Использование рюкзаков и боли в пояснице у школьников и подростков

25.02.2025
134 просмотра

Обзор

  • Физиология позвоночника школьников и подростков
  • Боли в пояснице и их распространенность среди молодежи
  • Анатомия детского позвоночника
  • Тенденции, связанные с рюкзаками
  • Биопсихосоциальная модель
  • Связь между ношением рюкзака и болями в спине
  • Исследование нагрузки рюкзака, положения груза и стиля ношения
  • Заключение
  • Актуальность для физиотерапии
  • Области для дальнейших исследований

Анатомия


Различия между детским и взрослым позвоночником:

  • Увеличенное соотношение хряща и кости.
  • Наличие эластичности мягких тканей, слабость мышц и неполная оссификация означают большую доступную подвижность.
  • Позвонковые тела в детском позвоночнике частично хрящевые.
  • Межпозвонковые дисковые пространства больше и хорошо увлажнены.
  • Позвонковые апофизы развиваются на нижних и верхних поверхностях позвонковых тел. Они появляются к 5 годам и сливаются к 18-20 годам.[1]

Боль в пояснице

  • Боль в пояснице не является заболеванием, а представляет собой набор симптомов [2].
  • Боль ограничена областью между нижними краями 12-го ребра и ягодичными складками [3].
  • Боль в пояснице может быть классифицирована на два типа: неспецифическая и специфическая.
  • Боль в пояснице может быть дополнительно охарактеризована как острая, подострая и хроническая [4].

Распространенность

  • Основная проблема со здоровьем с пожизненной распространенностью 80% [5]
  • Уровень распространенности увеличивается с возрастом (16% у детей и 58% у подростков) [6].
  • Самоотчетная распространенность болей в спине составила 27%, 37% и 47% среди детей в возрасте 11, 13 и 15 лет соответственно [7]
  • Оценочная ежегодная стоимость хронической боли в пояснице у подростков в возрасте 10-17 лет в США составила 19,5 миллиардов долларов [8].

Этиология

Существует четыре основные категории факторов риска, связанных с болью в пояснице у детей и подростков: антропометрия, психологические и биомеханические факторы, а также образ жизни [7][9].

Тенденции

  • Наиболее распространенный способ - 2 ремня
  • Стили ношения: 2 ремня/ 1 ремень/ на колесиках [10]
  • Разнообразие рекомендаций для детей и подростков по ношению школьных рюкзаков.
  • Безопасные нагрузки в основном находятся в диапазоне 10%–15% от массы тела (BW), но включают значения от 5%14 до 20%.[7]

Биопсихосоциальная модель

Биопсихосоциальная модель, предложенная Джорджем Энгелем в 1977 году, подчеркивает важность принятия медико-оздоровительного подхода, который учитывает не только биологические аспекты медицины, но и психологические и социальные измерения пациента[11]. Эта модель подразумевает, что поведение, чувства и мысли могут влиять на физическое состояние[12].

Частое возникновение неспецифической боли в спине у школьников и подростков привело к исследованиям, изучающим механические и физические факторы, которые могли бы объяснить, почему такое явление происходит[13]. С годами полагалось, что внешняя механическая нагрузка рюкзака является одним из основных факторов, способствующих боли в спине у детей и подростков[14]. Эта страница исследует связь между ношением рюкзака и болью в пояснице у школьников и подростков. Более того, также будут рассмотрены психосоциальные факторы.

Характеристики рюкзака

Вес рюкзака

Вес рюкзака традиционно считается фактором риска появления боли в пояснице, несмотря на отсутствие высококачественных доказательств, подтверждающих это утверждение [7]. Литература, поддерживающая эти утверждения, предоставила рекомендации по нагрузке рюкзака в диапазоне от 5% [15] массы тела до 20% [16]. Одно исследование даже предположило, что 10% от массы тела может быть достаточно для изменения осанки, кинематики и мышечного напряжения [17].

Недавний систематический обзор, опубликованный в 2018 году, стремился выявить эту связь, ища исследования, изучающие характеристики рюкзака и его связь с болями в спине [7]. Этот обзор собрал всего 69 исследований, из которых 5 были проспективными (4 лонгитюдных когортных, 1 рандомизированное контролируемое исследование), 63 были поперечными, и одно ретроспективное случай-контроль исследование. Общий консенсус показал, что существует очень мало доказательств для предположения положительной корреляции между весом рюкзака и болями в спине. Из исследований, поддерживающих это утверждение, все были среднего или низкого качества, включая исследования, сосредоточенные на восприятии веса рюкзака. Основное ограничение этого исследования заключается в том, что не все P-значения/доверительные интервалы были включены, и также подавляющее большинство исследований было среднего или низкого качества.

Положение нагрузки рюкзака

Кроме веса рюкзака, литература утверждает, что положение рюкзака также может влиять на эффективность переноски задней нагрузки [18]. Эффективная переноска нагрузки связана с минимальными затратами энергии и минимальным противодействием гравитационному стрессу на позвоночные ткани и считается, что она возникает, когда человек находится в ненагруженном состоянии, где анатомическое тело близко к вертикальному эталону [18][19]. Применение внешней нагрузки на тело обычно связано с отклонением позвоночника (временами влияющим на осанку) от гравитационной оси, что считается причиной болей в спине [19].

Ограниченные исследования были проведены, специально изучающие взаимосвязь между болями в пояснице и влиянием положения нагрузки рюкзака, особенно среди школьников и подростков. Рандомизированное перекрестное исследование, опубликованное в 2018 году, изучало влияние нагрузки и положения рюкзака на напряжение тела у школьников мужского пола [20]. Оно изучало три различных положения нагрузки, где средняя линия рюкзака находилась на уровне остистого отростка T7, T12 или L3. Исходя из результатов, исследование рекомендовало размещать центр рюкзака на уровне T12 для уменьшения дискомфорта и избегания менее фиксированного верхнего туловища. Однако ограничения этого исследования заключаются в том, что оно проводилось только среди мужского населения и имело небольшую выборку из 10 (не мощных) участников. Таким образом, трудно обобщить эти выводы. В будущих исследованиях необходимы более крупные исследовательские группы для увеличения внешней валидности.

Положения рюкзака, используемые в исследовании

Стиль переноски рюкзака

Доказательства указывают, что при переноске рюкзака на одном плече это может привести к потенциальным изменениям в позвоночнике, поскольку позвоночник может сгибаться в сторону, чтобы компенсировать нагрузку. Например, когда односторонняя нагрузка рюкзака приходится на правую сторону, может возникнуть увеличение сгибания направо. Аналогично, если односторонняя нагрузка рюкзака удерживается на левой стороне, может возникнуть увеличение сгибания налево. Увеличение бокового сгибания может привести к компенсаторному сгибанию тела в противоположную сторону для компенсации этого [21]. Тем не менее, существует ограниченное количество современных и высококачественных доказательств, исследующих влияние метода переноски рюкзака на боли в пояснице и не установлено прямой связи между ними.

В общем, искривление позвоночника или мышечные спазмы из-за минимальных изменений в осанке могут привести к воспалению поддерживающих структур позвоночника, таких как суставы, мышцы и связки [22]. Таким образом, стиль переноски может способствовать возникновению болей в спине.

  • Литературный обзор охарактеризовал, что имеются несовместимые данные для демонстрации взаимосвязи между методом переноски рюкзака и болями в спине у детей и подростков. Однако природа литературного обзора заключается в низком уровне доказательности [10].
  • Недавний систематический обзор указал, что всего лишь 3 из 29 поперечных исследований нашли связь между методом переноски рюкзака и наличием болей в спине. Однако было сделано заключение, что четкой ассоциации нет. Исследования изучали комбинацию характеристик рюкзака, таких как вес рюкзака и продолжительность его использования. Поэтому сложно было выявить влияние конкретно на положение переноски.[7]

Вывод

  • Нет убедительных доказательств того, что использование рюкзака увеличивает риск появления болей в спине
  • Нет четкой связи между характеристиками рюкзака (вес, стиль и длина лямок) и болями в спине.
  • Существуют доказательства, что психосоциальные факторы или стресс могут оказывать влияние на боли в спине у детей и подростков [23]

Актуальность для физиотерапии

  • Предоставление советов и информации о переноске рюкзака и убеждениях
  • Широкий взгляд:
    • Рассмотрение и изучение психосоциальных факторов у пациентов с болями в спине, которые моложе 18 лет, например, стресс
    • Учет факторов риска образа жизни, например, курение, вес

Области для дальнейших исследований

  • Необходимы более высококачественные доказательства
  • Высокое качество дизайна исследования для увеличения обобщаемости
  • Дальнейшие исследования о влиянии психосоциальных факторов на боли в спине у школьников и подростков

Ссылки

  1. Dormans J. Педиатрическая ортопедия и спортивная медицина - Необходимые знания в педиатрии. 1-е издание. Миссури: Mosby; 2004.
  2. Ardakani E, Leboeuf-Yde C, Walker B. Неудача в определении болей в пояснице как болезни или эпизода делает исследования причинности неподходящими: результаты систематического обзора. Хиропрактика & Мануальная терапия. 2018;26(1).
  3. ANDERSON J. ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ БОЛЕЙ В ПОЯСНИЦЕ. Ревматология. 1977;16(1):34-36.
  4. Maher C, Underwood M, Buchbinder R. Неспецифическая боль в пояснице. The Lancet. 2017;389(10070):736-747.
  5. Balagué F1, Mannion AF, Pellisé F, Cedraschi C. Неспецифическая боль в пояснице. Lancet. 2012 Feb 4;379(9814):482-91.
  6. Calvo-Muñoz I, Gómez-Conesa A, Sánchez-Meca J. Распространенность болей в пояснице у детей и подростков: мета-анализ. BMC Педиатрия. 2013;13(1).
  7. 7.0 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 Yamato T, Maher C, Traeger A, Wiliams C, Kamper S. Вызывают ли школьные рюкзаки боли в спине у детей и подростков? Систематический обзор. British Journal of Sports Medicine. 2018;:1-6.
  8. Groenewald C, Palermo T. Цена боли: экономика хронической боли у подростков. Управление болью. 2015;5(2):61-64.
  9. Jones G. Эпидемиология болей в пояснице у детей и подростков. Архивы болезней детства. 2005;90(3):312-316.
  10. 10.0 10.1 Abdul Sahib M. Влияние школьных рюкзаков на здоровье студентов. Журнал медицины. 2016;9(1):2301-2315.
  11. Smith R. Биопсихосоциальная революция. Журнал общей внутренней медицины. 2002;17(4):309-310.
  12. McInerney S. BMJ 2018;324:1533 Введение биопсихосоциальной модели для хорошей медицины и хороших врачей. BMJ [Интернет]. 2018 [цитируется 18 мая 2018];. Доступно из: https://www.bmj.com/rapid-response/2011/10/29/introducing-biopsychosocial-model-good-medicine-and-good-doctors
  13. Watson K, Papageorgiou A, Jones G, Taylor S, Symmons D, Silman A et al. Боли в пояснице у школьников: роль механических и психосоциальных факторов. Архивы болезней детства. 2003;88(1):12-17.
  14. Reneman M, Poels B, Geertzen J, Dijkstra P. Боли в спине и рюкзаки у детей: биомедицинская или биопсихосоциальная модель?. Инвалидность и реабилитация. 2006;28(20):1293-1297.
  15. Rateau M. Использование рюкзаков у детей и подростков. Ортопедическая медсестра. 2004;23(2):101-105.
  16. Dockrell S, Simms C, Blake C. Ограничение веса школьного рюкзака: можно ли его определить?. Журнал школьного здоровья. 2013;83(5):368-377.
  17. Mackie H, Legg S. Постуральные и субъективные реакции на реалистичное ношение школьного рюкзака. Эргономика. 2008;51(2):217-231.
  18. 18.0 18.1 Devroey C, Jonkers I, de Becker A, Lenaerts G, Spaepen A. Оценка влияния нагрузки и позиции рюкзака при стоянии и ходьбе с использованием биомеханических, физиологических и субъективных мер. Эргономика. 2007;50(5):728-742.
  19. 19.0 19.1 Grimmer K, Dansie B, Milanese S, Pirunsan U, Trott P. Подростковая постуральная реакция на нагрузку рюкзака: рандомизированное контролируемое экспериментальное исследование. BMC Мышечно-скелетные нарушения. 2002;3(1).
  20. Chen Y, Mu Y. Влияние нагрузки и положения рюкзака на напряжения тела у мальчиков-школьников при ходьбе. PLOS ONE. 2018;13(3):e0193648.
  21. Drzał-Grabiec J, Snela S, Rachwał M, Podgórska J, Rykała J. Влияние ношения рюкзака асимметричным образом на асимметрию туловища и параметры, определяющие боковое сгибание позвоночника. Человеческие факторы: Журнал общества человеческих факторов и эргономики. 2014;57(2):218-226.
  22. Allegri M, Montella S, Salici F, Valente A, Marchesini M, Compagnone C et al. Механизмы болей в пояснице: руководство по диагностики и терапии. F1000Research. 2016;5:1530.
  23. Kamper S, Yamato T, Williams C. Распространенность, факторы риска, прогноз и лечение болей в спине у детей и подростков: Обзор систематических обзоров. Лучшие практики и исследования в клинической ревматологии. 2016;30(6):1021-1036.

[[Категория: Поясничный отдел позвоночника - Заболевания

Вопросы и комментарии