Введение
Этические дилеммы возникают каждый день в клинической практике, и может быть сложно найти хорошее решение или компромисс, который уважает все точки зрения, ценности и обязанности каждого человека и/или учреждения, участвующего. Они могут проявляться по-разному, например:
- межличностные - между пациентом и терапевтом
- внутриличностные - с внутренней борьбой
- межпрофессиональные - в междисциплинарной команде или учреждении, где мы работаем
- с организацией - внутриорганизационные
- или даже при обсуждении актуальных тем в области здравоохранения или социально-политической сфере.
Для принятия хороших этических клинических решений медицинские работники должны использовать хорошие знания основ этики, которые включают понимание основ этических принципов, таких как уважение к автономии и справедливости, а также рефлексивные знания о влиянии личных убеждений и ценностей в процессе принятия решений.
Что такое этика
История этики
Слово "этика" этимологически происходит от греческого слова «ἔθος» / Ethos, означающего обычай, привычку или использование[1]. Термин биоэтика также основывается на греческом, и означает βιος [bios] – жизнь, ηθος [ethos] – обычай, поведение. В контексте развития этики биоэтика уходит в древние времена. Взаимосвязь с развитием медицины и медицинской профессии ведет к клятве Гиппократа. В 1803 году было опубликовано произведение под названием «Медицинская этика» авторства Т. Персиваля, в котором автор искал надлежащее решение для взаимоотношений между врачом и пациентом[2].
Люди осознали необходимость философско-морального размышления о новых возможностях, открытых биологическими и медицинскими науками, полностью после Второй мировой войны, в ходе которой последние медицинские достижения использовались в геноциде миллионов людей. Первая важная моральная реакция на эти преступления была выражена во Всеобщей декларации прав человека 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН. Биоэтика как новая дисциплина появилась несколько позже[2]
В 1960-е годы произошло быстрое развитие биологических наук и чрезвычайный технический прогресс на основе этих открытий. В 1970 году Ван Ренсселаер Поттер, онколог из Университета Висконсина в Мэдисоне (США), впервые использовал термин "биоэтика" в своей моральной рефлексии о биологических и медицинских науках и размышлял о методологических основах отдельной дисциплины[2]
Четыре принципа медицинской этики
Четыре принципа, изначально разработанные более 30 лет назад Бошампом и Чайлдрессом в их учебнике «Принципы биомедицинской этики»[3], считаются многими стандартной теоретической основой для анализа этических ситуаций в медицине[4].
Четыре принципа медицинской этики:
- Автономия – Право индивидуума делать собственный выбор.
- Благотворительность – Принцип действий с наилучшим интересом для другого.
- Невреждение – Принцип «прежде всего, не навреди», как указано в клятве Гиппократа.
- Справедливость – Концепция, подчеркивающая честность и равенство среди индивидов.
В среднем, у индивидов есть значительные предпочтения к невреждению по сравнению с другими принципами, однако, это предпочтение, кажется, не связано с применяемыми этическими суждениями в конкретных этических дилеммах[5].
Подход с четырех принципов должен удовлетворить потребность в культурно нейтральном подходе к размышлениям об этических вопросах в здравоохранении, однако некоторые авторы оспаривают целесообразность общения в терминах этих четырех принципов с пациентами с другим фоном. Westra et al[6] предполагают, что подход четырех принципов может быть очень полезен в анализе этических дилемм, но при общении с пациентами с разным фоном нужен другой подход, который искренне учитывает различные фоны.
Мораль и этика
Мы можем различать моральность и этику. Моральность может быть понята как индивидуальный подход человека к вопросам о праведе/неправде или хорошо/плохо. Этика – это размышление о различных моральных позициях с целью сохранить коллективную способность группы к действию.
Этическое размышление стремится исследовать альтернативы статусу кво и выявляет существующие моральные противоречия. Моральные противоречия не можно и не следует разрешать, вместо этого их следует оценивать, и решения вырабатываются через общение. Понимание ценностей, обязательств и прав друг друга помогает пациентам, медицинским работникам, страховым компаниям и учреждениям здравоохранения обеспечить более равноправный и конструктивный процесс принятия решений для всех участников. Это требует специфических способностей для признания всех этических аспектов ситуации и развития уважения к другим системам ценностей[7].
Мы могли бы рассматривать этическую компетентность как способность формулировать, обосновывать и рефлексировать на свои собственные моральные ориентации; способность признавать моральные различия на практике; и умение применять здравый смысл в коммуникациях для нахождения решений для этических дилемм.
Религия и закон
Этика не предоставляет ответов на религиозные или юридические вопросы. Такие вопросы индивидуально регулируются самими религиями и законами. Но и религиозные, и юридические вопросы могут способствовать возникновению этической дилеммы из-за конфликта этических принципов.
Религии иногда имеют строгие убеждения для регулирования морального поведения своих членов. Эта эксклюзивность может создавать своего рода ингруппу для членов одной религии и аутгруппу для тех, кто верит или ведет себя иначе. Такой вид мышления о ингруппе и аутгруппе может способствовать конфликтам. В худших случаях это может – когда, например, злоупотребляется политическими лидерами, обозначающими лиц или группы или нации, которые разные, как «плохие» или «менее ценные» в общем – создавать сценарии врагов, которые могут использоваться для оправдания подавления, борьбы или войн против людей, которые не принадлежат к «правильным» нациям, группам или мышлению – которые «неправы». Возможно, существуют более лучшие способы решения таких конфликтов, такие как уважение и обсуждение различных точек зрения, например.
Если бы мы основывали наше профессиональное этическое суждение только на моральных ценностях, заявленных религией, к которой мы можем принадлежать, мы могли бы столкнуться с проблемами при профессиональной оправдании нашего решения. Это может быть из-за того, что некоторые религиозные убеждения могут противоречить профессиональным нормам поведения или этическим принципам или правам человека в целом. Осознание этого риска и как можно более рефлексивный подход имеют решающее значение для обеспечения звукового курса действий в нашем профессиональном этическом принятии решений на основе профессиональных обязательств, лучших доступных доказательств, рабочей структуры МКФ и нашего понимания точек зрения других участников.
Литература
- ↑ Corts TE. Происхождение Ethos, Доклады по риторике. 1968;35(2):201-202
- ↑ 2.0 2.1 2.2 Polskie Towarzystwo Tomasza z Akwinu. http://www.ptta.pl/pef/haslaen/b/bioethics.pdf
- ↑ Beauchamp TL, Childress JF. Принципы биомедицинской этики. 5-ое издание. Нью-Йорк: Oxford University Press, 2001
- ↑ Adrian Aldcroft. Измерение четырех принципов Бошамп и Чайлдресс. BMC Series blog
- ↑ Page K. Четыре принципа: можно ли их измерить и предсказывают ли они этическое принятие решений?. BMC Медицинская этика. 2012;13:10.
- ↑ Westra AE, Willems DL, Smit BJ. Общение с мусульманскими родителями: "четыре принципа" не такие культурно нейтральные, как предполагается. Европейский журнал педиатрии. 2009;168(11):1383-7.
- ↑ Dinges St., Ethische Entscheidungskulturen - Hindernis oder Unterstützung am Lebensende, Palliative Care, ред. C Knipping. Берн 2006, Verlag Hans Huber