Аннотация
Данный вымышленный клинический случай включает в себя оценку, лечение и доказательства, поддерживающие акватерапию для четырехлетнего ребенка с диагнозом спастическая диплегия детский церебральный паралич (ДЦП). ДЦП является наиболее распространенной физической инвалидностью у детей[1] и, как следствие, может оказывать значительное влияние на функции ребенка, его участие и включение в деятельность. Для детей с ДЦП также характерно наличие дополнительных коморбидностей, которые влияют на общее здоровье и затрудняют освоение новых задач. Установлено, что акватерапия улучшает силу и функциональность у детей с диагнозом ДЦП. Поэтому цель данного случая — обсудить положительные эффекты 10-недельной акватерапевтической интервенции для четырехлетнего ребенка с диагнозом ДЦП. Будут также выделены измерения результатов, которые использовались для определения базовой линии и мониторинга прогресса лечения ребенка, участвующего в гидротерапии.
Введение
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это нарушение движения и позы, которое проявляется в раннем детстве или младенчестве вследствие повреждения мозга[2]. Хотя существует несколько определений в литературе, ДЦП обычно классифицируется как любое непрогрессирующее повреждение центральной нервной системы, происходящее в первые два (в некоторых источниках — пять) лет жизни[2]. После пяти лет поражение мозга классифицируется как приобретенное повреждение мозга[2]. В 2011 году Статистическая служба Канады обнаружила, что у 0,1% населения Канады - или чуть более 42 000 человек - был диагностирован ДЦП[3]. В глобальном масштабе исследования показывают, что распространенность ДЦП составляет от 1,5 до более чем 4 на 1 000 живорождённых или детей определенного возраста[4]. Не существует единого теста для диагностики ДЦП, и проявления этого состояния могут значительно различаться у разных людей. Согласно CP Canada Network[5], основные категории включают гемиплегию (затрагивающую одноименную руку и ногу); диплегию (затрагивает обе ноги или обе руки) и квадриплегию (затрагивает обе руки и ноги, мышцы туловища, рта и лица). Симптомы, которые могут наблюдаться при ДЦП, зависят от того, какие области мозга повреждены. Например, возможные симптомы включают мышечную скованность или спазмы, непроизвольные движения, трудности с крупной моторикой и аномальное восприятие и ощущение[6].
Хотя нет лечения для ДЦП, данное состояние может быть управляемым, что позволяет некоторым людям с ДЦП ходить в школу, работать, вступать в брак и участвовать в жизни общества[5]. На самом деле, более половины детей с диагнозом ДЦП (58%) могут ходить самостоятельно, и еще 3% могут ходить с помощью мобильного устройства[2]. Раннее вмешательство, например, физиотерапия (ФТ), может помочь людям достичь этой независимости. В частности, ФТ направлена на то, чтобы помочь людям с ДЦП достичь физической мобильности, продвигая упражнения, подчеркивающие независимость[6].
Цель данного клинического исследования — обсудить эффекты стратегии гидротерапевтического вмешательства для четырехлетнего ребенка с диагнозом спастическая диплегическая форма ДЦП. Следует отметить, что хотя основной акцент будет сделан на гидротерапии, авторы также пропишут упражнения для выполнения дома родителями пациента. Трудности в управлении этим случаем в основном касались начального общения и построения доверительных отношений между терапевтом и пациентом, а также недостатка уверенности у пациента при начале ходьбы без своей ходунки. Все эти трудности разрешились сами собой, когда пациент более привычным отношением к терапевту и уверенность в ее предписанных упражнениях улучшилась.
Следующие случаи предоставляют описание, почему акватерапия была определена как подходящее и основанное на доказательствах вмешательство для ребенка с ДЦП. Согласно исследованию Рустаи, Бахарлуи, Азади и Фрагала-Пинкхема[7], плавучесть акватерапии облегчает выполнение движений детям с легкими или умеренными ограничениями в сравнении с упражнениями вне воды. Выполнение упражнений, таких как ходьба в воде, улучшает осевое выравнивание суставов и предоставляет возможность выполнять движения, такие как прыжки и бег, которые могут оказывать более сильное воздействие на суставы[7]. Кроме того, ходьба в воде обеспечивает лучшее укрепление мышц за счет увеличенного сопротивления движению[7]. Однако важно также вовлекать пациента и поощрять его активное участие. Келли и Дарра[8], заметили, что свойства воды не только облегчают движения для детей с ДЦП, но и делают упражнения более интересными и мотивационными. Согласно обзору литературы от Рустаи и соавторов[7], три из 11 найденных исследований специально были нацелены на участников младшего возраста (приблизительно 2-9 лет), из которых два продемонстрировали значительные изменения, измеренные с помощью Системы классификации грубой моторной функции (СКГМФ). Одно из исследований (с дизайном контрольного испытания) от Лая, Лю, Ян, Чэнь, У и Чан[1], установило, что группы с педиатрической гидротерапией демонстрировали более высокий средний показатель по СКГМФ по сравнению с контрольной группой и получили более высокие баллы по шкале удовольствия от физической активности по сравнению с контрольной группой после лечения. Методика проведения этих исследований различалась: от индивидуальных сеансов до групповой терапии, однако большинство использовало соотношение один инструктор на одного ребенка[7]. Таким образом, в данном клиническом исследовании будет следовать соотношение один терапевт на одного ребенка. Рустаи и соавторы[7] также обнаружили, что продолжительность сеансов может влиять на улучшение, измеряемое с помощью СКГМФ, независимо от интенсивности лечения. Например, авторы рекомендуют сеансы длительностью 45 минут или дольше, поскольку сеансы, продолжающиеся 30 минут или меньше, не показали улучшения в общем балле по СКГМФ. Это оставалось истинным даже когда проводились более интенсивные упражнения. Поэтому в данном клиническом исследовании также будет акцентировано внимание на терапевтических сеансах, длительностью не менее 45 минут. Следует отметить, что данное исследование представляет собой вымышленный профиль, созданный авторами исключительно в образовательных целях.
Характеристики клиента
Пациентка — четырехлетняя девочка, у которой был диагностирован спастический диплегический церебральный паралич при рождении. Она родилась преждевременно. Пациентка имеет аномальный паттерн походки и слабый контроль туловища, ранее имели место вмешательства для улучшения баланса, контроля туловища и обучения с ходунками. В настоящее время она использует четырехколесные ходунки с поддержкой предплечья и переросла свою ортопедическую обувь. Помимо оценки походки, авторами ставятся цели обновить текущую домашнюю программу упражнений пациентки и оценить целесообразность гидротерапии.
Пациентка страдает от эпилепсии (контролируемой с помощью лекарств), у нее легкое Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и она носит очки по рецепту. Она имеет регулярное последующее наблюдение за состоянием здоровьем с медицинским персоналом для наблюдения за ДЦП и эпилепсией.
Результаты обследования
Субъективные данные
Пациентке трудно передвигаться по менее доступным местам вне дома с помощью ходунков. В данный момент родители обеспокоены тем, что она начинает посещать детский сад осенью. Хотя она будет посещать полностью интегрированную, доступную государственную школу, ей будет значительно легче передвигаться без ходунков. Кроме того, у нее будет помощь от помощника преподавателя, а также индивидуальный учебный план, в котором будут описаны модификации и аккомодации на уроках физкультуры и мелкой моторики. Для пациентки очень важно иметь большую мобильную независимость, чтобы играть с одноклассниками; также она переросла свои текущие ортезы и нуждается в новых. Родители пациентки сообщают, что у нее низкая выносливость при ходьбе (необходимо использовать вспомогательные средства для ходьбы на дальние расстояния), проблемы с мочеиспусканием (функциональная инконтиненция из-за ограниченной силы и баланса при удержании сидячего положения) и легкий рефлюкс.
Объективные данные
Наблюдение
При наблюдении в спокойном стоячем положении у пациентки было замечено вальгусное положение коленей, ненормальное сгибание туловища и коленей, а также внутреннее вращение нижних конечностей. Анализ походки выявил стопо-ходящую походку, двустороннее сгибание бедер, приведение и внутреннее вращение, а также двустороннее уменьшение длины шага. У нее было чрезмерное сгибание коленей и плантарное сгибание лодыжек из-за спастичности или контрактур подколенных сухожилий и растяжителей стопы, а также общее снижение скорости походки. В верхних конечностях наблюдалось уменьшение размаха рук (более заметно с правой стороны), и она держала руки в положении 90-90 на протяжении всего цикла походки. Ее туловище также демонстрировало чрезмерное двустороннее смещение к опорной ноге на протяжении всего цикла походки.
Неврологическое тестирование
Неврологическая и сосудистая оценка пациентки выявила гиперрефлексию в верхних и нижних конечностях, при этом в нижних обнаружен клонус. Других значительных находок не отмечено.
Диапазон движений
Гониометрия была использована для измерения активного (AROM) и пассивного диапазона движений (PROM) пациентки. Верхние конечности пациентки находились в пределах функциональных границ, однако значения для нижних конечностей были значительны снижены:
- Разгибание колена: ограничено за счет ригидности при сгибании колена на 15°
- Тыльное сгибание стопы: ограничено за счет ригидности при плантарном сгибании стопы на 30° для AROM; достигнуто 0° в PROM
- Разгибание бедра: ограничено за счет ригидности при сгибании бедра на 5°
Классификации, специфичные для состояния
Система классификации крупных моторных функций (GMFCS) была использована для описания моторной функции пациентки и различения ее функциональных возможностей, качества движения и потребностей в вспомогательных технологиях. Пациентка могла ходить в большинстве условий и подниматься по лестнице, держась за перила. Она испытывала трудности при ходьбе на дальние расстояния без вспомогательных средств и при удержании равновесия на неровной поверхности и склонах. Она имела минимальные возможности для выполнения крупных моторных навыков, таких как бег и прыжки, в основном из-за плохого AROM и нарушений равновесия. Родители отметили, что ей трудно передвигаться в многолюдных местах или тесных пространствах. Из-за всех этих факторов пациентка была отнесена к уровню GMFCS II.[9]
Система классификации мануальных способностей (MACS) была использована для наблюдения за навыками мелкой моторики пациентки, чтобы понять, как она справляется с предметами в повседневной деятельности и определить ее потребность в помощи или адаптации для выполнения ручных задач в повседневной жизни. Пациентка была наблюдаема при выполнении следующих задач: открытие коробки с пазлами, высыпание содержимого коробки на стол, манипуляции с кусочками пазлов и их укладывание обратно в коробку, закрытие и открытие застежки-молнии, застегивание и расстегивание куртки, питье из чашки, использование ложки для захвата пищи, забивание колышков игрушечным молотком и укладывание шариков в банку. Кроме застегивания рубашки, пациентка могла справляться с предметами и завершать задачи, хотя и с замедлением скорости, координации и точности. Эти результаты привели авторов к выводу, что пациентка соответствует уровню MACS II.
Система классификации коммуникативных функций (CFCS) была использована для классификации эффективности повседневных коммуникативных навыков пациентки. Родители пациентки сообщили, что их дочь эффективно общается с знакомыми людьми, такими как друзья и семья, но испытывает трудности в общении и взаимодействии с малознакомыми или незнакомыми людьми во многих условиях. Это было заметно в начале оценки, так как пациентка была очень застенчивой и неохотно говорила или участвовала без подсказок от родителей. Тем не менее, к концу оценки пациентка раскрылась и стал лучше в плане коммуникативных навыков. Эти наблюдения привели авторов к выводу, что пациентка соответствует уровню CFCA III.
Функциональные измерения результатов
Измерение результата | Значения/оценки пациентки | Заметки |
---|---|---|
Тест "встать и идти" (TUG)[10] | 21,4 секунды | С текущим вспомогательным средством для ходьбы, но без ортезов |
Шкала измерения контроля туловища (TCMS) | Общий балл: 32/57
| Чем выше балл, тем лучше контроль |
Тест "6 минут ходьбы" (6MWT) | 356 м | С текущим вспомогательным средством для ходьбы |
Модифицированная шкала Эшворта по гипертонии (MAS) |
| Оценка 0: отсутствие сопротивления Оценка 5: значительная ригидность |
Педиатрическая шкала баланса (PBS) | Общий балл: 42/56 Пациентке было труднее всего с:
| Чем выше балл, тем лучше баланс и больше независимости |
Клиническое впечатление
4-летняя девочка, диагноз - спастический диплегический церебральный паралич. Соответствует уровню GMFCS II. В настоящее время для длинных расстояний она использует 4WW. Соответствует уровню MACS II. Верхние конечности затрагиваются только при выполнении заданий на мелкую моторику. Она бы выиграла от занятий с физическим терапевтом, чтобы улучшить походку, баланс и контроль туловища, чтобы она могла самостоятельно посещать полный курс детского сада. Прогноз благоприятный, ожидается улучшение списка проблем физиотерапии с использованием гидротерапии, тренировок на беговой дорожке и обновленной программы упражнений дома.
Список проблем, которые необходимо решить с помощью физиотерапии:
- Атипичная постуральная поза
- Стопо-ходящая походка с значительным отсутствием контроля туловища
- Слабость нижних конечностей
- Повышенный тонус и спастичность у:
- Растяжителей стопы
- Подколенных сухожилий
- Приводящих мышц бедра и внутренних ротаторов
- Проблемы с равновесием
- Снижение толерантности к внешним нарушениям
- Снижение равновесия на одной ноге и в узких стойках
Физиотерапевтические вмешательства
Вмешательство[11][12][13][14] | FITT | Цели | Методы оценки результатов |
---|---|---|---|
Тренировка ориентированная на цель и домашние программы[11] | Частота: 2-3 раза/неделя Интенсивность: вызывающая трудности к концу серии Время: 10 повторов, 3 серии Тип: укрепление (приседания, разгибания ног, мостики и т.д.) |
| 6MWT |
Частота: каждый день Интенсивность: вызов балансу при соблюдении безопасности Время: 5-10 минут Тип: равновесие (сидя, потягиваясь, стоя с широкой/узкой базой, добавить броски мяча об стену сидя/стоя, если возможно) |
| ||
Частота: каждый день Интенсивность: до появления небольшого дискомфорта, но без острой боли Время: 30 секунд на каждое растяжение, 3 раза Тип: растяжка (всех основных мышечных групп, особенно с повышенным тоном или жесткостью) |
| Гониометрия | |
Тренировка силы нижних конечностей - тренировка на беговой дорожке[15][16] | Частота: 3 раза/неделя Интенсивность: 4-6 /10 по шкале BORG Время: 30 минут Тип: тренировка походки, выносливость |
| |
Гидротерапия[1][7][8][12][17][18] | Частота: 2 раза/неделя Интенсивность: 4-6 /10 по шкале BORG Время: 45 минут Тип: упражнения с сопротивлением, ROM, сердечно-сосудистые игры, задачи для контроля корпуса/баланса |
|
Подробности вмешательства гидротерапии[1][7][8][12][17][18]: стоя на мелководье бассейна, при необходимости с использованием спасательного пояса; отметим, что большинство деятельностей вмешательства основано на играх[19]
Разминка (10 мин.):
- «Саймон говорит»: активные упражнения на полный объем движений (AROM), включая шейный, плечевой и нижние конечности, затем переход к движениям всего тела
- «Игра в зеркало»: ребенок и физиотерапевт (PT) по очереди играют роль зеркала и человека, подражая медленным движениям друг друга
- «Следуй за лидером»: ребенок выступает в роли лидера и проводит физиотерапевта через движения по своему выбору
Сила, кардио и баланс (20 мин.):
- «Замороженная игра» с музыкой: составные (многосуставные) движения для кардио/силы
- Отжимания от бортика бассейна, удары ногами, держась за край бассейна, прыжки, танцы и т.д.
- Замрите, когда музыка остановится; каждое несколько стопов меняйте движение
- Манипуляции для достижения и контроля корпуса:Физиотерапевт выполняет вращение внутренней части ноги (техника Ватсу) с 4-летним клиентом с церебральным параличом[18]
- Игра с водными игрушками (лейками, лодками, мячами, плавающими фигурами) для тренировки досягаемости, ходьбы, контроля корпуса; поощряйте движение в воде с игрушками
- «Развлекательный баланс»
- Попробуйте лечь на живот, сесть и/или встать на плавающей доске, плавающей лапше и мяче
Растяжка и охлаждение (15 мин.):
- «Ватсу» с музыкой: для расслабления и ROM
Результат
У пациентки наблюдалось изменение на 13 баллов по шкале PBS (до вмешательства: 42/56, после вмешательства: 55/56), что существенно снижает вероятность падения. С минимально клинически значимой разницей (MCID) в 2 балла по шкале MAS,[20] ее спастичность также была значительно снижена с обеих сторон за 10-недельный период:
- Подколенные сухожилия (MAS до: 4, после: 2)
- Четырехглавая мышца бедра: (MAS до: 3, после: 1)
- Сгибатели бедра (MAS до: 4, после: 1)
- Подошвенные сгибатели (MAS до: 4, после: 2)
Начиная с 6 недели, у пациентки также была заметно увеличенная длина шага и повышенная скорость ходьбы. Это, вероятно, способствовало снижению времени на 5,1 секунды в ее тесте TUG и сокращению на 60,9 м в тесте 6MWT с использованием ее новой вспомогательной обуви. Хотя для 2 уровня GMFCS при ДЦП MCID не установлена, минимально выявляемое изменение составляет 47,4 м для детей с ДЦП на уровне GMFCS III[21]. Следовательно, можно предположить, что снижение спастичности и увеличение ROM в нижних конечностях оказало положительное функциональное воздействие на походку пациентки, что привело к увеличению ее способности к мобильности и передвижению.
Соответственно, пациентка также наблюдала улучшения на 11 баллов (MCID 6)[22] в TCMS, в частности, в динамическом сидении и динамическом достижении. Эти изменения были замечены в уменьшении отклонения туловища пациентки при ходьбе. Также было заметно меньшее колебание туловища при ходьбе, поскольку распределение веса казалось равномерным при контакте ступни с землей, а плечи пациентки оставались над бедрами.
Кроме того, необходимо направить пациента к другим медицинским специалистам, чтобы решить аспекты функционирования пациентки, которые вмешательство ЛФК не может непосредственно улучшить:
- Направить к терапевту для улучшения мелкой моторики и туалетного навыка
- Направить к протезисту для изготовления новой ортопедической обуви, так как она переросла текущую пару
- Направить к логопеду для улучшения общения с незнакомыми людьми
Обсуждение
Четырехлетняя пациентка с диагнозом спастическая диплегия при ДЦП была направлена на физиотерапию, чтобы подобрать новую вспомогательную обувь и подготовить пациента к поступлению в детский сад осенью. Пациентка имела плохой баланс, ограниченный ROM и умеренную или тяжелую гипертоничность в подошвенных сгибателях, сгибателях бедра, аддукторах и подколенных сухожилиях. Эти признаки увеличивали риск падения пациентки и, казалось, ограничивали её грубую моторную функцию, передвижение и функцию походки. Цели реабилитации включали: улучшение баланса для снижения риска падения, уменьшение спастичности и тонуса, улучшение AROM и выносливости при ходьбе, чтобы пациентка могла ходить в школу и играть с другими детьми.
Гидротерапия была выбрана как подходящее вмешательство для улучшения симптомов пациентки и снижения её ограничений в функциональной активности и участии. Данные показывают, что выполнение упражнений, таких как ходьба в воде, может: улучшить выравнивание суставов, снизить нагрузку, что позволяет выполнять более интенсивные упражнения, такие как бег и прыжки, увеличивать силу и облегчать движение[7]. Хотя есть более сильные доказательства в поддержку тренировки на беговой дорожке, пациентка имеет более значимую связь с плаванием, находя его веселым и мотивирующим. Гипотеза авторов заключалась в том, что две 45-минутные сессии гидротерапии в неделю в течение 10 недель окажут клиническое влияние на спастичность, баланс и функциональную подвижность пациентки. После вмешательства дистанция передвижения пациентки увеличилась, и ее улучшения в балансе существенно уменьшили риск падения.
Более широкие последствия вмешательства гидротерапии могут распространяться на другие состояния, которые сопровождаются спастичностью, включая рассеянный склероз[23], травмы спинного мозга[24] и инсульт[25]. Управление будет варьироваться в зависимости от особенностей развития каждого индивида и их функциональной классификации по болезни.
Ссылки
- ↑ 1.0 1.1 1.2 1.3 Lai, C., Liu,W., Yang, T., Chen, C.,Wu, C., & Chan, R. Педиатрическая акватерапия для улучшения моторных функций и удовольствия у детей с диагнозом церебральный паралич различной степени тяжести. Журнал детской неврологии. 2015:30:200–208. doi:10.1177/0883073814535491
- ↑ 2.0 2.1 2.2 2.3 Wolting, R., Lee, M., O’Reilly, N., Ritchie, L., Villanueva, GC., & Thomas, E. Введение в церебральный паралич. Доступно на: https://www.physio-pedia.com/Cerebral_Palsy_Introduction (дата обращения 5 мая 2019).
- ↑ Статистика Канады. Неврологические состояния в домашней популяции [13-10-0467-01]. 2019. Доступно на: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=1310046701 (дата обращения 5 мая 2019).
- ↑ Центры по контролю и профилактике заболеваний. Данные и статистика по церебральному параличу. Доступно на: https://www.cdc.gov/ncbddd/cp/data.html (дата обращения 5 мая 2019).
- ↑ 5.0 5.1 Сеть CP Canada. Что такое церебральный паралич? Доступно на: http://www.cpcanadanetwork.com (дата обращения 5 мая 2019).
- ↑ 6.0 6.1
- Федерация церебрального паралича Онтарио. Руководство по церебральному параличу. Доступно с: https://www.ofcp.ca/pdf/Web-Guide-To-CP.pdf (дата обращения: 5 мая 2019 г.).
- ↑ 7.0 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 7.8 Roostaei, M., Baharlouei, H., Azadi, H., & Fragala-Pinkham, MA. Влияние водной интервенции на крупную моторику у детей с церебральным параличом: систематический обзор. Физическая и профессиональная терапия в педиатрии. 2017:37:496-515.doi:10.1080/01942638.2016.1247938
- ↑ 8.0 8.1 8.2 Kelly, M., & Darrah, J. Водные упражнения для детей с церебральным параличом. Развивающая медицина и детская неврология. 2005:47:838–842. doi:10.1017/S0012162205001775
- ↑ Альянс церебрального паралича. Оценка и показатели результатов. Доступно с: https://research.cerebralpalsy.org.au. (дата обращения: 2 мая 2019 г.).
- ↑ Dhote, S. N., Khatri, P. A., & Ganvir, S. S. (2012). Надежность теста «Модифицированное время вставания и хождения» у детей с церебральным параличом. Журнал педиатрической неврологии. 2012; 7(2): 96–100. https://dx.doi.org/10.4103%2F1817-1745.102564
- ↑ 11.0 11.1Here is the translated text in Russian, maintaining the original HTML format:Novak, I., Mcintyre, A., Morgan, C., Campbell, L., Dark, L., Morton, N., et al. Систематический обзор вмешательств для детей с церебральным параличом: состояние доказательств. Developmental Medicine & Child Neurology. 2013; 55(10):885-910. doi: 10.1111/dmcn.12246
- ↑ 12.0 12.1 12.2 Dewar, R., Love, S., & Johnston, L. M. Упражнения улучшают постуральный контроль у детей с церебральным параличом: систематический обзор. Developmental Medicine & Child Neurology. 2014; 57(6): 504-520. doi: 10.1111/dmcn.12660
- ↑ Begnoche, D. M., Chiarello, L. A., Palisano, R. J., Gracely, E. J., McCoy, S. W., & Orlin, M. N. Прогнозы самостоятельной ходьбы у детей с церебральным параличом. Physical Therapy. 2016; 96(2): 183–192. https://doi.org/10.2522/ptj.20140315
- ↑ Baker R., Harvey A., Martin L. Систематический обзор общих физиотерапевтических вмешательств у детей школьного возраста с церебральным параличом. Physical & Occupational Therapy in Pediatrics. 2010; 30(4):294-312. doi: 10.3109/01942638.2010.500581
- ↑ Willoughby, K., Dodd, K. J., & Shields, N. Систематический обзор эффективности тренировок на беговой дорожке для детей с церебральным параличом. 2009; 31(24): 1971-1979. doi: 10.3109/09638280902874204
- ↑ Crowley, J., Arnold, S., McEwen, I., & James, S. Тренировки на беговой дорожке у ребенка с церебральным параличом: отчет о случае. Physical & Occupational Therapy In Pediatrics. 2009:29:1:60-70 doi: 10.1080/01942630802574866
- ↑ 17.0 17.1 Ballaz, L., Plamondon, S., & Lemay, M. Групповые занятия по аквааэробике улучшают эффективность походки у подростков с церебральным параличом. Disability and Rehabilitation. 2011:33:1616-1624. doi: 10.3109/09638288.2010.541544
- ↑ 18.0 18.1 18.2 Pastrello, F., Garcao, D., & Pereira, K. Метод Watsu как дополнительное средство в лечении спастического церебрального паралича тетрапаретик: исследование случая. Fisioterapia em Movimento. 2009:22:95-102. Доступно по http://web.a.ebscohost.com/ehost/detail/detail?vid=4&sid=b2e1df9d-38f1-4905-9f47-903b89ba1d76%40sdc-v-sessmgr05&bdata=JnNpdGU9ZWhvc3QtbGl2ZQ%3d%3d#AN=105378150&db=cin20 (дата доступа 4 мая 2019).
- ↑ Wolting, R., Recio, E., Lee, M., Ritchie, L., O’Reilly, N., Lowe, R et al. Обучение через игру с церебральным параличом. Доступно по:https://physio-pedia.com/Learning_Through_Play_with_Cerebral_Palsy (дата доступа 3 мая 2019).
- ↑ Shirley Ryan Ability Lab. Детская шкала равновесия. Доступно по: https://www.sralab.org/rehabilitation-measures/pediatric-balance-scale (дата доступа 2 мая 2019).
- ↑ Thompson P, Beath T, Bell J, et al. Тестирование повторяемости 10-метрового теста быстрой ходьбы и теста 6-минутной ходьбы у детей школьного возраста с церебральным параличом. Dev Med Child Neurol. 2008;50(5):370-376. doi: 10.1111/j.1469-8749.2008.02048.x
- ↑ Marsico, P., Mitteregger, E., Balzer, J. & A van Hedel, H. Оценка контроля туловища: надежность и дискриминативная значимость у детей и молодежи с нервномоторными расстройствами. Developmental Medicine & Child Neurology. 2017; 59(7): 706-712. https://doi.org/10.1111/dmcn.13425
- ↑ White, L. J. & Dressendorfer, R. H. Упражнение и множественный склероз. Sports Medicine. 2004; 34(15): 1077-1100. https://doi.org/10.2165/00007256-200434150-00005
- ↑ Ellapen, T. J., Hammill, H. V., Swanepoel, M. & Strydom, G. L. Преимущества гидротерапии для пациентов с травмами спинного мозга. African Journal of Disability. 2018;7(0): 450. https://doi.org/10.4102/ajod.v7i0.450
- ↑ Furnari, A., Calabrò, R. S., Gervasi, G., La Fauci-Belponer, F., Marzo, A., Berbiglia, F., et al. Эффективна ли гидрокинезотерапия на походку и баланс у пациентов с инсультом? Клиническое и бароподометрическое исследование. Brain Injury. 2014; 28(8): 1109-1114. https://doi.org/10.3109/02699052.2014.910700