Цифровая медицинская грамотность

04.08.2025
5 просмотров

Введение

Цифровая грамотность в области здравоохранения (DHL) или электронная медицинская грамотность относится к степени, в которой люди имеют способность находить, понимать и использовать информацию и услуги из электронных источников для принятия решений о здоровье и принятия соответствующих действий. [1]

В своей концептуальной модели DHL, Норман и Скиннер [1] предлагают шесть областей навыков и способностей для эффективного обращения с информацией о здоровье из электронных источников:

  • Традиционная грамотность: базовые функциональные навыки грамотности, например, способность читать и понимать текст, языковые навыки
  • Информационная грамотность: способность знать, как структурированы и используются знания для информирования других людей
  • Научная грамотность: способность размещать выводы, связанные со здоровьем, в правильном контексте
  • Медийная грамотность: способность оценивать медийную информацию и размещать ее в различных контекстах
  • Компьютерная грамотность: способность использовать цифровые технологии и получать доступ к электронной информации о здоровье
  • Медицинская грамотность: способность обращаться с информацией таким образом, чтобы способствовать принятию решений о здоровье

Примечание: Некоторые авторы склонны связывать DHL с Медицинской грамотностью (HL). Дел Джудиче и др. [2] предполагают, что изучение или работа в области здравоохранения ведет к более высокому уровню функциональной HL, и это коррелирует с более высокой оценкой DHL. Однако некоторые исследования показывают, что DHL и HL не следует использовать взаимозаменяемо. [3] Одной из возможных причин этого может быть то, что для этих двух понятий требуются различный и уникальный набор навыков. [3]

Почему DHL важна?

Цифровые технологии в здравоохранении в последнее время становятся более распространенными благодаря своему потенциалу улучшать предоставление медицинских услуг и их результаты. Врачи и пациенты должны обладать электронными навыками и компетенциями для того, чтобы воспользоваться тем, что могут предложить цифровые технологии, и иметь возможность увеличивать контроль над своим здоровьем, получая более полное понимание и управление, связанным со здоровьем. [4] Этот тип информированного и активного участия пациентов является основой модели Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья (ICF) и перехода к персонализированному уходу (PCC), концепциям, выходящим за рамки узкого представления о пациенте, учитывая всю жизнь человека.[5]

DHL в медицинских профессиях

Несмотря на предполагаемую важность цифрового здравоохранения, использование цифровых решений медицинскими специалистами и студентами пока еще не полностью удовлетворяет требованиям. [7] [8] Физиотерапевты осторожны при внедрении цифровых изменений. Среди причин низкого уровня использования электронных инструментов можно назвать недостаточное знание внедренных инструментов и недостаточную подготовку и поддержку. [9] [10] Недостаточная подготовка в области электронного здравоохранения в образовании по физиотерапии часто объясняется негативным отношением к электронному здоровью, что часто связано с отсутствием точного и доказательного концепта с неясными способами его использования. [11] Отсутствие адекватной структуры компетенций для смежных медицинских профессий, которое можно включить в учебный план, должно быть устранено. Однако есть атрибуты, которые требуется преподавать на курсе цифрового здоровья, где цифровое здоровье рассматривается через призму данных, технологий, многодисциплинарной науки, приложения и дисциплинарной перспективы. [12]

DHL в группах пациентов

DHL является важным определяющим фактором равенства в области цифрового здоровья. [13] План действий в области электронного здоровья за 2012-2020 годы определил недостаточную осведомленность о цифровых возможностях как один из барьеров для достижения равенства в области здравоохранения и предложил мероприятия для повышения цифровой грамотности граждан в области здравоохранения. [14] На сегодняшний день равный доступ к медицинской помощи не может быть обеспечен, и один из факторов, способствующих этому, заключается в том, что общая цифровая грамотность населения, наиболее нуждающегося в доступной медицинской помощи, относительно низка. [15][16] Однако проблемы цифровой грамотности, связанные с отсутствием доступа и способности использовать цифровые технологии, не являются единственными вызовами при работе с пациентами и уязвимыми группами. Препятствия на пути к получению выгод от цифровых услуг также связаны со следующими проблемами:

  • Компрометация безопасности, возникающая из-за проблем с конфиденциальностью и недостаток доверия при использовании цифровых платформ
  • Практические проблемы из-за пространственных, акустических и языковых барьеров
  • Недостаток человеческого контакта и недопонимания в ситуациях, когда личные встречи и невербальная коммуникация не могут быть заменены
  • Недостаток осведомленности о том, что доступно и имеет ценность

[13][17]

Клинический итог

Цифровые технологии становятся все более распространенными. Чтобы в полной мере воспользоваться тем, что могут предложить цифровые технологии, врачи и пациенты должны обладать соответствующими компетенциями. Цифровая грамотность в области здравоохранения (DHL) или электронная медицинская грамотность относится к степени, в которой люди имеют способность находить, понимать и использовать информацию и услуги из электронных источников для принятия решений о здоровье и принятия соответствующих действий. DHL связано, но не идентично Медицинской грамотности; оно требует иного набора навыков и ставит уникальные задачи, которые необходимо решать, чтобы пациенты и медицинские специалисты могли извлечь пользу из цифровых услуг.

Ресурсы

Отчет о цифровой грамотности европейских граждан в области здравоохранения

Цифровая грамотность в области здравоохранения среди общего населения - международное сравнение

Комплексное исследование направлений и тенденций в области электронного здравоохранения

Ссылки

  1. 1.0 1.1 Norman C., Skinner H. Электронная грамотность в области здоровья: Основные навыки для потребителей в сетевом мире. J Med Internet Res. 2006 16 июня;8(2):e9. doi: 10.2196/jmir.8.2.e9.
  2. Del Giudice P., Bravo G., Poletto M., De Odorico A., Conte A., Brunelli L., Arnoldo L., Brusaferro S. Корреляция между цифровой грамотностью в области здоровья и обычной грамотностью посредством шкалы цифровой грамотности и реального опыта в системе здравоохранения как прокси-измерение функциональной грамотности в области здоровья: кросс-секционное веб-исследование. J Med Internet Res. 2018 31 октября;20(10):e281.
  3. 3.0 3.1 Monkman H., Kushniruk A., Barnett J., Borycki E., Greiner L., Sheets D. Являются ли грамотность в области здоровья и электронная грамотность в области здоровья одинаковыми или различными? Stud Health Technol Inform. 2017;245:178-182.
  4. Busse T.,Nitsche J., Kernebeck S., Jux C., Weitz J., Ehlers J.,Bork U. Подходы к улучшению цифровой грамотности в области здоровья (eHL) в контексте ориентированного на человека ухода. Int J Environ Res Public Health. 2022 июль; 19(14): 8309.
  5. Håkansson Eklund J., Holmström I., Kumlin T., Kaminsky E., Skoglund K., Höglander J., Sundler A., Condén E., Summer M. "Одинаковое или разное?" Обзор обзоров ухода, ориентированного на человека и на пациента. Patient Educ Couns 2019 Янв;102(1):3-11.
  6. Изображение: <a href="https://www.freepik.com/free-vector/online-doctor-concept-illustration_7709378.htm#query=digital%20health&position=12&from_view=search&track=sph">Изображение от storyset</a> на Freepik [доступ 20-12-2022]
  7. Kuek A., Hakkennes S. Уровни цифровой грамотности медицинского персонала и их отношение к информационным системам. Health Informatics Journal 2020; 26(1):592-612.
  8. Всеобъемлющая оценка знаний и восприятия укрепления телемедицины в эпоху COVID-19 среди студентов-медиков из Пакистана. Front Public Health 2022; 10: 845415.
  9. Postolache G., Oliveira R., Postolache O. Контекстуальный дизайн ИКТ для физиотерапии: к экосистеме знаний и инноваций. EAI Endorsed Transactions on Creative Technologies;17(13):e3.
  10. Blumenthal J., Wilkinson A., Chignell M. Мнения физиотерапевтов и студентов по физиотерапии относительно использования мобильных или носимых технологий в их практике. Physiotherapy Canada 2018; 70: 251–261.
  11. Wentink M., Siemonsma P., van Bodegom-vos L., de Kloet A., Verhoef J., Vlieland T., Meesters J. Взгляды преподавателей и студентов на барьеры и факторы, способствующие обучению электронному здоровью в учебной программе функциональных упражнений и физиотерапии: исследование с фокус-группами. BMC Med Educ. 2019; 19:1–8.
  12. Chevan J, Pak SS, Wilkinson SG, Toole E. Создание основы для содержания в области информационной грамотности в физической терапии через анализ концепции и концептуальное картирование. Journal of Physical Therapy Education. 2023 Марта 1;37(1):24-30.
  13. 13.0 13.1 Kaihlanen A-M., Virtanen L., Buchert U., Safarov N., Valkonen P., Hietapakka L., Hörhammer I., Kujala S., Kouvonen A., Heponiemi T. К цифровому равенству в области цифрового здоровья - качественное исследование проблем, с которыми сталкиваются уязвимые группы при использовании цифровых медицинских услуг в эпоху COVID-19. BMC Health Services Research 2022; 22:188.
  14. Европейская комиссия. Отчет о цифровой грамотности граждан Европы в области здоровья. Октябрь 2014.
  15. Leader A., Capparella L., Waldman L., Cammy R., Petok A., Dean R., Shimada A., Yocavitch L., Rising C., Garber G., Worster B., Dicker A. Цифровая грамотность в городском онкологическом центре: последствия для использования технологий и уязвимых пациентов. JCO Clin Cancer Inform 2021; 5:872-880.
  16. Liu S., Zhao H., Fu J., Kong D., Zhong Z., Hong Y.,Tan J., Luo Y. Текущий статус и факторы, влияющие на цифровую грамотность в области здоровья среди пожилых людей, проживающих в сообществе в юго-западном Китае: кросс-секционное исследование. BMC Public Health 2022; 22:996.
  17. Almeida Fernades L. Цифровая грамотность в области здоровья: прокладывая путь к инклюзивности. Презентация Powerpoint на тему Основы цифрового здоровья, Ноябрь 2022.

Вопросы и комментарии