Основы анатомии стопы и лодыжки танцора

05.03.2025
104 просмотра

Введение

Большеберцовая, малоберцовая кости и таран

"Голеностоп и стопа — это сложные и детализированные структуры, которые выдерживают вес всего тела и разработаны как произведение искусства."[1]

Голеностоп и стопа являются частью очень сложной системы.[2] Эта часть тела должна справляться с высокими сжимающими и сдвиговыми силами, и в то же время обеспечивать высокий уровень стабильности. Голеностоп — это кинетическая связь между стопой и структурами, находящимися выше в теле. Более того, стопа является местом соприкосновения тела с землей и должна контролировать многовекторные движения, происходящие одновременно.[3]

Поперечно-тазобедренный сустав

Простым языком, голеностоп состоит из трех костей, большеберцовой, малоберцовой и таранной костей, и трех суставов:[1]

  1. Поперечно-тазобедренный сустав, который работает вместе с таранно-пяточным суставом
  2. Таранно-пяточный сустав, который контролирует инверсию и эверсию
  3. Голеностопный сустав, который обеспечивает стабильность, сгибание и разгибание

Сводка по стопе

  1. Задняя часть стопы[4]
    1. Кости
      1. Таранная кость
        1. Это самая высокая кость стопы
        2. К ней не прикрепляются сухожилия, только дельтовидная связка
        3. Около 60 процентов поверхности таранной кости покрыто суставным хрящом[5]
        4. Она имеет слабое кровоснабжение и, следовательно, относительно слабую регенерацию
      2. Пяточная
      3. Латеральная и медиальная лодыжки
    2. Суставы
      1. Голеностопный сустав:
        1. Таранная кость наиболее широка в передней части, что делает сустав более стабильным при тыльном сгибании
        2. Считается, что геометрия голеностопного сустава способствует стабильности сустава — в фазе стояния одна лишь геометрия сустава обеспечивает сопротивление эверсиям; в противном случае стабильность обеспечивается мягкотканными структурами.
      2. Подтаранный сустав:
        1. Поглощает ротационные нагрузки от структур, находящихся выше в теле
      3. Поперечно-тазобедренный сустав:
        1. Переходное звено между задней и передней частью стопы
  2. Средняя часть стопы[4]
    1. Кости
      1. Ладьевидная кость
        1. Ладьевидная кость имеет слабое кровоснабжение
        2. Основное прикрепление заднего большеберцового сухожилия находится с медиальной стороны
      2. Кубовидная кость
      3. Три клиновидные кости (медиальная, промежуточная, латеральная)
        1. Эти кости важны для стабильности вместе с подошвенными и дорсальными связками
    2. Суставы
      1. Пять предплюсне-плюсневых суставов, также известных как сустав Лисфранка
    3. Соединительная ткань, связки, мышцы и сухожилия
      1. Подошвенный апоневроз
        1. Подошвенный апоневроз отвечает за формирование сводов стоп и является амортизатором при танцах[1]
  3. Передняя часть стопы[4]
    1. Кости
      1. 14 фаланг
      2. Пять плюсневых костей
        1. Головки плюсневых костей являются основной опорной поверхностью в следующих балетных позициях: Releve,[6] четверть пуанта, полупуанта и три четверти пуанты.
      3. Две сесамовидные кости:
        1. Расположены внутри сухожилия короткого сгибателя большого пальца и позволяют пальцу двигаться вверх и вниз.
    2. Суставы
      1. Плюснефаланговые суставы
    3. Связки, мышцы и сухожилия
      1. Первая плюсневая кость является местом прикрепления нескольких сухожилий и важна для продвижения и несения веса.

Связки стопы и голеностопа

  1. Медиальные связки[1][7]
    1. Дельтовидная связка имеет веерообразную форму, состоит из четырех связок и противодействует эверсии:
      1. Передняя большеберцово-таранная связка (глубокий компонент)
      2. Большеберцово-пяточная связка
      3. Большеберцово-ладьевидная связка
      4. Задняя большеберцово-таранная связка (глубокий компонент)
    2. Расширение суставной капсулы
      1. Пружинная связка: Охватывает и поддерживает головку таранной кости
      2. Связки Лисфранка: Серия связок, которая стабилизирует предплюсне-плюсневые суставы и обеспечивает стабильность свода стопы. Подошвенная связка сильнее, чем тыльная связка.
      3. Межплюсневая связка: Находится между предплюсневыми костями и обеспечивает синхронное движение плюсневых костей. Если нерв, проходящий между этими суставами, раздражается, это может привести к невроме Мортона.[1]
        На пальцах с хорошим выравниванием
  2. Латеральные связки[1][7]
    1. Латеральный голеностоп обычно травмируется у балерин [8][1]
    2. Передняя таранно-малоберцовая связка
      1. Напрягается при подошвенном сгибании
      2. Многие авторы считают, что это самая слабая связка[1]
    3. Кальканео-малоберцовая связка
      1. Напрягается при тыльном сгибании
    4. Следующие связки способствуют стабилизации голеностопа
      1. Задняя таранно-малоберцовая связка
      2. Передняя-нижняя таранно-малоберцовая связка
      3. Задняя-нижняя таранно-малоберцовая связка[9]

Анатомия связок, специфичная для балета

  • В деми-плие, когда голеностоп находится в тыльном сгибании, передняя таранно-малоберцовая связка расслабляется, а кальканео-малоберцовая связка находится под напряжением
  • Ожидается противоположное на пуантах (когда голеностоп в подошвенном сгибании), хотя никаких исследований экстремального положения на пуантах не проводилось
  • Напряжение в передней таранно-малоберцовой связке увеличивается с увеличением подошвенного сгибания, что дополнительно усиливается при компрессионной нагрузке через голеностоп
  • Максимальное подошвенное сгибание на пуантах размещает переднюю таранно-малоберцовую связку параллельно малоберцовой кости, из-за чего она функционирует как основной стабилизатор латерального голеностопа
  • Это подвергает переднюю таранно-малоберцовую связку особому риску (слабейшая и наибольшая при максимальной силе натяжения)[1][9]

Синдесмоз

Эта связка состоит из:

  1. Передняя-нижняя таранно-малоберцовая связка
  2. Межкостная мембрана
  3. Задняя-нижняя таранно-малоберцовая связка
  4. Поперечная связка
  5. Межкостная связка

Функция этой связки — удерживать большеберцовую и малоберцовую кости на соответствующем расстоянии и формировать углубление для таранной кости.[10]

Мышцы стопы и голеностопного сустава

1. Внешние мышцы стопы

Эти мышцы имеют сократительные части, которые лежат вне голеностопного сустава, в ноге, но их сухожилия прикрепляются к костям стопы таким образом, что движение голеностопа происходит при сокращении этих мышц. Существует четыре мышечных отсека, разделенных фасциями: Поверхностный задний отсек, Глубокий задний отсек и Латеральный отсек, которые все являются подошвенными флексорами, и Передний отсек, которые являются дорсальными флексорами.[1]

  1. Поверхностный задний отсек (подошвенные флексоры)[1]
    1. Икроножная мышца
      1. Действие: Подошвенное сгибание при выпрямленном колене, сгибание колена и также поднимает пятку во время ходьбы
      2. Прикрепление: Задняя поверхность пяточной кости через пяточное сухожилие (ахиллово сухожилие)
    2. Камбаловидная мышца
      1. Действие: Подошвенное сгибание и стабилизация ноги на стопе
      2. Прикрепление: Задняя поверхность пяточной кости через пяточное сухожилие (ахиллово сухожилие)
    3. Подошвенная мышца
      1. Действие: Слабо помогает икроножной мышце в подошвенном сгибании
      2. Прикрепление: Задняя поверхность пяточной кости через пяточное сухожилие (ахиллово сухожилие)
  2. Глубокий задний отсек (подошвенные флексоры)[1]
    1. Длинный сгибатель большого пальца стопы[11]
      1. Действие: Инверсия
      2. Прикрепление: На подошвенной поверхности большого пальца стопы
    2. Длинный сгибатель пальцев стопы
      1. Действие: Инверсия
      2. Прикрепление: На подошвенной поверхности со второго по пятый пальцы
    3. Задняя большеберцовая мышца[12]
      1. Действие: Инверсия
      2. Прикрепление: Ладьевидная кость, медиальная клиновидная кость, со второго по четвертый пальцы, другие клиновидные кости, кубовидная кость
  3. Латеральный отсек (подошвенные флексоры)[1]
    1. Длинная малоберцовая мышца
      1. Действие: Эверсия и подошвенное сгибание
      2. Прикрепление: Первая плюсневая кость, медиальная клиновидная кость и первый палец ноги
    2. Короткая малоберцовая мышца
      1. Действие: Эверсия
      2. Прикрепление: Проксимальный конец пятой плюсневой кости[13]
  4. Передний отсек (дорсальные флексоры)[1]
    1. Передняя большеберцовая мышца
      1. Действие: Инверсия
      2. Прикрепление: Первый палец ноги и медиальная клиновидная кость
    2. Длинный разгибатель большого пальца стопы
      1. Действие: Инверсия
      2. Место крепления: Тыльная сторона основания дистальной фаланги большого пальца стопы
    3. Длинный разгибатель пальцев
      1. Действие: Тыльное сгибание и разгибание четырех латеральных пальцев
      2. Место крепления: Средние и дистальные фаланги четырех латеральных пальцев
    4. Перонеалы
      1. Действие: Тыльное сгибание, способствует эверсии
      2. Место крепления: Тыльная сторона основания 5-й плюсневой кости

2. Внутренние мышцы стопы

Все эти мышцы имеют начало и конец в пределах стопы. Известно, что они двигают пальцами и стабилизируют стопу. Танцоры называют эти мышцы «ядром» стопы.[14]

Три крупнейшие мышцы - это мышца отводящая большой палец стопы, короткий сгибатель пальцев и квадратная мышца. Все они обеспечивают поддержку и стабильность свода. У танцоров эти мышцы требуют силы и контроля. Танцор должен научиться работать с «прямыми» пальцами, что включает предоставление противодействующей стабильности плюсневым костям при подъеме на носки.[1]

Четыре слоя мышц плантарной поверхности стопы

Мышцы Сухожилия
Слой первый
  • Мышца отводящая большой палец стопы
  • Короткий сгибатель пальцев (FDB)
  • Мышца отводящая мизинец
Первый слой
Слой второй
  • Квадратная мышца        
  • Люмбриальные мышцы
  • Длинный сгибатель пальцев       
  • Длинный сгибатель большого пальца стопы (FHL)  
Второй слой
Слой третий
  • Короткий сгибатель большого пальца стопы        
  • Косая и поперечная головки приводящая мышца большого пальца стопы        
  • Короткий сгибатель мизинца
Третий слой
Слой четвертый
  • Дорсальный межкостный        
  • Подошвенная межкостная мышца
  • Длинная малоберцовая мышца
  • Задняя большеберцовая мышца
Четвертый слой

Плантарная фасция

  • Это состоит из крепкой фиброзной ткани
  • Она начинается глубоко на плантарной поверхности пяточной кости и прикрепляется к основанию каждого из пальцев
  • Когда пальцы находятся в дорсифлексии, фасция натягивается и поддерживает свод
  • Механизм виндласа:[15] Механизм виндласа — это механическая модель, описывающая, каким образом плантарная фасция поддерживает стопу во время нагрузок на нее и предоставляет информацию о биомеханических нагрузках на плантарную фасцию[16]
    • Для получения дополнительной информации, пожалуйста, смотрите Тест Виндласа
Своды стопы

Своды

Назначение трех сводов стопы:[17]

  1. Пружинящий эффект
  2. Поддержка веса
  3. Амортизация ударов
  4. Обеспечение гибкости стопы для облегчения функции
Медиальный свод стопы

1. Медиальный продольный свод (МПС)[18][19]

Это высочайший свод из-за формы костей.

  1. Кости
    1. Первые три плюсневые кости
    2. Три клиновидные кости
    3. Ладьевидная кость
    4. Таранная кость
    5. Пяточная кость
  2. Связки
    1. Пружинная связка
    2. Дельтовидная связка
    3. Межкостная связка
    4. Плантарная апоневроз
    5. Длинные и короткие плантарные связки
  3. Мышцы
    1. Задняя большеберцовая мышца
    2. Передняя большеберцовая мышца
    3. Длинный сгибатель большого пальца
    4. Длинный сгибатель пальцев
    5. Короткие мышцы большого пальца

2. Латеральный продольный свод (ЛПС)[18]

Латеральный свод стопы

Единственный свод, располагающийся на земле в положении стоя.

  1. Кости
    1. Пяточная кость
    2. Кубовидная кость
    3. Четвертая и пятая плюсневые кости
  2. Связки
    1. Длинные и короткие плантарные связки
    2. Межкостная связка
    3. Плантарная апоневроз
  3. Мышцы
    1. Длинная и короткая малоберцовые мышцы
    2. Длинный сгибатель пальцев
    3. Короткие мышцы мизинца
Полупальцы с опорой на поперечный свод

3. Поперечный свод[18]

  1. Кости
    1. Клиноподобная форма латеральной и промежуточной клиновидных костей
    2. Основания плюсневых костей
    3. Кубовидная кость
    4. Три клиновидные кости
  2. Связки
    1. Глубокая поперечная связка
    2. Тыльная и плантарная связка
  3. Мышцы
    1. Длинная и короткая малоберцовые мышцы
    2. Поперечная часть большой приводящей мышцы
    3. Отводы задней большеберцовой мышцы

Ссылки

  1. 1.00 1.01 1.02 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07 1.08 1.09 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 Грин-Смердон М. Основная анатомия лодыжки и стопы танцора. Плюс, 2022.
  2. Брокетт КЛ, Чепмен Г. Биомеханика лодыжки. Ортопедия и травматология. 2016 Июн 1;30(3):232-8.
  3. Хоулум ПА, Бертоти ДБ. Клиническая кинезиология Бруннстрома. FA Davis; 2012
  4. 4.0 4.1 4.2 Фикке Д, Байерли ДВ. Анатомия, Костный таз и нижняя конечность, стопа. StatPearls [Интернет]. 2021 Авг 11.
  5. Белл ДЖ. Таранная кость [Интернет]. Radiopedia. 2021 [цитировано 15/02/2022]. Доступно по ссылке: https://radiopaedia.org/articles/talus
  6. Veirs KP, Rippetoe JR, Baldwin JD, Lutz K, Haleem AM, Dionne CP. Много-сегментная оценка кинематики голеностопного сустава и стопы во время подъема на полупальцы и пальцы босиком. На 2020 Combined Sections Meeting (CSM) 13 февраля 2020. APTA.
  7. 7.0 7.1 Das A, Bhuyan D. Обзор анатомии и биомеханики комплекса стопы и голеностопного сустава. Asian Journal For Convergence In Technology (AJCT). 15 апреля 2018.
  8. SAH SA, MR ES, Srijit D, Norzana AG. Травмы голеностопного сустава в спорте: анатомические соображения и клинические последствия.
  9. 9.0 9.1 Russell JA, McEwan IM, Koutedakis Y, Wyon MA. Клиническая анатомия и биомеханика голеностопного сустава в танце. Journal of dance medicine & science. 1 сентября 2008;12(3):75-82.
  10. Norkus SA, Floyd RT. Анатомия и механизмы синдесмозной травмы голеностопного сустава. Journal of athletic training. Январь 2001;36(1):68.
  11. Murdock CJ, Munjal A, Agyeman K. Анатомия, костный таз и нижняя конечность, камбаловидная длинная мышца большого пальца стопы. StatPearls [Интернет]. 6 августа 2021.
  12. Corcoran NM, Varacallo M. Анатомия, костный таз и нижняя конечность, задняя большеберцовая мышца. StatPearls [Интернет]. 17 сентября 2020.
  13. Basit H, Eovaldi BJ, Siccardi MA. Анатомия, костный таз и нижняя конечность, короткая малоберцовая мышца стопы. В StatPearls [Интернет] 19 мая 2019. StatPearls Publishing.
  14. Farris DJ, Kelly LA, Cresswell AG, Lichtwark GA. Функциональная значимость мышц стопы человека для двуного передвижения. Proceedings of the National Academy of Sciences. 29 января 2019;116(5):1645-50.
  15. Metsavaht L, Leporace G. Текущие тенденции в биокинетическом анализе стопы и голеностопного сустава. Journal of the Foot & Ankle. 30 августа 2020;14(2):191-6.
  16. Bolgla LA, Malone TR. Плантарный фасциит и механизм ветрохода: биомеханическая связь с клинической практикой. Journal of athletic training. 1 января 2004;39(1):77.
  17. Batenhorst EZ. Взгляд танцора: анализ и предотвращение распространенных травм в танцах.
  18. 18.0 18.1 18.2 Ahonen J. Биомеханика стопы в танце: обзор литературы. Journal of Dance Medicine & Science. 1 сентября 2008;12(3):99-108.
  19. Ozdinc SA, Turan FN. Влияние занятий балетом на антропометрические измерения стоп и развитие медиального продольного свода у детей в Турции. J. Pak. Med. Assoc. 1 июля 2016;66(7):869-74.