"Повседневная активность"

24.10.2024
13 просмотров

Повседневная деятельность (ADLs)

Повседневная деятельность (ADLs или ADL) — это термин, используемый в здравоохранении для обозначения основных и повседневных навыков, которые необходимы для самостоятельной жизни. Сидни Катц считается первым, кто использовал этот термин в 1950 году. Физиотерапевты и другие медицинские специалисты часто проявляют значительный интерес к способности или неспособности человека выполнять ADLs, так как этот статус может использоваться в качестве индикатора таких аспектов как функциональные возможности, риск падения, степень зависимости от опекунов, безопасность и качество жизни. Кроме того, способность выполнять ADLs была доказана как предсказатель приема в дома престарелых, госпитализации и использования других медицинских услуг.[1]

Данные Национального опроса здоровья населения 2016 года, проведенного в США, подчеркнули возросшую потребность в помощи в выполнении ADLs, что теперь более очевидно среди пожилых жителей населения. Необходимость в помощи в выполнении этих задач среди взрослых >85 лет достигала 21%. Для тех взрослых в возрасте от 75 до 84 лет потребность составляла примерно 7%, а для тех, кто был в возрасте от 65 до 74 лет, она падала до примерно 3.5%. При взгляде только на задачи личного ухода у людей в возрасте 65 лет и старше необходимость в помощи составила примерно 6.5%.[2]

Многие аспекты, такие как снижение физической способности, функция и умственное состояние, влияют на возможность человека выполнять повседневные задачи. Хотя эти ограничения, как правило, увеличиваются с увеличением прожитых лет, возраст не должен рассматриваться как основной драйвер снижения независимости в повседневной жизни. Тем не менее, важно признать, что тенденции предполагают возросшую потребность в помощи со стороны опекунов среди пожилых взрослых, почти 60% взрослых в возрасте от 80 до 89 лет и более 75% взрослых старше 90 лет требуют поддержки опекунов в результате ограничений из-за ухудшения здоровья или функции. Одним из примеров является люди, у которых развивается деменция; в исследовании 2011 года, предоставившем оценку примерно 4.9 миллиона пожилых людей, требующих помощи опекунов для задач самообслуживания, 3.5 миллиона соответствовали классификации вероятной деменции.[3][4]

[5]

Базовые и инструментальные ADLs

Обычно пожилые люди должны уметь управлять ADLs и IADLs, чтобы жить самостоятельно без помощи другого человека.

Базовые ADLs - это основные задачи самообслуживания[1]

  • Ходьба (амбулаторное передвижение) – способность перемещаться по дому или улице.
  • Кормление, способность взять пищу с тарелки в рот.
  • Одежда и уход за собой, способность выбрать одежду, надеть ее и адекватно ухаживать за своим внешним видом.
  • Пользование туалетом, способность подойти к туалету, использовать его правильно и вытереть себя.
  • Купание, способность мыть лицо и тело в ванне или под душем.
  • Перемещения, способность переходить из одного положения туловища в другое. Это включает в себя способность перемещаться с кровати на стул или в инвалидное кресло. Это также может включать способность вставать с кровати или стула, чтобы ухватиться за ходунок или другое вспомогательное устройство.

Инструментальные ADLs - требуют более сложных мыслительных навыков, включая организационные навыки.[1]

  • Управление финансами, например, оплата счетов и управление финансовыми активами.
  • Управление транспортом, либо вождение, либо организация другого вида транспорта.
  • Покупки и приготовление еды, то есть все, что нужно для того, чтобы приготовить еду. Это также включает покупки одежды и других предметов, необходимых для повседневной жизни.
  • Уборка дома и обслуживание. Уборка кухни после еды, поддержание жилых помещений в чистоте и порядке, а также ведение дома в порядке.
  • Управление коммуникацией, тел. телефон и почта.
  • Управление лекарствами, то есть получение лекарств и прием их согласно предписаниям.

[6]

Физиотерапия

Хотя оценка общей функции ADL, а также лечение, направленное на определенные ADLs и IADLs (например, еда и пользование туалетом), в основном ложится на плечи эрготерапевтов, физиотерапевты все еще играют неотъемлемую роль в решении вопросов производительности ADL и IADL у пациентов. Как члены междисциплинарной команды, физиотерапевты будут лечить аспекты функции ADL в рамках плана лечения, однако эти лечения могут быть более сосредоточены на таких областях, как амбулаторное передвижение или перемещения, в зависимости от конкретной обстановки или доступности пациента к услугам эрготерапии.[1]

Систематический обзор 2014 года изучал эффективность различных вмешательств на выполнение ADL у пожилых людей. Исследование сравнило функциональные тренировки и традиционные тренировки на силу мышц, оценивая влияние каждого на функцию ADL у участников. Функциональная тренировка была определена как тренировка, ориентированная на специфичность (см. принципы упражнений), или, в данном случае, тренировки с упражнениями, аналогичными задачам ADL. Результаты предположили, что функциональная тренировка может быть лучшим вариантом, чем тренировка мышечной силы в одиночку, если целью является уменьшение инвалидности ADL у пожилых людей.[7]

Исследование 2016 года о влиянии стационарной физиотерапии на статус ADL пожилых людей продемонстрировало высокую эффективность программы физиотерапии в больнице с точки зрения уменьшения риска падений, улучшения физической способности, увеличения силы захвата рук и улучшения субъективных параметров, таких как интенсивность боли, самооценка благополучия и мобильность. [8]

Превалентность слабости возрастает в популяции пожилых людей[9], и для этой группы людей требуется оценка их повседневной деятельности для оптимальной функции. Следовательно, важно измерять функциональную способность пожилых людей и оценивать степень нарушения их повседневной деятельности. Недавние данные показали, что определение уровня зависимости и независимости, основанного на повседневной деятельности, может быть прогнозистом внутрибольничной смертности среди пожилых людей.[10] Следовательно, важно определить зависимость и независимость в повседневной деятельности среди пожилых людей, чтобы улучшить их функциональную способность.

Меры исхода

Оценка функций и независимости в повседневной жизни (ADL) и инструментальных действиях (IADL) является важной для специалистов, чтобы определить области, требующие улучшения, а также оценить эффективность вмешательств и количественно оценить уровень инвалидности. Ниже приведены некоторые из распространенных мер исхода, касающиеся ADL и IADL, которые были определены Пашмдарфардом и Азадом в систематическом обзоре 2020 года как эффективные для использования в популяции пожилых людей.[11]

Основные ADL:[11]

  • Индекс Бартел (BI) - Оценивает 10 основных действий ADL для получения рейтинга от 0 до 20, где 0 - максимальная инвалидность, а 20 - максимальная независимость.
  • Индекс независимости Катца в повседневной жизни (ADL) - Оценивает 8 задач ADL, оценивая каждую по шкале от 0 (не в состоянии) до 6 (максимальная функция).
  • Мера функциональной независимости (FIM) - Инструмент оценки, основанный на Индексе Бартел, который оценивает 6 областей функций. Состоит из 18 элементов, FIM может быть разделен на моторную FIM (13 элементов) и когнитивную FIM (5 элементов) в зависимости от фокуса отдельных элементов. Для правильного проведения FIM требуется специальное обучение.
  • Профиль действий повседневной жизни (ADL) - Первоначально разработан для пациентов с травмой головного мозга, профиль ADL использует как наблюдение, так и интервью для оценки функций в задачах, выполняемых в личной, домашней и общественной средах.
  • Анкета действий повседневной жизни (ADLQ) - Анкета, предназначенная для использования у пациентов с диагностированными когнитивными нарушениями, оценивающая функции в задачах ADL по 6 областям жизни. Анкету может заполнить пациент или лицо, ухаживающее за ним.
  • Меры исхода терапии в Австралии (AusTOMs) - Инструмент оценки, основанный на Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья (ICF), предназначенный для использования междисциплинарной командой PT, OT и речевых терапевтов.
  • Мельбурнский индекс ADL для слабовидящих (MLVAI) - Инструмент оценки ADL, разработанный для пациентов с низким зрением.
  • Шкала самооценки инвалидности при болезни Паркинсона (SPDDS) - Инструмент оценки ADL для использования у лиц, страдающих болезнью Паркинсона. Инструмент оценивает 24 отдельных элемента.

Инструментальные ADL:[11]

  • Индекс действий Франчей (FAI) - разработан для использования у пациентов, страдающих инсультами; оцениваются 15 задач, специфичных для областей дома, работы/досуга и активного отдыха на открытом воздухе. Каждый элемент оценивается по шкале от 1 (низкая) до 4 (высокая), для общей оценки от 15 до 60.
  • Инструментальные действия повседневной жизни (IADL) Профиль - Это обновленная версия профиля ADL (см. выше), которая рассматривает задачи, связанные с разнообразными более сложными видами досуга и домашних дел (например, покупки или надевание верхней одежды)
  • Шкала инструментальных действий повседневной жизни Лоутона - Эта шкала оценивает 8 действий IADL, оцениваемых по шкале от 0 (низкая функция) до 8 (высокая функция). Уникальной особенностью этой шкалы является то, что она не требует оценки мужчин по нескольким элементам, связанным с домашними делами, однако последние исследования теперь продвигают оценку всех элементов для мужчин также.
  • Оценка производительности навыков самообслуживания (PASS) - Это обширная шкала, измеряющая 26 элементов, вместе с 163 подэлементами, охватывающими 4 основные области: функциональная мобильность, основные ADL, ADL, фокусирующиеся на физическом исполнении, и ADL, фокусирующиеся на когнитивном исполнении.
  • Техасская шкала функциональной жизни (TFLS) - Шкала IADL, разработанная для пожилых людей, включая тех, кому поставлен диагноз болезни Альцгеймера и других когнитивных нарушений.

Ссылки

Классификация профессий Американской ассоциации эрготерапии, включая ADL и IADL

References

  1. 1.0 1.1 1.2 1.3 Edemekong PF, Bomgaars DL, Sukumaran S, et al. Activities of Daily Living - StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing, 2022. Доступно по адресу: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470404/
  2. Bowers, LA. CDC: More than 20% of 85+ adults need ADL assistance. https://www.mcknightsseniorliving.com/home/news/cdc-more-than-20-of-85-adults-need-adl-assistance/ [последний доступ 6.5.2019].
  3. Committee on Family Caregiving for Older Adults; Board on Health Care Services; Health and Medicine Division; Национальные академии наук, инженерии и медицины; Schulz R, Eden J, ред. Families Caring for an Aging America. Washington (DC): National Academies Press (US); 2016. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK396397/
  4. Black BS, Johnston D, Rabins PV, Morrison A, Lyketsos C, Samus QM. Неудовлетворенные потребности людей с деменцией, проживающих в обществе, и их неофициальных опекунов: результаты исследования Maximizing Independence at Home Study. Journal of the American Geriatrics Society. 2013;61(12):2087–2095.
  5. Audiopedia. Activities of daily living. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=7C0FFUG0Bk4 [последний доступ 6/5/2019]
  6. Kari Berit. Caregiver Minute: ADLs vs. IADLs. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=5exjfG9tiZI [последний доступ 12/19/2012]
  7. Liu CJ, Shiroy DM, Jones LY, Clark DO. Систематический обзор функциональной тренировки на мышечную силу, физическую работоспособность и повседневные активности у пожилых людей. European review of aging and physical activity. 2014 Oct;11(2):95. Доступно по адресу: https://eurapa.biomedcentral.com/articles/10.1007/s11556-014-0144-1#Abs1 (последний доступ 7.5.2019)
  8. Zasadzka E, Kropińska S, Pawlaczyk M, Krzymińska-Siemaszko R, Lisiński P, Wieczorowska-Tobis K. Эффекты стационарной физиотерапии на функциональный статус пожилых людей. Journal of physical therapy science. 2016;28(2):426-31. Доступно по адресу: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4792984/ (последний доступ 7.5.2019)
  9. Faye AS, Wen T, Soroush A, Ananthakrishnan AN, Ungaro R, Lawlor G, Attenello FJ, Mack WJ, Colombel JF, Lebwohl B. Увеличение распространенности хрупкости и ее связи с повторной госпитализацией и смертностью у пациентов с ВЗК. Digestive Diseases and Sciences. 2021 Jan 1:1-3.
  10. Bruno RR, Wernly B, Flaatten H, Fjølner J, Artigas A, Baldia PH, Binneboessel S, Bollen Pinto B, Schefold JC, Wolff G, Kelm M. Связь повседневных активностей и исхода у пожилых пациентов в отделении интенсивной терапии, страдающих от COVID-19. Annals of intensive care. 2022 Mar 18;12(1):26.
  11. 11.0 11.1 11.2 Pashmdarfard M, Azad A. Инструменты оценки для изучения повседневных активностей (ADL) и инструментальных повседневных активностей (IADL) у пожилых людей: систематический обзор. Med J Islam Repub Iran. 2020; 34:33: n.p.

```

Вопросы и комментарии