Поведенческие проблемы у детей

12.03.2025
57 просмотров

Введение

Все маленькие дети могут быть непослушными, упрямыми и импульсивными время от времени, что вполне нормально. Однако у некоторых детей возникают чрезвычайно трудные и вызывающие поведение, которые выходят за рамки нормы для их возраста.

Эти проблемы могут быть вызваны временными стрессорами в жизни ребенка или могут указывать на более длительные расстройства. Наиболее распространенными расстройствами деструктивного поведения являются оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР), расстройство поведения (РП) и расстройство дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Мальчики более склонны к поведенческим расстройствам, чем девочки.

Варианты лечения включают обучение управлению родителями, когнитивно-поведенческую терапию, медикаментозное лечение и лечение сопутствующих проблем.[1]

Психическое здоровье и эмоциональные расстройства

Расстройства психического здоровья (РПЗ) очень распространены в детстве. Они включают в себя эмоциональные-обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), тревогу, депрессию, ОВР, РП, СДВГ) или нарушения развития (задержка речи/языка, интеллектуальная недостаточность) или расстройства аутистического спектра[2].

Эмоциональные и поведенческие проблемы (ЭПП) или расстройства (ЭПР) также могут быть классифицированы как «интернализирующие» (эмоциональные расстройства, например, депрессия и тревога) или «экстернализирующие» (например, СДВГ и РП)[2].

Оппозиционно-вызывающее расстройство

Примерно один из десяти детей в возрасте до 12 лет считается имеющим оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР), причем мальчиков в два раза больше, чем девочек. Типичное поведение ребенка с ОВР включает:

  • Легко злится, раздражается или испытывает досаду
  • Частые вспышки гнева
  • Частые споры с взрослыми, особенно с самыми близкими взрослыми, такими как родители
  • Отказывается подчиняться правилам
  • Кажется, нарочно пытается досадить или раздражать других
  • Низкая самооценка
  • Низкий порог фрустрации
  • Старается обвинить других в любых несчастьях или проступках.[1]

Расстройство поведения

Детей с расстройством поведения (РП) часто считают «плохими детьми» из-за их делинквентного поведения и нежелания принимать правила. Около пяти процентов 10-летних считаются имеющими РП, причем мальчиков в четыре раза больше, чем девочек. Около одной трети детей с РП также имеют расстройство дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Типичное поведение ребенка с РП может включать:

  • Частый отказ подчиняться родителям или другим авторитетным лицам
  • Многократные прогулы школы
  • Склонность к употреблению наркотиков, включая сигареты и алкоголь, в очень раннем возрасте
  • Отсутствие эмпатии к другим людям
  • Агрессия по отношению к животным и другим людям или проявление садистского поведения, включая запугивание и физическое или сексуальное насилие
  • Стремление начинать физические драки
  • Использование оружия в физических драках
  • Частая ложь
  • Преступное поведение, такое как кража, намеренное поджог, взлом домов и вандализм
  • Склонность убегать из дома
  • Суицидальные наклонности – хотя это более редкое явление.

Факторы риска

См. диаграмму ниже

Профилактические меры, которые были исследованы для контроля риска возникновения эмоциональных и поведенческих проблем у детей, включают грудное вскармливание, избегание воздействия вторичного курения у некурящих молодежи и интенсивные вмешательства в родительские навыки.[2].

Последствия поведенческих и эмоциональных расстройств

Детские поведенческие и эмоциональные расстройства (ЭПР) имеют значительные негативные последствия для общества в виде прямых поведенческих последствий и затрат, а также для личности в виде плохой академической, профессиональной и психосоциальной функции и для семьи. Затраты для общества включают травмы, разрушение и психологические проблемы, вызванные жертвами преступлений или агрессии в домах, школах и общинах, наряду с финансовыми затратами на услуги для лечения пострадавших лиц, включая молодежные юстиционные службы, суды, тюремные службы, социальные службы, приемные дома, психиатрические службы, службы экстренной помощи, услуги по борьбе с алкоголизмом и расстройствами, связанные с наркоманией, в дополнение к безработице и другим необходимым государственным пособиям.

Профилактика и управление ЭПР - это непростая задача, требующая интегрированных многопрофильных усилий медицинских работников на разных уровнях для участия в оценке, предотвращении и управлении пострадавшими лицами, а также предоставления социально-экономической и психо-эмоциональной поддержки пострадавшим семьям.

Существует возрастающая база доказательств для нескольких психосоциальных вмешательств, но гораздо меньше для фармакологического лечения, за исключением использования стимуляторов при СДВГ. [2]

Лечение

Лечение обычно многокомпонентное и зависит от конкретного расстройства и факторов, способствующих ему, но может включать:

  • Обучение родителей – например, обучение родителей, как правильно общаться с детьми и управлять ими.
  • Семейная терапия – помощь всей семье в улучшении коммуникации и навыков решения проблем.
  • Когнитивно-поведенческая терапия – помощь ребенку в контроле его мыслей и поведения.
  • Социальное обучение – обучение ребенка важным социальным навыкам, таким как ведение разговора или совместная игра с другими.
  • Управление гневом – обучение ребенка распознаванию признаков нарастающего раздражения и предоставление различных навыков совладания, направленных на снятие гнева и агрессивного поведения. Также обучаются техникам релаксации и управления стрессом.
  • Поддержка при сопутствующих проблемах – например, ребенок с трудностями в обучении получит пользу от профессиональной поддержки.
  • Поощрение – многие дети с поведенческими расстройствами испытывают повторные неудачи в школе и в общении с другими. Поощрение ребенка в развитии его талантов (например, в спорте) может помочь повысить самооценку.
  • Медикаменты – для помощи в контроле импульсивного поведения[1].

Раннее выявление

Раннее выявление – это важный путь для раннего вмешательства в проблему. Оно помогает улучшить качество жизни индивида и уменьшить нагрузку на семью, общество и государство.

  • Поведенческая проблема может быть выявлена в дошкольном возрасте, и период перехода в школу является особенно эффективным временем для вмешательства при поведенческой проблеме.
  • Программы раннего вмешательства для людей с ранними признаками психических проблем были отмечены как важные и эффективные стратегии для предотвращения развития психических расстройств[3].[4]

Ссылки

  1. 1.0 1.1 1.2 Better health Поведенческие расстройства у детей Доступно по: https://www.betterhealth.vic.gov.au/health/healthyliving/behavioural-disorders-in-children(дата обращения 8.10.2021)
  2. 2.0 2.1 2.2 2.3 Ogundele MO. Поведенческие и эмоциональные расстройства в детстве: краткий обзор для педиатров. World journal of clinical pediatrics. 2018 Feb 8;7(1):9. Доступно по:https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5803568/https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5803568/ (дата обращения 8.10.2021)
  3. Jetishi P. Оценка эмоциональных и поведенческих проблем у дошкольников в возрасте 2-5 лет в городе Приштина. Европейский международный виртуальный конгресс исследователей. 2016:25-34
  4. Reid K, Littlefield L, Hammond SW. Раннее вмешательство для дошкольников с поведенческими проблемами: предварительные результаты программы Exploring Together Preschool Program. Australian e-Journal for the Advancement of Mental Health (AeJAMH),. 2008;7(1):1-15.

Вопросы и комментарии