Интервенции при ДЦП (детском церебральном параличе)

04.05.2025
19 просмотров

Спастичность

Спастичность и дистония приводят к трудностям в координации, силе и выборочном управлении мышцами, и они являются наиболее распространенными нарушениями движения, наблюдаемыми при ДЦП. Спастичность вызывает деформацию суставов и костей, потерю функциональности и боль и является основной проблемой в лечении ДЦП.[2] Многофакторный подход используется для борьбы со спастичностью, включая фармакотерапию, физиотерапию или хирургические вмешательства.[4]

Фармакология

Общие препараты, используемые для спастичности, включают баклофен, диазепам, клоназепам, дантролен и тизанидин.[2] Эти препараты нацелены на общую спастичность.[4]

Ботулинический токсин

Для борьбы с локальной спастичностью ботулинический токсин (ботокс) является одной из основных терапий, используемых внутримышечно. Снижение спастичности может длиться от 3 до 8 месяцев. В это время необходима реабилитация, чтобы максимально использовать сниженное состояние спастичности. Эффекты ботокса включают увеличение пассивного и активного движения, снижение дискомфорта и боли, связанных с мышечным напряжением. Он также способствует коррекции осанки.[4] Оптимальная эффективность была показана в возрасте от 1 до 6 лет при спастичности нижних конечностей и от 5 до 15 лет при спастической гемиплегии.[5]

Хирургические вмешательства

Селективная дорсальная ризотомия — это хирургическая процедура, направленная на уменьшение спастичности, которая ухудшает походку. Эта процедура улучшает диапазон движения и способность ходьбы у людей с ДЦП.[2] Она наиболее эффективна у детей в возрасте от 3 до 8 лет с уровнем GMFCS от трех до четырех.

Другие варианты хирургического лечения детей с ДЦП включают:[2]

  • Удлинение мягких тканей, таких как аддукторы и мышцы задней поверхности бедра
  • Многоуровневая хирургия голеностопного сустава и стопы
  • Блоки нервов
  • Пересадка сухожилий
  • Стабилизация суставов

Коррекция дисфункции рук

Функция рук у людей может быть нарушена как с обеих сторон, так и с одной стороны. Две общие техники, которые помогают улучшить функцию рук, это терапия, основанная на ограничении движения, и интенсивная бимануальная терапия рук.[2]

Терапия, основанная на ограничении движения

Терапия, основанная на ограничении движения (CIMT) базируется на идее, что интенсивное использование пострадавшей руки вместо непострадавшей улучшает функцию в пострадавшей руке. Протоколы различаются, но менее пострадавшая рука ребенка ограничивается каким-либо образом (например, варежкой, перевязью, гипсом, перчаткой) на несколько часов в день, и ребенок выполняет интенсивные структурированные тренировки.[6] Исследования показали, что CIMT является эффективным способом улучшения функции рук, однако его влияние на мышечный тонус не было установлено.[2]

Интенсивная бимануальная терапия рук

Интенсивная бимануальная терапия рук — это еще одна методика, используемая для улучшения функции руки при использовании обеих рук. Она подразумевает "повторную практику выполнения задач двумя руками, а не одной, для выполнения функциональных видов деятельности." [7] Это дружественная для детей техника без физического ограничения менее пострадавшей руки. Интенсивная бимануальная терапия рук более терпима, чем CIMT.[2]

Коррекция деформаций бедра и голеностопного сустава

Бедро

Вывих бедра, подвывих и другие связанные проблемы встречаются у детей с ДЦП. Рекомендуется проверка на наличие деформаций тазобедренного сустава с использованием программы наблюдения за состоянием бедра.[2] Хирургическое лечение нарушений бедра включает реконструктивные процедуры, такие как остеотомия и артропластика.

Голеностопный сустав

Ортопедические устройства могут помочь улучшить диапазон движения в голеностопном суставе и, таким образом, походку. Ортезы на голеностоп и стопу (AFO) могут помочь детям с спастическим ДЦП уменьшить их энергетические затраты.[2]

Физическая терапия

Исследования показали, что дети с ДЦП могут получить пользу от физиотерапии за счёт:[5]

  • Улучшения локальной мышечной выносливости: упражнения с низким сопротивлением и большим количеством повторений для основных мышечных групп
  • Предотвращения контрактур суставов: легкие упражнения с пассивным движением и растяжение через основные суставы; растяжение должно длиться в течение 6 часов, чтобы иметь эффект[3][8]
  • Увеличения мышечной силы: постепенное увеличение сопротивления упражнений для всех основных мышечных групп

Кроме того, физиотерапия может помочь улучшить баланс, контроль осанки, походку и способствовать мобильности и передвижению.[5]

Эрготерапия

Эрготерапия (OT) является важной частью реабилитации ДЦП, чтобы помочь детям улучшить тонкую моторику верхних конечностей. Кроме того, эрготерапевты могут предоставить адаптивное оборудование для обучения и самопомощи, а также помочь изменить учебную среду ребенка для улучшения обработки информации и внимания.[5]

** Физиотерапия и эрготерапия, начатая у детей с ДЦП в возрасте 4-5 лет, более эффективна, чем если она начата у детей старшего возраста.[5]

Резюме интервенций при церебральном параличе

В 2020 году Новак и др.[9] опубликовали обновленный систематический обзор доступных интервенций для детей с церебральным параличом. Это было обновление оригинальной статьи, опубликованной в 2013 году.[10] Новак и др.[9] организовали интервенции для детей с церебральным параличом в систему светофора на основе их систематического обзора доказательств.

  • Зеленый свет = "делать"
  • Желтый свет, слабоположительный = "вероятно, стоит делать"
  • Желтый свет, слабонегативный = "вероятно, не стоит делать"
  • Красный свет = "не делать"

Для полного обзора, пожалуйста, см. Светофор доказательности 2019: систематический обзор интервенций для предотвращения и лечения детей с церебральным параличом.[9]

Зеленый свет медицинские интервенции - т.е. "делать"

  • терапия принятия и приверженности
  • наблюдение за действиями
  • гипсование
  • терапия, ограничивающая движения
  • обогащение окружающей среды
  • тренировки фитнеса
  • тренировки, направленные на достижение цели (для улучшения крупной моторики)
  • иппотерапия (для увеличения симметрии)
  • домашние программы
  • интервенции по повышению грамотности
  • обучение мобильности
  • орально-сенсомоторное
  • орально-сенсомоторное плюс электростимуляция
  • уход за давлением
  • степинг стойки тройной P (для помощи с поведением)
  • тренировки силы
  • тренировки, специфичные для задачи
  • тренировки на беговой дорожке (частично поддерживаемые тренировки на беговой дорожке с поддержкой веса)[9]

Примечание: зеленый свет медицинские, хирургические, фармакологические и регенеративные терапевтические интервенции включают, но не ограничиваются:[9]

  • ботулинический токсин
  • ботулинический токсин плюс трудотерапия
  • ботулинический токсин плюс гипсование (для увеличения амплитуды движений)
  • селективная дорсальная ризотомия
  • коррекция сколиоза
  • наблюдение за тазобедренным суставом

Интервенции с желтым светом - т.е. "вероятно, стоит делать"

Включают, но не ограничиваются:[9]

  • акупунктура
  • терапия с участием животных
  • ассистивные технологии, виртуальная реальность и игры
  • электростимуляция
  • гидротерапия
  • тейпирование
  • транскраниальная прямая стимуляция
  • виртуальная реальность серьезных игр

Интервенции с красным светом - т.е. "вероятно, не стоит делать"

  • краниальная остеопатия
  • гипербарический кислород
  • нейроразвивающая терапия (в своей изначальной пассивной форме)
  • сенсорная интеграция[10]

Ресурсы

  • Этиология и патология церебрального паралича
  • CanChild
  • Общая оценка церебрального паралича и вмешательства

Литература

  1. 1.0 1.1 Graham D, Paget SP, Wimalasundera N. Современные представления об управлении медицинской помощью детям с церебральным параличом. Medical Journal of Australia. 2019 Фев;210(3):129-35.
  2. 2.00 2.01 2.02 2.03 2.04 2.05 2.06 2.07 2.08 2.09 2.10 2.11 Paul S, Nahar A, Bhagawati M, Kunwar AJ. Обзор последних достижений в области церебрального паралича. Oxidative Medicine and Cellular Longevity. 2022 Июл 30;2022.
  3. 3.0 3.1 Eskay, K. Общая оценка церебрального паралича и вмешательства. Plus. 2022
  4. 4.0 4.1 4.2 Sadowska M, Sarecka-Hujar B, Kopyta I. Церебральный паралич: современные взгляды на определение, эпидемиологию, факторы риска, классификацию и варианты лечения. Neuropsychiatric disease and treatment. 2020;16:1505.
  5. 5.0 5.1 5.2 5.3 5.4 Patel DR, Neelakantan M, Pandher K, Merrick J. Церебральный паралич у детей: клинический обзор. Translational pediatrics. 2020 Фев;9(Suppl 1):S125
  6. Eliasson AC, Krumlinde-Sundholm L, Gordon AM, Feys H, Klingels K, Aarts PB, et al. Рекомендации для будущих исследований в области терапии, вызываемой ограничениями движений, для детей с односторонним церебральным параличом: согласованное мнение экспертов. Dev Med Child Neurol. 2014 Фев;56(2):125-37
  7. Ouyang RG, Yang CN, Qu YL, Koduri MP, Chien CW. Эффективность интенсивной двуручной тренировки для функций верхних конечностей у детей с церебральным параличом: систематический обзор. Eur J Paediatr Neurol. 2020 Мар;25:17-28
  8. Novak I, Mcintyre S, Morgan C, Campbell L, Dark L, Morton N, Stumbles E, Wilson SA, Goldsmith S. Систематический обзор вмешательств для детей с церебральным параличом: состояние доказательств. Developmental medicine & child neurology. 2013 Окт;55(10):885-910
  9. 9.0 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 Novak I, Morgan C, Fahey M, Finch-Edmondson M, Galea C, Hines A, et al. Состояние доказательств в 2019 году: систематический обзор вмешательств для предотвращения и лечения детей с церебральным параличом. Curr Neurol Neurosci Rep. 2020 Фев 21;20(2):3.
  10. 10.0 10.1 Novak I, Mcintyre S, Morgan C, Campbell L, Dark L, Morton N, Stumbles E, Wilson SA, Goldsmith S. Систематический обзор вмешательств для детей с церебральным параличом: состояние доказательств. Developmental medicine & child neurology. 2013 Окт;55(10):885-910

Вопросы и комментарии