Кормление ребенка с церебральным параличом

28.09.2025
2 просмотра

Введение

Дисфагия — это состояние, при котором нарушение процесса глотания мешает способности пациента есть и пить. Однако на данную проблему следует смотреть шире, учитывая огромное влияние, которое она оказывает на социальное/семейное взаимодействие и на личный/эмоциональный статус ребенка. Поэтому подход к лечению должен быть направлен не только на то, чтобы биомеханически сделать процесс кормления безопасным, но и учитывать эмоциональный аспект еды (удовольствие, социальные моменты и т.д.).

Оценка трудностей кормления — ключевые элементы

История кормления

Задавайте родителям вопросы, например: кашляет ли ребенок во время еды и питья? Как часто? С определенной текстурой чаще, чем с другой? Есть ли у вас какие-либо опасения по поводу веса/роста? Замечали ли вы что-то, что заставило вас подумать, что у вашего ребенка проблемы с кормлением? Были ли у ребенка инфекции грудной клетки? Если да, то когда? Как часто? Регулярное ли у него испражнение кишечника? Ему когда-либо проводили обследование на проблемы с кормлением? Он рвет после обеда? Сколько он пьет? Какую еду он любит больше? А какую не любит? Находили ли вы когда-либо еду в ее рту? Затруднено ли дыхание, шумное во время еды/питья? и т.д.

Клиническое наблюдение

САМЫЙ ВАЖНЫЙ ЧАСТЬ ОЦЕНКИ

У детей с ДЦП обычно плохое выравнивание из-за измененного постурального и моторного контроля, и это в большинстве случаев приводит к плохому орально-моторному контролю и, следовательно, к проблемам с приемом пищи/жидкостей.
Плохая емкость легких также затрудняет прием пищи. Эти два аспекта необходимо рассмотреть перед началом любой оценки трудностей приема пищи/жидкостей. Имейте в виду, что признаки аспирации пищи труднее обнаружить, чем аспирацию жидкостей/слюны.

  • Видеофлюороскопия - Золотой стандарт
  • Диетологическая оценка для того, чтобы увидеть, как ребенок усваивает питательные вещества

Основные клинические признаки/особенности трудностей кормления

Плохое выравнивание головы/туловища по средней линии
  • Слишком согнутая либо выпрямленная
Рот, постоянно открытый
  • Паттерн выпрямления челюсти, может быть связан с гипертонусом или гипотонусом
Рот, постоянно плотно закрытый
  • Паттерн сгибания челюсти обычно связан с гипертонусом
Рефлекс укуса
Нерегулярное глотание
Быстрое дыхание 
Иногда прерывание дыхания
Плоская грудь и плохая/отсутствие подвижности грудной клетки
Несогласованные, неградированные, ограниченные движения челюсти
  • Отсутствие вращения
  • Мало или нет жевания
Пассивные губы, отсутствие смыкания губ и очистки ложки
  • Особенно верхняя губа
  • Круглая или втянутая
  • Поднята и напряжена

Порывистые толчки языка вперед и отсутствие градуирования

  • может двигаться много до того, как еда попадает в рот
  • Это происходит из-за отсутствия стабильности нижней челюсти, не обеспечивающего базу для поддержания селективных движений языка во всех направлениях. 
Чрезмерное производство слюны и плохой контроль за ней
  • Слюнотечение: непреднамеренное проливание слюны изо рта на губы, подбородок, шею и одежду
Неэффективное или запоздалое глотание 
  • Рот полон еды
  • Разлитие пищи или кусочки пищи, остающиеся во рту, особенно в задней его части
  • Аспирация может произойти на любой фазе, до, во время и после глотания
Вокализация и звуки, мокрый голос

Кашель, удушье, рвотный рефлекс, плач, моргание, ненормальные выражения лица и отвращение к еде


  • Во время/после еды и питья
  • Обычно связано с отсутствием чувствительности) 
 Повышенный тонус и непроизвольные движения

Общие основные принципы лечения

Управление осанкой

  • Использование подготовительных техник для нормализации аномального тонуса и развития более нормальных движений (TIPs)
  • Использование соответствующего оборудовани и/или техник для поддержания головы/туловища в выпрямленном положении - Поджать подбородок и вытянуть заднюю часть шеи в середине нейтрального положения и поджать подбородок и обеспечить адекватную симметричную постуральную стабильность - стабильную опору для низа и туловища, симметрично согнутые бедра приблизительно на 90°, поднос для поддержки, а также подголовник. [1]
  • Следить за осанкой ребенка ВСЕГДА, не только во время приема пищи

Реакции рук и рта

  • Очень важно рассматривать прием пищи, учитывая сильную связь с ощущениями и руками. Сенсорная кора руки находится очень близко в гомункулусе к сенсорной коре рта, поэтому при стимуляции одного, другое также активируется. Стимуляция ощущений рук, манипуляции, отпускание захвата, руки к лицу до/во время кормления могут помочь движениям рта.

Обеспечьте адекватное сенсорное оральное восприятие

  • Ребенок с церебральным параличом обычно пропускает опыт орального восприятия, теряя важную сенсорную обратную связь, которая помогает развитию жевательных паттернов. Поэтому важно обеспечивать касания лица и вокруг рта через поцелуи и поглаживания, позволяя ребенку грызть палец ухаживающего, помогая ребенку подносить собственный палец ко рту и держать игрушки для прорезывания зубов для жевания, чистка зубов и т. д. [1]

Обеспечьте поддержку челюсти и щеки через оральный контроль и стимуляцию верхнего губного замыкания

  • Это техника фасилитации для синхронизации и регулирования открытия рта, что также помогает поддерживать хорошее выравнивание и основу стабильности для более селективных движений челюсти.
  • Она может выполняться сбоку и спереди (оральный контроль может практиковаться также за пределами времени приема пищи для увеличения толерантности)
  • Применение мягкого, плотного давления вниз на язык может помочь некоторым детям достичь лучшего закрытия губ для очистки ложки и избегать дальнейшего движения языка [1]

Положение кормящего, общение, окружающая среда

  • Если кормящий находится перед ребенком, по линии середины, это облегчит общение с ребенком (Кормящий должен информировать ребенка о том, что собирается произойти, и может легче читать сигналы ребенка). Общение особенно важно для тех детей, у которых есть сенсорные нарушения (зрение)
  • Ориентация ложки должна быть чуть ниже уровня рта, никогда сверху или сбоку 
  • Создайте тихую окружающую среду и постепенно вводите элемент отвлечения, когда способности ребенка прогрессируют - начните с фоновыми звуками, такими как радио.

Время, скорость кормления, качество пищи

  • Ребенок должен иметь возможность проглотить пищу до того, как взять ещё одну ложку, и восстановить дыхание - дайте ребенку время
  • Количество пищи на ложке должно быть достаточным, но безопасным для ребенка, чтобы он справился

Используйте различные текстуры пищи, температуру и вкус

  • Используйте разнообразные текстуры пищи, температуру и вкус для улучшения сенсорных реакций, но прежде всего убедитесь, что оценены текстуры, которые могут потенциально вызвать аспирацию

Выбор правильного оборудования для кормления

  • Некоторые дети, у которых есть трудности с сосанием, могут получить пользу от введения чашки. Первоначально напитки можно загущать, чтобы они двигались медленнее, давая ребенку время на организацию безопасного глотка [1]
  • Небольшая, неглубокая ложка будет наиболее подходящей для того, чтобы помочь ребенку снимать пищу с ложки с помощью закрытия губ.
  • Некоторые специальные устройства могут помочь детям в достижении независимости во время приема пищи, например, ложка под углом, тарелки с бортиками и т. д.

Диетические добавки

  • Если ребенок не растет и имеет недостаточную массу тела, следует дать родителям диетические советы или направить ребенка в больничное отделение детского питания. Недостаточное потребление питательных веществ окажет отрицательное влияние на моторное развитие, способность бороться с инфекциями и общее благополучие [1]

Стимулирование самостоятельного кормления ребенка

  • Для детей, у которых есть трудности с захватом и манипуляцией ложкой, можно предоставить специальную помощь рука-в-руку, а затем постепенно убирать ее по мере улучшения моторного контроля.
  • Поддержанное кормление в течение части приема пищи или перекуса может помочь развивать функциональные навыки, не ухудшая питание.
 [2]

Подготовительная работа для улучшения опыта кормления

 [3]

Практика кормления для высокого потребления калорий

Долгосрочные последствия трудностей с кормлением

Дети с трудностями в кормлении очень часто развивают одну или несколько из следующих долгосрочных проблем:

Плохое общее здоровье

  • Низкое потребление калорий
  • Плохой газообмен
  • Постоянные инфекции
  • Плохая иммунная система и т.д.

Ослабленный статус легких

  • Повреждение на самом глубоком уровне легких может повлиять на дыхательную емкость во взрослом возрасте

Плохая плотность костей

  • Сниженное накопление минеральных веществ

Ограниченное участие в жизни общества

  • Болезни ограничивают доступ к школе и другим социальным мероприятиям

Повторяющиеся инфекции легких

  • Рентген - Повторяющиеся
  • Бронхоскопия, если обнаруживается воспаление или частая история кормления (инфекции легких)

Проблемы с питанием и их управление

Недостаточный набор веса:

  • Улучшить оральный контроль - Упростить еду/питье 
  • Использовать добавки - Особенно для детей с церебральным параличом, так как они обычно меньше обычных и не всегда получают адекватную терапию кормления 
  • Повысить калорийность пищи/напитков и разнообразие/качество потребляемой пищи, предоставляя все необходимые минералы, витамины и т.д., 
  • Использовать энтеральное кормление - Назогастральный зонд (NGT), может использоваться временно для предоставления поддержки питания, если это безопасно, но не должно быть долгосрочным решением - Максимум 6 недель, так как снижает чувствительность респонсов орального моторного и гаг рефлексов)

Обезвоживание: 

  • Использование натурально густых жидкостей, например, йогурт, молочные коктейли, для улучшения контроля над жидкостями 
  • Использование искусственного загустителя для улучшения потребления жидкости

Запор:

Очень распространенный у детей с церебральным параличом из-за неврологического повреждения желудочно-кишечного тракта и сниженной перистальтики кишечника с повышенным давлением в кишечнике и болью 

  • Увеличить потребление жидкости 
  • Увеличить потребление клетчатки 
  • Ограничить как можно больше болей с помощью массажа живота и медикаментов, если необходимо

Оральная гигиена:

Дети с церебральным параличом и проблемами орального моторного аппарата находятся в группе высокого риска кариеса из-за:

  • Невозможность языка очищать зубы, перемещаясь по рту
  • Потеря слюны (слюнотечение), потеря ферментов, необходимых для переработки пищи
  • Высокоуглеводная/калорийная диета
  • Снижение потребления жидкости
  • Проблемы с переносимостью чистки зубов
  • Лекарства
  • Трудности стоматологических проверок у врачей

Очень важно как можно раньше начать чистку зубов, используя пальцы перед зубной щеткой, сначала используя воду, а затем зубную пасту (см. заметки для подробностей относительно техник).

Гастроэзофагеальный рефлюкс (ГОР)

ГОР определяется как частое возвращение содержимого желудка в пищевод, вызванное дисфункцией нижней части пищевода (обычно нижний эзофагеальный сфинктер предотвращает свободный рефлюкс желудочного содержимого в пищевод).
Недоношенные дети более подвержены риску ГОР, так как он связан с несколькими факторами:

  • Проблемы с координацией дыхания
  • Проблемы с активацией брюшных мышц
  • Проблемы с тонусом и т. д.

ГОР встречается и у взрослых и может вызываться:

  • Гравитацией (лежание после еды)
  • Алкоголем
  • Пищей, богатой жирами
  • Давлением на живот (переедание, беременность).

Симптомы ГОР (Проявляются кластерно):

  • Срыгивание и рвота - значительное количество иногда спустя часы после кормления, но иногда они совсем не рвут!
  • Задержка опорожнения желудка
  • Регургитация - сосание/глотание некоторое время после еды/напитков
  • Кровь в рвоте/стуле - показатель активных язв в ЖКТ из-за кислотности (очень болезненно)
  • Анемия - кровотечение
  • Эзофагит - воспаление
  • Галитоз - неприятный запах изо рта
  • Частая икота - раздражение диафрагмы
  • Аспирация - повторные инфекционные заболевания легких, которые могут быть вызваны аспирацией рвоты
  • Кашель и удушье
  • Неуправляемая астма - бронхи воспалены из-за постоянного воздействия кислотных паров из желудка
  • Апноэ
  • Назофарингеальная заложенность - насморк
  • Раздражительность - очень сложно успокоить, чередуются хорошие и плохие дни
  • Крик/плач во время или после кормления - очень часто
  • Потеря аппетита
  • Прерывание кормления
  • Выражение боли - может изменяться у детей с серьезными интеллектуальными трудностями
  • Отказ от еды/питья - держат пищу во рту, так как глотание болезненно
  • Несоответствие между оральными навыками и фактическим пищевым приемом
  • Толчки в разгибание или дискомфорт, связанный с позицией - сгибание бедра увеличивает брюшное давление, что усиливает спазмы сгибателей
  • Хронический фарингит - воспаление горла
  • Охриплость голоса - утолщенные голосовые складки создают хриплый голос
  • Потеря зубной эмали

Причины ГОР:

  • Преходящее и ненадлежащее расслабление нижнего пищеводного сфинктера (НПС)
  • Плохая подвижность пищевода и желудка
  • Изменение давления в брюшной/грудной полостях - повышение тонуса - спазмы - запоры - рубцовая ткань после операции и т. д.
  • Грыжа пищеводного отверстия диафрагмы
  • Эффекты медикаментов - Баклофен, противоэпилептические препараты, так как они вызывают расслабление мышц

Эффекты ГОР:

  • Язвенные поражения пищевода
  • Анемия
  • Образование стриктур - рубцы внутри стенок пищевода, сужающие его просвет
  • Ассоциируемая дисфагия
  • Потеря веса
  • Хронический сухой кашель - грудного типа кашель
  • Рефлекторные бронхо-/ларингоспазмы - спазмы, закрывающие дыхательные пути
  • Центральная апноэ и брадикардия - временные

Исследование:

  • Клиническая оценка и история кормления - задавать правильные вопросы
  • Обращение и наблюдение за ребенком
  • Исследования pH - Измерение изменений pH, но не чувствительное, если ребенок питается молоком
  • Исследования моторики

Дети с гастростомией обычно имеют повышенные симптомы рефлюкса, поэтому перед применением гастростомии необходимо провести исследование.

Лечение ГОР:

Позиционирование и обращение

  • Поднимите изголовье кровати, чтобы, например, уменьшить риск рефлюкса 
  • Использование позиции против гравитации сразу после кормления 
  • Использовать разгибание 
  • Уменьшение спазмов и тонуса вокруг таза 
  • Нормализовать тонус и способствовать более нормальному паттерну движения 
  • Менять подгузник, лежа на боку, а не на спине

Изменения в режиме питания

  • Чаще кормить маленькими порциями, но не чаще, чем каждые 2 часа 
  • Уменьшить объем каждого приема пищи 
  • Утолщение жидкостей 
  • Пища с высоким содержанием углеводов может способствовать опорожнению желудка 
  • Снижать потребление кислой пищи/напитков 
  • Избегать еды перед сном 
  • Контролировать запоры через диету

Лекарства могут помочь, но не могут разрешить проблему в одиночку

Хирургическое вмешательство рекомендовано детским гастроэнтерологом в крайних случаях, когда ребенок находится в небезопасном состоянии даже после испытания корректного лечения. Оно проводится обертыванием желудка, чтобы пища шла вниз, но не обратно (более безопасная процедура — эндолуминальная гастропликация — сниженный риск образования рубцовой ткани и менее инвазивно).

Дополнительные ресурсы

Hambisela_Module_6_Feeding_Your_Child В: Знакомство с церебральным параличом: обучающий ресурс для фасилитаторов, родителей, опекунов и людей с церебральным параличом

Ссылки 

  1. 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 Finnie NR. Handling the Young Child with Cerebral Palsy at Home. Elsevier Health Sciences; 1997.
  2. Yvonne Frizzell. Amber Kari Institute - подготовительные работы для лучшего опыта кормления. Доступно по: https://youtu.be/ebUz2gVPdIk [последний доступ 13/08/16]
  3. Yvonne Frizzell. Amber Kari Institute - Практика кормления для высокого потребления калорий. Доступно по: https://www.youtube.com/watch?v=5rX3eg1qTIY&feature=youtu.be [последний доступ 13/08/16]