Что такое Реабилитация?
Исследование 2019 года показало, что 2,4 миллиарда человек по всему миру имеют состояние здоровья, которое потребовало бы реабилитации на каком-то этапе их болезни или травмы. [1][2]Это эквивалентно примерно одному из трех человек в мире, и означает 310 миллионов лет жизни с инвалидностью.[1] Эти числа уже увеличились на 63% примерно с 30 лет назад, и, вероятно, продолжат расти в связи с увеличением и старением глобального населения, а также благодаря более долгоживущим людям, часто имеющим хронические состояния и неинфекционные заболевания.[1][3] Три крупнейшие группы состояний здоровья, которые способствуют инвалидности, были обнаружены среди нарушений опорно-двигательного аппарата, сенсорных нарушений и неврологических расстройств.[1]
К сожалению, многие люди, нуждающиеся в реабилитации, не получают ее. Более половины людей, нуждающихся в реабилитации в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода, не получают ее.[3] К 2050 году в странах с низким и средним уровнем дохода будут проживать 80% мирового населения в возрасте 60 лет и старше.[4] Реабилитация в ряде стран часто не хватает ресурсов и расценивается как резерв, когда другие интервенции не удались.[1] Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выявила, что, среди прочих факторов, одним из барьеров, с которыми мы сталкиваемся, являются неэффективные и недостаточно используемые маршруты направления на реабилитацию.[3] Циза и коллеги[1] предлагают, чтобы услуги по реабилитации были лучше интегрированы в систему здравоохранения на уровне первичной медико-санитарной помощи.
Существуют заблуждения по поводу того, кто нуждается в услугах реабилитации: что это только для людей с определенными долгосрочными нарушениями или инвалидностью; что это роскошная услуга; или что это только на тот случай, если другие интервенции не удаются. На самом деле, кто угодно может нуждаться в реабилитации на каком-то этапе своей жизни, и это основная услуга здравоохранения, которая должна быть доступна всем, кто в ней нуждается.[3]
Определение Реабилитации
ВОЗ определяет реабилитацию следующим образом:
«Набор интервенций, направленных на оптимизацию функционирования и уменьшение инвалидности у людей с состояниями здоровья во взаимодействии с их окружением... реабилитация помогает ребенку, взрослому или пожилому человеку быть как можно более независимым в повседневных делах и позволяет участвовать в образовании, работе, отдыхе и значимых жизненных ролях, таких как забота о семье.» [3]
Реабилитация осуществляется через выбор основанных на доказательствах и ориентированных на человека интервенций для устранения состояний и ограничений, улучшения функций и предоставления поддержки. Она может играть большую роль в продвижении здоровья, поддержании и профилактике на протяжении всей жизни человека. Конкретные цели будут различаться в зависимости от их целей и предпочтений. [3]
Специалисты по реабилитации обычно проходят процесс, который включает в себя некоторые или все из следующих этапов:
- Оценка
- Диагностика
- Планирование
- Обучение
- Интервенция
- Оценка/переоценка
- Сотрудничество
Условия реабилитации
- Больницы (стационар/амбулаторно)
- Частные клиники
- Учреждения (например, школы, тюрьмы)
- Центры реабилитации
- Общественные учреждения (например, дом пациента)
- Долгосрочный уход
- Рабочие места
- И больше[3]
Преимущества реабилитации
Существует множество преимуществ реабилитации. На индивидуальном уровне реабилитация может уменьшить воздействие состояний здоровья; минимизировать или отсрочить эффекты хронических состояний; увеличить независимость; дать возможность участвовать в работе, школе и других жизненных действиях; и улучшить качество жизни.[1][3][5] Например, если бы все, кто имели потерю слуха и нуждались в слуховом аппарате, использовали его, связано с этим инвалидность уменьшилась бы на 59%.[6]
На уровне системы и общества реабилитация может уменьшить количество госпитализаций и длительность пребывания в стационаре, предотвратить повторные госпитализации и, следовательно, уменьшить общие затраты.[3] Кроме того, она позволяет людям продолжать вносить вклад и участвовать в жизни общества в максимально возможной степени и как можно дольше.[5]
Врач физической и реабилитационной медицины (ФРМ) / физиатр
Согласно Американской академии физической и реабилитационной медицины, физиаторы "оценивают и лечат пациентов с краткосрочными или долгосрочными физическими/когнитивными нарушениями и инвалидностью, возникающими из-за опорно-двигательных заболеваний, неврологических состояний или других медицинских условий. Их цель — уменьшить боль и улучшить функциональные показатели без операции."[7]
Физиаторы обычно возглавляют команду других профессионалов для обеспечения оптимального и целостного ухода.[8]
Интервенции могут включать:
- Назначение фармакологических препаратов
- Процедуры с использованием ультразвука и флюороскопии
- Инъекции
- Пролотерапия
- Стимуляторы нервов
- Лечение спастичности
- И многое другое[9]
Медсестра по реабилитации
Медсестры по реабилитации оказывают помощь индивидуумам сразу после того, как произошло травмирующее повреждение или хроническое заболевание, и сопровождают их, пока они не достигнут своих целей. [10] Роль медсестры по реабилитации охватывает личный уход, повседневную активность, краткосрочное и долгосрочное здоровье, социальные и вопросы независимости, эмоциональная поддержка, а также обучение пациента и его семьи. Они часто находятся с пациентом "24-7", проводя с ним больше времени, чем другие члены команды.[11]
В настоящее время происходит сдвиг к более активному подходу в реабилитационной медицине, когда медсестры оказывают помощь совместно с пациентом, а не только для пациента, поощряя его участие в собственном уходе насколько возможно.[12]
Физиотерапевт / Терапевт по физической реабилитации
По данным Всемирной федерации физиотерапии, физиотерапевт обеспечивает услуги, которые "развивают, поддерживают и восстанавливают максимальную подвижность и функциональные способности на протяжении жизни человека. Услуги предоставляются в условиях, где движение и функции находятся под угрозой из-за старения, травмы, боли, болезней, нарушений, состояний и/или факторов окружающей среды, с пониманием того, что функциональное движение является основой здоровья."[13]
Физиотерапевт глубоко понимает структуру и функции тела и может предоставлять услуги, связанные с ортопедической, неврологической, респираторной, сердечно-сосудистой, сексуальной, зрительной и вестибулярной функцией.[14][15] Физиотерапевты применяют активный функциональный подход к реабилитации в терапевтическом процессе.[14]
Интервенции могут включать:
- Терапевтические упражнения
- Манипулятивная терапия
- Функциональное обучение
- Использование вспомогательных устройств
- Очистка дыхательных путей
- Электротерапевтические и механические процедуры
- Модификация среды или дома
- Обучение хождению
- Управление инвалидной коляской
- Уход за ранами
- Реабилитация тазового дна
- И многое другое[14]
Чтобы узнать больше о роли физиотерапевта, пожалуйста, ознакомьтесь с этой страницей.
Эрготерапевт
Всемирная федерация эрготерапии определяет эрготерапию как "ориентированную на клиента медицинскую профессию, направленную на улучшение здоровья и благополучия через деятельность. Основная цель эрготерапии состоит в том, чтобы обеспечить людям возможность участвовать в повседневной деятельности. Эрготерапевты достигают этой цели, работая с людьми и сообществами, чтобы улучшить их способность заниматься теми занятиями, которые они хотят, должны или предполагается, что будут выполнять, либо изменяя занятия или окружающую среду для лучшей поддержки их вовлечения в деятельность."[16] В этом контексте "активности" относятся к повседневным занятиям людей, независимо от того, выполняют ли они их в одиночку или с другими людьми.[16]
Эрготерапевты имеют образование в медицинских, социальных, поведенческих, психологических, психосоциальных и профессиональных науках и работают с разнообразными состояниями, чаще всего связанными с физическими, психическими, аффективными и когнитивными проблемами.[17]
Интервенции могут включать:
- Терапевтическое использование профессий, упражнений и деятельности
- Обучение самоуправлению
- Модификация окружающей среды
- Ассистивные технологии и устройства
- Реабилитация водителей
- Управление инвалидной коляской
- Адаптация процессов
- Наложение шин
- Зрительная реабилитация
- И многое другое[18]
Чтобы узнать больше о роли эрготерапевта, пожалуйста, ознакомьтесь с этой страницей.
Логопед / Патолог речи и языка
Логопеды оценивают и лечат людей всех возрастов с нарушениями речи, языка, коммуникации, питания, питья и глотания. Коммуникация касается процессов, связанных с пониманием и производством языка, будь то устная, письменная, невербальная или альтернативная форма коммуникации. Она также включает в себя социальные и когнитивные аспекты коммуникации. Логопеды имеют обширные знания анатомии головы, шеи и дыхательной системы.[19]
Интервенции могут включать:
- Терапевтические упражнения
- Технологии альтернативной и дополнительной коммуникации (AAC)
- Системы биологической обратной связи
- И многое другое[19]
Чтобы узнать больше о роли логопеда, пожалуйста, ознакомьтесь с этой страницей.
Аудиолог
Аудиологи предоставляют услуги, связанные с оценкой, лечением и профилактикой потери слуха и нарушений слуховых и вестибулярных нарушений и расстройств. Это включает тиннитус, головокружение, ототоксичность, расстройства обработки слуховой информации и различные типы потери слуха. Аудиологи также назначают и подбирают слуховые аппараты и устройства вспомогательного прослушивания и оповещения.[20][21]
Интервенции могут включать:
- Слуховую тренировку
- Управление церумином
- Стратегии общения
- Проверку речи
- Технологические интервенции
- Реабилитацию слуха и вестибулярной системы[22]
Чтобы узнать больше о роли аудиолога, пожалуйста, ознакомьтесь с этой страницей.
Ортезист / Протезист
Ортезисты и протезисты лечат пациентов с помощью изготовления и применения ортезов и протезов для оптимизации функций.[23] Ортез — это устройство, которое накладывается на тело для изменения его структурных и функциональных характеристик, например, брекеты или шины.[23] Протез — это устройство, которое накладывается на тело внешне для полного или частичного замещения отсутствующего или недостаточного сегмента конечности, например, искусственная нога.[23] Ортезные и протезные устройства могут также включать средства передвижения, такие как ходунки.[24]
Клиенты могут включать детей с врожденной недостаточностью конечностей или детским церебральным параличом, людей, переживших ампутацию, людей с мышечной слабостью и др.[25]
Чтобы узнать больше о роли ортезиста и/или протезиста, пожалуйста, ознакомьтесь с этой страницей.
Клинический психолог
Клинические психологи оценивают и лечат людей с рядом психологических трудностей, связанных как с психическим, так и с физическим здоровьем. Это могут быть тревожные состояния, депрессия, психозы, расстройства пищевого поведения, зависимости и другие.[26]
Лечение направлено на уменьшение страданий и симптомов, улучшение способности к адаптации и функционированию для участия в отношениях и деятельности.[26] [27] Это включает различные подходы психотерапии, такие как поведенческая, когнитивная, семейная и другие.[27]
Роль врачей в междисциплинарной реабилитационной команде
Врачи играют важную роль и несут ответственность в междисциплинарной реабилитационной команде.
Междисциплинарная работа в команде
Термины «междисциплинарная» и «мультидисциплинарная» иногда используются взаимозаменяемо, но между ними есть различие. В мультидисциплинарной команде все члены работают параллельно друг другу.[28] Они имеют четко определенные роли, основанные на их профессиях, и существует иерархия власти. Врач отвечает за руководство командой и координацию оказания помощи, но каждый член команды разрабатывает свои собственные цели для клиента или пациента. В то время как врач общается со всеми членами команды, остальные члены команды не обязательно общаются друг с другом.[28]
В междисциплинарной команде, хотя врач все еще может быть ответственным за руководство командой, члены команды работают вместе с пациентом для определения коллективных целей и планов лечения.[28] Не должно быть иерархии, так как все рассматриваются на одном уровне. Команда регулярно встречается для сотрудничества и общения. Корнер отмечает, что «общение является непрерывным и многосторонним» в междисциплинарной команде.[28]
Как указали Хукер и Эмери-Тибурсио, «ни один профессионал в одиночку не способен достичь оптимальных результатов».[29] Доступные доказательства свидетельствуют о многочисленных преимуществах междисциплинарного подхода, включая улучшенные результаты у пациентов с хронической болью, черепно-мозговой травмой, пульмонарной реабилитацией, болью в пояснице и инсультом.[8][29] Также отмечены более короткие периоды пребывания в больнице, сниженные затраты на здравоохранение и повышенная удовлетворенность пациентов/семей/персонала.[29] Сингх и соавт.[8] приписывают эффективность этого подхода приемлемости размытых границ между различными членами команды. Это способствует более эффективной передаче информации, а также более раннему вмешательству и выписке.
Роль врачей
Хотя ответственность за успех команды лежит на всех членах команды, врачи в большинстве случаев оказываются руководителями команд в здравоохранении.[8] В этом смысле они несут ответственность за координацию сотрудничества команды. Кроме того, во многих странах юридическая ответственность за пациента и решения, принимаемые в его отношении, часто лежит на враче, поэтому врач должен знать о всех принимаемых решениях и быть готовым их защищать.[8][30]
Врач должен убедиться, что в команде есть соответствующие медицинские специалисты для удовлетворения потребностей пациента в уходе, что есть эффективная координация и коммуникация команды, и что команда работает с едиными целями, стремясь к оптимизации результатов для пациента.[8] Кроме того, во многих странах мира индивидуумы все еще не могут напрямую обратиться к реабилитационным специалистам. Это означает, что их первой точкой контакта будет врач, который затем может направить их к другим специалистам или на диагностику. Таким образом, крайне важно, чтобы врачи имели полное представление о членах реабилитационной команды и о знаниях и навыках, которые каждый из них предоставляет. Врач должен позаботиться о том, чтобы соответствующая реабилитационная команда была сформирована в начале ухода, как часть команды первичной медицинской помощи. Благодаря сотрудничеству с командой врач также может назначать соответствующие оценки и текущие методы лечения для пациента.[31]
Успешная междисциплинарная реабилитационная команда должна иметь следующие особенности:
- Согласованные цели
- Согласие и понимание о том, как лучше всего достичь этих целей
- Избегание профессийной терминологии в ходе общения
- Соответствующий спектр знаний и навыков для выполнения согласованной задачи
- Взаимное доверие и уважение
- Готовность делиться знаниями и опытом и говорить открыто[30] (с готовностью к размытию профессиональных границ)
- Регулярные собрания
- Ориентированность на пациента/клиента с совместным принятием решений[8][29]
Ресурсы
Ссылки
- ↑ 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 Cieza A, Causey K, Kamenov K, Hanson SW, Chatterji S, Vos T. Глобальные оценки потребности в реабилитации на основе исследования Глобальной Нагрузки Болезней 2019 года: систематический анализ для исследования Глобальной Нагрузки Болезней 2019. Lancet. 2021 Dec 19;396(10267):2006-2017.
- ↑ Cieza A, Kwamie A, Magaqa Q, Paichadze N, Sabariego C, Blanchet K, Zia N, Bachani AM, Ghaffar A, Mikkelsen B. Формирование реабилитации через исследования политики здравоохранения и систем: приоритеты для укрепления реабилитации. Health Res Policy Syst. 2022 Sep 20;20(1):101.
- ↑ 3.0 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 Всемирная реабилитация [Интернет]. Who.int. Всемирная организация здравоохранения: ВОЗ; 2021 [обращение 2022 May 16]. Доступно по адресу: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/rehabilitation
- ↑ Chatterji S, Byles J, Cutler D, Seeman T, Verdes E. Здоровье, функционирование и инвалидность у пожилых людей -- текущий статус и будущие последствия. Lancet. 2015 Feb 7;385(9967):563-75.
- ↑ 5.0 5.1```Stucki G, Bickenbach J, Gutenbrunner C, Melvin J. Реабилитация: стратегическая линия здравоохранения XXI века. J Rehabil Med. 2018 Apr 18;50(4):309-316
- ↑ Orji A, Kamenov K, Dirac M, Davis A, Chadha S, Vos T. Глобальные и региональные потребности, неудовлетворенные потребности и доступ к слуховым аппаратам. Int J Audiol. 2020 Mar;59(3):166-172.
- ↑ О физической медицине и реабилитации [Интернет]. aapmr.org. 2021 [цитировано 2022 May 17]. Доступно по ссылке: https://www.aapmr.org/about-physiatry/about-physical-medicine-rehabilitation
- ↑ 8.0 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 Singh R, Küçükdeveci AA, Grabljevec K, Gray A. Роль междисциплинарных команд в физической медицине и реабилитации. J Rehabil Med. 2018 Aug 22;50(8):673-678.
- ↑ Какие виды лечения и процедуры выполняют физиотерапевты [Интернет]. aapmr.org. 2021 [цитировано 2022 May 17]. Доступно по ссылке: https://www.aapmr.org/career-support/medical-student-resources/a-medical-students-guide-to-pm-r/what-types-of-treatments-and-procedures-do-physiatrists-perform%0A%0A
- ↑ Gutenbrunner C, Stievano A, Nugraha B, Stewart D, Catton H. Уход за больными – основная составляющая реабилитации. International Nursing Review```html. 2022 Мар;69(1):13-9.
- ↑ Члены Реабилитационной Команды [Интернет]. Физиопедия. 2020 [обращение 2022 Май 17]. Доступно по: https://www.physio-pedia.com/Rehabilitation_Team_Members
- ↑ Гутенбруннер С, Стивано А, Нуграха Б, Стюарт Д, Кэттон Х. Сестринское дело - основной элемент реабилитации. Междунар Медсест Обзор. 2022 Мар;69(1):13-19.
- ↑ Что такое физиотерапия? [Интернет]. Мировая Физиотерапия. 2021 [обращение 2022 Май 17]. Доступно по: https://world.physio/resources/what-is-physiotherapy
- ↑ 14.0 14.1 14.2 Описание политики физиотерапии [Интернет]. Доступно по: https://world.physio/sites/default/files/2020-07/PS-2019-Description-of-physical-therapy.pdf
- ↑ Роль физиотерапевта в реабилитационной команде [Интернет]. Физиопедия. 2019 [обращение 2022 Май 17]. Доступно по: https://www.physio-pedia.com/Role_of_Physiotherapist_in_a_Rehabilitation_Team
- ↑ 16.0 16.1 Всемирная Федерация Эрготерапевтов [Интернет]. WFOT. 2017 [обращение 2022 Май 17]. Доступно по: https://wfot.org/about/about-occupational-therapy ``````html
- ↑ Всемирная федерация профессиональных терапевтов. Заявление о профессиональной терапии [Интернет]. WFOT. 2010 [цитировано 2022 Май 17]. Доступно по ссылке: https://www.wfot.org/resources/statement-on-occupational-therapy
- ↑ Всемирная федерация профессиональных терапевтов. Определения профессиональной терапии от членских организаций [Интернет]. WFOT. 2012 [цитировано 2022 Май 17]. Доступно по ссылке: https://wfot.org/resources/definitions-of-occupational-therapy-from-member-organisations
- ↑ 19.0 19.1 Роль логопеда в реабилитационной команде [Интернет]. Physiopedia. 2019 [цитировано 2022 Май 17]. Доступно по ссылке: https://www.physio-pedia.com/Role_of_Speech_and_Language_Therapist_in_a_Rehabilitation_Team
- ↑ Область практики - Американская академия аудиологии [Интернет]. Американская академия аудиологии. 2022 [цитировано 2022 Май 17]. Доступно по ссылке: https://www.audiology.org/practice-resources/practice-guidelines-and-standards/scope-of-practice/
- ↑ Роль аудиолога в реабилитационной команде [Интернет]. Physiopedia. 2017 [цитировано 2022 Май 17]. Доступно по ссылке: https://www.physio-pedia.com/Role_of_Audiologist_in_a_Rehabilitation_Team#cite_ref-:0_1-1
- ↑ Область практики в аудиологии [Интернет]. Asha.org. 2018 [цитировано 2022 Май 17]. Доступно по ссылке: https://www.asha.org/policy/sp2018-00353/
- ↑ 23.0 23.1 23.2 Образовательные стандарты ISPO для занятий протезированием/ортезированием [Интернет]. [цитировано 2022 Май 17]. Доступно по ссылке: https://cdn.ymaws.com/www.ispoint.org/resource/resmgr/3_learn/ispo_standards_nov2018_sprea.pdf
- ↑ Стандарты для протезирования и ортезирования [Интернет]. Всемирная организация здравоохранения. 2017 [Цитировано 2022 Май 17]. Доступно по ссылке:https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/259209/9789241512480-part1-eng.pdf.
- ↑ Кто такой ортотист/протезист? - Австралийская ассоциация ортопедического протезирования и ортезирования Ltd. (AOPA) [Интернет]. Aopa.org.au. 2022 [цитировано 2022 Май 17]. Доступно по ссылке: https://www.aopa.org.au/careers/what-is-an-orthotistprosthetist-2
- ↑ 26.0 26.1 Клинический психолог. Клинический психолог [Интернет]. Карьера в области здравоохранения. 2015 [цитировано 2022 Май 17]. Доступно по ссылке: https://www.healthcareers.nhs.uk/explore-roles/psychological-therapies/roles/clinical-psychologist
- ↑ 27.0 27.1 Секция клинической психологии - Канадская ассоциация психологов [Интернет]. Канадская ассоциация психологов - Национальный голос психологии в Канаде. 2018 [цитировано 2022 Май 17]. Доступно по ссылке: https://cpa.ca/sections/clinicalpsychology/
- ↑ 28.0 28.1 28.2 28.3 Кёрнер М. Интерпрофессиональная работа в медицинской реабилитации: сравнение многопрофильного и междисциплинарного подходов. Clin Rehabil. 2010 Авг;24(8):745-55.
- ↑ 29.0 29.1 29.2 29.3 Хукер С, Эмери-Тибурсио Е. Междисциплинарная реабилитационная команда. В книге: Кройцер Дж.С., ДеЛюка Дж., Каплан Б. (ред.) Энциклопедия клинической нейропсихологии, 2018; Springer, Чам.
- ↑ 30.0 30.1 Нойманн В, Гутенбруннер С, Фиалка-Мозер В, Христодулу Н, Варела Е, Джустини А, Деларке А. Междисциплинарная команда в физической и реабилитационной медицине. J Rehabil Med. 2010 Янв;42(1):4-8.
- ↑ Бехм Дж, Грей Н. Глава 5: Междисциплинарная реабилитационная команда [Интернет]. Медсестринство в реабилитации. 2012 [цитировано 2022 Май 17]. Доступно по ссылке: https://samples.jbpub.com/9781449634476/80593_ch05_5806.pdf
```