Дислексия

15.08.2025
4 просмотра

Введение

Дислексия — это распространённое нарушение обучения нейробиологического происхождения. Оно характеризуется трудностями у человека с чтением, письмом и правописанием. Это связано с неправильным декодированием при фонологической обработке (т.е. использованием звуков собственного языка для обработки устной и письменной речи), что, в свою очередь, влияет на способность читать, говорить, писать и изучать второй язык.[1] Люди с дислексией также могут демонстрировать слабые навыки правописания.[2] Это одно из самых распространенных нарушений обучения, влияющих на детей.

Определение

Люди с развитием дислексии демонстрируют трудности с чтением, распознаванием слов и правописанием, несмотря на наличие возрастному параметру интеллекта и сенсорных способностей.[3] Понимание обычно остается в норме. Люди с дислексией будут иметь трудности со сопоставлением и комбинированием букв на странице для составления слов (декодирование). Когда этот первый шаг нарушен, объединение звуков букв и слов для чтения предложений становится сложным. Свободное чтение становится трудным. Эти трудности не влияют и не отражают общий интеллект человека.[1]

Дети и взрослые с дислексией испытывают трудности с быстрым и правильным восприятием, запоминанием, воспроизведением и обработкой различных звуков речи. У них также возникают трудности с правописанием и быстрым визуально-вербальным реагированием.[1]Это становится более очевидным при неудачных попытках соединить буквы для составления слов, неправильном правописании и трудностях с проговариванием букв и слов по запросу.

Дислексия — это расстройство, основанное на мозге. Затронуты части мозга, ответственные за обнаружение и обработку слуховых стимулов/звуков. Дети, рожденные с дислексией, более склонны иметь членов семьи с таким нарушением (по сравнению с другими детьми). Важно отметить, что дислексия не влияет на структуру мозга, его интеллектуальные способности, креативность или эмоциональное благополучие человека.[4] [5]

Распространённость

Распространённость дислексии варьируется в зависимости от страны. В Соединённых Штатах оценивается, что дислексия затрагивает 20% населения и составляет 80-90% всех с нарушениями обучения.[1] В Великобритании считается, что 10% населения страдают дислексией.[6] Имеется относительно небольшая преобладание у мужчин, как диагностировано с дислексией, чем у женщин (1.5-3:1).[3]Одной из возможных причин немного более высокой распространённости у мальчиков является то, что мальчики подвергаются скринингу на наличие других сопутствующих заболеваний, таких как СДВГ.

Дислексия встречается у людей всех слоёв населения, всех возрастов и уровней интеллекта.

Сопутствующие заболевания

Сопутствующие заболевания, или наличие 2 и более медицинских состояний, могут возникать с дислексией. Как уже упоминалось, СДВГ — это распространённое сопутствующее заболевание, а также нарушение языка и расстройство звуковой речи. Нарушение языка определяется как трудности с развитием структурного языка (например, грамматика и словарный запас). Расстройство звуковой речи — это способность эффективно и точно производить звуки своего языка.[3]

Этиология

Исследования показывают, что у дислексии есть генетический компонент и она склонна повторяться в семьях. Если один или оба родителя имеют дислексию, вероятно, что один из их детей будет иметь дислексию из-за наследуемых генов.[7]Другими факторами риска являются преждевременные роды, низкий вес при рождении и воздействие на плод токсинов из окружающей среды.

Характеристики/Клиническая картина

Диагноз основывается на субъективном медицинском и социальном анамнезе, клиническом наблюдении и психологической оценке. Не существует биологического маркера или химического теста для диагностики дислексии. Если есть разрыв между навыками чтения человека и его когнитивной способностью, следует серьёзно рассмотреть дислексию. Раннее вмешательство является ключом к помощи детям догнать своих сверстников по возрасту. В плане развития дети, у которых позже диагностировали дислексию, демонстрировали трудности с приобретением словаря и синтаксиса уже в возрасте 36 месяцев. Обычно к 5 годам более очевидные и явные проблемы появляются с выразительной лексикой и знанием букв.[8]

При поступлении в детский сад дети с дислексией будут демонстрировать трудности с фонемами (наименьшая единица речи, отличающая одно слово от другого, например: тап, таг, тан). Дети в первом классе будут демонстрировать трудности с зрительными словами, которые являются распространёнными словами, которые дети распознают, не произнося их из-за их частого повторения (например, статья, он, у, вдохновленный, мой, два).[8]

Педагоги и учителя оказывают важную обратную связь родителям и играют ключевую роль в выявлении любых проблем с чтением у ребёнка.

Медицинское управление

Дислексия — это состояние пожизненное, которое не имеет специфического лекарственного режима или диетической добавки. В зависимости от возраста ребёнка и его учебного уровня ребёнок может получать вспомогательные услуги для помощи в чтении. Исследования показывают, что обучение должно проводиться преподавателем или специалистом по чтению в малых группах, а не в больших группах детей.[9] Уроки должны сосредотачиваться на одной или двух фонемах за урок и постепенно накапливаться на вновь приобретённых навыках.[10] Данные показывают, что посещение после уроков обучающих занятий значительно улучшает способность детей к чтению.[10]

В первые годы изучаются основы фонетики. После их освоения дети переходят к пониманию прочитанного. После достижения этого уровня дети переходят к точности и скорости чтения, когда слова могут быть прочитаны быстро с одновременным пониманием назначения текста. Поддержание навыков чтения продолжается в более поздние школьные годы. Для детей с дислексией на уроках могут быть внесены изменения.[8]

Физиотерапевтическое вмешательство

Хотя дислексия в основном лечится с использованием дополнительных образовательных и речевых интервенций, может потребоваться физиотерапия. В зависимости от наличия каких-либо сопутствующих заболеваний с дислексией, может потребоваться физиотерапия. Например, если у ребенка диагностирована дислексия и нарушение координации развития, может быть показана физиотерапия для коррекции любых функциональных дефицитов или аномалий.

Были проведены исследования, чтобы определить, влияет ли физическая активность на устранение дефицита у детей или взрослых с дислексией. В общем, физическая активность помогает улучшить навыки чтения у детей подверженных риску дислексии. Исследователи полагают, что это может быть связано с улучшением постуральной стабильности и ловкости, что является необходимыми навыками для чтения. Было достигнуто мало успехов в том, чтобы выяснить, почему такая физиологическая реакция происходит на уровне мозга.[11]

Ссылки

  1. 1.0 1.1 1.2 1.3 Shaywitz SE, Gruen JR, Shaywitz BA. Управление дислексией, его обоснование и нейробиологические основы. Педиатрическая клиника Северной Америки. 2007 Jun 1;54(3):609-23.
  2. Международная ассоциация дислексии. Определение дислексии [Интернет]. Международная ассоциация дислексии. 2002. Доступно на: https://dyslexiaida.org/definition-of-dyslexia/
  3. 3.0 3.1 3.2 Peterson RL, Pennington BF. Дислексия развития. The lancet. 2012 May 26;379(9830):1997-2007.
  4. Landi N, Ryherd K. Понимание специфического дефицита в чтении: обзор. Компас по языку и лингвистике. 2017 Feb;11(2):e12234.
  5. Hulme C, Snowling MJ. Нарушения чтения и дислексия. Текущее мнение в педиатрии. 2016 Dec;28(6):731.
  6. Британская ассоциация дислексии. Дислексия - Британская ассоциация дислексии [Интернет]. Британская ассоциация дислексии. 2019. Доступно на: https://www.bdadyslexia.org.uk/dyslexia
  7. Нарушения обучения [Интернет]. Medlineplus.gov. Национальная библиотека медицины; 2009. Доступно на: https://medlineplus.gov/learningdisabilities.html
  8. 8.0 8.1 8.2 Munzer T, Hussain K, Soares N. Дислексия: нейробиология, клинические особенности, оценка и лечение. Трансляционная педиатрия. 2020 Feb;9(Suppl 1):S36.
  9. Breaux KC, Lichtenberger EO. Основы оценки KTEA-3 и WIAT-III. John Wiley & Sons; 2016 Oct 17.
  10. 10.0 10.1 Torgesen JK, Wagner RK, Rashotte CA, Rose E, Lindamood P, Conway T, Garvan C. Предотвращение неуспешности в чтении у детей с нарушениями фонологической обработки: групповые и индивидуальные ответы на обучение. Журнал образовательной психологии. 1999 Dec;91(4):579.
  11. Reynolds D, Nicolson RI. Последующее наблюдение за лечением на основе упражнений для детей с трудностями в чтении. Дислексия. 2007 May;13(2):78-96.

Вопросы и комментарии