Введение
Природные катастрофы, вооруженные конфликты, миграция и эпидемии сегодня происходят все чаще, вызывая больше смертей, перемещения людей и экономических потерь. Этические проблемы, с которыми сталкиваются медицинские работники, отличаются от тех, которые встречаются в повседневной практике. Для предотвращения нарушения основных прав человека, [1] чтобы избежать вреда и найти наиболее выгодное действие, необходимо понимание видов и детерминант этических ситуаций.[2]
“Катастрофа” явно отличается от “чрезвычайной ситуации” и описывается как ситуация или событие, которое превышает местные возможности и требует национальной или международной внешней помощи. Возросшие потребности населения, ущерб инфраструктуре и потеря медицинских работников создают дисбаланс, который затрудняет работу систем здравоохранения. Ежедневные рутины теряются и заменяются факторами стресса, такими как огромная рабочая нагрузка, ограниченные ресурсы, угрозы для их жизни или жизни родственников и пациентов, отсутствие правового руководства или регулирования и медицинской политики, а также языковые барьеры и культурно разнообразные фоны[2][3] – все эти факторы могут потенциально способствовать моральному стрессу. Переживание морального стресса может быть связано с неразрешенными чувствами некомпетентности, компрометацией целостности, разочарованием, гневом, беспомощностью, возмущением и печалью.[4]
Требования к срочным и жизненно важным действиям могут представлять различные ценностные проблемы, которые могут возникнуть при принятии решений о жизни и смерти, например, при сортировке пациентов, или при решении вопросов, связанных с оказанием помощи. Такие этические вопросы могут оставаться нерешенными даже в послекризисные фазы, продолжаясь в некоторых случаях на протяжении многих лет или десятилетий.[2] Например, в Афганистане большое количество афганцев страдает от инвалидностей, которые не только связаны с травмами и ранениями в результате войны, но и с плохо или вовсе не управляемыми состояниями, такими как полиомиелит и туберкулез, из-за разрушения инфраструктуры здравоохранения и ресурсов.[7] Физиотерапевты из Непала сообщили о массовом разрушении медицинских учреждений и перенапряжении оставшихся медицинских объектов после землетрясения в 2015 году, а также о постоянной необходимости в средне- и долгосрочных реабилитационных услугах для физически и психологически пострадавших выживших. Дополнительные проблемы возникли из-за разрушения мест проживания и потери жилья, разрушения инфраструктуры для безопасного передвижения в или из сельских районов, а также прихода сезона муссонов, вызывающего наводнения. Сезон муссонов дополнительно увеличил риск заболеваний, таких как холера и диарея, за счет влияния на безопасность воды.[8]
Этические вопросы, возникающие при бедствиях, были определены как напряжение между уважением местных обычаев и ценностей, навязанных внешними участниками; различное понимание здоровья, болезней и недугов; внешние факторы, препятствующие предоставлению адекватной помощи, такие как ограниченные ресурсы; вопросы “моральной идентичности” для работников здравоохранения; и доверие и недоверие между гуманитарной рабочей силой и местными сообществами. Роли и взаимодействия специалистов зависят от исторических, политических, социальных и коммерческих структур, политики и повесток дня благотворительных агентств, которые могут способствовать возникновению этически сложных ситуаций. Например, отношение властей может создавать этические дилеммы, если они отказываются делиться информацией или не дают разрешения на операции, где это может стать неудобным, например, в лагерях беженцев или зонах боевых действий. Кроме того, настрой и отношение масс-медиа после сообщения о бедствии создают этические вопросы, когда репортеры блокируют усилия по оказанию помощи, чтобы получить более близкие изображения. Права личности могут быть нарушены, когда изображения убитых и раненных людей публикуются и могут быть увидены их родственниками. Более того, масс-медиа могут намеренно скрывать правду и даже распространять вводящие в заблуждение новости под политическим давлением.
Было сообщено, что международные организации по оказанию помощи подходят к местным организациям в патерналистическом и властном стиле. Некоторые организации были описаны как использующие деятельность по оказанию помощи для продвижения своих собственных целей, таких как религиозные мотивы, политические цели или сбор средств. Несправедливое распределение ресурсов и неэффективность гуманитарной помощи являются другими этическими проблемами, возникающими в условиях катастроф. Также существуют проблемы, связанные с отправкой, хранением и распределением помощи. Политики, которые злоупотребляют своей властью в угоду своим собственным интересам, описаны как вызывающие дискриминацию при распределении помощи на основе религии, этнической принадлежности и политических взглядов. Еще одной значительной этической проблемой является плохое управление из-за неподготовленности, например, отсутствие быстрого медицинского осмотра для определения фактических потребностей. Это может привести к неправильному распределению ресурсов, в конечном итоге вызывая предотвратимые страдания и смерть.[2]
Этические вопросы также могут возникать на уровне отношения пациент-медицинский работник. Медицинские работники могут испытывать профессиональную некомпетентность, если они не обучены специально для работы в условиях катастроф или если сортировка не применяется должным образом или не применяется вообще. Медицинские работники могут испытывать затруднения в определении границ своей обязанности заботиться, как обсуждали этики в отношении вспышки COVID-19,[9] или в получении информированного согласия и уважении автономии пациентов. Медицинские работники рекомендовали для облегчения своей рабочей нагрузки, чтобы информированное согласие не определялось как профессиональная обязанность в первые три-пять дней после наступления катастрофы (“начальная хаотичная фаза”) из-за очень ограниченных ресурсов и психологического состояния пострадавших людей. Когда пациент является беженцем, который не знает местного языка, получение информированного согласия также может быть воспринято как слишком сложное. Нарушения конфиденциальности и приватности также являются этническими вопросами, о которых сообщается в условиях катастроф, так как медицинские записи пациентов не всегда могут храниться в сейфах. Это создает риск, особенно для жертв бытового насилия и наркоманов.[2]
Профессиональные руководства и нормативные акты не всегда обеспечивают достаточное руководство в условиях катастроф. Иностранные организации часто имеют свои собственные кодексы, которые могут противоречить местным ценностям и условиям. Для понимания местных перспектив медицинские работники нуждаются в возможности обсуждать и получать доступ к внешним перспективам. Им также необходимы такие установки, как скромность, открытость и рефлексивность. Этическое поведение в гуманитарной обстановке также требует от медицинских работников учитывать ценности и восприятие национального медицинского персонала, способствовать диалогу и увеличивать доверие и уважение.[2] Важно понимать опыт и восприятие местных медицинских работников, которые могли пострадать физически, эмоционально и/или психологически от последствий конкретного бедствия или связанной с ним лишения. Медицинские работники в условиях катастроф не только вносят вклад в оказание и восстановление медицинской помощи, но также могут рассматриваться как источник надежды и морального направления.[7]
Одним из примеров универсального этического руководства является “Кодекс поведения Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца (МККК) и неправительственных организаций (НПО) в сфере оказания помощи при катастрофах”. Это руководство имеет целью поддержание высоких стандартов независимости и эффективности. В случае вооруженного конфликта кодекс толкуется и применяется в соответствии с международным гуманитарным правом. Кодекс, который поддержан World Physiotherapy,[10] включает десять руководящих принципов и три апекса, которые описывают рабочие среды, которые МККК требует от принимающего правительства, правительства-донора и межправительственных организаций для обеспечения эффективной гуманитарной помощи[11]:
- "Гуманитарный императив на первом месте
- Помощь оказывается независимо от расы, вероисповедания и национальности получателей и без дискриминации любого рода. Приоритеты в оказании помощи определяются исключительно на основе потребности
- Помощь не будет использоваться для продвижения определенной политической или религиозной точки зрения
- Мы будем стараться не выступать в качестве инструментов внешней политики правительств
- Мы будем уважать культуру и обычаи
- Мы постараемся построить систему реагирования на катастрофы на основе местных возможностей
- Необходимо найти пути вовлечения получателей программы в управление оказанием помощи
- Помощь должна стремиться к снижению будущей уязвимости к катастрофам, а также удовлетворению базовых нужд
- Мы считаем себя обязанными как перед теми, кому мы помогаем, так и перед теми, у кого мы принимаем ресурсы
- В нашей информации, рекламе и рекламной деятельности мы будем воспринимать жертв бедствий как достойных людей, а не как безнадежные объекты"[11]
Ресурсы
Этические принципы оказания медицинской помощи во время вооруженного конфликта и других чрезвычайных ситуаций, World Physiotherapy
Ссылки
- ↑ Объединенные Нации. Всеобщая декларация прав человека [Интернет]. 2015 [цитируется 12 июля 2020 г.]. Доступно по адресу: https://www.un.org/en/universal-declaration-human-rights/
- ↑ 2.0 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Civaner MM, Vatansever K, Pala K. Этические проблемы в эпоху, когда катастрофы стали частью повседневной жизни: качественное исследование работников здравоохранения в Турции. PLOS ONE. 2017 20 марта;12(3):e0174162.
- ↑ Leider JP, DeBruin D, Reynolds N, Koch A, Seaberg J. Этическое руководство для реагирования на катастрофы, особенно в отношении стандартов ухода в кризисных ситуациях: систематический обзор. Am J Public Health. 2017 Сен;107(9):e1–9.
- ↑ Carpenter C. Моральный дистресс в практике физиотерапии. Physiother Theory Pract. 2010 Feb;26(2):69–78.
- ↑ PracticalBioethics. Этика катастроф: Введение Майкла Вивера, доктора медицины. Доступно на сайте: https://youtu.be/QmQOEnvpOEY[последний доступ 09/03/22]
- ↑ PracticalBioethics. Этика катастроф: Столкновение между этикой общественного здоровья и клинической этикой. Доступно на сайте: https://youtu.be/JYYAGJB5t4E[последний доступ 09/03/22]
- ↑ 7.0 7.1 Edwards I, Wickford J, Adel AA, Thoren J. Жить моральной профессиональной жизнью в условиях неопределенности: этика для афганской учебной программы по физиотерапии. Adv Physiother. 2011 Мар 1;13(1):26–33.
- ↑ Ассоциация физиотерапии Непала. Роль физиотерапевтов в медицинской команде реагирования после природной катастрофы: наш опыт в Непале. J Orthop Sports Phys Ther. 2015;45(9):644–6.
- ↑ Schuklenk U. Что нам должны профессионалы здравоохранения: почему их обязанность лечить во время пандемии зависит от наличия средств индивидуальной защиты (СИЗ). J Med Ethics. 2020 Июль 1;46(7):432–5.
- ↑ Мировая физиотерапия. Этические принципы медицинской помощи в условиях вооруженных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций - Поддержка. 2019. Доступно по адресу https://world.physio/sites/default/files/2020-04/E-2019-HCiD.pdf [доступ 22 марта 2022]
- ↑ 11.0 11.1 Кодекс поведения для Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и неправительственных организаций (НПО) в оказании помощи в стихийных бедствиях - МККК [Интернет]. 1; 00:00:00.0 [цитируется 12 марта 2022]. Доступно по адресу: https://www.icrc.org/en/doc/resources/documents/publication/p1067.htm