Введение
Терапия эмоциональной осведомленности и выражения (EAET) была разработана Марком А. Ламли и Ховардом Шубинером. Это метод лечения, разработанный для пациентов с первичной хронической болью, вызванной психологической травмой или конфликтом. [1] Другой причиной её разработки было управление факторами риска развития фибромиалгии, которые включают высокий уровень психосоциальных трудностей, травмы и эмоциональные проблемы. Это может включать неразрешенные стрессовые, травматические или проблемные эмоциональные переживания. [2] Эта терапия включает в себя другие психологические техники и методы терапии, которые будут обсуждены далее. [1]
EAET была разработана для помощи пациентам в соотнесении своей боли и симптомов с эмоционально-управляемыми механизмами ЦНС. Это позволяет осознать, понять и выразить свои эмоции, которые вызываются трудностями, травмами или вызовами. [2]
Известно, что это предпочтительный метод лечения для пациентов с первичными болевыми состояниями. Первичная боль, в отличие от вторичной, может называться 'центральная сенситизация' или 'ноципластическая боль', которая формируется в мозге или спинном мозге. Первичная хроническая боль включает фибромиалгию, синдром раздраженного кишечника, хроническую боль в тазу, боль в височно-нижнечелюстном суставе, головную боль, боль в спине и другие виды мышечно-скелетной боли. [1]
Наиболее распространенные психологические методы лечения хронической боли — это когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), а также основанные на принятии и внимательности методы терапии. КПТ учит пациентов управлять симптомами с помощью тренировки различных навыков, в то время как основанные на внимательности методы побуждают пациентов участвовать в значительных событиях жизни, принимая, а не контролируя свою боль, мысли и чувства. Однако данные интервенции не фокусируются конкретно на травмах, жизненных трудностях или конфликтах, которые управляют первичной болью. Кроме того, могут использоваться и другие общие психотерапии, направленные на травму и психологический конфликт, что приводит к значительному улучшению управления симптомами. Эти психотерапии помогают пациентам взаимодействовать с различными стимулами, такими как воспоминания, переживания, отношения или эмоции. Эти стимулы обычно игнорируются через подавление, отвлечение внимания, интеллектуализацию и другие стратегии. Это помогает объяснить, что исследования психотерапевтического процесса отмечают, что эмоциональное выражение пациента во время терапии сильно коррелирует с положительными результатами лечения. [1]
В некоторых случаях пациенты могут сопротивляться проведению EAET. Поддержка пациентов или предоставление им навыков помощи в регулировании эмоций до начала EAET может повысить эффективность терапии. Многие пациенты заметили значительное улучшение с помощью EAET и утверждали, что дополнительные сеансы помогут выявить давнюю эмоциональную боль. [2]
Первичная и вторичная боль
Тщательное физическое обследование, медицинский анамнез и психосоциальная оценка могут помочь отличить первичную боль от вторичной. Важно искать периферические ноцицептивные факторы боли и устранять их при обнаружении. Авторы рекомендуют, что когда четкая периферическая этиология не найдена, боль следует считать центральной, а не приписывать её различным неспецифическим находкам, таким как дегенеративное заболевание дисков. Существуют также клинические признаки, которые помогают “выявить” центральную причину: боль, сохраняющаяся после полного заживления тканей, прерывистая, меняющая местоположение, возникающая в распределении, не относящемся к нейрофизиологическому, вызываемая слабыми стимулами (звук, свет, еда, изменение погоды, легкое прикосновение), или меняется в зависимости от времени суток или стрессовых жизненных событий. [1]
Психологические факторы, такие как внимание, оценка, настроение, а также факторы окружающей среды могут влиять как на вторичную, так и на первичную боль. Однако первичная боль может более сильно поддаваться влиянию психосоциального стресса или травмы, а также межличностных и внутрипсихических трудностей. [1]
История EAET
Шубинер разработал программу "аффективной самоосведомленности", основанную на теории, что мышечно-скелетная боль возникает из-за того, что разум блокирует негативные непроизвольные эмоции, а не из-за самого повреждения периферических тканей. [1]
Программа состояла из: [1]
- Первоначальной оценки пациента с изучением медицинской документации и психосоциального анамнеза - это помогло исключить структурные или связанные с заболеванием причины боли.
- После этого ожидалось проведение обучения пациентов, направленного на осознание взаимосвязи разума и тела, и роли различных эмоций в возникновении боли из-за нейронных путей.
Пациенты принимали участие в занятиях 3-4 раза в неделю, основанных на руководстве 'Unlearn Your Pain'.
Эти занятия включали: [1]
- Обучение психофизиологической модели хронической боли
- Выразительное письмо
- Техники уменьшения страха, которые могут включать упражнения для осознанности, аффирмации по принятию себя и восстановлению
- Постепенное восстановление участия в вызывающих реакцию действиях, независимо от испытываемой боли - это поможет в применении регулируемых когнитивных и эмоциональных навыков
2007-2008
Программа Шубинера была изучена в рандомизированном контролируемом испытании (RCT):
- В исследовании приняли участие 45 женщин с фибромиалгией, средний возраст которых составил 51 год
- Интервенция состояла из программы 'аффективной самоосведомленности', которая сравнивалась с контрольной группой пациентов, находящихся в листе ожидания.
- Через 6 месяцев после интервенции было замечено значительное улучшение у пациентов, которые её прошли. Эти улучшения касались тяжести боли, влияния боли, распространенной боли и болевой пороговой чувствительности. Однако, в областях, таких как психическое здоровье, сон или усталость, улучшений не было замечено.
2008-2010
В этот период клиническая практика Шубинера была оценена с использованием неконтролируемого когортного исследования. Было 72 пациента (79,2% из них женщины, средний возраст составил 49,3 года) с мышечно-скелетной болью в течение лечения, которые наблюдались в течение 6 месяцев. Имелись значительные улучшения по таким показателям, как степень боли, влияние боли и депрессивные симптомы. [1]
Разработка EAET
Раннюю версию EAET, которая называлась терапией эмоционального обнажения, разработал Ламли. Целью этой терапии было эмоциональное переработка избегательного поведения, связанного с травмой. Эта терапия была испытана с 2006 по 2008 год в неконтролируемом исследовании случаев с участием 10 женщин среднего возраста, страдавших фибромиалгией и перенесших психологическую травму ранее. После завершения 8–15 сеансов терапии и 3-месячного наблюдения были отмечены значительные улучшения в симптомах фибромиалгии, симптомах травмы, удовлетворенности жизнью и уровне стресса. Однако улучшения боли и нетрудоспособности были от малых до средних. [1]
Еще одна версия EAET была затем разработана Ламли и была направлена на осознание гнева и здоровое утверждение. Тренинг по осознанию и выражению гнева (AAET) тестировался с 2009 по 2011 год на 147 молодых взрослых с хронической головной болью (87,8% женщин, со средним возрастом 22,1 года). Пациенты проходили три сеанса группового AAET, группового тренинга релаксации или лист ожидания через случайное распределение. Через 4 недели наблюдения было установлено, что обе интервенции более эффективны, чем контроль по показателям, связанным с головной болью, с эффектами малого и среднего размера. Однако тренинг релаксации значительно улучшал психологический дистресс. [1]
После создания EAET его преимущества были протестированы в сравнении с активным контрольным состоянием, обучением по фибромиалгии, и стандартной интервенцией КПТ для управления симптомами. EAET демонстрировал гораздо лучшие результаты, чем обучение по фибромиалгии, в общем управлении симптомами, распространенной боли, физическом функционировании, когнитивной дисфункции, тревоге, депрессии, положительном аффекте и удовлетворенности жизнью. Использование EAET, по сравнению с КПТ, также приводило к меньшему количеству симптомов фибромиалгии и распространенной боли. [2]
EAET и другие психологические терапии
Как упоминалось, эта терапия включает в себя другие психологические техники и терапии. К ним относятся: [1][2]
- а) Образование по нейробиологии боли или модель «объяснение боли» - это помогает объяснить, что боль является выходным сигналом головного мозга и может утихнуть с изменениями в мыслях и убеждениях
- б) Терапия воздействия боли - это мотивирует пациентов вызывать свои поведенческие реакции на боль, чтобы помочь им забыть страх, связанный с болью
- в) Когнитивно-поведенческие терапии, основанные на экспозиции - это помогает пациентам понять эмоции, которые связаны с ПТСР и/или другими тревожными расстройствами
- г) Интенсивная краткосрочная психодинамическая терапия - это провоцирует защитные механизмы пациентов, чтобы помочь им справляться и выражать непроизвольные эмоции
- д) Экспериментальные терапии - эти методы используют такие техники, как фокусировка, пустой стул и диалог между двумя стулями для эмпатического выявления осознания и выражения эмоций пациентов
- е) Письменное эмоциональное раскрытие или экспрессивное письмо - это помогает с концентрированной болью
- ж) Тренинг по уверенности в себе - это известно как способ помочь пациентам контролировать свой страх выражения силы и уверенности в отношениях, и
- з) Переписывание сценариев - это помогает пациентам воображать и выражать новые, более мощные и менее пугающие заключения к повторяющимся кошмарам или тревожным воспоминаниям
Основные принципы и техники EAET
Основные принципы и техники EAET следующие: [1]
- Пациенты должны понимать, что их мозг является источником и усилителем первичной боли, а не генерируется на месте боли. Мозг подает сигналы боли, хотя такие области, как мышечное напряжение или воспаление, могут способствовать испытываемой боли. Нейронные пути, регулирующие боль, зависят от мыслей человека и могут усиливаться или снижаться. Когда это обсуждается с пациентами, можно предоставить личные демонстрации, которые вызывают эмоции, для того, чтобы пациенту было легче понять и идентифицировать свои «связи эмоция-мозг-боль». Эти обсуждения с пациентом должны быть эмпатичными, чтобы пациент видел, что врач понимает, что их боль реальна, они не слабы, психически крепки и что они не виноваты в ощущении боли.
- Мозг был сформирован посредством нейропластичности в результате опыта и событий, происходивших на протяжении жизни. Это могут быть травмы или болезненные процедуры, насилие, пренебрежение или жертвенность, а также межличностные или личные психологические конфликты. Стрессовые переживания также могут вызвать или усилить боль. Это может стать довольно сложным, когда попытка избежать тягостного опыта приводит к ощущению пациентом беспомощности, безнадежности и тревоги. Эти убеждения и переживания не помогли бы психологическому росту, а сведение к минимуму и облегчение триггеров, вызывающих боль. Вот почему важно помогать пациентам распознавать, обсуждать и понимать прежние травматические события и переживания.
- Получение терапии может помочь пациенту в противостоянии и управлении своими эмоционально тревожными воспоминаниями и прошлыми переживаниями, быть внимательным к своим эмоциям и переживаниям и тщательно их выражать. Видится, что наиболее распространенные эмоции - это необходимость в связи, силе, защите и независимости. Эти чувства вызваны гневом и гордостью пациента, а также необходимостью в связанности, общении, привязанности или зависимости. Эти потребности вызваны чувствами ассоциации, такими как грусть, любовь и здоровое чувство вины.
- Во время терапевтической сессии пациента просят вспомнить человека и ситуацию, которые вызвали обострение. Его просят выразить свои подспудные эмоции, которые направлены на этого человека и ситуацию, используя подходящие слова, тона, выражения и движения. Выражая свои конфликты таким образом, пациент поможет усилить свой эмоциональный опыт, понять причины боли и переживания, а также позволить менее пугающему общению их переживания. Пациенту нужно «выразить правильную эмоцию с правильной целью». Пациент получит пользу от возможности рассказать свою историю и воспитания новых эмоций, которые изначально не выражались.
- Пациентов просят распознавать потребности и чувства, которые могут быть встречены в реальных отношениях, чтобы помочь свести к минимуму стресс и боль. Сбалансированное общение будет включать в себя утверждение, а также чувства связанности и может включать установление новых границ или дистанцирование от других. Это практикуется на терапии путем планирования и ролевых игр таких сценариев, а затем подготовки к встрече с ними в реальной жизни.
В ходе сеанса EAET пациенты были поощрены упомянуть любые психологически усугубляющие факторы, и им помогили с записью и выражением избегаемых эмоций через разыгрывание ситуаций, используя технику «пустого стула», при этом устно и физически выражая своевременные эмоции. Сеансы также включали выражение избегаемого прощения, благодарности и сексуальности и вызывали развитие новой идентичности. Домашние упражнения для этих пациентов включали экспрессивное письмо, определение эмоциональных и коммуникативных паттернов и проведение эмоционально вызывающих активности. [1]
EAET и фибромиалгия
EAET против обучения фибромиалгии
Показано, что вмешательство EAET приводит к снижению интенсивности боли по сравнению с обучением фибромиалгии, однако это наблюдалось только в начале лечения, а не через 6 месяцев после его окончания. Также было меньше проблем со сном прямо после вмешательства EAET, но не на контрольной встрече [2]
Тем не менее, EAET оказался более выгодным по сравнению с обучением фибромиалгии по различным вторичным результатам на 6-месячной контрольной встрече. EAET помог проявить: [2]
Снижение:
- симптомов фибромиалгии,
- распространенной боли,
- когнитивных трудностей,
- депрессии и
- тревожности
Значительное увеличение:
- физической функции,
- положительных эмоций и
- удовлетворенность жизнью.
В целом, EAET показал более благоприятные результаты, чем обучение фибромиалгии.
Между этими двумя методами отмечается, что усталость, негативные эмоции и использование медицинских услуг не имели значительной разницы между EAET и обучением фибромиалгии. Также не было выявлено значительного уменьшения боли ни при одном из методов, так как было замечено только умеренное снижение боли. [2]
EAET против КПТ
EAET и КПТ имели меньшее расхождение со средними показателями тяжести боли, а также большинством вторичных результатов, таких как умеренное снижение боли. [2]
EAET был более эффективен по сравнению с КПТ по трем вторичным показателям на контрольной встрече. Было меньше симптомов фибромиалгии, менее распространенная боль и значительно большая вероятность значительного уменьшения боли. [2]
По сравнению с КПТ, которая управляет симптомами хронического заболевания, такого как фибромиалгия, EAET помогает классифицировать симптомы фибромиалгии по соответствующим путям в головном мозге. Эти пути могут быть переобучены создавая новый опыт, побуждая пациентов переживать опыт, а не избегать негативные эмоции и взаимодействия. [2]
На самом деле, замечено, что EAET и КПТ дополняют друг друга и будут более полезны для пациента, если они оба применяются. [2]
Эффективность
Замечено, что фармакологическое или психологическое вмешательство может привести к незначительному улучшению состояния фибромиалгии. В исследовании, посвященном определению эффективности EAET, было показано, что в целом он оказывает незначительное воздействие. Однако он существенно помог некоторым людям, особенно в снижении боли. Эффект EAET, по сравнению с медикаментами, сохранялся не менее 6 месяцев после лечения. [1]
Замечено, что есть эффективность лечения при централизованных и первичных болевых состояниях, таких как фибромиалгия, синдром раздраженного кишечника, тазовая боль, головная боль, неспецифическая боль в опорно-двигательном аппарате и состояния с необъясненными симптомами. [1]
Во время тестирования и сравнении с золотым стандартом КПТ, было замечено, что EAET имеет специфичность. Он оказался более эффективным, чем альтернативная терапия КПТ. Однако требуются дополнительные сравнения с другими видами терапии для подтверждения эффективности EAET. [1]
Вот краткое видео, помогающее объяснить эффективность EAET:
Ограничения
EAET является эффективным вмешательством для уменьшения боли, телесных симптомов и улучшения функционирования у отдельных лиц или групп, которое может охватывать 1-8 сеансов. [1]
Тестирование в процессе разработки EAET в значительной степени было основано на участницах. Хотя была получена очень положительная реакция, неясно, как эта интервенция будет подходить для мужских пациентов и в условиях, которые могут быть более распространены у мужчин, таких как хроническая боль в спине. [1]
Также, поскольку EAET тестировалась на первичных или централизованных болевых состояниях, неизвестно, как терапия повлияет на более общие состояния. Также неясно, является ли EAET наиболее подходящей для пациентов с явной историей травм, или ее можно использовать с пациентами, у которых проявляются различные межличностные и внутрипсихические трудности, которые не классифицируются как травма. [1]
Предвзятость экспериментатора также может стать запутывающим фактором, поскольку она тестировалась исследователями, создавшими эту терапию. [1]
Заключение
Обнаружено, что лечение, направленное на осознание эмоций и их выражение, направленное на психосоциальные трудности и вызовы, весьма эффективно, более чем предоставление образования о управлении состоянием, и полезно по сравнению с КПТ при рассмотрении боли. [2]
Ресурсы
Здесь представлена информация о Терапии эмоционального осознания и выражения из Pain Guide, представленная Университетом Мичигана.
Список литературы
- ↑ 1.00 1.01 1.02 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07 1.08 1.09 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 1.16 1.17 1.18 1.19 1.20 1.21 Lumley M.A, Schubiner H. Emotional Awareness and Expression Therapy for Chronic Pain: Rationale, Principles and Techniques, Evidence, and Critical Review. Current Rheumatology Report. 2020:21(7):1-12.
- ↑ 2.00 2.01 2.02 2.03 2.04 2.05 2.06 2.07 2.08 2.09 2.10 2.11 2.12 Lumley M.A, Schubiner H.M, Lockhart N.A, Kidwell K.M, Harte S.E, Clauw D.J, Williams D.A. Emotional awareness and expression therapy, cognitive-behavioral therapy, and education for fibromyalgia: a cluster-randomized controlled trial. Pain. 2017:158(12):2354-2363.
- ↑ The Doctors. Could Emotional Awareness Expressive Therapy Ease Your Chronic Pain? Available from: https://www.youtube.com/watch?v=HE2JgHKqgG8&ab_channel=TheDoctors (accessed 29 January 2024).