Введение
Большая часть нашего времени в клинической практике связана с размышлениями и принятием решений.[1][2][3] Каждое взаимодействие с пациентом требует ряда выборов: от оценки и диагностики до планирования лечения и последующего ведения. Наша эффективность в клинической практике зависит от принятых решений, поэтому крайне важно научиться принимать решения оптимально.[4][5]
Здравоохранение динамично и постоянно меняется, и медицинские работники должны обеспечивать значительные улучшения для пациентов. Клиническое или диагностическое мышление было предложено в качестве важнейшего основного навыка всех медицинских работников[6] и является ключом к достижению этих значительных улучшений.[5][7] Несмотря на то, что наш подход к принятию решений может варьироваться от быстрого, интуитивного / эвристического до более аналитического и основанного на доказательствах,[8] частота ошибочных клинических решений настораживающе высока. Исследования выявили значительные расхождения (20-40%) между первоначальными диагнозами и результатами вскрытия, и большинство вскрытий не потребовалось бы, если бы был поставлен правильный диагноз.[9][10] В Соединенных Штатах ежегодно до 80 000 смертей среди госпитализированных пациентов происходит из-за неверных диагнозов. В амбулаторных условиях около 5% взрослых (12 миллионов) в США диагностируются неверно.[11]
Финансовая стоимость этих ошибок значительна. В Соединенных Штатах затраты на здравоохранение на душу населения продолжают расти, и, как предполагается, 18% ($2,7 триллиона) ВВП Соединенных Штатов тратится на здравоохранение.[12] Тем не менее, более 30% расходов уходит на неуместное лечение.[13]
Важно признать, что эти неудачи часто вызваны не системными проблемами или недостатком знаний, а изъянами в процессах мышления самих врачей, т.е. как они решают проблемы, рассуждают и, в конечном итоге, принимают решения[5]. Чтобы улучшить здравоохранение, необходимо улучшить клиническое мышление и принятие клинических решений.
Что такое принятие клинических решений?
Принятие клинических решений (ПКР) – это контекстуальный, непрерывный и развивающийся процесс, в котором собираются, интерпретируются и оцениваются данные для выбора действия, основанного на доказательствах.[14] "Процесс ПКР – это высоко сложный, многосторонний навык, который носит развивающий характер и требует значительной практики с реалистичными пациентами для развития." т.е. обучаемое поведение.[7][15]
Наше понимание ПКР все еще развивается и основывается в значительной степени на исследованиях в психологии, медицине и сестринском деле.[7][16] Это включает в себя множество различных типов рассуждений.[7] Таким образом, это связано с "Великой рациональной дискуссией" о наиболее оптимальном пути нашего мышления, принятия решений и действий.[17] Рациональность предлагается как главная характеристика успешного принимающего решения.[5]
О чем великая рациональная дискуссия?
Частично, несколько значительных теорий рациональности могут быть актуальны для медицинской области.[17] “Рациональность часто определяется как действия, которые помогают нам достигать наших целей, что в клинических условиях обычно означает стремление к улучшению здоровья.”[17]
Большинство теорий последствий согласны, что для достижения целей необходимо учитывать как выгоды (приобретения), так и вред (потери) альтернативных вариантов действий.[17] Джюлбегович и Элькайям[17] разработали список “основных ингредиентов” рациональности и её значимости для медицинской сферы (Таблица 1).
ТАБЛИЦА 1 - Основные компоненты/ Принципы рациональности, часто выделяемые в теоретических моделях (выделены жирным шрифтом) (Адаптировано из Джюлбеговича и Элькайяма)[17]
Принцип | Описание |
---|---|
Принцип 1 | Для достижения наших целей, таких как улучшение здоровья, рациональность требует интеграции:
|
Принцип 2 | Рациональное принятие решений обычно происходит в условиях неопределенности:
|
Принцип 3 | “Рациональное мышление должно информироваться человеческой когнитивной архитектурой”:
|
Принцип 4 | Рациональность зависит от контекста и должна учитывать экологические и вычислительные ограничения человеческого мозга |
Принцип 5 | Рациональность (в медицине) тесно связана с 'этикой и моралью наших действий:
|
Несмотря на продолжающиеся дебаты о определении рациональности, существует консенсус, что она должна соответствовать нормативному стандарту - как решение "должно" быть принято.[5] Доминирующая парадигма, кажется, такова: “Принятие решений должно быть логичным, основанным на доказательствах, следовать законам науки и вероятности и приводить к решениям, соответствующим теории рационального выбора”.[5]
Как мы принимаем решения?
В медицинской литературе описаны две основные модели (ментальные модели), которые клиницисты используют в процессе принятия клинических решений:
- быстрые и экономные эвристики[18]
- теория двойственной системы[19] - которую можно также описать как две системы разума
Быстрые и экономные эвристики (FFH) основаны на теории, что “люди не полагаются на единую когнитивную стратегию, а скорее выбирают подходящую эвристику из того, что названо адаптивным набором инструментов. Каждая из эвристик (инструментов принятия решений) в этом когнитивном “наборе инструментов” подходит для разных сред. Полагаясь на эвристику, подходящую для определенной среды, люди могут принимать эффективные решения за короткое время и на основе ограниченной информации (отсюда ‘быстрые и экономные’)”.[20]
Эвристики можно определить как:
- “...психические сокращения, разработанные клиницистом со временем и включающие распознавание паттернов заболеваний, опыт работы с случаями, интуитивные суждения и применения “правила большого пальца” [15]
- “...кратчайшие пути, сокращенные методы мышления, пословицы, “видел это много раз раньше” способы мышления” [21]
- “...когнитивные стратегии или психические сокращения, которые используются автоматически и бессознательно - они необходимы для принятия решений. Эвристики могут способствовать принятию решений, но также могут приводить к ошибкам. Когда эвристика не срабатывает, это называется когнитивным уклоном” [22]
Эвристики - это наши “внутренние решения” и они полагаются на нашу интуицию, или наше узнавание на основе предыдущего опыта. Эвристики используют способности, развитые в результате длительной практики.[23] Цель эвристик - не “оптимизировать” (найти лучшее решение), а “удовлетворять” (найти достаточно хорошее решение).[23]
FFH используется, когда необходимо быстро и точно принимать решения, и информация ограничена только тем, что необходимо в данный момент.[24][25] Это часто встречается в медицине при триаже или в неотложной медицине. В чрезвычайных ситуациях нет необходимости в широком спектре информации. Клиницисту требуется только немедленная информация, чтобы понять, что делать в конкретный момент, например, реанимировать, интубировать, наложить жгут или определить, случился ли у пациента инсульт. В таких случаях жизни или смерти стратегии FFH важны, и алгоритмические деревья принятия решения вступают в игру. Клиницист теперь учитывает только серию вопросов “да/нет” до получения ответа.[26] Эти быстрые и экономные деревья принятия решений и инструменты могут быть даже более точными, чем множество регрессий.[23]
FFH не может быть применен ко всем ситуациям. Он наиболее эффективен в следующих ситуациях в здравоохранении:
- ситуации, требующие быстрых решений: количество информации ограничено, поэтому используются простые инструменты/деревья принятия решений
- ситуации, когда у принимающего решения есть интуиция: они могут опираться на свой значительный опыт “достаточно похожих” ситуаций[26]
FFH не является универсальным в физиотерапии,[26] потому что:
- не у всех есть интуиция: например, у вновь квалифицированных клиницистов нет банка опыта, на который можно опираться
- в большинстве ситуаций в физиотерапии нет неотложности: быстрые решения не всегда необходимы, и физиотерапевты могут потратить время на сбор большего количества информации
- широко используемые деревья принятия решений в основном зависят от биомедицинской модели, что важно в ситуациях типа триажа, где такие пациент-ориентированные факторы, как постановка целей, не имеют значения - физиотерапия отходит от биомедицинской модели и использует биопсихосоциальный подход к здравоохранению
Второй и более широко используемый подход к принятию клинических решений - это теория двойного процесса, разработанная Канеманом и Тверским.[19] Теория двойного процесса включает в себя использование интуитивных (Система 1) и аналитических (Система 2) процессов для мышления, рассуждений и принятия решений (см. Таблицу 2).[6][19][22][27]
Интуитивное/Рассуждение системы 1
- Похоже на FFH и чаще всего используется в клинической практике
- Сильно зависит от опыта клинициста, принимающего решение[6]
- Быстрое, автоматическое и использует срезание тонких слоев, полагаясь на наши инстинктивные первые впечатления для формирования бессознательного диагноза[2][6]
- Эти решения используют эвристику[6]
- Это адаптивный механизм, который экономит время и усилия при принятии решений. Мы проводим большую часть времени в этой “автоматической зоне” - где немногие события являются целенаправленными, а большинство событий автоматически вызывают следующее[21]
- Эти бессознательные процессы могут контролировать наше поведение, не осознавая этого[27]
- Эвристики наиболее действенны, но также подвержены ошибкам/предвзятости[21]
Аналитические/Процессы системы 2
- Более медленный и обдуманный процесс[2][6]
- Методический и аналитический, включает критическое мышление и проверку гипотез[2][6][27]
- Более надежный, безопасный и эффективный, но также медленный и более ресурсоемкий[6][28]
Таблица 2- Сравнение интуитивных и аналитических подходов к принятию решений[5][6][17][27]
Интуитивное принятие решений (Система 1/”старый разум”) | Аналитическое принятие решений (Система 2/”новый разум”) |
---|---|
|
|
Процесс принятия решения
Процесс принятия решения начинается с признаков и симптомов пациента.
Если клиницист распознает признаки и симптомы (т.е. визуальное представление - отек, осанка, область симптомов, биомеханика и т.д.) или сочетание симптомов / находок (т.е. поведение симптомов, история, отчеты об изображениях), интуитивный процесс (Система 1) немедленно и автоматически активируется. Этот процесс рефлекторный и бессознательный и не включает какое-либо намеренное обдумывание.[6] Помимо распознавания образов, могут одновременно запускаться и другие реакции Системы 1. Например, ощущения, опыт и восприятия клинициста или окружающая обстановка.[6][21]
Если клиницист не распознает представленные признаки и симптомы или существует неопределенность, вместо этого запускаются аналитические процессы (Система 2). Клиницист теперь включает аналитическое мышление для анализа представленных данных с целью систематического формулирования нескольких гипотез. Этот процесс медленный, требует усилий и полного осознания.[6][15][28] Хотя кажется, что существует полное различие между интуитивным и аналитическим подходами, скорее всего, они взаимодействуют и клиницисты интегрируют оба подхода.[6][30]
Модель теории двойного процесса
Отношение между этими двумя системами (интуитивной и аналитической) объясняется моделью, разработанной Кроскерри[6][21] в контексте диагностической логики. Она признает, что в клинических условиях может существовать постоянное колебание между обоими подходами (Рисунок 1).
Он предлагает восемь основных характеристик этой модели:[21]
- Обработка Системы 1 быстрая, автоматическая и наиболее распространенная: она обычно эффективна, но сильно полагается на эвристики, и, поскольку она остается непроверенной, она более подвержена предвзятому мнению
- Система 2 медленнее, но более продуманная и сознательная, что может уменьшить количество ошибок
- Ошибки в логике чаще встречаются в рассуждениях Системы 1
- Повторное использование обработки Системы 2 и повторное представление одной и той же проблемы Системе 2 приведет к обработке Системы 1 по мере изучения и приобретения навыков:[4]
- поэтому опытные клиницисты с большей вероятностью будут автоматически использовать обработку Системы 1, тогда как новички изначально больше полагаются на обработку Системы 2[30]
- Эвристики / предвзятости могут быть преодолены намеренным использованием клинического мышления, что означает, что процессы Системы 2 могут преодолеть процессы Системы 1
- С другой стороны, чрезмерная зависимость от процессов Системы 1 также может преодолеть процессы Системы 2, что приводит к нерегулируемым решениям:
- это очевидно, когда клиницисты игнорируют хорошо разработанные правила клинических решений или привычно продолжают следовать клиническим практикам без существенного доказательства[4]
- Клиницист может переключаться / колебаться между обеими системами
- В своем постоянном стремлении к когнитивной легкости человеческий мозг, как правило, по умолчанию использует обработку Системы 1, если это возможно
Рисунок 1. Модель диагностической логики (Адаптировано из Кроскерри[6])
Что влияет на клиническое принятие решений?
От клиницистов ожидается, что они точно диагностируют проблемы пациентов на основе ограниченной информации и за ограниченное время. Они должны быть высококвалифицированными, чтобы соответствовать этим ожиданиям.[32] Физиотерапия, ориентированная на пациента, требует совместного принятия решений, где существует сотрудничество между терапевтами и пациентами.[33] Совместное принятие решений зависит от сложного взаимодействия между следующими внутренними и внешними факторами.[3][5][6][21][28]
Внутренние факторы:
- профессиональный опыт, навыки и обучение
- знания, специфичные для контекста, и пробелы в ментальных знаниях (т.е. отсутствие знаний или забывание знаний)
- загрязнение ментальных знаний предвзятостью и неправильным мышлением
- личные факторы, такие как общая усталость, аффективное состояние, отсутствие сна, когнитивная перегрузка, усталость от решений
- индивидуальные факторы, такие как пол, личность, интеллект
- саморазмышление
- коммуникация
- мета-познание (размышление о том, о чем мы думаем) в процессе приобретения опыта (на когнитивном уровне)
Внешние факторы:
- характеристики пациента (например, внешний вид, манера поведения, проблемы с коммуникацией, прошлый опыт с пациентом и т.д.)
- уникальное представление пациента (например, их состояние - тяжесть, предыдущий опыт с предъявляемыми жалобами и т.д.)
- организационные факторы в медицинской среде (например, нагрузка на работу, потребности других пациентов, прерывания, временные ограничения, эргономические факторы, стоимость и т.д.)
- ресурсные ограничения (например, доступность конкретных тестов, процедур, консультантов и т.д.)
Предвзятости могут возникать в мышлении как Системы 1, так и Системы 2, но большинство предвзятостей связано с несостоятельностью эвристик (когнитивных предвзятостей) и, следовательно, укоренены в обработке Системы 1.[5][6] [15]
Большинство когнитивных ошибок, приводящих к неправильным диагнозам, обусловлены не отсутствием знаний, а недостатками в сборе, интеграции и проверке данных, что часто приводит к преждевременным диагнозам.[15]
Эвристики (Система 1), возможно, лучше всего использовать опытным клиницистам, которые могут более эффективно распознавать шаблоны. Терапевты, использующие эвристические методы принятия решений, должны быть осведомлены об увеличенной вероятности предвзятости и последствиях ошибок и использовать свою аналитическую систему для проверки своих решений. Как обсуждалось, ошибки в принятии решений оказывают значительное влияние на безопасность и удовлетворенность пациента. Чтобы улучшить нашу клиническую практику, мы должны углубить наше понимание подходов к принятию решений и их потенциальной предвзятости.
Список литературы
- ↑ Croskerry P, Nimmo GR. Улучшение клинического принятия решений и снижение диагностических ошибок. Журнал Королевского колледжа врачей Эдинбурга. 2011 июн. 1;41(2):155-62.
- ↑ 2.0 2.1 2.2 2.3 Smyth O, McCabe C. Подумай и подумай снова! Клиническое принятие решений продвинутыми практикующими медсестрами в отделении неотложной помощи. Международный журнал неотложной помощи. 2017 мар. 1;31:72-4.
- ↑ 3.0 3.1 Whelehan DF, Conlon KC, Ridgway PF. Медицина и эвристика: когнитивные предвзятости и медицинское принятие решений. Ирландский журнал медицинских наук. 2020 мая 14;189:1477-1484.
- ↑ 4.0 4.1 4.2 Croskerry P. Контекст — это все, или как я мог быть таким глупым. Здоровье кью. 2009 авг. 15;12(Спец. номер Пациент):e171-176.
- ↑ 5.0 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8Croskerry P. Модель клинического принятия решений в медицине. Medical Science Educator. 2017 Dec 1;27(1):9-13.
- ↑ 6.00 6.01 6.02 6.03 6.04 6.05 6.06 6.07 6.08 6.09 6.10 6.11 6.12 6.13 6.14 6.15 6.16 Croskerry P. Универсальная модель диагностического мышления. Academic medicine. 2009 Aug 1;84(8):1022-8.
- ↑ 7.0 7.1 7.2 7.3 Huhn K, Black L, Christensen N, Furze J, Vendrely A, Wainwright S. Клиническое мышление: обзор методов обучения и оценки в подготовке физиотерапевтов начального уровня. Journal of Physical Therapy Education. 2018 Sep 1;32(3):241-7.
- ↑ Miller KE, Singh H, Arnold R, Klein G. Клиническое принятие решений в сложных системах здравоохранения. В книге: Clinical Engineering Handbook 2020 Jan 1 (стр. 858-864). Academic Press.
- ↑
- Гаванде А. Финальный надрез. В: Осложнения: Заметки хирурга о несовершенной науке. Нью-Йорк: Издательство Henry Holt and Company; 2002;197-198
- ↑ Грабер М. Диагностические ошибки в медицине: случай пренебрежения. The Joint Commission Journal on Quality and Patient Safety. 2005 Фев 1;31(2):106-13.
- ↑ Сингх Х, Мейер АН, Томас ЭДж. Частота диагностических ошибок в амбулаторной помощи: оценки на основе трех крупных наблюдательных исследований, включающих взрослое население США. BMJ quality & safety. 2014 Сен 1;23(9):727-31.
- ↑ Дилеман ДжЛ, Цао Дж, Чапин А, Чен С, Ли З, Лю А, Хорст К, Кальджиан А, Матяш Т, Скотт КВ, Буи АЛ. Расходы на здравоохранение в США по плательщикам и состояниям здоровья, 1996-2016. Jama. 2020 Мар 3;323(9):863-84.
- ↑ Бервик ДМ, Хакбарс AD. Устранение потерь в здравоохранении США. Jama. 2012 Апр 11;307(14):1513-6.
- ↑ Тиффен Дж, Корбридж СДж, Слимер Л. Улучшение клинического принятия решений: развитие последовательного определения и концептуальной структуры. Journal of professional nursing. 2014 Сен 1;30(5):399-405.
- ↑ 15.0 15.1 15.2 15.3 15.4 Хуссейн А, Эстрейхер Дж. Клиническое принятие решений: эвристики и когнитивные искажения для офтальмолога. Survey of Ophthalmology. 2018 Янв 1;63(1):119-24.
- ↑ Chowdhury A, Bjorbækmo WS. Клиническое мышление — воплощенное осмысление в физиотерапии. Физиотерапия и практика. 2017 Июл 3;33(7):550-9.
- ↑ 17.0 17.1 17.2 17.3 17.4 17.5 17.6 Djulbegovic B, Elqayam S. Множество лиц рациональности: последствия великого спора о рациональности для клинического принятия решений. Journal of Evaluation in Clinical Practice. 2017 Окт;23(5):915-22.
- ↑ Gigerenzer G, Todd PM. Простые эвристики, которые делают нас умными. Oxford University Press, США; 1999.
- ↑ 19.0 19.1 19.2 Tversky A, Kahneman D. Суждение в условиях неопределенности: эвристики и предвзятости. science. 1974 Сен 27;185(4157):1124-31.
- ↑ Hafenbrädl S, Waeger D, Marewski JN, Gigerenzer G. Прикладное принятие решений с использованием быстрых и бережливых эвристик. Journal of Applied Research in Memory and Cognition. 2016 Июн 1;5(2):215-31.
- ↑ 21.0 21.1 21.2 21.3 21.4 21.521.6 Croskerry P, Singhal G, Mamede S. Когнитивное разблаживание 1: происхождение предвзятости и теория разблаживания. BMJ качество и безопасность. 2013 Окт 1;22(Suppl 2):ii58-64.
- ↑ 22.0 22.1 Norman GR, Monteiro SD, Sherbino J, Ilgen JS, Schmidt HG, Mamede S. Причины ошибок в клиническом мышлении: когнитивные предвзятости, дефициты знаний и двойное процессное мышление. Academic Medicine. 2017 Янв 1;92(1):23-30.
- ↑ 23.0 23.1 23.2 Gigerenzer G. Почему эвристики работают. Perspectives on psychological science. 2008 Янв;3(1):20-9.
- ↑ Gigerenzer G. Моральная интуиция = быстрые и доступные эвристики? В: Moral psychology 2008 (стр. 1-26). MIT Press.
- ↑ Gigerenzer G, Kurzenhaeuser S. Быстрые и доступные эвристики в медицинском принятии решений. Наука и медицина в диалоге: размышления через частное и общее. 2005 Янв 30:3-15.
- ↑ 26.0 26.1 26.2 Walston Z. Как мы принимаем клинические решения? [Получено 22 Январь 2021]
- ↑ 27.0 27.1 27.2 27.3 Evans JS. Двойные процессные теории рассуждений, суждений и социальной когниции. Annu. Rev. Psychol.. 2008 Янв 10;59:255-78.
- ↑ 28.0 28.1 28.2 Trimble M, Hamilton P. Размышляющий врач: клиническое принятие решений в современной медицине. Clinical Medicine. 2016 Авг;16(4):343.
- ↑ Learn Liberty. Эвристики, объясненные. Опубликовано 25 Сен 2017. Доступно по ссылке https://youtu.be/ReFqFPJHLhA. [последнее обращение 9 Январь 2021]
- ↑ 30.0 30.1 Price A, Zulkosky K, White K, Pretz J. Точность интуиции в клиническом принятии решений среди начинающих врачей. Journal of advanced nursing. 2017 Май;73(5):1147-57.
- ↑ ACAPT. Клиническое мышление в физиотерапии: быстрое и медленное мышление. Опубликовано 27 Авг 2020. Доступно по ссылке https://youtu.be/LekUj7dlxlw. [последнее обращение 9 Январь 2021]
- ↑ Grote T, Berens P. О этике алгоритмического принятия решений в здравоохранении. Journal of medical ethics. 2020 Мар 1;46(3):205-11.
- ↑ Hoffmann TC, Lewis J, Maher CG. Совместное принятие решений должно быть неотъемлемой частью практики физиотерапии. Physiotherapy. 2020 Июн 1;107:43-9.
- ↑ EmPROinsurance. PRI Interviews Dr Pat Croskerry о том, как врачи принимают решения. Опубликовано 18 Дек 2018. Доступно по ссылке https://youtu.be/hgGlrzKaoqI. [последнее обращение 9 Январь 2021]