Основные приёмы обращения, удержания и дрессировки собак

05.03.2025
54 просмотра

Основные приемы обращения с собаками

Для успешного подхода к большинству собак можно использовать определенные техники. К ним относятся:[1]

  • Модуляция голоса (высокие голоса могут быть менее угрожающими для некоторых собак)
  • Избегание зрительного контакта
  • Принятие не угрожающих поз (например, стоя боком или присев)

Такие техники могут помочь дрессировщику надеть на собаку поводок/намордник. Однако важно отметить, что между породами и даже внутри пород существуют большие различия в поведении. Если питомец имел травмирующий опыт в вашей практике, он, вероятно, «выучил» негативное поведение, которое может затруднить обращение с ним при следующем визите.[1]

Извлечение собак из клеток

Большинство испуганных собак можно удерживать, осторожно натягивая поводок через голову и затем подтягивая их к передней части клетки. Эти собаки часто расслабляются, когда их гладят или аккуратно поднимают. Кожаные перчатки могут быть полезны, так как они помогают защищать руки. Пластиковые барьеры (т. е. щиты с ручками) можно использовать, чтобы подтолкнуть агрессивных маленьких или средних собак к задней части их клетки.[1]

Подъем и переноска собак

Маленькие собаки могут быть перенесены, если они удерживаются между руками, при условии, что поддерживается спина. Если собака не очень доверительная, она должна быть в наморднике. Больших или средних собак нужно поднимать осторожно, чтобы предотвратить травму спины. Если дрессировщик обладает физической силой, он может поднять большую собаку, как и маленькую. Если собаки тяжелые, понадобится тележка или носилки.[1]

Ошейники

Обычный ошейник

Стандартные плоские ошейники предоставляют подходящее место для легкого прикрепления идентификации собаки (т. е. брелок с именем). Однако в некоторых контекстах они могут быть потенциально опасными.[2]

  • Собаки, играющие грубо / с использованием рта, могут зацепиться ртом за ошейник другой собаки, что может вызвать панику. По мере того, как собаки пытаются освободиться, ошейник может затянуться - это приводило к удушью[2]

Цепи-душильники

Следует избегать использования цепей-душителей на собаках, у которых:[2]

  • Короткие носы
  • Выпуклые глаза
  • Маленькие трахеи (или у собак, чьи трахеи склонны к коллапсу)

Собаки могут получить неврологические повреждения (например, синдром Горнера), когда коррекции с цепью-душителем слишком сильные. Повреждения включают изменения зрачков и вызванную нервами хромоту передней лапы.[2] Цепи-душильники не следует оставлять на питомцах без присмотра. Они могут зацепиться за что-то, затянуться и задушить собаку, которая испытывает стресс / панику.[2]

Мартингейлы

Мартингейлы (или ошейники с ограниченным усилием скольжения) похожи на плоские ошейники, но затягиваются, когда собаки тянут. Однако, в отличие от цепей-душильников, они обычно не используются для коррекции. При правильной настройке они менее вероятно соскользнут с головы собаки, чем плоские ошейники. Они должны быть отрегулированы так, чтобы даже когда они затянуты, они не могли случайно удушить собаку.[2]

Шлейка

Шлейка является одним из самых распространенных альтернатив ошейнику. Они часто рекомендуются ветеринарами для собак, таких как:[2]

    • Мопсы (из-за их коротких носов)
    • Миниатюрные пудели (из-за их склонности к коллапсу трахеи)

Важно отметить, что шлейки могут усиливать тянущее поведение собаки на поводке.[2]

Недоуздок

Недоуздки помогают уменьшить тягу собаки и поддерживать ее внимание. Однако собаки часто нуждаются в большом количестве тренировки, чтобы привыкнуть к недоуздкам.[2] Они также могут мешать глазам животного в зависимости от конструкции и формы морды собаки.

Петлевой поводок

Петлевые поводки чаще всего используются в клинических условиях. Они подходят для любой собаки и собака не может вырваться и убежать из них. Обычные поводки легко превратить в петлевые, проскользнув карабин через ручку и сделав петлю.[1]

Следующее видео демонстрирует использование широко распространенных собачьих ошейников.

[3]

Намордники

Намордник используется для обеспечения вашей безопасности при работе с собаками.[4]

Корзиночный намордник

Преимущества корзиночных намордников включают:[4]

  • Отличный приток воздуха
  • Собаки могут пить, будучи в наморднике
  • Намордники являются надежными

У собак, похоже, меньше проблем с этими намордниками, чем с закрытыми.[5]

Тканевые намордники

Тканевые намордники могут использоваться в кабинетах ветеринаров и могут быть полезными для поездки в автомобилях и сумках. Они недорогие и могут использоваться при груминге / стрижке когтей.[4] Однако их не следует использовать для тренировки. Важно помнить, что собаки могут прищемить вас зубами, когда носят тканевый намордник.[1]

Эти намордники ограничивают способность собаки тяжело дышать[5] и не рекомендуется оставлять их на животных, которые остаются без присмотра / беспристрашно. При сильной жаре, собака может перегреться и умереть.[1]

Следующие шаги могут помочь собаке привыкнуть к ношению намордника:[4]

  1. Показать собаке намордник и говорить с собакой ровным голосом
  2. Дать собаке понюхать намордник и похвалить собаку, если она уделяет внимание наморднику положительное внимание
  3. Поместить любимое сухое лакомство в намордник - пусть собака засунет нос, чтобы достать лакомство
  4. Оказывать похвалу и поддержку, чтобы создать позитивные ассоциации с намордником

Намордник никогда не должен надеваться, когда вы проявляете гнев или разочарование.

[6]

Коммуникация между домашними собаками и людьми

Считается, что между двумя животными происходит коммуникация, когда наблюдатель замечает ожидаемые изменения в поведении одного животного в ответ на сигналы от другого животного.[7][8]

Коммуникация не ограничивается членами одного вида. Она может происходить между разными видами (например, межвидовая коммуникация), такими как между домашними собаками и людьми.[8]

Из-за того, что собаки живут в тесной близости к людям более 30,000 лет, они развили навыки, позволяющие им взаимодействовать с людьми.[9] Фактически, считается, что они лучше понимают человеческую коммуникацию, чем генетически близкие виды, такие как приматы.[8][10]

Благодаря этим навыкам, собаки могут реагировать на различные сигналы, подаваемые человеком, включая указание, позу тела, направление взгляда, голос и звуки, а также прикосновения/маркирование как подсказки для нахождения скрытой пищи.[7][8]

Собаки также могут подавать сигналы людям (например, используя направление взгляда). Одно исследование показало, что когда между собакой и коробкой с скрытой наградой размещены препятствия, и собака не может открыть коробку методами, которым её обучили, собаки устанавливают зрительный контакт с владельцами быстрее и дольше, чем социализированные волки.[8]

Обучение

Важно заметить, однако, что недавний обзор, который рассматривает именно эффекты различных методов обучения на физиологию, благополучие и поведение собак в отношении людей и других собак, выявил:[11]

  • Аверсивные методы обучения (например, позитивное наказание и отрицательное подкрепление) могут негативно повлиять на физическое и психическое здоровье собак
  • Нет доказательств, что позитивное наказание более эффективно, чем обучение на основе социального поощрения

Таким образом, этот обзор поощряет использование методов позитивного подкрепления теми, кто работает с собаками и ухаживает за ними, и предлагает избегать, насколько это возможно, позитивного наказания и отрицательного подкрепления.[11]

Dog Trust также предлагает вместо наказания и отрицательного подкрепления, которые могут привести к страху, разочарованию и замешательству, а также подавлению поведения, депрессии и агрессивным реакциям, использовать позитивное подкрепление.[12] Они предлагают следующие стратегии для борьбы с нежелательным поведением у собак:[12]

  • Вознаграждать желаемое поведение
  • Игнорировать нежелательное поведение
  • Избегать ситуаций, в которых может возникнуть нежелательное поведение
  • Тренировать альтернативное, приемлемое поведение, когда нежелательное поведение нельзя игнорировать или избежать

Ассоциативное обучение

Обучение определяется как: «относительно постоянное изменение в поведении в результате опыта».[8] Благодаря обучению животные способны адаптироваться к изменяющимся и динамичным условиям среды.[8] Собаки способны обучаться человеческим жестам. Однако процесс, в результате которого они учатся реагировать на эти жесты, зависит от окружающей среды, а также от последствий их поведения в ответ на жест:[1]

  • Был ли их поведению положительный или отрицательный результат?
  • Ситуация знакомая или незнакомая?

Классическое или Павловское кондиционирование

Классическое кондиционирование - это тип обучения, открытый Иваном Павловым.[13] Павлов представлял собакам еду и измерял их слюнную реакцию. Затем он стал звонить в колокольчик перед тем, как дать собакам еду. Сперва собаки реагировали слюноотделением только при получении еды. Однако вскоре они научились ассоциировать звук колокольчика с едой и начинали выделять слюну при одном лишь звуке колокольчика.[13]

[14]

Классическое кондиционирование может быть использовано тренерами животных:[15]

  1. Кондиционирование автономных реакций (например, слюноотделение, выработка / снижение адреналина) в отсутствие стимулов, которые обычно вызывают эти реакции
  2. Создание связи между стимулом, который обычно не влияет на животное, и стимулом, который на него влияет

Некоторые стимулы (такие как еда / боль) вызывают реакцию у животных без обучения - они называются первичными или безусловными стимулами. Другие стимулы вызывают реакцию у животных только после обучения - они называются вторичными или условными стимулами.[15]

Классическое кондиционирование может служить «мостом» между временем, необходимым для получения животным награды после выполнения желаемого поведения.[15]

Оперантное кондиционирование

В то время как классическое кондиционирование зависит от предшествующего стимула, оперантное кондиционирование - это двухсторонний процесс, который происходит, когда между поведением и его последствиями формируется ассоциация.[16][15]

[17]

Позитивное подкрепление

Позитивное подкрепление происходит, когда что-то добавляется для поощрения поведения. Например:[18]

  • Собака получает лакомство за возвращение по команде

Первичные позитивные подкрепители - это то, что животные любят сами по себе (например, еда, вода). Вторичные позитивные подкрепители - это то, чему животные должны научиться радоваться.[18]

При использовании позитивного подкрепления важно учитывать:[18]

  • Если животные действуют из страха, позитивное подкрепление может усилить реакцию страха
  • Тайминг является важным - подкрепление должно следовать сразу после предпочтительного поведения для закрепления этого поведения (а не чего-то, что произошло позже)
  • Награда должна быть достаточной, чтобы собака захотела повторить поведение
  • Подкрепления могут ассоциироваться с человеком, который их дает
  • Животные могут насыщаться конкретной наградой, поэтому она перестанет мотивировать
  • Позитивные подкрепления увеличивают поведение, поэтому их следует использовать только тогда, когда вы хотите поощрить животное сделать что-то

Позитивное наказание

Позитивное наказание используется для снижения поведения. «Позитивное» в данном контексте означает добавление чего-то. Примеры позитивного наказания:[12][18]

  • Крик на собаку
  • Опрыскивание собаки цитронеллой за лай

При использовании позитивного наказания следует учитывать следующие моменты:[18]

  • Поведение, как правило, мотивировано ожиданием награды - мотивация ради этой награды остаются даже несмотря на наказание. Таким образом, позитивное наказание должно быть сильнее награды, чтобы остановить поведение
  • Время является важным - наказание должно происходить во время поведения, чтобы создать связь с поведением
  • Наказания могут ассоциироваться с человеком, поэтому поведение останавливается только в его присутствии
  • Наказания могут причинять физический и психический ущерб

Негативное подкрепление

Негативное подкрепление поощряет поведение путем удаления чего-то неприятного. Примеры включают:[18]

  • Ошейник на затяжке ослабляется, когда собака приближается к тренеру
  • Поводья ослабляются, когда лошадь замедляется

Для использования негативного подкрепления тренер должен иметь возможность контролировать неприятное, которое удаляется.[18]

Негативное наказание

Негативное наказание снижает поведение путем удаления чего-то хорошего. Животное с меньшей вероятностью повторит поведение, если оно приводит к потере чего-то, что оно любит.[18] Примеры включают:[12]

  • Игнорировать собаку
  • Убрать лакомство у собаки

Ссылки

  1. 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 Van der Walt A. Ethology for Physiotherapists - Patient Communication and Safety Course. Physioplus, 2021.
  2. 2.0 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 Yin S. Какие виды ошейников и шлей могут быть безопасны для вашей собаки? [Интернет]. Издательство Cattledog [обращение 9 апреля 2021]. Доступно по адресу: https://drsophiyin.com/blog/entry/which-types-of-collars-and-harnesses-are-safe-for-your-dog/
  3. Monkoodog. Как выбрать правильный ОШЕЙНИК для вашей собаки. Плюсы и минусы ОБЪЯСНЕНЫ. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=8T4n90bHVMI [последний доступ 9/4/2021]
  4. 4.0 4.1 4.2 4.3 Woodward S. Намордники: инструмент для обеспечения безопасности всех [Интернет]. Лучшие друзья [обращение 9 апреля 2021]. Доступно по адресу: https://resources.bestfriends.org/article/muzzles-tool-keep-everyone-safe
  5. 5.0 5.1Gibeault S. Намордники для собак: когда, зачем и как правильно их использовать [Интернет]. Американский клуб собаководства. 2021. [цитировано 9 апреля 2021]. Доступно по ссылке: https://www.akc.org/expert-advice/training/dog-muzzles-when-why-how-to-use/
  6. Zak George’s Dog Training Revolution. Как и почему КАЖДАЯ СОБАКА должна ЛЮБИТЬ носить НАМОРДНИК. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=M7skDA82lvw [последний доступ 9/4/2021]
  7. 7.0 7.1 Derville, S. Межвидовая визуальная коммуникация и когниция в контексте одомашнивания. 2013.
  8. 8.0 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 Elgier AM, Jakovcevic A, Barrera G, Mustaca AE, Bentosela M. Коммуникация между домашними собаками (Canis familiaris) и людьми: собаки — хорошие ученики. Behav Processes. 2009;81(3):402-8.
  9. Siniscalchi M, d'Ingeo S, Minunno M, Quaranta A. Коммуникация у собак. Animals (Basel). 2018;8(8):131.
  10. Hare B, Tomasello M. Человеко-подобные социальные навыки у собак? Trends Cogn Sci. 2005;9(9):439-44.
  11. 11.0 11.1 Ziv G. Влияние использования аверсивных методов обучения у собак — обзор. Journal of Veterinary Behavior. 2019;19:50-60.
  12. 12.0 12.1 12.2 12.3 Dogs Trust [Интернет]. Проблемы поведения собак. 2010 [цитировано 8 апреля 2021]. Доступно по ссылке: https://unionsafety.eu/ELibrary/media/elibrarymedia/DogBehaviouralProblems.pdf
  13. 13.0 13.1 Rehman I, Mahabadi N, Sanvictores T, et al. Классическое обусловление. [Обновлено 2020 Авг 27]. In: StatPearls [Интернет]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2021 Янв-. Доступно по ссылке: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470326/
  14. Learn My Test. Теория классического обусловления Павлова объяснена! Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=qSqWiTG-o2Y [последний доступ 8/4/2021]
  15. 15.0 15.1 15.2 15.3 Braslau-Schneck S. Введение животного тренера в оперантное и классическое обусловление [Интернет]. Wag N Train [цитировано 8 апреля 2021]. Доступно по ссылке: http://www.wagntrain.com/OC/
  16. Akpan B. Классическое и оперантное обусловление — Иван Павлов; Бёррус Скиннер. В: Akpan B., Kennedy T.J. (ред.) Science Education in Theory and Practice. Cham, : Springer Texts in Education. Springer, 2020. с.71-84.
  17. khanacademymedicine. Оперантное обусловление: положительное и отрицательное подкрепление и наказание | MCAT | Khan Academy. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=ut1zmfolM9E [последний доступ 8/4/2021]
  18. 18.0 18.1 18.2 18.3 18.4 18.5 18.6 18.7 Braslau-Schneck S. Введение животного тренера в оперантное и классическое обусловление: часть 2 [Интернет]. Wag N Train [цитировано 8 апреля 2021]. Доступно по ссылке: http://www.wagntrain.com/OC/Part2.htm