Введение
Дисфагия — это состояние, при котором нарушение процесса глотания мешает способности пациента есть и пить. Однако на данную проблему следует смотреть шире, учитывая огромное влияние, которое она оказывает на социальное/семейное взаимодействие и на личный/эмоциональный статус ребенка. Поэтому подход к лечению должен быть направлен не только на то, чтобы биомеханически сделать процесс кормления безопасным, но и учитывать эмоциональный аспект еды (удовольствие, социальные моменты и т.д.).
Оценка трудностей кормления — ключевые элементы
История кормления
Задавайте родителям вопросы, например: кашляет ли ребенок во время еды и питья? Как часто? С определенной текстурой чаще, чем с другой? Есть ли у вас какие-либо опасения по поводу веса/роста? Замечали ли вы что-то, что заставило вас подумать, что у вашего ребенка проблемы с кормлением? Были ли у ребенка инфекции грудной клетки? Если да, то когда? Как часто? Регулярное ли у него испражнение кишечника? Ему когда-либо проводили обследование на проблемы с кормлением? Он рвет после обеда? Сколько он пьет? Какую еду он любит больше? А какую не любит? Находили ли вы когда-либо еду в ее рту? Затруднено ли дыхание, шумное во время еды/питья? и т.д.
Клиническое наблюдение
САМЫЙ ВАЖНЫЙ ЧАСТЬ ОЦЕНКИ
У детей с ДЦП обычно плохое выравнивание из-за измененного постурального и моторного контроля, и это в большинстве случаев приводит к плохому орально-моторному контролю и, следовательно, к проблемам с приемом пищи/жидкостей.
Плохая емкость легких также затрудняет прием пищи. Эти два аспекта необходимо рассмотреть перед началом любой оценки трудностей приема пищи/жидкостей. Имейте в виду, что признаки аспирации пищи труднее обнаружить, чем аспирацию жидкостей/слюны.
- Видеофлюороскопия - Золотой стандарт
- Диетологическая оценка для того, чтобы увидеть, как ребенок усваивает питательные вещества
Основные клинические признаки/особенности трудностей кормления
Плохое выравнивание головы/туловища по средней линии |
|
Рот, постоянно открытый |
|
Рот, постоянно плотно закрытый |
|
Рефлекс укуса | |
Нерегулярное глотание | |
Быстрое дыхание | |
Иногда прерывание дыхания | |
Плоская грудь и плохая/отсутствие подвижности грудной клетки | |
Несогласованные, неградированные, ограниченные движения челюсти |
|
Пассивные губы, отсутствие смыкания губ и очистки ложки |
|
Порывистые толчки языка вперед и отсутствие градуирования
|
|
Чрезмерное производство слюны и плохой контроль за ней |
|
Неэффективное или запоздалое глотание |
|
Вокализация и звуки, мокрый голос | |
Кашель, удушье, рвотный рефлекс, плач, моргание, ненормальные выражения лица и отвращение к еде |
|
Повышенный тонус и непроизвольные движения |
Общие основные принципы лечения
Управление осанкой
- Использование подготовительных техник для нормализации аномального тонуса и развития более нормальных движений (TIPs)
- Использование соответствующего оборудовани и/или техник для поддержания головы/туловища в выпрямленном положении - Поджать подбородок и вытянуть заднюю часть шеи в середине нейтрального положения и поджать подбородок и обеспечить адекватную симметричную постуральную стабильность - стабильную опору для низа и туловища, симметрично согнутые бедра приблизительно на 90°, поднос для поддержки, а также подголовник. [1]
- Следить за осанкой ребенка ВСЕГДА, не только во время приема пищи
Реакции рук и рта
- Очень важно рассматривать прием пищи, учитывая сильную связь с ощущениями и руками. Сенсорная кора руки находится очень близко в гомункулусе к сенсорной коре рта, поэтому при стимуляции одного, другое также активируется. Стимуляция ощущений рук, манипуляции, отпускание захвата, руки к лицу до/во время кормления могут помочь движениям рта.
Обеспечьте адекватное сенсорное оральное восприятие
- Ребенок с церебральным параличом обычно пропускает опыт орального восприятия, теряя важную сенсорную обратную связь, которая помогает развитию жевательных паттернов. Поэтому важно обеспечивать касания лица и вокруг рта через поцелуи и поглаживания, позволяя ребенку грызть палец ухаживающего, помогая ребенку подносить собственный палец ко рту и держать игрушки для прорезывания зубов для жевания, чистка зубов и т. д. [1]
Обеспечьте поддержку челюсти и щеки через оральный контроль и стимуляцию верхнего губного замыкания
- Это техника фасилитации для синхронизации и регулирования открытия рта, что также помогает поддерживать хорошее выравнивание и основу стабильности для более селективных движений челюсти.
- Она может выполняться сбоку и спереди (оральный контроль может практиковаться также за пределами времени приема пищи для увеличения толерантности)
- Применение мягкого, плотного давления вниз на язык может помочь некоторым детям достичь лучшего закрытия губ для очистки ложки и избегать дальнейшего движения языка [1]
Положение кормящего, общение, окружающая среда
- Если кормящий находится перед ребенком, по линии середины, это облегчит общение с ребенком (Кормящий должен информировать ребенка о том, что собирается произойти, и может легче читать сигналы ребенка). Общение особенно важно для тех детей, у которых есть сенсорные нарушения (зрение)
- Ориентация ложки должна быть чуть ниже уровня рта, никогда сверху или сбоку
- Создайте тихую окружающую среду и постепенно вводите элемент отвлечения, когда способности ребенка прогрессируют - начните с фоновыми звуками, такими как радио.
Время, скорость кормления, качество пищи
- Ребенок должен иметь возможность проглотить пищу до того, как взять ещё одну ложку, и восстановить дыхание - дайте ребенку время
- Количество пищи на ложке должно быть достаточным, но безопасным для ребенка, чтобы он справился
Используйте различные текстуры пищи, температуру и вкус
- Используйте разнообразные текстуры пищи, температуру и вкус для улучшения сенсорных реакций, но прежде всего убедитесь, что оценены текстуры, которые могут потенциально вызвать аспирацию
Выбор правильного оборудования для кормления
- Некоторые дети, у которых есть трудности с сосанием, могут получить пользу от введения чашки. Первоначально напитки можно загущать, чтобы они двигались медленнее, давая ребенку время на организацию безопасного глотка [1]
- Небольшая, неглубокая ложка будет наиболее подходящей для того, чтобы помочь ребенку снимать пищу с ложки с помощью закрытия губ.
- Некоторые специальные устройства могут помочь детям в достижении независимости во время приема пищи, например, ложка под углом, тарелки с бортиками и т. д.
Диетические добавки
- Если ребенок не растет и имеет недостаточную массу тела, следует дать родителям диетические советы или направить ребенка в больничное отделение детского питания. Недостаточное потребление питательных веществ окажет отрицательное влияние на моторное развитие, способность бороться с инфекциями и общее благополучие [1]
Стимулирование самостоятельного кормления ребенка
- Для детей, у которых есть трудности с захватом и манипуляцией ложкой, можно предоставить специальную помощь рука-в-руку, а затем постепенно убирать ее по мере улучшения моторного контроля.
- Поддержанное кормление в течение части приема пищи или перекуса может помочь развивать функциональные навыки, не ухудшая питание.
[2] Подготовительная работа для улучшения опыта кормления | [3] Практика кормления для высокого потребления калорий |
Долгосрочные последствия трудностей с кормлением
Дети с трудностями в кормлении очень часто развивают одну или несколько из следующих долгосрочных проблем:
Плохое общее здоровье
- Низкое потребление калорий
- Плохой газообмен
- Постоянные инфекции
- Плохая иммунная система и т.д.
Ослабленный статус легких
- Повреждение на самом глубоком уровне легких может повлиять на дыхательную емкость во взрослом возрасте
Плохая плотность костей
- Сниженное накопление минеральных веществ
Ограниченное участие в жизни общества
- Болезни ограничивают доступ к школе и другим социальным мероприятиям
Повторяющиеся инфекции легких
- Рентген - Повторяющиеся
- Бронхоскопия, если обнаруживается воспаление или частая история кормления (инфекции легких)
Проблемы с питанием и их управление
Недостаточный набор веса:
- Улучшить оральный контроль - Упростить еду/питье
- Использовать добавки - Особенно для детей с церебральным параличом, так как они обычно меньше обычных и не всегда получают адекватную терапию кормления
- Повысить калорийность пищи/напитков и разнообразие/качество потребляемой пищи, предоставляя все необходимые минералы, витамины и т.д.,
- Использовать энтеральное кормление - Назогастральный зонд (NGT), может использоваться временно для предоставления поддержки питания, если это безопасно, но не должно быть долгосрочным решением - Максимум 6 недель, так как снижает чувствительность респонсов орального моторного и гаг рефлексов)
Обезвоживание:
- Использование натурально густых жидкостей, например, йогурт, молочные коктейли, для улучшения контроля над жидкостями
- Использование искусственного загустителя для улучшения потребления жидкости
Запор:
Очень распространенный у детей с церебральным параличом из-за неврологического повреждения желудочно-кишечного тракта и сниженной перистальтики кишечника с повышенным давлением в кишечнике и болью
- Увеличить потребление жидкости
- Увеличить потребление клетчатки
- Ограничить как можно больше болей с помощью массажа живота и медикаментов, если необходимо
Оральная гигиена:
Дети с церебральным параличом и проблемами орального моторного аппарата находятся в группе высокого риска кариеса из-за:
- Невозможность языка очищать зубы, перемещаясь по рту
- Потеря слюны (слюнотечение), потеря ферментов, необходимых для переработки пищи
- Высокоуглеводная/калорийная диета
- Снижение потребления жидкости
- Проблемы с переносимостью чистки зубов
- Лекарства
- Трудности стоматологических проверок у врачей
Очень важно как можно раньше начать чистку зубов, используя пальцы перед зубной щеткой, сначала используя воду, а затем зубную пасту (см. заметки для подробностей относительно техник).
Гастроэзофагеальный рефлюкс (ГОР)
ГОР определяется как частое возвращение содержимого желудка в пищевод, вызванное дисфункцией нижней части пищевода (обычно нижний эзофагеальный сфинктер предотвращает свободный рефлюкс желудочного содержимого в пищевод).
Недоношенные дети более подвержены риску ГОР, так как он связан с несколькими факторами:
- Проблемы с координацией дыхания
- Проблемы с активацией брюшных мышц
- Проблемы с тонусом и т. д.
ГОР встречается и у взрослых и может вызываться:
- Гравитацией (лежание после еды)
- Алкоголем
- Пищей, богатой жирами
- Давлением на живот (переедание, беременность).
Симптомы ГОР (Проявляются кластерно):
- Срыгивание и рвота - значительное количество иногда спустя часы после кормления, но иногда они совсем не рвут!
- Задержка опорожнения желудка
- Регургитация - сосание/глотание некоторое время после еды/напитков
- Кровь в рвоте/стуле - показатель активных язв в ЖКТ из-за кислотности (очень болезненно)
- Анемия - кровотечение
- Эзофагит - воспаление
- Галитоз - неприятный запах изо рта
- Частая икота - раздражение диафрагмы
- Аспирация - повторные инфекционные заболевания легких, которые могут быть вызваны аспирацией рвоты
- Кашель и удушье
- Неуправляемая астма - бронхи воспалены из-за постоянного воздействия кислотных паров из желудка
- Апноэ
- Назофарингеальная заложенность - насморк
- Раздражительность - очень сложно успокоить, чередуются хорошие и плохие дни
- Крик/плач во время или после кормления - очень часто
- Потеря аппетита
- Прерывание кормления
- Выражение боли - может изменяться у детей с серьезными интеллектуальными трудностями
- Отказ от еды/питья - держат пищу во рту, так как глотание болезненно
- Несоответствие между оральными навыками и фактическим пищевым приемом
- Толчки в разгибание или дискомфорт, связанный с позицией - сгибание бедра увеличивает брюшное давление, что усиливает спазмы сгибателей
- Хронический фарингит - воспаление горла
- Охриплость голоса - утолщенные голосовые складки создают хриплый голос
- Потеря зубной эмали
Причины ГОР:
- Преходящее и ненадлежащее расслабление нижнего пищеводного сфинктера (НПС)
- Плохая подвижность пищевода и желудка
- Изменение давления в брюшной/грудной полостях - повышение тонуса - спазмы - запоры - рубцовая ткань после операции и т. д.
- Грыжа пищеводного отверстия диафрагмы
- Эффекты медикаментов - Баклофен, противоэпилептические препараты, так как они вызывают расслабление мышц
Эффекты ГОР:
- Язвенные поражения пищевода
- Анемия
- Образование стриктур - рубцы внутри стенок пищевода, сужающие его просвет
- Ассоциируемая дисфагия
- Потеря веса
- Хронический сухой кашель - грудного типа кашель
- Рефлекторные бронхо-/ларингоспазмы - спазмы, закрывающие дыхательные пути
- Центральная апноэ и брадикардия - временные
Исследование:
- Клиническая оценка и история кормления - задавать правильные вопросы
- Обращение и наблюдение за ребенком
- Исследования pH - Измерение изменений pH, но не чувствительное, если ребенок питается молоком
- Исследования моторики
Дети с гастростомией обычно имеют повышенные симптомы рефлюкса, поэтому перед применением гастростомии необходимо провести исследование.
Лечение ГОР:
Позиционирование и обращение
- Поднимите изголовье кровати, чтобы, например, уменьшить риск рефлюкса
- Использование позиции против гравитации сразу после кормления
- Использовать разгибание
- Уменьшение спазмов и тонуса вокруг таза
- Нормализовать тонус и способствовать более нормальному паттерну движения
- Менять подгузник, лежа на боку, а не на спине
Изменения в режиме питания
- Чаще кормить маленькими порциями, но не чаще, чем каждые 2 часа
- Уменьшить объем каждого приема пищи
- Утолщение жидкостей
- Пища с высоким содержанием углеводов может способствовать опорожнению желудка
- Снижать потребление кислой пищи/напитков
- Избегать еды перед сном
- Контролировать запоры через диету
Лекарства могут помочь, но не могут разрешить проблему в одиночку
Хирургическое вмешательство рекомендовано детским гастроэнтерологом в крайних случаях, когда ребенок находится в небезопасном состоянии даже после испытания корректного лечения. Оно проводится обертыванием желудка, чтобы пища шла вниз, но не обратно (более безопасная процедура — эндолуминальная гастропликация — сниженный риск образования рубцовой ткани и менее инвазивно).
Дополнительные ресурсы
Hambisela_Module_6_Feeding_Your_Child В: Знакомство с церебральным параличом: обучающий ресурс для фасилитаторов, родителей, опекунов и людей с церебральным параличом
Ссылки
- ↑ 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 Finnie NR. Handling the Young Child with Cerebral Palsy at Home. Elsevier Health Sciences; 1997.
- ↑ Yvonne Frizzell. Amber Kari Institute - подготовительные работы для лучшего опыта кормления. Доступно по: https://youtu.be/ebUz2gVPdIk [последний доступ 13/08/16]
- ↑ Yvonne Frizzell. Amber Kari Institute - Практика кормления для высокого потребления калорий. Доступно по: https://www.youtube.com/watch?v=5rX3eg1qTIY&feature=youtu.be [последний доступ 13/08/16]