Введение
Церебральный паралич (ЦП) — это непрогрессирующее нервно-моторное расстройство. Основные нарушения, связанные с ЦП, включают дисфункцию движений, изменения мышечного тонуса и осанки. Со временем также развиваются различные вторичные состояния, которые могут повлиять на функциональную способность. Основной причиной ЦП является повреждение развивающегося мозга в пренатальный и неонатальный периоды.[1]
Общая диагностика
В педиатрической практике сложно поставить окончательный диагноз ЦП в течение первых 1-2 лет жизни. В этот период задержки в развитии могут быть частью нормальной вариации и могут разрешиться. Более надежный диагноз ставится после 2 лет на основе клинических наблюдений, которые обычно включают:
- Не достижение определенных ключевых этапов развития в ожидаемом возрасте
- Сохранение примитивных рефлексов или основных моторных паттернов после ожидаемого возраста[1]
Тем не менее, может быть поставлен предварительный диагноз "высокий риск ЦП" до достижения 2 лет. Эта категория риска требует наличия моторной дисфункции и клинической истории, указывающей на риск ЦП, и/или признаков аномалии на МРТ.[1] В 2017 году Новак и др.[2] предложили методы прогнозирования ЦП у младенцев:
- Младенцы до 5 месяцев скорректированного возраста: "магнитно-резонансная томография в сроке рождения (86%-89% чувствительность), качественная оценка общих движений по Прехтлю (98% чувствительность) и неврологическое обследование младенцев из Хаммерсмит (90% чувствительность)"[2]
- Младенцы после 5 месяцев скорректированного возраста: "магнитно-резонансная томография (86%-89% чувствительность) (где безопасно и осуществимо), неврологическое обследование младенцев из Хаммерсмит (90% чувствительность) и оценка развития детей младшего возраста (83% C индекс)"[2]
Оценка Общих Движений
Оценка Общих Движений используется для наблюдения за движениями младенцев от рождения до 20 недель. Клиницист наблюдает 3-5 минутное видео движений ребенка и проводит оценку с использованием стандартизированного метода. Этот тест показал высокую специфичность и чувствительность для предсказания детского церебрального паралича.[3] Поэтому он полезен для раннего выявления ДЦП в группах высокого риска.[3]
Шкала Дистонии Барри Олбрайта
Шкала Дистонии Барри Олбрайта (BADS) используется для оценки вторичной дистонии у пациентов с черепно-мозговой травмой или ДЦП. BADS является критериальной, порядковой шкалой, охватывающей восемь областей тела и использующей 5-балльную шкалу.[4]
Оценка Грубой Моторики
Оценка Грубой Моторики - это инструмент для оценки, используемый у детей с ДЦП. Этот тест использует 4-балльную порядковую шкалу для оценки способности ребенка выполнять моторные функции, такие как сидение, стояние, перекатывание, ползание, использование лестницы, прыжки и т.д.[5]
Классификационная Система Грубой Моторики
Классификационная Система Грубой Моторики (GMFCS) используется у детей в возрасте от 2 до 18 лет для описания грубой моторной функции, особенно способности ходить. Эта шкала может быть использована для описания движений, требующих вспомогательных устройств (ходунков, костылей, инвалидных колясок и т.д.), а также движений, инициированных самостоятельно.[1]
Хаммерсмитское Нейрологическое Обследование Младенцев
Хаммерсмитское Нейрологическое Обследование Младенцев (HINE) используется для младенцев в возрасте от 2 месяцев до 2 лет, чтобы предоставить основу для мониторинга и выявления отклонений от нормального развития. HINE показало высокую специфичность и чувствительность для предсказания детского церебрального паралича.[3]
Классификационная Система Манипулятивной Способности (MACS)
Классификационная Система Манипулятивной Способности (MACS) подробно описывает типичное использование верхних конечностей и рук для детей в возрасте от 4 до 18 лет.[1]
Классификационная Система Коммуникативной Функции (CFCS)
Классификационная Система Коммуникативной Функции (CFCS) используется для оценки повседневной коммуникации у лиц с ДЦП (например, получение или отправка сообщения). В CFCS могут быть оценены все виды коммуникации, включая взгляд, картинки, приборы для генерации речи, вокализации и коммуникационные доски.[1]
Классификационная Система Способности К Питанию и Питью (EDACS)
Классификационная Система Способности К Питанию и Питью (EDACS) используется для детей в возрасте от 3 лет и старше и сообщает об их функции питания и питья. Более конкретно, этот тест оценивает эффективность и безопасность питания и питья (риск аспирации или удушья).[1]
Следующая таблица из Paulson et al. (2017)[6] показывает уровни классификации ДЦП с использованием GMFCS, MACS, CFCS и EDACS:
Уровень | GMFCS | MACS | CFCS | EDACS |
---|---|---|---|---|
I | Ходит без ограничений | Легко и успешно манипулирует объектами | Эффективный отправитель и получатель | Безопасно и эффективно ест и пьет |
II | Ходит с ограничениями (без вспомогательных средств к 4 годам) | Справляется с большинством объектов с уменьшенной скоростью/качеством | Эффективный, но медленный отправитель и получатель | Безопасно ест и пьет, но с ограничениями по эффективности |
III | Ходит с ручным мобильным устройством | С трудом манипулирует объектами, требуется помощь для подготовки или модификации активности | Эффективный отправитель и получатель с знакомыми партнерами | Ест и пьет с некоторыми ограничениями по безопасности; могут также быть ограничения по эффективности |
IV | Самостоятельная мобильность с ограничениями, может использовать электропривод | Манипулирует ограниченным количеством объектов в адаптированных условиях | Непостоянный отправитель и получатель с знакомыми партнерами | Ест и пьет с существенными ограничениями по безопасности |
V | Перемещается на ручной инвалидной коляске | Не манипулирует объектами | Редко эффективный отправитель и получатель с знакомыми партнерами | Невозможно безопасно есть или пить; рекомендуется использование зонда для кормления |
Тесты на Спастичность
Модифицированная Шкала Эшворта
Наиболее универсально принятым инструментом для измерения увеличения мышечного тонуса является Модифицированная шкала Эшворта. Как подробно описано в Harb и Kishner,[7] градация спастичности с использованием этой шкалы следующая:
- 0: Нет увеличения мышечного тонуса
- 1: Легкое увеличение мышечного тонуса, с улавливанием и высвобождением или минимальным сопротивлением в конце диапазона движений, когда поражённая часть(и) движется в сгибании или разгибании
- 1+: Легкое увеличение мышечного тонуса, проявляется как улавливание, за которым следует минимальное сопротивление на протяжении остальной (менее половины) диапазона движения
- 2: Значительное увеличение мышечного тонуса на протяжении большей части диапазона движения, но поражённая часть(и) всё ещё легко движется
- 3: Существенное увеличение мышечного тонуса, пассивное движение затруднено
- 4: Поражённая часть(и) ригидны в сгибании или разгибании[7]
Шкала Тардьё
Шкала Тардьё - это еще один инструмент, используемый для измерения спастичности. Эта шкала оценивает сопротивление пассивному движению на разных скоростях - т.е. быстрых и медленных. Она позволяет оценщику отличить не нервные факторы (например, контрактура) от нервных факторов (например, спастичность), которые могут объяснять увеличенное сопротивление пассивному растяжению.[8] Пассивное растяжение применяется к группе мышц на двух скоростях[8]:
- Первое растяжение как можно медленнее (V1); эквивалентно пассивному диапазону движений
- Второе растяжение:
- 'скорость сегмента конечности, падающей под действием силы тяжести' (V2)
- 'как можно быстрее' (V3)
** Используется шестибалльная шкала для оценки, где 0 указывает на 'отсутствие сопротивления в ходе пассивного движения', а 5 указывает на то, что 'сустав неподвижен'[8]
Тесты тазобедренного сустава
Манёвры Барлоу и Ортолани
Тест Барлоу: выявляет вывих тазобедренного сустава с помощью аддукции согнутого тазобедренного сустава, используя легкую заднюю нагрузку.[9]
Тест Ортолани: пытается вправить вывихнутый тазобедренный сустав с помощью отведения согнутого тазобедренного сустава с легкой передней нагрузкой.[9]
Признак Галеацци
Признак Галеацци используется для поиска нестабильности, вывиха или переднего смещения тазобедренного сустава. Ребёнок лежит на спине с ногами в согнутом положении, и врач смотрит на асимметрию в высоте колен.
Этот признак считается положительным, если одно колено выше другого. Это указывает на то, что имеется нестабильность, вывих или переднее смещение тазобедренного сустава на нижней стороне.[10]
Пожалуйста, посмотрите видео ниже для описания и демонстрации этих тестов.
Шкала активности для детей (ASK)
Шкала активности для детей (ASK) представляет собой самоадминистируемую анкету из 30 пунктов, в которой оценивается, что ребёнок может делать или хотел бы делать дома, в школе и на игровой площадке.[13]
Детская оценка инвалидности (PEDI)
Детская оценка инвалидности (PEDI) представляет собой тщательную клиническую оценку, которая проверяет ключевые функциональные характеристики и возможности у детей в возрасте от 6 месяцев до 7½ лет.[14]
Оценка функциональной независимости для детей (WeeFIM)
WeeFIM — это инструмент для оценки, который измеряет регулярное выполнение ребёнком необходимых функциональных навыков в повседневной жизни. Инструмент состоит из 18 пунктов, 7-уровневой порядковой шкалы, охватывающей три основные области (самообслуживание, подвижность и когнитивные функции).[15]
Функциональные тесты на равновесие
- Тест "Встать и Идти": оценивает подвижность
- От пола до стойки: оценивает переход от пола к стойке и обратно
- Пять подъёмов со стула: оценивает 5 последовательных циклов: сесть – встать
- Педиатрическое достижение: оценивает расстояние, на которое одна рука может тянуться вперед вбок, поддерживая равновесие сидя или стоя[16]
Функциональные тесты на равновесие
Ресурсы
- Этиология и патология детского церебрального паралича
- Тест на 10 метров ходьбы
- Тест на 6 минут ходьбы
- Тест "Встань и иди"
- Педиатрическая шкала баланса
- CanChild
Литература
- ↑ 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 Пател ДР, Нилакантан М, Пандер К, Меррик Д. Детский церебральный паралич: клинический обзор. Translational pediatrics. 2020 Фев;9(Suppl 1):S125.
- ↑ 2.0 2.1 2.2 Новак И, Морган К, Адде Л, Блэкман Дж, Бойд РН, Брюнстром-Гернандес Й, Чиони Г, Дамиано Д, Дарра Дж, Элиассон АС, Де Врис ЛС. Ранняя, точная диагностика и раннее вмешательство при церебральном параличе: достижения в диагностике и лечении. JAMA pediatrics. 2017 Сен 1;171(9):897-907.
- ↑ 3.0 3.1 3.2 Грэхем Д, Пэджет СП, Вималасундера Н. Современные представления о здравоохранении и управлении у детей с церебральным параличом. Medical Journal of Australia. 2019 Фев;210(3):129-35.
- ↑ Стюарт К, Льюис Дж, Уоллен М, Бер Н, Харви А. Шкала функционального воздействия дискинетического церебрального паралича: разработка и валидация нового инструмента. Dev Med Child Neurol. 2021 Дек;63(12):1469-75.
- ↑ Рассел ДЖ, Розенбаум П, Райт М, Эйвери ЛМ. Руководство пользователя по измерению общей моторной функции (GMFM-66 & GMFM-88). Mac Keith Press; 2002.
- ↑ 6.0 6.1 Полсон А, Варгус-Адамс Дж. Обзор четырех функциональных классификационных систем, широко используемых при церебральном параличе. Children. 2017 Апр 24;4(4):30.
- ↑ 7.0 7.1 Харб А, Кишнер С. Модифицированная шкала Ашворта. InStatPearls [Интернет] 2021 Май 9. StatPearls Publishing. Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/),
- ↑ 8.0 8.1 8.2 Глинский Д. Шкала Тардьё. Журнал физиотерапии. 2016 Окт;62(4):229
- ↑ 9.0 9.1 Шипман С, Хелфанд М, Найгрен П и др. Скрининг дисплазии тазобедренного сустава [Интернет]. Роквилл (Мэриленд): Агентство по исследованиям в области здравоохранения и качества (США); 2006 Март. (Синтез данных свидетелей, № 42.) 1, Введение. Доступно на: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK33426/
- ↑ Эскай, К. Общая оценка церебрального паралича и вмешательства. Плюс. 2022
- ↑ Набил Эбраим. Тесты Барлоу и Ортолани, врожденный вывих бедра – все, что вам нужно знать – доктор Набил Эбраим. Доступно на: https://www.youtube.com/watch?v=imhI6PLtGLc [последний доступ 30/11/2022]
- ↑ Детская больница Техаса. Ортопедия TCH – тазобедренный. Доступно на: https://www.youtube.com/watch?v=Qn-bWuvm0Pk [последний доступ 30/11/2022]
- ↑ Кости С, Мекуньи Д, Беккани Л, Альборези С, Бресси Б, Пальтриниери С, Феррари А, Пелосин Э. Конструктная валидность шкалы деятельности для детей с церебральным параличом: краткий отчет. Developmental Neurorehabilitation. 2020 Окт 2;23(7):474-7.
- ↑ Хейли, С.М., Костер, В.Дж., Као, Й.С., Дюма, Х.М., Фрагала-Пинкхам, М.А., Крамер, Дж.М., Лудлоу, Л.Х. и Моэд, Р., 2010. Уроки использования инвентаря для оценки инвалидности у детей (PEDI): куда мы идем дальше? Pediatric physical therapy: официальный журнал педиатрического отдела Американской ассоциации физиотерапии, 22(1), p.69.
- ↑ Вонг В, Вонг С, Чан К, Вонг В. Оценка функциональной независимости (WeeFIM) для китайских детей: Гонконгская когорта. Pediatrics. 2002 Фев;109(2):e36-.
- ↑ Seek Freaks: 9 лучших тестов на функциональное равновесие для школьных физиотерапевтов. 2018. Доступно на: https://www.seekfreaks.com/index.php/2015/12/19/resource-top-9-functional-balance-tests-for-school-based-pts/