Эмоциональная осознанность и терапия выражения чувств

28.08.2025
5 просмотров

Введение

Терапия эмоциональной осведомленности и выражения (EAET) была разработана Марком А. Ламли и Ховардом Шубинером. Это метод лечения, разработанный для пациентов с первичной хронической болью, вызванной психологической травмой или конфликтом. [1] Другой причиной её разработки было управление факторами риска развития фибромиалгии, которые включают высокий уровень психосоциальных трудностей, травмы и эмоциональные проблемы. Это может включать неразрешенные стрессовые, травматические или проблемные эмоциональные переживания. [2] Эта терапия включает в себя другие психологические техники и методы терапии, которые будут обсуждены далее. [1]

EAET была разработана для помощи пациентам в соотнесении своей боли и симптомов с эмоционально-управляемыми механизмами ЦНС. Это позволяет осознать, понять и выразить свои эмоции, которые вызываются трудностями, травмами или вызовами. [2]

Известно, что это предпочтительный метод лечения для пациентов с первичными болевыми состояниями. Первичная боль, в отличие от вторичной, может называться 'центральная сенситизация' или 'ноципластическая боль', которая формируется в мозге или спинном мозге. Первичная хроническая боль включает фибромиалгию, синдром раздраженного кишечника, хроническую боль в тазу, боль в височно-нижнечелюстном суставе, головную боль, боль в спине и другие виды мышечно-скелетной боли. [1]

Наиболее распространенные психологические методы лечения хронической боли — это когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), а также основанные на принятии и внимательности методы терапии. КПТ учит пациентов управлять симптомами с помощью тренировки различных навыков, в то время как основанные на внимательности методы побуждают пациентов участвовать в значительных событиях жизни, принимая, а не контролируя свою боль, мысли и чувства. Однако данные интервенции не фокусируются конкретно на травмах, жизненных трудностях или конфликтах, которые управляют первичной болью. Кроме того, могут использоваться и другие общие психотерапии, направленные на травму и психологический конфликт, что приводит к значительному улучшению управления симптомами. Эти психотерапии помогают пациентам взаимодействовать с различными стимулами, такими как воспоминания, переживания, отношения или эмоции. Эти стимулы обычно игнорируются через подавление, отвлечение внимания, интеллектуализацию и другие стратегии. Это помогает объяснить, что исследования психотерапевтического процесса отмечают, что эмоциональное выражение пациента во время терапии сильно коррелирует с положительными результатами лечения. [1]

В некоторых случаях пациенты могут сопротивляться проведению EAET. Поддержка пациентов или предоставление им навыков помощи в регулировании эмоций до начала EAET может повысить эффективность терапии. Многие пациенты заметили значительное улучшение с помощью EAET и утверждали, что дополнительные сеансы помогут выявить давнюю эмоциональную боль. [2]

Первичная и вторичная боль

Тщательное физическое обследование, медицинский анамнез и психосоциальная оценка могут помочь отличить первичную боль от вторичной. Важно искать периферические ноцицептивные факторы боли и устранять их при обнаружении. Авторы рекомендуют, что когда четкая периферическая этиология не найдена, боль следует считать центральной, а не приписывать её различным неспецифическим находкам, таким как дегенеративное заболевание дисков. Существуют также клинические признаки, которые помогают “выявить” центральную причину: боль, сохраняющаяся после полного заживления тканей, прерывистая, меняющая местоположение, возникающая в распределении, не относящемся к нейрофизиологическому, вызываемая слабыми стимулами (звук, свет, еда, изменение погоды, легкое прикосновение), или меняется в зависимости от времени суток или стрессовых жизненных событий. [1]

Психологические факторы, такие как внимание, оценка, настроение, а также факторы окружающей среды могут влиять как на вторичную, так и на первичную боль. Однако первичная боль может более сильно поддаваться влиянию психосоциального стресса или травмы, а также межличностных и внутрипсихических трудностей. [1]

История EAET

Шубинер разработал программу "аффективной самоосведомленности", основанную на теории, что мышечно-скелетная боль возникает из-за того, что разум блокирует негативные непроизвольные эмоции, а не из-за самого повреждения периферических тканей. [1]

Программа состояла из: [1]

  • Первоначальной оценки пациента с изучением медицинской документации и психосоциального анамнеза - это помогло исключить структурные или связанные с заболеванием причины боли.
  • После этого ожидалось проведение обучения пациентов, направленного на осознание взаимосвязи разума и тела, и роли различных эмоций в возникновении боли из-за нейронных путей.

Пациенты принимали участие в занятиях 3-4 раза в неделю, основанных на руководстве 'Unlearn Your Pain'.

Эти занятия включали: [1]

  • Обучение психофизиологической модели хронической боли
  • Выразительное письмо
  • Техники уменьшения страха, которые могут включать упражнения для осознанности, аффирмации по принятию себя и восстановлению
  • Постепенное восстановление участия в вызывающих реакцию действиях, независимо от испытываемой боли - это поможет в применении регулируемых когнитивных и эмоциональных навыков

2007-2008

Программа Шубинера была изучена в рандомизированном контролируемом испытании (RCT):

  • В исследовании приняли участие 45 женщин с фибромиалгией, средний возраст которых составил 51 год
  • Интервенция состояла из программы 'аффективной самоосведомленности', которая сравнивалась с контрольной группой пациентов, находящихся в листе ожидания.
  • Через 6 месяцев после интервенции было замечено значительное улучшение у пациентов, которые её прошли. Эти улучшения касались тяжести боли, влияния боли, распространенной боли и болевой пороговой чувствительности. Однако, в областях, таких как психическое здоровье, сон или усталость, улучшений не было замечено.

2008-2010

В этот период клиническая практика Шубинера была оценена с использованием неконтролируемого когортного исследования. Было 72 пациента (79,2% из них женщины, средний возраст составил 49,3 года) с мышечно-скелетной болью в течение лечения, которые наблюдались в течение 6 месяцев. Имелись значительные улучшения по таким показателям, как степень боли, влияние боли и депрессивные симптомы. [1]

Разработка EAET

Раннюю версию EAET, которая называлась терапией эмоционального обнажения, разработал Ламли. Целью этой терапии было эмоциональное переработка избегательного поведения, связанного с травмой. Эта терапия была испытана с 2006 по 2008 год в неконтролируемом исследовании случаев с участием 10 женщин среднего возраста, страдавших фибромиалгией и перенесших психологическую травму ранее. После завершения 8–15 сеансов терапии и 3-месячного наблюдения были отмечены значительные улучшения в симптомах фибромиалгии, симптомах травмы, удовлетворенности жизнью и уровне стресса. Однако улучшения боли и нетрудоспособности были от малых до средних. [1]

Еще одна версия EAET была затем разработана Ламли и была направлена на осознание гнева и здоровое утверждение. Тренинг по осознанию и выражению гнева (AAET) тестировался с 2009 по 2011 год на 147 молодых взрослых с хронической головной болью (87,8% женщин, со средним возрастом 22,1 года). Пациенты проходили три сеанса группового AAET, группового тренинга релаксации или лист ожидания через случайное распределение. Через 4 недели наблюдения было установлено, что обе интервенции более эффективны, чем контроль по показателям, связанным с головной болью, с эффектами малого и среднего размера. Однако тренинг релаксации значительно улучшал психологический дистресс. [1]

После создания EAET его преимущества были протестированы в сравнении с активным контрольным состоянием, обучением по фибромиалгии, и стандартной интервенцией КПТ для управления симптомами. EAET демонстрировал гораздо лучшие результаты, чем обучение по фибромиалгии, в общем управлении симптомами, распространенной боли, физическом функционировании, когнитивной дисфункции, тревоге, депрессии, положительном аффекте и удовлетворенности жизнью. Использование EAET, по сравнению с КПТ, также приводило к меньшему количеству симптомов фибромиалгии и распространенной боли. [2]

EAET и другие психологические терапии

Как упоминалось, эта терапия включает в себя другие психологические техники и терапии. К ним относятся: [1][2]

  • а) Образование по нейробиологии боли или модель «объяснение боли» - это помогает объяснить, что боль является выходным сигналом головного мозга и может утихнуть с изменениями в мыслях и убеждениях
  • б) Терапия воздействия боли - это мотивирует пациентов вызывать свои поведенческие реакции на боль, чтобы помочь им забыть страх, связанный с болью
  • в) Когнитивно-поведенческие терапии, основанные на экспозиции - это помогает пациентам понять эмоции, которые связаны с ПТСР и/или другими тревожными расстройствами
  • г) Интенсивная краткосрочная психодинамическая терапия - это провоцирует защитные механизмы пациентов, чтобы помочь им справляться и выражать непроизвольные эмоции
  • д) Экспериментальные терапии - эти методы используют такие техники, как фокусировка, пустой стул и диалог между двумя стулями для эмпатического выявления осознания и выражения эмоций пациентов
  • е) Письменное эмоциональное раскрытие или экспрессивное письмо - это помогает с концентрированной болью
  • ж) Тренинг по уверенности в себе - это известно как способ помочь пациентам контролировать свой страх выражения силы и уверенности в отношениях, и
  • з) Переписывание сценариев - это помогает пациентам воображать и выражать новые, более мощные и менее пугающие заключения к повторяющимся кошмарам или тревожным воспоминаниям

Основные принципы и техники EAET

Основные принципы и техники EAET следующие: [1]

  1. Пациенты должны понимать, что их мозг является источником и усилителем первичной боли, а не генерируется на месте боли. Мозг подает сигналы боли, хотя такие области, как мышечное напряжение или воспаление, могут способствовать испытываемой боли. Нейронные пути, регулирующие боль, зависят от мыслей человека и могут усиливаться или снижаться. Когда это обсуждается с пациентами, можно предоставить личные демонстрации, которые вызывают эмоции, для того, чтобы пациенту было легче понять и идентифицировать свои «связи эмоция-мозг-боль». Эти обсуждения с пациентом должны быть эмпатичными, чтобы пациент видел, что врач понимает, что их боль реальна, они не слабы, психически крепки и что они не виноваты в ощущении боли.
  2. Мозг был сформирован посредством нейропластичности в результате опыта и событий, происходивших на протяжении жизни. Это могут быть травмы или болезненные процедуры, насилие, пренебрежение или жертвенность, а также межличностные или личные психологические конфликты. Стрессовые переживания также могут вызвать или усилить боль. Это может стать довольно сложным, когда попытка избежать тягостного опыта приводит к ощущению пациентом беспомощности, безнадежности и тревоги. Эти убеждения и переживания не помогли бы психологическому росту, а сведение к минимуму и облегчение триггеров, вызывающих боль. Вот почему важно помогать пациентам распознавать, обсуждать и понимать прежние травматические события и переживания.
  3. Получение терапии может помочь пациенту в противостоянии и управлении своими эмоционально тревожными воспоминаниями и прошлыми переживаниями, быть внимательным к своим эмоциям и переживаниям и тщательно их выражать. Видится, что наиболее распространенные эмоции - это необходимость в связи, силе, защите и независимости. Эти чувства вызваны гневом и гордостью пациента, а также необходимостью в связанности, общении, привязанности или зависимости. Эти потребности вызваны чувствами ассоциации, такими как грусть, любовь и здоровое чувство вины.
  4. Во время терапевтической сессии пациента просят вспомнить человека и ситуацию, которые вызвали обострение. Его просят выразить свои подспудные эмоции, которые направлены на этого человека и ситуацию, используя подходящие слова, тона, выражения и движения. Выражая свои конфликты таким образом, пациент поможет усилить свой эмоциональный опыт, понять причины боли и переживания, а также позволить менее пугающему общению их переживания. Пациенту нужно «выразить правильную эмоцию с правильной целью». Пациент получит пользу от возможности рассказать свою историю и воспитания новых эмоций, которые изначально не выражались.
  5. Пациентов просят распознавать потребности и чувства, которые могут быть встречены в реальных отношениях, чтобы помочь свести к минимуму стресс и боль. Сбалансированное общение будет включать в себя утверждение, а также чувства связанности и может включать установление новых границ или дистанцирование от других. Это практикуется на терапии путем планирования и ролевых игр таких сценариев, а затем подготовки к встрече с ними в реальной жизни.

В ходе сеанса EAET пациенты были поощрены упомянуть любые психологически усугубляющие факторы, и им помогили с записью и выражением избегаемых эмоций через разыгрывание ситуаций, используя технику «пустого стула», при этом устно и физически выражая своевременные эмоции. Сеансы также включали выражение избегаемого прощения, благодарности и сексуальности и вызывали развитие новой идентичности. Домашние упражнения для этих пациентов включали экспрессивное письмо, определение эмоциональных и коммуникативных паттернов и проведение эмоционально вызывающих активности. [1]

EAET и фибромиалгия

EAET против обучения фибромиалгии

Показано, что вмешательство EAET приводит к снижению интенсивности боли по сравнению с обучением фибромиалгии, однако это наблюдалось только в начале лечения, а не через 6 месяцев после его окончания. Также было меньше проблем со сном прямо после вмешательства EAET, но не на контрольной встрече [2]

Тем не менее, EAET оказался более выгодным по сравнению с обучением фибромиалгии по различным вторичным результатам на 6-месячной контрольной встрече. EAET помог проявить: [2]

Снижение:

  • симптомов фибромиалгии,
  • распространенной боли,
  • когнитивных трудностей,
  • депрессии и
  • тревожности

Значительное увеличение:

  • физической функции,
  • положительных эмоций и
  • удовлетворенность жизнью.

В целом, EAET показал более благоприятные результаты, чем обучение фибромиалгии.

Между этими двумя методами отмечается, что усталость, негативные эмоции и использование медицинских услуг не имели значительной разницы между EAET и обучением фибромиалгии. Также не было выявлено значительного уменьшения боли ни при одном из методов, так как было замечено только умеренное снижение боли. [2]

EAET против КПТ

EAET и КПТ имели меньшее расхождение со средними показателями тяжести боли, а также большинством вторичных результатов, таких как умеренное снижение боли. [2]

EAET был более эффективен по сравнению с КПТ по трем вторичным показателям на контрольной встрече. Было меньше симптомов фибромиалгии, менее распространенная боль и значительно большая вероятность значительного уменьшения боли. [2]

По сравнению с КПТ, которая управляет симптомами хронического заболевания, такого как фибромиалгия, EAET помогает классифицировать симптомы фибромиалгии по соответствующим путям в головном мозге. Эти пути могут быть переобучены создавая новый опыт, побуждая пациентов переживать опыт, а не избегать негативные эмоции и взаимодействия. [2]

На самом деле, замечено, что EAET и КПТ дополняют друг друга и будут более полезны для пациента, если они оба применяются. [2]

Эффективность

Замечено, что фармакологическое или психологическое вмешательство может привести к незначительному улучшению состояния фибромиалгии. В исследовании, посвященном определению эффективности EAET, было показано, что в целом он оказывает незначительное воздействие. Однако он существенно помог некоторым людям, особенно в снижении боли. Эффект EAET, по сравнению с медикаментами, сохранялся не менее 6 месяцев после лечения. [1]

Замечено, что есть эффективность лечения при централизованных и первичных болевых состояниях, таких как фибромиалгия, синдром раздраженного кишечника, тазовая боль, головная боль, неспецифическая боль в опорно-двигательном аппарате и состояния с необъясненными симптомами. [1]

Во время тестирования и сравнении с золотым стандартом КПТ, было замечено, что EAET имеет специфичность. Он оказался более эффективным, чем альтернативная терапия КПТ. Однако требуются дополнительные сравнения с другими видами терапии для подтверждения эффективности EAET. [1]

Вот краткое видео, помогающее объяснить эффективность EAET:

[3]

Ограничения

EAET является эффективным вмешательством для уменьшения боли, телесных симптомов и улучшения функционирования у отдельных лиц или групп, которое может охватывать 1-8 сеансов. [1]

Тестирование в процессе разработки EAET в значительной степени было основано на участницах. Хотя была получена очень положительная реакция, неясно, как эта интервенция будет подходить для мужских пациентов и в условиях, которые могут быть более распространены у мужчин, таких как хроническая боль в спине. [1]

Также, поскольку EAET тестировалась на первичных или централизованных болевых состояниях, неизвестно, как терапия повлияет на более общие состояния. Также неясно, является ли EAET наиболее подходящей для пациентов с явной историей травм, или ее можно использовать с пациентами, у которых проявляются различные межличностные и внутрипсихические трудности, которые не классифицируются как травма. [1]

Предвзятость экспериментатора также может стать запутывающим фактором, поскольку она тестировалась исследователями, создавшими эту терапию. [1]

Заключение

Обнаружено, что лечение, направленное на осознание эмоций и их выражение, направленное на психосоциальные трудности и вызовы, весьма эффективно, более чем предоставление образования о управлении состоянием, и полезно по сравнению с КПТ при рассмотрении боли. [2]

Ресурсы

Здесь представлена информация о Терапии эмоционального осознания и выражения из Pain Guide, представленная Университетом Мичигана.

Список литературы

  1. 1.00 1.01 1.02 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07 1.08 1.09 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 1.16 1.17 1.18 1.19 1.20 1.21 Lumley M.A, Schubiner H. Emotional Awareness and Expression Therapy for Chronic Pain: Rationale, Principles and Techniques, Evidence, and Critical Review. Current Rheumatology Report. 2020:21(7):1-12.
  2. 2.00 2.01 2.02 2.03 2.04 2.05 2.06 2.07 2.08 2.09 2.10 2.11 2.12 Lumley M.A, Schubiner H.M, Lockhart N.A, Kidwell K.M, Harte S.E, Clauw D.J, Williams D.A. Emotional awareness and expression therapy, cognitive-behavioral therapy, and education for fibromyalgia: a cluster-randomized controlled trial. Pain. 2017:158(12):2354-2363.
  3. The Doctors. Could Emotional Awareness Expressive Therapy Ease Your Chronic Pain? Available from: https://www.youtube.com/watch?v=HE2JgHKqgG8&ab_channel=TheDoctors (accessed 29 January 2024).