Детский церебральный паралич и сопутствующие состояния

05.05.2025
48 просмотров

Введение

Рисунок 1. Мультисистемные нарушения при детском церебральном параличе

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа непрогрессирующих неврологических расстройств, вызванных повреждением развивающегося мозга. Он влияет на движение, осанку и моторный контроль и является наиболее распространенной причиной нарушения у детей.[1] Эти моторные изменения часто сопровождаются нарушениями восприятия, когниции, коммуникации, восприятия и/или поведения, а также судорожными расстройствами."[2]

Как подчеркивает это определение, ДЦП может иметь сложные, мультисистемные последствия, которые могут глубоко повлиять на общее здоровье и благополучие ребенка. Оно может затронуть множество различных систем, от нервно-мышечной до кожной, кардиопульмональной, опорно-двигательной, мочевыделительной, дыхательной и желудочно-кишечной систем. Понимание мультисистемных последствий ДЦП позволяет медицинским специалистам вмешиваться на ранней стадии, потенциально влиять на их развитие и улучшать качество жизни детей с детским церебральным параличом.[3]

Эта страница вводит некоторые состояния, которые связаны или ассоциированы с детским церебральным параличом. Она предоставляет ссылки на более подробную информацию и, для некоторых состояний, предлагает краткие идеи для вмешательств или пути адаптации к конкретным сложностям в сессиях реабилитации. Пожалуйста, ознакомьтесь со связанными статьями, если хотите узнать больше об этих состояниях.

Состояния или нарушения могут быть связаны или не связаны, но обычно ассоциируются с ДЦП.[4] Связанное состояние обычно вызвано первичными нарушениями ДЦП. Когда состояние возникает вместе с нарушениями ДЦП, но не из-за них, оно называется 'в ассоциации' с первичными нарушениями ДЦП.[2] Нарушения и возникающие состояния часто перекрываются.

Интеллектуальные и когнитивные нарушения

Дети с детским церебральным параличом могут иметь сопутствующие интеллектуальные и когнитивные нарушения, трудности в обучении и нейроразвивающие состояния.

Интеллектуальные нарушения

Считается, что почти у половины всех детей с ДЦП есть интеллектуальные нарушения. Это может значительно повлиять на их способность достигать успеха в академической или профессиональной среде.[5] У ребенка с интеллектуальной инвалидностью могут возникнуть проблемы с когнитивной функцией, навыками мышления, которые приводят к знанию, и адаптивным поведением (т.е. их способностью адаптироваться к окружающей среде и функционировать в повседневной жизни). Интеллектуальные нарушения могут быть классифицированы как легкие, умеренные или тяжелые.[6]

Трудности в обучении

Дети с детским церебральным параличом могут столкнуться с трудностями в школе или академической среде по ряду причин, включая проблемы с поведением, мотивацией, психосоциальные вызовы или уменьшенные языковые навыки. У них также могут быть специфические обучающие нарушения, такие как дислексия (нарушение чтения и правописания), дисграфия (трудности с письменной речью) и дискалькулия (нарушение математического мышления).[5] Обучающие нарушения могут повлиять на навыки более высокого уровня, такие как организация, последовательность и абстрактное мышление.[7]

Нейроразвивающие состояния

Дети с детским церебральным параличом также более склонны к нейроразвивающим или нейропсихиатрическим состояниям, таким как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и/или аутизм.[8] Одно исследование показало, что у 45% детей с детским церебральным параличом также была диагностика аутизма, СДВГ или обоих состояний.[8] Если вы хотите узнать больше о лечении СДВГ, пожалуйста, смотрите: Нарушения внимания. Если вы хотите узнать больше об аутизме, пожалуйста, смотрите: Расстройства аутистического спектра.

Влияние на реабилитационные вмешательства

Когда специалисты по реабилитации обнаруживают трудности в обучении или интеллектуальные нарушения, они должны учитывать эти вызовы на сеансах терапии.[9] Это может включать: (1) адаптацию задачи и инструкций в соответствии с познавательной способностью индивидуума, и (2) сотрудничество с другими специалистами, такими как нейропсихологи и педагоги, для разработки комплексных планов взаимодействия и вмешательства, чтобы удовлетворить их когнитивные потребности.[9]

Трудности в общении

Дети с детским церебральным параличом могут испытывать различные коммуникативные сложности, которые влияют на их понимание и/или способность выражать свои мысли. Они могут нуждаться в помощи, чтобы понимать инструкции, составлять полные предложения, делиться точными деталями или строить связные повествования. Эти трудности в общении также могут повлиять на их образовательный прогресс.

При работе с детьми с нарушениями в общении медицинские работники должны (1) иметь представление об альтернативных методах коммуникации для обеспечения более эффективного общения и (2) сотрудничать с логопедами, чтобы помочь оптимизировать коммуникативные вмешательства, позволяя детям полноценно участвовать в терапии и их повседневных делах.[9]

Если вы хотите узнать больше о стратегиях коммуникации на раннем этапе вмешательства, пожалуйста, смотрите: Коммуникация на раннем этапе вмешательства.

Проблемы психического здоровья

Лица с ДЦП подвержены повышенному риску психических заболеваний, таких как тревожность,[10] депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Различные факторы могут способствовать психическим проблемам у людей с ДЦП, включая биологические и экологические факторы, прогрессирование нарушений опорно-двигательного аппарата и изменения в психологическом и социальном развитии.[11]

Если вы хотите узнать больше о психических проблемах при детском церебральном параличе, включая признаки и симптомы и многопрофильный подход, пожалуйста, смотрите: Рассмотрение проблем психического здоровья при детском церебральном параличе.

Эпилепсия

Эпилепсия встречается у 15-55% людей с ДЦП.[12] Существует разные типы припадков, и симптомы зависят от того, какой тип припадка испытывает человек.[13] Приступы могут быть классифицированы как начальные фокальные, генерализованные или с неизвестным началом.[14]

Приступы с фокальным началом начинаются в одной области на одной стороне мозга, но могут распространяться на другие области. Существуют два типа: приступы с сохранением осознания и приступы с нарушением осознания.[15]

Генерализованные приступы затрагивают обе стороны мозга и могут вызывать потерю сознания. Они могут быть судорожными или несудорожными и подразделяются на разные типы.[13]

  • Приступы абсанса: вызывают кратковременное отключение у ребенка, часто сопровождающееся взглядом в пространство. Они могут сопровождаться мелкими и едва заметными движениями тела, такими как моргание глаз и облизывание губ.
  • Атонические приступы: могут вызывать временную потерю мышечного тонуса. Они могут привести к тому, что ребенок внезапно падает на пол без предупреждения.
  • Клонические приступы: характеризуются рывковыми движениями по обеим сторонам тела.
  • Миоклонические приступы: могут вызывать внезапные рывковые движения тела или конечностей.
  • Тонико-клонические приступы: могут развиваться из любого фокального или генерализованного приступа. Это самые тяжелые типы приступов, характеризующиеся дрожанием тела, потерей сознания, застыванием тела, а в некоторых случаях потерей контроля над мочевым пузырем.

Если вы хотите узнать больше о классификации приступов, пожалуйста, обратитесь к: Список классификации типов приступов ILAE 2017. Общий подход к лечению эпилепсии обсуждается здесь: Эпилепсия.

Кардиопульмональная система

Проблемы с дыхательной системой

Дыхательные проблемы часто встречаются у детей с церебральным параличом.[16] Эти проблемы могут быть вызваны или усугублены проблемами с глотанием, низким уровнем активности, чрезмерным слюноотделением, заблокированными дыхательными путями и невозможностью эффективно кашлять. Дыхательные проблемы имеют потенциал стать серьёзными состояниями, поэтому мониторинг дыхания и функций дыхательной системы жизненно важен. Многочисленные состояния дыхательной системы связаны с церебральным параличом, включая бронхит, пневмонию, бронхолегочную дисплазию, респираторный дистресс-синдром (РДС), астму и аспирацию.[17]

Различные реабилитационные вмешательства нацелены на оптимизацию дыхательной функции. Эти вмешательства могут включать (1) техники очистки дыхательных путей, такие как грудная физиотерапия, перкуссия, вибрация, техники высокоскоростной колебательной терапии грудной клетки, дренажные положеня и дыхательные техники, (2) позиционирование для оптимальной поддержки дыхания и выравнивания для улучшения фонации и снижения риска аспирации при кормлении, (3) тренировка дыхательных мышц, включая упражнения на диафрагмальное дыхание и тренировку дыхательных мышц, чтобы улучшить силу и выносливость дыхательных мышц, и (4) сотрудничество с другими медицинскими специалистами, такими как пульмонологи, логопеды и диетологи, чтобы обеспечить комплексную программу управления дыхательными проблемами.[9]

Если вы хотите прочитать больше о предотвращении и управлении респираторными состояниями у детей с церебральным параличом, пожалуйста, ознакомьтесь с этой статьей: Профилактика и управление респираторными заболеваниями у молодых людей с церебральным параличом: консенсусное заявление.[18]

Пищеварительная система

Структурные изменения в пищеварительной системе детей с церебральным параличом могут иметь долгосрочные последствия, включая трудности с кормлением, гастроэзофагеальный рефлюкс, запоры и дисфункцию кишечника.

Трудности с кормлением могут вызвать проблемы с сосанием, жеванием и глотанием из-за оральной моторной дисфункции, нарушенной координации и также сенсорных проблем. Реабилитационные вмешательства могут включать модификации позиций, упражнения для оральной моторики, техники сенсорной интеграции и использование адаптивного оборудования для кормления, чтобы облегчить безопасное и эффективное кормление.[9]

Гастроэзофагеальный рефлюкс (ГЭРБ) может развиваться в связи с сопутствующей дисмоторикой кишечника и жидкими диетами.[19] ГЭРБ — это обратный поток желудочного содержимого в пищевод. Реабилитация сосредоточена на предоставлении образования о (1) поддерживающей позиции во время кормления и после него, (2) поддержании вертикального положения и удлинении желудка для минимизации рефлюкса, и (3) удержании ребенка вертикально против силы тяжести некоторое время, а затем укладывании его на левый бок, чтобы помочь удлинить желудок.[9]

Рисунок 2, массаж I-L-U (или «Я тебя люблю»).

Запоры и дисфункция кишечника вызваны сниженной мобильностью, недостаточным потреблением жидкости, диетическими ограничениями и побочными эффектами лекарств. Вмешательства сосредоточены на содействии регулярности и подвижности кишечника, а также образования по стратегиям управления кишечником, потреблению диетического волокна и практикам гидратации. Дополнительные вмешательства могут включать ношение абдоминального бандажа для увеличения внутриабдоминального давления и массаж области живота (например, техника массажа I-L-U).[9][20]

Мочевыделительная система

Недержание мочи часто встречается у людей с ДЦП. Это может быть вызвано рядом факторов, таких как нарушение контроля над мочевым пузырем, слабость мышц или спастичность, затрагивающая тазовое дно, и сенсорные дефициты.[21] Кроме того, повышается риск инфекций мочевыводящих путей у детей с ДЦП, связанный с задержкой мочи, неполным опорожнением мочевого пузыря, катетеризацией и нарушенной подвижностью.[21] Вмешательства включают образование о гигиенических практиках, адекватное потребление жидкости и своевременное опорожнение мочевого пузыря.[9]

Нервно-мышечная система

Боль

Боль распространена у детей с церебральным параличом - до 76% детей и молодежи испытывают боль, а около одной трети испытывают хроническую или стойкую боль. Эти показатели, как правило, выше у девочек, детей старшего возраста, лиц с дискинезией и у тех, у кого более высокий уровень моторных нарушений.[22]

Боль при ЦП является мультифакторной и может быть вызвана рядом состояний, включая мышечно-скелетные осложнения, повышенный мышечный тонус, спастичность, вывих бедра и гастроинтестинальные дисфункции.[23] Причиной также могут быть определенные вмешательства, такие как наложение гипса, инъекции ботулотоксина и различные терапевтические процедуры.[23]

Несмотря на высокую распространенность, боль у детей с ЦП недостаточно изучена и плохо управляется.[22] Текущие нефракционерные вмешательства включают: физическую активность, позиционирование, растяжку, массаж, термотерапию и холодовую терапию, отдых, контролируемые дыхательные упражнения, кратковременные анальгетики и гидротерапию.[22]

Если вы хотите узнать больше о боли при ЦП, пожалуйста, смотрите: Хроническая боль у детей и подростков с церебральным параличом: обзор вызовов, достижений и направлений на будущее.[22]

Измененный мышечный тонус

Измененный мышечный тонус, включая гипертонию и гипотонию, это общие нарушения, вызванные ЦП. Гипертония характеризуется повышенным мышечным тонусом, жесткостью и сопротивлением пассивным движениям. Гипотония характеризуется снижением мышечного тонуса. Это может привести к слабости и повлиять на осанку и функциональные способности.

Текущие исследовательно обоснованные вмешательства для измененного мышечного тонуса включают: ботокс, селективную дорсальную ризотомию, диазепам и интратекальный баклофен. Эти вмешательства считаются зеленым светом в обзоре вмешательств для ЦП Новаком и др.[20] Реабилитационные вмешательства включают регулярные программы растяжек, ортезов и сериального наложения гипса, иппотерапию и т.д.[20][24]

Если вы хотите узнать больше, пожалуйста, смотрите: State of the Evidence Traffic Lights 2019: Систематический обзор вмешательств для предотвращения и лечения детей с церебральным параличом.

Мышечно-скелетная система

Нарушения мышечно-скелетной системы, связанные с ЦП, включают (1) деформации суставов и контрактуры, (2) мышечную слабость, неподвижность и нарушенный нервно-мышечный контроль, и (3) деформации позвоночника (сколиоз). Вмешательства включают укрепление, позиционирование, растяжку и программы стояния. Хирургические вмешательства могут включать варусную деротационную остеотомию, дорсальную ризотомию или инъекции ботокса. Также может быть полезно адаптационное оборудование, включая системы сидения, стойки, различные типы тренажеров для походки, динамические ортезы движения, поясничные бинты и стабилизирующие ортезы давления (SPIO).[9]

Если вы хотите повторить общие вмешательства для ЦП, пожалуйста, смотрите: Вмешательства при церебральном параличе. Если вы хотите подробнее узнать об адаптациямной технике для ЦП, пожалуйста, смотрите: Адаптационные сидения для детей и Стойки.

Кожный покров

Пролежни

Дети с ЦП подвержены риску развития пролежней (ранее называемых язвами от давления). На этот риск влияют различные факторы. Состав тела ребенка обычно имеет меньше мышечной массы и больше жира, чем у взрослых. Следовательно, подкожная ткань у ребенка мягче и более подвержена деформации под тем же усилием. Состав тела также отличается у младенцев и детей по сравнению с подростками и взрослыми (например, затылок является крупнейшей костной вершиной у маленьких детей и это место под большим давления в положении лежа на спине).

Вмешательства для снижения риска пролежней включают поверхности для снижения давления для кресел и кроватей, "плавания" пяток и тщательно подобранные подушки для сидения для пациентов, которые передвигаются исключительно в инвалидных креслах.[25] Другие стратегии профилактики включают регулярное изменение положения, правильную поддержку при сидении и позиционировании, а также обучение по уходу за кожей и гигиене.[9]

Изменения кожи, связанные с контрактурами

Изменения кожи, связанные с контрактурами, могут быть связаны с дисбалансом мышц и спастичностью. Дисбаланс мышц и спастичность могут привести к измененной выравнивание суставов и повышенному давлению на окружающие мягкие ткани. Это предрасполагает детей с ЦП к трению, сдвиговым повреждениям и повреждениям истирания. Стратегии профилактики контрактур, такие как растяжка, применение ортезов и позиционирование, могут облегчить давление и снизить трение на уязвимых участках кожи.[9]

Гигиена и уход за кожей

Детям с ЦП могут испытать трудности с купанием, одеванием и уходом за собой. Это может повлить на гигиену кожи и способствовать проблемам, связанным с кожей. Важной частью реабилитации должно быть сосредоточение на оптимизации способности ребенка выполнять или участвовать в задачах по самообслуживанию.[9]

Нарушения сенсорного восприятия

Проблемы с восприятием

Восприятие - это процесс осмысления информации, полученной от органов чувств. Оно позволяет детям обходить препятствия, оценивать размер и форму объектов и понимать, как линии соединяются в буквы. Дети с проблемами восприятия испытывают трудности с осмыслением сенсорной информации, что может влиять на многие области обучения. Проблемы с восприятием часто не обнаруживаются до дошкольного или школьного возраста.

Этот дополнительный материал для чтения, Интеграция сенсорных систем, вводит в курс по сенсорной интеграции, распространенным проблемам сенсорной обработки и практическим примерам терапевтических вмешательств для сенсорной стимуляции.

Нарушения зрения

У 75-90% всех детей с ЦП есть нарушение зрения; у одного из десяти детей это будет серьезное нарушение зрения. Нарушения зрения при ЦП включают:

  • кортикальное (церебральное) нарушение зрения
  • амблиопия (ленивый глаз)
  • атрофия зрительного нерва (ухудшение нерва зрительного пути из-за повреждений)
  • нистагм (повторяющиеся, неконтролируемые движения глаз в вертикальном или горизонтальном направлении)
  • дефекты полей зрения (утрата одной стороны поля зрения)
  • рефракционные ошибки (близорукость и дальнозоркость, астигматизм или размытое зрение)
  • страбизм или "косоглазие", когда один или оба глаза смотрят внутрь или наружу (это предотвращает их совместную работу и может вызвать двоение изображений или фокусировку одним глазом одновременно) - это влияет на до половины всех детей с спастическим церебральным параличом
  • гиперметропия (дальнозоркость)

Если вы хотите узнать больше, этот дополнительный материал для чтения, Введение в церебральное нарушение зрения и церебральный паралич предоставляет обзор нарушений зрения при ЦП.

Нарушения слуха

Нарушения слуха, которые влияют на способность человека слышать звуки, могут также встречаться у лиц с ЦП. Потеря слуха может классифицироваться как легкая, умеренная, выраженная или тяжелая.

Существует три основных типа потерей слуха. Кондуктивная потеря слуха возникает, когда есть проблема во внешнем или среднем ухе, из-за чего человек будет слышать только слабые звуки. Сенсорная потеря слуха возникает, когда внутреннее ухо (улитка) или слуховой нерв повреждены. Этот вид нарушения слуха снижает способность человека слышать слабые звуки, и речь может звучать заглушенно. Центральная потеря слуха возникает из-за повреждения центральной нервной системы, а не уха. Центральная потеря слуха влияет на способность человека интерпретировать или понимать язык. Хотя они могут слышать идеально, они не могут интерпретировать или понимать язык. Дети с ЦП чаще испытывают кондуктивную и сенсорную потерю слуха.[26]

Нарушения слуха могут потенциально повлиять на речь/язык, когнитивное и психосоциальное развитие ребенка.[27] Дети с ЦП должны быть рано обследованы на наличие слуховых нарушений для обеспечения доступа к ранним вмешательствам.[26]

Ссылки

  1. Paul S, Nahar A, Bhagawati M, Kunwar AJ. Обзор новых достижений в области детского церебрального паралича. Oxid Med Cell Longev. 2022 Jul 30;2022:2622310.
  2. 2.0 2.1 Bax M, Goldstein M, Rosenbaum P, Leviton A, Paneth N, Dan B, Jacobsson B, Damiano D; Исполнительный комитет для определения церебрального паралича. Предложенное определение и классификация церебрального паралича, апрель 2005. Dev Med Child Neurol. 2005 Aug;47(8):571-6.
  3. Wahyuni LK. Мультсистемные компенсации и последствия у детей с квадриплегическим спастическим церебральным параличом. Front Neurol. 2023 Jan 9;13:1076316.
  4. Vitrikas K, Dalton H, Breish D. Детский церебральный паралич: обзор. American family physician. 2020 Feb 15;101(4):213-20.
  5. 5.0 5.1 Wotherspoon J, Whittingham K, Sheffield J, Boyd RN. Когнитивные и обучающие трудности у представительной выборки детей школьного возраста с церебральным параличом. Res Dev Disabil. 2023 Jul;138:104504.
  6. Lee K, Cascella M, Marwaha R. Умственная отсталость. [Обновлено 2023 Jun 4]. В: StatPearls [Интернет]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2024 Jan-. Доступно из https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK547654/ [последний доступ 12.12.2024]
  7. The Ins and Outs of Learning Disabilities. Доступно по ссылке https://ldaamerica.org/info/the-ins-and-outs-of-learning-with-ld/ [последний доступ 12.12.2024]
  8. 8.0 8.1 Påhlman M, Gillberg C, Himmelmann K. Аутизм и синдром дефицита внимания/гиперактивности у детей с церебральным параличом: высокая распространенность в популяционном исследовании. Dev Med Child Neurol. 2021 Мар;63(3):320-327.
  9. 9.00 9.01 9.02 9.03 9.04 9.05 9.06 9.07 9.08 9.09 9.10 9.11 Kapoor E. Понимание мультисистемного влияния курса церебрального паралича. Плюс, 2025.
  10. McMahon J, Harvey A, Reid SM, May T, Antolovich G. Тревога у детей и подростков с церебральным параличом. J Paediatr Child Health. 2020 Авг;56(8):1194-1200.
  11. Sienko SE. Исследование multidimensional факторов, влияющих на здоровье и благополучие молодых взрослых с церебральным параличом. Disabil Rehabil. 2018 Мар;40(6):660-666.
  12. Dos Santos Rufino A, Påhlman M, Olsson I, Himmelmann K. Характеристики и вызовы эпилепсии у детей с церебральным параличом - популяционное исследование. J Clin Med. 2023 Янв 1;12(1):346.
  13. 13.013.1 Руководство по детскому церебральному параличу. Церебральный паралич и эпилепсия. Доступно по адресу https://www.cerebralpalsyguide.com/cerebral-palsy/coexisting-conditions/epilepsy/ (дата обращения: 12 декабря 2024).
  14. Международная лига против эпилепсии. Перечень классификаций типов приступов ИЛАЭ 2017 года. Доступно по адресу: https://www.ilae.org/guidelines/definition-and-classification/operational-classification-2017/ilae-2017-classification-of-seizure-types-checklist (дата обращения: 14 января 2025).
  15. Фонд эпилепсии. Типы приступов. Доступно по адресу: https://www.epilepsy.com/what-is-epilepsy/seizure-types (дата обращения: 14 января 2025).
  16. Proesmans M. Респираторные заболевания у детей с инвалидностью: серьезная проблема?. Breathe. 2016 Dec 1;12(4):e97-103.
  17. Marpole R, Blackmore AM, Gibson N, Cooper MS, Langdon K, Wilson AC. Оценка и управление респираторными заболеваниями у детей с церебральным параличом. Front Pediatr. 2020 Jun 24;8:333.
  18. Gibson N, Blackmore AM, Chang AB, Cooper MS, Jaffe A, Kong WR, et al. Профилактика и управление респираторными заболеваниями у молодых людей с церебральным параличом: консенсусное заявление. Dev Med Child Neurol. 2021 Feb;63(2):172-182.
  19. Mills S, Tuffrey C, Tbaily L, Tighe M. Модификация педиатрического опросника симптомов и качества жизни при гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (PGSQ) для детей с церебральным параличом: предварительное исследование. BMJ Paediatr Open. 2024 Feb 20;8(1):e002256.
  20. 20.0 20.1 20.2 Novak I, Morgan C, Fahey M, Finch-Edmondson M, Galea C, Hines A, et al. Состояние доказательной базы 2019: систематический обзор интервенций для профилактики и лечения детей с церебральным параличом. Curr Neurol Neurosci Rep. 2020 Feb 21;20(2):3.
  21. 21.0 21.1 Samijn B, Van den Broeck C, Plasschaert F, Pascal A, Deschepper E, Hoebeke P, Van Laecke E. Тренировка удержания мочи у детей с церебральным параличом: перспективное контролируемое исследование. J Pediatr Urol. 2022 Aug;18(4):447.e1-447.e9.
  22. 22.0 22.1 22.2 22.3 Harvey A, Smith N, Smith M, Ostojic K, Berryman C. Хроническая боль у детей и молодых людей с церебральным параличом: нарративный обзор вызовов, достижений и направлений будущих исследований. BMC Med. 2024 Jun 11;22(1):238.
  23. 23.0 23.1 Peck J, Urits I, Kassem H, Lee C, Robinson W, Cornett EM, et al. Интервенционные подходы к боли и спастичности, связанной с церебральным параличом. Psychopharmacol Bull. 2020 Oct 15;50(4 Suppl 1):108-120.
  24. Tilton AH. Терапевтические вмешательства для коррекции аномалий тонуса при церебральном параличе. NeuroRx. 2006 Apr;3(2):217-24.
  25. Freundlich K. Пролежни у детей с высокой медицинской сложностью: обзор. Children (Basel). 2017 Apr 7;4(4):25.
  26. 26.0 26.1 Руководство по детскому церебральному параличу. Церебральный паралич и проблемы слуха. Доступно по адресу: https://www.cerebralpalsyguidance.com/cerebral-palsy/associated-disorders/hearing-problems/ (дата обращения: 22 января 2024).
  27. Reid SM, Modak MB, Berkowitz RG, Reddihough DS. Популяционное исследование и систематический обзор потери слуха у детей с церебральным параличом. Dev Med Child Neurol. 2011 Nov;53(11):1038-45.

Вопросы и комментарии