Ориентированный на задачи подход к оценке и обучению сидения у младенцев

28.09.2024
16 просмотров

Цель оценки сидения младенца

Оценка сидения младенца, как правило, служит одной из двух целей:

  1. Она определяет, насколько далеко по траектории развития сидения продвинулся младенец. Два часто используемых теста для оценки прогресса в сидении — это Сегментальная оценка контроля туловища (SATCo) и Альберта шкала моторики младенцев (AIMS).
  2. Она помогает выявить, что младенец может и не может делать в настоящее время. Это подчеркивает, почему у младенца возникают трудности с сидением и что можно сделать для улучшения его способностей сидеть.

Сегментальная оценка контроля туловища (SATCo)

SATCo — это клиническая оценка способности ребенка поддерживать вертикальную позу головы и туловища при предоставлении ручной поддержки на постепенно более низких уровнях туловища.[1][2] Сидя на скамейке, при ручной поддержке у плечевого пояса оценивается контроль головы, затем поддержка на уровне подмышек, нижних лопаток, нижних ребер, ниже ребер, таза и, наконец, без поддержки.

Ребенок сидит на скамейке, и его таз фиксируется в вертикальном положении ремнем. Терапевт поддерживает туловище на разных уровнях. Для каждого сегментарного уровня туловища статический, активный и реактивный контроль оцениваются как присутствующий, отсутствующий или не тестированный (NT).

  • Статический контроль засчитывается, если ребенок может поддерживать нейтральную позу туловища выше уровня ручной поддержки;
  • Активный контроль засчитывается, если ребенок может поддерживать нейтральную позу во время движения головы;
  • Реактивный контроль засчитывается, если туловище выше уровня поддержки остается стабильным при внешнем воздействии (толчок).

SATCo был признан надежной и валидной клинической мерой контроля туловища у типично развивающихся младенцев, а также детей с неврологическими нарушениями.

Полные инструкции по использованию SATCo предоставлены в Клиническом руководстве SATCo.

Альберта шкала моторики младенцев (AIMS)

AIMS оценивает развитие грубой моторики младенца с момента рождения (40 недель после зачатия) до 18 месяцев.

  • Она состоит из четырех подсекций: лежа на спине, лежа на животе, сидя, стоя
    • Каждая подсекция содержит набор пунктов, описывающих увеличивающиеся уровни развития моторного задания.
  • Каждый пункт сопровождается графиком, показывающим процент младенцев в нормативной выборке для каждой возрастной категории, которые получили оценку за данный пункт.
  • Исследования, использующие нормативные данные AIMS для оценки ее валидности в разных странах, показали некоторые различия в возрасте, в котором младенцы достигают различных пунктов.[3][4]

Последовательность элементов в шкале сидения AIMS предоставляет полезную справочную информацию для определения прогресса младенца по пути к сидению без поддержки. Они включают:

Руководство по оценке и вмешательству с использованием динамического системного и задачно-ориентированного подхода

Оценка сидения обычно будет частью сеанса терапии, который начинается с встречи и приветствия ребенка, семьи и других лиц, ухаживающих за ним, и обсуждения ожиданий и целей семьи на сеанс. Этот разговор семейного терапевта затем выявит задачи развития, которые будут выбраны для оценки и обучения в ходе сеанса терапии и для планирования домашней программы.[5]

Динамический системный, задачно-ориентированный и интенсивный подход к вмешательству, рекомендованный в этом курсе, основан на двух источниках:

  1. Международное клиническое руководство по раннему вмешательству для детей в возрасте от 0 до 2 лет с риском или с диагнозом ДЦП[6]
  2. Протокол GAME для раннего вмешательства

Протокол GAME для раннего вмешательства

Вмешательство по протоколу GAME основано на принципах активного моторного обучения, ориентированного на семью ухода, коучинга родителей и обогащения окружающей среды. Интервенция настраивается в соответствии с целями родителей и стилем обогащения и моторными способностями ребенка.[7][8]

Динамический системный, задачно-ориентированный и интенсивный подход к вмешательству включает шесть идей:

  1. Ориентированный на семью уход и участие родителей в выборе целей и предоставлении возможностей для практики двигательных навыков необходимы для успеха.[9] [10]
  2. Терапия всегда должна начинаться с текущих способностей младенца - учитывайте, что они могут делать в данный момент времени; как это создает возможность для обучения большему?[11]
  3. Упор на интенсивность тренировки, повторение и множество ежедневных возможностей для практики задачи в различных контекстах.[6]
  4. Самостоятельные действия и исследование возможностей выполнения задач поддерживают и укрепляют моторное обучение.[12]
  5. Внутренняя мотивация, любопытство и стремление изучать и взаимодействовать с людьми и предметами поддерживают обучение новым двигательным навыкам.[13]
  6. Стимулирование приятного и значимого социального взаимодействия и общения является центральной частью вмешательства и поддерживает обучение моторным задачам.

Ресурсы

Ссылки

  1. Sangkarit N, Siritaratiwat W, Bennett S, Tapanya W. Факторы, связанные с сегментарным постуральным контролем при сидении у недоношенных детей от умеренной до поздней степени: продольное исследование. Children. 2021 Sep 26;8(10):851.
  2. Pin TW, Butler PB, Cheung HM, Shum SL. Связь между сегментарным контролем туловища и развитием крупной моторики у типично развивающихся младенцев в возрасте от 4 до 12 месяцев: пилотное исследование. BMC pediatrics. 2019 Dec;19(1):1-9.
  3. van Iersel PA, la Bastide-van Gemert S, Wu YC, Hadders-Algra M. Шкала моторного развития младенцев Альберты: межкультурный анализ крупной моторики у голландских и канадских младенцев и введение голландских норм. Early Human Development. 2020 Dec 1;151:105239.
  4. Gontijo AP, de Melo Mambrini JV, Mancini MC. Валидность шкалы моторного развития младенцев Альберты по выборке из Бразилии. Brazilian Journal of Physical Therapy. 2021 Jul 1;25(4):444-9.
  5. Baldwin P, King G, Evans J, McDougall S, Tucker MA, Servais M. Коучинг, ориентированный на решение, в педиатрической реабилитации: интегрированная модель для практики. Physical & occupational therapy in pediatrics. 2013 Nov 1;33(4):467-83.
  6. 6.0 6.1 Morgan C, Fetters L, Adde L, Badawi N, Bancale A, Boyd RN, Chorna O, Cioni G, Damiano DL, Darrah J, De Vries LS. Ранняя интервенция для детей в возрасте от 0 до 2 лет с или с высоким риском церебрального паралича: международные клинические руководства, основанные на систематических обзорах JAMA pediatrics. 2021 Aug 1;175(8):846-58.
  7. Morgan C, Novak I, Dale RC, Guzzetta A, Badawi N. GAME (Цели-Деятельность-Моторное обогащение): протокол слепого рандомизированного контролируемого исследования моторной тренировки, образования родителей и обогащающей среды для младенцев с высоким риском церебрального паралича. BMC neurology. 2014 Dec;14(1):1-9.
  8. Morgan C, Novak I, Dale RC, Guzzetta A, Badawi N. Слепое рандомизированное контролируемое исследование GAME (Цели-Деятельность-Моторное обогащение) у младенцев с высоким риском церебрального паралича. Research in Developmental Disabilities. 2016 Aug 1;55:256-67.
  9. King G, Williams L, Hahn Goldberg S. Семейно-ориентированные услуги в педиатрической реабилитации: Обзор и структура для продвижения благополучия родителей и семьи. Child: care, health and development. 2017 May;43(3):334-47.
  10. An M, Palisano RJ, Yi CH, Chiarello LA, Dunst CJ, Gracely EJ. Влияние процесса совместного вмешательства на усиление родительских полномочий и производительность ребенка: рандомизированное контролируемое исследование. Physical & Occupational Therapy in Pediatrics. 2019 Jan 2;39(1):1-5.
  11. Baldwin P, King G, Evans J, McDougall S, Tucker MA, Servais M. Коучинг, ориентированный на решение, в педиатрической реабилитации: интегрированная модель для практики. Physical & occupational therapy in pediatrics. 2013 Nov 1;33(4):467-83.
  12. Corbetta D, DiMercurio A, Wiener RF, Connell JP, Clark M. Как восприятие и действие способствуют исследованию и отбору в приобретении навыков у младенцев. Advances in child development and behavior. 2018 Jan 1;55:1-29.
  13. Atun-Einy O, Berger SE, Scher A. Оценка мотивации двигаться и ее связь с моторным развитием в младенчестве. Infant Behavior and Development. 2013 Jun 1;36(3):457-69.

Вопросы и комментарии