Введение

Как терапевты, мы сосредоточены на моторной функции и постановке функциональных целей. В большинстве случаев целью лечения ребенка с церебральным параличом является улучшение качества жизни. Родители часто преодолевают большие расстояния для посещения сеансов терапии, при этом у терапевтов есть только час или тридцать минут, чтобы увидеть ребенка и семью. Во многих случаях ребенок может предъявлять трудное поведение во время этих сеансов, что ограничивает количество целенаправленных действий. В ряде случаев поведение может быть очень деструктивным во время сеанса, насколько сильнее может быть это нарушение для семейного единства в повседневной жизни? Мы когда-либо рассматриваем функцию семьи в целом? Возможно ли, чтобы семья эффективно функционировала, когда она сталкивается с проблемами поведения ребенка с церебральным параличом? Проблемы с поведением среди детей с церебральным параличом довольно распространены; отмечены родителями, но легко упускаются терапевтами, и эти проблемы с поведением влияют не только на ребенка, но и на повседневные дела семьи.[1] Полезно для семьи и терапевта решать эти поведенческие проблемы, чтобы обеспечить оптимальные сеансы лечения и лучшее функционирование семьи дома.
Что такое проблемы с поведением?
Проблемы с поведением можно описать как действия человека, которые не являются социально приемлемыми и мешают повседневной деятельности. Эти проблемы могут варьироваться от сложности с сверстниками, проблем с вниманием, гиперактивного поведения, эмоциональных проблем, увеличения зависимости, замкнутости, упрямства и антисоциальных черт.[2]
Во многих случаях дети учат определенное поведение, так как оно приносит желаемый результат, например, крик для привлечения внимания или истерики, чтобы добиться своего или избежать определенных задач, таких как чистка зубов или другие гигиенические процедуры.
Распространенность
Дети с нарушениями центральной нервной системы более подвержены риску развития поведенческих проблем.[3] Родители сообщают, что дети с церебральным параличом проявляют поведенческие проблемы в пять раз чаще по сравнению с детьми, у которых нет известных проблем со здоровьем.[3] Исследования показывают, что зависимость, упрямство, гиперактивное[3], проблемы со сверстниками[4][5] и агрессивное[6] поведение являются одними из самых распространенных проблем.
Причины
Как уже упоминалось, поведенческие проблемы часто встречаются у детей с церебральным параличом, хотя связь между внутренними и внешними факторами только начинает изучаться. Исследования показывают, что эти поведенческие проблемы не связаны с социально-демографическими переменными или когнитивными и физическими характеристиками, но есть корреляция с уровнем стресса у родителей.[2] К сожалению, поведенческие проблемы детей также являются одним из самых сильных индикаторов материнского стресса, особенно связанного с бременем ухода.[7] Это оказывает порочный круг, где одно проникает в другое, имея негативное влияние на ребенка и семью.
Решения
Моделирование правильных принципов поведения во время сеансов
Известно, что действия говорят громче слов, и в этом случае это еще более актуально. Моделируя правильные принципы поведения во время наших сеансов, родители могут научиться на практике лучше управлять поведенческими проблемами. Каждый ребенок уникален и обладает разным темпераментом. Поэтому наше поведение в отношении ребенка должно адаптироваться в зависимости от поведения ребенка, то, что может сработать для одного ребенка, может не сработать для другого.
Использование рутины
Структурируйте свой сеанс в соответствии с рутиной,[8] используя известные активности и вводя новые, но всегда готовьте ребенка к изменению. Это может предотвратить расстройство ребенка, что может предотвратить истерики.
Развивайте отношения одобрения/неодобрения
Развитие терапевтических отношений с ребенком очень важно во время лечения. Эти отношения приведут к тому, что ребенок будет искать вашего одобрения и избегать вашего неодобрения.[8] В этих отношениях ребенок начнет понимать, что считается приемлемым, а что нет.
Установите границы
Очень важно устанавливать границы на сеансе терапии, которые схожи с границами, установленными родителями дома. Это подчеркнет социальные нормы и заинтересованность в их соблюдении.[8]
Позитивность
Хвалите за правильное поведение, так как это укрепит правильное поведение. Дети также лучше реагируют на положительную обратную связь, чем на отрицательную, и постоянная отрицательная обратная связь может поставить под угрозу отношения между ребенком и опекуном/родителем.[8]
Отвлечения
Используйте отвлечение, чтобы направить ребенка от нежелательного поведения и вовлечь его в другую деятельность.
Тайм-ауты
Когда поведение ребенка ухудшилось во время сеанса и он/она не отвечает на другие принципы управления, используйте тайм-ауты и удаляйте ребенка из социального взаимодействия на некоторое время, обычно одна минута за каждый год жизни ребенка. Как только ребенок успокоится, объясните ему/ей, почему они были в тайм-ауте. Хотя у детей с церебральным параличом часто снижается когнитивная функция, важно использовать коммуникацию в любой форме, чтобы ребенок понимал причину тайм-аута. После возвращения ребенка из тайм-аута начните заняться основной деятельностью, избегайте успокаивания ребенка, так как это может закрепить поведение истерики.[8]
Ссылки
- ↑ Карлссон М и др., Поведение у детей с церебральным параличом с эпилепсией и без, Developmental Medicine & Child Neurology, 2008; 50:784-789
- ↑ 2.0 2.1 Броссар-Расин М и др., Поведенческие проблемы у детей школьного возраста с церебральным параличом, European Journal of Paediatric Neurology, 2011, doi:10.1016/j.ejpn.2011.10.001
- ↑ 3.0 3.1 3.2 МакДермотт и др., Анализ поведенческих проблем на основе популяции у детей с церебральным параличом, 5 июля 1994, http://jpepsy.oxfordjournals.org (дата обращения 23 октября 2016)
- ↑ Вебер П и др., Поведенческие и эмоциональные проблемы у детей и взрослых с церебральным параличом, European Journal of Paediatrics, 2015, epjn2015.12.003, http://dx.doi.org/10.1016/j.ejpn.2015.12.003 (дата обращения 25 октября 2016)
- ↑ Джалили Н и др., Поведенческие проблемы у детей с церебральным параличом, Journal of rehabilitation, 2012; 12,4,49.
- ↑ Сигурдардоттир С и др., Поведенческие и эмоциональные симптомы у детей дошкольного возраста с церебральным параличом: популяционное исследование, Developmental Medicine & Child Neurology, 2010; 52:1056-1061
- ↑ Мобарак Р и др., Предикторы стресса у матерей детей с церебральным параличом в Бангладеш, Journal of Pediatric Psychology, 2000; 25,6:427-433
- ↑ 8.0 8.1 8.2 8.3 8.4 Бауэр Е, редактор, Обращение с маленьким ребенком с церебральным параличом дома. 4-е изд. Оксфорд: Butterworth –Heinemann, 2009