Оценка и опросники для детей с болью

29.01.2025
29 просмотров

Хроническая боль

Боль, которая длится более трех месяцев, считается хронической и часто затрагивает несколько систем.[1] Дети с хронической болью могут испытывать нарушения в социальных, развлекательных и школьных мероприятиях, что вызывает функциональные и эмоциональные расстройства. Они также могут испытывать изменения в сне, настроении и уровнях тревожности в ответ на хроническую боль.[2]

Факторы, влияющие на боль

Наиболее точной и достоверной мерой боли у детей является самоотчетность, но это имеет свои сложности. Боль формируется развивающимися факторами, и нужно понимать социокультурные, психологические и биологические особенности ребенка. Использование биопсихосоциальной модели помогает клиницистам понять, как ребенок понимает боль, как он ее описывает и как справляется с ней. Эти характеристики постоянно меняются и не являются статичными по мере того, как ребенок растет и развивается.[3]

При оценке отчетов ребенка о боли, Freund и др.[3] перечислили четыре фактора, которые следует учитывать:

  1. Уровень когнитивного развития: Определяет, как ребенок воспринимает причины и последствия боли. Очень маленькие дети не понимают боль, но могут её испытывать и запоминать. С возрастом их понимание боли становится более зрелым.[3]
  2. Страх и прошлые болевые переживания: Предыдущий опыт боли у ребенка может повлиять на его реакцию на будущие болевые/потенциально болевые события. Повышенный уровень страха у детей соответствует более высоким уровням зарегистрированной боли, устойчивости боли, тревожности, избегания и инвалидности.[3]
  3. Ожидания общества, стереотипные предположения и семейные культурные нормы: Дети учатся испытывать, управлять и описывать боль, наблюдая за реакцией своих родителей. Реакции родителей и заботящихся лиц направляются стереотипами и ожиданиями общества.[3]
  4. Эффекты якорения: Они "возникают, когда “якоря” (экстремальные значения шкалы) влияют на степень боли, сообщаемую ребенком." Например, шкалы могут использовать разные числа, цвета, картинки и т.д. для описания состояний, таких как боль или отсутствие боли. Ребенок не всегда может легко понять эти абстрактные шкалы. Таким образом, они, как правило, выбирают на основе предыдущего опыта, что может привести к ложноположительным или ложноотрицательным результатам.[3] Например:
    1. Смайлик vs грустное лицо - ребенок может испытывать боль, но чувствовать себя счастливым и поэтому выбрать смайлик; или у ребенка может не быть боли, но он чувствует себя грустным, и поэтому выбирает грустное лицо
    2. Высокое число vs низкое число - ребенок может выбрать свое любимое число
    3. Один цвет, который изображает боль, против другого цвета, изображающего отсутствие боли - ребенок может выбрать свой любимый цвет[3]

Оценка

Болевые анкеты могут быть использованы для получения целостного представления о ребенке и понимания его ощущений. Идеально, чтобы история из уст ребенка и родителя создала более глубокую картину жизненного опыта ребенка.[3] Эффективные инструменты оценки необходимы, чтобы помочь направить успешное лечение.

Болевые анкеты

Анкета страха боли для ребенка и родителей (FOPQ-C and FOPQ-P):

  • Страх боли увеличивает восприятие боли и снижает функциональность. В противном случае, отсутствие страха, связанного с болью, позволяет ребенку продолжать регулярные повседневные действия и снижает вероятность эмоциональных побочных эффектов. Этот конкретный инструмент позволяет клиницисту выявить симптомы, которые могут быть связаны с избеганием и страхом боли.[2]

Питтсбургский индекс качества сна (PSQI):

  • Этот инструмент самооценки изучает общее качество сна ребенка. Использование открытых вопросов помогает выявить возможные причины проблем со сном и направить на лечение.[4]

Инвентарь центральной сенситизации (CSI):

  • Этот инструмент используется для определения, насколько чувствительна нервная система. Когда центральная нервная система на высоком уровне тревоги, она может увеличить чувствительность ребенка к различным вещам в его повседневной жизни, таким как яркий свет или резкие запахи. Настоящая анкета ставит своей целью выявить области, где ребенок может быть чувствительным, но которые он может не связывать со своей болью.[5]

Шкала тревоги и депрессии в больнице (HADS):

  • Депрессия часто следует за тревогой. Эта анкета измеряет депрессию и тревожность и является быстрым, простым и легким инструментом для использования.[6]

Пересмотренная детская шкала тревоги (RCADS):

  • Эта самооценочная анкета является другим инструментом для измерения депрессии и тревоги у детей и подростков.

Анкета травматического опыта в детстве:

  • Это свободно доступный инструмент, который определяет, выделялись ли травмы или травматические переживания, влияющие на боль ребенка.[5]

Анкета на устойчивость:

  • Устойчивость описывает способность справляться с невзгодами.[7] Эта анкета оценивает устойчивость в условиях стресса в различных сферах, включая самого себя, сверстников, школу, семью и сообщество.[8]

Анкета для высокочувствительных детей:

  • Когда нервная система чрезмерно защищает, она может быть чрезмерно чувствительной. Это качество может быть положительным, так как настраивает детей на мир вокруг них. Однако это качество должно оставаться под контролем, чтобы не сделать их чрезмерно чувствительными к окружающей среде. Эта анкета задает вопросы, чтобы помочь ребенку определить, является ли он от природы высокочувствительным человеком.[5]

Физическая оценка

После просмотра анкет и медицинской истории, проводится физическая оценка, включая оценку объема движений, силы, чувствительности и функциональной подвижности. Дополнительно, важно узнать, есть ли состояние или заболевание, которые могут способствовать боли, такие как ювенильный идиопатический артрит, волчанка, бенигненный синдром гипермобильности суставов или любые спондилоартропатии. При выявлении ограничений важно выяснить, к каким занятиям ребенок хотел бы вернуться и какие навыки или занятия он хотел бы выполнять. Использование ценностной системы ребенка для постановки целей и планирования лечения повышает вероятность успеха во время их реабилитации.[5]

Ресурсы

Список литературы

  1. Bhatt RR, Gupta A, Mayer EA, Zeltzer LK. Хроническая боль у детей: структурное и функциональное МРТ головного мозга в контексте развития. Pediatr Res. 2020 Dec;88(6):840-849.
  2. 2.0 2.1 Romariz JA, Nonnemacher C, Abreu M, Segabinazi JD, Bandeira JS, Beltran G, Souza A, Torres IL, Caumo W. Опросник страха боли: психометрические свойства бразильской версии для подростков и его связь с нейротрофическим фактором мозга (BDNF). Journal of pain research. 2019;12:2487.
  3. 3.0 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 Freund D, Bolick BN. CE: Оценка боли у ребенка. AJN The American Journal of Nursing. 2019 May 1;119(5):34-41.
  4. Faulkner S, Sidey-Gibbons C. Использование Питтсбургского индекса качества сна у людей с расстройствами шизофренического спектра: исследование с использованием смешанных методов. Frontiers in psychiatry. 2019 May 9;10:284.
  5. 5.0 5.1 5.2 5.3 Prowse, T. Курс оценок и опросников. Plus. 2022
  6. Stern AF. Шкала госпитальной тревожности и депрессии. Occupational medicine. 2014 Jul 1;64(5):393-4.
  7. del Carmen Pérez-Fuentes M, Jurado MD, Martín AB, Rubio IM, Linares JJ. Валидация шкалы устойчивости для подростков в старших школах в испанской популяции. Sustainability. 2020;12(7):1-1.
  8. Gartland D, Bond L, Olsson CA, Buzwell S, Sawyer SM. Разработка многомерной меры устойчивости у подростков: анкетирование устойчивости подростков. BMC medical research methodology. 2011 Dec;11(1):1-0.

Вопросы и комментарии