Этические аспекты в отношении юных спортсменов и спортсменов-подростков

06.09.2025
1 просмотр

Введение

Оказание помощи детям и подросткам-спортсменам ставит уникальные этические дилеммы. При столкновении с этими вопросами спортивному врачу необходимо учитывать широкий спектр факторов, таких как автономия, информированное согласие, компетентность и зрелость молодого спортсмена, а также участие других заинтересованных сторон, таких как родители и тренеры. Этическая структура врача поможет направить процесс принятия решений при работе с детьми и подростками-спортсменами.

Sure, here's the translation in Russian while retaining the original HTML format:

Добродетельная практика

Добродетельная практика охватывает следующее[1]:

  • Этика добродетели акцентирует внимание на характере медицинского профессионала/клинициста (или морального агента)
  • "Добродетельная практика утверждает, что мораль происходит от характера или идентичности индивида, а не является отражением действий индивида"[1]
  • Пять добродетелей, применимых к медицинскому профессионалу, это[2]:
    • Надежность
    • Целостность
    • Проницательность
    • Сострадание
    • Добросовестность
  • Еще одна ценная добродетель - дисциплина
  • Хорошее суждение исходит из хорошего характера
  • В добродетельной практике мотивация клинициста имеет первостепенное значение
  • Этическое принятие решений основывается на характере клинициста
  • Роль добродетельного спортивного врача прежде всего - благополучие спортсмена
  • Этика добродетели позволяет адаптировать выборы в конкретных сценариях и в отношении вовлеченных людей
    • Эта гибкость поощряет творческое мышление и решение проблем
  • "Добродетельный человек воспринимает ситуацию, судит, что правильно, и затем хочет поступить соответственно, потому что это его склонность поступать хорошо"[3]

Деонтология

Подход деонтологии можно резюмировать следующим образом[1]:

  • Этика, основанная на долге
  • Делайте правильные вещи, потому что это правильно
  • Когда решаете, что вы должны делать в определенных ситуациях, спросите себя: "Будет ли это приемлемо, если каждый примет это действие?"
  • Клинический сценарий[1]:
    • Спортсмен с сотрясением хочет продолжать игру
    • Спросите себя: "Будет ли это приемлемо, если каждому спортсмену с сотрясением разрешено продолжать играть?"
    • Очевидный ответ в этом случае - нет, потому что спортсмены подвергаются недопустимому риску, и это морально неправильно
  • Деонтологическая этика ориентирована на пациента.[4] Спортсмен рассматривается как цель, а не средство
  • Успех команды никогда не важнее благополучия отдельного спортсмена[1]
  • Ключевой принцип деонтологии заключается в том, что люди обязаны делать правильные вещи независимо от хороших или плохих последствий[1]
    • Таким образом, решение или действие не может быть оправдано, если оно имеет хороший результат, или осуждено, если оно имеет плохой результат
  • Проблема деонтологии заключается в том, что она предоставляет абсолюты и не допускает серых зон в принятии решений[3]

Утилитаризм

Подход утилитаризма включает[1][5]:

  • Принцип утилитаризма продвигает консеквенциализм
  • Правильность или неправильность решения или действия оцениваются по его последствиям[1]
  • Концепция "ставить команду выше отдельного спортсмена" находится в центре этого подхода: "В команде нет 'я'"
  • Цель - создать наибольшее счастье для наибольшего количества индивидов (в спортивном контексте это подразумевает команду)
  • Действие или решение может быть оправдано, если выгоды перевешивают реальные или потенциальные ущербы (например, спортивные организации хотят делать то, что правильно для спортивной организации)
  • Проблема с этим подходом заключается в том, что он пренебрегает интересами и благосостоянием отдельного спортсмена в пользу успеха команды
  • Это никогда не может быть подходом врача команды/медицинского профессионала
  • Клинический сценарий[1]:
    • Существуют определенные сценарии в командной среде, где подход утилитаризма может быть уместным
    • Сценарий тура команды - спортсмен в туре получил травму
    • Спортсмен требует внимания, времени и ресурсов от врача команды для лечения и реабилитации, которые настолько требовательны, что могут негативно повлиять на остальную часть команды и на медицинские услуги, доступные остальным участникам команды
    • В этой ситуации может быть принято решение отправить спортсмена домой для дальнейшего лечения и реабилитации

Принципы подхода

Этика принципов включает следующие аспекты[1]:

  • Наиболее известный и полезный практический, этический подход
  • Считается наиболее подходящим подходом в медицинских этических ситуациях
  • Четыре столпа этики принципов включают:[6]
    • Автономия
    • Благодеяние
    • Невредительство
    • Справедливость

Автономия

  • Фундаментальный этический принцип - уважение автономии индивидуума[1]
  • Автономия - это способность компетентного индивидуума принимать информированное, ненасильственное решение[3]
  • Знание является необходимой частью автономии и центральным для информированного согласия
  • В спортивной медицине спортсмен с травмой, которому нужно принять решение о выборе лечения, должен понимать травму, осознавать риски и преимущества всех вариантов лечения и знать прогноз на будущее[1]
  • Даже несмотря на то, что решение повлияет не только на спортсмена, но, возможно, и на команду, основная обязанность командного доктора остается перед индивидуальным спортсменом!
  • Другие факторы, которые могут повлиять на принятие решения:[3]:
    • Давление со стороны других сторон
    • Цели спортсмена
    • Финансовые последствия
  • Клинический сценарий[1]
    • Спортсмен с травмой мениска во время сезона
    • Разрыв мениска можно восстановить, но у спортсмена есть два варианта:
      • Вариант А: Артроскопическая менискэктомия и быстрое возвращение к играм
      • Вариант Б: Восстановление мениска и, возможно, пропуск остатка сезона
      • Оба варианта имеют краткосрочные и долгосрочные последствия:
        • Краткосрочные последствия: С вариантом А - более быстрое возвращение к играм, а с вариантом Б - более длительный период реабилитации и, возможно, пропуск всего сезона
        • Долгосрочные последствия: С вариантом А - повышенный риск развития дегенерации в колене в последующем, тогда как с вариантом Б - сниженный риск долгосрочных рисков и дегенерации колена
      • В соответствии с принципом автономии спортсмен должен быть осведомлен о всех этих вариантах, полностью понимать травму, риски и преимущества всех вариантов лечения, а также прогноз на будущее. Это единственный способ для спортсмена принять информированное, ненасильственное решение.
      • Читать подробнее: Информированное согласие

Благодеяние

  • Этот принцип управляет тем, что медицинский специалист/врач должен "делать добро" и продвигать интересы пациента[1]
  • Профессионалы спортивной медицины могут "делать добро" для спортсмена, леча любые травмы и предотвращая дальнейший ущерб
  • Благодеяние идет рука об руку с невредительством

Невредительство

  • В первую очередь, не навреди[1]
  • В спорте спортсмены знают, что травма и вред - это риск, но роль спортивного медицинского специалиста заключается в том, чтобы минимизировать дальнейший ущерб и попытаться ограничить риск как можно больше[1]
  • Клинический сценарий[1]:
    • Спортсмен запрашивает инъекцию местного анестетика от командного врача, чтобы продолжить играть или снова соревноваться
      • Вариант А: Врач делает инъекцию, и спортсмен может продолжать (краткосрочная выгода), но существует риск дальнейшей травмы и/или долгосрочного риска и повреждения
      • Вариант Б: Врач не делает инъекцию, и спортсмен не может продолжать игру, но это позволяет провести более тщательную оценку травмы. Однако спортсмен потеряет возможность спортивного успеха, а команда также может пострадать.
      • Мировой Регби имеет рекомендации по использованию анестетиков, разъясняющие, что "игрок не может получать местные анестетики в день матча, за исключением наложения швов на раны или для стоматологической помощи, проводимой квалифицированным медицинским или стоматологическим специалистом."
Благодеяние против Невредительства

Спортсмены иногда могут проявлять рискованное поведение в отношении своей карьеры и благополучия, что может вызывать сложные ситуации. Как уже указывалось, спортсмены знают о риске, и роль спортивного клинициста заключается в том, чтобы минимизировать дальнейший ущерб и попытаться ограничить риск. Спортсмен не обязан следовать совету или предлагаемому плану, предложенному клиницистом, но спортсмен должен знать о риске и последствиях принимаемых им решений. Спортивный клиницист также должен уважать решение спортсмена, даже если оно не соответствует мнению клинициста. Спортивные организации могут помочь в этом, предоставляя руководства по спорным методам лечения.[1]

Справедливость

Четвертый столп этики принципов - это справедливость и включает следующие аспекты:[1]

  • Справедливость = действовать честно, когда интересы разных индивидов конкурируют друг с другом
  • Три категории обязательств справедливости:
    • Распределительная справедливость - справедливое распределение дефицитных ресурсов
      • Ограниченные ресурсы должны распределяться равноправно в зависимости от необходимости, а не на основе того, что звездные игроки получают предпочтительное лечение
    • Справедливость, основанная на правах - уважение прав людей
      • Клиницисты должны уважать право каждого спортсмена на лечение и не должны отказывать в лечении из-за предвзятости или противоположных убеждений
    • Юридическая справедливость - уважение морально приемлемых законов
      • Клиницисты должны сознательно не причинять вреда ни одному спортсмену под их опекой

Кодекс Этики

Международная Федерация Спортивной Медицины (FIMS) имеет Кодекс Этики, который можно прочитать здесь. [7]

Международная федерация спортивных физиотерапевтов (IFSPT) также имеет Кодекс Этики, основанный на Кодексе Этики Международной Федерации Спортивной Медицины (FIMS), а также этических принципах WCPT. Вы можете прочитать Кодекс Этики IFSPT здесь.

Уникальность Спортивной Медицины

Некоторые уникальные вызовы, с которыми сталкиваются клиницисты при управлении состоянием спортсменов, включают[8]:

  • Давление со стороны тренерского состава, менеджмента команды и самих спортсменов вернуться к спорту как можно раньше
  • Спортсмены испытывают давление, чтобы заслужить уважение товарищей по команде, а также финансовые последствия в случае травмы
  • Неточные данные об травме и ее серьезности спортсменами из-за страха пропустить тренировки или матчи
  • Соблюдение конфиденциальности информации в отношениях клиницист-пациент часто является триадой клиницист-пациент-тренер с участием третьих лиц, таких как тренер или менеджер команды
  • Спортсмены всегда стремятся улучшить свои результаты.[9] Некоторые инструменты, которые спортсмены могут использовать для достижения этой цели, включают[9]:
    • Диетические добавки
    • Лекарства, например, неправильное применение или чрезмерное использование анальгетиков
    • Допинг с использованием запрещенных веществ и препаратов, повышающих результаты
      • Найдите Международный Стандарт Запрещенного Списка Кода Всемирного Антидопингового Агентства 2022 здесь
    • Чрезмерные тренировки, увеличивающие риск
  • Читать больше: Этические проблемы в спорте: когда желание победить превосходит дух спорта[8]

Роль Клинициста в Спорте

  • Здоровье и безопасность индивидуального спортсмена являются первостепенными
  • Спортсмены должны иметь право на самостоятельное информированное решение
    • Учтите, что в напряженной игровой обстановке получение информированного согласия сложнее
  • Ответственность лежит на клиницисте определить, подходит ли продолжение тренировок или участие спортсмена
  • Сохраняйте определенную профессиональную дистанцию от управленческой команды
  • Сначала клиницист, затем командный клиницист
  • Никогда не оставляйте свою ответственность за индивидуального игрока

Подход к Этическим Дилеммам

  • Этические подходы и принципы являются основой, используемой как ссылка для принятия решений
  • Принятие клинических решений сосредоточено вокруг профессионального суждения клинициста
  • Профессиональная оценка всегда стремится к балансу - балансу между этическими принципами, такими как автономия пациента, предотвращение вреда, создание благополучия и оценка рисков и выгод - при этом она также пытается удовлетворить потребности и интересы других сторон, таких как тренеры, управленческая команда и команда

Подход на Основе Принципов в Детском и Подростковом Спорте

Применение подхода на основе принципов к ребенку зависит от компетентности.[10] Компетентность является частью автономии.

  • Автономия
    • Три концепции, которые движут применением автономии в детском и подростковом спорте,[11]:
      • Компетентность
        • Способность понять информацию, необходимую для принятия решения
        • Зависит от правовой системы страны
      • Конфиденциальность
        • Право компетентного лица ограничивать разглашение информации без их согласия
      • Информированное согласие
        • Право компетентного лица принимать решения на основе информации
        • Три компонента необходимы для информированного согласия:
          • Способность к принятию решений, то есть компетентность
          • Полное обсуждение рисков, выгод, результатов и прогноза всех вариантов лечения
          • Достаточное понимание - учитывайте используемый язык, объем информации и зрелость спортсмена
    • Развитие Автономии
      Оценка и развитие Автономии у детей и подростков зависит от нескольких факторов. Эти факторы[11]:
      • Юридический возраст
      • Когнитивный и аффективный этап развития ребенка или подростка
      • Способность понимать и принимать решения
      • Достаточная зрелость и интеллект
      • Ответственность в повседневной жизни (ADL)
    • Определение порога, разделяющего ребенка, не обладающего компетентностью, и взрослого с компетентностью, вызывает трудности. Нужно принимать решение компетентного человека, даже если другие считают, что это решение ошибочно. Дети нуждаются во времени для развития этих способностей. Ответственность и принятие решений следует поощрять у ребенка и подростка, и как клиницисты, мы должны поощрять развитие автономии у детей, защищать эту развивающуюся автономию и также уважать будущую автономию ребенка.[3]
  • Учитывая Благодеяние и Невредительствование[10]
    • Компетентные взрослые принимают решения о том, что они думают, сделает их жизнь лучше, но некомпетентные дети не могут принимать такие решения
    • Что является наилучшим интересом ребенка или подростка и кто определяет, каким стандартам должны соответствовать решения?
    • Если стандарт лучшего интереса слишком требовательный, следует ли сосредоточиться на том, чтобы не действовать против интересов ребенка или подростка?
    • Учитывайте общие потребности ребенка или подростка, а не только медицинские интересы
  • Родительская власть[10]
    • Родительская власть должна служить интересам ребенка
    • Она не должна приводить к долговременному вреду для ребенка
    • Автономия родителей также должна уважаться, но у родительской власти есть пределы
    • Основное внимание всегда должно уделяться защите всего ребенка и его общих интересов

Клиническое исследование случая

Каждый случай, с которым сталкиваются клиницисты, отличается и уникален, и нет единого результата для всех случаев. По этой причине важно учитывать процесс совместного принятия решений между ребенком или подростком-спортсменом, родителями или семьей и участвующими клиницистами.[12] Клиницисты должны предоставить всю информацию и актуальные знания о рисках и преимуществах, возможных результатах и прогнозах.[12]

«Одиннадцатилетний Мартин - перспективный игрок футбольной академии с острым разрывом передней крестообразной связки (ПКС). Другие структуры колена не повреждены, и у него нет какой-либо динамической нестабильности. В целом Мартин здоров. Он может бегать, менять направление, бить и прыгать без проблем.»[13]

Два сценария в управлении травмой Мартина:

Клиническое исследование случая, представленное Ардерном и др.[13]
Сценарий 1Сценарий 2
  • Медицинская команда рекомендует реконструкцию ПКС, родители не соглашаются на операцию
  • Мотивировка медицинской команды:
    • Высокая нагрузка на колено
    • Высокий уровень спортсмена
  • Возможный конфликт интересов:
    • Медицинская команда работает в тесном сотрудничестве с клубом
    • Давление со стороны администрации клуба
  • Причины родителей, по которым они не хотят операцию:
    • Мартин слишком молод
    • Предыдущий опыт осложнений после операции у другого ребенка
  • Медицинская команда выступает за консервативное лечение (рекомендует не проводить реконструкцию ПКС), родители хотят продолжить с операцией и требуют, чтобы клуб оплатил операцию
  • Мотивировка медицинской команды:
    • Изолированный разрыв ПКС без динамической нестабильности
    • Хотят попробовать реабилитацию в первую очередь
  • Родители хотят операцию и могут быть заинтересованы в будущем финансовом потенциале Мартина
  • Неизвестно, предложит ли клуб профессиональный контракт кому-то, у кого была серьезная травма, независимо от того, было ли оно консервативно или хирургически управляемо

Принятие решений в клиническом исследовании случая

Два подхода, доступных в литературе, будут применены и объединены, чтобы показать шаги, которые нужно предпринять для приема (исследования случая) ухода за Мартином.[3]

Подход, основанный на Ардерне и др.[13] в применении этических стандартов для руководства совместного принятия решений с молодыми спортсменами:

  • Синтез информации[13]
    • Собрать релевантные факты
      • Факт 1: Неизвестно, могут ли молодые спортсмены с травмой ПКС, с реконструкцией или без неё, успешно построить профессиональную/элитную спортивную карьеру
      • Факт 2: Допустимые методы лечения для молодых спортсменов с травмой ПКС включают как высококачественную реабилитацию, так и ее сочетание с реконструкцией ПКС[14]
    • Каковы неопределенности?
      • Неопределенность 1: Каковы шансы Мартина достичь высочайшего уровня в его спорте без хирургического вмешательства?
      • Неопределенность 2: Сможет ли Мартин справиться в течение следующих нескольких лет и в профессиональном спорте с коленом с дефицитом ПКС, если операция будет отложена
      • Неопределенность 3: Оставит ли клуб Мартина в футбольной академии после операции реконструкции ПКС?

Второй подход заключается в применении делиберативного подхода, описанного Мишо и др.[11] Этот подход включает шесть вопросов для руководства клинициста в процессе принятия этических решений.

Делиберативный подход, как описано Мишо и др.[11]
Что? Кто?В чем заключается основная этическая проблема?

Кто является заинтересованными сторонами?

КомпетентныйМожет ли ребенок/подросток рассматриваться как компетентный?
Правовое положениеРазличается в разных странах

Возраст согласия?

Возраст для информирования родителей?

Возраст права на конфиденциальность

Медицинские и психологические последствия каждого лечения?Краткосрочные и долгосрочные последствия
Вовлечение других заинтересованных сторон?Вовлечение других заинтересованных сторон, таких как родители, тренеры, команда
Балансирование плюсов и минусов решенияУчитывая этические принципы

Наилучшие интересы ребенка/подростка

Учитывая автономию

Учитывая возможные уязвимости

В таблице ниже делиберативный подход применяется к конкретному случаю Мартина с травмой ПКС.

Применение делиберативного подхода к исследованию случая Мартина[3]
Что? Кто?Основная проблема - определить лучшее управление для Мартина

Реконструкция сейчас или консервативная реабилитация и возможность отложенной операции?

Мартин, родители Мартина и академия, управляющая команда и тренер

Компетентный?Мартину всего одиннадцать лет, но что мы не знаем:
  • Достаточно ли он зрелый?
  • Каковы его обязанности в повседневной жизни?
  • Обладает ли он способностью понимать?
  • Каково его когнитивное и эмоциональное развитие?
Правовое положениеЮридический возраст согласия?
Медицинские и психологические последствия каждого леченияСценарий 1: Провести реконструкцию сразу
  • Низкий риск медицинского вреда?
  • Возможное нарушение роста?
  • Отсутствие в футболе - потеря времени от 9 до 12 месяцев
  • Будет ли он допущен остаться в академии?
  • Повысится шанс на успех в спорте во взрослой жизни и возможные будущие травмы?
    • Нет достаточных доказательств, чтобы быть уверенным в этой пользе
Вовлечение других заинтересованных сторонРодители и руководство клуба, тренер, команда
Балансирование плюсов и минусов решения
  • Автономия ребенка и родителей
  • Факты и уязвимости
  • Что в наилучших интересах Мартина в целом?
    • ПРИНЯТЬ РОДИТЕЛЬСКУЮ ДИСКРЕЦИЮ
    • Консервативное управление сейчас; отложенная операция

Подход к этическим дилеммам в спорте у детей и подростков

Резюме подхода, которое должны использовать клиницисты в управлении ребенком и подростком-спортсменом[3]:

Подход к этическим дилеммам в спорте у детей и подростков
  • Клиницисты используют этические принципы как основу для принятия решений
  • Ищут баланс между нуждами и интересами ребенка и подростка и нуждами и интересами других заинтересованных сторон, особенно родителей
  • Особое внимание следует уделять развитию автономии ребенка, уважая такие понятия, как компетентность, информированное согласие и конфиденциальность
  • Клиницисты должны выступать за разработку защитных мер для защиты детей и подростков в спорте и выступать против любых видов спорта или физической активности, которые не соответствуют стадии роста, развития, общего состояния и здоровья, а также уровня тренировок детей и подростков[15]
  • Клиницисты всегда должны действовать в наилучших интересах ребенка и подростка-спортсмена и учитывать родительские полномочия и усмотрение, особенно в интересах неблагополучного ребенка[15]

Ресурсы

[16]

Список литературы

  1. 1.00 1.01 1.02 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07 1.08 1.09 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 1.16 1.17 1.18 1.19 1.20 Devitt BM. Основные этические принципы в спортивной медицине. Clinics in sports medicine. 2016 Apr 1;35(2):195-204.
  2. Beauchamp T.L., Childress J.F.: Принципы биомедицинской этики. 7-е издание, 2013. Oxford University Press, Нью-Йорк, стр. xvi, 459
  3. 3.0 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 Momberg, B. Этические соображения в курсе для детских и подростковых спортсменов. Plus. 2022
  4. Tseng PE, Wang YH. Деонтология или утилитаризм? Вечная этическая дилемма в Вспышке. Int J Environ Res Public Health. 2021 Aug 13;18(16):8565.
  5. Vearrier L, Henderson CM. Утилитарный принципиализм как основа для этики кризисного здравоохранения. HEC Forum. 2021 Jun;33(1-2):45-60.
  6. Varkey B. Принципы клинической этики и их применение на практике. Принципы и практика медицины. 2021;30(1):17-28.
  7. Международная федерация спортивной медицины. Кодекс этики.
  8. 8.0 8.1 Vargas-Mendoza N, Fregoso-Aguilar T, Madrigal-Santillán E, Morales-González Á, Morales-González JA. Этические вопросы в спорте: когда желание победить превышает дух спорта. Поведенческие науки. 2018 Sep;8(9):78.
  9. 9.0 9.1 Silva TT. Этические вопросы в практике спортивной медицины в современном мире. Revista Bioética. 2019 Feb 21;27:62-6.
  10. 10.0 10.1 10.2 Baines P. Медицинская этика для детей: применение четырех принципов в педиатрии. Журнал медицинской этики. 2008 Mar 1;34(3):141-5.
  11. 11.0 11.1 11.2 11.3 Michaud PA, Berg-Kelly K, Macfarlane A, Benaroyo L. Этика и подростковая помощь: международная перспектива. Свежие мнения по педиатрии. 2010 Aug 1;22(4):418-22.
  12. 12.0 12.1 Ganley TJ. Педиатрические травмы передней крестообразной связки: защита следующего поколения. Американский журнал спортивной медицины. 2020 Jul;48(8):1809-11.
  13. 13.0 13.1 13.2 13.3 Ardern CL, Grindem H, Ekås GR, Seil R, McNamee M. Применение этических стандартов для руководства совместным принятием решений с молодыми спортсменами. Британский журнал спортивной медицины. 2018 Oct 1;52(20):1289-90.
  14. Ardern CL, Ekås GR, Grindem H, Moksnes H, Anderson AF, Chotel F, Cohen M, Forssblad M, Ganley TJ, Feller JA, Karlsson J. Согласованное заявление Международного олимпийского комитета 2018 года о профилактике, диагностике и лечении детских травм передней крестообразной связки (PKC). Британский журнал спортивной медицины. 2018 Apr 1;52(7):422-38.
  15. 15.0 15.1 Mountjoy M, Rhind DJ, Tiivas A, Leglise M. Защита детей-спортсменов: обзор, основа и рекомендации для модели развития молодых спортсменов МОК. Британский журнал спортивной медицины. 2015 Jul 1;49(13):883-6.
  16. WiSH - Витс Спорт и Здоровье. Вебинар WiSH "Этика в спортивной медицине". Доступно из: https://www.youtube.com/watch?v=P-tFvghXqjw&t=2387s [последний доступ 04/05/2022]