Введение
Цифровая грамотность в области здравоохранения (DHL) или электронная медицинская грамотность относится к степени, в которой люди имеют способность находить, понимать и использовать информацию и услуги из электронных источников для принятия решений о здоровье и принятия соответствующих действий. [1]
В своей концептуальной модели DHL, Норман и Скиннер [1] предлагают шесть областей навыков и способностей для эффективного обращения с информацией о здоровье из электронных источников:
- Традиционная грамотность: базовые функциональные навыки грамотности, например, способность читать и понимать текст, языковые навыки
- Информационная грамотность: способность знать, как структурированы и используются знания для информирования других людей
- Научная грамотность: способность размещать выводы, связанные со здоровьем, в правильном контексте
- Медийная грамотность: способность оценивать медийную информацию и размещать ее в различных контекстах
- Компьютерная грамотность: способность использовать цифровые технологии и получать доступ к электронной информации о здоровье
- Медицинская грамотность: способность обращаться с информацией таким образом, чтобы способствовать принятию решений о здоровье
Примечание: Некоторые авторы склонны связывать DHL с Медицинской грамотностью (HL). Дел Джудиче и др. [2] предполагают, что изучение или работа в области здравоохранения ведет к более высокому уровню функциональной HL, и это коррелирует с более высокой оценкой DHL. Однако некоторые исследования показывают, что DHL и HL не следует использовать взаимозаменяемо. [3] Одной из возможных причин этого может быть то, что для этих двух понятий требуются различный и уникальный набор навыков. [3]
Почему DHL важна?
Цифровые технологии в здравоохранении в последнее время становятся более распространенными благодаря своему потенциалу улучшать предоставление медицинских услуг и их результаты. Врачи и пациенты должны обладать электронными навыками и компетенциями для того, чтобы воспользоваться тем, что могут предложить цифровые технологии, и иметь возможность увеличивать контроль над своим здоровьем, получая более полное понимание и управление, связанным со здоровьем. [4] Этот тип информированного и активного участия пациентов является основой модели Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья (ICF) и перехода к персонализированному уходу (PCC), концепциям, выходящим за рамки узкого представления о пациенте, учитывая всю жизнь человека.[5]
DHL в медицинских профессиях
Несмотря на предполагаемую важность цифрового здравоохранения, использование цифровых решений медицинскими специалистами и студентами пока еще не полностью удовлетворяет требованиям. [7] [8] Физиотерапевты осторожны при внедрении цифровых изменений. Среди причин низкого уровня использования электронных инструментов можно назвать недостаточное знание внедренных инструментов и недостаточную подготовку и поддержку. [9] [10] Недостаточная подготовка в области электронного здравоохранения в образовании по физиотерапии часто объясняется негативным отношением к электронному здоровью, что часто связано с отсутствием точного и доказательного концепта с неясными способами его использования. [11] Отсутствие адекватной структуры компетенций для смежных медицинских профессий, которое можно включить в учебный план, должно быть устранено. Однако есть атрибуты, которые требуется преподавать на курсе цифрового здоровья, где цифровое здоровье рассматривается через призму данных, технологий, многодисциплинарной науки, приложения и дисциплинарной перспективы. [12]
DHL в группах пациентов
DHL является важным определяющим фактором равенства в области цифрового здоровья. [13] План действий в области электронного здоровья за 2012-2020 годы определил недостаточную осведомленность о цифровых возможностях как один из барьеров для достижения равенства в области здравоохранения и предложил мероприятия для повышения цифровой грамотности граждан в области здравоохранения. [14] На сегодняшний день равный доступ к медицинской помощи не может быть обеспечен, и один из факторов, способствующих этому, заключается в том, что общая цифровая грамотность населения, наиболее нуждающегося в доступной медицинской помощи, относительно низка. [15][16] Однако проблемы цифровой грамотности, связанные с отсутствием доступа и способности использовать цифровые технологии, не являются единственными вызовами при работе с пациентами и уязвимыми группами. Препятствия на пути к получению выгод от цифровых услуг также связаны со следующими проблемами:
- Компрометация безопасности, возникающая из-за проблем с конфиденциальностью и недостаток доверия при использовании цифровых платформ
- Практические проблемы из-за пространственных, акустических и языковых барьеров
- Недостаток человеческого контакта и недопонимания в ситуациях, когда личные встречи и невербальная коммуникация не могут быть заменены
- Недостаток осведомленности о том, что доступно и имеет ценность
Клинический итог
Цифровые технологии становятся все более распространенными. Чтобы в полной мере воспользоваться тем, что могут предложить цифровые технологии, врачи и пациенты должны обладать соответствующими компетенциями. Цифровая грамотность в области здравоохранения (DHL) или электронная медицинская грамотность относится к степени, в которой люди имеют способность находить, понимать и использовать информацию и услуги из электронных источников для принятия решений о здоровье и принятия соответствующих действий. DHL связано, но не идентично Медицинской грамотности; оно требует иного набора навыков и ставит уникальные задачи, которые необходимо решать, чтобы пациенты и медицинские специалисты могли извлечь пользу из цифровых услуг.
Ресурсы
Отчет о цифровой грамотности европейских граждан в области здравоохранения
Цифровая грамотность в области здравоохранения среди общего населения - международное сравнение
Комплексное исследование направлений и тенденций в области электронного здравоохранения
Ссылки
- ↑ 1.0 1.1 Norman C., Skinner H. Электронная грамотность в области здоровья: Основные навыки для потребителей в сетевом мире. J Med Internet Res. 2006 16 июня;8(2):e9. doi: 10.2196/jmir.8.2.e9.
- ↑ Del Giudice P., Bravo G., Poletto M., De Odorico A., Conte A., Brunelli L., Arnoldo L., Brusaferro S. Корреляция между цифровой грамотностью в области здоровья и обычной грамотностью посредством шкалы цифровой грамотности и реального опыта в системе здравоохранения как прокси-измерение функциональной грамотности в области здоровья: кросс-секционное веб-исследование. J Med Internet Res. 2018 31 октября;20(10):e281.
- ↑ 3.0 3.1 Monkman H., Kushniruk A., Barnett J., Borycki E., Greiner L., Sheets D. Являются ли грамотность в области здоровья и электронная грамотность в области здоровья одинаковыми или различными? Stud Health Technol Inform. 2017;245:178-182.
- ↑ Busse T.,Nitsche J., Kernebeck S., Jux C., Weitz J., Ehlers J.,Bork U. Подходы к улучшению цифровой грамотности в области здоровья (eHL) в контексте ориентированного на человека ухода. Int J Environ Res Public Health. 2022 июль; 19(14): 8309.
- ↑ Håkansson Eklund J., Holmström I., Kumlin T., Kaminsky E., Skoglund K., Höglander J., Sundler A., Condén E., Summer M. "Одинаковое или разное?" Обзор обзоров ухода, ориентированного на человека и на пациента. Patient Educ Couns 2019 Янв;102(1):3-11.
- ↑ Изображение: <a href="https://www.freepik.com/free-vector/online-doctor-concept-illustration_7709378.htm#query=digital%20health&position=12&from_view=search&track=sph">Изображение от storyset</a> на Freepik [доступ 20-12-2022]
- ↑ Kuek A., Hakkennes S. Уровни цифровой грамотности медицинского персонала и их отношение к информационным системам. Health Informatics Journal 2020; 26(1):592-612.
- ↑ Всеобъемлющая оценка знаний и восприятия укрепления телемедицины в эпоху COVID-19 среди студентов-медиков из Пакистана. Front Public Health 2022; 10: 845415.
- ↑ Postolache G., Oliveira R., Postolache O. Контекстуальный дизайн ИКТ для физиотерапии: к экосистеме знаний и инноваций. EAI Endorsed Transactions on Creative Technologies;17(13):e3.
- ↑ Blumenthal J., Wilkinson A., Chignell M. Мнения физиотерапевтов и студентов по физиотерапии относительно использования мобильных или носимых технологий в их практике. Physiotherapy Canada 2018; 70: 251–261.
- ↑ Wentink M., Siemonsma P., van Bodegom-vos L., de Kloet A., Verhoef J., Vlieland T., Meesters J. Взгляды преподавателей и студентов на барьеры и факторы, способствующие обучению электронному здоровью в учебной программе функциональных упражнений и физиотерапии: исследование с фокус-группами. BMC Med Educ. 2019; 19:1–8.
- ↑ Chevan J, Pak SS, Wilkinson SG, Toole E. Создание основы для содержания в области информационной грамотности в физической терапии через анализ концепции и концептуальное картирование. Journal of Physical Therapy Education. 2023 Марта 1;37(1):24-30.
- ↑ 13.0 13.1 Kaihlanen A-M., Virtanen L., Buchert U., Safarov N., Valkonen P., Hietapakka L., Hörhammer I., Kujala S., Kouvonen A., Heponiemi T. К цифровому равенству в области цифрового здоровья - качественное исследование проблем, с которыми сталкиваются уязвимые группы при использовании цифровых медицинских услуг в эпоху COVID-19. BMC Health Services Research 2022; 22:188.
- ↑ Европейская комиссия. Отчет о цифровой грамотности граждан Европы в области здоровья. Октябрь 2014.
- ↑ Leader A., Capparella L., Waldman L., Cammy R., Petok A., Dean R., Shimada A., Yocavitch L., Rising C., Garber G., Worster B., Dicker A. Цифровая грамотность в городском онкологическом центре: последствия для использования технологий и уязвимых пациентов. JCO Clin Cancer Inform 2021; 5:872-880.
- ↑ Liu S., Zhao H., Fu J., Kong D., Zhong Z., Hong Y.,Tan J., Luo Y. Текущий статус и факторы, влияющие на цифровую грамотность в области здоровья среди пожилых людей, проживающих в сообществе в юго-западном Китае: кросс-секционное исследование. BMC Public Health 2022; 22:996.
- ↑ Almeida Fernades L. Цифровая грамотность в области здоровья: прокладывая путь к инклюзивности. Презентация Powerpoint на тему Основы цифрового здоровья, Ноябрь 2022.