокресла и инструмент для быстрого снятия пряжки

Коляски: Рассмотрите легкие адаптивные коляски, совместимые с инвалидными креслами

Кормление

Кормление из бутылочки

  • Адаптивные держатели для бутылочек
  • Подушки для кормления из бутылочки/грудного вскармливания
  • Подогреватели для бутылочек
  • Соображения по поводу срыгивания
  • Закрепите держатель бутылочки на инвалидной коляске

Позиции для грудного вскармливания

  • Полулежа, лежа на боку, сидя
  • Использование позиционных подушек

Кормление твердой пищей

  • Соображения по поводу детского стульчика
    • Высота, портативность, ремни/способы закрепления, доступность для посадки ребенка в стульчик
    • Закрепите сиденье для кормления на барном стуле

Соображения по поводу срыгивания

  • Существует три способа помочь малышу срыгнуть
    • Традиционное срыгивание через плечо
    • Ребенок сидит на коленях у опекуна и наклоняется на его руку
    • Положите ребенка на живот на коленях и похлопайте его по спине
    • В зависимости от способностей родителя/опекуна, терапевт может поработать с опекуном/родителем, чтобы определить, какая позиция лучше подходит
    • Эти позиции показаны на видео ниже

[7]

Смена подгузников

  • Рассмотрите поверхность для смены и сменный коврик
  • Можно использовать стол для смены подгузников

Одевание

  • Установите петли на молнии, используйте липучки или магнитные застежки
  • Мягкое место на коленях может помочь в задачах, которые можно выполнить из инвалидного кресла, таких как одевание

Купание

  • Рассмотрите возможность использования кухонной раковины (если это безопасно)

Сон

  • Прикроватные люльки и совместные спальные устройства устраняют необходимость переноса из кровати для кормления/успокоения ребенка
  • Рассмотрите кроватку, которая открывается в сторону
  • Регулируемая/низкая детская кроватка

Игра

  • Кровать может быть уровневой игровой зоной
  • Игрушки с петлями, ручками или крючками

Безопасность

  • Обеспечьте физические границы
  • Детские ворота должны быть достаточно широкими для прохождения инвалидного кресла и не должны иметь порога
  • Рассмотрите магнитные замки для шкафов, если функция рук ограничена

Ресурсы

Ссылки

  1. 1.0 1.1 Oelofse W. ADL, Уход за собой и домашние модификации для людей с повреждением спинного мозга. Plus Course 2023
  2. 2.0 2.1 2.2 Tien NLB, Thanh VV, Hanh KTH, Anh PG, Huyen LTM, Tu NT, Mai DTN, Toi PL. Качество жизни и виды повседневной деятельности у пациентов с полным повреждением шейного отдела спинного мозга и хирургическим лечением в Вьетнаме. Int J Environ Res Public Health. 2021 Sep 15;18(18):9703.
  3. Bhattarai M, Smedema SM, Hoyt WT, Bishop M. Роль внимательности в качестве жизни людей с повреждением спинного мозга: кросс-секционное исследование. Health Qual Life Outcomes 2022; 20 (148).
  4. Kurze I, Geng V, Böthig R. Руководство по управлению нейрогенной дисфункцией кишечника при повреждении/заболевании спинного мозга. Spinal Cord 2022; 60: 435–443.
  5. Craig Hospital. Средства управления кишечником для людей с травмами спинного мозга. Доступен по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=4BkdGF0DB8M [последний доступ 18/11/2023]
  6. 6.0 6.1 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ СПИННОГО МОЗГА. Доступно по адресу https://www.sci-info-pages.com/spinal-cord-injury-functional-goals/ [последний доступ 18.11.2023].
  7. Eugene Pediatric Associates. Как помочь ребенку срыгнуть. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=uuAXZjUgnog [последний доступ 6/12/2023]

```

Вопросы и комментарии