Польза физической активности для детей с церебральным параличом в общеобразовательных школах

15.03.2025
27 просмотров

Введение

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это хорошо известное нейроразвивающее расстройство, которое начинается в раннем детстве и сохраняется на протяжении всей жизни человека. Мутч и др. (1992)[1] определили ДЦП как:

[2]

В западном мире общее число детей с ДЦП составляет 2-2.5 на 1000 новорожденных. Это состояние вызывается повреждением или аномалией головного мозга, которые происходят либо во время внутриутробного развития, при рождении, или после рождения, пока мозг еще развивается.

Основные состояния, на которые влияет ДЦП, это двигательные нарушения, такие как:

  • Жесткость или вялость мышц
  • Слабость мышц
  • Случайные и неконтролируемые движения тела
  • Проблемы с равновесием и координацией[3]

Физиологическая классификация

  • СПАСТИЧНОСТЬ — Это вызывает жесткость мышц, затрудняя движение, и мышцы описываются как имеющие "высокий тонус". Спастичность присутствует в около 80% случаев ДЦП.[4]
  • АТЕТОЗ ИЛИ ДИСКИНЕЗИЯ — Это вызывает нежелательные аномальные движения и непроизвольные мышечные спазмы, которые могут быть трудноконтролируемыми и иногда болезненными. Они являются результатом неверных сигналов от мозга, вызывающих колебания мышечного тонуса, которые затрагивают все тело. Это происходит в 10-20% случаев ДЦП.
  • АТАКСИЯ — это вызывает низкий тонус мышц, и часто описывается как вялость. Как правило, имеется нарушения координации добровольных движений из-за мышечной диссинергии, что ведет к неустойчивой походке и трудностям с выполнением точных моторных задач. Это затрагивает 5-10% случаев ДЦП.
  • СМЕШАННАЯ ГРУППА - Лица в этой группе, как правило, имеют комбинацию вышеупомянутых дисфункций.

Анатомическая классификация

Другим способом клинической классификации детей с ДЦП является разделение по частям тела, которые затронуты. Это известно как топографическая классификация детского церебрального паралича:

  • ГЕМИПАРЕЗ (гемиплегия) - преимущественно одностороннее нарушение руки и ноги на одной стороне.
  • ДИПЛЕГИЯ - моторное нарушение преимущественно ног (обычно с некоторым относительно ограниченным участием рук).
  • КВАДРИПЛЕГИЯ (тетраплегия) – все четыре конечности функционально нарушены.
  • МОНОПЛЕГИЯ - затронута только одна конечность.
  • ТРИПЛЕГИЯ – три задействованы конечности

Двигательная функция

Статус двигательной функции можно классифицировать с использованием системы классификации крупной моторики (GKFC). Эта система классификации группирует детей с ДЦП на один из пяти уровней в зависимости от функциональной подвижности или ограничения активности, и различия между уровнями должны быть значимыми в повседневной жизни. GKFC для детского церебрального паралича основан на самоинициируемом движении с акцентом на сидение, пересадки и мобильность. Различия основаны на; функциональных ограничениях, необходимости в ручных мобильных устройствах или мобильных устройствах на колесах, и в меньшей степени на качестве движения. В 2007 году была выпущена переработанная и расширенная GKFC. Она разбивала категории на разные возрастные группы, а именно; до 2-летия, между 2-м и 6-м днем рождения, между 4-м и 6-м днем рождения, между 6-м и 12-м днем рождения и между 12-м и 18-м днем рождения.

Сопутствующие проблемы

Дети с ДЦП могут иметь ряд сопутствующих состояний или проблем, включая:[3][5][6]

  • Трудности в обучении, хотя интеллект часто не затронут
  • Потеря слуха и зрительное нарушение; 20%
  • Нарушение речи (дизартрия); до 80%
  • Хроническая боль; более 25%
  • Скелетные аномалии, в частности вывих бедра или аномально искривленный позвоночник (сколиоз)
  • Повторяющиеся судорожные приступы или припадки (эпилепсия); 20-40%
  • Слюнотечение и трудности с глотанием (дисфагия)
  • Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ); до 50%
  • Трудности с контролем мочевого пузыря (мочевая недержимость)
  • Запоры

Трудности в обучении

Большая часть детей с детским церебральным параличом имеет трудности в обучении, несмотря на то, что у них такой же диапазон интеллекта, как у здоровых детей. [5][6] Распространенность трудностей в обучении возрастает при наличии эпилепсии.

Проблемы с поведением

Дети с ДЦП часто проявляют признаки сложного поведения. Это может быть связано с рядом факторов, включая окружающую среду, межличностные отношения и сочетание физических и психологических нарушений. Это может быть серьезной проблемой для профессионалов, учителей, воспитателей и родителей.

Физиотерапия и ДЦП

Согласно литературе, физиотерапевтические вмешательства для детей с ДЦП должны сосредоточиться на развитии моторных способностей и максимальном использовании потенциала, чтобы дети могли выполнять повседневные дела. Мышечная слабость была признана важным аспектом моторного контроля, который может препятствовать детям с церебральным параличом и снижать качество их жизни.

В результате этого в последние годы популяризуются программы укрепления мышц в попытке максимизировать функции для пострадавших.[7] Кроме того, было выявлено, что силовая тренировка увеличивает функциональные способности, участие в школе, досуге и социальных и семейных событиях.[8] Это требует, чтобы вмешательства основывались на определенной задаче функциональных действий, процессах моторного обучения и подходе, ориентированном на семью.[9] Поэтому школьная среда является идеальным местом для продвижения моторного обучения во время ежедневной физической активности.

В дополнение к этому ВОЗ рекомендует, чтобы дети и подростки занимались умеренной или интенсивной физической активностью не менее 60 минут каждый день.[10] Чтобы облегчить это количество физической активности, многим детям с церебральным параличом требуется растяжка и управление осанкой, включая использование ортопедических стелек, ходунков и инвалидных колясок. Учителя должны быть осведомлены об особых требованиях каждого конкретного ребёнка с церебральным параличом, так как основная цель лечения этого состояния — максимизировать потенциал и качество жизни ребёнка.

Национальный институт здоровья и клинического совершенства (NICE) в настоящее время предоставляет рекомендации по управлению спастичностью у детей и молодых людей с не прогрессирующими заболеваниями мозга, включая тех, кто страдает церебральным параличом. Комплексное руководство NICE по управлению церебральным параличом должно быть опубликовано в октябре 2016 года. Текущие рекомендации излагают принципы и стратегии, которые можно использовать для понимания потребностей ребёнка с церебральным параличом, управления любой связанной спастичностью и в итоге максимизации потенциала ребёнка для физической активности через рекомендации, основанные на доказательствах. Эти руководства являются полезным ресурсом для учителя начальной школы, поскольку они обращают внимание на различные потребности ребёнка с ДЦП и также предлагают советы по определённым аспектам, которые следует учитывать:

Общие Принципы

  • Все направленные дети должны незамедлительно получить оценку физиотерапевта, а также, если необходимо, оценку трудотерапевта.
  • Необходимо предложить индивидуальную программу физиотерапии, которая соответствует индивидуальным потребностям и целям каждого ребёнка, с акцентом на развитие навыков, функции и способность участия в повседневной деятельности. Она также должна включать профилактику боли и/или контрактур.
  • Следует тщательно рассмотреть, кто будет предоставлять физиотерапию. Если родители или опекуны хотят проводить терапию, им может понадобиться специальное обучение и руководство. Их пожелания должны приниматься во внимание при выборе варианта действий.
  • Родителей, опекунов и детей следует поощрять к включению физиотерапии в повседневную деятельность, где это возможно.
    Конкретные стратегии
  • Стратегии управления осанкой в течение 24 часов должны использоваться для уменьшения контрактур и поощрения участия в деятельности.
  • Терапия, направленная на ограничение движения (CIMT), может быть введена для улучшения мануальных навыков. Это включает ограничение использования здоровой руки, чтобы стимулировать использование второй руки.
  • Терапия для укрепления мышц должна быть реализована, когда мышечная слабость вызывает проблемы с осанкой или потерю функции для ребенка.[11]

Учителя могут потребовать консультации с физиотерапевтом для получения дополнительной информации и рекомендаций, связанных с определёнными техниками, такими как CIMT, терапия для укрепления мышц и управление осанкой в течение 24 часов. При успешной реализации вышеупомянутых стратегий следующей целью является увеличение физической активности ребёнка. И вновь необходимо учитывать определённые меры предосторожности и аспекты до начала любого упражнения или физической активности с таким учеником.

Принципы и Процедуры Упражнений

В прошлом физическая активность часто избегалась из-за опасений о влиянии таких усилий на мышечную спастичность и двигательные паттерны детей.[12][13] Кроме того, вторичные изменения способствуют порочному кругу, при котором инвалидность ведет к декондиционированию, что в конечном итоге ухудшает уровень инвалидности. Однако недавние исследования пролили свет на физическую активность как основное средство борьбы с вторичными осложнениями церебрального паралича, обеспечивая подросткам, живущим с этим заболеванием, улучшенные функции тела,[13][14] участие, восприятие собственной значимости и функциональную компетентность.[12][15]

Процессы естественного старения для всех людей включают постепенную потерю мышечной силы, эластичности и плотности костей, что представляет собой особую угрозу для тех, у кого уже есть нарушения в этих областях. К сожалению, это приводит к тому, что значительное число подростков с ДЦП вступают в раннюю взрослую жизнь и теряют независимость гораздо раньше, чем их равные по возрасту сверстники.[16] Эти выводы вызывают беспокойство, потому что преимущества физической активности и упражнений для общего здоровья хорошо известны, и лица, у которых диагностирована инвалидность, менее склонны принять физически здоровый образ жизни, чем те, у кого нет ограничений.[17]

Физическая активность и упражнения быстро становятся признанными вмешательствами для детей с ДЦП для улучшения уровня мышечной силы, аэробной мощности и функции мышц.[12] Из-за существующих нарушений, которые имеются у многих подростков, живущих с ДЦП, такие виды деятельности, как самостоятельная ходьба, освоение лестниц, бег и даже навигация по неровной местности, оказываются сложными задачами.[13] Из-за этого основная терапевтическая цель для опекунов детей с ДЦП заключается в улучшении их способности выполнять значимые, функциональные задачи в повседневной жизни (например, ходьбу, подъем по лестнице и т. д.), изменяя тем самым уровень инвалидности.[13][15][18][19][20]

[18].

Принципы и рекомендации Уполномоченных по исследованиям и образованию по церебральному параличу относительно упражнений для лиц с ДЦП и других нервно-мышечных расстройств дает представление о том, какая подготовка требуется для безопасных и эффективных упражнений у этой демографической группы. Кроме того, будут обсуждаться преимущества физической активности, такие как усиление мышечной силы и выносливости, увеличение кардио-респираторной формы, улучшение структуры и прочности костей, повышение самовосприятия, и, наконец, увеличение уровня участия.

Общие Принципы

  • Перед началом любой программы упражнений следует проконсультироваться с медицинским работником.
  • Разработка конкретной, индивидуальной программы может быть важной для удовлетворения потребностей и целей индивидуального пациента.
  • Следует учитывать любое специальное оборудование или помощь, которая может потребоваться в зависимости от уровня ребёнка.
  • Следует установить реалистичные цели в самом начале.
  • Каждый человек должен регулярно заниматься упражнениями - около 3-5 раз в неделю.
  • Упражнения должны быть направлены на укрепление слабых мышц и растяжение напряженных мышц.
  • Важно постепенно увеличивать продолжительность, интенсивность и частоту сеансов упражнений.
  • Особую осторожность следует соблюдать для детей с контрактурами, чтобы минимизировать нагрузку на мышцы.
  • Головокружение, боль в груди, затрудненное дыхание, чрезмерная усталость, тошнота, умеренная или сильная боль в суставах или мышцах – это важные сигналы опасности. Упражнения следует немедленно прекратить и не приступать к ним снова без консультации с медицинским работником.

Здоровье и безопасность

  • Любой ребенок, занимающийся физическими упражнениями, должен пить много воды до, во время и после упражнений. Температура, влажность и продолжительность тренировки также определяют необходимое количество воды.
  • В любое время следует надевать соответствующую одежду и обувь — свободная одежда может стать причиной несчастного случая. Также в некоторых случаях может потребоваться головной убор и защита для коленей и локтей.
  • Во время экстремальной жары или холода необходимо принимать дополнительные меры предосторожности. Это означает, что продолжительность занятий следует корректировать в зависимости от обстоятельств. Например, продолжительность и интенсивность тренировки следует уменьшать по мере повышения температуры и влажности.
  • Лекарственные препараты могут изменять реакцию организма на программу упражнений. Родители, опекуны и сам человек должны быть осведомлены о возможном эффекте, который это может оказать, и о том, влияет ли это на их способность участвовать. Вновь может потребоваться консультация с медицинским работником.
  • Людям с значительными контрактурами и/или снижением плотности костной ткани следует с осторожностью выполнять упражнения с нагрузкой на вес тела и сгибанием суставов.

Компоненты тренировочной сессии

Тренировочная сессия всегда должна включать:

  • Период разминки продолжительностью 5-10 минут.
  • 2-5 минут на разогрев мышц и суставов, которые будут тренироваться.
  • Специфическое упражнение, такое как аэробные упражнения, силовые упражнения, плавание, гидротерапия или велосипедный спорт на протяжении как минимум 20-30 минут.
  • Период заминки длительностью не менее 5 минут.
  • 2-5 минут растяжки, включая мышцы и суставы, которые являются основным объектом внимания.

Укрепление мышц и выносливость

Снижение силы мышц и выносливости - это основные вторичные осложнения, связанные с ДЦП. Силовые тренировки являются отличным способом уменьшить мышечную слабость, тем самым увеличивая общую функциональную способность.[17][20] Как упоминалось ранее, одной из гипотетических противопоказаний для использования силовых тренировок для минимизации мышечной слабости была возможность непреднамеренного увеличения силы уже гиперактивных мышц, что увеличивало бы «жесткость» пациентов.[16][21]Тем не менее, исследования, доказавшие ложность этой гипотезы, пролили новый свет на важность силовых тренировок как эффективной интервенции.[21]

[22]

Исследования поддерживают мнение, что сила напрямую связана с двигательной функцией; программы, направленные на укрепление нижних конечностей, демонстрируют улучшение функциональных способностей, таких как ходьба.[17][21][23];Дополнительно были найдены улучшения в оценках GMFCS при завершении силовых тренировок[17]. Улучшения в общей моторной функции продвигают физические упражнения как основную интервенцию, так как ранее считалось, что развитие общей моторной функции существенно не увеличивается после семи лет у детей с ДЦП.[24]

Использование программы силовой тренировки также является отличным способом преодолеть группы напряженных мышц. Сосредоточив упражнения на мышечных группах, противоположных напряженным группам. Со временем увеличение силы более слабых мышц компенсирует напряженные мышцы, улучшая функциональные способности ребенка. Примером этого может служить ситуация, когда сгибатели локтя напряжены (например, бицепсы), растягивайте и укрепляйте разгибатели локтя, например, трицепсы[18]. Недавние исследования подчеркивают важность физической активности для установления и усиления электрических сигналов тела, которые передают информацию о физическом движении и ощущениях от и до мозга.[16]

Фраза, «если вы это не используете, вы это теряете», верна в этом случае - если активность значительно сокращается у детей и подростков с ДЦП, то функционирование этих электрических сигналов будет изменено, снижается функциональная способность и независимость индивида.


На начальных этапах силовая тренировка может включать в себя все, что заставляет ваше тело двигаться с большим весом, чем оно привыкло. Это не обязательно должно происходить в зале; подъем банки фасоли или кувшинов с водой можно классифицировать как силовую тренировку, и это может быть достаточно сложным для тела в зависимости от веса, количества повторений и выбранных упражнений[25]. Важно помнить, что увеличение веса, а не повторение, увеличивает силу.

Хороший способ начать программу силовых тренировок - выполнять 10 повторений упражнения в медленном плавном темпе, с небольшим весом, чтобы предотвратить усталость. Постепенно увеличивайте сопротивление и уменьшайте количество повторений по мере продвижения в программе.

Чтобы предотвратить напряжения мышц, важно иметь разогревающую и растягивающую фазу до и после выполнения силовых упражнений. Для лиц с атетозом (непроизвольными движениями тела), упражнения с свободными весами (например, гантели) следует выполнять с осторожностью или вообще избегать.

Программы силовой тренировки продолжительностью от 6 до 12 недель показали значительные улучшения в мышечной силе у детей.[21] Даже более короткие программы показывают улучшения в ходьбе, передвижении с помощью инвалидной коляски и других аспектах моторной производительности.[17] С учетом сказанного, важно отметить, что тренировки необходимо продолжать регулярно и включать в повседневную жизнь для сохранения достигнутых преимуществ.[21]

Из-за интенсивности и необходимости отдыха и восстановления мышц, силовые тренировки не следует выполнять длительное время на частой основе. Физическая активность дает оптимальные результаты, если она выполняется чаще с изменяющейся интенсивностью и типами программ, чтобы уменьшить вероятность и степень появления вторичных осложнений, связанных с ДЦП.[16]

Кардиореспираторная Фитнес

Дети с ДЦП испытывают значительные трудности при выполнении целенаправленных, энергоэффективных физических движений по многим ранее упомянутым причинам. Способность ребенка играть и заниматься физической нагрузкой на уровне интенсивности, достаточной для развития кардиореспираторной фитнес, ограничена.[17] Кардиореспираторная фитнес относится к способности сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем снабжать организм кислородом во время длительной физической активности.[26] Если она снижена, это означает избыточную затрату энергии на повседневные действия (например, ходьбу). Дети с ДЦП используют в 2-3 раза больше энергии, чем дети без ограничений, что приводит к более быстрой утомляемости.[17]


Аэробное упражнение — это любая активность, которая повышает частоту сердечных сокращений и затрудняет дыхание на длительный период времени. Однако, по сравнению с их сверстниками с обычным развитием, дети с ДЦП имеют отчетливо сниженные аэробные и анаэробные (высокая интенсивность, кратковременное упражнение длительностью менее 1 минуты) способности, а также уменьшенную мышечную массу и силу.[13][27]

Тренировочные программы продолжительностью 8 месяцев, использующие стандартизированные упражнения для обеих способностей, аэробной и анаэробной, могут значительно помочь детям с ДЦП. Результаты таких программ показали значительное увеличение аэробной и анаэробной способностей, кроме улучшений в ловкости, силе нижних конечностей и спортивной компетентности.[13]

Другие исследования, изучающие исключительно аэробные упражнения, показали увеличение физической способности работы, что приводит к более высокой способности к бегу и большей энергоэффективности.[15] Школьная спортивно-оздоровительная программа показала аналогичные результаты при оценке кардиореспираторных изменений у детей с ДЦП после участия в езде на велосипеде, плавании, движении на инвалидной коляске, беге или упражнениях на матах 4 раза в неделю. По сравнению с группой детей с ДЦП, которые не принимали участия в этих упражнениях (контрольная группа), дети, участвовавшие в них, испытали значительное улучшение аэробной способности и избежали увеличения жировой массы, которое наблюдалось в контрольной группе за тот же период времени. Эти результаты отражают тот факт, что ребенок сможет эффективнее использовать энергию своего тела и выполнять больше работы за определенный промежуток времени с меньшей усталостью.

Как уже было кратко упомянуто ранее, аэробные упражнения являются отличными средствами контроля массы тела; оптимальные результаты наблюдаются, когда аэробные упражнения выполняются 3-4 раза в неделю. При первой попытке выполнения аэробных упражнений важно начинать с низкой интенсивности и короткой продолжительности, чтобы разработать понимание текущей аэробной способности организма. Для начала, попытайтесь выполнять упражнения в течение 5-10 минут и постепенно увеличивайте продолжительность до 20-60 минут по мере увеличения толерантности к упражнениям.[18].

Предложенные упражнения для улучшения аэробной способности[18]

КлючПольза упражнения
BСтруктура и прочность костей
FRГибкость и диапазон движений
CFКардиоваскулярная подготовка
MСила и выносливость мышц
[28]

ПЕДАЛИРОВАНИЕ РУКАМИ (CF, M, FR) - Это упражнение симулирует езду на велосипеде, однако вместо ног используются руки. Это можно делать как в помещении в фиксированном положении, так и на улице, где ребенок может передвигаться самостоятельно. Если ребенок едет на улице, убедитесь, что он носит шлем!


АЭРОБИКА НА СТУЛЕ (CF, M, FR) - Для детей с низким уровнем функциональности ног аэробика на стуле - отличный способ улучшить кардиореспираторную подготовку, сочетая движения верхней части тела и растяжку в веселой тренировке, сжигающей калории.

ТАНЦЫ

(CF, B, FR) - Танцы являются отличным способом сжигать калории и повышать частоту сердечного ритма ребенка, выполняя их как самостоятельно, так и в группе. Упражнение выполняется под музыку; важно отметить, что темп музыки определяет скорость и интенсивность танца – чем выше темп, тем интенсивнее будет тренировка и наоборот. Попробуйте установить конкретную целевую частоту сердечных сокращений перед началом упражнения. В идеале частота пульса должна составлять 70%-80% от максимальной ЧСС ребенка (методы расчета и измерения ЧСС изложены ниже в разделе Водной терапии).[12] Предостережение: детям с значительными контрактурами или потерей плотности костной массы следует избегать этого упражнения из-за риска получения травмы. Протокол австралийского исследования[29] направлен на оценку осуществимости, включая набор и удержание участников, приемлемость и соблюдение, участия в занятиях танцами дошкольников, родившихся крайне недоношенными (EP: менее 28 недель гестации) и/или с экстремально низкой массой тела при рождении (ELBW: менее 1000 г) с нарушением двигательной функции.

ЭСПАНДЕРЫ (M, B) – Эти упражнения включают использование цветных резиновых лент для основных целей укрепления мышц и растяжки. Ленты окрашены в соответствии с уровнем сопротивления, при этом более яркие ленты обеспечивают меньшее сопротивление, а темные - наибольшее. Обычно лента закрепляется на неподвижном объекте или части тела, а противоположный конец либо удерживается, либо прикрепляется к части тела, которая тренируется, однако техники выполнения упражнений могут варьироваться. Эти упражнения — отличный способ для детей получить укрепляющую тренировку всего тела, если тренажерный зал недоступен; ленты легко помещаются в любую сумку и очень прочны. Обязательно избегайте отпускания ленты, когда она находится в натянутом положении, во избежание травм.

ДЖОГГИНГ (CF, B, M) – Джоггинг можно выполнять в помещении, на месте, на беговой дорожке или треке; также его можно выполнять на улице. Быстрая ходьба также относится к этой категории, однако, чтобы получить полную пользу от обоих, постарайтесь поддерживать устойчивый темп во время тренировки. Убедитесь, что на вас правильно подобрана обувь с хорошей поддержкой. В начале программы легкая мышечная боль очень распространена, однако, если возникают дискомфорт в суставах, попробуйте перейти к упражнению, которое оказывает меньшее воздействие на тело, например, к плаванию или ходьбе. Предостережение: это упражнение следует избегать, если у ребенка значительные контрактуры, потеря плотности костей или дегенеративное заболевание суставов.

ЦИКЛИРОВАНИЕ НОГАМИ (CF, M, FR) – Это можно выполнять на стационарном оборудовании, которое имеет механические или электронные программы для контроля сопротивления и измерения частоты сердечных сокращений. Альтернативно, ребенок может кататься на велосипеде на улице, используя либо двухколесный, либо трехколесный велосипед, но обязательно убедитесь, что ребенок носит шлем!

ГРЕБЛЯ (CF, M, FR) – Это осуществляется на стационарном оборудовании, которое включает повторяющееся тянущее движение обеими руками против сопротивления с координированным сгибанием и разгибанием обеих ног. Это отличное упражнение, которое включает различные крупные группы мышц для тренировки всего тела.

ПОДЪЕМ ПО ЛЕСТНИЦЕ (CF, M, B) – Это можно выполнять на оборудовании, которое имитирует лестницу, либо на лестнице в помещении. При возможности используйте оборудование с поручнями для обеспечения безопасности и помощи.

ПЛАВАНИЕ И УПРАЖНЕНИЯ В ВОДЕ (CF, M, FR) – Важно обеспечить, чтобы вода в бассейне не была холодной, чтобы мышцы не становились напряженными. Идеальная температура составляет от 30 до 34 градусов по Цельсию (от 86 до 93 градусов по Фаренгейту); теплая вода оказывает расслабляющее действие и может помочь снизить мышечный тонус.[30] При выполнении упражнений сосредоточьтесь на одной области за раз, постепенно увеличивая интенсивность и продолжительность по мере улучшения способностей ребенка. Очень важно никогда не позволять ребенку плавать в одиночку. Кроме того, при необходимости используйте правильно подобранные плавательные приспособления. Позже в разделе Взгляд вглубь: Водотерапия будут подробно рассмотрены упражнения в воде.

ТРЕНИРОВКА С ВЕСАМИ (M, B) – Это можно выполнять с гантелями или на тренажерах, которые обеспечивают сопротивление. Тренировка с весами может быть сосредоточена на улучшении мышечной силы или выносливости; увеличение нагрузки увеличит силу, а увеличение повторений увеличит выносливость.

ПРИДВИЖЕНИЕ НА КОЛЯСКЕ (CF, M) – Придвижение на коляске — это отличное упражнение для детей с ограниченной функцией ног. Оно включает толкание инвалидной коляски руками или ногами на длинные расстояния. Можно использовать либо обычную инвалидную коляску, либо специализированную спортивную коляску. При придвижении на улице убедитесь, что принимаются меры предосторожности для обеспечения безопасности на дороге.

ЙОГА И ТАЙ ЦЗИ (FR, B) – Йога включает в себя контролируемые дыхательные и растяжковые упражнения, удерживая позы в течение кратковременных периодов времени. Тай чи включает череду одиночных, танцевальных движений, выполняемых в медленной, ритмичной последовательности. Оба упражнения могут сопровождаться музыкой, чтобы обеспечить реакцию расслабления. При регулярной практике эти занятия могут привести к снижению уровня повседневного стресса и тревоги, а также мышечного напряжения, улучшая настроение, энергию и концентрацию.[31]

Строение и прочность костей

Лица с диагнозом ДЦП и другими невромускульными нарушениями находятся в группе повышенного риска малоподвижного образа жизни и обездвиженности. В результате возникает остеопороз (потеря костной плотности).[18] Из-за этого дети с легкими и умеренными формами ДЦП более подвержены переломам костей не только из-за снижения костной плотности, но и из-за других факторов, таких как жесткие суставы, плохой баланс, который может привести к падениям, и сильные приступы.[32]

Исследования, изучающие детей с ДЦП, показали значительное увеличение минеральной плотности шейки бедренной кости (замещающий показатель костной прочности) после 8-месячной программы физической активности.[19] Это важный результат, так как наиболее распространенное место перелома у детей с ДЦП – это бедренная кость.[32]

Хотя физическая возможность детей с ДЦП может быть значительно ограничена, они могут получить пользу даже от минимальной программы активности с нагрузкой. С такими детьми необходимо поощрять активное стояние и другие формы активности с нагрузкой для уменьшения хрупкости костей и восприимчивости к переломам.[18][19]

Все дети, включая тех, у кого диагностировано ДЦП, должны иметь возможности не только для участия в физических занятиях, которые способствуют физической форме, но, что более важно, возможности для взаимодействия и игры с другими детьми. Поэтому аспекты гибкости и диапазона движений должны фокусироваться на поощрении движения, предоставляя детям с ДЦП возможность участвовать в приятных активностях при повышении их физической формы.[33]

Растяжка и диапазон движений

Программы растяжки, включенные до и после упражнений для детей с ДЦП, столь же важны, как и сами упражнения. Растяжка увеличит эластичность мышц и предотвратит или отсрочит необходимость в ортопедических вмешательствах. Кроме того, растяжка поможет предотвратить постоянное укорочение мышц или суставов (например, контрактуры мышц), способствуя уменьшению жесткости в суставе и снижению ограничения движения.[33] Это критически важно, потому что если мышца не может растянуться, она теряет способность расти вместе с окружающей костной структурой и уменьшает гибкость ребенка. Это может привести к деформациям, причиняя ребенку боль и дискомфорт.[3]

Стратегии растяжки могут быть включены в программу растяжки:

  • Пассивная растяжка: растяжка проводится другим человеком. Ребенок не участвует активно в этой стратегии.
  • Активная растяжка: ребенок инициирует и поддерживает растяжку собственными силами
  • Активно-помогающая растяжка: растяжка инициируется ребенком, но помогает другой человек/объект

Важно сосредоточиться на растяжке тех мышечных групп, которые вызывают наибольшие проблемы с мобильностью в ежедневных активностях. Растягивайте мышцу до состояния напряжения на 10-60 секунд, избегая боли. Повторяйте растяжку 2-3 раза многократно и выполняйте это несколько раз в день, чтобы улучшить гибкость и диапазон движений.[18] Растяжка наиболее эффективна, если растягиваемая мышца теплая, поэтому важно делать легкие аэробные упражнения заранее. Помните, что полный диапазон движений в затронутых суставах может быть недостижим, поэтому важно работать в пределах возможностей ребенка.

Восприятие образа тела

Несмотря на то, что они находятся в возрасте, когда еще пытаются понять свои тела, мысли и чувства, молодые подростки имеют хорошо сформированное восприятие образа тела, в значительной степени благодаря средствам массовой информации (например, журналы, телевидение и т. д.).[34] Недавние исследования, изучающие влияние программы силовой подготовки на подростков с церебральным параличом, показали, что вмешательства продолжительностью всего восемь недель могут значительно улучшить восприятие ребенком своего собственного образа тела.


Когда у детей с ДЦП спрашивали, какие части себя или своего тела им не нравятся, они негативно отзывались об их руках, ногах, хирургических шрамах и лишней жировой ткани; однако, когда им задали тот же вопрос после вмешательства, те же дети проявляли меньше внимания к частям тела и переключали внимание на аспекты здоровья, такие как питье, курение и кусание ногтей, а не на физические характеристики.[20] Подобным образом, такие программы физической активности приносят пользу подросткам, вызывая у них положительные поведенческие изменения. Например, после участия в программе, молодой подросток осмелился впервые надеть шорты в школу. В другом случае, мать сообщила, что ее дочь стала меньше подвергаться дразнению, потому что "она чуствовала себя лучше, и это было видно."[15]

Детальный анализ акватерапии

Благодаря уникальной плавучести воды, водные упражнения снижают нагрузку на суставы и уменьшают негативное влияние плохого баланса и контроля осанки. Кроме того, водные упражнения, ориентированные на аэробные способности и мышечную силу, могут быть модифицированы таким образом, чтобы учитывать широкий диапазон двигательных способностей детей с ДЦП из-за сопротивления плавучести и вязкого сопротивления. Водная среда может быть более подходящей для детей, которые не могут самостоятельно передвигаться; достижение достаточной интенсивности, безопасности и контроля в наземных аэробных и прогрессивно-силовых упражнениях для детей с плохим контролем крупной моторики, нарушением баланса и значительным мышечным напряжением может быть затруднительно.[12]

[35]

Низкоударные водные упражнения могут предоставить детям с ДЦП возможность повысить свою сердечно-сосудистую выносливость, избегая при этом дальнейшей травмы суставов и потенциальных травм.[14][36] Американский колледж спортивной медицины предлагает, чтобы для достижения аэробной фитнес-цели ребенок занимался аэробной тренировкой в течение 30-60 минут большинство или все дни недели. Упражнение должно быть направлено на повышение частоты сердечных сокращений ребенка до примерно 70%-80% от максимальной частоты сердечных сокращений.[12] Частота сердечных сокращений может измеряться с помощью водонепроницаемых телеметрических ремней или вручную через пульс на яремной или лучевой артериях. (Примечание: если максимальная частота сердечных сокращений ребенка не известна, можно использовать это простое уравнение: Максимальная частота сердечных сокращений: 220 - возраст.

Однако следует отметить, что это уравнение дает приблизительную оценку максимальной частоты сердечных сокращений для большинства населения. Каждый человек индивидуален; нередко встречается частота сердечных сокращений, превышающая или ниже прогнозируемого значения.

Вот список возможных водных упражнений, которые могут помочь улучшить аэробные возможности:

  • Плавание на длинные дистанции
  • Подпрыгивания в неглубокой воде
  • Широкие прыжки
  • Прыжки "ножницы"
  • Бег на месте и вперед

Американский колледж спортивной медицины предлагает выполнять как минимум 1 сет из 8 до 12 повторений упражнения до утомления вольной воли дважды в неделю.[37]

Прогрессивные силовые упражнения в воде отличаются от наземных тем, как оказывается сопротивление; в воде используется скорость и сопротивление для создания сопротивления вместо гравитационных весов. Когда скорость объекта (т.е. детской руки) удваивается в воде, сопротивление, оказываемое силой сопротивления воды, увеличивается в четыре раза. Фактически, сопротивление будет увеличиваться, если ребенок попытается двигать свои конечности через воду с увеличивающейся скоростью. Эти уникальные характеристики могут позволить детям с ДЦП заниматься в воде с большей свободой, чем в наземных тренировочных условиях.

Чтобы извлечь максимальную пользу от вашей водной тренировки, использование вспомогательного оборудования может облегчить участие ребенка. Эти пособия включают:

  • Длинное гибкое плавучее устройство (например, плавучая лапша)
  • Плавучая доска для ударов ногами
  • Плавучая гантель
  • Спасательный жилет
  • Поддержка от стенки
  • Опытный человек

Успех упражнения также зависит от пригодности и безопасности водной среды для ребенка. Использование пандусов, подъемников, лестниц и поручней является отличными примерами оборудования, которое может быть использовано для помощи в доступе к воде для детей с любыми двигательными возможностями. Оказавшись в воде, рекомендуется, чтобы ребенок мог дотянуться до дна бассейна. Также важно учитывать возможность ребенка держаться за край для поддержки или быстро достичь поддержки, когда это необходимо. Это может значительно облегчить возможность участия ребенка и его безопасность, особенно если у ребенка нарушен баланс.

Физическая активность в общеобразовательных школах

В 2005 году исследование Шенкера показало, что были значительные различия между участием и выполнением активностей учениками без нарушений и учениками с ДЦП, обучающимися в общеобразовательных начальных школах.

Рисунок 1. Дети с ДЦП имели сниженное участие в 6 различных школьных средах по сравнению с детьми без нарушений; уровень участия зависит от физических требований среды. Например, дети с ДЦП имели более низкий уровень участия в активностях на игровой площадке, где требуется наибольший уровень физических возможностей.[5]

Рисунок 2. Дети с ДЦП имели более низкий уровень выполнения физических задач по сравнению с учениками без нарушений.[5]

Рисунок 3. Дети с ДЦП также имели более низкие результаты в когнитивных/поведенческих заданиях по сравнению с учениками без нарушений.[5]

Дополнительное исследование было проведено Хилдерли и Риндом, чтобы изучить восприятие детьми с ДЦП преимуществ и препятствий при посещении общеобразовательных уроков физической культуры.[38]

Преимущества инклюзии

  1. Психологические преимущества (улучшение самооценки/восприятия тела)
  2. Социальные преимущества (развитие взаимоотношений)
  3. Физические преимущества (улучшение мобильности)

Препятствия для инклюзии

  1. Экологические (соответствующие сооружения)
  2. Организационные (соответствующий персонал:размер класса)
  3. Инвалиндность (инвалидная коляска)
  4. Отношенческий (со стороны сверстников/персонала и ребенка) В заключение, существует очевидная необходимость для учителей в общеобразовательных школах работать над продвижением потенциальных преимуществ и преодолением препятствий для инклюзии студентов с ДЦП. Дополнительно, ясно, что это осуществляется наиболее легко через понимание собственных взглядов людей на инклюзию.[38]

Образование для детей с инвалидностью

Каждый ребенок в возрасте от 5 до 16 лет имеет право на получение образования и бесплатное место в государственной школе.[39] Эта структура распространяется на детей и молодых взрослых с инвалидностью. Закон о равенстве (2010) гласит, что запрещено школам и другим учреждениям в сфере образования дискриминировать детей с инвалидностью[40]

Особые образовательные потребности (SEN) — это общий термин, используемый для описания людей, у которых есть трудности в обучении или физические недостатки, что затрудняет их учебу по сравнению с большинством других лиц того же возраста. Четыре области, которые выделены как проблемные:

  • Коммуникация и взаимодействие
  • Когнитивные и учебные способности
  • Социальные, эмоциональные и психические затруднения
  • Сенсорные и/или физические потребности[41].

Кодекс практики SEND от 0 до 25 лет

Инвалидность существует у многих детей и молодых людей, у которых есть SEN. Закон о равенстве (2010) определяет инвалидность как «Физическое или умственное нарушение, которое оказывает длительное (более года) и значительное неблагоприятное воздействие на возможность выполнения обычных повседневных действий»[40]. ДЦП классифицируется как инвалидность, так как это состояние на всю жизнь, требующее регулярного вмешательства специалистов и терапевтов.

Лица с инвалидностью часто требуют более высокого уровня обеспечения, чтобы гарантировать, что им предоставлены те же возможности, что и тем, у кого нет инвалидности.[42] Для того чтобы помочь в обучении национальной учебной программе детей и молодых людей с SEN, может быть разработан Индивидуальный образовательный план (IEP) для оптимизации обучения, которое получает человек. Используя учебную программу в качестве основы, IEP создает стратегии, направленные на помощь в удовлетворении их дополнительных потребностей.

Программа "Движение через образование" (MOVE)

В 1980-х годах Линда Бидэйб разработала программу "Движение через образование" (MOVE). Программа была разработана, поскольку было обнаружено, что учащиеся с тяжелой инвалидностью покидали школу с меньшими навыками, чем при поступлении. Акцент программы делается на развитие функциональных и значимых результатов для человека с использованием современных теорий моторного развития и программ, основанных на активности.[43] Программа была разработана для поддержки лиц с различным уровнем способностей и в самых разных условиях. Используется оценка моторных вех "сверху вниз"; таким образом, сосредотачиваясь на текущих возможностях ребенка.

От более простых задач к более сложным, индивиды обучаются навыкам, чтобы оптимизировать их независимое функционирование.[44] Активности связаны с сидением, стоянием, перемещением и ходьбой. Используя командный подход и шестишаговую методологию, MOVE разрабатывает цели и приоритетные цели для внедрения интервенции.[45] Шесть шагов MOVE следующие:

Детский церебральный паралич и обучение в общеобразовательной школе: «Быть частью, а не в стороне»

Совет по делам детей с ограниченными возможностями (CDC) — это общее название для группы организаций, которые придерживаются различных точек зрения на инклюзию. Это группа членов совета с разнообразным опытом, включая профессионалов, представителей родителей и представителей людей с ограниченными возможностями. Основная деятельность CDC сосредоточена в Англии, но у нее есть связи с другими странами Великобритании. CDC отмечает, что хорошо работает в образовательной системе и семейной жизни детей и молодежи с ограниченными возможностями, и демонстрирует это через свои политики.[46]

[46]

Политика инклюзии

CDC, Inclusion Scotland и Learning and Teaching Scotland (LTS) — это три организации, которые поддерживают и продвигают инклюзию детей с ограниченными возможностями в систему общеобразовательных школ. CDC считает, что специальные школы должны иметь тесные связи с общеобразовательной средой, чтобы в один прекрасный день все дети были включены в систему общеобразовательных школ.[46]

«При должной поддержке и поощрении гораздо большее количество детей с ограниченными возможностями могли бы быть включены в систему общеобразовательных школ.»[46]

LTS соглашается, утверждая, что;
«Все дети и молодежь должны иметь доступ к обучению в общеобразовательной школе, если нет исключительных обстоятельств.»[47]

CDC считают, что продвижение инклюзии приносит пользу как детям с ограниченными возможностями, так и их сверстникам без ограничений.[46] Разделение детей с ограниченными возможностями не готовит их к жизни в мире, где преобладают люди без ограничений.[48] Считается, что лица с ограниченными возможностями рады посещать общеобразовательные школы, так как это позволяет как им, так и их сверстникам готовиться к жизни в дальнейшем.[48] При этом Закон об образовании (2004) гарантирует, что те, кому нужна дополнительная поддержка, получают её.[47]

Создание и поддержание инклюзивного сообщества: «Школа — это место для всех»

Закон об образовании Шотландии 2004 года гласит, что школа должна считаться местом, где:

  • определенные принципы лежат в основе всего происходящего
  • каждое лицо имеет ценность и значимость
  • люди чувствуют себя частью сообщества
  • люди учатся
  • каждый может добиться успеха
  • ответственность делится
  • нет исключения по ожиданиям
  • предубеждения и дискриминация противодействуются, а их негативные эффекты значительно уменьшаются.”[47] 

Что могут сделать учителя общеобразовательных школ?

Важно, чтобы учителя понимали, что дети с ДЦП любят те же виды деятельности и могут заниматься теми же видами деятельности, что и дети без ДЦП.[49] 
Следующие советы могут помочь учителям начальной школы продвигать инклюзивность для учеников с ДЦП;

  • Предоставьте детям с ДЦП больше времени на перемещение от одного урока к другому
  • Предоставьте детям с ДЦП больше времени для выполнения контрольных работ
  • Убедитесь, что в вашем классе легко передвигаться и нет препятствий
  • Понимайте, что дети с ДЦП могут пропускать больше уроков из-за медицинских встреч
  • Включайте родителей, медицинских работников, терапевтов и самого ученика в разработку наилучших образовательных планов для ученика с ДЦП
  • Будьте готовы к возможным медицинским чрезвычайным ситуациям, заранее планируя с родителями случаи, если вашим ученикам с ДЦП потребуется помощь.[49]

Обучение инклюзивности для сектора образования

В 2012 году Шотландский спорт для людей с ограниченными возможностями (SDS) получил финансовую поддержку от правительства Шотландии и Education Scotland для проведения тренинга по инклюзии для людей с ограниченными возможностями. Тренинг ориентирован на учителей дошкольного и начального образования, специалистов по физическому воспитанию, учителей-наставников и специалистов по поддержке обучения, и предоставляется без какой-либо платы. Тренинг нацелен на поощрение детей с ограниченными возможностями к введению полной и активной жизни, путем инклюзии с их сверстниками без ограничений.[50]

Ссылки

  1. MUTCH, L., ALBERMAN, E., HAGBERG, B., KODAMA, K. и PERAT, M.V., 1992. Эпидемиология церебрального паралича: где мы сейчас и куда мы идем? Developmental Medicine and Child Neurology. том 34, № 6, стр. 547-551.
  2. NHS Choices. Церебральный паралич. Доступно по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=p5VNdy7_nIM [последний доступ 28/08/16]
  3. 3.0 3.1 3.2 NHS CHOICES., 2014. Церебральный паралич [онлайн]. [просмотрено 21 октября 2014]. Доступно по ссылке: http://www.nhs.uk/conditions/Cerebral-palsy/Pages/Introduction.aspx
  4. MY CHILD., 2014. Полный ресурс для всего, что связано с церебральным параличом [Онлайн]. Доступно по ссылке: http://cerebralpalsy.org/
  5. 5.0 5.1 5.2 5.3 5.4 SCHENKER, R., COSTER, W., PARUSH, S., 2005. Нейроимпейрменты, выполнение активностей и участие детей с церебральным параличом в начальных школах. Developmental Medicine and Child Neurology [онлайн]. Декабрь, том 47, № 12, стр. 808-814 [просмотрено 21 ноября 2014]. Доступно по ссылке: http://onlinelibrary.wiley.com
  6. 6.0 6.1BECKUNG, E., HAGBERG, G., 2002. Нейронные нарушения, ограничения активности и ограничения участия у детей с церебральным параличом. Развивающая медицина и детская неврология [онлайн]. Май, том 44, номер 5, стр. 309–316. [Просмотрено 21 ноября 2014]. Доступно по адресу: http://onlinelibrary.wiley.com
  7. CROMBIE, S., 2010. Физическое управление для детей с церебральным параличом, посещающих обычные начальные школы [онлайн]. Диссертация PhD. Университет Саутгемптона, Школа здравоохранения,[Просмотрено 21 ноября 2014]. Доступно по адресу: http://eprints.soton.ac.uk
  8. MCBURNEY, H., TAYLOR, N.F., DODD, K.J., и GRAHAM, H.K., 2003. Качественный анализ пользы силовой тренировки для молодежи с церебральным параличом. Развивающая медицина и детская неврология. , том 45, номер 10, стр. 658-663.
  9. BECKUNG, E., 2014. Сделать это возможным? Интервенции для детей с церебральным параличом. Развивающая медицина и детская неврология [онлайн]. Май, том 56, номер 5, стр. 418-419. [Просмотрено 21 ноября 2014]. Доступно по адресу:http://onlinelibrary.wiley.com
  10. ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ., 2014. Информационный лист о физической активности [Онлайн]. [Просмотрено 14 ноября 2014]. Доступно по адресу: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs385/en/
  11. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И КЛИНИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ., 2014. Управление спастичностью и сопутствующими двигательными нарушениями и их ранними осложнениями со стороны опорно-двигательного аппарата [Онлайн]. [Просмотрено 12 ноября 2014 г.]. Доступно по адресу: http://www.nice.org.uk/guidance/cg145/resources/guidance-spasticity-in-children-and-young-people-with-nonprogressive-brain-disorders-pdf
  12. 12.0 12.1 12.2 12.3 12.4 12.5 КЕЛЛИ, М. и ДАРРА, Дж., 2005. Водные упражнения для детей с церебральным параличом. Медицина развития и детская неврология. , том 47, номер 12, стр. 838-842.
  13. 13.0 13.1 13.2 13.3 13.4 13.5 ВЕРСХУРЕН, О., КЕТЕЛААР, М., ГОРТЕР, Дж.В., ХЕЛДЕРС, П.Й., УИТЕРВАЛ, К.С. и ТАККЕН, Т., 2007. Программа тренировок для детей и подростков с церебральным параличом: рандомизированное контролируемое испытание. Архивы педиатрии и подростковой медицины. , том 161, номер 11, стр. 1075-1081.
  14. 14.0 14.1 ФРАГАЛА-ПИНКХЭМ, М., ХЭЙЛИ, С.М. и О'НИЛ, М.Е., 2008. Групповые водные аэробные упражнения для детей с ограниченными возможностями. Медицина развития и детская неврология. , том 50, номер 11, стр. 822-827.
  15. 15.0 15.1 15.2 15.3 ДАРРА, Дж., ВЕССЕЛ, Дж., НЕАРИНГБУРГ, П. и О'КОННОР, М., 1999. Оценка программы фитнеса для подростков с церебральным параличом. Детская физиотерапия. , том 11, номер 1, стр. 18-23.
  16. 16.0 16.1 16.2 16.3 DAMIANO, D.L., 2006. Активность, активность, активность: переосмысление нашего подхода к физиотерапии при детском параличе. Физическая терапия. Ноябрь, том 86, № 11, стр. 1534-1540.
  17. 17.0 17.1 17.2 17.3 17.4 17.5 17.6 FOWLER, E.G., KOLOBE, T.H., DAMIANO, D.L., THORPE, D.E., MORGAN, D.W., BRUNSTROM, J.E., COSTER, W.J., HENDERSON, R.C., PITETTI, K.H., RIMMER, J.H., ROSE, J., STEVENSON, R.D., участники Саммита по исследованию в педиатрии и Рабочая группа Комитета по исследованиям в педиатрии, 2007. Поощрение физической подготовки и предотвращение вторичных состояний у детей с детским параличом: итоги саммита по исследованию в педиатрии. Физическая терапия. Ноябрь, том 87, № 11, стр. 1495-1510.
  18. 18.0 18.1 18.2 18.3 18.4 18.5 18.6 18.7 UNITED CEREBRAL PALSY RESEARCH FOUNDATION AND EDUCATIONAL FOUNDATION., 1999. Принципы и рекомендации по упражнениям для людей с детским параличом и нервно-мышечными расстройствами. [Просмотрено 10 ноября 2014]. Доступно по ссылке: http://www.ucpaindy.org/wp-content/uploads/2010/03/Exercise-Principles-and-Guidelines-for-Persons-with-Cerebral-Palsy-and-Neuromuscular-Disorders.pdf
  19. 19.0 19.1 19.2
  20. CHAD, K.E., BAILEY, D.A., MCKAY, H.A., ZELLO, G.A. и SNYDER, R.E., 1999. Влияние программы физической активности с нагрузкой на минеральное содержание костей и предположительную объемную плотность у детей с спастическим церебральным параличом. The Journal of Pediatrics. , том 135, № 1, стр. 115-117.
  21. 20.0 20.1 20.2 UNGER, M., FAURE, M. и FRIEG, A., 2006. Силовая тренировка у подростков с церебральным параличом: рандомизированное контролируемое исследование. Clinical Rehabilitation. Июн, том 20, № 6, стр. 469-477.
  22. 21.0 21.1 21.2 21.3 21.4 DAMIANO, D.L., KELLY, L.E. и VAUGHN, C.L., 1995. Влияние укрепления мышцы четырехглавой мышцы на походку в согнутом положении у детей со спастической диплегией. Physical Therapy. Авг, том 75, № 8, стр. 658-67; обсуждение 668-71.
  23. Национальный центр здоровья, физической активности и инвалидности (NCHPAD). Церебральный паралич: программирование упражнений. Доступно на: http://www.youtube.com/watch?v=8F-Pgukdjj8 [дата последнего доступа 28/08/16]
  24. DAMIANO, D.L. и ABEL, M.F., 1998. Функциональные результаты силовой тренировки при спастическом церебральном параличе. Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. , том 79, № 2, стр. 119-125.
  25. EEK, M.N., TRANBERG, R., ZÜGNER, R., ALKEMA, K. и BECKUNG, E., 2008. Тренировка мышечной силы для улучшения функции походки у детей с церебральным параличом. Developmental Medicine and Child Neurology. , том 50, № 10, стр. 759-764.
  26. LBORO., 2014. Fit For Life [онлайн]. [просмотрено 11 ноября 2014]. Доступно: http://www.lboro.ac.uk/media/wwwlboroacuk/content/peterharrisoncentre/downloads/brochures/pdfs/Cerebral%20Palsy%20guide_Fit_for_Life.pdf
  27. LEE, D.C., ARTERO, E.G., SUI, X. и BLAIR, S.N., 2010. Тенденции смертности в общей популяции: важность кардиореспираторной подготовленности. Journal of Psychopharmacology (Оксфорд, Англия). Ноя, т. 24, № 4 Suppl, с. 27-35.
  28. PARKER, D.F., CARRIERE, L., HEBESTREIT, H. и BAR-OR, O., 1992. Анаэробная выносливость и пиковая мышечная мощность у детей со спастическим церебральным параличом. American Journal of Diseases of Children. , т. 146, № 9, с. 1069-1073.
  29. BarkerCat. Церебральный паралич не остановит меня от езды на велосипеде...2011. Доступно: http://www.youtube.com/watch?v=yKSJQ_f9cjM [последний доступ 13/08/16]
  30. Cameron KL, McGinley JL, Allison K, Fini NA, Cheong JL, Spittle AJ. Dance PREEMIE, эксперимент участия в танцах для экстремально недоношенных детей с двигательными нарушениями в дошкольном возрасте: австралийский протокол пилотного исследования. BMJ open. 2020 Январь 1;10(1).
  31. TCCP., 2013, Гидротерапия [онлайн], Центр церебрального паралича, [просмотрено 22 ноября 2014], Доступно: http://www.tccp.com.au/docs/documents/Fact%20sheet-%20Hydrotherapy.pdf
  32. RAINGRUBER, B. и ROBINSON, C., 2007. Эффективность сеансов Тай Чи, йоги, медитации и Рейки в продвижении здоровья и улучшении способностей к решению проблем у зарегистрированных медсестер. Issues in Mental Health Nursing. , том 28, № 10, стр. 1141-1155.
  33. 32.0 32.1 HENDERSON, R.C., LARK, R.K., GURKA, M.J., WORLEY, G., FUNG, E.B., CONAWAY, M., STALLINGS, V.A. и STEVENSON, R.D., 2002. Плотность костной ткани и метаболизм у детей и подростков с умеренным и тяжелым церебральным параличом. Pediatrics. , том 110, № 1, стр. e5-e5.
  34. 33.0 33.1 WIART, L., DARRAH, J. и KEMBHAVI, G., 2008. Растяжка у детей с церебральным параличом: что мы знаем и куда мы идем? Pediatric Physical Therapy : The Official Publication of the Section on Pediatrics of the American Physical Therapy Association. Лето, том 20, № 2, стр. 173-178.
  35. HARGREAVES, D.A. и TIGGEMANN, M., 2004. Идеализированные медийные образы и подростковое восприятие тела: «Сравнение» мальчиков и девочек. Body Image. , том 1, № 4, стр. 351-361.
  36. rehabmart. Педиатрическая акватерапия. Доступно на: http://www.youtube.com/watch?v=YAqnQnZeGd0 [последнее посещение 28/08/16]
  37. EHRMAN, J.K., GORDON, P.M., VISICH, P.S. и KETEYIAN, S.J., 2013. Клиническая физиология упражнений. Human Kinetics.
  38. ACSM., Физическая подготовка, связанная со здоровьем, для детей и взрослых с церебральным параличом[онлайн]. Американский колледж спортивной медицины. [просмотрено 22 ноября 2014]. Доступно на: http://www.acsm.org/docs/current-comments/health-relatedfitnessforcawithcp.pdf
    • 38.0 38.1 HILDERLEY, E. и RHIND, D., 2012. Включение детей с церебральным параличом в обычные уроки физического воспитания: исследование опыта студентов и учителей. Graduate Journal of Sport, Exercise, and Physical Education Research [онлайн]. том 1, стр. 1-15 [просмотрено 30 октября 2014 г.] Доступно по ссылке: http://www.worcester.ac.uk/gjseper/documents/Children_with_cerebral_palsy_in_mainstream_physical_ed_case_study_student_teacher_experiences.pdf
    • ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ., 2014. Типы школ [онлайн]. [Просмотрено 16 ноября 2014 г.]. Доступно по ссылке: https://www.gov.uk/types-of-school/overview.
    • 40.0 40.1 НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИВ. (2010). Закон о равенстве 2010. [онлайн]. [Просмотрено 16 ноября 2014 г.]. Доступно по ссылке: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/15/part/6/enacted.
    • GOV.UK, 2014. Кодекс практики SEND: от 0 до 25 лет [онлайн]. [Просмотрено 21 ноября 2014 г.]. Доступно по ссылке: https://www.gov.uk/government/publications/send-code-of-practice-0-to-25
    • DEBENHAM, L., 2012. Акт о специальных образовательных нуждах и инвалидности. [онлайн]. [Просмотрено 8 ноября 2014 г.]. Доступно по ссылке: http://www.aboutlearningdisabilities.co.uk/special-educational-needs-disability-act.html.
    • УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУГА КЕРН, 1990. MOVE: возможности подвижности через образование. Бейкерсфилд, Калифорния, Little Green Press.
    • VAN DER PUTTEN, A., VLASCAMP, C., REYNDERS, K и NAKKEN, H., 2005. Сокращение поддержки: исследование эффектов движенчески направленных активностей на уровень поддержки при выполнении двигательных навыков детьми с глубокими интеллектуальными и множественными нарушениями. Почтовый ящик, Гронинген: Stichting kinderstudies.
    • BIDABE, L., BARNES, B., WHINNERY, W., 2001. MOVE: Повышение ожиданий для лиц с тяжелыми нарушениями. Физические нарушения. Образование и связанные службы. том. 19, номер. 2, стр. 31-48.
    • 46.0 46.1 46.2 46.3 46.4 СОВЕТ ПО ДЕТЯМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, 2014. Политика инклюзии Совета по детям с инвалидностью [онлайн]. Лондон. [Просмотрено 9 ноября 2014 г.]. Доступно по ссылке: http://www.councilfordisabledchildren.org.uk/resources/cdcs-resources/inclusion-policy
    • 47.0 47.1 47.2 ОБУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ В ШОТЛАНДИИ, 2014. Сфокусировавшись на инклюзии: Документ для профессионального размышления [онлайн]. 3-е изд. Шотландия. [Просмотрено 7 ноября 2014 г.]. Доступно по ссылке: http://www.educationscotland.gov.uk/images/FocusingOnInclusion_tcm4-342924.pdf
    • 48.0 48.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ ШОТЛАНДИИ ПО ИНКЛЮЗИИ, 2014. Видение инклюзивной Шотландии [онлайн]. Эдинбург. [Просмотрено 1 ноября 2014 г.]. Доступно по ссылке: http://www.inclusionscotland.org/documents/AVisionBooklet.pdf
    • 49.0 49.1 ФОНДАЦИЯ НЕМУРС, 2014. Специальная информация о церебральном параличе [онлайн]. [Просмотрено 2 ноября 2014 г.]. Доступно по ссылке: http://kidshealth.org/parent/classroom/factsheet/cp-factsheet.html
    • ШОТЛАНДСКИЙ СПОРТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ, 2014. Успешное обучение инклюзии инвалидов в секторе образования [онлайн]. [Просмотрено 2 ноября 2014 г.]. Доступно по ссылке: http://www.scottishdisabilitysport.com/sds/index.cfm/news/latest-news1/successful-disability-inclusion-training-for-the-education-sector/