Введение
Кормление является важной частью повседневной жизни. Здоровые и питательные продукты необходимы для развития мозга, поэтому кормление играет важную роль в развитии моторных и когнитивных функций.[1] Плохой питательный статус часто встречается у детей с детским церебральным параличом из-за проблем с кормлением и глотанием. Нелеченные проблемы с кормлением могут привести к задержке роста, хронической аспирации, эзофагиту и респираторным инфекциям.[1] Они также могут повлиять на социальные, эмоциональные и когнитивные функции ребенка и значительно увеличить стресс у опекуна.[2] Эта статья дает обзор проблем и потенциальных решений для детей с церебральным параличом, испытывающих трудности с принятием пищи и глотанием.
Расстройства кормления и глотания
Детское расстройство кормления — это "нарушение приема пищи через рот, не соответствующее возрасту и связанное с медицинскими, питательными, навыковыми и/или психосоциальными дисфункциями."[3]
Дисфагия — это проблема с глотанием, которая подвергает ребенка риску аспирации при оральном кормлении. Аспирация может иметь угрожающие жизни последствия для легких.[4]
Механика кормления и глотания
Кормление
Процесс кормления / приема пищи включает четыре фазы:
- Фаза 1: Открытие рта
- Фаза 2: Использование приборов и помещения пищи или жидкости в рот
- Фаза 3: Закрытие рта, чтобы предотвратить выливание пищи или жидкости
- Фаза 4: Пережевывание пищи и перемещение ее для подготовки к глотанию

Глотание
Глотание (деглютитация) — это процесс, при котором пища проходит из рта через глотку в пищевод.[5] Оно должно быть скоординировано с дыханием, так как оба процесса используют один и тот же вход в глотку. Нарушение координации между дыханием и глотанием может привести к удушью или легочной аспирации.
Глотание проходит в три фазы:
- Фаза 1: Оральная фаза
- Фаза 2: Глоточная фаза
- Фаза 3: Пищеводная фаза
Узнайте о каждой фазе глотания здесь.
Проблемы кормления и глотания при детском церебральном параличе
Проблемы с кормлением
Навыки кормления и приема пищи ребенка могут быть нарушены из-за моторных или сенсорных проблем.[6]
Моторные проблемы
- Плохое выравнивание головы и/или туловища в средней линии; поза может быть слишком согнутой или переразогнутой
- Повышенный мышечный тонус и непроизвольные движения тела
- Невозможность закрыть рот из-за повышенного или пониженного тонуса в состоянии покоя челюстных мышц
- Невозможность открыть рот из-за напряжения челюстных мышц
- Нескоординированные, безамуплитудные или ограниченные движения челюсти, что приводит к недостаточному подавлению движения челюсти и ограниченной, или отсутствующей, способности жевать
- Пассивные губы, отсутствие замыкания губ и плохое очищение от ложки
- Сложности с формированием пищевой комки в рту
- Накопление пищи во рту
- Плохой контроль слюны
Сенсорные проблемы
- Гиперчувствительность к определенным текстурам или стимулам (вкус, запах, температура, визуальный аспект еды)
- Сложности с различением тактильных ощущений (предпочтение к хрустящей, жевательной пище)
- Сложности с восприятием вкусовых (вкус) и обонятельных (запах) стимулов (предпочтение к кислой и острой пище и отказ от более умеренных вкусов)
- Сложности с принятием нового пищевого опыта
- Избегающее поведение в отношении основного опекуна
Проблемы с глотанием
- Недостаточная стабильность в нижней челюсти, поэтому отсутствует адекватная база для поддержки селективных движений языка во всех направлениях
- плохой контроль языка влияет на транспортировку пищевого комка, задерживает начало глотания и снижает моторику глотки[7]
- Неровное глотание
- Необходимость в дополнительной работе или времени для пережевывания или глотания
- Выведение пищи или жидкости изо рта
- Застревание пищи во рту[6]
Клинические признаки проблем с кормлением и глотанием у детей
У ребенка могут проявляться следующие признаки трудностей с кормлением и глотанием:[6]
- трудности с грудным кормлением или кормлением из бутылочки
- плач или обеспокоенность, радость или возбуждение во время кормления
- отсутствие следования этапам развития в кормлении
- кашель во время или сразу после еды или питья
- частая прочистка горла
- частые приступы рвоты или признаки рвоты во время еды
- вытекание пищи изо рта или носа во время кормления
- небольшое потребление пищи
- долгое время кормления
- водянистый или булькающий голос во время или после еды или питья
- ощущение, что что-то застряло в горле или груди
- сложности с питьем из чашки
- проблемы с дыханием после еды
- трудности с набором веса или потеря веса
- проблемы поведения
Факторы, влияющие на навыки кормления и приема пищи у ребенка
Факторы окружающей среды: Отвлекающие факторы в окружающей среде могут снизить способность ребенка концентрироваться на кормлении и приеме пищи. Отвлекающие факторы включают просмотр телевизора, использование компьютера, наличие игрушек во время приема пищи и прием пищи в хаотичной, переполненной обстановке при громких разговорах.[8]
Физические трудности: Нарушения оральной моторики у ребенка могут препятствовать его самостоятельному приему пищи и увеличивать время и энергию, затрачиваемые на кормление и прием пищи.[6]
Поведенческие факторы: Стресс у опекуна и отрицательное настроение ребенка влияют на кормление и прием пищи. Опекуны, проявляющие спокойствие / эмоциональный контроль, могут положительно влиять на поведение ребенка во время кормления.[6]
Обязанности Медицинской Команды
Трудности с кормлением могут повлиять на разные аспекты жизни ребенка, включая медицинские, пищевые и психосоциальные аспекты. Поэтому для лечения детей с трудностями в кормлении и питании необходима междисциплинарная команда.
Логопед / Патолог
Коммуникация, логопед (патолог), отвечает за следующие задачи:[9]
- оценка функции кормления
- помощь в определении диагноза и этиологии дисфагии
- оценка защитной способности дыхательной системы
- продолжение использования альтернативных способов питания
- предоставление прямых и косвенных вмешательств, таких как укрепление лицевых мышц, обучение различным стратегиям для развития навыков сосания, жевания и питья, дегустация новой пищи и напитков с богатым вкусом и ароматами, и изменение консистенции пищи для улучшения глотания[6]
- руководство персоналом и опекунами в улучшении управления трудностями с кормлением[6]
Терапевт по трудотерапии
Оценка трудотерапии у ребенка с потребностями в кормлении и питании должна учитывать их независимость и безопасность и включать следующие аспекты:[3]
- оценка моторных и сенсорных навыков
- оценка силы мышц
- наблюдение за поведением ребенка и факторами окружающей среды во время еды
Вмешательство трудотерапии фокусируется на:[6]
- улучшении оральных моторных навыков
- сенсорной обработке
- поощрении правильной позы
- выборе адаптивных устройств и стратегии их функционального использования
- настройке и адаптации окружающей среды для поощрения независимого питания
- работе с родителями и опекунами по использованию различных методов или техник кормления
Физиотерапевт / Физический Терепавт
Физиотерапевтические вмешательства являются частью оральной моторной терапии (ОМТ).[10] ОМТ может улучшить функциональную независимость и качество жизни ребенка.[11] Протоколы для ОМТ варьируются и могут включать следующее:
- упражнения для пассивного увеличения диапазона движения [10]
- упражнения для активного-пособного увеличения диапазона движения[10]
- технику стимуляции оральных моторных навыков (ОМФТ)[12]
- пассивную сенсорную стимуляцию мышц лица и рта различными текстурами и терапевтическими устройствами[12]
- техники расслабления для мышц, отвечающих за сосание, глотание и жевание[13]
- техника растяжения-противодействия может использоваться для расслабления напряженных мышц, включая жевательную и грудино-ключично-сосцевидную мышцы[13]
Цели и результаты
Основная цель: "улучшить качество жизни как ребенка, так и семьи, с помощью вмешательств, которые максимизируют независимость в повседневной деятельности, мобильности и питании".[1]
Результаты будут варьироваться и зависеть от следующего:[1]
- тип церебрального паралича: спастический vs неспастический
- расположение моторных нарушений: диплегия, квадриплегия и т.д.
- функциональный статус ребенка, включая его способность ходить или сидеть и степень контроля головы и ствола
Стратегии лечения
- Установить рутинное кормление
- Поощрять правильную осанку во время приема пищи и за его пределами (см. изображения ниже)
- использовать подходящие средства для сидения и/или техники обращения, чтобы гарантировать, что голова/ствол ребенка выровнены и находятся в вертикальном положении
- способствовать втягиванию подбородка и удлинению затылочной части шеи в средней нейтральной позиции
- обеспечить адекватную стабильность осанки
- устойчивая база для поддержки ствола, бедер, коленей и ног
- бедра симметрично согнуты на около 90°
- использовать поднос для поддержки рук
- использовать подголовник для поддержки головы и шеи
- поддерживать правильную осанку ребенка вне времени приема пищи
- использовать оральные устройства для стабилизации челюсти, улучшения сосания, координации языка, контроля губ и жевания[1]
Правильная поза сидя в инвалидной коляске. http://csf-global.org/wp-content/uploads/2015/11/Getting-to-know-cerebral-palsy-v1-lowres.pdf адаптировано с использованием getimg.ai
Неправильная поза сидя в инвалидной коляске. http://csf-global.org/wp-content/uploads/2015/11/Getting-to-know-cerebral-palsy-v1-lowres.pdf адаптировано с использованием getimg.ai
Это видео предлагает различные стратегии для родителей/воспитателей для поощрения правильной осанки детей во время приема пищи:
- Поощрять независимость в еде
Пожалуйста, посмотрите это видео, если хотите узнать общие стратегии для поощрения независимости в еде:
- Повысить приемлемость пищи через сенсорные стимулы
- позволить ребенку потрогать еду и почувствовать ее запах перед тем, как попытаться ее съесть[17]
- Использовать адаптивное оборудование по мере необходимости[6]
- детям с трудностями сосания может быть полезно введение чашки для питья
- использование чашки с вырезом U-формы для питья означает, что ребенку не нужно выгибать шею или голову назад во время питьяЧашка U-формы
- ложка с мелкой чашей может помочь ребенку снять пищу с ложки через закрытие губ
- угловая ложка требует меньше движения запястьем для поднесения еды ко рту
- использование ложки или вилки, прикрепленной к руке универсальной манжетой, помогает детям со слабым хватом удерживать столовые приборы
- использование тарелок с бортиками и тарелок с силиконовой основой может помочь детям собрать еду с тарелки
- кресло для кормления с подносом, прикрепленным спереди, помогает с выравниванием осанки
Пожалуйста, посмотрите видео ниже, если хотите увидеть демонстрацию различных типов адаптивного оборудования для кормления:
- Рассмотреть игровые элементы для поддержания готовности и удовольствия ребенка в процессе кормления
- Ввести разнообразие продуктов, чтобы поиграть с ними
- Организовать среду
- создать тихую обстановку
- медленно вводить элемент отвлечения, когда способность ребенка прогрессирует (например, начать с фоновых звуков, таких как радио)
- воспитатель или человек, кормящий или помогающий в еде, должен находиться перед ребенком, на их средней линии, чтобы способствовать общению с ребенком
Ресурсы
- Модуль 6. Кормление вашего ребенка. В: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Ссылки
- ↑ 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 Ferluga ED, Archer KR, Sathe NA, Krishnaswami S, Klint A, Lindegren, McPheeters ML. Вмешательства для кормления и питания при церебральном параличе [Интернет]. Роквилл (MD): Агентство по исследованиям и качеству здравоохранения (США); 2013 Март. (Сравнительные аналитические обзоры, № 94.) Введение. Доступно на https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK132442/ [последний доступ 25.01.2024]
- ↑ Greer AJ, Gulotta CS, Masler EA, Laud RB. Стресс опекунов и результаты у детей с педиатрическими расстройствами кормления, лечившихся в интенсивной междисциплинарной программе. J Pediatr Psychol. 2008 Июль;33(6):612-20.
- ↑ 3.0 3.1 Goday PS, Huh SY, Silverman A, Lukens CT, Dodrill P, Cohen SS, Delaney AL, Feuling MB, Noel RJ, Gisel E, Kenzer A, Kessler DB, Kraus de Camargo O, Browne J, Phalen JA. Педиатрическое расстройство кормления: согласованное определение и концептуальная основа. J Pediatr Gastroenterol Nutr. 2019 Янв;68(1):124-129.
- ↑ Arvedson JC. Кормление детей с церебральным параличом и затруднениями при глотании. Eur J Clin Nutr. 2013 Дек;67 Suppl 2:S9-12.
- ↑ Panara K, Ramezanpour Ahangar E, Padalia D. Физиология, Глотание. [Обновлено 24 июля 2023 г.]. В: StatPearls [Интернет]. Остров Сокровищ (FL): Издательство StatPearls; 2024 Янв-. Доступно на https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK541071/ [последний доступ 28.01.2023]